При всей глубине философского анализа и других неоспоримых достоинствах, исследование О. Дю Руа не лишено определенных ограничений, связанных с его философским методом, неизбежно оставляющим без внимания другие, прежде всего богословские факторы, также влиявшие на эволюцию тринитарной доктрины Августина . Кроме того, Дю Руа делает основной упор на философии Плотина, не уделяя должного внимания знакомству Августина с трудами других неоплатоников, прежде всего Порфирия и Мария Викторина, влияние тринитарных взглядов которых можно обнаружить в сочинениях Августина. После монументального исследования Дю Руа в 1970 году вышла книга Эжена Тезелле «Августин – теолог» , построенная также по хронологическому принципу и посвященная в целом основным положениям богословия Августина, в числе которых автор останавливается на таких вопросах, как проявления Троицы в творении в ранних работах Августина ; структура тварного бытия , образ Троицы в человеке , Троица и тринитарные отношения . Влияние неоплатонизма (в том числе Порфирия и Мария Викторина) на Августина освещается в упомянутой выше работе В. Тайлера , а также в исследованиях П. Адо , М. Сшиакка , А. Солиньяка , А. Пинкерле , Дж. О’Меара , Г. Дёрри , Ж. Пепэна , Н. Чиприани и Г. Мадека . Так, французский философ и специалист по неоплатонизму Пьер Адо уделяет должное внимание влиянию Порфирия на Августина ; вместе с тем, не отрицая знакомства Августина с учением Викторина, он настаивает, что учение Августина о душе как образе Троицы хотя и сходно с аналогичным учением Мария Викторина, испытавшего сильное влияние мысли Порфирия, но имеет и существенные отличия от него . С другой стороны, в статьях Нелло Чиприани, профессора папского Института патристических исследований «Augustinianum», на конкретных примерах убедительно демонстрируется присутствие идей Викторина как в раннем, так и в зрелом тринитарном учении Августина, хотя зачастую это присутствие сводится к полемике Августина с теми или иными концепциями Викторина и даже их радикальной трансформации .

http://bogoslov.ru/article/2597363

С. 190. …на святой… — на пасхальной неделе. 69 С. 193. …отправился на Пески. В одной из Рождественских улиц он скоро отыскал один небольшой деревянный домик. — Песками (из-за песчаного грунта) называлась территория нынешнего Смольнинского района, примыкающая к Суворовскому проспекту и включающая бывшие Рождественские (в настоящее время Советские) улицы. Эта часть города была «населена людьми среднего достатка и бедняками разных сословий и званий: торговцами, чиновниками, ремесленниками, извозчиками, разночинцами и проч.» ( Михневич Вл. Петербург весь на ладони. С. 60) Достоевский бывал в 60-х годах на Песках у А. Г. Сниткиной, своей будущей второй жены. 70 С. 195. ..про убийство семейства Жемариных в газетах изволили проследить? — См. об этом выше, с. 630–631. 71 С. 196. …вспомните мудрые слова законодателя: «Да царствует милость в судах». — Неточная цитата из манифеста Александра II от 19 марта 1856 г. 72 С. 197. Палки — название карточной игры, 73 С. 198. Дюбарри Мари Жанна (1743–1793) — графиня, фаворитка Людовика XV, принимавшая деятельное участие в дворцовых интригах; была гильотинирована по требованию революционного трибунала 8 декабря 1793 г. Ее «жизнеописание», которое Лебедев, по его словам, «в лексиконе прочел», помещено в «Энциклопедическом лексиконе» Плюшара (1841. Т. 17. С. 377–378). Ряд подробностей из жизни графини Достоевский заимствовал из ее «Записок» («Mémoires de madame la contesse du Barry»), изданных в 1829–1830 гг. в Париже (возможно, поддельных). Предсмертные слова ее «Господин палач, еще минуточку!», приведенные как у Плюшара, так и в предисловии к ее «Запискам», Достоевский вновь процитирует в «Дневнике писателя» за 1873 г. (см… XXI, 40). 74 С. 199. Кардинал, нунций папский, ей на леве-дю-руа (знаешь, что такое леве-дю-руа?)… — Кардинал — самый высокий (после папы) духовный сан в католической церкви; нунций — посол папы ( лат. nun-tius); леве-дю-руа ( франц. lever du roi) — церемония утреннего королевского одевания. 75 С. 199. Пуасардка — торговка рыбой или вообще базарная торговка ( франц. poissarde). 76

