См. на 130 стр. об отдании Благовещения. – О том, если четверток 6-й седм. случится 22 мар., – см. на 126 стр. В пяток 6-й седмицы оканчивается св. Четыредесятница. 285 В службе этого дня поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое». 286 Вместе с этим в службе этого дня св. Церковь приготовляет своих чад к достойному празднованию воскрешения Лазаря и особенно Входа Господня в Иерусалим, взывая: «душеполезную совершивше Четыредесятницу, возопиим: радуйся граде Вифание, отечество Лазарево, радуйся Марфа и Мария, того сестры, заутра бо Христос приходит, оживити глаголом умершаго брата»; «в пустынях и горах, и в вертепех сущии, приидите соберитеся нами ваиеносцы 287 , срести Царя и Владыку: грядет бо спасти души наша»; «Сего убо срести идем тщательно, ветви добродетелей Тому приносяще деяний». В этот пяток " повечерие глаголем великое»; на нем: по 1-м Трисвятом – тропарь праздника, по 2-м Трисвятом – тропари обычные («Помилуй нас, Господи» и проч.): канон Триоди, по 9-й песни, вместо «Достойно», «оба лика вместе» поют ирмос: «Сотвори державу»; по «Трисвятом» – кондак праздника; в остальном порядок повечерия тот, же, как и в пяток 1-й седмицы. – От этого пятка до Фомина понедельника «ниже мученичен, и иже богородичен, ниже осмигласник поется» ( Уст., пяток вечера, 2-е зри). В субботу 6-й седмицы св. Церковь воспоминает чудо воскрешения Лазаря, совершенное Спасителем прежде 6 дней Иудейской Пасхи, в которую Он пострадал ( Ин.11:45–57 ). Воскрешение Лазаря св. Церковь прославляет, как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение в воскресении Иисуса Христа и в общем воскресении всех умерших, что и выражается в тропаре праздника. Выясняя верующим великое значение совершенного Господом воспоминаемого ныне чуда, св. Церковь воспевает: «Господи, глас Твой разруши адово царствие и слово власти Твоея восставило из гроба четверодневного, и бысть Лазарь пакибытия проображение спасительное: вся возможна Тебе, Владыко, всех Царю».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Четверг, 15 апреля 1976 Занятость, занятость… Дни проходят в каком-то тумане: встречи, обсуждения, телефоны. Никакого ритма, одно сплошное упражнение в терпении. Пятница, 16 апреля 1976 «Душеполезную совершивше четыредесятницу…» Душеполезную ли? В сущности столько из этих дней поста прошло в суете, в разъездах, в волнениях… И душа не облегчается, а как-то даже тяжелеет. Вчера в Syosset на малом синоде. Возвращаюсь домой совершенно «опустошенный» около 10 вечера и – неожиданный подарок: Mattheus Passion 694 Баха по телевизии. Сегодня утром после утрени – другой «знак». Е.В. Толстая-Милославская дарит мне фотографический портрет митр. Владимира. Весь в белом, в саду, наверное – в [монастыре] Rosay en Brie. Словно напоминание, после вчерашнего уныния… Забыл записать: во вторник вечером – в греческой семинарии в Brookline. Закат над Бостоном. Лазарева суббота. 17 апреля 1976 Чудная служба и вчера, и, особенно, сегодня – в этот любимейший из любимейших праздников. Полная церковь . Детский крестный ход. Жаркое, совсем летнее солнце. Днем – не работалось, сидел – «созерцал», читал Вейдле «О поэтах и поэзии» (Блок, Мандельштам, Ходасевич, Цветаева). Читал, прерываемый телефонными звонками. У всех то же «высокое» настроение, и как радостно чувствовать, как все мы тут – без слов и дебатов – единодушны: тут сердце, тут центр всего, оправдание, жизнь всей «церковной деятельности». Тоже обдумывал и набрасывал мой доклад на съезде (РСХД) 1 мая («Предание и свобода в Церкви»). Великий Понедельник. 19 апреля 1976 Все та же рекордная (95–100°) жара, уже с шести утра горячее солнце. И всенощная под Вербное, и Литургия в день праздника – «превзошли все ожидания». Праздник Царства Божьего, его «удостоверение» здесь на земле. Удостоверение словами Павла: «Радуйтесь, и паки реку радуйтесь…» 695 . Днем – в два часа – последняя лекция на 71-й улице – о Страстной. Думал, что из-за жары никого не будет, но было около пятидесяти человек. И чувство такое, что слова мои «доходили». Западная Пасха, на улицах Нью-Йорка, расплавленных жарой, праздные, праздничные толпы. Вечером – первая страстная утреня, первый «Се Жених…», первый «Чертог " …

