В туже неделю на вечерни.    По обычаю преждних недель. таже вход, и прокимен великий, глас 8: Дал еси достояние: со стихи его, и прочая яко обычно.     В пяток ваий на Утрени. Аллилуиа, и троичны гласа, и обычное стихословие: и прочее возследование, якоже предуказася. На стиховне триоди самогласен дне, глас 1: Презревши душе моя: дважды, и мученичен. Слава, глас 8: Душеполезную совершивше четыредесятницу: И ныне, паки тойже. Таже: Благо есть: и час первый, по обычаю, и отпуст.     В тойже пяток вечера.    Стихословим кафисму: Ко господу внегда скорбети ми: Господи воззвах, поем во глас 8: поставим стихов 10, и поем самогласну стихиру, глас 8: Душеполезную совершивше четыредесятницу: дважды, и мученичен, и святаго лазаря самогласны 5, творяще я 7, глас 6: Господи, лазарев хотя гроб видети: Слава, глас 8: Представ гробу лазареву: И ныне, глас тойже: Душеполезную совершивше четыредесятницу, возопиим: Вход, прокимен, и чтение дне. [Смотри] А идеже не быти преждесвященной: на Господи воззвах, стихиры на 6, глас 6: Господи, лазарев хотя гроб: Слава, и ныне, праздника, глас 8: Душеполезную совершивше четыредесятницу, возопиим: Таже, Свете тихий: без входа: Прокимен, и чтение дне. На стиховне самогласен: Душеполезную: дважды, и мученичен. Припев же глаголем: К тебе возведох очи мои: Слава, и ныне, глас 8: Представ гробу лазареву: писан на Господи воззвах. По Ныне отпущаеши, трисвятое, и по Отче наш, тропарь праздника: общее воскресение: Таже, ектениа: Помилуй нас Боже: и 3 поклоны великия, и молитва: Всесвятая Троице: и прочая по обычаю, и отпуст, и многолетны.    [Смотри] Ведомо буди: яко от днесь, ниже мученичен, ниже богородичен, ниже осмогласник поется, даже до понедельника святаго фомы. В тойже пяток повечерие глаголем великое. По 1-м трисвятом тропарь праздника. По 2-м трисвятом тропари обычныя: Помилуй нас Господи, помилуй нас: и поем канон триоди, творение Господина андреа критскаго, глас 1. По 9-й песни ирмос: Сотвори державу: оба лика вкупе. По трисвятом кондак праздника, и отпуст малый.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Прокимен, псалом 122, глас 6: Прокимен, глас 6 Помилуй нас Господи,/помилуй нас. Стих: К Тебе возведох очи мои живущему на небеси. Помилуй нас, Господи,/помилуй нас. Стих: К Тебе возвёл я очи мои, живущему на небесах. Пс 122:3А, 1 В ПЯТОК ВАИЙ ВЕЧЕРА В ПЯТНИЦУ НА ВЕЧЕРНЕ Во светильничное обычное стихословие. На Господи воззвах, поставим стихов, 10. И поем самогласен дне дважды, и мученичен: и праведнаго Лазаря самогласных 5, творяще я седмь. Стихословим кафизму 18. На Господи воззвах: стихиры на 10: самогласен дня дважды, мученичен, и самогласны праведного Лазаря на семь. Самогласен, глас 8, дважды: Душеполезную совершивше Четыредесятницу,/и святую седмицу страсти Твоея,/просим видети Человеколюбче,/еже прославити в ней величия Твоя,/и неизреченное нас ради смотрение Твое,/единомудренно воспевающе:/Господи слава Тебе. Самогласен, глас 8 Душеполезную завершив Четыредесятницу,/и святую седмицу страдания Твоего узреть/просим, Человеколюбец,/чтобы прославить в дни ее величие Твое,/и неизреченный Твой замысел о нас,/единомысленно воспевая:/“Господи, слава Тебе!” (2) Мученичен: Мученицы Господни молите Бога нашего,/и испросите душам нашим множество щедрот,/и очищение многих прегрешений, молимся. Мученикам: Мученики Господни!/Умолите Бога нашего/и упросите Его явить/сострадание многое душам нашим/и умилостивение о согрешениях наших, молимся. Таже поем святаго Лазаря, самогласны 5. Творение благочестиваго царя, господина Льва Премудраго. Глас 6: Также поем самогласны святому Лазарю, творение благочестивого царя Льва Премудрого. Глас 6. Господи, Лазарев хотя гроб видети,/волею хотяй во гроб вселитися вопрошал еси:/где положисте его?/Уведев же, еже не неведал еси,/и возглашал, егоже любил еси:/Лазаре гряди вон./И послуша бездыханный,/дыхание дающаго ему,/Тебе Спаса душам нашим. [Дважды.] Господи, желая гроб Лазаря узреть,/Ты, Сам намереваясь добровольно во гроб вселиться,/вопросил: “Где вы положили его?”/Услышав же то, что не было Тебе неведомо,/возглашал Ты тому, кого любил: “Лазарь, выходи!”/И послушался бездыханный, дающего ему дыхание,/Тебя, Спасителя душ наших. (2)

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/subbota-s...

