Святой праведный Иона Атаманский (1855–1924), одесский чудотворец, — один из православных подвижников XX в. Старец в миру, святой праведный Иона был настоятелем портовой Свято-Николаевской церкви. Пожалуй, за всю историю Одессы не было более известного приходского священника. Его духовная жизнь была столь высока, что великие киевские подвижники того времени говорили о нем, белом священнике, имевшем много детей и внуков: «Мы, монахи, его не стоим. Он намного выше нас». Когда южане приезжали к батюшке Иоанну Кронштадтскому, тот спрашивал: «Зачем вы трудитесь приезжать ко мне? У вас есть отец Иона». Между этими двумя праведниками были взаимные любовь и почитание. Святой праведный Иоанн прислал святому праведному Ионе в подарок белое облачение с отделкой василькового цвета, и отец Иона очень любил это одеяние. На богослужениях батюшки на паломников и прихожан веяло «чем-то небесным, святым», люди чувствовали себя «как среди древних христиан, которые собирались по ночам в катакомбах или подземных храмах на молитву». При ежевоскресном чтении канона Пресвятой Троице казалось, что он «беседует, разговаривает с Пресвятой Троицею и Божией Матерью, как бы Они здесь перед ним находятся, а не там, где-то в недосягаемой для нас выси, в надземных заоблачных мирах». «Душа моя ощущала здесь что-то особое, великое, святое, — рассказал один паломник. — Я ощущал духом, что предо мною стоит и молится праведник. Вся жизнь моя, во грехах и лености проведенная, предстала предо мною во всей наготе. Душа жаждала чего-то лучшего, святого, небесного. Так этот дивный муж молча говорил мне, назидал меня, и столь глубоко и чувствительно, что я не могу держаться от слез. …Мне казалось, что здесь небо соединилось с землею и вместе с находящимися в храме людьми славословят Господа ангелы и все святые». Пастырское служение святого праведного Ионы Атаманского выпало на тяжелый период отечественной истории: Русско-японская война 1905 г., восстание на броненосце «Потемкин», Февральская революция и октябрьский переворот 1917 г., Гражданская война 1918–1920 гг., голод, разруха, автокефальный и обновленческий расколы в Церкви, гонение на Православие со стороны безбожной власти.

http://pravoslavie.ru/92042.html

Скачать epub pdf Псалом 62 Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей. Таким надписанием начинается этот псалом. Из этого надписания видно, что псалом этот принадлежит Давиду и составлен им во время пребывания его в пустыне Иудейской, или по случаю этого пребывания. Из библейской истории известны два случая пребывания Давида в пустыне: первый, когда он, помазанный на царство, укрывался бегством от гонения царя Саула, который преследовал и всячески старался изловить и умертвить его ( 1Цар.23:14–28 ), и второй, когда он также бегством из Иерусалима принужден был спасаться от преследования восставшего против него сына его, Авессалома ( 2Цар.15:23, 28 ). Хотя некоторые из новейших исследователей и толковников небезосновательно относят происхождение этого псалма к последнему случаю, но мы, согласно с мнением св. отцов Церкви (св. Афанасия Александрийского , блж. Феодорита и др.), находим более основательным и более согласным с самым содержанием псалма признать, что этот псалом написан Давидом в то время, когда он скрывался в пустыне Иудейской от преследований Саула с. 205:6, с. 285]. Из содержания этого псалма видно, что псалмопевец находится в земле пустой и безводной, вдали от того места, в котором находилось тогда святилище скинии Божией с ковчегом Завета, и его душа томится желанием созерцать силу и славу Божию, как он прежде созерцал ее во святилище (ст. 2–3). Далее, он выражает пламенную любовь к Богу, готовность к прославлению Его, твердое упование на Него и радостную уверенность, что десница Божия поддерживает и защищает его от врагов, ищущих его погибели (ст. 4–9). Наконец он предсказывает, что гонители его, искавшие смерти его, сами погибнут, а он, в звании и положении царя, возвеселится о Боге, те же, которые были враждебными ему и распространяли о нем неправду, должны будут умолкнуть (ст. 12). Во всем вообще псалме выражается светлое и радостное настроение души Давида, Ст. 1 Составляет надписание, объясненное выше. Пс.62:2–3 Боже, Боже мой, к тебе утренюю: возжада тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся тебе, видети силу Твою и славу Твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Содержание Лк.1:20. И се будеши молча и не могий проглаголати, до негоже дне будут сия: зане неверовал еси словесем моим, яже сбудутся во время свое.    Ангел справедливо не прощает неверующему Захарии; потому что имел он в пример прежде него бывших бесплодными и рождавших, как учат божественные Писания. Лк.1:35. Темже и раждаемое от Тебе, свято, наречется Сын Божий    Ангел не просто говорит Деве: «раждаемое», чтобы не подать мысли, будто бы тело входит в нее отвне, но присовокупил: «от Тебе» — в удостоверение, что рождаемое воспримется от ее естества. Свято же наречется не потому, что будет иметь обитающим в себе Сына Божия и сделается святым по причастию, но потому что действительно свято по естеству, так как есть сам Сын Божий, и притом единый. Лк.1:36. И се Елисавет южика Твоя. Лк.1:38. Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему    Ангел наименовал Елисавету «южикою» Пресвятой Девы, или потому что происходили они от одного праотца Иакова, или потому что еще прежде законоположения Аарон, бывший из колена Левиина, взял в жену Елисавету, дочь Аминадавову, сестру Наассонову, из колена Иудина. Ибо с сего времени царственное колено Иудино, из которого была Пресвятая Дева, сопряглось родством с священническим коленом Левииным, от которого была Елисавета. Посему, всепремудрая благодать Всесвятого Духа чудесно устроила, что и сия жена Захарии, подобно жене Аароновой, именовалась Елисаветою, чтобы из самого имени ясно видели мы, что по Елисавете жене Аароновой есть южичество между Девою и матерью Предтечи Елисаветою.    Всесвятая же Дева, сказав: «Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему», выразила тем следующее: я — скрижаль, на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хочет. И Ангел, прияв от всесвятой Девы сие исповедание веры, «отъиде от нея». Лк.1:46. Величит душа моя Господа.    Как словами: «славить Бога» не выражается, будто бы отвне придается Богу слава, и выражением: «святить Господа» не означается, будто бы прилагается Ему святость; так и словами: «величать Бога» не показывается присовокупление Ему величия. Напротив того, величающий Бога приемлет в себя причастие Его величия. Посему и сказано: «величит душа моя Господа». И это не покажется странным тому, кто в точности дознал, что Бог не приемлет, но подает блага.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2554...

