Закрыть itemscope itemtype="" > Хранитель памяти новомучеников Севера 23.11.2016 588 Время на чтение 5 минут Один в поле не воин, гласит пословица. Однако те, кто знал директора Епархиального центра изучения и сохранения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской Николая Васильевича Суханова, понимают: своей жизнью он опроверг эту вековую мудрость. Простой учитель математики, Николай Васильевич сделал столь много, что еще несколько поколений будут осмысливать то, что он открыл миру. Незадолго до своей кончины Николай Васильевич принес в пресс-службу епархии текст, в нем, помимо прочего, он рассказал, как стал старостой церкви, как стал воскрешать память о людях, пострадавших в годы советских репрессий: «В 1983 году я собирал материалы для музея холмогорской породы скота. В разговоре со старой дояркой Валентиной Ивановной Немановой Николай Васильевич вдруг услышал непонятное слово: " усевлонцы " , " усевлонцы " . Перебил Валентину Ивановну: - Проговорите по буквам, - и начинаю писать " У-С-Е-В-Л-О-Н " , и мороз по коже... - Причем здесь это? Так в мои хлопоты по собиранию музея холмогорки вплелась тема лявленских захоронений. В один день я слушал, как ОГПУ разбирается с семьями холмогорских прасолов Ивана Яковлевича Королёва или Константина Васильевича Денисова, а в другой Екатерина Ивановна Бутакова вела меня за царевское кладбища, показать, где она с мужем и золовкой " разошлась " на расстрел. По сути это была одна тема. Моя работа в школе уже не приносила былой душевной радости, бесконечные истории раскулачивания холмогорского крестьянства и экскурсии по лесам для сотрудников КГБ - все это было очень тяжело. Скажу коротко - моя душа " куда-то пошла " , и, если бы Вера Николаевна Яковлева, тогда председатель Лявленского сельсовета, почти силой не вручила мне ключи от Успенской церкви, и я не начал по два дня в неделю в ней работать, думаю, что кончил бы очень плохо. Храм спас меня от безумия. Итак, случайно взяв ключи от лявленской церкви Успения Пресвятой Богородицы, я оказался старостой православной общины».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

Здесь разумеется «Слово в неделю всех святых, при посещении города Коломны», говоренное 28 мая 1822 г. и напечатанное во всех собраниях проповедей Филарета. «Увидев впервые после [многих] лет свою милую родину, – пишет по этому поводу Н. В. Сушков в своих Записках о жизни и времени Филарета, – проповедник исполнился мирною радостью, сладостными воспоминаниями о детских днях, о близких его сердцу». 17 Самую проповедь свою, имеющую в основании текст: Иже любит отца или мать паче Мене, несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин ( Мф.10:37 ), он так начинает: «По неисповедимым судьбам Божиим, видя себя вновь посреди сего града, в котором суждено было мне в первый раз увидеть свет и от которого течением происшествий увлечен я был так, что никогда уже видеть его не чаял, – сверх чаяния, вновь находясь посреди братий и ближних, в сообществе которых получил первые приятные ощущения жизни, – желал бы я совершенно предаться сильному влечению любви к отчизне. – Любви, по которой, как изъясняется некто из иерусалимлян, дети Иерусалима благоволиша камение его, и персть его ущедрят ( Пс.101:15 ), то есть самые камни отечественного града им любезны, мил даже прах путей его. Сердце мое готово теперь воспевать сему граду песнь, которую они воспевали своему Иерусалиму: Вопросите, яже о мире Иерусалима: и обилие любящим тя! Буди же мир в силе Твоей и обилие в столпостенах твоих. Ради братий моих и ближних моих, глаголах убо мир о тебе ( Пс.121:6–8 ). Но что я слышу? – взывает проповедник, останавливая поток личных чувствований и мыслей. – Сию сладкую песнь пресекает грозный глас заповеди Христовой, которая, как будто по особенному намерению, ныне оглашает меня среди сего храма. Иже любит отца или матерь паче Меня, несть Мене достоин. Что же буду