Руська Православна Церква Офіційний сайт Московського Патріархату Головні новини У свято Входу Господнього до Єрусалиму Предстоятель Руської Церкви звершив Літургію в Храмі Христа Спасителя та очолив хіротонію архімандрита Серафима (Пасанаєва) на єпископа Мінусинського і Курагінського Святіший Патріарх Кирил виступив зі зверненнями у зв " язку з кричущими прикладами тиску на Українську Православну Церкву Напередодні свята Входу Господнього до Єрусалиму Святіший Патріарх Кирил звершив всеношну в Храмі Христа Спасителя Святіший Патріарх Кирил звершив освячення московського храму Чуда Архангела Михаїла в Хонех у Братєєві та очолив хіротонію архімандрита Авксентія (Абражея) в єпископа Несвізьького Святіший Патріарх Кирил звершив утреню з читанням акафіста Пресвятої Богородиці у Храмі Христа Спасителя Архів   Головна / Привітання та звернення Слово Святішого Патріарха Кирила при врученні архієрейського жезла Преосвященному Ферапонту (Кашину), єпископу Макар " ївському, вікарію Костромської єпархії Версія для друку 28 квітня 2013 р. 14:02 28 апреля 2013 года, в неделю 6-ю Великого поста, праздник Входа Господня в Иерусалим, за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Ферапонта (Кашина) во епископа Макарьевского, викария Костромской епархии . По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Ферапонта на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Ферапонт! Ныне, в день Входа Господня в Иерусалим, при видимом возложении на твою главу архипастырских рук, по усердным молитвам народа Божия Утешитель тайнодейственно излился на тебя, соделав преемником «самовидцев и служителей Слова» (см. Лк. 1:2). Подобно тому, как вся Церковь Христова, душеполезную совершивше Четыредесятницу , стоит у иерусалимских ворот в ожидании искупительного подвига Спасителя, ты стоишь в ожидании предлежащего тебе подвига архиерейства. Подвиг этот неразрывно сопряжен с величайшей ответственностью за спасение людей и невозможен без полного забвения личных интересов, без сораспинания Христу, Который создал Церковь Своею Кровью (см. Деян. 20:28). Отныне все дарованные тебе Господом таланты, всё, что ты приобрел учением и усердной работой, ты призван употреблять не ради своей пользы, но ради пользы тех, кого вверяет твоему попечению Небесный Пастыреначальник. Окрылить души, п охитить из мира и предать Богу, сохранить образ Божий, если цел, поддержать, если в опасности, обновить, если поврежден, вселить Христа в сердца Духом  — вот на что, по слову святителя Григория Богослова, должен ты направлять свои поступки и помышления (см. свт. Григорий Богослов. Слово 3).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2935038...

в) В воскресенье 3-й недели, в ободрение нас к дальнейшим подвигам поста и для услаждения горьких вод покаяния, совершается на утрени после великого славословия, изнесение на средину храма св. креста для поклонения ему; почему вся седмица называется крестопоклонною и посвящена прославлению св. креста и воспоминанию плодов крестной смерти Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа 107 . На литургии в сей день вм. Трисвятого поется: Кресту Твоему... г) В воскресенье 4-й недели прославляются подвиги величайшего из подвижников благочестия св. Иоанна лествичника , написавшего (книгу) лествицу духовного восхождения к христианскому совершенству. д) В воскресенье 5-й недели ублажаются подвиги преподобной Марии Египетской, представляющей своею жизнью назидательнейший образ покаяния, возведшего ее из глубины греховной в такую чистоту жизни, которая удивила самих Ангелов. Шестая неделя – последняя неделя поста; пятницею заканчивается четыредесятница, почему в стихирах на «Господи воззвах» поется: « Душеполезную совершивше четыредесятницу »... Следующая неделя называется особым именем: » страстною седмицею ». е) В воскресенье 6-й недели празднуется Вход Господень во Иерусалим. К особенностям сего праздника при Богослужении относится обряд освящения ваий, или древесных ветвей (верб) на утрени. После Евангелия священник, взявши кадило, кадить крестообразно ваия, кропить их св. водою и читает особо положенную молитву на благословение ваий, и после целования верующими Евангелия раздает им ваия. Принявшие ваия (вербу) в то же время зажигают свечу и слушают праздничный канон, изображая народ еврейский, встретивший Господа с пальмовыми ветвями и воспевавший славу Сыну Давидову. От ветвей и свечей, с коими верные стоять на утрени, воскресение это называется неделею ваий