Начиная с понедельника после сырной недели, и оканчиваясь пятком 6 недели, каковое окончание заключается и песнью: душеполезную совершивше Четыредесятницу. Пост св. Четыредесятницы со включением дней субботних и воскресных, в которые действие поста не прекращается, но только облегчается для некоторого утешения, заключает в себе вполне 40 дней. Получив не позже 4-го века определенное учреждение и быв существенно учрежден в подражание четыредесятодневному посту Спасителя и Его крестных подвигов в соделывании спасения нашего, великий пост, по выражению св. Отцов, составляет годичную десятину жизни нашей, которую мы приносим Господу от лучших наших мыслей, желаний, расположений и действий. Что самое выражает и Церковь в своих песнях: «десятины всего лета приносяще всех царю, яко да и воскресение Его любовно узрим» 11 . «Мы держим пост, говорит блаженный Симеон фессал. (в 52 л. отв.), который держал Господь, святую и по имени, и по самому действию, великую Четыредесятницу, для своего очищения и умилостивления Бога, принося тем, как бы начаток и десятину Богу от года нашей жизни 12 . Трехседмичное приуготовление Церкви к Четыредесятнице, как к великому духовному подвигу Что великий пост и великопостное богослужение имеет особенную важность и назначение, чтобы ввести нас в познание своих грехов, поселить в нас заботу о очищении и исправлении греховной своей жизни и дел, это прежде всего ясно показывает то, что св. Церковь не просто вводит нас в св. Четыредесятницу, но особенным образом приготовляет к ней, как к великому духовному подвигу. Как пред начатием сражения обыкновенно всеми оружиями снабжаются, всеми способами ограждаются, всеми мерами предостерегаются, всеми наставлениями возбуждаются воины, так и Церковь , приготовляя воинов к великому подвигу св. поста, к нарочитой борьбе и сражению с плотскими страстями и с духами злобы, еще за три седмицы начинает постепенно располагать к этому великому подвигу чад своих. 1-я Предуготовительная неделя о Мытаре и Фарисее Первая приуготовительная к посту неделя есть неделя о Мытаре и Фарисее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Служба эта установлена в память неоднократного избавления Константинополя от врагов защитою и предстательством Богоматери, Которая потому и прославляется в акафисте, как «Взбранная Воевода». Богослужение это именуется «акафистом» что значит по-гречески: «неседален», потому что за ним не разрешается сидеть. Не известно точно, кто составил этот акафист: одни приписывают его хронографу IX в. Георгию Амартолу, другие – патриарху Сергию, жившему при имп. Ираклии в VII в., третьи – преп. Роману Сладкопевцу , иные – патриарху Фотию. На день субботы акафиста бывает повечерие малое и читается оно в келиях, так же, как и полунощница. Самый акафист, читается на утрени, в 4 приема, заменяя собою обычные седальны, кондак и икос. Первая часть начинается пением кондака: «Взбранной Воеводе победительная» и каждением, причем при первом пении совершается полное каждение всего храма, а на остальных трех только малое каждение. Каждый раз прочитывается по три икоса и три кондака, и чтение заканчивается пением вновь кондака: «Взбранной Воеводе». Утреня эта заканчивается пением Великого славословия. Пятая неделя Великого поста В пятую неделю Великого поста совершается память Преподобной матери нашей Марии Египтяныни. Впрочем, оно бывает только в том случае, если не придется на этот день предпразднства, попразднства или праздник Благовещения, равно и праздника 40-ка мучеников. В Евангелии за литургией опять приводится пророчество Господа о Его страдании, смерти и воскресении. Преп. Мария Египетская приводится в этот день, как пример истинного покаяния, совершенно перерождающего человека, даже глубоко погрязшего в тине греха. Вся следующая затем 6-ая седмица Великого поста называется седмицей Ваий и служит как бы предпразднством Входа Господня во Иерусалим, называемого также Неделею ваий. Пяток шестой седмицы Великого поста есть окончание святой Четыредесятницы, в знак чего на утрени и на вечерни этого дня по дважды поется умилительная стихира: «Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче… " Этим собственно время, назначенное Церковью для покаяния, заканчивается.