Заканчивая свои главы о соборах, или лучше сказать – против соборов, Де-Местр ощущает необходимость торжественно заявить о своем совершенном православии. Хотя он заявляет притязание на это, но конечно не достигает своей цели; и мы немного читали книг, переполненных, подобно его книги, ересями, историческими заблуждениями, педантизмом, гордостью и невежеством. Наконец, чтобы никто не сомневался в его православии, он снисходительно соглашается, что известные обстоятельства могут сделать соборы необходимыми. Это полусогласие, которое с его стороны есть лишь новое противоречие, может ли загладить то, что он наговорил ложного, бессвязного, оскорбительного об этих святых собраниях? «Быть может, французы не знают, присовокупляет наш ученый писатель, что все, что только можно сказать наиболее разумного о папе и о соборах, уже сказано двумя французскими богословами». Вслед за тем он приводит недостаточно правильную ссылку на Дю-Перрона, и несколько строк Томассена. Томассен заявляет, что не должно спорить о том, выше или ниже собор папы; а Дю-Перрон говорит, что папа непогрешим, коль скоро признает себя таковым. Если бы мы судили об этих двух богословах на основании текстов, которым удивляется Де-Местр, то мы имели бы самое жалкое понятие о них. Но мы слишком хорошо знаем их, чтобы не уважать их. Достаточно прочесть их сочинения, чтобы убедиться, что Де-Местр клевещет на них, ссылаясь на их искаженное свидетельство. Дю-Перрон и Томассен, хотя и тот и другой были трусливыми, когда касались вопросов, в отношении к которым должны были щадить уважаемых противников: тем не менее, они были галликанцами во всей силе этого слова, и их частные уступки, сообразно с обстоятельствами, не отнимают этого характера у их ученых сочинений. Пусть прочтут их, и тогда поймут все то, что система Де-Местра содержит в себе еретического, вопреки святому учению, и ошибочного, вопреки фактам. Не хотим пройти молчанием замечание Де-Местра на странице 37. «Вот наблюдение, говорит он, которое я рекомендую вниманию всех мыслителей: истина, поражая заблуждение, никогда не досадует».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Церкви св. Геновефы возникали в ср. века и в др. городах Франции (Мо, Арси-сюр-Об, Сен-Дени, Реймс). В Нантере церковь была выстроена на месте, где, по преданию, находился дом святой и колодец, связанный с ее первым чудом - исцелением матери. В предместье Парижа, в Сент-Женевьев-де-Буа, ц. св. Геновефы, устроенная в гроте природного происхождения, пользовалась популярностью среди рус. эмигрантов. В православных общинах во Франции сохранилось почитание святой. С 1928 г. в Париже существовал франц. правосл. приход, состоявший гл. обр. из рус. молодежи и студентов, почитавших Г. В 1935 г. на холме св. Женевьевы был освящен храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (ул. Сен-Виктор, 4; с 1936 в юрисдикции МП РПЦ). Из-за близости к тому месту, где когда-то находилось древнее аббатство Сент-Женевьев, а также к католич. ц. Сент-Этьен-дю-Мон с гробницей Г. и частицами мощей, этот правосл. храм стал известен и как ц. св. Геновефы, впосл. в честь святой был освящен престол. В 1941 г. свящ. Михаил Бельский и приходский совет обратились к настоятелю ц. Сент-Этьен-дю-Мон с просьбой разрешить служить правосл. молебны у гробницы Г. Ежегодно 3 янв. (по н. с.) после литургии в ц. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и св. Геновефы совершается торжественный молебен соборным служением всего духовенства патриарших приходов в Париже над гробницей святой. В 1945 г. прибывший в Париж митр. Крутицкий Николай (Ярушевич) отслужил молебен, а затем настоятель ц. Сент-Этьен-дю-Мон вручил иерарху ковчежец с частицами мощей Г. Ист.: BHL, N 3334-3350; CPL, N 2104; Vita B; Vita C//ActaSS. Ian. T. 1. P. 136-153; Vita A/Ed. B. Krusch//MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 215-238; Kohler Ch. Étude critique sur le texte de la vie latine de S. Genviève//BEHER. P., 1882. Vol. 48 [ред. В]; Vita S. Genovefae virginis Parisiorum patronae/Ed. Ch. Kunstle. Lipsiae, 1810 [ред. С] (в рус. пер.: Житие св. Женевьевы/Пер. М. А. Тимофеева//АиО. 1996. 4 (11). С. 126-139); Coltri E. Per nuova edizione d. «Vita Genovefae virginis Parisiensis»//Scripta Philologica. 1982. Vol. 2. P. 71-118.

