Это предание об Иувеналии записано 2 июля в месяцеслове импер. Василия X века, автор коего, если не сам император, то житель Царьграда, без сомнения, на основании достоверных источников знал о погребальных пеленах во Влахернском храме. Подробно же о сем говорит историк Никифор Каллист (Сн. заметки 2 июля). Естественно посему, что в Царьграде при Маркиане и Пульхерии (450–457) совершалось празднество Успения Божией Матери, о котором наглядно говорили погребальные пелены ее. По стишным прологам видео, что праздник Успения совершался во Влахернском храме. Трудно представить, чтобы в Царьграде, который Константином В. поручен покрову Богоматери, в котором ей построен был не один храм самим Константином (например: Богородицы Жезл от жезла Моисеева в нем, Богородицы в Сигме , Дю-Канж IV, 96) и три храма Пульхериею (во Влахернах, в Халкопратии и Одигитрии) не было празднуемо успение ее в IV или по крайней мере в V веке, когда праздневались дни кончины многих святых. Не справедливо мнение некоторых западных ученых, на свидетельстве историка Никифора утверждающееся, что в первый раз праздник Успения введен императором Маврикием (592–602). «Император (Иустиниан), говорит Никифор, установил, что – бы во всем мире чтился как праздничный день Сретение, так как Иустин тоже сделал в отношении к св. Рождеству Христову, а не долго спустя Маврикий повелел, чтобы Успение пресв. Богородицы праздновалось 15 августа (Кн. VI, гл. 28). Слова Никифора надобно понимать так, что Мавритий сделал сей праздник более торжественным, как подобное доказано было в отношении к Иустиниану и празднику Сретения (2 февраля), а главное Маврикий установил определенный день празднования 15 августа. Прежде сего некоторые праздновали Успение в январе: так в древнем римском Иеронимоном мартирологе Успение (depositio) Богородицы показано 18 января, а 15 августа опять взятие на небо (assumptio). Григорий Турский († 594), повторивший восточные сказания о преславном чудесном восшествии Богоматери на небо (de gloria mart), говорит, что оно во Франции праздновалось в 11 месяце т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Законник утвержден в мае 1349 г. (Прим. 297). Но в том же 1449 г. ц. Душан уже при патр. Савве утверждает земли за храмом введения. (Аврамовича памят. 12 Григоровича стр. 49. 50). До древнему уставу «сент. 3 престависе прь вы патриархь Иоанникие». (Гласник XI, 193). Итак блаж. Иоанникий скончался сент. 3-го 1349 г. После того ясно, что св. Иоанникий был в сане патриаршем три года с половиною и в сане архиепископа около семи лет, а в сербских поздних заметках (гласник VI, 42. XI, 161) несправедливо сказано, будто святительствовал он 16 лет. После того не можем ничего сказать о том, что будто п. Иннокентий в 1354 г. писал к ц. Душану и к патр. Иоанникию об унии, о чем говорит Дю-Канж. Мощи св. Иоанникия покоятся в Печском храме, в прекрасной мраморной гробнице. Зап. геогр. общ. XIII, 174. 309 Переводим текст по изданию Раича IV, 243. Церковные статьи законника рассмотрены при пособии грамот Крестичем, в гласнике XI, 204–261. Шафариково сравнение законника с чешскими и другими юридическими обычаями – в чтен. общ. ист. 1846 г. в гласнике 11, 97–155. 311 Выражение сп. 1390 г. «кто не имать бащины» в сп. 1701 г. пояснено словом: «сирома». Кто не имел батяковщины, т. е. родовой и наследственной собственности, назывался сиротою. Другой закон: «сирота горшечник – свободен, как и поп», т. е. если горшечник не имеет родовой земли, где бы мог добывать глину, то он свободен от повинности за ремесло, как и священник. 312 Так по изданию Шафарика ст. 13–16. 36. 