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Другая особенность пятой седмицы есть акафист (неседальное пение) Богоматери, читаемый и поемый на утрени субботней по частям (после 1-й и 2 й кафизмы, по 3-й и по 6-й песни). Это богослужение, составленное в Греции, в благодарность Взбранной Воеводе небесной за неоднократное избавление, Ее силою, Цареграда от врагов, совершается в это время потому, что первое избавление (при Имп. Ираклие) последовало на сей же неделе св. Четыредесятницы (см. Синаксарь), а вместе и для большего утверждении кающихся в надежде на высочайшую Ходатаицу небесную, которая избавляя верных от врагов видимых, тем более готова помогать нам в борьбе с врагами невидимыми. Мы молимся тогда Владычице: " о всепетая Мати! – от всякие избави напасти всех, и будущия изми муки о Тебе вориющих: аллилуия» (Конд. 13 ). В следующее воскресенье Церковь , воспоминая подвиги преподобной Марии Египетской, прежде величайшей грешницы, а потом равноангельной подвижницы, показывает, что усердным покаянием можно спастись самым великим грешникам, но с тем вместе и устрашаем нерадивых, приводя им на память (в каноне ) притчу о роскошном богаче и бедном Лазаре. Чтение Апостольское в этот день ( Евр. 9:11–24 ) говорит о спасительной силе Христовой крови, очищающей совесть нашу от мертвых дел, а Евангелие предвозвещает о наступлении времени страданий Господних ( Мк. 10:38–45 ) 40 65. Шестая седмица есть заключение Четыредесятницы, и мы в пяток ее на вечерни молимся в церковной песни: «душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти твоея просим видети, Человеколюбче.» Непосредственно предшествуя памяти воскресения Лазарева, празднику Ваий и седмице страстной, сии заключительные дни приготовляют нас к достойному сретению Господа, грядущего воскресить и спасти всех нас. Тогда молимся с Церковью, да принесет и нам Жизнодавец жизнь и здравие, как Лазарю (стихира на вечерни в понед.), поучаемся принести Спасителю ветви добродетелей ( седал. по каф. в понед.) и умерщвлением страстей очистить себя, чтобы чистым умом созерцать страсти Христовы (Трипесн. в понед.). Так Церковь , оканчивая одно поприще поста, в тоже время предначинает другое, – в честь высочайших подвигов Богочеловека, желая все наши подвиги одушевить и оплодотворить Его подвигами божественными. И к средине четыредесятницы собирала она чад своих вокруг креста Господня, указуя в нем благодатную силу, жизнь и спасение: но теперь желает раскрыть нам более спасительные тайны Креста, желает провести верующих по всему пути его, от Вифании до Голгофы, дать им почувствовать всю безмерную любовь Искупителя, и таким образом соделать их полными участниками спасительной смерти Его и воскресения. в) Богослужение Страстной седмицы

