Свв. мучч. Феодор, Миан, Иулиан и Кифи . В Деяниях св. (Sept. II. 207) страдание их предположительно относится ко временам Максимиана Галерия. В слав. прологе сказание об них из месяцеслова Василия; только в месяцеслове Василия Кион назван Океаном, Миан – Амианом. В санаксаристе Никодима вместо Киона или Океана стоит Кентирион, а в некоторым прологах и греческих минеях встречается пять имен: Кентириона, Океана, Феодора, Миана, Иулиана; из одного имени переписчиками и писателями прологов сделано три имени: Кион, Океан, Кентирион, впрочем Кентирион означает должность сотника (cenmurio). Судя по Океану в Иеронимовом мартирологе 18 сентября сия дружина пострадала в Никомидии. Муч. Ермиония . В Деяниах св. (Sepm. II. 181) доказывается, что она была дочь не апостола Филиппа из 12, а св. Филиппа диакона из 70. В жизнеописании муч. Миропии при Декии говорится, что св. Миропия имела особенное усердие ко гробу св. Ермионии в Ефесе и от мощей ее истекло целебное миро. В Константинополе при патриархе Мине (536–552) был во имя Ермионии монастырь (Дю-Канж IV, 147). Впрочем свидетельство Поликрата епископа ефесского во 2 веке о дочери ап. Филиппа из 12, умершей в Ефесе, в. сильно: «Филиппа, одного из 12 апостолов погребенного в Иераполисе, двух дочерей его, состаревшихся в девстве, и третью его дочь, посвятившую себя в жизни Духу св. и почившую в Ефесе.. (Евс. Ц, И, III. 31). 5 Мученики при Валенте. В Деяниях ср. (Mai IV. 170) тоже сказание, что и в четьей минее по Сократу (кн. 4, гл, 10). Издатели относят кончину мучеников к 370 году мая 28, потому что в это время Валент был в Никомидии. О сем событии говорит и Созомен (кн. 6, гл. 14), у коего число сожженных, как и у Сократа, 80 человек; говорят также Феодорит (кн. 4. гл. 21) и Григорий назианзин (в речи против ариан). По их выражению в числе сожженных одни были пресвитеры, другие клирики и некоторые миряне. Дакидис или Дацибиза, по Сократу, пристань в Вифинии. Муч. Авдий. В Деяниях св. (Sept. II. 328) доказывается, что это одно лице с Авдою епископом Сузы, память коего 31 марта, во тот усечен мечем, а сей от утра до полудня бит терновыми палками (мес.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Марфы чрез год по смерти ее, церковное Богослужение, он говорит: все бывшие при сем воскликнули вместе с нами : кресту твоему покланяемся... Из выражения: вместе с нами , можно заключить, что жизнеописатель был из учеников пр. Симеона Дивногорца.» Ср. Димитрий рост. стр. 183. Преподобная, по житию, скончалась в среду 5 июля, 5 июля падает на среду в 551 году. О св. Марфе см. у Филарета: подвижницы восточной церкви. Донат, еп. Ливии . Хотя стихословия о Донате, еп. Ливии (28 июня) и Донате (4 июля) различны, но вероятно, это одно и тоже лице. В син. 1 ныне Донат называется мучеником. Тоже у Мюллера. Галатская икона Божией Матери , (что в Пергии? т. е.) в Пирге (башне) в Царьграде . Монастырь ее был в Галате по Крузию (стр. 205) еще в 17 веке. (См. Дю-Канж IV, 88). Точное изображение находится в Москве в церкви св. Тихона чудотворца. 5 Пр. Афанасий афонский . В славянской минее от Великие четьи минеи сокращенно: известно на греческом языке пространное жизнеописание пр. Афанасия (Cod. Mosqu. SS. Sinodi CCXXIX Mammaei), но не издано. В рукописях славянских также встречается полное жизнеописание сего преподобного. Жизнеописатель близок по времени к пр. Афанасию и пользовался современными сказаниями; ибо в самом начале своего повествования говорит: преблаженного Афанасия житие, иже во Афоне постившегося, в повесть предлагаю, не от слышания токмо прием сие, но и многих получив о оном списаний, иже того ученицы