Толкование Евангелия на каждый день года. Суббота по Рождестве Христовом. Суббота пред Богоявлением Мф, 46 зач., 12, 15—21 И последовало за Иисусом множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы. «И последовало за Иисусом множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем». Время для главного сражения Господа еще не пришло. И Ему надо соблюдать святую осторожность. Он должен много потрудиться прежде принятия Своей Крестной смерти. Он знал, сколько лжемессий появилось в мире. Он знал, как легко может воспламениться народ. Если весть о том, что явился некто с чудодейственными силами, распространится повсюду, не избежать политического мятежа, и будет бессмысленно погублено много человеческих жизней. Ему надлежит научить людей, что Мессия должен придти не с сокрушительной мощью, а с жертвенным служением, не со скипетром власти, а с Крестом. Ныне — исполнение Писаний, пророчества Исаии, свидетельствующего, как смиренен и кроток наш Господь, и какой победы будет исполнено Его служение. И мы слышим глас Отца Небесного: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя». Ради нашего спасения Господь принял зрак раба. «Среди вас Я Слуга», — говорит Он Своим ученикам, и Он пришел послужить многим. Он — Избранник Отчий. Никто, кроме Него, не мог бы совершить дело Искупителя и принять венец Божественной славы. Иисус Христос — Возлюбленный Сын Божий, в Котором — Отчее благоволение. И оно во всех, кто в Иисусе Христе. Все упование отпавшего от Бога человека может быть только в Отчем благоволении, во Христе. Все великие Божии обетования связаны с Его служением: «Положу дух Мой на Него», Дух премудрости и разума (Ис. 11, 2—3). Он принял Духа не мерою (Ин. 3, 34). И все, кому дается Христово служение, получают через Христа дар Духа Святого. Все, кому Бог сообщает Свою любовь, сподобляются Его подобия.

