Леденцы для Лазаря Постное письмо 35. Отрада – постникам, амнистия – говельщикам! 8 апреля, 2017 Постное письмо 35. Отрада – постникам, амнистия – говельщикам! Архимандрит Савва (Мажуко) рассказывает читателям «Правмира» о самом утешительном дне поста. Архимандрит Савва (Мажуко) Лазарева суббота – один из самых утешительных дней поста. Может быть, самый утешительный. Потому что самый последний. Этим днем, действительно, заканчивается Великий пост. Возвеселитесь упостившиеся, возликуйте уговевшиеся! Отрада – постникам! Амнистия – говельщикам! Пасха грядет! Пасха у дверей! И это воистину так. Во-первых, закончились положенные сорок дней пощения, и в канун субботнего дня в храмах поют стихиру византийского императора Льва Мудрого на восьмой глас – напев, который к концу поста все уже выучили: Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и Святую седмицу Страсти Твоея, просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи, слава Тебе. Даже мудрому императору хорошо от мысли, что пост позади, Четыредесятница завершена, а впереди сияет огнями Пасха Крестная и Пасха Воскресения. Об этом он и просит: чтобы Господь дал силы «увидеть Святую седмицу Страсти». Но прежде седмицы Страстей укрепил Господь каждого историей Лазаря четверодневного. Невероятнейшее событие! Воскрешали пророки, подымали из мертвых и до Христа. Но обратить вспять тление – кому это под силу? Вечером в пятницу, накануне Лазаревой субботы, в храмах читают изумительный канон на повечерии святого Андрея Критского. Постом мы не раз слышали его стихиры и каноны, а об этом знают лишь знатоки и ценители. Большой канон. Полновесный. Это поэзия восторга перед чудом воскрешения Лазаря: Кто виде, кто слыша, яко воста человек мертвый смердящий? Илия убо воздвиже и Елисей! Но не от гроба! Но ниже четверодневна! За шесть дней до Пасхи Христос приходит к пещере, где был похоронен Лазарь. Его останавливают: Господи! Он уже четвертые сутки во гробе! Уже смердит! Как можно открыть этот гроб? Но покоряются, и слышат слово со властью : «Лазаре, гряди вон!»

http://pravmir.ru/ledentsyi-dlya-lazarya...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Ферапонту (Кашину), епископу Макарьевскому, викарию Костромской епархии 28 апреля 2013 г. 14:02 28 апреля 2013 года, в неделю 6-ю Великого поста, праздник Входа Господня в Иерусалим, за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Ферапонта (Кашина) во епископа Макарьевского, викария Костромской епархии . По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Ферапонта на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Ферапонт! Ныне, в день Входа Господня в Иерусалим, при видимом возложении на твою главу архипастырских рук, по усердным молитвам народа Божия Утешитель тайнодейственно излился на тебя, соделав преемником «самовидцев и служителей Слова» (см. Лк. 1:2). Подобно тому, как вся Церковь Христова, душеполезную совершивше Четыредесятницу , стоит у иерусалимских ворот в ожидании искупительного подвига Спасителя, ты стоишь в ожидании предлежащего тебе подвига архиерейства. Подвиг этот неразрывно сопряжен с величайшей ответственностью за спасение людей и невозможен без полного забвения личных интересов, без сораспинания Христу, Который создал Церковь Своею Кровью (см. Деян. 20:28). Отныне все дарованные тебе Господом таланты, всё, что ты приобрел учением и усердной работой, ты призван употреблять не ради своей пользы, но ради пользы тех, кого вверяет твоему попечению Небесный Пастыреначальник. Окрылить души, похитить из мира и предать Богу, сохранить образ Божий, если цел, поддержать, если в опасности, обновить, если поврежден, вселить Христа в сердца Духом  — вот на что, по слову святителя Григория Богослова, должен ты направлять свои поступки и помышления (см. свт. Григорий Богослов. Слово 3). Помни, что твои труды на ниве пастырского душепопечения принесут добрые плоды только в том случае, если будут совершаться не по принуждению, в силу некоего «служебного» долга, но охотно и богоугодно  (см. 1 Пет. 5:2), из любви к окормляемому тобой словесному стаду. Нередко случается так, что именно равнодушие и холодность пастыря, его невнимание к нуждам и потребностям пасомых отвращают людей от Церкви и становятся преградой благовествованию Христову (см. 1 Кор. 9:12). Искренняя же забота епископа о церковных чадах, его горячее стремление носить их тяготы как свои собственные могут преодолеть отчуждение и непонимание, открыть умы и сердца для спасительных евангельских истин. Посему, не полагая между собой и пасомыми никаких преград, стремись с любовью встречать всякого, кто притекает к тебе с сомнением и вопрошанием, в горестях и печалях, чтобы каждый человек явственно ощущал твою поддержку и участие.

http://patriarchia.ru/db/text/2935036.ht...