оставиша, яко жребия некого приятие, и яко сокровище многоценно чтущим и слышащим. Предлагается же о нем слово не похвально, но повестно за прочитающих пользу множае, нежели за святого похвалы бываемо. Св. Дим. ростов. стр. 184. На русском языке житие его издано в Афонском патерике из Благовремения ( Καλοχαιρνη). В службе ему показан канон Богородице: многими содержим напастьми, приписываемый обыкновенно пр. Феостирикту, по в древних рукописях он надписывается и именем Феофана, например в синод. канонике греческом 1022 года 257 и других. Пр. Лампад . От юности прожив в постническик трудах удостоен дара многих чудос при жизни и по смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

152 Вернее, что надобно разуметь Новые-Патры, город в Фессалии, называемые попросту: Патраджик, или по-ученому: Ипати ( πτη). 153 Эта вторая Анна должна быть дочь упомянутого выше Иоанна Севастократора, Михайлова брата. Надобно представлять это потому, что у обоих братьев было по дочери Анне. Множество тожественных имен в фамилиях Комниных и Палеологов вносит крайнюю сбивчивость в изложение событий времен тех. Образчик сего нам представляет ученый и осторожный Дю-канж, утверждающий, что Анна, по смерти мужа, вышла за убийцу его Фому, Кефаллинийского графа! См. XL. Stemma Palaiologorum. 154 В сем пункте исторического каталога Деспотов, мы следуем исключительно «Хронографии Эпира», ставящей две пары Фом и Иоаннов, одну вслед за другою. Но надобно признаться, что у современных историков (Акрополита, Пахимера, Григоры и Кантакузина) дело представляется весьма неясным. Они говорят об одном Фоме, сыне Никифора и об одном Иоанне, называемом ими то Дукой ( δοξ, а по Кантакузину – Δοκας, т. е. из фамилии Дука), как-бы князем или, по-теперешнему, герцогом, то Контом ( Κντος – граф, comte) – по Григоре. Он самый (Кантакузин) и был женат на Анне (Андрониковне) и имел сына Никифора. Умер же в 1335 г. Чей сын был, историк не говорит. Но упоминает также вскользь и о Деспоте Фоме, женатом на дочери императора Михаила II, Анне, которого (Фому) называет сыном Деспота Никифора. Выходил бы по сему ряд Деспотов следующий: Никифор I, Фома, Иоанн, Никифор II. Иоанн этот совпадал бы с нашим Иоанном II (Ивановичем). По историку же Никифору Григоре, дело представляется в таком виде: Анна (Михайловна) выходит замуж за Фому и ее же имеет потом, убивший Фому Конт (без имени), названный племянником ( δελφιδος – сын сестры или брата) убитого. При вторичном упоминании о случае (убийстве) Конт (опять без имени) называется Кефаллинийским. Наконец, безымянный убийца является у писателя уже прямо Деспотом Этоло-Акарнатийским Иоанном! Умирает же он насильственною смертью , «служившей ему, равно как и бывшему перед ним Деспоту, казнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Св. Фотина . Пространное житие ее известно в рукописях, так есть в венской библиотеке (См. Лямбеция IV. 128). Церковь и мощи ее были в Царьграде за вратами влахернскими. Дю-Канж IV, 150. Паломник Антоний стр. 99. Седм жен в Аминсе . Имена их почти те же, что имена 7 дев 18 мая, но место и образ кончины различны. Город Ампо или Аминс, по Любкеру, ныне Самсун в Понте в заливе того же имени. По Вильчу он был в Еленопонте под митрополиею Амасиею. Никодим в Синаксаристе ставит его в Каппадокии и говорит, что турки называют его ныне Амсос или Емид. Св. Никита, еп. аполлониадский . В синаксаристе Никодима говорится, что он жил во времена иконоборцев, был епископов Аполлониады вифинской, подвластной митрополии никомидийской, отличался благочестием, милосердием, знанием св. писаний и красноречием и, тщетно будучи принуждаем не воздавать почитания св. иконам, подвергся изгнаниям, в коих и жизнь кончил. 