http://pravoslavie.ru/3911.html

Тот жизненный путь, которым свойственно идти человеку, принявшему мудрость в руководство для своей жизни, называется в учительных книгах Ветхого Завета «страхом Божиим», т.е. благочестием. Человек всегда имеет пред глазами закон Божий и старается исполнять Его заповеди; находясь в полном, сознательном и добровольном послушании воле Божией, благочестивый человек наслаждается доступным на земле счастием, так как совесть его спокойна. В семье у него мир и согласие, окружающие его уважают, а Господь посылает ему в награду житейское благополучие. Так рисуется благочестивая жизнь, или «жизнь в страхе Божием», в книге Иисуса сына Сирахова. Сравнивая между собою различные житейские состояния, различные виды земного счастья, бен-Сира выше всех их признает именно страх Господень, тесно связанный с премудростью, или точнее, являющийся необходимым ее спутником. Так как в числе видов житейского счастья указывается и семейное счастье, возможное только при доброй, разумной жене (25, 11), то мысль автора естественно останавливается на часто наблюдаемых случаях семейного раздора, и он яркими чертами описывает несчастье мужа, имеющего злую жену (25, 15–29). Разумеется, виновником раздора в семье часто бывает и муж, а жена является страдающей или умиротворяющею стороною; но бен-Сира на заслуживает упрека в односторонности или пристрастности, так как в других местах книги, он дает должное мудрой и доброй жене (напр. 26, 1–4, 16–23, 36, 24–26).   Достоинства различных житейских состояний ( Сир. 25, 1–14 ).   Глава 25, 1. Трех вещей жаждет душа моя, и он прекрасны пред Богом и людьми: 2. любовь между братьями, и дружба между ближними, и муж с женою, согласные между собою. 3. Три вида людей ненавидит душа моя, и презренна для меня жизнь их: 4. надменного бедняка, и лживого богача, и старика – прелюбодея, выжившего из ума. 5. Если ты в юности не собрал ума, – как найдешь его в старости? 6. Как прекрасна у седовласых рассудительность и у старцев разумность! 7. Как прекрасна у правителей мудрость

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Феодот, иеромонах Соузник святителя Афанасия. 1. 16 февраля 1955 г. 16–II 55 Возлюбленные мои о Господе Дедушки дорогие! Бог милости и щедрот да пребудет c Вами, мои дорогие, а меня, недостойного Феодота, благословите! Нет, я не могу найти слов благодарности за неожиданный дорогой подарок Ваш, полученный мною 12/II с. г., который напитал грешное тело мое и вознес горе душу мою. Преклоняясь пред достоинством Вашим, Вл[адыко], в благодарность мою могу лишь вздохнуть ко Господу моему, моим духом и сердцем сокрушенным за спасение Ваше, пожелать всех душевных и телесных благ, целовать Вашу руку святительскую и в немом изумлении взывать: помяни, помяни, Г[осподи]... А больше сего ничто не могу. Разно помышляя в себе о причинах побуждения сердца Вашего к милости великой, оказанной мне, или, вернее сказать, быть может, чрез меня о. Никите то доношу, что о. Никита 843 убыл на 1-й л/п 844 , в сан[итарную] часть на определение состояния его здоровья по линии актировки, на которую он представлен. (Я нет.) Отходя на 1-й, от[ец] Ник[ита] оставил часть некую из сокровищ своих – продуктов, а также пенязей несколько, дабы братией нашей помянуть имя его в день Ангела его 13/II. Что мы исполнив, додав нечто из Вашего блага, – а остальное брашно было к Празднику Сретения Господня. Насытивши тело бренное хлебом насущным, назидше и душу свою поминанием Вашим, возблагодарили Бога и благодетелей наших и в своих молитвах грешных и всех молебно помянули. Я очень рад, слезно тронут, и так приятно душе моей, что я имею такую твердую опеку духовную и «Око орлинно» над собой, теплое предстательство к Богу таких отец великих, каких в пустыни моей хладной давно чаяла имети душа моя. Нет меры радости моей!.. И душа моя парит горе, свободно дыша и летая, и как птенца младого от бурь и грез хранит мол[ит]ва пресвятая моих великих святых отец!.. Я благословляю ту минуту, в которую пришел ко мне дух Ваш и посетил немощь мою, и я почувствовал, что я не сам – как тать крыющийся, или как пес нырящий, или дух. носящийся над безднами природы, – а утвердившийся, как на камени веры мол[ит]вы Вашей о мне, окаяннем, – как пристани упокоения моих бедных чувств, – и я почил душей моей.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Глава XLII Вот грядет Благовестник; вот грядет Тот, который восстановит правду на земле. „Воспоется Господу новая песнь, хвала Ему от всех концов земли“ (ст. 10). 1 . Вот, Отрок Мой, которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд; 2 . не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; 3 . трости надломанной не переломит, и льна курящагося не угасит; будет производить суд по истине; 4 . не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова 1382 . Стихи эти признаются всеми 1383 несомненно относящимися к Мессии. Для нас Христиан достаточно вспомнить свидетельство Евангелиста Матфея Мф. 12:17–21 , со ссылками на эти стихи Исаии. Но и среди Иудеев сложилось твердое убеждение, что эти стихи суть Мессианское пророчество. Кей в Speaker’s Commentary, in loco указывает, что в Таргумах 1384 к слову „Отрок“ прибавлено слово „Мессия“; а Исаак Абарбанель 1385 говорит, что тот, кто не видит в этом пророчестве указания на Мессию, поражен слепотою. Господь Бог глаголет: „Я держу Его за руку; Он избранный Мой, к которому благоволит душа Моя“. Выражение „держу Его за руку“, означает единство воля и действия. В Ев. от Иоанна Ин. 8Господь Иисус Христос сказал: „Отец не оставит Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно“; и Ин. 10 „Я и Отец – одно“. (Ср. Ин. 14:10–11 и мн. др.). „Отрок“, о котором говорит ст. 1-й, есть „избранник Господень“, не временный избранник, как Моисей ( Пс. 105:23 ), но избранный навечно Первосвященник Христос, по выражению Апостола 1386 слова пророчества: „к Нему благоволит душа Моя“, исполнились в Божественных глаголах Бога Отца в Священный день Богоявления: „Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволил“. ( Мф. 3:17 ; Лк. 3:22 ; Мк. 1:11 ); и в нисхождении Духа Святого на крестящагося Господа, исполнившего всякую правду 1387 , – во исполнении слов пророчества стиха 1-го Исаии: „положу Дух Мой на него“ 1388 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Служить и Небу, и человечеству». К годовщине смерти Гоголя “И да будет благословенна воля Пославшего мне скорби — без них не воспиталась бы душа моя” 4 марта, 2019 “И да будет благословенна воля Пославшего мне скорби — без них не воспиталась бы душа моя” 4 марта исполнилось 167 лет со дня смерти великого писателя. Что сделало его особенным не только для всей русской литературы, но для русского православия? Каким он был на самом деле? И какую борьбу вел, чтобы оставаться честным перед собой и своим читателем? Предлагаем вашему вниманию рассказ «Храни Бог всякого от битвы с друзьями» из книги Наталии Голдовской «О верных друзьях и вере. Живые портреты классиков» , вышедшей в издательстве «Никея».   Как-то на улице меня остановил пожилой мужчина. Я думала, ему нужна помощь. А он, может, пошутить хотел. Сказал: — Вы похожи на нашего русского писателя Гоголя. Он ваш родственник? — Да, — ответила ему. И я действительно ощущаю себя его родственницей. Прежде всего — мы в одной Церкви, а здесь все братья и сёстры, соединены Кровью Христовой. К тому же он задавал себе в жизни такие же вопросы, которые мне тоже близки. Ошибался, путался, но всегда искал Истину. С большой буквы. «Много, много в это трудное время совершилось в душе моей, — писал Гоголь осенью 1845 года, — и да будет вовеки благословенна воля Пославшего мне скорби и всё то, что мы обыкновенно приемлем за горькие неприятности и несчастья. Без них не воспиталась бы душа моя, как следует, для труда моего; мертво и холодно было бы всё то, что должно быть живо, как сама жизнь, прекрасно и верно, как сама правда». Взлёт Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 года по старому стилю в местечке Великие Сорочинцы Полтавского уезда. До него в семье уже появилось двое детей, — и оба умерли. Мать писателя дала обет перед образом Николая Чудотворца: если родится мальчик, назовёт его именем этого святого. Видно, по молитвам святителя, ребёнок был особенно восприимчив к вере. Когда поступал в Нежинскую гимназию, только один предмет сдал хорошо — Закон Божий.