По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й. «Слава, и ныне» ин седален праздника, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й. На 9-й песни – обычное каждение. «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу» . К тропарям трипеснцев припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» ; к Богородичнам трипеснцев – припев праздника: «Благовествуй, земле, радость велию…». В конце 9-й песни: ирмос 2-го трипеснца Триоди; припев праздника: «Благовествуй, земле, радость велию…», и ирмос канона праздника: «Яко одушевленному Божию кивоту…». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4. «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Еже от века таинство…». Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения просительная: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с обычными будничными припевами; см. Часослов). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Да веселятся Небеса…». «Благо есть…» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь праздника, глас 4-й (единожды). Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь». Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен…». Молитва: «Небесный Царю…» [или: «Утверди, Боже…»] , после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К. , прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326). Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час. Примечание. «Ектения и 3 великия поклоны, без отпуста утрени, и дается святый елей братии, поется же и стихира самогласна. И час 1-й…» (Типикон, 25 марта).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Великую пользу для души можно получить, если посещать богослужения страстной седмицы . Воспоминание предательства Иуды, Тайная Вечеря, чтение 12 Евангелий, вынос Плащаницы и чин погребения – все эти службы наполняют душу особыми чувствами, и, молясь за богослужениями страстной седмицы, с особой радостью встречаешь и Пасху Христову. Ведь вся святая четыредесятница лишь готовит нас к воспоминанию Страстей Христовых, а страстная седмица готовит к Празднику праздников, к Пасхе. Во время шестопсалмия, которое есть воспоминание ночи перед Рождеством, гасятся светильники, чтобы в полумраке, тишине и сосредоточенной молитве встретить приход в мир Спасителя: «Бог Господь и явися нам!» Так и перед Воскресением Христа Церковь особенно усиленно молится и готовится к празднику. В дни Страстной седмицы нужно стараться почаще бывать на службах, а также усилить свой личный постный подвиг. Неоднократно замечал, что Страстная – время особых искушений, поэтому следует быть особенно внимательными к своей душе, чтобы не погубить весь труд поста. Постящийся должен быть внимательным и бдительным как часовой на посту , чтоб и на выстрел не подпускать духов праздности, уныния, гнева и ссоры. Желаю всем крепости, помощи Божией и сил для прохождения страстной седмицы. Дай Бог дожить до Пасхи! Протоиерей Андрей Лобашинский Протоиерей Андрей Лобашинский , благочинный Малоярославецкого округа Калужской епархии: – Заканчивается Великий Пост, и Святая Церковь обращается к нам, воспевая: «Душеполезную совершив четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». И этот призыв есть для нас итог и напоминание о том, что наш личный постный подвиг являлся, в первую очередь, приготовлением нашей души и сердца для таинственного погружения в события Страстной седмицы, когда ради нас и нашего ради спасения совершается великая тайна Искупления человеческого рода от власти смерти и страшного рабства диаволу. Сегодня на наших глазах духовное поле христианства стремительно сужается, и нам все осязательно ближе и понятней становится тот ужас и та тоска учеников Господа, ощутивших совсем нежданно-негаданно свое беззащитное одиночество посреди власти тьмы и греха, воцарившихся в мире после крестной смерти Спасителя. То, что произошло 2000 лет назад в Иерусалиме, – это не история, это всегдашнее сегодня. Церковь же обладает силой делать это видимым и явным.