Наконец, втретьих, само название святая Четыреде-сятница заставляет искать в ней еще особенной душепо-лезности. Слово святая показывает, что она есть время освящения, то есть время, посвященное Богу, а через это и освящающее человека. Всего неестественнее роду избранному, царственному священству, народу святому, людям, взятым в удел ( 1Петр.2:9 ), освященным таинством Крещения, приметаться к сквернам греха; еще более неестественно быть оскверненным в то время, когда призываешься на величайший праздник земли и неба и должен занять место между ангелами… Душеполезная Четыредесятница приносит душе и эту окончательную пользу. Она освящает человека. Она есть десятина Богу из всего года христианского, есть жертва хвалы Ему и благодарения. Принося ее Богу, мы привлекаем тем на себя Его оправдывающую милость, покрывающую все недостатки и нашего поста, и нашего говения, делаемся непорочными и святыми; мало того — мы освящаем собой всю землю, и еще более — несем освящение в преисподняя земли, в обители усопших братий наших. Святое семя будет корнем земли ( Ис.6:13 ), — сказал Господь. Чего еще более? Семя же святое, как мы видели, растет в святую пору. Освятив, святая Четыредесятница передает нас потом святой седмице страстей Христовых. Будем переходить от одной святыни к другой. Святый да освящается еще ( Откр.22:11 )! . Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбце! То, к чему вела и приготовляла нас святая Четыредесятница, уже наступает, братия! Близится конец, долженствующий увенчать дело. Всякий порыв богомудрия, всякий подвиг богоутождения теперь должны получить свое завершение. Святую Четыредесятницу сменяет доверши-тельная седмица постнического говения, называемая великой и страстной. Христос, о Котором столько сказано было уму и сердцу в истекшее время, явится пред очами всех страждущим и входящим в славу Свою так живо, ясно и поразительно, как если бы очи наши были те самые блаженные очи, которые некогда видели Господа нашего и рабом умаленным и смирившимся, и Богом неба и земли. Для чего Он явится? Конечно, для того, чтобы Его увидели.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

[«„О предивное чудо! О страшное таинство! О ужасное предприятие!“ – говорила Дева, когда увидела висящим на кресте среди двух разбойников Тебя, Которого удивительным образом родила без болезни; рыдала Она, говоря: „Увы мне, любезнейшее Чадо! Как беззаконный и неблагодарный народ пригвоздил Тебя ко кресту!“»] Пятница На утрени стихиры на стиховне Презревши душе моя божественных помазаний, объята были еси козньми врага, своим хотением предавшися тли, и отягчившися от греха многаго, боготканную одежду осквернила еси, и неукрашену царскому браку сотворила еси. Но да не со грехом привлечешися, и покровенна одеждею страстей возлегши, вины входа воздаси, и чертога изгнана будеши, Спасу возопий: страшное око, приимый еже есмь, и еже еси не оставивый, и прежде креста хламидою поругания, мене ради облекийся, вретище мое расторгни, и в веселие облецы, и тмы внешния, и плача вечнаго избави мя, и помилуй мя. [«Пренебрёгши, душа моя, божественные определения, ты удобно была уловлена ухищрениями врага. По своему желанию предавшись растлению и отягчённая многим грехом, ты осквернила сотканную Богом одежду, и сделала её неприличною для царского брака. Но чтобы не увлечена была на него вместе с грехом, и, возлёгши на нём, покрытая одеждою страстей, не потерпела наказания за вход в него и не была изгнана из брачного