делать? Восприиму иную песнь песнопевца Израилева: Не Богу ли повинется душа моя ( Пс.61:2 )? Покорю любовь к ближним и братиям, – покорю любви к Богу и Христу; забуду люди моя, и дом отца моего, и потщуся помнить токмо людей Господних и дом Отца небесного. В сем расположении духа и прерванную Иерусалимскую песнь продолжать мне позволено: Дому ради Бога нашего взысках благая тебе ( Пс.121:9 ). Боголюбезный граде! Ради святой Церкви, которая есть дом Божий, ради православных чад ее, которые суть присные Богу, желаю я тебе благ; и поскольку желаю для Бога, то и благ желаю Божественных, мира Божия, превосходящего всяк ум, веры Божией, которая есть Божий дар любви Божией, изливающейся в сердца наши Духом Святым 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

И ПОСЛЕДОВАЛО ЗА НИМ МНОЖЕСТВО НАРОДА , – повествует святой Матфей после рассказа об исцелении Господом сухорукого, –  И ОН ИСЦЕЛИЛ ИХ ВСЕХ . Милосердный никому не отказывал в Своей Божественной помощи и проливал вокруг Себя неисчетные чудеса. Одного Он требовал от исцеленных, – чтобы не разглашали о Нем:  И ЗАПРЕТИЛ ИМ ОБЪЯВЛЯТЬ О НЕМ . Во всем Он, обетованный от века праотцам Мессия, являл Себя не таким, каким мечтали Его видеть Иудеи, не грозным завоевателем и Царем, а таким, каким Его изображали древние пророки, и особенно славнейший из них, прозванный евангелистом Ветхого Завета, – Исайя:  ДА СБУДЕТСЯ РЕЧЕННОЕ ЧЕРЕЗ ПРОРОКА ИСАЙЮ ,  КОТОРЫЙ  от лица Божия  ГОВОРИТ: СЕ ,  ОТРОК МОЙ ,  КОТОРОГО Я ИЗБРАЛ  в предвечном совете Моем для совершения спасения людей, и Который умалил Себя, восприяв образ раба, ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ МОЙ ,  КОТОРОМУ БЛАГОВОЛИТ ДУША МОЯ . В Нем и через Него Мое благоволение, Моя воля о спасении людей. Он, яко Возлюбленный, все творит по воле Возлюбившего.  ПОЛОЖУ ДУХ МОЙ НА НЕГО , изолью во всей полноте все дары Духа Моего на Его человеческое естество,  И ВОЗВЕСТИТ НАРОДАМ СУД;  через Него и все языческие народы познают дивные суды Божии, Божие промышление о людях, Божии заповеди и Божию правду в отвержении непокорных Иудеев. Он будет долготерпелив и незлобив:  НЕ ВОСПРЕКОСЛОВИТ , не будет прекословить и жаловаться,  НЕ ВОЗОПИЕТ , Он кротко будет сносить все обиды, не станет противиться подобно какому-нибудь честолюбцу;  И НИКТО НЕ УСЛЫШИТ НА УЛИЦАХ ГОЛОСА ЕГО;  не будет Он ради славы людской выступать со Своей проповедью на площадях и шумных улицах, как это делают фарисеи; Он будет проповедовать в храме, в синагогах, в пустынях, горах и прибрежьях. ТРОСТИ НАДЛОМЛЕННОЙ НЕ ПЕРЕЛОМИТ , Он мог бы сокрушить Иудеев, как надломленную трость, но не сделает этого по Своему долготерпению. Он не отвергнет, но поддержит, вразумит, подкрепит и утешит всякого, кто угнетен, надломлен жизнью, кто подвержен какой-либо страсти, но скорбит и желает от нее избавиться.  И ЛЬНА КУРЯЩЕГОСЯ НЕ УГАСИТ . Он легко мог бы погасить безсильную злобу врагов Своих, как гасят курящийся лен, но не погасит, чтобы терпеть и терпением показать Свою всемогущую любовь к нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Изъяснение псалма 5-го. Пс.5:1 .  Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида. «В конец» 3 «о наследствующем» 4 , «псалом Давиду». Так перевели сие надписание и прочие. Посему явно, что наследствующею Слово Божие называет вообще Церковь Божию, а в частности душу, живущую благочестно. Ибо, как слышим, и Господь говорит в Священном Евангелии: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» ( Мф.25:34 ). И божественный Павел говорит то же: «Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия. Аще же чада, и наследницы: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу: если с Ним страждем, да и с Ним прославимся» ( Рим.8:16–17 ); и еще: «темже уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и наследник Божий Иисус Христом» ( Гал.4:7 ). Но в Божественном Писании можно найти и иныя многия подобныя места, руководствуясь которыми в состоянии будем уразуметь смысл сего псалма. Пс.5:2 .  Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои. Пс.5:3 .  Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь. Пс.5:4 .  Господи! рано услышь голос мой, – рано предстану пред Тобою, и буду ожидать. «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое». «Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой». Церковь Божия, а также и каждая возлюбившая благочестивую жизнь душа, будучи отвсюду обуреваема многими треволнениями, преодолевает их и спасается от бури, непрестанно взывая о Божией помощи. В сем наставляет нас и пророческое слово, научая, как надлежит неотступно просить и умолять Бога и Царя всяческих. Учит же сему, говоря: «глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое, вонми гласу моления моего». Слово: «звание» должно понимать, не как взывание, и слово: «уши» не как уши, потому что божественному Писанию обычно выражаться о Боге всяческих чувственным образом и Божественныя силы называть именами человеческих членов, например: зрение – очами, слышание – ушами, а также и все прочее. Званием же называет Пророк усердие молящихся и ревностную умную молитву. А слово: «внуши» значит: слова молитвы моей да внидут во уши Твои, благоволительно выслушай мои моления, и вникни в слова прошения моего; ибо знаю, что Ты Бог и Царь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Книга семнадцатая Сколько таинств заключает в священных писаниях семнадцатое число, до которого теперь достигла книга толкований на Исаию, это я желал бы рассмотреть в немногих словах, девственница Христова Евстохия. Но так как я не могу обо всем говорить во всех местах, то напомню вкратце о том, что псалом, надписывающийся этим числом, есть [псалом] отрока Господня Давида, и что он пел слова песни, в день, в который Господь избавил его от руки всех врагов его и от руки Саула, и сказал: Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя (ст. 1), и прочее. Отрок же Господень – тот, которому Отец говорит у Исаии: велие Tu есть, еже назватися Тебе Отроком Моим ( Ис. 49:6 ). И в другом месте: „вот Отрок мой, которого Я избрал, и возлюбленный Мой, которому благоволит душа Моя» ( Ис. 42 ). Этот Отрок, в переводе означающий крепкий рукою, в день, в который Господь избавил его от руки Саула, на нашем языке называющегося испрошенный или преисподний, и от всех врагов Его, кричавших против Него: распни, распни Его ( Лук. 23:22 ), когда, как победитель, восшел к Отцу в червленных ризах от Босры ( Ис. 63 ), то между прочими словами, свойственными торжествующему, сказал: избавиши Мя от пререкания людей, поставиши Мя во главу языков, людие, их же не ведех, работаша Ми, в слух уха послушаша Мя ( Пс. 17:44–45 ). И затем о народе иудейском: сынове чуждии солгали Мне и охромоша от стезь своих (Там же ст. 46), который и Илия говорил: доколе храмлете на обе плесне ( 3Цар. 18:21 ). Наконец, этот псалом, – что трудно найти в других, содержится в истории как Самуила, так Дней. От единичного числа возвышаясь путем приращения до седьмеричного, он доходит до двадцать восьмого псалма, который также называется в надписании Давидовым, на окончание скинии, когда повелевается ангелам: Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни ( Пс. 28:1 ), и воспеваются все таинства спасительного учения и Церкви: глас Господен на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих, глас Господень в крепости (Там же ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Матфей и Харитон, схимонахи Троице-Сергиевой лавры и иеромонах Тихон (Память 9 августа). Схимонахи о.