Ап. Андроник и Иуния . В Деяниях св. тоже почти (Mai IV, 4), что и в славянской минее. Феодорит удивляется, что жена Иуния удостоилась они св. ап. Павла названия апостолом ( Римл. 16, 7 ). Дорофей или Псевдо-Дорофей сделал из Иунии мужа Иуния вопреки Писанию. Впрочем в некоторых Списках послания к Римлянам стоите Иуний, вероятно потому же, что уму переписчиков или кого-либо из древних представлялось несовместимым название апостола с полом женским. В службе Андроник по преимуществу прославляется св. Иосифом песнопевцем и восхваляются чудеса от св. мощей его в его храме. Об обретении мощей его с другими святыми ве Евгениевых сказано 22 февр. Св. Андроник был епископом в Сирмии паннонской и св. Мефодий еп. моравский его отдаленный преемник (сн. 11 мая.) Св. Стефан, патриарх цареградский . По свидетельству Кедрина, император Василий Македонянин причислил младшего своего сына Стефана к церковному чипу. Современник Лев грамматик говорит, что св. Стефан был синкеллом у патриарха Фотия и когда Фотий, по смерти Василия Македонянина († 886), принужден был отказаться от патриаршества, брат Стефана император Лев философ ввел. Стефана в патриархию и епископ Феофан пред Р. Х. посвятил его в патриарха и он, быв патриархом 6 лет и 5 месяцев, по кончине погребене в монастыре сикеллийском ( τ σικλλων), местоположение коего неизвестно (Дю-Канж IV, 161). Итак он рукоположен ок. 17 дек. 886, а скончался 17 мая 893 (Сн. Деян. св. Mai IV, 36. Augusm I. 113. Oriens christ. I. 249. 18 Феодот анкирский и 7 дев . В Деяниях св. (Mai IV. 147) тоже повествование, что и в славянской минее. Оно писано очевидцем Нилом. В начале он говорит: мы будем говорит о том, что сами, изначала живши с мучеником, узнали и очами нашими видели, в средине продолжает (n. 20): тогда мы узнали, что Полихроний был изменник. В конце свидетельствует: «все сие я смиренный Нил с точностию передал вам, боголюбезные братия; я вместе с ним находился в темнице и знаю достоверно все, что ни сообщил вам, всегда заботясь об истине.» И все повествование содержанием своим говорить описателе очевидце.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Мартиниане белозерском . После собора 1547 года житие пр. Мартиниана представлено митрополиту Макарию и он установил ему праздновать. Мощи открыты в 1514 году. В Троицком трефологионе 628 л. 33 есть канон ему – творение инока Матфея. 13 Текст греческий Метафрастова жизнеописания мучч. Ермила и Стратоника издан со списка XI в. в полном курсе Патрологии Мини (Т. 114, стр. 553). Июня 1 память их совершалась в Царьграде в монастыре Спудеев. (Дю-Канж lib. IV. 161). Главы их были в Софии в Царьграде в 1200 году, по свидетельству паломника Антония. Архиеп. Филарет считает их славянами. См. святые южн. 13 января. Об Иакове нисивийском. Буттлер кончину его относит прямо к 350 году к 11 июля, Фесслер в 338 или 350 г. (Instit. II. 12. ). Болландисты (Iul. IV, 28) полагают ее между 350–361 годами. Сведения об нем достоверны, ибо собраны Феодоритом кирским . Житие пр. Иринарха ростовского написано современником старцем Александром. 14 О св. отцах на Синае и Раифе . Первое избиение отцов было при Диоклитиане и патриархе александрийском св. Петре (300–313). Оно описано Аммонием, египетским иноком очевидцем. После посещения св. мест палестинских Аммоний пришел и на Синай, где иноки проводили весьма строгую жизнь. В то время, 14 января, на синайских пустынников напали Сарацыны; одно арабское племя, по смерти своего вождя. В Четьей-Минее они названы Влеммианами (по славянскому переводу глазатые – ( βλμμοι); но Влеммиане напали на раифских отцов с египетского берега в тот же самый день. Раифа – место близ Фарана на восточном берегу Красного моря на два дни пути от Синая. Инок из Раифы, пришедший на Синай, принес известие о сем событии Аммонию. Второе избиение синайских и окрестных подвижников было в V веке и описано также очевидцем монахом Нилом, бывшим прежде префектом константинопольским († 450–456). Оно совершено было Сарацынами, а не Влеммианами, как сказано в месяцеслове импер. Василия. Преп. Нил и сын его Феодул скончались в мире. По кончине телеса их перенесены в Царьград импер.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