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

XVIII. Отношение Учебного Комитета при Святейшем Синоде от 27 февраля за 613: «Вследствие отношения, от 20 февраля с. г. за 72, Учебный Комитет имеет честь возвратить при сем в Совел Московской духовной Академии аттестат на звание действительного студента Академии окончившего в 1911 г. курс названной Академии Александра Покровского за 379». —113— Определили: Принять к сведению. XIX. Прошения: а) Преподавателя Тифлисской духовной семинарии, кандидата богословия, священника Мартина Струминского: «Покорнейше прошу Совет Московской Духовной Академии разрешить мне переработать мое кандидатское сочинение на тему: «Сущность жизни. Биологическая проблема в специально-научном и религиозно-философском освещении» в магистерскую диссертацию». б) Священника Московской Марфо-Мариинской Обители Милосердия Евгения Синадского: «Покорнейше прошу Совет Академии разрешить мне переработать мое кандидатское сочинение на тему: «Мистико-монистическая система Карла дю-Преля и мистика христианских подвижников» в сочинение на соискание степени магистра богословия. Свою диссертацию предполагаю озаглавить: «Карл дю-Прель и его учение. Сравнение оккультной мистики с мистикой христианских подвижников». Справка: 1) Указ Святейшего Синода от 5 июля 1895 г. за 2565. – 2) Кандидатские сочинения священников Струминского и Синадского отмешены были высшим баллом пять (5). Определили: 1) Дозволить священникам Мартину Струминскому и Евгению Синодскому переработать их кандидатские сочинения в магистерские диссертации: первому – с оставлением прежней темы, а второму – с изменением формулировки темы кандидатского сочинения следующим образом: «Оккультизм и христианская мистика (разбор системы Карла дю-Преля)». – 2) Постановление сие представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. XX. Прошения студентов IV курса Академии: а) Священника Петра Авдашкевича: «На первом курсе за первое семестровое сочинение по Библейской Истории я получил неудовлетворительный —114— балл 2. Покорнейше прошу Советь Академии разрешить мне переписать этот семестр».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Деятельность ордена до конца XIII в. Следующим после Герарда известным магистром ордена был Раймон дю Пюи (1120-1158/60) (нек-рые исследователи предполагают наличие еще одного магистра, имя которого неизв.). В течение его долгого правления определился характер возглавляемой им орг-ции: именно при этом магистре начался процесс милитаризации ордена. Примерно в сер. XII в. был построен новый, значительно расширенный госпиталь в Иерусалиме. В огромном зале со 124 мраморными колоннами можно было принимать до 2 тыс. чел. Напр., в 1177 г. туда были доставлены 750 раненых в битве при Монжизаре. Паломников и больных обслуживали 4 врача и ок. 150 помощников. Согласно описаниям паломников, в госпитале принимали всех пациентов вне зависимости от пола, религии и происхождения за исключением прокаженных, к-рых полностью изолировали от общества. Мужчины и женщины были отделены друг от друга, предусматривалась также палата для рожениц. Медики ордена св. Иоанна проверяли состояние больных 2 раза в день. У пациентов были отдельные кровати, постельные принадлежности меняли каждые 2 недели. Для младенцев и детей постарше были предусмотрены специальные кроватки. Дважды в неделю цирюльники мыли ноги больным горячей водой и высушивали полотенцами. Помимо этого госпиталь св. Иоанна принимал бездомных нищих и сирот. По меркам Зап. Европы того времени госпиталь в Иерусалиме предоставлял бесплатную квалифицированную медицинскую помощь и уступал только наиболее развитым центрам медицины в К-поле, Багдаде и Каире. Впосл. эта традиция была продолжена орденом: подобные госпитали были основаны в Акре, затем в Лимасоле на Кипре, на Родосе и на Мальте. При магистре Раймоне дю Пюи (вероятно, во 2-й части его правления) был составлен устав ордена, определивший нормы повседневной жизни братства. Магистр заручился поддержкой Римских пап, предоставивших ордену целый ряд привилегий буллами «Ad hoc nos disponente» (1135), «Christianae fidei religio» (1137), «Quam amabilis Deo» (между 1140 и 1143) и обновленной «Christianae fidei religio» (1154), в которой были подытожены все предыдущие. К сер. XII в. в Зап. Европе сложилась система многочисленных владений ордена, пожалованных госпитальерам местными правителями и знатью; владения включали территориальные комплексы, церкви, деревни и отдельные строения. За время правления Раймона дю Пюи небольшой странноприимный дом в Иерусалиме превратился в могущественный интернациональный орден с владениями, к-рые простирались от Испании до лат. Востока.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