21 Пр. Иаков епископ и исповедник . Сведений об нем почти нет. Из месяцеслова Василия п других прологов видно, что) он был во времена иконоборства. В половине 9 веке ему уже составлена служба Игнатием. Месяцеслов с летописью, известный и Димитрию ростовскому , неизвестно, на каком основании относит его к царствованию Копронима (741–775). Св. Фома патриарх . Сведения об нем главным образом содержатся в месяцеслове Василий и в житии св. Феодора Синеота (22 апр.), написанном учеником его, след. достоверны. В Хронике александрийской говорится, что он умер 20 марта, а погребен 22. Месяцеслов Василия говорит, что он покрывал стыдом еретиков, императоров благочестивых славно наставлял и был почтен Сенату и св. Собору. 22 Священномуч. Василий анкирский . В славянских печатных минеях житие его сокращено из греческих рукописей. Болландисты имели два вида актов и поместили достовернейшие в Деяниях св. (Mart. III. 380). Со славянскою минеею они согласны. В конце сих актов говорится, что святой скончался 28 июня, Болландисты поправляют на 28 января, потому что Иулиан был в Антиохии, откуда он прибыл из Анкиры, в феврале 363 года. Сего священномученик должно отличать от мученика Василия анкирского (1 янв.). Мученические акты его составлены очевидцами, которые говорят о себе в заключении актов, и Рюинарт поместил их в своих чистых актах (Т. III. 340). Селье также считает их чистыми (Т. IV. 543). Созомен в своей церковной Истории говорит о сем мученике там же согласно с актами (кн. V, гл. II).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Издатели полагают, что последнее есть, позднейшая прибавка, когда утвердилось празднование его 20 мая, по всей вероятности, по случаю перенесения мощей его в Константинополь. Но Мазохий с сим не соглашается, полагая, что в начале жития означено (только начало гонения. Действительно странно, чтобы первоначальный день празднования мученику со всем был забыт; ибо все календари и древнейшие имеют память его только под 20 мая. В житии святой говорит, что он был представлен Тиверию едесскому князю, а в прологах говорится, что он усечен и Едессе егейском городе. Это было в Киликиии. В Македонии, был город Едесса; первоначально он назывался Егес ( Αγεσ козы), что изменено в Едесс ( Αδες). Должно полагать, что известный под именем Егеи или Ег киликийский приморский город, ныне Аяскала, основанный македонянами, (почему и в житии счет времени – македонскими месяцами) назывался также Едессою, как в Македонии. Память святого издревле торжественно праздновалась в Константинополе, где были его мощи в храме мученика Агафоника. В службе он называется великомучеником и мощам его приписывается чудесное исцеление болезней. Император Иустиниан (527–565), восстановив один монастырь в Иерусалиме, посвятил его имени сего мученика (по свидетельству Прокопия кн. 5.). Болландисты полагают, что сказание о его мучении составлено на основании проконсульских актов. Как видно из счисления по македонским месяцам акты составлены на месте или близ места его мучения. Астерий в подлинном житии назван, плотником ( τκων). Никодим в синаксаристе (20 мая) говорит, что на месте усечения св. Фалалея Бог произрастил растение для исцеления болезней, что видно из греческого стихословия святому, и в настоящее время память его торжественно совершается в Наксосе острове и бывают многие чудеса от него. Пр. Фалассий . Хотя известен пр. Фалассий константинопольский, основавшийв Царьграде монастырь до патриарха Мины (Дю-Канж IV. 138), но здесь, но всей вероятности, разумеется более известный Фалассий, игумен ливийской обители, живший в половине 7 века, писатель, тем более, что он ставится с Марком фраческим подвижником также африканским.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