По сему вернее с месяцесловом Василия читать здесь в наших святцах Марции вместо Марии. Пр. Анфим (в греч. минеях). В неаполитанском календаре IX в. 6 июня положена память св. Анфима епископа. Мазохий не мало положил труда для решения вопроса: кто был сей Анфим. Он думает, что это был пресвитер мученик римский, что 11 мая в древних римских мартирологах, не справедливо к неополитанском названный епископом. Но, без сомнении, это пр. Анфим пресвитер монастыря Снудеев в Царьграде, что ныне в греческих памятниках. Что он именно разумеется в неаполитанском календаре 6 июня, об этом с достоверностию можно заключать на основании синайского 1 месяцеслова западновосточного также IX века, сей месяцеслов во многом сходен с неаполитанским, в нем 7 июня есть св. Анфим и называется преподобным. Сей святой также находится в западно-восточном криптоферратском Еклогадионе. В цареградском монастыре Снудеев совершалась память Ермила и Стратоника 13 января Дю-Канж IV. 161. Кириак диакон. На западе он считается одним из 14 пособников: к нему прибегают против злых духов. Муч. Кодрат . В медицейских и туринских минеях ныне положена память муч. Кодрата; без сомнения он же в Петровем синаксаре и других 9 июня, в студийских минеях и других 12 июня. В печатных греч. синаксарях он опущен. Кто же сей Кодрат? В студийских минеях 12 июня (Синод. 167) есть служба, по коей он был камнями отягчаем, ногтям стружен, свещами поджигаем, страдал на древе, наконец усечен. Другие мученики с ним слышали ангелов поющих. В евангелии Румянцов. Музея 80 июня 12 показана местность его деятельности или кончины или мощей после кончины: иже в Риндаке – το ν τ Πυνδκ. Тоже в Нанианском месяцеслове XI века с недопискою слова: Риндак. Города Риндака География не знает. Но была река Риндак в Малой Азии; ныне она Лупати или Лупад; в древности она была в Мизии на границах с Вифиниею. В некоторых памятниках смешиваются два лица апостол Кодрат, пострадавший в Магнезии и мученик Кодрат, пострадавший при Декии и Валериане (у нас 10 марта) в селении близ реки Риндака.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Глава VIII. Монастырь Психаитский Житие Иоанна Психаита. Между мало известными обителями Константинополя заслуживает внимания монастырь Богородицы τν Ψιχ, местоположение которого с точностью неизвестно, по полному недостатку сведений о нем. Правда, известен столичный квартал τν Ψιχν, в котором без сомнения и стоял этот монастырь, но беда в том, что и его местоположение неизвестно. Дю-Канж и Мордтманн 362 помещали его в окрестностях форума Константина, значит близь Ипподрома, но напр. Van den Ven полагает, что он стоял вне сухопутной стены, то есть совсем в противоположной части столицы. Основание к приурочению последним исследователем монастыря именно вне стены более или менее гадательное: ни откуда не видно, чтобы τ Ψιχ была монастырем приписным и зависимым от загородного монастыря «Источника». Полагают, что ζωοδχος Πηγ был основан Юстинианом, стало быть τ Ψιχ (Ψικ) мог возникнуть только позже. До какого времени существовал Психаитский монастырь, также неизвестно; Антоний Новгородский (ок. 1200 года) уже не говорит о нем. Ниже, при рассмотрении памятей св. Иоанна, мы встретимся и с другим начертанием имени этого монастыря. Житие Иоанна Психаита (IX в.) 363 составлено было одним из анонимных иноков психаитской обители вероятно спустя значительное время после кончины св. настоятеля, когда память о нем уже стала забываться. Впрочем, один из списков жития (Мюнхенский) относится к X (или даже будто бы к IX) в., поэтому агиограф не мог быть очень удален от времени жизни Иоанна. Автор лично не знал святого; сведения о нем довольно скудны и не свободны по-видимому от беспристрастия. Его литературный язык хорош, однако не без примеси солецизмов (μιερες 115 и пр.) и необычных оборотов (Δ λαβν 117); последовательность в рассказе примерная. Родиною Иоанна была галатская страна Вукелларий, 364 в частности местечко очень известное (οκ σημον), но не поименованное – этою данью агиографической риторической схеме автор сразу обнаружил недостаток своих сведений в отношении биографии своего игумена.