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Наше сердце остается с тою же заразою самолюбия, – все наши желания устремлены к удовлетворению своих прихотей, и нам нужны средства для самих себя. Как вместо храмов мы идем скорее в места увеселений, так и вместо неимущего бедняка, протягивающего со слезами свои руки к нам, мы скорее выделим часть на тех, которые увеселяют и развлекают, соблазняя нас и отвлекая от истинного пути. Напрасен призыв св. церкви, нам слышнее разные объявления о удовольствиях. Так св. церковь в продолжении св. поста призывала нас ко спасению, внушая нам воздержание, посещение св. храмов и добродетель милосердия. Пусть совесть каждого подскажет ему, что сделано и много ли сделано для души, – и достойно ли мы вступаем в св. дни страстей Христовых. Со святой церковью мы взывали: «душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоей молим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя и неизреченное нас ради смотрение Твое». Час еще не минул; двери любви Божией открыты для нас. Грешны и преступны мы пред неизреченным милосердием Божиим; но помните, что благоразумный разбойник и на кресте получил спасение и услышал сии всерадостные слова: днесь со Мною будеши в раю. Не будем в отчаянии. Господь принял о оценил труды раба, пришедшего в единонадесятый час. Посвятим же наступающие великие дни страстной седмицы молитвенному сокрушению о грехах своих и прославлению любящего нас Господа; и будем верить, что Он, по милосердию Своему, не отринет наших усердных молитв и нашего сокрушения, и как блудному сыну, простит нам грехи наши и удостоит нас с истинною, св. радостью поклониться святому воскресению Своему. Аминь. Поучение в великую среду Грядет Господь на вольную страсть ради нашего спасения. Безмерна божественная любовь к грешному человечеству. Ради его Сын Божий, соделавшись Сыном человеческим, приносит Себя в умилостивительную жертву, в исполнение воли Бога Отца и собственной Своей готовности, от века изреченной на Божественном совете: се иду, еже сотворити волю Твою, Боже! Теперь мы вступаем в самое святилище нашего церковного богослужения, мы грядем к воспоминаниям самым святым, возвышенным, трогательным по своему содержанию, к созерцаниям действий богослужебных самых назидательных, самых великих по своему значению для нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

К многодневным постам принадлежат: Великий, Успенский, Петров и Рождественский. Великий пост или Святая, Великая Четыредесятница состоит из сорока дней, частью в память сорокадневного поста Христова, частью в изображение того, что из всего года христианин должен посвящать на богоугодные подвиги десятую часть, которую и составят приблизительно сорок дней. Счет дней Великого поста многими ведется различно, но по больше принятому мнению его должно начинать с первого дня по Сырной неделе, т. е. с чистого понедельника и оканчивать пятницею 6-й недели поста. Из слов церковной песни: Душеполезную совершивше четыредесятницу… поемой в указанную пятницу, видно, что и церковь ведет такой счет дням Великого поста. Что касается Страстной седмицы, она хотя также проводится в посте, и в самом Богослужении имеет много сходного с Великим постом; по к нему не относится, а составляет особый ряд дней, посвященных воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, смерти и погребения. Пост Страстной седмицы воспоминает собою выражение Спасителя: егда отъимется от нихъ (верующих) Женихъ, и тогда постятся въ тыя дни ( Мк.2:20 ). О древности великого поста нет нужды распространяться: всем известно, что великий пост существует в православной церкви от времен Апостольских. Здесь мы скажем о приготовлении верующих к великому посту, о содержании служб великого поста и об особенностях великопостного Богослужения. Как приготовлением к тому или другому празднику служат песнопения и чтения, помещаемые в службах дней, предшествующих празднику, так и к великому посту церковь приготовляет верующих прибавлением песнопений и чтении, приличных людям, желающим поститься. Три предшествующие посту недели могут прямо быть названы приготовительными. В первую неделю предлагается нам евангельская притча о мытаре и Фарисее, которая учит, что тяжкие грехи заглаждаются глубоким раскаянием, а гордость унижает самые высокие добродетели. На Утрени начинают петь покаянные песнопения: Покаяния отверзи ми двери .