http://pravenc.ru/text/162115.html

Составив протокол обвинений, сенат издал указ о вечном изгнании всех иезуитов и решил, что они могут быть допускаемы в республику только по единогласному разрешению сената и после прочтения всех документов в Совете десяти в присутствии двухсот тридцати сенаторов и по удалении всех, кто заведомо сочувствует требованиям папского двора. Всякое, даже письменное сношение с иезуитами воспрещалось под страхом пени, ссылки или каторжных работ; детей, воспитывавшихся в иезуитских коллегиях, приказано отобрать. Кардинал Жуайез был недоволен всеми этими распоряжениями сената. Он любил иезуитов и имел друзей между ними; кроме того, он предвидел, что папа никогда не помирится с венецианцами, если не добьется возвращения иезуитов, которых он считал самыми преданными папе и его престолу. Канэй де Фресн, прекрасно осведомленный о настроении венецианского правительства, сказал откровенно Жуайезу, что никакие переговоры невозможны, если не устранять вопрос об иезуитах. Вследствие этого, Жуайез употребил все свое старание, чтобы объяснить папе, что вопрос этот необходимо отложить на время, по причине великих, сопряженных с ним, трудностей. Отстранив, таким образом, вопрос об иезуитах, приступили к переговорам. Условившись с венецианцами, Жуайез отправился в Рим. Кардинал Бароний, много способствовавший обострению спора, поспешил к папе и заявил, что папа поступит мудро, если примет посредничество французского короля. Жуайез повидался с папой и изложил ему результат переговоров с Венецией. Но Павел V положительно объявил, что не может вступить ни в какие соглашения, пока не возвращены иезуиты. Жуайез был озадачен и обратился к кардиналу дю Перрону, находившемуся в Риме и пользовавшемуся там большим влиянием. Дю Перрон отправился к Павлу V и пытался убедить его, что интересы одной конгрегации не должны мешать переговорам с Венецией. «Возвращение иезуитов есть вопрос времени, и он далеко не в отчаянном положении. Сперва восстановите в Венеции вашу собственную власть, а потом добьетесь остального. Король французский устроил же иезуитов в Константинополе, тем более, постарается он возвратить их в Венецию». Дю Перрон употребил всю свою дипломатическую ловкость, старался объяснить Павлу V, что чрезмерной твердостью, даже будучи правым, он может навлечь на Церковь большие бедствия; он приводил в пример Льва X, столь много содействовавшего разрыву Германии с папой, и Климента VII, добившегося столь плачевных результатов в Англии. Наконец, Павел V сдался, но с условием, что, если уж нельзя добиться от венецианского сената возвращения иезуитов, то в мирный договор будет включена статья, свидетельствующая о том, что папа не забыл их интересов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

п.), а также благодаря уточненной теории «образа Божия» в человеке как «образа Троицы» и философского истолкования различных антиарианских « символов веры ». Тем самым Августин стремился показать, что душа может не только обнаружить в себе «образ Троицы», соответствующий ее «следам» в универсуме, но и через Ее просвещающее воздействие взойти к созерцанию самой Троицы 310 . Как убежден Дю Руа, использование Августином «психологических аналогий» и метода внутренней саморефлексии естественным образом побуждало его склоняться к монистическому представлению о Боге как единой сущности, которая раскрывается как Троица во внутренних отношениях самопознания и любви к самому себе 311 . Это было закономерным результатом приложения неоплатонизма к размышлению над христианской верой в Троицу безотносительно к тайне Боговоплощения Христа, предпринятого Августином еще в ранних