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Св. муч. Евстафия анкирского, † ок. 316 г. Вас. Петр. Акад. Мст. Терн. Хил. М. Р. (Остр. и Ап. 346 июля 7. Шиф. Сирм. 1429 июля 29. И621 июля 14. Мил. 31 июля). Св. муч. Акакия при Ликинии, † ок. 321 г. в Милите карийском. Вас. Петр. 241. М. В. (МГр. 88 авг.). Св. муч. Иулиана из Далматии, † при Антонине Пие (138– 161) в Атине или соседнем городе Соре в Италии. Ч. М. (М. Г. 37 янв. †.). Празднество иконы Смоленской пресв. Владычицы Одигитрии. Прислана из Царьрада в 1046 году черниговскому князю Всеволоду Ярословичу. 1621. 1639. 1646. В в. известна служба. Канон монаха Игнатия, после митрополита никейского. Служба. (Абис. у Люд. 7 сент. Иконы Богоматери, писанные Лукою). Праздненство образу пресв. Богородицы Гребневской . 1866. Мес. вс. св. Киев. Мес. Икона сия, бывшая уже чудотворною, принесена в Москву из города Гребени Велик. Князем Димитрием Донским после победы над Мамаем в 1380 г. и доныне находится в Церкви ее имени. (См. Слава Пресв. Владычицы). II. Освящение храма Богородицы в Диакониссовых . ( ν τος Δεκκον -. 240. Сирл. (Тур. 14 мая и 19 ноября. Храм Богородицы в Диакониссовых с женским монастырем между Ириною и Софиею построен Олимпием при Феодосии В., восстановлен после пожара патр. Кириаком † 606 г. Дю-Канж IV. 87). Муч. Дросиды в златоплавильной яме. 1370. Пр. Ирины из Каппадокии, лежащие в монастыре Хрисоволанта в Константинополе, † 921 г. 240. Клар. Пространное житие в Деяниях св. сн. Штадлера. Пр. Павла ксиропотамина, † 820 г. 1370. Афон. патер. III. Седмиезерной смоленской иконы Богоматери. Явилась в XVII в. Находится в Седмиезерной пустыне в 17 верстах от Казани. Сн. 26 июня и 13 октября. Игрицкой смоленской иконы Божией Матери в Игрицком монастыре костромском епархии. Явилось в 1624 г. Смоленской иконы Богоматери в костромском Богоявленском монастыре. Югской иконы Божией Матери в Югской пустыне ярославской епархии. Принесена в 1615 году из Псково-Печерского монастыря старцем Дорофеем. Смоленской иконы Богоматери в Сергиевской Лавре . Явилась в 1730 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Ясно, что он получил поручение свыше, может быть от самого Мануила Комнена, как предполагает Дю-Канж 1934 , и патриарха Луки Хризовера 1935 , подобно тому как впоследствии тот же Мануил и патриарх Михаил Анхиал поручили написать новые толкования Вальсамону, которому, впрочем, были указаны и другие цели. Кроме этих двух главных трудов «истории» и «толкований на каноны» Зонаре принадлежат еще следующие: трактат о том, что не должно двум братьям жениться на одной и той же 1936 , трактат о непроизвольном ночном осквернении 1937 , толкование на воскресные каноны Иоанна Дамаскина , канон Пресвятой Богородице, замечательный тем, что каждая стихира в нем кратко излагает ереси, отвергнутые помощью Богородицы, начиная с Ария, Савеллия, Манихеев, Маркионитов и оканчивая Италами (латинянами) 1938 , слово на крестопоклонение, житие св. Сильвестра, воспоминание на сретение Спасителя и на Софрония Иерусалимского 1939 . Приписываемые Зонаре письма приписываются также и Михаилу Глике 1940 , а приписываемый ему литературный лексикон, в основание которого положен лексикон, приписываемый Кириллу Александрийскому , по новейшему предположению принадлежит, вероятно, монаху Антонию (Мелиссе) 1941 . Есть известие, что Зонара писал против латинян 1942 . Такое множество трудов невольно заставляет предполагать долгую жизнь: Зонара, вероятно, умер в глубокой старости. Нет ничего невероятного в том, что под конец своей жизни он переселился из монастыря св. Гликерии на Афон 1943 . Итак, мы видим, что Зонара был высокообразованный человек, обладавший глубокими познаниями в истории и юриспруденции. Но вместе с тем это был и великий характер, отличавшийся аскетической строгостью жизни, независимостью суждения и гуманностью. Хорошо знакомый со светской жизнью и недостатками современного ему общества, он в своей истории и толкованиях не только бичует пороки и распущенность даже в самих императорах, но и порицает тиранию и раболепство. «Теперь царская власть, говорит он в толковании на 28-е правило Халкидонского собора, перешла в тиранию, а сенат стеснен и потерял свое значение» 1944 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