http://pravoslavie.ru/45995.html

Что касается продолжительности поста, то уже древние учители Церкви обратили внимание на то, что он составляет десятую часть года. Пост, собственно как подвиг воздержания, заканчивается в пятницу 6-й недели поста, когда Церковь начинает свои песнопения словами: «Душеполезную совершивше четыредесятницу»; далее начинается уже другой пост в честь страданий Христовых. До этого дня от начала поста ровно 40 дней. По исключении из 48 дней всего поста (с Страстной седмицей) 12 суббот и воскресений, в которые пост не полагается, но принимается постная пища только для однообразия в питании, получается 38 дней. По тому или другому счислению пост приближается к 36 дням ­ 1/10 года. Таким образом, Богу посвящается не только «начаток года», но и «десятина» его, в соответствии с теми десятинами, которые обычно приносились у всех народов в дар Богу от всех плодов земли. Десятина эта тем особенно ценна, что в ней приносится Богу не что-нибудь внешнее и стороннее для человека, а как бы часть его самого, его жизни. Это то самопожертвование, которого Спаситель требовал от Своих последователей. Величина такого поста вполне отвечает величию христианской веры и превосходству ее пред ветхозаветной религией, которая требовала только одного дня поста в году. Сорокадневным постом христиане, как на то опять же обращали внимание древние учители Церкви, ставят себя на один нравственный уровень лишь с величайшими праведниками Ветхого Завета – Моисеем и Илиею – и подражают Христу. Но важна не столько символика и совпадения, сколько самая суть дела. Сорок, да еще с лишним дней поста – время не малое. Это, конечно, не то, что посты древних подвижников, продолжавшиеся десятилетия; но это посильное подражание их постничеству со стороны каждого христианина, являющееся вместе фактическим признанием за их (подвижников) подвигами великого, непреходящего значения. Как увидим ниже, предпасхальный пост удлинен до 40 дней именно под влиянием великих примеров постничества у свв. отшельников. 40 дней – это такой промежуток времени, в который можно сжиться с самым суровым режимом, войти совершенно в новые условия жизни, почувствовать вполне другую жизнь, жизнь постника с ее тяжестями и небесными радостями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Но почему отцы одной и той же восточной церкви и веры – авва Дорофей и Симеон Солунский так различаются в исчислении Четыредесятницы? Для уразумения этого различия надобно знать следующее: 1) святой Савва, скончавшийся в 432 году, составил в пользу своей лавры Устав служб церковных, состоящий из 59 глав, который тогда же и принят был во всех церквах иерусалимских, но спустя немного времени, от частого нашествия на иерусалимскую страну варваров, был искажен и наконец вовсе истреблен. Святой Иоанн Дамаскин , переселившийся из Дамаска в ту же лавру и скончавшийся в 760 году, с великим старанием собрал этот Устав и по приведении в порядок предал всем церквам. О сем и Симеон Солунский упоминает, как сказано было выше (§5), и как показано будет далее (§10), и в следующей 10 гл. (в §5, 8). Авва же (архимандрит) Дорофей, живший после Саввы еще до времен св. Иоанна Дамаскина , то есть в первых годах седьмого столетия, или последовал прежнему иерусалимскому Уставу, или, по истреблении оного, сам так или иначе, как выше было сказано, располагал по произволу Четыредесятницу. Но Симеон Солунский, живший в 15 столетии (как показано здесь в предисловии), и уже по утверждении нового Иоаннова Устава во всех церквах, не мог иначе считать 40 дней в Четыредесятнице, как с понедельника первой до пятка шестой седмицы по новому Уставу, определенному св. Иоанном Дамаскиным , подобно и другим писателям, как, например, Иосифу и Феодору Студиту , которые тот же пяток заключили окончательною стихирою и положили петь: душеполезную совершивше Четыредесятницу. Вот почему тот же Симеон Солунский Лазаревой субботы, Недели Ваий и всей Страстной седмицы не причислял к сорока дням Четыредесятницы и не включал их в число десятин всего года, но, руководствуясь 49 правилом собора Лаодикийского, отделил особо, как сказано было выше (в §6). 2) Так как в повторении: Господи, помилуй 40 раз, заключается также десятина всего года или лета, как сказано было в этой части (гл. 2), то подобно сему и при исчислении Четыредесятницы десятина дней всего года должна состоять не из 36 с половиною дней, но из всех сорока. Отсюда ясно, что все различия того и другого писателя, то есть аввы Дорофея и Симеона Солунского касательно исчисления Четыредесятницы, не заключают в себе существенного противоречия, а потому всякий может верить тому или другому мнению, только мы этот святой и Великий пост , установленный как во образ поста Христова, так и в десятину дней от всего года, все обязуемся делом исполнить однообразно, по уставу, от всех принятому. §9. Третье исчисление римлян

