Помилуй меня Боже, помилуй меня. Пренебрегши, душа моя, божественные определения, ты удобно была уловлена ухищрениями врага. По своему желанию предавшись растлению и отягченная многим грехом, ты осквернила сотканную Богом одежду и сделала ее неприличною для царского брака. Но чтобы не увлечена была на него вместе с грехом и, возлегши на нем покрытая одеждою страстей, не потерпела наказания за вход в него и не была изгнана из брачного чертога, взывай к Спасителю: «Страшное око, принявший то, что я есмь, и не оставивший того, чем Ты был, и прежде креста носивший за меня хламиду поругания, раздери мое вретище, и одень меня веселием, и избавь меня от внешней тьмы и вечного плача, и помилуй меня». Помилуй мя Боже, помилуй мя. Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе. Помилуй меня Боже, помилуй меня. Совершивши полезную для души Четыредесятницу, молим, Человеколюбивый, чтобы видеть нам и неделю страдания Твоего, дабы в ней прославили мы величие Твое и неизреченное домостроительство о нас, единодушно воспевая: «Господи, слава Тебе». Святии мученицы молите Бога о нас. Мученицы Господни молите Бога нашего, и испросите душам нашим множество щедрот, и очищение многих прегрешений, молимся. Святые царственные мученики молите Бога о нас. Мученики Господни, молитесь Богу нашему и испросите душам нашим множество милости и очищение многих грехов, молим мы. Великий пост подошел к концу и наша рассылка тоже. Пора расставаться. На нашем сайте можно скачать много лекций Владимира Владимировича Сорокина. По Книге Притчей, по Псалмам, по Книге Бытия и по некоторым другим книгам. Архив лекций В.В.Сорокина будет пополняться, потому что Владимир Владимирович продолжает читать лекции. Узнавать о новинках можно из рассылки медиатеки. Кроме этого, вы можете подписаться на рассылку  воскресных евангельских чтений . До конца поста вместе с рассылкой дошли не все, кто подписались. Это нормально, я тоже как-то не смогла справиться с ежедневной сорокадневной рассылкой. Чтобы представлять, что за люди дошли до конца, что в рассылке было самым интересным и какие рассылки делать в дальнейшем, я подготовила небольшой опрос. Его заполнение займет у вас минуты две. Буду благодарна всем, кто ответит.

http://bible.predanie.ru/vypusk-tridtsat...

Пример преподобной Марии показывает, что каким бы страшным грешником ни был человек, Господь никогда его не отринет, если он приносит искреннее покаяние. Об этом говорят и молитвы воскресного богослужения. Они напоминают нам, что для того, чтобы соединиться со Христом, впустить Его в свою душу, необходимо переосмыслить свою жизнь, измениться. То есть принести плоды покаяния. Церковнославянский текст: Тебе убо возбраняше честных взирания, скверн прежде привлеченное сквернение: твое же чувство, и твоя богомудрая содеянных совесть, к лучшим тебе обращение содеяша. На икону бо воззревши благословенныя Богоотроковицы, всех покаявшися прегрешений своих всехвальная прежних, в дерзновении честному Древу поклонилася еси. Русский текст: Тебе препятствовало на святыни взирать от прежних мерзостей идущее осквернение; но твое чувство и твое, богомудрая, сознание содеянного обращение к лучшему в тебе произвели. Ибо, воззрев на икону благословенной Богоотроковицы и осознав все свои прежние согрешения, всехвальная, ты с дерзновением священному Древу поклонилась. Богослужебные особенности В последний раз в это воскресенье мы услышим пение тропарей «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», а также воскресного гимна «Воскресение Христово видевше». В пятницу шестой седмицы заканчивается Четыредесятница и начинается подготовка к Страстной седмице и непосредственно Пасхе Христовой . В одной из стихир на вечерне поется: Церковнославянский текст: Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе. Русский текст: Душеполезную завершив Четыредесятницу, и святую седмицу страдания Твоего узреть просим, Человеколюбец, чтобы прославить в дни ее величие Твое, и неизреченный Твой замысел о нас, единомысленно воспевая: «Господи, слава Тебе!» В субботу вспоминается евангельское чудо о воскрешении из мертвых праведного Лазаря. Поэтому она именуется «Лазаревой субботой» . Богослужение этого дня во многом схоже с воскресным. Например, последний раз до Пасхи поется «Воскресение Христово видевше». После 9-й песни канона поется «Свят Господь Бог наш».