Поучительно в истории распространения «Протоколов» то, что за исключением небольшой группы лиц представители Русской Православной Церкви, несмотря на крупные ошибки недавнего прошлого, воздержались от всякого содействия делу. Знаменательным оказалось отношение Оптинских старцев к Нилусу. Я глубоко верю, что не Востоковы и Малаховы являются выразителями духа Православия, а Оптинские отшельники, постигшие мудрость Учителя. Для подлинно религиозных людей, для тех, кто не смотрит на веру как на «ancilla politicae» , христианская эсхатология выражается не в болезненных откровениях пророка духовного вырождения С. А. Нилуса, а в светлом учении современного учителя Церкви Вселенской В. С. Соловьева, предчувствовавшего грядущее единение всех сынов единого Бога для защиты общего достояния, ибо вся наша духовная культура покоится одинаково на вечных основаниях обоих Заветов. Первые публикации: Еврейская Трибуна. Париж, 1921, 15 мая. — С. 1–7. Последние Новости, 1921, 18 мая. — С. 2–3. От редакции газеты «Последние новости» Автор печатных пяти фельетонов о Нилусе и «Сионских Протоколах» А. М. дю Шайла — отставной подъесаул Войска Донского — прожил весь 1909 год в Оптиной Пустыни, куда он отправился с целью изучения внутреннего быта Русской Церкви. В 1911 г. дю Шайла поступал в Петербургскую Духовную Академию, в которой прослушал четырехлетний курс. Написал несколько исследований на французском языке по истории русской культуры по славянским и церковным вопросам. С 1914 г. дю Шайла состоял в военной службе и был начальником передового перевозочного отряда при 101й пехотной дивизии. В этом звании за непосредственное участие в боях был награжден Георгиевскими медалями всех 4х степеней. С декабря 1916-го по август 1917 года служил в 8м броневом автомобильном дивизионе. Засим перешел на службу в Штаб 8 Армии, где оставался до овладения Штабом большевиками. В 1918 году поступил в службу в Штаб Донской Армии. С 1919 года занимал последовательно должности штабного офицера для поручений по дипломатическим делам и начальника политической части.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Он также рассматривает вопрос об «анагогическом восхождении» от «образа Троицы» к самой Троице и вопрос о месте Св. Духа в тринитарном учении Августина. При этом важно подчеркнуть, что, по мнению автора, тринитарная доктрина Августина с самого начала складывалась под влиянием идей неоплатонизма (Плотина и Порфирия) . Идеи, высказанные А. Шиндлером и другими немецкими учеными, вскоре получили дальнейшее осмысление в фундаментальной монографии французского ученого Оливье Дю Руа «Постижение веры в Троицу согласно св. Августину. Генезис его тринитарной теологии до 391 г.» , опубликованной в 1966 году и по сей день остающейся самым авторитетным исследованием в этой области . Отправной точкой исследования Дю Руа является его убеждение в том, что определяющим фактором, оказавшим влияние на формирование тринитарной доктрины Августина, был неоплатонизм, в сравнении с которым все остальные библейские и патристические факторы отходят на второй план. Другими словами, познание Бога как Троицы у Августина появляется и развивается независимо от веры, эпистемологическая функция которой сводится к авторитетному свидетельству и нравственному очищению сердца от привязанности к материальному миру, делающему возможным обращение к внутреннему миру души, а через него к Богу . В связи с этим в качестве фундаментальной схемы тринитарного богословия Августина автор указывает следующую: «отечество – путь», где «отечество» это Троица, а «путь», ведущий в него, это воплощенный Христос . Вместе с тем автор убежден, что стремление Августина к интеллектуальному постижению веры в Троичность Бога не было вызвано у него чисто спекулятивным интересом; это была своего рода интеллектуальная переориентация и личное духовное обращение к Богу . Само исследование Дю Руа строится одновременно по хронологическому и тематическому принципу, поскольку, с одной стороны, в нем рассматривается эволюция тринитарного учения Августина в ранний период его творчества (386–391 гг.), а затем проводится его сопоставление с развитой «психологической теорией» Троицы в сочинениях 397–416 гг.