о. Харитон и Матфей подвизались в Гефсиманском скиту. Различная была их прежняя жизнь, различным был и подвиг спасения. О. Харитон пришел к монашеству от жизни довольной, обычно-мирской, исполненной многих соблазнов, а жизнь о. Матфея была проста, как и сам он был прост душой и незлобив сердцем. Посему, что давалась о. Харитону с большим трудом, то без всяких усилий принимал о. Матфей. Много скорбей потерпел о. Харитон от нападений вражиих. Непрестанны были его борения с самодовольством, тщеславием и унынием. Но духи лукавства не переставали озлоблять его, то они выкрадывали память молитвенную, в чтении закрывали слова, в стоянии расслабляли силы, то устрашали и смущали пустыми привидениями. «В этом подвиге, писал наместник Сергиевой лавры о. Антоний к м. Филарету, нужно терпение, смирение и благодушная вера в Господа спасающего. Но работа эта тяжела: не скоро выкинется нравственная пыль, а покуда, по грязи этой близко и свободно подходят демоны. Да, видно, задолго до уединения, уединению надо учиться». Так шел подвиг о. Харитона. Отец же Матфей без особенной борьбы восходил от силы в силу, от меры в меру чистоты и святости. Вот, как описывает беседу с этим подвижником о. наместник Лавры архим. Антоний в письме к м. Филарету: «в воскресенье, вечером, бывши в скиту, я взял с собой о. Илариона, и в 7 часов пошли к о. Матфею. Тихонько подошли мы к его келлии и услышали, что он поет. Постучали, сотворили молитву; по обычаю, сотворил и он и, узнав нас, принял с радостью. Мы сказали, что слышали, что он пел, и он простодушно ответил: так что-то весело на сердце стало, я и попел. И попросил повторить то, что он пел. После некоторого отказа, он согласился, сел и стал петь. И видимо, душа его восходила к поемому им. Сначала он стал прославлять Святую Троицу, Отца и Сына, и Святого Духа, и заключил прошением прощения всех грехов и освящения благодатью. Потом обращался к Божией Матери, к Предтече и все с особыми прошениями о предстательстве за всех верующих. Далее – к небесным Силам, праотцам, патриархам, пророкам, апостолам, святителям, учителям церковным, мученикам, исповедникам, преподобным и праведникам. В каждом лике поименно именовал святых многих, и заключал к каждому лику прошением о предстательстве пред Господом о грехах наших. После всего пел кондак великого канона «душе моя, душе моя» ... и потом стихиры Кресту, которые поются в скиту после правила. И нельзя было не приметить благодатной радости в душе его, проявляющейся на лице.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Молебный канон перед Дарами волхвов Предлагаем вашему вниманию перевод канона на церковнославянский язык. 10 января, 2014 Предлагаем вашему вниманию перевод канона на церковнославянский язык. На Афоне в наше время был составлен «Молебный канон пред святыми и честными дарами Спасителя нашего, златом, ладаном и смирною, пребывающими во святой обители преподобного Павла». Молебный канон перед Дарами волхвов pdf — скачать Священник глаголет: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Священник: Слава тебе Боже наш, слава Тебе. Лик: Царю Небесный: Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Господи помилуй, трижды. Слава, и ныне: Приидите, поклонимся: трижды. И чтем псалом 142: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услышимя в правде твоей: И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою: смирил есть в землю живот мой: посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои: душа моя яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой: не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тяуповах: скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой: дух Твой благий наставит мя на землю праву. Имене твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою: И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающия души моей: яко аз раб Твой есмь. Слава, и ныне. Аллилуия, трижды. Таже, Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне. Стих 1: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Стих 2: Обышедшеобыдошамя, и именем Господним противляхся им. Стих 3: Не умру, но жив буду, и повем дела Господня. Стих 4: Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших.