http://blog.predanie.ru/article/kompas-n...

Мы подошли к Страстной седмице, выжженные изнутри Мы пережили Орск, Кизляр, Кемерово, и впереди – страдания и смерть Христа 4 апреля, 2018 Мы пережили Орск, Кизляр, Кемерово, и впереди – страдания и смерть Христа Это был тяжелый, невозможный пост, в который мы пережили страшные трагедии, но впереди нам еще сострадать Христу – размышляет священник Максим Бражников, настоятель храма Казанской Божьей Матери города Орска. Мы подошли к Страстной седмице, выжженные изнутри Священник Максим Бражников «Душеполезную совершивше Четыредесятницу и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче…» – такие слова мы слышим на вечерне перед Лазаревой субботой. Днем, когда Господь пришел в Вифанию и воскресил Своего друга Лазаря, умершего за четыре дня до этого. Какой же была эта Четыредесятница 2018 года? В неделю о Страшном суде разбился самолет Ан-148 , летевший из Москвы в Орск. В Прощеное воскресенье в Кизляре бандит расстрелял прихожан, шедших из храма после богослужения. Девятый день после авиакатастрофы выпал на первый день поста. И как только прошли сорок дней после падения самолета, перед началом седмицы Ваий, в Кемерове горит «Зимняя вишня». Череда бессмысленно жестоких катастроф, заставившая наши сердца по-настоящему оцепенеть и почернеть от горя. Ведь не бывает чужих детей, невозможно не сочувствовать родителям, которые их потеряли, невозможно теперь сказать, что эти катастрофы далеко и не с нами – эта боль коснулась нас напрямую, а кого-то и лично… В Четыредесятницу богослужения будней имеют мало заупокойных песнопений, но мы (я говорю здесь «мы», имея в виду тех, чье сердце прошло оружие скорби, и кто по-настоящему переживает это горе) помним, как жаждали мы их услышать, чтобы вложить в них и свои слезы. Первые несколько суббот были нарочито заупокойными – как радостно было дождаться их и причаститься на Божественной Литургии, зная, что этим поминовением мы можем действительно помочь душам ушедших от нас близких людей. В это время для нас стали по-настоящему родными те люди, о которых мы раньше ничего не знали – родные погибших в Орске, в Кемерово, а дагестанские мученицы Вера, Людмила, Ирина, Вера, Надежда как бы и вовсе действительно стали среди нас примером святости и упокоения в Господе. Мы подошли вплотную к Страстной седмице. И, словно выжженные изнутри, стоим у гроба евангельского Лазаря.

http://pravmir.ru/myi-podoshli-k-strastn...