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

В среду вечером (на утрене четверга) на богослужении совершается так называемое «Мариино стояние» , во время службы перечитывают полностью Великий покаянный канон Андрея Критского, а также читается житие преподобной Марии Египесткой, как пример сугубого покаяния и исправления собственной жизни. Что касается полного чтения канона, то оно закрепилось за этим днём не случайно, а в память о землетрясении, которое произошло приблизительно между IV-V веками на Востоке. С течением времени трагедия забылась, а традиция чтения Великого покаянного канона осталась. В воскресенье четвёртой недели (седмицы) церковь чтит память преподобной Марии Египетской. Преподобная Мария тоже известна своим подвигом подвижнической жизни. Она показала пример усиленной борьбы и покаяния, которые способны возвести человека даже из полного духовного краха, бездны. Что можно есть на пятой неделе Великого поста? Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче — например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни). Шестая неделя Великого поста Особенности этой недели (седмицы): Шестая неделя (седмица) Великого поста — строго говоря — последняя неделя Великого поста. Пост, как период нашего сугубого покаяния, заканчивается в пятницу шестой недели Великого поста. В этот день в одном из церковных песнопений поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». Дальше — время воспоминания последних дней жизни Христа и тех важнейших событий, которые тогда происходили. Субботу шестой седмицы (недели) называют Лазаревой, так как в этот день православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря.

http://foma.ru/nedeli-velikogo-posta.htm...