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ежели что выпустил из памяти из ваших 16 страниц или листов, то не взыщите на мне. В прошедшем письме ты пишешь, М. А., о своей воле и знаешь, как она пагубна, и потому Бог смотрительно устроил ваше купножитие для того, чтобы не имели своей воли, добровольно и Бога ради, а не невольно. В надсловии на Нила Сорского о сем весьма хорошо пишется. Сейчас получил одну книгу Феодора Студита , совсем оконченную. Велие утешение! Благодарение Господу, что даровал нам таковое сокровище иметь и видеть оную изданную в свет. Все это молитвами блаженного старца Паисия Бог подал нам средства, случаи и покровительство духовных и светских особ, содействующих к сему изданию. Но горе мне, что и ниже малейше коснулся делом того, чему учат нас великие отцы, а паче главных и обдержительных добродетелей: любви и смирения не имею, но при скудости прочих сии могли бы ходатайствовать о мне к Господу. Когда получу книги, тогда и вам пришлю одну. У нас сегодня была литургии преждеосвященная: пели стихиры Лазареву воскресению, завтра будем петь тропарь «общее воскресение», а там и Ваия. Все как премудро устроено и расположено Церковью к возбуждению нашему, воспоминанием чудес Божиих и дивного о нас смотрения в искуплении. Слава нашему Владыке, милующему нас, грешных! Душеполезную совершивши четыредесятницу, придем и к воспоминанию святых страстей Господа нашего Иисуса Христа. Сегодня воспоминали воскресение Лазаря, завтра славный вход Господа нашего в Иерусалим, а там и страдания Его, все это должно быть для христианского сердца чувствительно и спасительно, какая любовь Божия к нам, грешным, явлена! Да благословит вас Господь и сподобит вас встретить и праздновать дни сии с сердечным утешением и радостью о Господе Спасе нашем! И. М. 11 апреля 1853 года. Письмо 71 12-е апреля. Пришедши от обедни, желаю сими малыми строками поздравить вас с нынешним праздником и со днем твоего ангела, М. А. Погода у нас стоит прекрасная, ясная, о, когда бы и души наши прояснились от мглы греховной, а то только что пишем и издаем книги, а плод духовный не произрастает. Бог столько к нам милостив, подает нам обильно пищу духовную. Как-то вы провождаете нынешний день? Дай Бог, чтобы были в мире и спокойствии, славу воссылал Богу, да сподобит Он нас воспомянуть благоговейно пречистые Его страдания, нас ради подъятые. В грядущую седмицу велия и преславная содеяшася!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

420 Фармакология, фармакогнозия – науки, изучающие действие на организм лекарственных соединений. Зд. – описание лекарств соответствующего происхождения, применяемых для лечения данной болезни. 422 «Скорое и известное даждь утешение рабом твоим Иисусе, внегда унывати духом нашим, не разлучаяйся от душ наших в скорбех, не удаляйся от мыслей наших во обстояниих; но присно нас предвари. Приближися нам, приближися, везде сый, якоже со апостолы Твоими всегда еси; сице и Тебе желающим соедини Себе Щедре, да совокуплени Тебе поем и славословим Всесвятаго Духа Твоего». – Часослов. Час третий, тропари Великого поста. 425 Ср. Днесь спасения нашего главизна темже и мы Богородице возопиим, радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. – Минея. Март, 25. Служба Благовещению Пресвятой Богородицы, тропарь. 