чертога, взывай к Спасителю: «Страшное око, принявший то, что я есмь, и не оставивший того, чем Ты был, и прежде креста носивший за меня хламиду поругания, раздери моё вретище, и одень меня веселием и избавь меня от внешней тьмы и вечного плача, и помилуй меня».] Мученичен Страстотерпцы Христовы, приидите людие вси почтим, песньми и пенми духовными, светила мира, и проповедники веры, источники приснотекущия, из нихже истекают верным исцеления. Тех молитвами Христе Боже наш, мир даруй мирови Твоему, и душам нашим велию милость. [«Придите все люди, песнопениями и песнями духовными почтим страстотерпцев Христовых, светильников мира и проповедников веры, всегда текущий источник, из которого истекают исцеления верующим. Их молитвами, Христе Боже наш, даруй мир миру Твоему и душам нашим великую милость».] Слава, и ныне: Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе. [«Совершивши полезную для души Четыредесятницу, молим, Человеколюбивый, чтобы видеть нам и неделю страдания Твоего, дабы в ней прославили мы величие Твоё, и неизреченное домостроительство о нас, единодушно воспевая: Господи, слава Тебе»».] На 6 часе тропарь пророчества, глас 6 Нестерпимый есть Господи, гнев на грешники прещения Твоего, и несмы достойни воззрети, и просити от Тебе милости: да не яростию Твоею, ни гневом Твоим погубиши нас, ихже от земли рукою Твоею создал еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прокимен, глас 6, пс. 122 Помилуй нас Господи, помилуй нас. [«Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Стих: К Тебе возведох очи мои, Живущему на небеси. «К Тебе, Живущему на небе, поднял я глаза мои».] На вечерни стихиры на Господи воззвах Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоей, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе. [«Совершивши полезную для души Четыредесятницу, молим, Человеколюбивый, чтобы видеть нам и неделю страдания Твоего, дабы в ней прославили мы величие Твоё и неизреченное домостроительство о нас, единодушно воспевая: Господи, слава Тебе».] Мученицы Господни молите Бога нашего, и испросите душам нашим множество шедрот, и очищение многих прегрешений, молимся. [«Мученики Господни, молитесь Богу нашему, и испросите душам нашим множество милости и очищение многих грехов, молим мы».] Стихиры Лазаря Господи, Лазарев хотя гроб видети, волею хотяй во гроб вселитися вопрошал еси: где положисте его: уведев же, еже не неведал еси, и возглашал, егоже любил еси: Лазаре гряди вон. И послуша бездыханный дыхание даюшаго ему, Тебе Спаса душам нашим. [«Господи, желая видеть гроб Лазаря, волею желающий Сам вселиться во гроб. Ты спрашивал: „Где вы положили его?“ Узнав то, что не было неизвестно Тебе, возглашал к тому, которого любил: „Лазарь, иди вон“, и послушал бездыханный Того, Кто даёт ему дыхание, Тебя, Спасителя душ наших».] Господи, на гроб четверодневнаго пришел еси Лазаря, и над гробом слезы пролияв, мертвеца четверодневна возставил еси, класс живота. Темже смерть связана бысть гласом, пелены разрешишася руками. Тогда радости исполнися множество ученик, и едино от всех служашеся согласие: благословен еси Спасе, помилуй нас. [«Господи, к гробу четверодневного, на могилу Лазаря пришёл Ты, и пролив слёзы о друге, восставил четверодневного мертвеца Ты, колос жизни. Потому смерть связана была голосом Твоим, а погребальные пелены развязаны руками; тогда исполнилась радости толпа учеников, и одна всеми совершалась песнь: „Благословен Ты, Спаситель, помилуй нас“».]