Закрыть По пути смирения Богослужения Страстной седмицы 28.04.2021 1482 Время на чтение 6 минут В начале Великого поста мы говорили о предстоящем нам взлете: духовном преображении через покаяние, осознании своих грехов, участии в церковных Таинствах и, наконец, сближении с Церковью как единственным местом встречи Бога и человека. Накануне завершения великопостного пути напомним себе, какие же дни ждут нас впереди. Пост вот-вот закончится, но прежде нам предстоит серьезное испытание. Надо будет совершить посадку и не пролететь мимо, поскольку садиться нужно будет при нулевой видимости - собственной духовной немощи и слепоте. Единственный наш шанс - полет по приборам, точное следование за храмовым богослужением, когда нас буквально поведут за руку богослужения Страстной седмицы. «Просим видети...» В пятницу недели, предшествующей Страстной седмице, в храмах поется стихира, возвещающая о завершении Великого поста: «Душеполезную совершивши Четыредесятницу, и Святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче...». Речь, конечно же, идет не о том, что совсем закончился пост, но завершилась подготовительная часть, Четыредесятница, перед самым главным событием годового богослужебного круга. Святая, или Страстная, седмица - это последовательное изложение, даже можно сказать изображение последних дней земной жизни Господа. Из-за важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы называется великим. Приходя в эти дни на службы, мы оказываемся то у стен Иерусалима, встречающими Христа, то в Иерусалимском храме, слушающими назидательные притчи Спасителя о Царстве Небесном; затем перемещаемся в Сионскую горницу на Тайную вечерю, а после, воспевая псалмы, идем на ночлег в Гефсиманию, где становимся свидетелями иудиного предательства и ночного ареста Христа. А в конце вплотную приближаемся к Голгофе... Каждый день этой недели - воспоминание, выражаемое в песнопениях и чтениях из Евангелия. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы - это воспоминание о последних беседах Спасителя с учениками и народом. Великий четверг - воспоминание об установлении Таинства Евхаристии, Причащения. Великая пятница - день, в который останавливается время, потому что люди убивают своего Бога. Всего этого слишком много для одной недели, поэтому-то накануне мы и просим у Бога дать нам возможность увидеть, стать свидетелями или даже можно так сказать: прожить это время вместе с апостолами.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/17/...

Последуем хотя издалека в след за Подвигоположником нашим отвержением воли своей; имеемся, придержемся преданностью воле Отца Небесного, хотя края креста Спасителя нашего; соединимся вкупе с Божественным Страдальцем на кресте твердым хотением исполнять волю небесного Отца; умрем со Христом своеволию нашему, да со Христом и воскреснем в новую жизнь благоугождения Святой воде Отца небесного. Аминь. 25. С какими чувствами должны мы оканчивать св. четыредесятницу? Душеполезную совершивше Четыредесятницу и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче: еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое. (В пят. вечер. нед. ваий ст. 1). Что чувствует путешественник, который, идучи в страну отечественную, совершил долгий и трудный путь, проплыл великую, непрестанно волнующуюся пучину, прошел обширную, безводную пустыню, что чувствует такой путешественник, стоя на пределе родной земли, входя в пристанище благотишное, достигая мирного крова успокоения? Без сомнения чувствует радость, веселие: понесенные им тяжкие труды веселят его, подъятые великие опасности радуют, претерпенные нужды утешают. Таким ли чувством исполняемся мы, совершивши великое поприще поста, переплывши великую воздержания пучину? Без сомнения те из нас радуются духом, которые совершили поприще поста, как неослабные постники, переплыли пучину воздержания, как бодренные воздержники, прошли сухую, безводную пустыню умерщвления своих страстей, как мужественные подвижники. Труды, подъятые для обуздания страстей, приятны; борьба, употребленная для утешения треволнения похотей, утешительна; болезни, понесенные для умерщвления ветхого человека, и для оживления нового в правде и