37. У Раича в ст. 39 смысл закона довольно изменен. Грамота 1348 г. Призренскому монастырю: „быть только игуменству – и общему житию. Игумен сидит на соборе за одним столом с игуменами св. Стефана (банским). Пандократора (дечанским) и забродским. Игумен ставится не иначе, как из киновии, кого изберут патриарх и царь с согласия монастырской братищ если же не найдется способный, взять из Хиландаря. Игумен не сменяется, разве по великой вине... Когда приходит (на праздник) в монастырь патриарх, дарится ему конь и когда ставит игумена, также дарится конь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

родился в 775 году; был в монашестве 50 лет. Первое место иноческих подвигов его была обитель исихия вертограды в Византии; в подлинном: обитель сухого вертограда ( μνη το ξηροκηπου). В подлинном житии говорится, что, опасаясь поставления в игумена, он предался бегству и, переплывши в Опсикию, убежал в обитель кафаров. Опсикия ( Οψκιον) местопребывание или округ воинского легиона в Никее в около ее; в этой области был и монастырь чистых или кафаров, а не в Византии, как думает Дю-Канж и как говорится в четьей минее. Места заточения святого была: обитель Фанеева (в подлиннике: монастырь убийцы у Стена ( μνη το φονος κατ τ Ζτνον) на берегу пролива между Византиею и Понтом, вероятно обитель благоразумного (разбойника), обитель Кикловеева ( το Κυκλοβου) неизвестная, темница числ, не упоминаемся в прологе и слав. минее т. е. военная геммица, ибо числами (numeri) назывались легионы, Протильский град собственно протильский лагерь, тоже неизвестный, Афусия остров блик острова Прокопнеса или Прпицева, иначе Офиусса. Пр. Виссарион . В Деяниях св. (Jun. 299), как и в слав. минее, из Достопамятных Сказаний (см. 51 стр. изд. 1845 на русск. языке) и Лавсаика (§ 101 во русск. пер.). Так как преп. Виссарион видел пр. Герасима на Иордане († 475) и был учеником Исидора Пелусиота († ок. 436 г.) и скончался в глубокой старости; то смерть его должно отнести к концу 5 века. 7 Св. мучч. жены: Кириакия, Калерия, Мария . В прологе и минее и в Деяниях св. (Jun. I 622) по месяцеслову Василия; но в нем и других греческих синаксарях Мария названа Марциею ( Μαρκα). В прологах, которые позднее месяцеслова Василия, Петровом, редакции месяцеслова Василия и стишном не три, а пять жен: Мария, Марии и дружина их: Кирия, Калерия, Мария, но сказано об них согласно с месяцесловом Василия. Стихословие относится также к 5 женам. В стишном прологе и у Никодима Калерия называется Валериею. Вероятно, что в месяцеслове Василия неупоминаемые ныне Марфа и Мария перенесены на 8 февраля и соединены с 8 февраля и соединены с отроком Ликарионом, что у нас 6 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

минее. В Константинополе в честь святой был храм, где торжественно совершалась память ее; он был в Пере близ церкви муч. Конона. Тело ее было перенесено в Царьград при Константине Копрониме (741–775. Дю-Канж IV, 150). В церковных песнях мощам ее приписываются бесчисленные чудеса. Болландисты выразили сомнение касательно полной достоверности жития на том основании, что Диоклитиан не имел сына. Св. Димитрий отвечает на это замечанием, что это сын усыновленный конечно для того, чтобы передать ему царство. Св. муч. Силван и дружина . В прологе о нем из мес. Василия. В Деяниях св. (Mai I. 468) из месяцеслова Василия и Евсевия. Евсевий современник мучеников говорит, что Силван осужден был на работы в рудокопнях Фена. Фена города ищут некоторые в пустой Аравии, по Евсевию он в Палестине. Силван после по неспособности уволен от работ и наконец с 39 другими обезглавлен в тех же рудокопнях Фена. (Ц. Ист. I. 495 и II. 19. 