Воскрешение Лазаря, изумительное празднование этой единственной субботы, уже вне Великого Поста. В пятницу, накануне, мы поем: «Душеполезную совершив четыредесятницу…» («закончив полезный для души сорокадневный пост…»). В богослужебных терминах Лазарева Суббота и Вербное Воскресенье суть уже «предначинание Креста». Последняя неделя Великого Поста есть, в сущности, непрерывное предпразднество этих дней, и потому — последнее откровение значения Великого Поста. В самом начале этой книги мы сказали, что Великий Пост — это приготовление к Пасхе; однако, на самом деле, в нашей обычной и ставшей уже привычной жизни это приготовление остается номинальным, отвлеченным. Великий Пост и Пасха стоят как бы рядом, каждый на своем месте, но без настоящего понимания их связи между собою и зависимости друг от друга. Даже если Великий Пост не рассматривается всего лишь как время исполнения ежегодных обязанностей исповеди и причастия — раз в год! — его все-таки почти всегда воспринимают как индивидуальный, на себя обращенный личный подвиг. Другими словами, что действительно отсутствует в обычном опыте Великого Поста — это именно физическое и духовное усилие, направленное на наше участие в « сегодня » Христова Воскресения, направленное, иными словами, не на отвлеченную мораль, не на стремление к личному исправлению или обузданию страстей, и даже не на личное самосовершенствование, но на участие в высшем и всеобъемлющем сегодня Христа. Христианская духовность, не направленная к этой цели, рискует стать псевдо-христианскои, потому что, в конечном счете, она обращена на себя, а не на Христа. Опасность здесь состоит в том, что когда «храмина» сердца очищена, убрана, освобождена от нечистого духа, жившего в ней, она остается пуста, и нечистый дух возвращается, взяв… «с собой семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лука 11,26). В этом мире все, даже «духовность», может быть от диавола. Поэтому так важно восстановить значение и нарастание Великого Поста, как подлинного приготовления к великому « сегодня » Пасхи. Теперь мы уже знаем, что Великий Пост состоит из двух частей. До Крестопоклонного Воскресенья Церковь призывает нас сосредоточиться на своей собственной душе, призывает к борьбе с плотью и страстями, злом и другими грехами. Но даже пока мы это делаем, Церковь постоянно зовет нас устремляться вперед, измерять и основывать наш подвиг на «чем-то лучшем», что нас ждет впереди. Затем, после Крестопоклонного Воскресенья, средоточием постного подвига становится тайна страданий Христовых, Его Креста и смерти, и сам Пост становится «восхождением в Иерусалим».

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-s...

Инокиня Кассия – почитаемая святая. Ее очень любят греки. Но в Триоди есть тексты, написанные не только святыми, и не всегда монахами. Одна из моих любимых стихир, которую поют в Неделю Крестопоклонную, «Днесь висит на древе» – сочинение императора Константина Порфирородного. Другой поэтичный монарх, Лев Мудрый, оставил стихиру субботы Лазаревой «Душеполезную совершивше Четыредесятницу». Самое удивительное, что в нашей Триоди есть и творение императора-еретика Феофила – стихира «Изыдите языцы», которую мы поем в Вербное воскресенье. Это тем более любопытно, что по преданию инокиня Кассия была в числе девушек, которые участвовали в царских смотринах, она могла стать женой Феофила, но вышло иначе. И вот эти два несходных поэта теперь живут на страницах Триоди. Почему не изгнан император-еретик? Потому что Триодь создавалась не группой цензоров, а стихией объективного культурно-исторического процесса – так это называют у нас в Гомеле. Если текст хорош и берет за душу, зачем же его изгонять? Фото: tatarstan-mitropolia.ru Славянская Триодь появилась в десятом веке. Но уточню: это была одна из Триодей. Новые редакции и новые тексты проникали в Триодь вплоть до пятнадцатого столетия. А конец этой пестроте и разнообразию был положен эпохой книгопечатания. Глобализация началась с первой печатной книги, в том числе и церковная глобализация. В 1522 году в Венеции была отпечатана первая греческая Триодь, которая сделала все частные монастырские Триоди «неконкурентоспособными». Теперь у нас есть одна Триодь – одинаковая для каждого храма и обители. Конечно, жаль, что огромная масса уникальных песнопений и молитв так и осталась в рукописях. Но наша Триодь – это огромное утешение, молитвенная и даже эстетическая поддержка для современного христианина. Только немного грустно оттого, что придут новые «Студиты» и «инокини Кассии», которые напишут что-то такое прекрасное и невероятное, что их потомки освежат свои души чистой музыкой их поэзии, а мы этого не увидим. Святой Василий Великий никогда не слышал канона Андрея Критского.

http://pravmir.ru/postnoe-pismo-6-istoch...