http://bogoslov.ru/article/2597363

п.), а также благодаря уточненной теории «образа Божия» в человеке как «образа Троицы» и философского истолкования различных антиарианских «символов веры». Тем самым Августин стремился показать, что душа может не только обнаружить в себе «образ Троицы», соответствующий ее «следам» в универсуме, но и через Ее просвещающее воздействие взойти к созерцанию самой Троицы . Как убежден Дю Руа, использование Августином «психологических аналогий» и метода внутренней саморефлексии естественным образом побуждало его склоняться к монистическому представлению о Боге как единой сущности, которая раскрывается как Троица во внутренних отношениях самопознания и любви к самому себе . Это было закономерным результатом приложения неоплатонизма к размышлению над христианской верой в Троицу безотносительно тайны Боговоплощения Христа, предпринятого Августином еще в ранних сочинениях. Так, по мнению Дю Руа, Августин передал в наследие всей западной традиции такую «догматическую схему», в которой Троица отделялась от Божественного «домостроительства спасения», вера принижалась по отношению к разуму, «психологический самоанализ» использовался для подтверждения догматических истин и переносился непосредственно на бытие Бога по правилам аналогии. Такой способ использования философии для постижения христианского Откровения, характерный впоследствии для схоластики, в конце концов привел к трагическому разрыву между богословием и философией и их автономизации . Более того, по мнению автора, именно Августин с его концепцией Божественного «Я», постигаемого по образу человеческого «я», впервые установил тесную связь между человеческой субъективностью и «тринитарной диалектикой», впоследствии характерную для немецкой классической философии . Однако Дю Руа видит в этом и слабость тринитарной доктрины Августина, таящей в себе «риск модализма», в котором единый Бог, мыслящий и любящий лишь самого себя, предстает как своего рода «великий эгоист», подобно Богу деистов XVIII–XIX веков, что стало закономерным результатом августиновского «постижения веры в Троицу, основанного на одной лишь неоплатонической философии» .

http://bogoslov.ru/article/2597363

Следующий, Александр Александрович Губин, в 1-ю Мировую войну награжденый Георгиевским оружием, в Гражданскую там же, на Юге России, командовал Кубанской казачьей бригадой, Сводно-Горской дивизией и 1-й Кавказской казачьей дивизией, звание - генерал-майор. Далее судьба забросила его на Лемнос; позже проживал во Франции. Справа внизу – портрет генерал-майора (здесь – с погонами майора) Алексея Генрихович Шапрона дю Ларре, офицера лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка, прибывшего в Добровольческую армию в самый первый день её формирования – 2 ноября 1917 года. Участник 1-го Кубанского (Ледяного) похода 1918 года. Адъютант генерала Алексеева, позже генерала Деникина. Перенёс тяжелейшее ранение. Рядом с ним – его супруга, дочь Л.Г. Корнилова, Наталья Лавровна. Жили они в Бельгии. Внимательный читатель, как мы полагаем, запомнил, что в собирании настоящего альбома принял участие их потомок Лавр Шапрон дю Ларре... Названный в честь своего легендарного деда, зачинателя Белого движения. Супруги Литвиновы, Рерберги, Губины и дю Ларре Сплошь и рядом встречаются также снимки отцов и детей, стоявших, фигурально выражаясь, в одном строю борьбы с большевиками. Это, к примеру (как здесь) – Николай Васильевич Зеленский - кубанский казак из станицы Полтавской, участник 1-й Мировой и Гражданской войн, полковник. Рядом с ним на фото его сын Дмитрий (10.02.1899 - 4.03.1978). Путь Николая Васильевича после Великого Исхода – Лемнос, Болгария и, наконец, Франция, где в конце концов оказался и его сын. Отец умер в 1953 году, сын пережил его на четверть столетия ровно. И, справа от них, отец и сын Калинины. Сергей Николаевич (сын) был офицером 6-го гусарского Клястицкого полка. В Гражданскую войну в Добровольческой армии. Ротмистр. Отец, как видим, чином много старше, с солдатским Георгием на груди (т.е. «вырос» с нижних чинов); награда сына – орден Святого Владимира с мечами. Отец и сын Зеленские и Калинины Альбом изобилует множеством групповых и видовых фотографий. К последним из них относятся такие замечательные снимки, как Обед георгиевских кавалеров в зале Военного собрания в Новочеркасске в 1918 году и поздравление их генералом П.Н.

http://ruskline.ru/analitika/2017/07/10/...