222 Описана подробно: Амфилохий, архим. О Славянской Псалтыри XIII–XIV вв. библиотеки А. И. Хлудова//Древности: Труды Московского археологического общества. 3. 1870. 1. С. 1–28, с атласом рисунков. См. также Попов А. Н. Описание рукописей библиотеки А. И. Хлудова. М., 1872. С. 5. 225 Кроме указ. ст. Ундольский В. М. Описание греческого кодекса Псалтыри IX–XII в.//Сборник Общества древнерусского искусства. 1. 1866. С. 137–153, характеристика ркп. в ст. Буслаев Ф. И. Исторические очерки. Т. II. СПб., 1861. С. 60, 88. 226 Проф. Буслаев в ст. «О византийской символике» Угличской Псалтыри разделяет так содержание миниатюр: 1) буквенные иллюстрации, 2) олицетворения, 3) аллегории, 4) параллели: Буслаев Ф. И. Указ. соч. Т. II. СПб., 1861. С. 202–212. 227 Рисунок и объяснение в ст. Пипера: Piper F. Johannes der Täufer in griechischen Kunstvorstellungen//Evangelischer Kalender. 18. 1867. S. 63. 228 См. указанную корреспонденцию: Буслаев Ф. И. Из Рима//Вестник Общества древнерусского искусства. 6–10. 1875. Отд. IV (Смесь). С. 70. В Константинополе при Комненах существовал монастырь «Петра» (Дю-Канж не упоминает), так называвшийся, может быть, как скала, с которой воды текут на спасение пьющих: в основе положена та же аллегория. Еще еп. Паулин («Epistula ad Severum», XII) замечает, что эта скала – Церковь . Припомним наконец скалу с четырьмя изливающимися реками и Агнцем, на ней стоящим, в мозаиках. 229 См. Piper F. Die Jagd des Einhorns und der Jäger mit vier Hunden//Evangelischer Kalender. 10. 1859. S. 34–39, где автор указывает появление самого сказания в миниатюре VII века, на толкование же символа как Христа, посланного Богом и вочеловечившегося через Деву, только в Физиологе XI века. Повторено в компилятивном сочинении Kraus F. X. Die christliche Kunst in ihren frühesten Anfängen. Leipzig, 1872. 230 Литература известного барельефа пармского баптистерия указана у Шнаазе: Geschichte der bildenden Künste. T. VIII. Düsseldorf, 1869. P. 262. См. также статью профессора Буслаева «Общие понятия о русской иконописи»//Сборник Общества древнерусского искусства. 1. 1866. С. 80–83.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

un. ecel. VI. 516. Acta martyr. orient. 1. 131) и других, которые Евдовию считают за одно лице с Иею, полагая, что Иа – есть имя не христианское – халдейское, а Евдовия имя христианское. Не ранее XI века Евдокию стали отличать от Ии в восточных памятниках, напр. в Петровом прологе, Академическом апостоле; в стишном прологе 4 авг. принесение мощей преподобномуч. Евдокии, в тот же день муч. Ии. Что же касается до разности показаний актов и прологов, состоящей в том, что акты кончину ее полагают 4 августа, а прологи греческие принесение ее в сей же день; то неточность в месяцесловах и прологах дело не редкое. В месяцеслове Василия и 4 августа и 11 сентября поставлено страдание ее . В синаксаристе Никодима 4 августа показано: память пр. матери нашей и мученицы Евдокии и принесения мощей ее. Если страдание ее совпало со днем принесения мощей ее в Царьград 4 августа; то почему празднуется ей еще 11 сентября? В сей день, вероятно, было освящение во имя ее церкви и посему случаю новое преложение мощей. В Константинополе весьма рано построена была во имя ее церковь . Во времена Иустиниана она уже обветшала и великолепно им восстановлена (Дю-Канж VI, 147). Вероятно, мощи ее принесены были скоро после страдания ее в Царьград в 4 или в начале 5 века. Пострадала она в 362 году или в 364 по Р. X. О других взятых с нею в плен и пострадавших сказано было 9 апреля. 