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мы помним, что Господь воскресил четырехдневного мертвеца (Ин. 11, 1-45). Он знал, что Лазарь болел и умер, и, тем не менее, словно нарочно медлил и не приходил в Вифанию, хотя дом праведных Марфы и Марии и их брата Лазаря был тем домом, который, по-видимому, Господь часто посещал. И вот, зная о болезни Лазаря, его смерти и погребении, Господь пришел, когда тот уже 4 дня лежал во гробе. Все это переживается и является в богослужении. Упоминания об этом есть в богослужебных текстах уже с первых дней седмицы: «Вчера и днесь болезнь Лазарева, сию бо Христу являют сродницы…» — вчера и сегодня уже болеет Лазарь, и Христос об этом знает, потому что ему сообщили родственники. Таким образом, нас не просто информируют, а вовлекают в ход событий. В среду мы слышим: «Днесь издше Лазарь», — сегодня умер Лазарь. И наконец: «Днесь Лазарь умерый погребается…» — вот уже полагается во гроб. Таким образом, прослеживаются все этапы, предшествующее этому великому чуду. А мы вместе с сестрами Лазаря находимся в ожидании Господа и недоумеваем, почему же Он не приходит. Эта седмица становится путем, ведущим ко дню воскрешения Лазаря. Страстную седмицу и предшествующие ей праздники — Неделю ваий и субботу Лазареву — нужно отличать от Великого поста. Святая Четыредесятница — это время подготовки, а Страстная — это уже не пост, а цель поста, то, к чему мы готовились и в чем мы должны, подготовившись и потрудившись в меру своих сил, участвовать. В пяток ваий несколько раз поется такой текст: «Душеполезную совершивше четыредесятницу…», т.е. уже окончив время св. Четыредесятницы, которая должна была принести пользу душе, «… и Святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». В пятницу на седмице ваий св. Четыредесятница кончается; мы уже стоим в преддверии Страстной седмицы. В Великом Посту 6 седмиц, но субботы и воскресенья не являются постными днями — не в том смысле, что отменяется телесное воздержание, а в том, что устроение богослужения совсем другое: в субботу и воскресенье совершается полная литургия, совершается Таинство Евхаристии.

http://pravmir.ru/lazareva-subbota-2016/

М.С. Красовицкая Лекция 17. Великий Четверг и Великая Пятница В прошлый раз мы остановились на границе Великой Среды и Великого Четверга; говорили о Великой Среде, о Преждеосвященной литургии, которая совершается на вечерне, как это всегда бывает. На изобразительных в Великую Среду Типиконом назначен особый чин, когда игумен и вся братия испрашивают прощение за грехи всей жизни и всей св. Четыредесятницы. Таким образом, по указанию Типикона, выходит, что св. Четыредесятница все же оканчивается в Великую Среду. Как мы помним, Триодь Постная в пяток ваий назначает песнопение «Душеполезную совершивше Четыредесятницу...», т.