44 по русск. переводу). Никодим в синаксаристе 14 окт. место рудокопен называет Зоорами ( Ζωρους), говорит, что он сделан уже в рудакопнях епископом, что выходит и из повествования Евсевия, что пострадавшие с ним 40 мучч. частию были из Египта, частию из Палестины. В мес. Василия и некоторых других св. Силван воспоминается 5 ноября – это день осуждения его на работы префектом Урбаном. В прологе он называется епископом кесийским т. е. кесарийским по месту осуждения его, а поместу служения он газский или около Газы. Муч. Алвиан . В месяцеслове Василия и других он называется Олвиан, что значит: богатый ( λβος). Никодим в синаксаристе 29 мая говорит, что св. мощи его творят чудеса, как то пишется в обширной его истории, которая ученому миру неизвестна; из второго сказания месяцеслова Василия (29 мая) о том же муч. Алвиане видно, что он мучен игемоном Юлием, что после первого мучения брошенный в темницу замертво исцелен был явлением ангела. У Никодима правителями Азии, при коих пострадал св. Олвиан, называются Юлий Секст и Элиан. Анея была в провинции Азии под митрополиею ефесскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Пр. Петр в Атрое. О сем святом доселе ничего не было известно. В отношении к нему нами сделаны следующие открытия: в рукописных слив прологах редакции месяцеслова Василия так об нем говорится: памяти о. н. Петра, иже в Атрои, иже бысть при царстве Никифорове и святительствующему Тарасию 239. 247 и пролог 1425 синодальные и другие). В Синаксаре Хлудовской служебной южнославянской минеи в. (А° 144) об нем такое сказание: Сьи беше при царствии Никифора и Ставракие царей хр. и от самие утробы Богови освящен бысть, постом и бодрою молитвою преспевая великих чудес бысть слуга, тем и реку Алин не мокренно прешед; натолице бо тело железною тяготою удручи, ако сень токмо мнящиим видети, сице Богови угодив на небеса преставися. Подобное сказание находится в греческом Петровом прологе XI в. у преосв. Порфирия. Атрою удалось найти у Кедрина в жизни Константина IV (779–797). Когда Ирина мать устранила его за происки от царствования; то армянские воины, а за ними и другие, собравшись в Атрое , объявили его царем. Из описания сего бунта легионов против Ирины у Зонары видно, что бунт был в Малой Азии, следовательно там была и Атроя. Тоже видно из проложного сказания о Константине синадском (26 декабря), в котором есть нечто сходное со сказанием о Петре атройском. Константин из Иудеев по принятии хриртианства удалился на гору Олимп (не известно, ликийский или вифинской), оттуда ходил в Миры ликийской, на о. Кипр, возвратился в Атталию (а не Италию, как в слав. прологе, но не известно какую: памфилийскую или лидийскую). Здесь переходит ногами глубокую реку , оттуда, прошед многие места, возвратился на Олимп, с коего перешел за 8 лет до кончины в Атрою . Река Алинь в сказании о пр. Петре, вероятно есть Галис, протекающая чрез Каппадокию и Галатию и впадающая в Черное море (ныне Кизиль-Ирмак. Αλυσ, винительн. Αλυν). В греч. минеях и у Никодима ошибочно ныне Атроя пишется Агреею. В греч. Минеях память его еще 3 января: пр. о. н. Петра знаменоносца у св. Захарии атройского лежащего ( ν τ γω Ζαχαρα τσ Ατρασ). Дю-Канж не справедливо думает (Consm. christ. IV 105), что это монастырь прор. Захарии в Царьграде и что в слове: Атроя списка. Никодим (3 янв.) не справедливо считает сего Петра за одно лице с епископом аргосским Петром (3 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