http://pravmir.ru/molebnyj-kanon-pered-d...

Молитва повседневного исповедания Богу человека, полагающего начало спасения (Святителя Димитрия Ростовского ) Найдя уединенное место, и будучи один – сам с собою, сядь и размышляй о твоей жизни: приведи на ум все грехи, от юности тобою соделанные, – исповеданные и неисповеданные. Воспомянув же их – все, воздохни из глубины сердца, бей себя в перси и, если будет тебе возможно, восплачь... И, встав, упади на колена, и вознеси ум твой от земли к Престолу Божию, окружаемому Херувимами и Серафимами. Там, узрев умными очами Бога, сидящего на высоком и превознесенном Престоле, видящего приход твой, провидящего все пути твои, и внимающего, что хочешь говорить, – там пади у премилосердых ног Его и начни со страхом говорить Ему так: Начало исповедания Боже Преблагий, Источниче благости, бездна милости! Создателю, Искупителю и Спасителю мой! Тебе, ведующему сокровенное – тайное, испытующему сердца и утробы, исповедую грехи мои, и приношу беззакония мои пред всевидящее Око Твое, в слух всех Твоих Ангелов и Архангелов. Господи мой и Творче! согрешил я (тем и тем). Здесь с усрамлением и стыдением лица твоего, с трепетом сердца и со слезами, перечисли все грехи свои подробно, тихо – как бы шепотом на ухо, устами твоими говори: сим и сим опечалил я Тебя – Господа моего 4 . Окончив исповедание грехов 5 , молись: Вот язвы и струпы и гноения мои, о Милостивый Врачу! Вот тяжкое мое бремя, о Благий Господи! Вот стыд мой и нагота моя, о Долготерпеливый Судие! Сими деяниями моими я опечалил, прогневал и раздражил Твою благость; сими осквернил образ Твой, оскорбил Св. Духа Твоего и Ангела-Хранителя моего отгнал от себя; сими попрал дражайшую Кровь Твою, излиянную за меня, и ни во что вменил ее; сими погубил душевную красоту, лишился благодати Твоей, и соделался вертепом разбойников, – жилищем бесов и страстей; сими растлил Церковь Твою, искупленную Кровию Твоею, – оскверняя все тело мое, – творя уды мои, удами блудничими, – осквернил душу скверными помышлениями, – хульными, гордыми, мерзкими, блудными; сими услаждаясь и сим соизволяя, я был радостию для бесов и плачем для Ангелов; и – умерла душа моя, лежит, как в гробе, в злом обычае, – засыпана прахом нечувствия, и завалена камнями ожесточения. Вот, Господи, беззакония мои, превзошедшие главу мою, умножившиеся паче влас главы моей, и паче числа песка морского! Исповедуя их, сак себя обличаю, осуждаю и обвиняю. И не только сии, которые припомнил, но и которых не помню, которых не разумею, что они – грехи, и которых не умею исповедать, – все – сии повергаю в превеликое милосердие Твое, Всемилостивый и незлобивый Боже!