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Церковная служба пятой недели Великого поста посвящена воспоминанию и прославлению подвигов строгой христианской жизни св. Марии Египетской. Она почти полвека подвизалась в пустыне Иорданской в подвигах поста, непрестанной молитвы, сокрушения о грехах с полным самоотвержением, в совершенном безмолвии и уединении от всех людей; и потому представляется в пример подвизающимся в посте и покаянии. Ее святое и равноангельское житие в пустыне, после жизни блудной и распутно проведенной в мире служит уроком для всех грешников кающихся, что истинное покаяние изглаждает самые тяжкие грехи, и может вознести кающегося грешника на высокую степень духовного совершенства. В особом каноне воспоминаются еще, взятые из евангельской притчи, богатый и Лазарь бедный, лежащий пред воротами богатого, в том же каноне изображается участь, постигшая за гробом того и другого. Изображением сей притчи дается урок подвизающимся в посте, чтобы они, постясь телесно, постились и духовно, то есть, помогали нуждающейся братии и облегчали участь страждущих; а страждущим и неимущим внушается терпение и великодушие 656 . Дневное Евангелие (Мк.10:33–45) возвещает о приближающемся времени наступающих страстей Христовых. § 207. Богослужение в субботу шестой седмицы Великого поста В пяток шестой седмицы Великого поста, оканчивая Св. Четыредесятницу, на вечерне поем: душеполезнуюсовершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти твоея просим видетщ человеколюбче. Потом в Лазареву субботу во всех стихирах, в канонах на повечерии и на утрене и во всей службе Церковной как в субботу, так и в предыдущие дни Недели ваий, воспоминаем чудесное воскрешение Господом четырехдневного мертвеца Лазаря; так как сие необыкновенное чудо совершил Господь в сие время, то есть прежде шести дней последней Пасхи, в которую Он пострадал 657 . Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл ecu Лазаря, Христе Боже 658 . И потому в сей день, как и в воскресный по 2-й кафизме поются стихиры воскресны: ангельский собор удивися... и пред каноном стихира Воскресению: Воскресение Христово видевше поклонимся святому Господу Иисусу... По каноне возглашается: свят Господь Бог наш, и пред славословием великим поется богородичен воскресный: Преблагославена ecu Богородице Дево... 5. Богослужение Страстной седмицы

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   В пятницу седмицы ваий заканчивается пост Святой Четыредесятницы. В этот день в одной из стихир на «Господи, воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче».    Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице. Страстная седмица    Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения чрез страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний.    С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.    Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии.    Соучаствуя в страданиях Спасителя, «сообразуясь смерти Его» (Флп. 3:10), Святая Церковь в эту седмицу принимает печальный образ: священные предметы в храмах (престол, жертвенник и т. д.) и сами священнослужители облачаются в темные одежды и богослужение принимает преимущественно характер печально-трогательного сокрушения, сострастия Страстям Христовым. В современной богослужебной практике обычно совершают великопостные богослужения в черных облачениях, сменяя их на светлые в Великую субботу. В некоторых обителях и храмах в Четыредесятницу служба совершается, сообразно более древней практике, в фиолетовых облачениях, а в Страстную седмицу – в багряных – бордовых, цвета крови – в воспоминание о излиянной на Кресте за спасение мира Крови Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Это наш духовный экватор: тут сосредоточены все лучи духовнаго солнца. Не было бы только недостатка, с нашей стороны, в слезах истиннаго покаяния, а то в час и минуту может произойти с душею и сердцем нашим то, чего в другое время трудно ожидать от целых седьмиц и месяцев». Итак, да не теряет надежды никто! Да соберутся под знамя веры и Креста все отсталые! Да возвратятся к своему месту самые беглецы! На Голгофе всем верующим