сочинениях. Так, по мнению Дю Руа, Августин передал в наследие всей западной традиции такую «догматическую схему», в которой Троица отделялась от Божественного «домостроительства спасения», вера принижалась по отношению к разуму, «психологический самоанализ» использовался для подтверждения догматических истин и переносился непосредственно на бытие Бога по правилам аналогии. Такой способ использования философии для постижения христианского Откровения, характерный впоследствии для схоластики, в конце концов, привел к трагическому разрыву между теологией и философией и их автономизации 312 . Более того, по мнению автора, именно Августин с его концепцией Божественного «Я», постигаемого по образу человеческого «я», впервые установил тесную связь между человеческой субъективностью и «тринитарной диалектикой», впоследствии характерную для немецкой классической философии 313 . Однако Дю Руа видит в этом и слабость тринитарной доктрины Августина, таящей в себе «риск модализма», в котором единый Бог , мыслящий и любящий лишь самого себя, предстает как своего рода «великий эгоист», подобно Богу деистов XVIII-XIX веков, что стало закономерным результатом августиновского «постижения веры в Троицу, основанного на одной лишь неоплатонической философии» 314 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

269 Иоанн Мосх , палестин. монах, друг Софрония, впоследствии патриарха Иерусалимского, путешествовавший по монастырям Египта и Сирийским скитам, собрал изречения и описал подвиги и чудеса преподобных Отцов Палестины, Египта и Сирии на основании сказаний достоверных лиц. Он назвал свою книгу Лимонарем (Λειμν) Лугом; скончал. 622 г. 272 В вопросах Афонских монахов Патриарху Николаю (1084–1111 г.) говорится: «указано нам в уставах и синаксарях св. Феодора Студийского и преподоб. Афанасия и других многих». Истор. Афон. труд. Киев. Дух. Акад. 1873 г. Февр. ст. 167. 274 Смот. издание Архим. Антонина в труд. Киев. Акад. 1874 г. по памятн. 9 и 10-го веков. Судя по тому, что в нем нет торжества недели Православия, можно судить о его древности и относить к 9 веку. 276 Древний Иерусалимский устав на греч. языке находится в синодал. библ. 456. Он писан в 1298 г. Тоскани, занимавшийся уставами на западе, имел под рукой, из Ватиканской библиотек. 784, древний Иерусалим. устав, писанный Фомою Сирийцем в России, в Твери Γ ρει τ χωρ Ρωσσιας в 1317 г. 277 Крестоносцы, по взятии Константинополя в 1204 г., совершенно его разрушили, но в 1293 г. Константин Палеолог Порфирородный снова восстановил этот монастырь. В настоящее время на месте сего монастыря мусульманская молельня. 278 Сам препод. Феодор имел сношение с Лаврою св. Саввы, см. два письма его у Migne Т. XCIX р. 1163 и 1670. 281 Константин Великий построил 2 монастыря – один для св. Авраамия подвижника, другой во имя муч. Диомида. Матерь его св. Елена создала монастырь на подобие Гроба Господня во имя муч. Карпа и Папилы, и другой под именем Вифлеема. Дю Канж ст. 117, 121, 123, 153. А при патр. Мине на бывшем соборе подписалось настоятелей Констант. 71. 301 Отец Запад. ц. против Пелаг. 1. III. гл. 3; Кирилл Иерусал. тайнов. беседа 5; Златоуст бес. на Евтр. 342 Созом. кн. 5, 19; Сократ. кн. 3, гл. 18. Церк. ист. Евс. кн. 6, гл. 23. Леон. Еп. Антиох сконч. около 358 г., ученик св. Лукиана (Hronic. paschal. ed. Bekker. р. 503. Похвал. слово Иоан. Злат., говор. в Антиох., в книге его прот. язычников. Метафр. Деян. святых 24 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Кто то из учителей пожелал, чтобы ученик повторил сказанное своими словами. Владыки поддержали смелую выходку учи теля. Оказалось, что подобное дело легче было предложить, чем