е., судя по текстам Триоди, Четыредесятница кончается в пяток ваий, а по мысли Типикона – в Великую Среду. Здесь мы видим след разных традиций, способов преодоления той трудности, что сорокадневный пост не получается ни при каком исчислении и является символом, знаком, который для нас важен, но буквально не может быть исполним. Существует расхождение между самим названием Четыредесятницы и тем реальным количеством дней, которые ее составляют: их или больше, чем сорок, или меньше. Тем не менее, Преждеосвященная литургия Великой Среды – это, безусловно, очень ясная граница. Как Лазарева Суббота является границей, так и Великая Среда, безусловно, является поворотным днем: кончается время Преждеосвященных литургий, кончается чтение молитвы Ефрема Сирина – важнейшего постного текста, кончается стихословие кафизм Псалтири (за исключением 17-й кафизмы в Великую Субботу, все рядовое чтение Псалтири отменяется), в храме не кладут земные поклоны (кроме как перед Св. Плащаницей). В богослужении более не употребляется великопостный распев, и, скорее всего, в этот день облачения великопостные, будничные, могут смениться на те, которые были в Недели Великого поста, и сейчас, на Страстной, очень уместны – это лиловые облачения. Это, безусловно, конец одного периода и начало чего-то совершенно нового. В Великую Среду положено малое повечерие с трипеснцем, затем полунощница. Мы рассмотрим подробно утреню Великого Четверга.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Помилуй меня Боже, помилуй меня. Пренебрегши, душа моя, божественные определения, ты удобно была уловлена ухищрениями врага. По своему желанию предавшись растлению и отягченная многим грехом, ты осквернила сотканную Богом одежду и сделала ее неприличною для царского брака. Но чтобы не увлечена была на него вместе с грехом и, возлегши на нем покрытая одеждою страстей, не потерпела наказания за вход в него и не была изгнана из брачного чертога, взывай к Спасителю: «Страшное око, принявший то, что я есмь, и не оставивший того, чем Ты был, и прежде креста носивший за меня хламиду поругания, раздери мое вретище, и одень меня веселием, и избавь меня от внешней тьмы и вечного плача, и помилуй меня». Помилуй мя Боже, помилуй мя. Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе. Помилуй меня Боже, помилуй меня. Совершивши полезную для души Четыредесятницу, молим, Человеколюбивый, чтобы видеть нам и неделю страдания Твоего, дабы в ней прославили мы величие Твое и неизреченное домостроительство о нас, единодушно воспевая: «Господи, слава Тебе». Святии мученицы молите Бога о нас. Мученицы Господни молите Бога нашего, и испросите душам нашим множество щедрот, и очищение многих прегрешений, молимся. Святые царственные мученики молите Бога о нас. Мученики Господни, молитесь Богу нашему и испросите душам нашим множество милости и очищение многих грехов, молим мы. Великий пост подошел к концу и наша рассылка тоже. Пора расставаться. На нашем сайте можно скачать много лекций Владимира Владимировича Сорокина. По Книге Притчей, по Псалмам, по Книге Бытия и по некоторым другим книгам. Архив лекций В.В.Сорокина будет пополняться, потому что Владимир Владимирович продолжает читать лекции. Узнавать о новинках можно из рассылки медиатеки. Кроме этого, вы можете подписаться на рассылку  воскресных евангельских чтений . До конца поста вместе с рассылкой дошли не все, кто подписались. Это нормально, я тоже как-то не смогла справиться с ежедневной сорокадневной рассылкой. Чтобы представлять, что за люди дошли до конца, что в рассылке было самым интересным и какие рассылки делать в дальнейшем, я подготовила небольшой опрос. Его заполнение займет у вас минуты две. Буду благодарна всем, кто ответит.

http://bible.predanie.ru/vypusk-tridtsat...