5 Муч. Евсигний . В Деяниях св. (Aug. II. 70) акты мученические, которые приписывает себе некто Евстохий, как очевидец, считаются неподлинными. Иулиан в конце июля 362 года прибыл в Антиохию, следов. св. Евсигний есть одна из первых жертв его. Муч. Понтий римлянин . В Деяниях св. (Mai III. 272) тоже житие, что и в слав. минее, написанное сверстником и очевидным свидетелем мученика Валерием. Хронологические и исторические показания верны; но издатели Деяний видят в нем дополнение позднейшие руки, потому что трудно представить разрушение языческого храма, когда язычество было в силе. Затруднения в актах находили еще Бароний на 246 год (num.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Св. Ахиллий лариссийский . В мес. Василия говорится, что он, посрамляя еретиков на 1 вселенском соборе, возбудил всеобщее удивление. Иоанн Скилица говорит, что Самуил царь болгарский отвел в плен жителей Лариссы во внутренние части Болгарии в 978 году, перенес вместе и мощи св. Ахидлия в свою столицу Преспу, – у местных жителей Агиль по имени Ахиллия (ныне село). Oriens christ. II. 103. Голуб. Очерк истории церквей южных стр. 56. Нерукотворенная камулианская икона Богоматери . В древних синаксарях и евангелиях 15 мая полагается память нерукотворенные Иконы в Камулианах – без означения Божией ли Матери или Спасителя, так в евангелии X в. LXI, в Петровом прологе XI, в редакциях месяцеслова Василия 240, 319 и др. По Мартынову в Медицейском, Сирмундовом и Туринском синаксарях показана нерукотворенная икона Богоматери . Камулианы был город и первой Каппадокии под кесарийскою митрополиею. Действительно в нем была нерукотворенная икона Богоматери и она перепесена из Камулиан в Царьград в 574 году при Иустине младшем (об ней подробно у Гретчера syntagma de imaginibus с. 12–15). В стишном прологе греческом, составленном в 12 веке, 9 августа показано обретение нерукотворенного образа Спасителя Камулианского при Феодосии Великом в 392 году, причем предложена и довольно пространная история обретения сего образа, приписываемая автором пролога Григорию нисскому . Но патрологи не знают сей истории между творениями св. Григорий, а Никодим и в слоге ее видит различие от слога Григориева. Св. Григорий говорит мимоходом в одном из своих произведений об иконе нерукотворенной, явившейся в 392 году, но не Спасителя, а Богоматери (Дю-Канж IV, 83). 16 Пр. Феодоре освященный . В Деяниях св. (Mai III. 287) одно житие вместе с Пахомиевым. Кроме того помещено еще письмо Аммопа епископа, ученика св. Феодора, о жизни и чрезвычайных духовных дарованиях его. Житие Пахомия и Феодора, как мы видели, также написано иноком очевидцем св. Феодора. Чрезвычайны дарования Божии пр. Феодору! Подлинно дивен Бог во святых своих! По житию св. Феодор скончался 2 числа месяца Пахона т. е. 27 апреля. О Феодоре см. Истор. правос. монаш. Казанского стр. 175 и след. 17

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Память пожара . В александрийской хронике описывается пожар при Льве Великом (457–474), бывший на 12 году его царствования, следовательно в 469 или 470 году. Подобного сему пожару в Царьграде не было никогда: город горел от моря до моря. Автор Константинопольских древностей говорит, что город горел 6 месяцев к что император устрашенный вышел к морю и построил храм Маманта в Сигме и -тик. (Дю- Канж lib. II. 118. Bandurii anmiquim. 57. 