Наконец, в последнюю седмицу этого приготовления, мы начинаем творить память самой тайны. Постный подвиг помог нам отложить в сторону все, что обычно постоянно заслоняет главную цель нашей веры, надежды и радости. Само время как бы приходит к концу. Теперь оно измеряется уже не обычными нашими делами и заботами, а тем, что совершается на пути в Вифанию, и дальше, в Иерусалим. Повторим еще раз — это не риторика. Каждому, кто приобщился подлинному опыту богослужения, — пускай хоть раз в жизни, пускай несовершенно, — становится ясно, что с того момента, когда мы слышим: «Веселися Вифания, дом Лазаря…» и затем… «Заутра Христос приходит…», внешний мир становится как бы нереальным, и нам почти боль причиняет соприкосновение, неизбежное, с его суетой. Реальность — там, в церкви, где с каждым днем мы все больше осознаем, что означает ждать и почему христианская вера есть, прежде и больше всего, ожидание и приготовление. Так, когда в пятницу за вечерней мы поем: «душеполезную совершив четыредесятницу», — мы не только исполнили ежегодную христианскую «обязанность», мы восприняли всей душой слова, которые мы будем петь на следующий день: Лазарем тя Христос уже разрушает, Смерте, и где твоя, аде, победа… Лазаревым воскресением Христос уже разрушил тебя, Смерть, и где твоя, Ад, победа?.. «Великий Пост» [Крат. толкование : Пер. с англ.]/Протопресвитер Александр Шмеман М. 1993 Вербное воскресенье. Статьи, проповеди, видео Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 мая, 2024 3 мая, 2024 2 мая, 2024 27 апреля, 2024 22 апреля, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 18 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-s...

Теперь скорбь их кончилась. Люди, для спасения которых воплотился Христос, воссоединились с ангелами и собой восполнили состав небесного хора певцов славы Божией. Хвалите небеса Божию славу. Что это за Божия слава, к хвалению которой приглашаются небожители? Эго слава беспредельной благости Божией, ибо нас ради человек и нашего рода спасения воплотился Сын Божий. Но недостаточно было только помиловать грешника; надобно было еще удовлетворить правосудие Божие. В противном случае милость Божия была бы потворством греху, дала бы повод каждому грешнику беспечно предаваться страстям и порокам по надежде, что Бог милостив, не взыщет. Надлежало уничтожить эту надежду, надлежало засвидетельствовать, что Бога нельзя было безнаказанно оскорблять греховною беспечностью. Пусть все узнают, как тяжка вина грешника пред Богом, когда для заглаждения ее потребовалось столь безмерной цены жертва, как уничижение Сына Божия, нас ради человек приявшего зрак раба и в сем уничиженном состоянии потерпевшего за нас крестную умилостивительную смерть. Пусть все узнают, что эта жертва спасительна не для всех, а только для истинно верующих и кающихся. Таким образом, в деле человеческого спасения чрез воплощение Сына Божия соединились милость и правда, и в этом соединении открылось Божественная мудрость. Только одна эта мудрость могла измыслить столь необычайное средство спасения. И если небожителям свойственно хвалить славу Божию, открывшуюся в воплощении Сына Божия, то под этою славою именно разумеется слава Божией премудрости, сочетавшей в сем деле беспредельную милость с беспредельною правдою. В сем песнопении идет речь о двух постах; четыредесятницы и страстной седмицы. Первый установлен в память четыредесятидневного поста Христова в пустыне. Он начинается в понедельник 1-й седмицы Великого поста и оканчивается в пятницу шестой седмицы. Посему Церковь научает нас воспевать в сей день: Душеполезную совершивше четыредесятницу. В каком смысле она называется душеполезною? В том смысле, что она назначена для очищения души подвигами покаяния и поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

ШЕСТАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА (СЕДМИЦА ВАИЙ)    В пятницу 6 седмицы оканчивается Святая Четыредесятница. В этот день на вечерне, соединяемой с Литургией Преждеосвященных Даров, в стихирах на «Господи, воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбие, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение (домостроительство) Твое». Вечером в пятницу служится великое повечерие.    В субботу седмицы Ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Лазаря, поэтому, эта суббота именуется Лазаревой субботой. Воскрешение праведного Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Господа Иисуса Христа и как удостоверение в Воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших, что выражается в тропаре праздника (гл. 1):    Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя (удостоверяя), из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы (еврейские) победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во Имя Господне.    Чудом воскрешения Лазаря Господь Иисус Христос явил Свою Божественную силу и славу, уверил всех в должном быть вскоре после распятия Своем Воскресении и в общем воскресении умерших в последний день Страшно Суда.    Богослужение в Лазареву субботу, по своему построению и песнопениям, подобно богослужению воскресному, но без полиелея.    Особенности богослужения Лазаревой субботы следующие:    На утрене стихословятся 16 и 17 кафизмы. По второй (17) кафизме после чтения последнего стиха «Заблудих, яко овча погибшее» певцы поют воскресные тропари: «Ангельский Собор удивися». Царские врата открываются, и бывает каждение по обычаю. Евангелие на утрене не читается.    После воскресных тропарей — малая ектения, седален и, как в воскресенье, поется «Воскресение Христово видевше». Читается 50 псалом и сразу поется канон: «Поим Господеви». К тропарям канона — припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Этот же припев — в Неделю Ваий и в Страстную седмицу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Хор: «Честнейшую...». После 9-й песни и малой ектении читается светилен – Троичен текущего гласа. Далее читаются хвалитные псалмы и вседневное славословие. Остальное все, как обычно (см. Типикон, четверг 5-й седмицы Великого поста; Богослужебные указания на 1958 г., с. 87). Суббота 5-й седмицы называется субботой акафиста, а сама служба получила название Похвалы Пресвятой Богородицы. В этот день на утрени читается акафист Божией Матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя в эти дни поста от сарацин и скифов в 626 году. Акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака: первая часть акафиста читается после 16-й кафизмы и малой ектений; вторая часть – после 17-й кафизмы («непорочных») и малой ектении; третья часть – после 3-й песни канона и малой ектении; четвертая часть – после 6-й песни канона и малой ектении. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака: «Взбранной Воеводе...». На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма 153 . В конце утрени поется великое славословие. В пятую Неделю (воскресенье) Великого поста Церковь воспоминает и прославляет св. Марию Египетскую, великую подвижницу V-VI в. (память 1 апреля по старому стилю, умерла в 530 г.), и в ее лице представляет нам образ истинного покаяния, ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренне кающимся. Седмица ваий В пятницу 6-й седмицы оканчивается св. Четыредесятница. В этот день на вечерни, соединяемой с литургией Преждеосвященных Даров, в одной из стихир на «Господи, воззвах...» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоя просим видети, Человеколюбие, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение (домостроительство) Твое». Вечером в пятницу – великое повечерие. В субботу седмицы ваий Церковь воспоминает чудо воскрешение Лазаря, поэтому суббота называется Лазаревой. Воскрешение Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение в Воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших, что и выражается в тропаре праздника (глас 1-й): «Общее воскресение прежде Твоей страсти уверяя (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

От усталости и раздражения спасаюсь, как всегда, в чтение «абсолютно иного» – шестнадцатый том (единственный, мною еще не читанный) дневника Leautaud. Это – август 1944 года, «освобождение» Парижа, несусветная грязь и жестокость epuration 419 … Читал об этом только что в книге Claude Bourdet – с обратными знаками… Но насколько же непосредственная, человеческая реакция Leautaud мне ближе и понятнее. Даже когда он ошибается, то это от неведения, незнания. А у Bourdet – всегда parti-pris 420 , ужасающее клеймо идеологизма. Читаю и думаю – только бы никогда вере, христианству не стать «идеологией». Пятница, 25 апреля 1975 Раннее, солнечное утро в этом квартале около Бюро подоходного налога, среди небоскребов, среди кишащей толпы. И так как было еще рано ехать на радио «Свобода», прошелся по улицам вокруг City Hall 421 с почти животной joie de vivre 422 . И вот, наконец, «душеполезную совершивше четыредесятницу», подъем к Страстной – через предпасхальный свет Лазаревой субботы и Вербного воскресенья. И так как весна поздняя – все в семинарском саду в цвету: ярко-желтые форситии, лиловые азалии, прозрачная зелень деревьев. С детства – любимейшие дни. А фон всего этого – кошмарный, кровавый конец Индокитая и Камбоджи, аресты в России, выборы – сегодня – в Португалии, разгул торжествующего зла и лжи при подлом поддакивании либералов всех мастей. Вчера в Le Monde – Francois Mitterand: «Pour nous l " Union sovietique est un facteur de paix…» 423 . Великий Понедельник, 28 апреля 1975 Лазарева суббота и Вербное воскресенье – два дня беспримесной радости. Изумительные солнечные дни, чудные службы, до отказа переполненная церковь . В субботу после обедни ездили с Л. на кладбище в Roslyn, устраивали могилу родителей Л. Вчера днем, между службами, в Wappingers с внуками. Только пробивающаяся еще, «сквозящая» зелень. Вечером – «Чертог…». Но вечером – и часто посещающее меня, немного мучительное чувство: как будто все то, что так радует, поражает, вдохновляет меня в Православии, и особенно в эти два, любимейших мною, дня, – не то, что ищут от Православия, видят в нем другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: [email protected] play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . " Душеполезную совершивши Четыредесятницу " - слово протоиерея Александра Шаргунова в пятницу 6 седмицы Великого поста 14.04.2022 19:53 Протоиерей Александр Шаргунов «Душеполезную совершивши Четыредесятницу», мы предстоим перед Лазаревым воскрешением. А теперь этим праздником и Вербным воскресеньем — Входом Господним в Иерусалим — открываются нам Страстные дни. То, что Пост завершается Лазаревой субботой, неслучайно. Жизнь наша завершается смертью и Пост — нашей смертью. Пост — время, которое мы ощущаем как образ всей нашей жизни. Конечно, Господь мог бы всех нас воскресить, как Лазаря, когда кончается наша жизнь. Но смерть, о которой идет речь, — не только физическая смерть, но смерть духовная, наше пребывание в грехах. Смысл Поста заключается в том, чтобы увидеть, что мы — в таких грехах, которые невозможно исцелить никаким воскрешением к временной жизни, и нам надо пройти через смерть. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/radio/2022/04/14/19-5...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010