Иисуса привели на место казни вместе с двумя соратниками Вараввы. Народ собрался смотреть, как римская юстиция будет наказывать трех " преступников " за их злодеяния. По жестокому римскому обычаю, всех троих распяли. Человечество, наверное, не изобрело более мучительной и страшной пытки. День кончился; по еврейскому Закону тела распятых полагалось убрать до заката. Иисус уже был мертв, других добили. Его сторонники спасли тело от надругательств, которым обычно подвергались тела казненных преступников, и погребли — в спешке, но вполне достойно, при помощи каких-то богатых людей. После заката жители Иерусалима и многочисленные паломники отправились праздновать Пасху, ибо по официальному календарю она уже наступила. Мария Красовицкая. Лиутргика. Великий Четверг и Великая Пятница. В прошлый раз мы остановились на границе Великой Среды и Великого Четверга; говорили о Великой Среде, о Преждеосвященной литургии, которая совершается на вечерне, как это всегда бывает. На изобразительных в Великую Среду Типиконом назначен особый чин, когда игумен и вся братия испрашивают прощение за грехи всей жизни и всей св. Четыредесятницы. Таким образом, по указанию Типикона, выходит, что св. Четыредесятница все же оканчивается в Великую Среду. Как мы помним, Триодь Постная в пяток ваий назначает песнопение «Душеполезную совершивше Четыредесятницу…» т. е., судя по текстам Триоди, Четыредесятница кончается в пяток ваий, а по мысли Типикона — в Великую Среду. Здесь мы видим след разных традиций, способов преодоления той трудности, что сорокадневный пост не получается ни при каком исчислении и является символом, знаком, который для нас важен, но буквально не может быть исполним. Существует расхождение между самим названием Четыредесятницы и тем реальным количеством дней, которые ее составляют: их или больше, чем сорок, или меньше. Тем не менее, Преждеосвященная литургия Великой Среды — это, безусловно, очень ясная граница. Как Лазарева Суббота является границей, так и Великая Среда, безусловно, является поворотным днем: кончается время Преждеосвященных литургий, кончается чтение молитвы Ефрема Сирина — важнейшего постного текста, кончается стихословие кафизм Псалтири (за исключением 17-й кафизмы в Великую Субботу, все рядовое чтение Псалтири отменяется), в храме не кладут земные поклоны (кроме как перед Св. Плащаницей). В богослужении более не употребляется великопостный распев, и, скорее всего, в этот день облачения великопостные, будничные, могут смениться на те, которые были в Недели Великого поста, и сейчас, на Страстной, очень уместны — это лиловые облачения. Это, безусловно, конец одного периода и начало чего-то совершенно нового. В Великую Среду положено малое повечерие с трипеснцем, затем полунощница. Мы рассмотрим подробно утреню Великого Четверга.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Пример преподобной Марии показывает, что каким бы страшным грешником ни был человек, Господь никогда его не отринет, если он приносит искреннее покаяние. Об этом говорят и молитвы воскресного богослужения. Они напоминают нам, что для того, чтобы соединиться со Христом, впустить Его в свою душу, необходимо переосмыслить свою жизнь, измениться. То есть принести плоды покаяния. Церковнославянский текст: Тебе убо возбраняше честных взирания, скверн прежде привлеченное сквернение: твое же чувство, и твоя богомудрая содеянных совесть, к лучшим тебе обращение содеяша. На икону бо воззревши благословенныя Богоотроковицы, всех покаявшися прегрешений своих всехвальная прежних, в дерзновении честному Древу поклонилася еси. Русский текст: Тебе препятствовало на святыни взирать от прежних мерзостей идущее осквернение; но твое чувство и твое, богомудрая, сознание содеянного обращение к лучшему в тебе произвели. Ибо, воззрев на икону благословенной Богоотроковицы и осознав все свои прежние согрешения, всехвальная, ты с дерзновением священному Древу поклонилась. Богослужебные особенности В последний раз в это воскресенье мы услышим пение тропарей «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», а также воскресного гимна «Воскресение Христово видевше». В пятницу шестой седмицы заканчивается Четыредесятница и начинается подготовка к Страстной седмице и непосредственно Пасхе Христовой . В одной из стихир на вечерне поется: Церковнославянский текст: Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе. Русский текст: Душеполезную завершив Четыредесятницу, и святую седмицу страдания Твоего узреть просим, Человеколюбец, чтобы прославить в дни ее величие Твое, и неизреченный Твой замысел о нас, единомысленно воспевая: «Господи, слава Тебе!» В субботу вспоминается евангельское чудо о воскрешении из мертвых праведного Лазаря. Поэтому она именуется «Лазаревой субботой» . Богослужение этого дня во многом схоже с воскресным. Например, последний раз до Пасхи поется «Воскресение Христово видевше». После 9-й песни канона поется «Свят Господь Бог наш».

http://blog.predanie.ru/article/kompas-n...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010