святости, усладительны. Они сами по себе, по тайному благодатному действию награждают подвижников внутренней радостью, которую изрекает Дух Святой в их чистой совести, в их правом сердце. Но много ли между нами подвижников воздержания, которые так текли, что обуздывали постом тело, очищали бодрствованием душу, возносили молитвой к Подвигоположнику ум и сердце, и от Него принимали просвещение и укрепление? Не более ли таких слабых и небрежных, которые покоились, когда надлежит трудиться, предавались наслаждениям, когда следовало изнурять себя духовно, позволяли себе внешние утешения, когда нужно было работать Господу распинанием плоти? Нечего и говорить о тех, которые и в св. дни поста не отказывали себе ни в чем приятном для чувств своих. Для тех, которые не текли поприщем воздержания, не обуздывали страстей своих, для тех не было и св. Четыредесятницы; они и сами должны в скорбном чувстве сознаться, что опустили это святое время по нерадению.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Цель поста в целом Постная Триодь определяет как подготовку к возвращению в небесное отечество, утраченное праотцем Адамом . Гимнограф пишет: «Не постившеся по заповеди создавшего, от сада разума первозданнии, смерть от преслушания приплодиша, древа же жизни и райския сладости устранившеся, темже постимся вернии от пищей тленных, и страстей всегубительных… и …к начальному отечеству возвратимся». 49 Так как Адам нарушил заповедь поста и тем устранил себя от райских сладостей, то при помощи поста христианин может вернуться к начальному отечеству. Воздержанием христианин подготавливает себя к переселению после смерти в Небесный Сион, т. е. в Царство Небесное: «Воздержанием уготовимся к переселению в Сион. Уготовимся на поклонение креста и воскресение Христа Бога». 50 Таким образом через ежегодную достойную встречу Пасхи, христианин готовится к воскресению и жизни вечной. Гимнография Триоди определяет не только цель, но и пользу поста. Польза поста раскрывается через 4 аспекта: 1) пост полезен всегда, во всякое время: «На всякое время пост полезен есть 51 ; 2) пост полезен для человеческой природы: «Елика постная лечьба человеческому естеству полезная, и елико паки еже от лакомства и непослушания гнусно» 52 ; 3) пост полезен для души: «Душеполезную совершивше четыредесятницу» 53 ; 4) несмотря на то, что демоны искушают постящихся, но и ангелы хранители пребывают с теми, кто очищается постом: «На всякое время пост полезен есть, изволяющим и творящим и: ниже бо искушение демонское дерзает на постящегося: но и хранители жизни нашея ангелы, с нами пребывают, постом очистившимися». 54 Суть поста по мысли гимнографов – это покаяние и воздержание. Из песнопений Триоди мы узнаем, что время поста дается нам для покаяния; мы узнаем, что такое покаяние и каков его результат и, наконец, мы узнаем, что покаяние является составной частью поста. Человек просит дать ему время покаяния: «Покаяния время даждь ми просящу» 55 ; «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Временем, благоприятным для покаяния и является время поста: «Сие время есть покаяния» 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Наконец, в последнюю седмицу этого приготовления, мы начинаем творить память самой тайны. Постный подвиг помог нам отложить в сторону все, что обычно постоянно заслоняет главную цель нашей веры, надежды и радости. Само время как бы приходит к концу. Теперь оно измеряется уже не обычными нашими делами и заботами, а тем, что совершается на пути в Вифанию и дальше, в Иерусалим. Повторим еще раз — это не риторика. Каждому, кто приобщился подлинному опыту богослужения, — пускай хоть раз в жизни, пускай несовершенно, — становится ясно, что с того момента, когда мы слышим: «Веселися Вифания, дом Лазаря...» и затем... «Заутра Христос приходит...», внешний мир становится как бы нереальным, и нам почти боль причиняет соприкосновение, неизбежное, с его суетой. Реальность — там, в церкви, где с каждым днем мы все больше осознаем, что означает ждать и почему христианская вера есть, прежде и больше всего, ожидание и приготовление. Так, когда в пятницу за вечерней мы поем: «душеполезную совершив четыредесятницу», — мы не только исполнили ежегодную христианскую «обязанность», мы восприняли всей душой слова, которые мы будем петь на следующий день:    Лазарем тя Христос уже разрушает, Смерте, и где твоя, аде, победа...     