I). Но достовернейшие акты, известные под именем Иоанна Дамаскина и другие, находящиеся в древнейших кодексах, утверждают, что она увенчалась мученичеством в Никомидии; что касается до времени, то, кажется, повреждены кодексы, которые относят ее ко временам Максимиана. Достовернейшие акты, которые мы имеем в нашей библиотеке и которых начало: после импер. Александра Максимин (235–244), свидетельствуют, что она пострадала при Максимине, преемнике Александра, и что обучена св. письмецам Оригеном . Доселе Бароний. Ассемани продолжает; но месяцеслов Василия свидетельствует (4 дек.), что она пострадала при импер. Галерие Максимиане (ок. 306 г.), быв усечена своим отцом Диоскором; тоже и в прологе греческом, там и здесь говорится, что она была с Востока, что по-видимому, более относится к Илиополю финикийскому, чем к Никомидии. Илиопольцы считают ее за свою. Близ Едессы месопотамской был древний монастырь во имя св. Варвары и проч. (Cal. un. eccl. Т. V. 408). Канон, написанный ей Стефаном палестинским, говорит за тоже. Морчелли и Бутлер соглашаются в общем с мнением Ассемани. У Фабриция перечислены 8 актов (edim. Harles. X. 203). Метафрастовы акты на греч. языке изданы в полном курсе Патрологии Миня (Т. 116. 302). В Царьграде церковь во имя ее построил импер. Лев Мудрый (886–912). В ней были и мощи ее. Но они яко бы перенесены в Венецию в 991 году (Дю-Канж IV, 144), вероятно часть их. Известно, что «дочь греч. императора Алексия Комнина, по имени Варвара, бывшая в супружестве за В. кн. киевским Святополком – Михаилом, принесла их Царьграда мощи своего ангела, св. великомуч. Варвары, которые положены были в Киево-Михайловском монастыре, в церкви сооруженной Святополком (в 1168 г.), где открыто почивают и доселе». И. Р. Ц. Преосв. Макария Т. II. стр. 228. Изд. 2. Сн. Штадлера (Heiligen – Lexicon). На западе призывают ее в буре и в опасностях от огня. Она считается покровительниею артиллерии. Св. Иоанн Дамаскин . В слав. минее сокращение жития Ионна Дамаскина, составленного Иоанном патриархом иерусалимским.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Чудо арх. Михаила на Афоне в Дохиаре, основанном св. Евфимием в 9 веке, описано в Афонском патерике (Ч. 1. стр. 157). Муч. Евдоксий и дружина. Деяниях св. (Sept. II. 507) после истороч. исследования сказание Метафрастово. В месяцеслове Василия говорится, что Ромил, начальник импер. стражи, сперва советовал Траяну отправить 11,000 воинов в Галлию (по толкованию Барония в Галатию) и принудить к идолопоклонству, но после сам раскаялся и умер мучеником ок. 107 или 115 года, ибо император в сии годы был на востоке. Из сего можно видеть, что составитель месяцеслова Василия имел другое сказание, древнейшее Метафрастова. Страдание же Евдоксия и дружины его Бароний относит в 311 году. Почему соединены здесь мученики разных времен, издатели не решают; вероятно, потому что замучены в одном месте в Мелитине армянской. В Константинополе построен был храм Евдоксию весьма рано Евдоксием префектом при Константине В. или, по крайней мере, при Феодосии младшем. (Дю-Канж IV. n. 38). В древнейших календарях стоит имя одного Евдоксия, наприм. в Константинопольском IX века, в Син. 1. Канон восхваляет одного Евдоксия и не говорит даже о его собственной дружине. Мучч. Фавст, Авив и дружина . В месяцеслове Василия сказано, что сии 13 мучеников пострадали в одно гонение с Фабианом римским папою и Александром иерусалимским. В слав. прологе об них два сказания ныне (см. Кириака и Фавста). Второе сказание по месяцеслову Василия, но в месяцеслове Василия 13 мучеников считается со включением Фавста и Авива; тоже видно из имен сих мучеников в греческих минеях. В нашем прологе Кириак на стежительный есть Кириак димот ( δημτησ) – гражданин. В греческих прологах стишных и древнейших славянских всем мученикам мужам даны прозвания по званию их: Фавст пресвитер, Вив или Авив диакон, Дионисий чтец, Кириак аколуф, Андровик или Андрей воин, Фефктист корабелыцик, Макарий гражданин (Хлуд. 144), Андрей курокториан (Хлуд. 144), Сарапамвон сенатор, Кириак другой димот или гражданин, Андропелагия, Фекла, Калодота 13. 