или цветоносною. Литургия совершается Иоанна Златоустог о; на ней поются праздничные антифоны, а вместо «Достойно» ирмос: «Бог Господь и явися нам». Праздник сей не имеет ни препразднства, ни попразднства, потому что пред собою и после себя имеет дни постные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Снова Церковь обращает наше внимание – мертв не только Лазарь, мертв наш ум, убитый леностью, страстями, нерадением. И потому весть о Христе воскрешающем – личная радость для каждого из нас. Пятница – день Распятия и Крестной Смерти Спасителя, песнопения этого дня всегда устремляют наш ум к подножию Голгофы. Но посмотрите, как тонко на шестой седмице песнотворцы соединяют воспоминания о двух смертях – Христа и Лазаря: «На Кресте Господи Твоем уснув, преложил еси на сон, Владыко, смерть. Вопил бо еси: друг Лазарь успе, но пойдем возбудити его ныне» ( тропарь трипеснца в пятницу шестой седмицы ). История одного воскрешения дарит ощущение приближающейся схватки Христа со смертью Шестую седмицу по праву можно назвать предшественницей Страстной. Как первые капли дождя сообщают нам о приближающемся ливне, так и частная с виду история одного воскрешения (не первого в Евангелии) дарит ощущение приближающейся схватки Христа со смертью. «Грядущу Ти к Виффагии, топтание Твоих ног, враг ощущаше ад, и ногама Лазаревыма прикасашеся, глаголя: аще восхощет звати Тя Жизнь, не обленися, но изыди: разумех бо мое разрушение вскоре» ( тропарь трипеснца в пятницу шестой седмицы ). Церковь делает нас свидетелями этого события, мы начинаем по-настоящему сопереживать Лазарю и видеть, как Христос побеждает смерть В течение всей недели мы духовно созерцаем предстоящую встречу Христа со смертью – сначала праведного Лазаря, а затем и с Его собственной. Мы не были тогда в Вифании, мы узнали об этом событии из Евангелия. Но с помощью богослужения Церковь делает нас свидетелями этого события, мы начинаем по-настоящему сопереживать Лазарю и видеть, как Христос побеждает смерть. «Душеполезную совершивше четыредесятницу, возопиим: радуйся граде Вифание, отечество Лазарево. радуйтеся Марфа и Мариа, того сестры, заутра бо Христос приходит, оживити глаголом умершаго брата: Егоже глас услышав, горький и несытый ад, страхом вострепетав, и вельми возстенав, отпустит Лазаря укройми обязана: Егоже чудеси собор Еврейский удивився, с ваием и ветвьми того срящут, и явятся похваляющии дети, Емуже завидят отцы. благословен Грядый во имя Господне Царь Израилев» ( стихира на Господи воззвах субботы шестой седмицы ).

http://pravoslavie.ru/159725.html

В пятую неделю (воскресение) поется последование преподобной Марии Египетской. Пяток шестой седмицы поста есть окончание Четыредесятницы. В оный поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбие». Прежде шести дней Пасхи, в которую Господь готовился принять крестную смерть, Он совершил в Вифании чудо воскресения Лазаря; оно и воспоминается в субботу перед неделей ваий и седмицею страстей Христовых. Воскресение Лазаря показало божественную силу Христа, прежде Его страданий и смерти уверило людей в воскресении христовом и в общем воскресении всех умерших. На утрени в субботу Лазаря по 2-й кафизме поются тропари воскресные «Ангельский собор удивися»; после сих тропарей полагаются: ектения, седальны, чтение и «Воскресение Христово видевше». В песнопениях субботы Лазаря выражается радостная весть, что все воскреснем, и песни об упокоении души не поются, как пелись в предыдущие субботы. От субботы Лазаря «Честнейшая» не стихословится и в прочие дни до новой недели, т.е. до Фоминой. На утрени в субботу сию, подобно как в день воскресный, поется «Свят Господь Бог» и великое славословие. На литургии вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся». На трапезе кроме елея и вина дозволяется икра. В неделю ваий воспоминается царский вход Господа в Иерусалим для страданий и крестной смерти. Он, приближаясь к горе Елеонской, воссел на молодого осла и шествовал в сопровождении множества народа, который устилал путь одеждами и древесными ветвями. Перед Господом, как перед царем победителем, народ нес пальмовые ветви и восклицал: «Осанна (спаси, даруй счастие, спасение, Пс. 127:25–26 ) Сыну Давидову! Благословен Царь, грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» (сущий в вышних, обитающий на небе). Дети это повторяли в самом храме, куда вошел Христос. Вспоминая это событие, св. Церковь видит в нем шествие Господа для принесения Себя в жертву за грехи мира, исполнение пророчества и, воспевая с детьми еврейскими: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне», приносит Ему хвалу как победителю смерти, исповедует, что «Воссевший на жребя носим на Херувимех и певаем от Серафимов».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