В месяцеслове Василии нет мучеников 3628 ни 2, ни 4 сентября. В стишном же прологе сказания разных редакций прологов об о них и тех же мучениках повторяются нередко. 3 Священномуч. Анфим . Четья минея от различных писателей. В Деяниях св. (Apr. III. 482 et 60) помещены древние мученические акты, которые имел в виду Метафраст и которые представляют сведения, согласные с нашею четьею минею. Ближайший свидетель мученической кончины его есть Евсевий (кн. 8 гл. 6 и 13). Император Иустиниан построил ему великолепный храм на противоположном берегу Рога, украсив его мрамором и золотом. (Дю-Канж IV, 180). Лев Великий создал храм ему близ Ксиронирка (Bandurii 719). Месяцеслов Василия о св. главе его говорит, что в то время она [в X в.] лежала в Никомидии, производила много чудес и постоянно произращала власы. Святой пострадал в 302 или 303 году, сентября 3 по Метафрастовым актам. В Пасхальной Хронике под 19 годом Диоклитиана (это год кончины св. Анфима; Диоклитиан с 284 года) приведено извлечение из письма св. муч. Лукиана в Антиохийцам о кончине св. Анфима (Ог. christ. I. 583. Pamrol. cursus compl. Т. 115. 171). Священномуч. Вавила . В Деяниях св. (Iul. IV. 16) в истории патриархов антиохийских доказывается, что св. Вавила пострадал при Декии в 250 году 24 января (день его кончины выводится из похвальных слов Златоуста), а 4 сентября, вероятно, было принесение мощей его; там же дается ответ на критику Тильмона об актах св. Вавилы и утверждается, что один был Вавила, еп. антиохийский, а другого епископа мученика не было, что причина явления другого Вавилы заключается в неверном сказании александрийской Хроники, что, по Кедрену, был мученик Вавила при Нумериане в Антиохии, но не епископ антиохийской. Никифор (Ц. Ист. кн. 6, гл. 33-) говорят, что Нумериан распял Вавилу, епископа антиохийского за то, что сей обличал его, когда он вошел в церковь христианскую и осматривал ее, но сам Никифор (в следующей 34 главе), перечисляя епископов антиохийских, преемников первого Вавилы, опускает второго Вавилу, который бы должен быть при Нумериане.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

бес. 17) и другие о других местах. (См. о сем у Барония Рим. Март. 21 дек., у Тильмона I. 355, Примеч. к Узуарду 21 дек.). В древних западных мартирологах 3 июля положена память принесения мощей ап. Фомы из Индии в Едессу. Здесь построена была во имя его великолепная церковь и из отдаленных стран предпринимались сюда путешествия. О сем храме говорят Сократ (IV, гл. 18), Созомен (VI, 18), о перенесении мощей Руфин (кн. II, гл. 5) и другие. Так как известно, что и в Индии есть еще мощи св. ап. Фомы; то должно разуметь о перенесении части мощей в Едессу (см. о сем у Барония Р. М. и в Примеч. в Узуарду Селье 3 июля). Рабан один местом страдания его называет город Каламию. Храм ап. Фомы, пишут, создан в Царьграде Аманцием сановником при импер. Анастасии (491–518). Bandurii 687. Сн. 1 сент. пожар. Или Аманций восстановил прежде бывший храм или Феодор чтец определяет местность позднейшим именем. 7 Мучч. Сертий и Вакх . В Деяниях св. (Oct. 833) пространное историческое исследование, в конце коего помещены двои акты: одни латинские, другие Метафрастовы, имеющие один первоисточник, написание же первого жития издателя полагают в конце 5 или в начале 6 века. Память сих мучеников издревле весьма чтилась на всем востоке и к мощам их многие совершали путешествия. Феодорит в своем сочинении: врачевание еллинских страстей (гл. XI) говорит об ежегодном праздновании Сергию. В том же 5 веке Александр, иерапольский епископ, выстроил великолепную церковь в честь сих мучеников. Им в начале 6 века построена была церковь в Царьграде Иустинианом В. до воцарения (до 527 г.) за чудесное спасение его чрез них из темницы (Дю-Канж IV, 135). В сей церкви были главы их, которые видели русские паломники: Антоний в 1200 году (стр. 164) и Стефан новгородец ок. 1350 года. Иустиниан укрепил город Ровафу, где пострадал св. Сергий и где были мощи его. Евагрий (Ц. Ист. IV. гл. 38) говорить, что Хозрой царь персидский (5З2–579) подступил к Сергиополю (т. е. Розафе или Резафе). Малочисленные жители, укрепившиеся в сем городе, выдали ему все драгоценные вещи, дабы он пощадил город; оставалось только одно сокровище – все святые мощи победоносца мученика Сергия, почивавшие в продолговатой обложенной серебром раке.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