При всей глубине философского анализа и других неоспоримых достоинствах, исследование О. Дю Руа не лишено определенных недостатков, связанных с его философским методом, неизбежно оставляющим без внимания другие, прежде всего, теологические факторы, также влиявшие на эволюцию тринитарной доктрины Августина 315 . Кроме того, Дю Руа делает основной упор на философии Плотина, не уделяя должного внимания знакомству Августина с трудами других неоплатоников, прежде всего, Порфирия и Мария Викторина, влияние тринитарных взглядов которых можно обнаружить в сочинениях Августина. После монументального исследования Дю Руа в 1970 году вышла книга Эжена Тезелле «Августин – теолог» 316 , построенная также по хронологическому принципу и посвященная в целом основным положениям теологии Августина, в числе которых автор останавливается на таких вопросах, как проявления Троицы в творении в ранних работах Августина 317 ; структура тварного бытия 318 , образ Троицы в человеке 319 , Троица и тринитарные отношения 320 . Влияние неоплатонизма (в том числе Порфирия и Мария Викторина) на Августина освещается в упомянутой выше работе В. Тайлера 321 , а также в исследованиях П. Адо 322 , М. Сшиакка 323 , А.Солиньяка 324 , А. Пинкерле 325 , Дж. О’Меара 326 , Г. Дёрри 327 , Ж. Пепэна 328 , Н. Чиприани 329 и Г. Мадека 330 . Так, французский философ и специалист по неоплатонизму Пьер Адо уделяет должное внимание влиянию Порфирия на Августина 331 ; вместе с тем, не отрицая знакомства Августина с учением Викторина, он настаивает, что учение Августина о душе как образе Троицы хотя и сходно с аналогичным учением Мария Викторина, испытавшего сильное влияние мысли Порфирия, но имеет и существенные отличия от него 332 . С другой стороны, в статьях Нелло Чиприани, профессора папского Института патристических исследований «Augustinianum», на конкретных примерах убедительно демонстрируется присутствие идей Викторина как в раннем, так и в зрелом тринитарном учении Августина, хотя зачастую это присутствие сводится к полемике Августина с теми или иными концепциями Викторина и даже их радикальной трансформации 333 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

2418 Bell. 1985. P. 20; Cipriani. 2002. P. 268. Дэвид Бэлл, в частности, справедливо замечает, что утверждение Августина о том, что мыслящий ум (mens rationalis) есть образ Троицы, имплицитно подразумевает, что этот ум необходимо предполагает и включает в себя бытие, жизнь и мышление (Bell. 1985. P. 25). 2420 Согласно Дж. Салливану, «Августин обнаружил психологическую триаду в человеке только при написании последней части Confessiones, а ее детальное изложение было дано лишь через десять лет, при написании последней части De Trinitate» (Sullivan. 1963. P. 92). 2422 Du Roy. 1966. P. 432. Ср. Ayres. 2010. P. 135 (со ссылкой на Дю Руа). К такому же выводу мы пришли совершенно независимо еще в 2007 году, когда исследование О. Дю Руа нам еще не было знакомо (см. Фокин. 2007. С. 178). 2425 См. Aug. De Trinit. XIV 12.15 (Haec igitur trinitas mentis non propterea Dei est imago, quia sui meminit mens, et intelligit ac diligit se: sed quia potest etiam meminisse, et intelligere, et amare a quo facta est); XIV 12.16 (rationalis et intellectualis natura, quae hominis mens est, ad ejus qui eam fecit imaginem facta); cp. V 1.2; XII 15.24; De civ. Dei XI 26; XXII 24.2 и др. По мнению О. Дю Руа, в De Trinit. X 10.13–14 наглядно представлено, как изначальная форма «тринитарного cogito» (esse, vivere, intelligere) трансформировалась в новую форму: memoria, intelligentia, voluntas (см. Du Roy. 1966. P. 175, n. 5–6). В самом деле, в De Trinit. X 10.13 Августин говорит следующее: «Ум определенно знает, что это [т.е. «познай самого себя»: Cognosce te ipsam] говорится ему самому, а именно, тому, который существует, живет и мыслит (quae est, et vivit, et intelligit)... Все люди знают, что они мыслят, существуют и живут... Также они знают, что они хотят; и в равной степени они знают, что ни один из тех, кто не существует, и тех, кто не живет, не может хотеть... Также они знают, что они помнят, как знают они и то, что никто бы не помнил, если бы не существовал и не жил (nemo meminisset, nisi esset ac viveret), но саму память мы относим к тому, что мы помним посредством самой памяти. Следовательно, два из этих трех – память и мышление (memoria et intelligentia) – составляют знание и науку о множестве вещей; воля же наличествует (voluntas autem adest) для того, чтобы мы могли наслаждаться или пользоваться ими». Однако из этих слов все равно неясно, почему Августин перестал рассматривать триаду «бытие – жизнь – мышление» в качестве основы «тринитарного cogito» и как из нее логически выводятся два новых понятия – память и воля.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010