День за днем, седмица за седмицей проходит святая Четыредесятница. Вот уже близится к завершению благодатный Великий пост. Спросим же себя о том, что полезного вынесли мы из него, напитались ли благостью Господней?! Можем ли мы с уверенностью сказать, что уже духовно готовы встретить Преславное Христово Воскресение, что не мертвы духом, а наполнены верой, надеждой, любовью, светом истины и Божественной благодатью?! Ведь именно для этой нашей подготовки и был предназначен Великий пост! Святая Церковь так и возглашает сегодня: «…святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче… душеполезную совершивше Четыредесятницу!» Была ли она таковой для каждого из нас? Очень скоро наступают дни Страстей Христовых, на которых сосредоточится все наше духовное делание. Попросим же у Господа силы достойно сопереживать и сострадать Спасителю! Да не будет недостатка с нашей стороны в истинных покаянных слезах, орошающих Искупительную Голгофу, омывающих наши сердца и созидающих нас готовыми принять вечную и неизреченную благость Христа, страдающего, распинающегося за грешный род человеческий, принимающего смерть на кресте и воскресающего. С благоговением сердечным вспомним слова Преподобного Серафима Саровского: «Приобщаться Святых Христовых Животворящих Таин заповедую… во все четыре поста и двунадесятые праздники, даже велю и в большие праздничные дни; чем чаще, тем и лучше… Потому что благодать, даруемая нам приобщением, так велика, что как бы ни был недостоин и грешен человек, но лишь только в смиренном сознании всегреховности своей приступит к Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, – и будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется!» Аминь. Другие проповеди Самое популярное Сейчас в разделе 31  чел. Всего просмотров 5.9 млн. Всего записей 375 Подписка на рассылку ©2024 Православные проповеди к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

«Церковные правила пощения в великий пост. Правила пощения во св. четыредесятницу следующия: первую и последнюю седмицу ее св. церковь предписывает проводить с особенною строгостию, повелевая в первый день первой недели четыредесятницы, то есть в понедельник отнюдь «не ясти, такожде и во-вторый; в среду же, по совершении преждеосвященных, ядим хлеб тепл и от снедей овощных теплых, дается и укроп (горячая вода) с медом. Не могущие сохраняти двух дней первых ядят хлеб и квас по вечерни, во вторник; подобне же и старии творят. Могущии же да пребудут постящеся до цятка». Устав церковный (типик) святой горы в первый день отнюдь не повелевает ясти; во вторник же, в среду и четверток ясти подобает но единой литре (по фунту) хлеба и воду, а ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом; в субботы же и воскресенья разрежаем на елей точию и вино. В прочих же седмицах постимся пять дней до вечера и ядим сухоядение, кроме суббот и недель. Рыбы же во всю 40-цу никако же дерзнем ясти, кроме праздника благовещения пресвятой Богородицы и вербного воскресения (Церк. Уст. глав. 32; последование св. 40-цы в понедельник первой седмицы). Итак пост 40-цы состоит не только в воздержания от мясной и сырной пищи, но даже и рыбной: состоит в сухоядении, а в первую седмицу в сухоядении и притон не ежедневном. Пост св. 40-цы оканчивается пятком шестой седмицы в навечерие Лазаревой субботы, на когором церковь поет: душеполезную совершивше 40-цу», и проч. Сколько пост св. 40-цы строже прочих постов, столько пост страстной седмицы строже самой 40-цы. «Все в страстную седницу, говорит св. Епифаний кипрский , отец IV века, довольствуются сухоядением; а ревностные к благочестию продолжают пост свой до двух, трех и четырех дней, и даже всю седмицу проводят без пищи» (Exposimio fidei, 22). «Многие подкрепляют себя пищею только в четверток (Haeres. 29)». В два последние дня великой седмицы, когда отъят был Господь от апостолов, по установлению их, не должно ничего есть, «аще кто немного немощен и не престарелся, или, по крайней мере, в субботу». (Устав. цер. в великий пяток).