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Монах Симеон Афонский. Птицы Небесные. Первые годы Монах Симеон Афонский. “Птицы Небесные или странствия души в объятиях Бо­га”     Публикуем главы из книги: Монах Симеон Афонский . “Птицы Небесные или странствия души в объятиях Бо­га” - Афон   ЧАСТЬ 1. ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К МОЛИТВЕ В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. (Ин. 1: 4) Помяни, Господи, иже в пустынех, и горах, и вертепех, и пропастех земных. Помяни, Господи, иже в девстве и благоговении, и постничестве, и в чистом жительстве пребывающих. Литургия святителя Василия Великого Святая Гора Афон, 2012 год. ВВЕДЕНИЕ Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое и прибежище мое. Литургия святителя Иоанна Златоустого Уступая неотступным просьбам братства пустыни Новая Фиваида и духовных чад, сознавая свое крайнее убожество, не без робости отважилась душа моя на описание восхождения к Богу не столько самого себя, сколько, в целом, нашего поколения и особенно - лю­бимого нами старца и духовного отца архимандрита Кирилла, а также всех, чьи судьбы пересеклись с личными не всегда прямыми жизненными путями. Поскольку невозможно изложить полностью историю жизни да­же одного человека, не удлинняя безконечно повествование, при­шлось ограничиться теми фрагментами из драматических эпизо­дов близких нам людей, которые запомнились остротой и жаждой поиска Бога или посильным приближением к Нему, так как вся жизнь человеческая при пристальном рассмотрении, возможно, ценна именно этими возвышенными переживаниями. Принимаю все укоризны и упреки за повествование этой дол­гой истории от первого лица, ибо не нахожу возможным изложить все события как-либо иначе, а также прошу простить несовершен­ство данного непосильного для меня повествования. Вследствие того, что многие лица чрезвычайно близки мне и дороги, были изменены их имена, за исключением отшедших в мир иной - веч­ная им память. При описании случившихся событий я стремился показать, что жизнь всякого человека на пути к Богу - это одухотворенный гимн о героическом возвышении человеческого духа из глубочайшего падения к Божественной любви и соединению с Господом Иисусом Христом. В глубоком благоговении, изумляясь неисповедимым судьбам Божиим, смиренно склоняюсь перед немеркнущим сия­нием премудрости Божией и ее непостижимым Промыслом.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=18&iid=239...

П.В. Добросельский Скачать epub pdf Часть 1. О происхождении человека, особенностях его создания и цели земной жизни …что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! ( Пс. 8: 5–10 ) Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это ( Пс. 138: 14 ) Введение. о сотворении мира вообще В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что нáчало быть. ( Ин. 1: 1: 3 ) Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его все воинство их… Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось. ( Пс. 32: 6: 9 ) Творит же Он, мысля, и мысль эта, дополняемая Словом и завершаемая Духом, становится делом. Св. Иоанн Дамаскин (5: 117) …Прославим наилучшего Художника, премудро и искусно сотворившего мир, и из красоты видимого уразумеем Превосходящего всех красотою; из величия сих чувственных и ограниченных тел сделаем заключение о Бесконечном, превысшем всякого величия и по множеству Своей силы превосходящем всякое разумение. Свт. Василий Великий (Беседы на Шестоднев. Беседа 1) Тем, которые умствуют, что материя безначальна, равно как и идеи, или собезначальна Творцу всего Богу, вопреки рекшему: небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут, полагают, что небо и земля, и прочие творения вечны и безначальны, и останутся неизменными, тем, говорим, сами наводят на головы свои проклятие Божие: анафема. (Из постановлений Константинопольского Собора 1081 года) А. Побуждение к творению и его цели «Так как Бог создал мир не вследствие необходимости, а совершенно свободно: то значит, создал по какому – либо побуждению, – ибо мог и не создать. А так как создал премудростью и разумом: значит, создал для какой либо цели, – потому что премудрость не может действовать без цели. Православная Церковь преподает нам об этом предмете следующее: “должно верить, что Бог…, будучи благ и преблаг, хотя Сам в Себе пресовершенен и преславен, сотворил из ничего мир на тот конец, дабы и другие существа, прославляя Его, участвовали в Его благости” (Православное исповедание, ч. 1, ответ на вопрос 8)» (цит. по 6: 370).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010