доступ; всем кающимся прощение; всем любящим истину жизнь вечная! Но это говорится к тем, которые не воспользовались для своего спасения временем Великаго поста; что же сказать тем, которые воспользовались им, покаялись в своих грехах и стали на путь спасения? Они вполне блаженны; и, совершив душеполезную Четыредесятницу, веселыми ногами идут к свету воскресения Христова. Как Великий пост начался для нас воспоминанием падения Адамова и привел к воспоминанию воскресения Лазарева, так и воспользовавшиеся Великим постом начали оплакиванием своих грехопадений, а кончают его духовным воскресением от смерти греховной, и с дерзновением молят Господа – показать им страсти Христовы, чтобы прославить величие Его и вопити Ему: Господи, слава Тебе! Аминь. Поучение XXXIII. В Лазареву субботу. «Любляше Иисус Марфу и Марию, сестру ея, и Лазаря» ( Ин. 11:5 ). Смотрите, мои возлюбленные, и Господь наш Иисус Христос имел в жизни Своей особенных друзей, которых часто посещал, отдыхал у них и сладко беседовал с ними. Он любил всех людей любовию безпредельною и за всех пролил Кровь Свою, положил душу Свою; но св. Евангелист замечает, как некоторую особенность, любовь Его к семейству Лазаря. В чем эта особенность? В том, что Господь Иисус Христос удостоил св. семейство Вифанское Своею дружбою: «любляше Иисус Марфу и сестру ея Марию и Лазаря», – говорит Евангелист; «Лазарь, друг наш, успе», – сказал Сам Господь ученикам Своим о смерти Лазаря ( Ин.11:11 ). Счастливо было Вифанское семейство и, без сомнения, заслуживало того! Но это высочайшее счастие принадлежит не одним современникам Господа по плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Поучение в пяток шестой недели великого поста Душеполезную совершивше четыредесятиницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче (стих. на Господ. возв.). Обычно в конце всякого дела мы внимательно осматриваемся, так ли все сделано, как предполагалось; нет ли заметных отступлений, вредных для дела; выполнено ли надлежащим образом наше предположение и т. п.; и если находим что-либо несоответствующее и возможность к исправлению, стараемся исправить отступления, пополнить недостатки, чтобы привести сделанное в соответствие с предположением. Вот и мы совершили душеполезную св. четыредесятницу; не надлежит ли и нам оглянуться назад, осмотреться, так ли мы провели ее, как заповедует св. церковь , не допускали ли мы отступлений, не уклонялись ли, или, по крайней мере, не колебались ли на обе плесне, следовали ли цели установления ее, как наиудобнейшего времени раскаяния в грехах и единения со Христом в таинстве причащения? Все такие вопросы теперь естественно должны возрождаться в нас, когда стоим на грани постнического подвига. Этого требует и наше собственное сознание и состояние нашего духа, если мы не мертвые члены св. церкви, потому что необходимо чувствуется или спокойствие и внутреннее удовлетворение при исполнении повеленного, или внутренняя тревога, волнение и чувство страха при неисполнении. Ибо кто из нас не знает, что если здесь на земле воздается за исполнение или неисполнение повелений, тем более праведный Судия воздаст всем должная. Этого требует наше личное желание себе спасения и сознание достойного вступления во дни поклонения страстям Христовым, как Самому Святому Святых из годичного круга времени. И святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче, поем вместе в церковью. Нет священнее и достойнее глубочайшего благоговения времени, как св. седмица страстей Христовых, соединенная с воспоминанием страданий и смерти нашего Искупителя за нас, с воспоминанием о бесконечной любви к нам Иисуса Христа – даже до крове, о тяжести наших грехов, для искупления которых потребовалась такая беспримерная жертва.