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В церковном богослужении Страстная седмица выделена как особая неделя накануне Пасхи. Эта неделя не входит в Великий пост как таковой; в пятницу накануне Лазаревой субботы богослужебные песнопения возвещают конец Поста: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу…» – и настраивают верующих на особое воспоминание и почтение Страстей Господних: «…и Святую Седмицу Страсти Твоея, просим видети, Человеколюбие, еже прославите в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно вопиюще: Господи, слава Тебе». До этой недели пост был делом покаянного и аскетического усердия человека, очищения сердца и подготовки к встрече праздника Пасхи; в центре Страстной недели – спасительные Страдания Самого Христа, христиане же, продолжая хранить пост и освободив это время для участия в богослужении, стараются выполнить просьбу Спасителя к апостолам в Гефсиманском саду: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте» ( Мк. 14: 34 ). Каждому дню Страстной седмицы усвоено воспоминание об определенных евангельских событиях, условно соотнесенных с их последовательностью в Евангелии: • Великий Понедельник – проклятие смоковницы и изгнание торгующих из храма; • Великий Вторник – поучения в храме, лепта вдовицы, учение Христа о Своем Втором Пришествии; • Великая Среда – пребывания Спасителя в гостях у Симона-прокаженного и помазание Христа миром, предательство Иуды; • Великий Четверг – Тайная вечеря, моление в Гефсиманском саду; • Великая Пятница – взятие под стражу, допрос у первосвященника Анны, суд у Каиафы, отречение ап. Петра, вынесение смертного приговора Синедрионом, самоубийство Иуды, Христос на суде у Понтия Пилата, Христос перед Иродом Антипой, осуждение на смерть, крестный путь, Распятие, погребение; • Великая Суббота – пребывание Спасителя телом во гробе, сошествие во ад, поставление римской стражи у гроба. Евангелие не дает оснований для четкого деления событий от Входа в Иерусалим до Воскресения Христова по дням недели. Определенные указания в Евангелии есть на день совершения Тайной вечери, на день Распятия Христа, на пребывание Христа во гробе до дня, следующего после субботы. Точную последовательность других событий Страстной недели восстановить с точностью невозможно; евангелист Лука, например, говорит об этом обобщенно: «В один из тех дней, когда Он учил в храме…» ( Лк. 20: 1 ). 4.3. Беседы с учениками, с фарисеями и народом

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Литургия совершается Златоустаго. На ней после изобразительных псалмов блаженны из канона акафиста песни 3 и 6, обе на 8. Апостолов и евангелий по 2 – дне и Богородицы. Прокимен: Величит душа моя Господа... и стих: Яко призре на смирение... Аллилуиарий: Воскресни Господи, в покой твой... и стих: Помяни, Господи, Давида... Причастен: Чашу спасения прииму... Примечание. В вышеизложенный устав богослужебная практика вводит некоторые изменения: 1) Каждение при чтении акафиста производит священник, а не диакон. 2) Акафист читается не в алтаре, а среди храма, причем диакон кадит пред иконою Богородицы. Пред каждым чтением отворяются царские врата, чрез которые и проходят священнослужители, а после каждого чтения затворяются. Накануне субботы седмицы. Накануне субботы на вечерни пятка, предшествующей литургии преждеосвященных даров, стихиры на Господи, воззвах поются на 10, все из Триоди: самогласен 2, мученичен 1, св. Лазаря пять на 7. Слава, Представ гробу Лазареву... И ныне. Душеполезную совершивше четыредесятницу... (это 1-я стихира) и т. д. „Отднесь ниже мученичен. ниже богородичен, ниже Осмогласник поется, даже до понедельника св. Фомы“. Повечерие великое. На нем по 1 трисвятом тропарь праздника: по 2 трисвятом тропари обычные: Помилуй нас, Господи, помилуй нас... В конце по трисвятом кондак праздника: Всех радость Христос... Отпуст малый 721 . Полунощница субботы 6 седмицы. На полунощнице по 1 трисвятом, вместо Се жених, тропарь: Общее воскресение...; по 2 трисвятом – кондак: Всех радость Христос... Господи, помилуй 12 и отпуст, молитвы же: Помяни, Господи... не глаголем. Утреня субботы 6 седмицы. На утрени субботы 6 седмицы есть особенности, свойственные этому дню. После Бог Господь – тропарь, гл. 1: Общее воскресение... 3. Кафизмы стпхословятся обычные – 16 и 17. По 1 стихословии и ектении седален: Ущедрив Марфины и Мариины слезы... Слава, и ныне, тот же. Чтение из Толкового Евангелия Луки со слов: Господу нашему Иисусу Христу...; по 2-м стихословии тропари воскресны: Ангельский собор...