7 Муч. Созонт. В Деяниях св. (Sept. III. 14) после исторического исследования помещены мученические акты, отличные от Метафрастовых, но в главном и в большей части сходные, в которых допросы а ответы мученика взяты из нотариальных записей и след. самые акты составлены лицом, близким к временам мученика. Из них видно, что до крещения он назывался Тарасием. В актах мучитель правитель Киликии называется Максимианом, в месяцеслове Василия и других Максимом. Издатели полагают, что это Нумерий Максим, бывший правителем Киликии в 304 году. Никодим относит процветание мученика к 288 году. В прологе по месяцеслову Василия; но неверно место рождения мученика названо в мес. Василия Ликиею, в прологе Ликаониею, по актам это Киликия, где был приморской город Помпеополь, в древности Солы ( Ζλοι). По актам св. муч. Созонт скончался 7 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Это последняя жертва отступника убитого в битве с персами. Наставник Дометия был по прологу Авгарь, по минее Уар – одно и тоже имя. В пасхальной хронике (ed. 1687 ап. 297) говорится, что Иулиан, отправляясь на войну с персами и проходя чрез Киррестису, увидел пред пещерою множество народа, ожидающего исцелений от св. Дометия, велел закласть его в пещере. Итак справедливо в каком Римском мартирологе у Адона, Узуара и Вандельберта (5 июля) показана кончина Дометия в Сирии (см. атлас Шпрюнера табл. 25). Св. перс Дометий постепенно подвигался на встречу отступнику с востока на запад чрез Нисивию, Феодосиополь в область Кирресгику или пределы Кирра. В месяцеслове Василия 23 марта и 7 августа поставлен не сей Дометий, а Дометий из Фригии, во время игр укоривший Иулиана и после мук усеченный мечем, а преподобный Дометий перс поставлен 4 октября. Память Дометия перса 7 августа находится в древнейшем календаре Неаполитанмком (depositio S. Dometii confessoris). Но, по всей вероятности, истинный день его кончины 23 марта. В сей день помещено житие его в супральской минее XI века, а в одной из греческих четьих миней XI века (синод. библ.) 24 марта. Известно, что Иулиан отправился в поход против персов раннею весною, а умер от раны с 26 на 27 июня. По супрасльской минее мощи преподобномучеников лежали в пещере, заваленные камнями близ Курестеня града 2 года. У одного путешествовавшего купца верблюд сломал около того места передние ноги, но, попав ногою в пещеру, был исцелен. По сему случаю припомнили о месте кончины святых и изнесли мощи их из пещеры с честию. В Константинополе существовал во имя пр. Дометия монастырь при патриархе Мине (Дю-Канж IV, 123). По свидетельству Никодима полное житие Домегия находится на Афоне в Великой лавре под заглавием: νεγκε μαν Περσν χρα; оно неизвестно в печати. Пр. Ор . Известия об нем – в Лавсаике Палладия (гл. 9) и в Достопамятных сказаниях. Росвейд совершенно несправедливо причисляет его в оригенистам, а потому неосновательно издатели Деяний изглаждают из лика святых того, кого Бог сам прославил (Aug.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