429 Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека грядущаго в мир, да знаменуется на нас свет лица Твоего, да в нем узрим свет неприступный, и исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Твоих святых. – Часослов. Час 1-й. 430 Тогда монахиня Евпраксия, приехав на свидание, обнаружила, что о. Игнатия нет в лагере на ст. Сухобезводная: он уже был переведен под г. Алатырь. Ср. письмо 14. 432 Ср. Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Стих: Иже помыслиша неправду в сердце весь день. – Триодь Постная. Святый Великий Четверток. Вечерня, прокимен, глас 1. 433 Ср. Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и Святую Седмицу Страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи, слава Тебе. – Триодь Постная. Пятница недели Ваий. Утреня, стихиры на стиховне; Вечерня, стихиры на Господи, воззвах. 434 Ср. «Если приял ты благодать Божию и сподобился насладиться зрением судеб Божиих и видимых тварей, что составляет первую степень ведения, то приуготовь себя и вооружись против духа хулы Остерегайся читать учения еретические; потому что сие всего чаще вооружает на тебя духа хулы». – Слово 55. Послание к преподобному отцу Симеону Чудотворцу//Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии, слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. – С. 407.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

  ПРОПОВЕДИ Пяток Ваий Протоиерей Александр Шаргунов   Поздравляем всех с завершением Святой Четыредесятницы! «Душеполезную совершивши Четыредесятницу», мы вступаем в Страстные дни. Завтра - Лазарево воскрешение, а Входом Господним в Иерусалим начинаются Страсти Христовы. Господь грядет на вольные Страдания нашего ради спасения. В эти дни вся Церковь будет стоять перед Крестом и Евангелием. Не так, как на исповеди, потому что дни покаяния завершились, а не видя уже ничего, кроме Христа, Который принимает Крест, и Который говорит нам о вечной жизни. По уставу положено прочитывать все четыре Евангелия на Страстной седмице. Но мы, по обычаю нашему, начали чтение Евангелия в храме за неделю до этого, чтобы все могли вместить, чтобы не второпях было это чтение, чтобы каждое слово было нами воспринято. Это дар Божий, и мы готовились к этому дару в течение всего Поста молитвою. «Никогда не приступай к чтению Слова Божия, - говорит преподобный Исаак Сирин, - не помолившись, да не раскаешься». И мы молились, и всегда молимся, прежде чем приступить к чтению Святого Евангелия: «И о сподобитися нам слышания Святого Евангелия Господа Бога молим». Одно дело чтение Евангелия по календарю маленькими фрагментами. Это, конечно, необходимо, потому что и одно Слово Христово может перевернуть всю жизнь человека. А другое дело - читать много и сразу. И некоторые из нас начинают понимать, почему преподобный Серафим Саровский в течение всей своей жизни каждый день прочитывал Евангелие целиком. Начинают осознавать, что воистину не хлебом единым будет жив человек. Для преподобного Серафима это было духовной пищей. Наш ум не может питаться вещественной пищею. Сердце и душа человека питается пищею, которая есть слово Божие. И каждый - кто сколько может вместить. Бывает такое время, когда вся Церковь живет самым главным на земле - Страданиями Христовыми и Пасхой Господней. У преподобного Серафима всегда была Пасха Христова. Он внутренне уже достиг этого - скорбями, трудами, молитвой. И каждого приходящего к нему встречал словами: «Радость моя, Христос Воскресе!» Потому что Пасха была в его сердце, и от избытка сердца говорили его уста. Мы обязательно должны прочитать с молитвою все четыре Евангелия, чтобы открыл нам Господь ум к разумению Писания, чтобы мы узнали, что Слово, которое Он говорит, есть жизнь вечная. Жизнь вечная заключена в этом Слове, и мы причащаемся ей, если оказываемся способными воспринять этот дар Господень.