Лазаревым воскресением Христос уже разрушил тебя, Смерть, и где твоя, Ад, победа?.. Глава 5. Великий пост в нашей жизни 1. О принятии поста «всерьез»    До сих пор мы говорили о церковном учении о посте, учении, которое передается нам прежде всего в великопостном богослужении. Теперь встает вопрос: как можем мы применить это учение к нашей жизни? Как мог бы Великий Пост быть не только номинальным, но действительным двигателем в нашем существовании? Наша жизнь (нужно ли напоминать это?) настолько разнится от той, которой жили люди, создавшие эти стихиры, каноны, установившие эти богослужения и устав. Они жили еще в относительно небольших общинах, вне города, в органически православном мире; самый порядок жизни был построен в соответствии с Церковью. Теперь мы живем среди огромного, городского, технологического общества, «плюралистического» в своих религиозных верованиях, секуляристического по мировоззрению, в мире, в котором мы, православные, составляем незначительное меньшинство. Великий Пост не занимает больше такого внешне ярко выраженного места, как бывало, скажем, в России или в Греции. Вопрос наш поэтому очень актуален: можем ли мы поистине соблюдать Пост, а не ограничиваться, как это слишком часто бывает, двумя-тремя «символическими» переменами в нашем быту?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

в. Тексты, целиком взятые из Св(ященного) Писания, как-то псалмы, паремии, прокимны. Дело в том, что текст Св(ященного) Писания, употребляемый в наших богослужебных книгах, значительно разнится от текста обычной нашей славянской Библии[, приближаясь более к Лукиановской редакции 540 ]. В некоторых местах богослужебный текст распространеннее, в других сокращеннее издаваемого Святейшим Синодом. Ввиду этого, прежде чем приступить к какому-либо исправлению библейского текста в богослужебных книгах, необходимо решить принципиальный вопрос, которая из двух редакций: синодальная или богослужебная заслуживает наибольшего уважения и должна быть положена в основу всяких исправлений. Притом, исправления эти должны уже тогда простираться не одни богослужебные книги, но и на славянскую Библию , так как существование на практике двух славянских текстов, несомненно, очень неудобно во многих отношениях. Конечно, решение этого принципиального вопроса требует многолетней и весьма сложной работы, но нового издания богослужебных книг задерживать оно не должно. Все библейские тексты могут быть вынесены в особые книги (паримийники, псалтири и пр(очие)); богослужебные же тексты в собственном смысле могут издаваться независимо от них. Наконец, Комиссия [по инициативе] ввиду частного мнения профессора А.А. Дмитриевского представляет на благоусмотрение Высшей церковной власти вопрос, не благовременно ли, вместе с изданием нового перевода Постной Триоди, восстановить и древнее деление двух Триодей. Постная Триодь прежде кончалась пятком шестой седмицы, когда, действительно, и поется: «Душеполезную совершивше четыредесятницу», Цветная же начиналась с субботы Лазаревой и недели Цветоносной.] г) Приложение в конце Триоди (песни Троичны, седальны из Октоиха, повесть о неседальном, главы Марковы и пр(очее)) как не принадлежащее к составу Триоди. Исправить эти части необходимо одновременно с Октоихом и Типиконом. Представляя при сем правленый экземпляр Триоди Постной, Комиссия покорнейше просит Святейший Синод указать ей, признаются ли правильными начала, на которых Комиссия вела свой труд, и должна ли она продолжать свои работы в том же духе, приступив теперь же к исправлению Пентикостариона? 541