на 36 году царствования Иустониана, в 562 р. (Дю-Канж III. 2. Bandurii II. 770–777). Но с 24 числа, в которое сначала праздновалось (см. прологи Соф. и др.), перенесено на 23 декабря ради навечери Р. Хр. Это празднество было двудневное: 22 декабря оно начиналось отверзением дверей Софии и хождением около нее со свещами. 24 Св. Евгения . Бароний бросает тень на достоверность актов ее потому главным образом, что Филиппа отца ее нет в епископах александрийских ни у Евсевия, ни у Никифора. Впрочем Рабану уже известны были ее акты. Что касается до памяти ее; то она есть в древнейших мартирологах: у Иероннна и Беды, а Прот и Иакинф в Бухериарском календаре IV века. В пятом веке, как свидетельствует Авит Вьенский, была славна память их в церкви (сн. Бутлера 25 дек.). Впрочем Бутлер касательно времени мучения их сомневается, потому что в календаре Либерия упоминается Василла, вероятно, из дружины Евгении, пострадавшая 22 сентября 304 года, следовательно при Диоклитиане, но это не есть еще твердое доказательство; могла быть не одна Василла; о Проте и Иакинфе говорится в стихотворениях папы Дамаса (сагт. 27). Гробы их открыты при сем папе в 366 г. и над ними выстроена была вскоре церковь . В настоящее время мощи Прота почивают в Риме в церкви I. Предтечи у Флорентинцев, мощи Иакиафа в церкви ап. Павла остийской, мощи Евгении в церкви 12 апостолов, мощи Василлы в церкви Пракседы. Рождество Христово . Древнейшее свидетельство о сем празднике находится у Климента александрийского († 217 г.): есть такие, которые остроумно определяют не только год, но и день Рождества Господа, говоря, что оно было в 28 год царствования Августа 25 Пахона (9 мая). Последователи же Василида празднуют и день его крещения, проводя всю предыдущую ночь в чтениях. Они говорят, что оно было в 15 год Тиверия 15 числа месяца Туби (12 янв.), другие, что оно было 11 числа того месяца (8 янв.), а есть и такие, которые говорят, что он родился 24 или 25 Фармуфия (19 или 20 апреля. Strom. lib. I. 349. ed. Potteri).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Об убиении Артемия Юлианом свидетельствует современник известный языческий историк Аммиан Марцеллин (кн. 22, гл. 2). В славянской минее сведения об Артемии из Метафраста, который пользовался житием Иоанна монаха, о побочных же исторических событиях из Феодорита, Сократа, Созомена и других. Полное Метафрастово житие на греч. языке издано в полном курсе патрологии Миня (X. 115. стр. 1159). По древнему житию Иоанна монаха св. Артемий усекнут 20 октября в пятницу пред походом Иулиана в Церсию. Штадлером и Мюллером на Болландистами кончина его полагается в 363 году в июне; но в июне уже сам Юлиан погиб (см. 7 авг.), а поход из Антиохии начался с ранней весною; по видимому вернее показание жития, что Артемий усечен 20 октября 363 года, начинавшегося с сентября, и не ранее 802 года; ибо в сем году Юлиан прибыл в Антиохию; но пятница ни в 362, ни в 363 году не падает на 20 октября, итак и в житии в означении дня кончины погрешность. Мощи Артемия, испрошенные у Юлиана Аристою диакониссою антиохийскою, посланы в Царьград непосредственно по кончине, но где положены были первоначально, неизвестно. После они перенесены в храм Иоанна Предтечи, построенный импер. Анастасием (491–516), который и стал называться храмом Артемия (Дю-Канж IV, 119). 21 Пр. Иларион Великий . В Деяниях св. (Oct. IX. 16) после обстоятельного исторического исследования помещено житие его, Иеронимом тщательно написанное спустя 20 лет после его кончины на основании сведений, собранных сим отцом на месте подвигов Илариона от его современников учеников; в нем все согласно с историею и топографиею тех мест. Житие его было написано еще Епифанием кипрским , с ним беседовавшим, но оно было кратко. Иеронимово же житие в 390 году переведено Софронием на греческой язык и как подлинник, так и оригинал весьма распространены были на востоке и на западе и дошли до нас не поврежденными. В Деяниях ср. кроме того собраны сведения о перенесении мощей Илартона из Палестины на запад при Карле В., об, иноческой одежде Илариона и его учеников, о его правилах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010