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Наконец, дневные церковные службы – третий, шестой и девятый часы – св. Церковь соединяет с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост. Вообще св. Церковь с материнской заботливостью все мудро направляет к тому, чтобы мы, соблюдая строгое воздержание в пище, все время «душеполезной Четыредесятницы» посвящали Богу и заботами о своем спасении, отрешаясь по возможности от обычных земных забот и занятий, житейских хлопот и развлечений, уделяя сравнительно большую, чем когда-либо, часть времени самоиспытанию, нравственному самоисправлению, богомыслию и церковному Богослужению; чтобы пользовались этим временем, как самым удобнейшим для очищения в таинстве покаяния от всех грехов, тяжкими бременем лежащих на нашей душе и помрачающих в нас образ Божий, и потом, уже с очищенной совестью, в таинстве причащения соединялись с Самим Господом, Источником всяких радостей, счастья и вечного спасения; чтобы, наконец, достойно «душеполезную совершивше Четыредесятницу», в мире с Богом, с ближними и со своей совестью, светло и радостно, с чистой душой и с открытым сердцем, встретили «святую седмицу» страстей Христовых и «светлое Его Воскресенье». Порядок богослужения в седмичные дни (понед., вторн., сред., четв. и пят.) св. Четыредесятницы имеет особенности, свойственная «чину постному». – О вечерне и повечерии накануне понедельников см. на 549 стр. – На полунощнице седмичных дней после: «Боже, ущедри ны», полагается молитва св. Ефрема с 16-ю поклонами (но в понедельник 1-й седмицы поста полагаются только 3 поклона). – На утрене, после возгласа («Благословен Бог»), читается: «Аминь», «Слава Тебе Боже», и прочее, как в начале полунощницы и повечерия, кончая «Приидите поклонимся»; далее обычным порядком следует чтение псалмов и проч.; но вместо «Бог Господь» и тропарей святынь, поются «во глас прилучившийся октоиха» «Аллилуиа» «со стихи их», 4-ды, и троичны гласа (кроме суббот и недель и праздников – Благовещения, храма и святого с бдением или полиелеем); стихословятся по три кафизмы; между кафизмами (число и порядок которых см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Мария Египетская из бездны порока взошла путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным Ангелам. Житие преп.Марии составил св Софроний, патриарх Иерусалимский, а св. Андрей Критский , посланный Иерусалимским патриархом Феодором на VI Вселенский Собор (692 г), представил это житие преп.Марии вместе со своим каноном. Чтение канона св.Андрея и житие преп.Марии Египетской в четверг 5-й седмицы совершается Церковью со времени VI Вселенского Собора. В среду 5-й седмицы на вечерне (относящейся к четвергу), кроме обычных стихир на «Господи, воззвах», читаются еще 24 покаянные стихиры – творе­ние св. Андрея Критского . Стихиры имеют одно окончание: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя», которое поется хором. Суббота 5-й седмицы называется СУББОТОЙ АКАФИСТА, а сама служба этого дня получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В Пятую Неделю (воскресенье) Великого поста Церковь воспоминает и прославляет св.Марию Египетскую, великую подвижницу V-VI вв (†530 г, память 1 апреля по старому стилю), в ее лице представляет нам образ ис­тинного покаяния и ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренне кающимся (241–243) Шестая седмица ВАИЙ В пятницу 6-й седмицы оканчивается св.Четыредесятница. В этот день на вечерне, соединяемой с Литургией Преждеосвященных Даров, в одной из стихир на «Господи, воззвах» поется «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение (до­мостроительство) Твое». Вечером в пятницу – великое повечерие. В субботу седмицы Ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Лазаря, поэтому суббота называется ЛАЗАРЕВОЙ. Воскрешение Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Христа Спасителя и как удостоверение в Воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших, что и выражается в тропаре праздника (глас 1-й): «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, (то есть удостоверяя), из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже Темже и мы, яко отроцы (еврейские) по­беды знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». Чудом воскрешения Лазаря Господь Иисус Христос явил Свою Божествен­ную силу и славу и уверил Своих учеников и всех в должном быть вскоре по­сле распятия Своем Воскресении, победе над смертью и общем воскрешении умерших в последний день Страшного Суда (с.243–244).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010