Вот таким веянием тихого ветра и были слова, которыми ответила Дева Мария Архангелу: «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему». А весть, принесенная Ей была о том, что от Нее родится Сын Божий. С этого момента могло начаться и началось спасение человеческого рода. Праздник Благовещения один из самых любимых у всех православных народов. У нас, в России, про него сложилась даже пословица, что в этот день «птица гнезда не вьет – девица косы не плетет». В этот же день был обычай выпускать на волю птичек в знак того, что началось освобождение человеческого рода. В пятницу на шестой неделе кончается Великий Пост. В одной из молитв этого дня мы услышим: «Душеполезную совершив четыредесятницу и священную седьмицу страсти Твоея, просим видети, Человеколюбие». Суббота шестой недели называется Лазаревой Субботой. В этот день, когда мы вспоминаем воскресенье Лазаря, вся церковная служба бывает воскресной. Воскресенье после шестой недели поста называется Вербным Воскресеньем – это двунадесятый праздник в память Входа Господня в Иерусалим , когда народ с пальмами в руках встречал Его. За всенощной под этот праздник мы стоим в церкви с зажженными свечами и ветками вербы или пальм в руках. В день Вербного Воскресенья вечером, на отпусте, священник говорит: «Грядый Господь на вольную страсть», и мы вступаем в Страстную Неделю , в самое святое время года. Весь церковный год является подготовлением к Страстной Неделе и Пасхе. В первые дни Страстной Недели – Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду – строй богослужений очень напоминает службы Великого Поста и мало чем отличается от него: утреня каждого дня совершается обычно накануне вечером, утром совершается литургия преждеосвященных даров (т. е. вечерня, сливающаяся с частью литургии), а вечером служится Великое Повечерие. На утренях понедельника, вторника и среды, т. е. обычно вечером в воскресенье, понедельник и вторник поется тропарь: «Се, жених грядет (идет) в полунощи и блажен раб, его же обрящет (найдет) бдяща (бодрствующим)...», а в конце канона торжественная песнь, так называемый «экзапостиларий»: «Чертог (дворец) Твой вижду, Спасе мой, украшенный и одежды не имам (не имею), да вниду в онь (чтобы войти в него): просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Монастырь существует в настоящее время на усиленные труды всего личного состава братства. [Монастырь] возбудил ходатайство об уплате ему хотя сколько-нибудь за взятое у него недвижимое и движимое имущество Финляндским правительством. И если это не будет уважено правительством, и будет продолжаться еще реквизия монастырского достояния и коснется в виде налогов, усиленным трудом добываемых только для текущего содержания сумм, то все это повлечет к упадку и еще большей трудности жизни монастыря». Первые годы для нового настоятеля были особенно трудными во всех отношениях. И материальное положение обители, и, в первую очередь, духовное состояние братии глубоко удручали игумена. Очень уж отличалась подвижническая жизнь Валаамского и Печенгского монастырей. Воспоминания о любимой обители преподобных Сергия и Германа на Ладоге не отпускали отца Иакинфа. Истинным бальзамом на душу Печенгского игумена были весточки из родной обители, как, к примеру предпасхальное письмо настоятеля Валаамского монастыря игумена Павлина от 7 апреля 1922 года: «Честнейший о Господе, достойнейший о. игумен Иакинф, со всей о Христе братией Трифоно-Печенгской обители, радуйтесь о Господе! Совершив душеполезную и спасительную Четыредесятницу и вступая ныне в поприще святых страстей Христовых, братски приветствую Вас со всей о Христе братией обители вашей со Светлым праздником Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, сердечно и молитвенно желая встретить и провести это всерадостное христианское торжество в мире и утешении духовном. Ежегодно, когда в Святую Пасху начинается в храме Божием торжественное и взаимное пасхальное приветствие, тогда помяните, что и все мы – собратия ваши о Воскресшем Христе и как духовные чада единой по духу Валаамской обители заочно приветствуем каждого из вас всерадостным приветствием: «Христос воскресе!» В этих двух словах – вся сила веры нашей. В этом кратком приветствии заключается величайшее значение, непреодолимая сила, победный клич окончательной победы жизни над смертью. «Если Христос не воскрес, – говорит апостол, – то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша “ [ 1Кор .15:14 ]. Если бы Христос не воскрес, если бы Каиафа оказался правым, а Ирод и Пилат мудрыми, тогда мир был бы бессмыслием, царством зла, обмана и смерти. Если бы Христос не воскрес, то кто бы мог тогда воскреснуть? Но Он ВОИСТИНУ ВОСКРЕС!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Господи, глас Твой разруши адово царствие, и слово власти Твоей возстави из гроба четверодневнаго, и бысть Лазарь пакибытия проображение спасительное. Вся возможна Тебе Владыко всех Царю, даруй рабом Твоим очищение, и велию милость. [«Господи, голос Твой разрушил царство ада и слово власти Твоей воздвигло из гроба четверодневного, и сделался Лазарь спасительным предизображением пакибытия. Всё возможно Тебе, Владыке, Царю всего. Даруй рабам Твоим очищение и великую милость».] Господи, уверити хотя учеником Твоим из мертвых Твое воскресение, на гроб Лазарев пришел еси: и возгласившу Ти сего, ад пленися: и отпусти четверодневна, вопиюща Тебе: благословенный Господи слава Тебе. [«Господи, желая уверить Твоих учеников в Твоём восстании из мёртвых, пришёл Ты на гроб Лазаря; и когда возгласил Ты к нему, ад стал пленным и освободил четверодневного, взывающего к Тебе: „Благословенный Господи, слава Тебе“».] Господи, поемь ученики Твоя, в Вифанию пришел еси да возставиши Лазаря: и прослезився над ним законом естества человеча, яко Бог того четверодневна воздвигл еси, и вопияше Ти Спасе: благословенный Господи слава Тебе. [«Господи, взявши Твоих учеников, пришёл Ты в Вифанию, чтобы восставить Лазаря; и, пролив над ним слёзы по закону природы человеческой, как Бог Ты воздвиг его, четверодневного, и воззвал он к Тебе, Спаситель: „Благословенный Господи, слава Тебе“».] Слава: Представ гробу Лазареву Спасе наш, и возгласив мертваго, яко сна воскресил еси: отрясе тление нетления манием, и изыде словом, связанный укройми. Вся можеши, вся Тебе работают Человеколюбие, вся повинуются Ти, Спасе наш слава Тебе. [«Спаситель наш, пришедши к гробу Лазаря и воззвавши к мёртвому, как от сна поднял его; духом нетления он отряс с себя тление и вышел по слову, будучи связан тесьмами. Всё можешь Ты, всё служит Тебе, человеколюбивый, всё послушно Тебе».] И ныне: Душеполезную совершивше четыредесятницу, возопиим: радуйся граде Вифание, отечество Лазарево. Радуйтеся Марфа и Марие, того сестры, заутра бо Христос приходит, оживити глаголом умершаго брата: Егоже глас услышав, горький и несытый ад, страхом вострепетав, и вельми возстенав, отпустит Лазаря укройми обязана: егоже чудеси собор еврейский удивився, с ваием и ветвьми Того срящут, и явятся похваляюшии дети, емуже завидят отцы. Благословен грядый во имя Господне Царь Израилев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010