исполнить. Усталость и жар положили конец сегодняшнему испытанию. Не успели кончить всего, что назначено было в программе. Остальное отложено на понедельник и будет кончено уже без патриарха, что, впрочем, не воспрепятствует завтра быть торжествен ному акту раздачи дипломов. После обеда я воспользовался свободным временем и благо склонностью местных властей и около часа времени провёл в библиотеке училища. Здание выстроено в больших размерах по хорошему плану. Внутри светло и чисто. Вдоль стен тянется ряд больших и прекрасных шкафов. Все хорошо. Недостаёт книг. Громадность пустых помещений меня поразила до того, что сначала я по чти не заметил вовсе книг. Но присмотревшись мало помалу, я нашёл, что собрание их не так ничтожно, как казалось сперва. Есть все классики греческие, все отцы Церкви, все византийские историки, и даже не в одном экземпляре, anecdota Анжело Мая, 154   греческий лексикон Стефана, 155 Бандури, 156 Дю канж 157 и много других дорогих изданий. В славянском отделе есть также сотни три книг и книжиц – скудные крупицы от богатой трапезы русской словесности, упавшие сюда как бы ненароком. Есть в библиотеке и отдел рукописей. Их около двадцати. Из них шесть или семь писаны на коже (X–XII вв.). Это суть: триодь и несколько сборников бесед отеческих. Из бумажных бросаются в глаза фолианты панегириков, расположенных по месяцам, XV или XVI века. Как редкость мне показан был сборник писем патриарха александрийского Мелетия Пига, 158 между коими есть несколько, адресованных к царю Феодору Иоанновичу. 159 «Их бы издать», – заметил я библиотекарю. «Едва удобно, – отвечал он, – в них немало есть кой чего против утеснителей нашей злополучной Церкви». Исключая последней рукописи, остальные достались училищу из одного олимпийского монастыря, разорённого турками, продававшими библиотеку его по 10 и по 5 «пар» 6 за книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Св. Герман, патриарх константинопольский . Полного жития его не написано. В Деяниях св. (Mai III. 155. и Augusm. 1. 91) историческое исследование об нем из разных писателей, согласное со славянскою минеею. По месяцеслову Василия он скончался, будучи 90 лет, по Болландистам почти 100 лет, в 740 году и недолго спустя на 7 вселенском соборе в 787 г. внесен в диптихи святых и называется святейший, иже во св. отец наш. Погребен в монастыре Хоре ( μονασηρω τς χρασ), на северной стороне Царьграда основанном Иустинианом (Дю-Канж UV, 180). Здесь же совершалась память и св. патриарха Кира 8 янв. (705–711 г.). Мощи св. Германа во время погребения и после погребений источали многие исцеления (Синакс. Никодима). По сказанию западных, они после перенесены во Францию. 13 Муч. Гликерия . В Деяниях св. (Mai. III. 188 и 22) тоже житие, что и в славянской минее. Оно признается, но внутренним признакам, очень древним. Сказав о погребении ее епископом Дометием автор в подлинном житии прибавляет: память ее благочестно и свято совершаем 13 числа мая. Она скончалась ок. 171 г. От гробницы ее истекало миро, чему очевидец был император Маврикий в самой Гераклее (582–602). При нем было еще следующее чудо: епископ гераклейский, желая заменить медный сосуд, в который истекало ев. миро, серебряным, купил его в Константинополе. Но когда он поставлен был при гробе святой, мире остановилось. После усильных молитв, после отнятия сосуда и заменения его старым оно опять потекло. Оказалось, что серебряный сосуд прежде принадлежал волшебнику Павлину и употребляем был им на дела нечестия. Виновники наказаны были императором Маврикием смертию. Об этом пишет современник Феофилакт Симокатта около 629 г. в истории Маврикия. Об истечении мира от св. мощей ее свидетельствует также историк Никифор (кн. 18. гл. 28 и 32). По Болландистам (Sept. V, 277) мощи ее перенесены были в Лемнос. Павсикакий, еп. синадский . В Деяниях св. (Mai. III. 140) из месяцеслова Василия и пролога. В месяцеслове Василия сказано, что он прожил до времен Льва иконоборца. Так как импер. Маврикий, исцеленный сим святым, кончил царствование в 602 году, а Лев, Исаврянин начал в 717 году; то жизнь святого должна простираться не менее 150 лет, чему примеры крайне редки. Посему Болландисты вместо Льва Исавра ставят Константа II монофелита (642–668). С ними согласен и Ле-Кьен (Ог. christ I. 829). Место, где святой произвел источник, в греческом прологе называется Солон. Из греческого стихословия в прологе видно, что св. мощи его подавали исцелении притекающим к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Богородицы, что на сенях». (Слава Пресв. Владычицы). По 399 Ундольского подпись на ней была греческая. В Царьграде было от нее чудо в поражении скифов. По Сирмундову прологу XI-XII в. в Царьграде 19 августа совершалась память Максима исповедника и муч. Диомида в храме иерусалимской Богоматери (сн. 19 авг.), следов. или был особый храм ее или придел. Кажется, эта икона отлична от той иерусалимской, от коей был голос Марии египетской и которая была в Софию в Царьград принесена, где находилась в XII-XV веках, см. паломинка Антония стр. 62. В кривоезерской пустыне костромской губернии находится чудотворный образ иерусалимской Богоматери, написанный в начале XVIII в. Ск. об нем: Слава Пресв. Владычицы. Кн. III. отд. II. стр. 51. О чуде от иерусалимск. иконы Богоматери в измайловской Богадельне в 1866 г. см. Душепол. Чтен. 1867. Ч. I., а о знамении в Троицкой кривоезерской пустыне Странник 1861 г. июнь. 13 Мучч. Карп и Папила и дружина . В Деяниях св. (Apr. II. 120 и 968) те же метафрастовы или лучше Метафрастом перифразированные древние акты мученические. На греч. языке они изданы в полном Курсе Патрологии (Т. 115. 106). В конце их говорится, что святые усечены 18 октября и что св. тела их погребены верными на исцеление болезней и на бичевание злых духов. В месяцеслове Василия говорится, что Карп и Папила брошены в огонь, Агафоника взошла сама в пещь, Агафодор прежде умер во время мук. Сокращавший житие, вероятно, не досмотрел конца или иметь рукопись без конца. Евсевий говорит о сих мучениках (кн. IV. гл. 15): «Есть у нас записка и о других мучениках, пострадавших в азийском городе Пертам, именно: о Карпе, Папиле и женщине Агафонике, славно скончавшихся после многократного и достохвального исповедания». Но здесь, равно и у других древних писателей мартирологов, род смерти их не показан. Естественно, что сии записки были основанием и метафрастовых актов (сн. Ог. christ I. 877). Св. равноапостольная царица Елена построила в Константинополе монастырь во имя Карпа и Папилы на подобие гроба Господня (Дю-Канж IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Господину же Феофану, пресвитеру  послужите и воздайте честь, услугу и покой большия, чем каких был удостоен при моем смирении, поелику уже к старости и немощи склоняется тело его. Тоже и прочим старцам, как–то: господину Софронию и вообще всем. Потщитеся в изобилии доставлять им все обычныя потребности, безропотно и усердно, с духовным расположением, да получите ради их мзду богатую от Бога в день суда. Более всего прилежите о странноприимстве и не нарушайте устава, который я предал вам, относительно странников, приходящих к вам сушею и морем. Все же вместе, и молодые, и старые, и первые, и последние, старайтесь сохранять неложное повиновение игумену  , покоряясь слову его во всяком деле. Кто противится его повелению, противится повелению Бога и меня, смиреннаго и грешнаго. Во всех ваших молитвах поминайте меня, да обрящу милость и оставление многих грехов в день судный.   