http://moral.ru/propoved/06_5vaij.htm

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Пред Крестом и Евангелием 22.04.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великий Пост , Седмица 6-я Великого Поста Слово на литургии Преждеосвященных Даров в пятницу 6 седмицы «Душеполезную совершивши Четыредесятницу», мы вступаем в Страстные дни. Завтра ? Лазарево воскрешение, а Входом Господним в Иерусалим начинаются Страсти Христовы. Господь грядет на вольные Страдания нашего ради спасения. В эти дни вся Церковь будет стоять перед Крестом и Евангелием. Не так, как на исповеди, потому что дни покаяния завершились, а не видя уже ничего, кроме Христа, Который принимает Крест, и Который говорит нам о вечной жизни. По уставу положено прочитывать все четыре Евангелия на Страстной седмице. Но мы, по обычаю нашему, начали чтение Евангелия в храме за неделю до этого, чтобы все могли вместить, чтобы не второпях было это чтение, чтобы каждое слово было нами воспринято. Это дар Божий, и мы готовились к этому дару в течение всего Поста молитвой. «Никогда не приступай к чтению Слова Божия, ? говорит преподобный Исаак Сирин, ? не помолившись, да не раскаешься». И мы молились, и всегда молимся, прежде чем приступить к чтению святого Евангелия: «И о сподобитися нам слышания святаго Евангелия Господа Бога молим». Одно дело чтение Евангелия по календарю маленькими фрагментами. Это, конечно, необходимо, потому что и одно Слово Христово может перевернуть всю жизнь человека. А другое дело ? читать много и сразу. И некоторые из нас начинают понимать, почему преподобный Серафим Саровский в течение всей своей жизни каждый день прочитывал Евангелие целиком. Начинают осознавать, что воистину не хлебом единым будет жив человек. Для преподобного Серафима это было духовной пищей. Наш ум не может питаться вещественной пищей. Сердце и душа человека питается пищей, которая есть слово Божие. И каждый ? кто сколько может вместить. Бывает такое время, когда вся Церковь живет самым главным на земле ? Страданиями Христовыми и Пасхой Господней. У преподобного Серафима всегда была Пасха Христова. Он внутренне уже достиг этого ? скорбями, трудами, молитвой. И каждого приходящего к нему встречал словами: «Радость моя, Христос Воскресе!» Потому что Пасха была в его сердце, и от избытка сердца говорили его уста. Мы обязательно должны прочитать с молитвой все четыре Евангелия, чтобы открыл нам Господь ум к разумению Писаний, чтобы мы узнали, что Слово, которое Он говорит, есть жизнь вечная. Жизнь вечная заключена в этом Слове, и мы причащаемся ей, если оказываемся способными воспринять этот дар Господень.

http://moral.ru/pered-krestom/

Слово на литургии в Лазареву субботу 22 апреля 1978 г. «Душеполезную совершивше четыредесятницу, просим и святую седмицу страсти Твоея видети, Человеколюбче!» Сорок дней подряд вела нас Св. Церковь путем подвига молитвы и воздержания к священным дням Страстной, а затем и Пасхальной седмиц, чтобы теперь возвести на высокую гору боговедения, где, поклоняясь Триединому Богу любви и приникая к источникам божественной мудрости, могли бы мы, в меру духовных сил наших, приобщиться к начаткам нескончаемой радости будущего века. И вот мы уже у подножия этой мысленной горы! Не у той древней Синайской горы, к которой запрещено было сынам Израиля даже прикасаться под страхом неминуемой смерти, а у святой Горы Божией, подняться на которую приглашает голос великого пророка Божия, Иеремии: «вставайте, и взойдем на Сион к Господу, Богу нашему» ( Иер. 31:6 ). Гора эта, как и древний Синай, как бы окутана еще дымкой облаков, прикрывающих от наших взоров область спасительной тайны, и на вершине ее блещут огнезрачные молнии божественных озарений. Но облака эти уже готовы рассеяться по мере нашего восхождения, чтобы дать возможность приблизиться к нерукотворенному храму славы Божией. И эти молнии не опалят нас своим священным огнем, а лишь осветят величайшую святыню крестного богочеловеческого подвига, дабы, благоговейно поклонившись ей, мы могли невозбранно, с чувством глубочайшей благодарности, созерцать красоту Господню ( Пс. 26:4 ), открывшуюся в событиях Сионской горницы и Голгофы. В преддверии этих спасительных событий Церковь напоминает о чудесном воскрешении друга Христова Лазаря четверодневного и открывает самую сущность того, что предстоит нам вспомнить и вновь пережить и перечувствовать в дни великой Страстной седмицы и светлого праздника Пасхи. Она говорит нам о величайшей ПОБЕДЕ Того, Кто есть «всех радость, истина, свет, жизнь мира и воскресение», – о ПОБЕДЕ над самыми страшными и самыми могущественными врагами человека и человечества: над силами зла ( Ин. 12:31 ), греха и смерти ( 1Кор. 15:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010