732). Осмщение его 12 июля. (См. греч. минеи). Феодор чтец пишет: на епископскую кафедру Антиохии по общему приговору возведен был Иулиан. (Это было в 471 году). В это время 2 сентября (sic. См. 2 сентября) случился великий пожар, начавшийся от Неориона и распространившийся до храма ап. Фомы Аманция (не верно в русском переводе: Фомы и Аманция). Эконом Маркиан, восшедшы на кровлю св. Анастасии с евангелием в руках, силою своих молитв и слез сохранил храм невредимым (§ 23 стр. 512 русск. перевод). Евагрий, описав антиохийское землетрясение на 2 году царствования Льва (458459 г.), продолжает: « около того же времени случилось подобное или еще тягчайшее бедствие в Константинополе» и проч. (Ц. Ист. II. гл. 13). В определении времени пожара вернее следовать александрийской хронике и Феодору чтецу , чем Евагрию. В славянских печатных святцах XVII в. в летописи в более древних выставлен год пожара 5965, т. е. 465 (ибо в сей летописи до Р. X. считается 5500 лет), а в более поздних 5958 г. т. е. 458, согласно с Евагрием. 2 Муч. Мамант и отец его Феодот . В Деяниях св. (Aug. III. 423) довольно обширное наследование о св. мученике и помещено страдание его, вообще согласное с повествованием слав. четьи минеи из Метафраста, который сам имел древнейший сказания о мучениках. У Василия В. есть целое слово на день сего мученика, произнесенное в его храме близ Кесарии, содержащее впрочем не много сведений об его жизни. Св. Василий называет его пастырем (пастухом), который не от других заимствовал знаменитость, но сам продолжением жизни возжег светильник и пастушескую бедностию обличает богатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Св. равноапостольная Фекла . В Деяниях св. (Sept. 546) пространное исследование о св. Фекле. Еще во времена Тертуллиана известно было житие ее, написанное одним пресвитером, но приписанное им ап. Павлу. После явилось другое сказание о ней неизвестного автора, которому, вероятно, известно было и первое сказание. В V веке Василий еп. селевкийский в Исаврии, составил новое жизнеописание на основании прежних. Не все в вышеозначенных актах достоверно, о чем св. Димитрий ростовский в конце жития замечает. Но весьма многое в сих актах подтверждается свидетельством древних образованных и святых отцов: Григория назианзена , Златоустого, Епифания, Амвросия и Зенона веронийского; из свидетельств их видно, что св. Фекла была обращена св. ап. Павлом, быв обручена знаменитому юноше, за желание сохранить свое девство много пострадала от родителей, что она предана была огню и зверям и осталась невредима. Василий селевкийский описал не мало чудес от св. Феклы бывших и по кончине ее. Память ее издревле чтится во всей церкви. Ей построены были многие храмы на востоке и на западе. В Константинополе ей посвящено было 4 храма, один из них был построен Константином В. (Дю-Канж IV, 150 и 190). Из повествования Феодорита о свв. Кире и Маране (28 февр.) видно, что к гробнице св. Феклы были предпринимаемы благочестивые путешествия. Евагрий (кн. 3, гл. 8) говорит о явлении во сне импер. Зинону (474–491) первомученицы Феклы, предсказавшей ему восстановление власти, которую он действительно и возвратил. Он посвятил ей отличавшийся высотою и красотою храм в Селевкии исаврийской и украсил его многими царскими дарами (сн. Morcelli Т. I. 162). Пр. Коприй . В Деяниях св. (Sept. VI. 661 in praemermissis) он опускается без уважительных причин: яко бы его нет в числе святых у римлян и русских; последнее ложно, первое не важно. В первый раз он является в стишном прологе, составление коего восходит к 12 веку. 25 Пр. Ефросиния . В славянской четьей минее говорится, что житие ее составлено из Иеронимова и Метафрастова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010