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Должно знать, в который день начинается Четыредесятница и в который кончается. Первое исчисление ее есть следующее: Симеон Солунский началом Четыредесятницы полагает понедельник первой великопостной седмицы, а окончанием пяток шестой седмицы, пред Лазаревою субботою, и потому в том же ответе пишет: «Четыредесятница начинается понедельником первой седмицы и кончается пятком шестой седмицы, считая субботы и воскресные дни. Ибо и в эти дни поступаем по уставу, едим хотя дважды в день, но не употребляем мяса, сыра и рыбы. И Спаситель постился сорок дней и ночей. Об этом говорит и Климент, епископ римский, в Постановлениях, как выше было сказано; это предали и все отцы. Божественный же Савва и Иоанн Дамаскин в иерусалимском Уставе, и исповедники, братья Иосиф Солунский и Феодор Студит , написав на дни св. Четыредесятницы свои песни и самогласны, в пяток Лазарев положили петь: душеполезную совершивше Четыредесятницу». §6. Суббота Лазарева, Неделя Ваий и Страстная седмица не причисляются к Четыредесятнице Суббота Лазарева, Неделя Ваий и вся Страстная седмица, хотя и постные, но не полагаются в числе дней Четыредесятницы. Симеон Солунский в том же ответе пишет: «воскресение Лазарево и праздник Ваий празднуем, как особенные праздники, также отделяем от четыредесяти дней поста святую седмицу спасительных страстей Господних, ради святейших Господних страстей, которые Он претерпел за нас, даруя нам бесстрастие, и торжествуем, радуясь восстанию Его». Это также написано, как мы сказали, и в Постановлениях; то же доказывают и песни отцев и древнее предание. А потому 49 правило собора Лаодикийского, отделяя таким же образом Страстную седмицу от Четыредесятницы, повелевает поститься во всю Страстную, как и в Четыредесятницу, особо: «четыредесять дней Великого поста, такожде и все дни великия недели спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа, яже глаголется Страстная неделя, в посте и молитве и во умилении сердца совершати». Матфей Властарь (под буквою Т, гл. 5) Страстную седмицу также отделяет от Четыредесятницы, и как той, так и другой, приписывает особливые знаменования. Еще и другим образом можно судить об установлении сего поста. Нам повелевается совершать пост сорокавосьмидневный. Сорок во образ поста Господня, которым Он, укрепившись по естеству человеческому, победил нашего врага; следующие потом дни – из благоговения и в воспоминание Его спасительных и святых страданий. Ибо воздержание в эти дни воспламеняет дух наш и возводит нас к восьмому, неразрушимому дню, делая нас сынами света, показывающими любовь к Богу, приличную чадам. А сорок дней являют нас победителями страстей, отвлекают от тела и от земных вожделений, искореняют тот рабский страх, который, подобно мучителю, терзает нашу совесть, заставляет воспоминать согрешения и достойные за них наказания, как сказано: страхом же Господним уклоняется всяк от зла ( Притч.15:27 ). §7. Второе исчисление Четыредесятницы, употребляемое на востоке

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Но иные грешники до того закосневают в грехах неверности Богу, что несмотря на то, что долготерпеливый Господь, всякому желающий спастись и в разум истины прийти, дает им много времени на покаяние, так и умирают без покаяния. Спаси нас, Господи, от сего несчастия. Душеполезная четыредесятница и страстная седмица – Поучение в пятницу 6-й седмицы Великого поста Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просил видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи, слава Тебе. В сем песнопении идет речь о двух постах: четыредесятницы и страстной седмицы. Первый установлен в память четыредесятидневного поста Христова в пустыне. Он начинается в понедельник 1-й седмицы Великого поста и оканчивается в пятницу шестой седмицы. Посему Церковь научает нас воспевать в сей день: «Душеполезную совершивше четыредесятницу» .В каком смысле она называется душеполезной ? В том смысле, что она назначена для очищения души подвигами покаяния и поста. Покаяние должно быть всегдашним нашим делом, которое мы должны ежедневно совершать: каждый день грешим, каждый день и каяться должны; но покаяние тем угоднее Богу, чем больше участвующих в нем. Таково, например, было покаяние ниневитян. Оно было всенародным, и потому скоро умилостивило Бога. Всенародный характер имеет покаяние во все церковные посты, особенно в продолжительный пост четыредесятницы. В сей пост кающиеся грешники во множестве собираются в храмах Божиих для умилостивления Господа, прогневляемого грехами, и единым сердцем и едиными устами умоляют Его