(Binterim V, 453). 9 Муч. Севириан . В Деяниях св. (Sept. III. 355) после исторического исследования помещено описание его страданий, сходное с Метафрастовым; оно короче его и носит на себе следы судебных записей: простоту и краткость изложения. У Метафраста прибавлена история его мощей. В греческом тексте Метафраста говорится, что св. мощи его чрез 15 лет перенесены по указанию орла, несшего венок с гроба на гору по смерти уже раба, присидевшего им в селении, и что положенные на прекрасном месте горы они доселе производят многие чудеса и исцеления. Из актов видно, что мученик родом не из Севастии, но из другого места малой Армении или смежной ей области. Он пострадал в одно гонение с 40 мучениками, которых возбуждал к подвигу, но спустя полгода; ибо те пострадали 9 марта, а сей 9 сентября по актам. В стишном прологе и у Никодима он называется великомучеником. Греческий текст Метафраста находится в полном курсе Патрологии Миня (Т. 115. 639). У Бандиния в каталоге лаврентиевой библиотеки (р. 514) показаны третьи акты мученика: Μαξιμιανο τσ Κιλικασ ηεμονεοντοσ. 10 Муч. Минодора и дружина . Вь Деяниях св. (Sept. III. 489) после краткого предисловия, в коем между прочим доказывается девство мучениц против Тильмона, отвергавшего его на основании молчания месяцеслова Василия и прологов, помещена жизнь сих мучениц Метафрастова, которая и в славянской минее и которою ясно доказывается девство их. Теплые воды в Пифиях были в той же Вифинии. Здесь после импер. Иустиниан (527–565) построил дворец, больницу и храм арханг. Михаила (Дю-Канж IV, 178. сн. 4 февр. о Никите в Пифиях). Муч. Варипсав . В Деяниях св. (Sept. III. 494) после исторического исследования о св. Варнипсаве, где доказывается древность предания о сохранении крови Спасителя, которое восходит ке X веку (оно есть в месяцеслове Василия), помещена история сей крови Спасителя на греческом и латиском языке не известного автора. Содержание ее следующее: во время страдания Иисуса Христа на кресте некто Иаков принял истекшую из ребра Его кровь и воду в тыкву и после хранил ее у себя, налив на верх ее деревянного масла, дабы не знали, что в тыкве кровь, и чрез елей производились многие исцеления; по кончине его сия тыква перешла в двум благочестивым мужам пустынникам, которые сперва не знали о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В константинопольском евангелии у Морчелли о чтении евангелия 1 июля сказано: писано прежде 1 ноября на память их же ( εισ μνμην τν αν; это не говорит в пользу того, что именно одни и теже святые воспоминались и 1 июля и 1 ноября, как думает Мартынов; τν ατν – тех же значит бессребреников и выражает мысль евангелия читаемого бессребреникам вообще, а не мысль единства самых бессребреников. Первого же ноября об евангелии сказано: оно же читается и на память св. Григория чудотворца . Посему самые песнопения: стихиры и каноны так общо написанная, что идут ко всем трем двоицам, переставлялись в разных минеях разно 1 июля и 1 ноября, а в студийском стихираре 1152 года 1 июля сказано: вся служба писана 1 ноября. И в позднейшее время Венедикт из русской Киновии на Афоне составил службу всем бессребреникам вообще. (См. Никод. синакс. 17 окт.). Сведения о праздновании памяти аравийских или киликийских святых, мощи коих находились в Кире сирийском городе, восходят к 4 веку – (в веку их мучения по созванию самых издателей Деяний; ибо в 5 веке Феодорит кирский говорит, что в его время уже была церковь во имя их в Кире, конечно выстроенная ранее его. Впоследствии в 6 веке император Иустяниан выстроил в забытом Кире новую великолепную церковь над их мощами и самый город сделал славным. Что касается до празднования сим святым в Царьграде; то сведения о сем восходят в первой половине 5 века. В царствование Феодосия младшего (408–450) к Царьграде построены были: церковь бессребреникам, но неизвестно которым, патриархом Проклом († 447) в Зевгме, и монастырь Павлином магистром на берегу залива во Влахернах, на месте так называемом Павлиновым, где совершались многие чудеса. Храм в сей обители восстановлен был императором Иустинианом по случаю исцеления его бессребрениками от смертной болезни (Дю-Канж IV, 182). В стишном прологе, составленном в 12 веке, 1 июля в конце сказания о римских мучениках говорится: совершается собор и праздник в святейшем храм их, находящемся на месте называемом Павлмновым.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010