notes Примечания 1 Никифор II Фока, славный в византийской истории полководец, родившийся в 912 году, возведенный на престол в 963 г. и убитый 10/11 декабря 969 г. 2 Т. е. Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия. Из сего видно, что св. Афанасий «святым и благим» царем называет имп. Василия Багрянороднаго, прозваннаго «болгаробойцем». Видно также, что завещание писано после 975 года, в котором умер Цимисхий. Императоров тогда было двое: Василий и Константин – братья. Образ выражения св. Афанасия подтверждает слова историков о том, что Константин, хотя носил титул императора, но не царствовал, пока жив был брат его. Факт замечательный: все три императора, столько непохожие друг на друга и столько причин имевшие действовать вопреки один другому, равномерно покровительствовали св. Афанасию. 3 π Κανικλεου придворная должность значения, не совсем теперь яснаго. Дю–Канж не различает ея с должности Логофета. 4 Кто таков был сей патриций Никифор? С вероятностию полагать можно, что это был кто–нибудь из той же фамилии Фока, и именно братний внук императора Никифора (сын Варды († 989), сына Льва, младшаго брата Никифорова, убитый в походе против абхазцев в 1019 или 1020 г.) – От чего сын, а не отец избирается св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Андрее; одно приписывается Исихию пресвитеру иерусалимскому, другое Проклу, патриарху констаитинопольскому, потом Никите пафлогонянину, Арсению, архиенискому керкирскому, некоему Епифанию монаху и пресвитеру, прочие неизвестным (Bibl. graeca Т. X.). Никодим похвальное слово; τν προτκλτον τνσ ποςολικσ, приписывает Златоусту, а Метафрасту: ρτι το καιδσ Ζαχαρου. О проповеди ап. Андрея в Свифии говорит Ориген (на Быт. кн. 3. гл. 1). Софроний (у Иеронима de scripmorib. eccl.) говорит о проповеди в Свифии, у Согдиан, Саком и Вфиопов, Григорий назианзен – в Епире (речь против Ариан), Иероним – в Ахаия (epsism. 148 ad Marcellum), Никифор – в Каппадокии, Галагии, Вифинии до моря Черного (кн. 2, гл. 39 и кн. 8, гл. 6). Слава ап. Андрея была велика в Царьграде: ему создана была церковь импер. Аркадием и были во имя его два монастыря. Златоуст в слове о зрелищах называет Константинополь городом апостолов и просветитель города называет ап. Андрея (Morcelli. Т. I. 244). Мощи его из Патр перенесены в Конститинополь в 357 г. По взятии Константинополя крестоносцами кардинал Петр капуанский в 1298 г. перенес их в Италию и положил в кафедральной церкви в Амальфи. При Пие II (1468 г.) глава его перенесена с востока в Рим и положена в церкви ан. Петра. Части ее есть в Амальфи и в афонском андреевском ските. (см. Штадлера Heiligen – Lexicon). О проповеди его у славян см. Историю Христианства в России преосв. Макария. Декабрь Св. праведный Филарет милостивый . В месяцеслове Василия св. Филарет называется пафлагонянином. В сем месяцеслове рассказано история о воле и означено место потребения св. Филарета именно: монастыре Суда ( τσ κροσως), в коем погребен пр. Андрей критский (17 окт.), а после Арсений, патриарх константинопольских (13 в. Дю-Канж IV, 112). Неизвестный писатель о гробах царских XI века так говорит о месте погребения внуки св. Филарета: в монастыре ливадийском госпожи Евффросимы находится гробницы из вифинского камни, в которой лежит Константин сын Ирины, ею ослепленный, и Мария первая его жена, внука святого Филарета милостивого, и две их дочери Ирина и Евфросина (Bandur.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010