о прощении, и эта молитва низводит на них милость Божию, как и всякая общественная молитва , в силу обетования Христова: «идеже два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» ( Мф.18:20 ). Покаяние обыкновенно соединяется с пощением, которое состоит не в одном умеренном употреблении пищи и питья, но вместе в употреблении одной растительной пищи. Почему так строго поступает Церковь с кающимися грешниками? Потому что смотрит на них, как на провинившихся перед Господом Богом и заслуживающих за сие даже телесное некоторое стеснение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В пятницу седмицы ваий заканчивается пост Святой Четыредесятницы. В этот день в одной из стихир на «Господи, воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице. Страстная седмица Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения чрез страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний. С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия. Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии. Соучаствуя в страданиях Спасителя, «сообразуясь смерти Его» ( Флп. 3, 10 ), Святая Церковь в эту седмицу принимает печальный образ: священные предметы в храмах (престол, жертвенник и т. д.) и сами священнослужители облачаются в темные одежды и богослужение принимает преимущественно характер печально-трогательного сокрушения, сострастия Страстям Христовым. В современной богослужебной практике обычно совершают великопостные богослужения в черных облачениях, сменяя их на светлые в Великую субботу. В некоторых обителях и храмах в Четыредесятницу служба совершается, сообразно более древней практике, в фиолетовых облачениях, а в Страстную седмицу – в багряных – бордовых, цвета крови – в воспоминание о излиянной на Кресте за спасение мира Крови Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пост св. четыредесятницы. Счисление дней ее. Согласно преданиям и постановлениям первенствующей Христианской Церкви, св. Четыредесятница, по Уставу Православной Церкви, доселе начинается с понедельника после недели сыропустной и оканчивается пятком шестой седмицы, в который Церковь произносит:«душеспасительную совершивше Четыредесятницу»и проч. Следующие дни до Пасхи хотя также постные, но — ради предначатия и последования страстей Господних. Таким образом, по счислению Православной Церкви, из дней поста св. Четыредесятницы не изымаются дни субботние и воскресные, в которые пост не разрешается, а только ослабляется. Такое продолжение св. Четыредесятницы согласно с постом Иисуса Христа, непрерывно продолжавшимся четыредесять дней.«Мы держим пост, который держал Господь, — святую и как по имени, так и на самом деле, Великую Четыредесятницу, — говорит блаженный Симеон Фессалоникийский, — для своего очищения и умилостивления Бога, как бы принося тем начаток и десятину Богу от года нашей жизни. Он начинается со второго дня и кончается вместе с пятницей (шестой недели). И Спаситель наш постился сорок дней и столько же ночей. И Климент, преемник Петра в Риме, пишет об этом в постановлениях Апостольских. Это предали и все отцы, и божественный Савва, и Иоанн Дамаскин в Иерусалимском Уставе, а братья–исповедники — Иосиф Фессалоникийский и Феодор Студит — в своих песнях на св. Четыресятницу. Отцы, написавшие песни, положили песни в пятницу Лазареву: душеполезную совершивше Четыредесятницу». «Но латиняне и здесь вводят новости против правила, отделяя от св. поста два дня и портя весь пост. Ибо западные христиане исчисляют Четыредесятницу с середины первой седмицы до Пасхи, исключая воскресные дни. Исключая дни воскресные, они насчитывают сорок дней и чрез то не оставляют ни одного дня для поста ради честных страстей Господа, как предано, не держат и Четыредесятницы, потому что по воскресным дням не отказываются от вкушения ни сыра, ни мяса. Нам случалось спрашивать некоторых из них: какой пост вы держите ради спасительных страстей — и оказалось, что они не знали, что отвечать. И так как они считают сорок дней, кроме воскресных, то мы опять спрашивали: почему вы не поститесь, по преданию, по воскресеньям? Они опять поставлены были в затруднение».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010