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Достигается это разными способами, а в седмицу ваий в течение 5 дней звучат песнопения, которые заставляют нас напряженно ждать событий конца седмицы. Эта седмица должна привести нас к двум особенным праздникам — субботе Лазаревой и Неделе ваий. В субботу Лазареву празднуется воскрешение праведного Лазаря. Мы помним, что Господь воскресил четырехдневного мертвеца (Ин. 11:1-45). Он знал, что Лазарь болел и умер, и, тем не менее, словно нарочно медлил и не приходил в Вифанию, хотя дом праведных Марфы и Марии и их брата Лазаря был тем домом, который, по-видимому, Господь часто посещал. И вот, зная о болезни Лазаря, его смерти и погребении, Господь пришел, когда тот уже 4 дня лежал во гробе. Все это переживается и является в богослужении. Упоминания об этом есть в богослужебных текстах уже с первых дней седмицы: «Вчера и днесь болезнь Лазарева, сию бо Христу являют сродницы…» — вчера и сегодня уже болеет Лазарь, и Христос об этом знает, потому что ему сообщили родственники. Таким образом, нас не просто информируют, а вовлекают в ход событий. В среду мы слышим: «Днесь издше Лазарь», — сегодня умер Лазарь. И наконец: «Днесь Лазарь умерый погребается…» — вот уже полагается во гроб. Таким образом, прослеживаются все этапы, предшествующее этому великому чуду. А мы вместе с сестрами Лазаря находимся в ожидании Господа и недоумеваем, почему же Он не приходит. Эта седмица становится путем, ведущим к дню воскрешения Лазаря. Страстную седмицу и предшествующие ей праздники — Неделю ваий и субботу Лазареву — нужно отличать от Великого поста. Святая Четыредесятница — это время подготовки, а Страстная — это уже не пост, а цель поста, то, к чему мы готовились, и в чем мы должны, подготовившись и потрудившись в меру своих сил, участвовать. В пяток ваий несколько раз поется такой текст: «Душеполезную совершивше четыредесятницу…» т. е. уже окончив время св. Четыредесятницы, которая должна была принести пользу душе, «… и Святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». В пятницу на седмице ваий св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

11 Марта 11 1866 г. 404. Димитрию Васильевичу Хитрову. 19 марта Возлюбленный мой о Господе Отец протоиерей Димитрий! Душеполезную совершивши четыредесятницу и увы! без всякой для души своей пользы, берусь отвечать Вам на письмо Ваше от 27 января, а до меня дошедшее 12 марта. Не хвастайте своею зимою, – в январе и у нас было тепло; но с наступлением февраля начались морозы, доходившие до 38° и которые постоянно продолжались даже до 10 марта. Кто поверит, что у нас 8 марта утром мороз был 25°, тогда как в это время было множество уже жаворонков. Но зато наступило тепло, и снег видимо исчезает. Приятно слышать Ваши отзывы о Стефане Мартыновиче. Об определении благочинного над иереями походными поговорите Владыке и сделайте, что придумаете, не спрашиваясь меня. Получил я письма и от А. И. Чепилевой и от любезного свата ее, И. П. Колесова, в которых предмет один и тот же; но отвечать им, кажется, не успею, впрочем, и Вы это письмо получите, вероятно, по воде уже, и не ранее того, которое я пошлю от 7 апреля. А между тем, поклонитесь им от меня, поблагодарите за письма и объявите им от меня поклон и благословение. И наверное – новобрачным. Письмо............... ( 13 ) я не считаю нужным возвращать к Вам, впрочем, как велите, так и сделаю. Здоровье мое так себе, не худо. Из Питера бумаги есть даже от 18 января, а от сына моего нет. Потрудитесь сказать поклон от меня Владыке, я ему не пишу, не о чем. Прощайте, Господь с Вами. Ваш вседоброжелательный слуга Иннокентий, А. Камчатский Марта 19 дня 1866 г. Благовещенск. Ну, кажется, теперь насытилась Ваша ненасытимая утроба семинарскими деньгами: к Вам послано из Иркутска 2500; теперь уже позвольте ожидать от Вас на наше училище. 405. Димитрию Васильевичу Хитрову. 10 мая Возлюбленный мой о Господе Отец протоиерей Димитрий! Принимаюсь отвечать Вам на 3 письма Ваши от февраля и марта, но предупреждаю: зрение мое сильно тупеет, так что левым глазом в тени не рассмотрю человека в лицо и за 5 шагов, и потому буду писать коротко. Дай Бог , чтобы Мачинское слово и дело прошло дымом и кончилось только пролитыми чернилами. Письмо Кап. Ивановича возвращаю Вам; прочитал кое-как. Вот труженик-то! не нам чета, дай Бог ему здоровья. Нельзя не пожалеть о. Евсевия за его внучка, я думаю, он очень огорчен этим; конечно, если бы он принял на себя уплатить долги, то, конечно, помиловали бы, ради его, его внука; а то-худо будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010