http://pravmir.ru/sluzhit-i-nebu-i-chelo...

12 мая в московский храм Святых Девяти мучеников Кизических, в день его престольного праздника, сотни людей приезжают с цветами – поблагодарить святых за их предстательство перед Господом в поисках работы. Сюда приезжают и люди, еще не получившие помощь, но наслышанные о ней. В 2013-м году, прежде чем впервые приехать к чудотворной иконе с частицами мощей святых мучеников, я предварительно прочитала об их чудесной помощи и была впечатлена. О ней свидетельствует множество даров на иконе. Но не все знают, что уже не один век христиане обращаются к предстательству Девяти мучеников перед Богом при любом губительном поветрии. О святых мучениках, любимом приходе и чудесах в своей жизни рассказывает прихожанка храма Валентина Фролова. Здесь крестили ее и ее детей, здесь она положила много трудов, здесь венчали их с мужем, а на Пасху 2020 года отпевали ее любимого Сергея. Девять мучеников Кизических – Валентина, в жизни каждого верующего человека происходят чудеса. Если можно, поделитесь случаями чудесной помощи Божией вашей семье. – Много было чудес в моей жизни. Меня Господь два раза спасал. Я росла без родителей. Моя крестная взяла меня под свою опеку и привела в этот храм в 1999-м году. Но крестилась я лишь в 26 лет. Долго готовилась к этому. Очень серьезно болела и искала помощи свыше. Девять Кизических мучеников дали мне понять, что я много себе в жизни лишнего позволяла, когда была далека от Бога. У каждого из нас свои чудеса. Через них Господь помогает идти по правильному пути. И мне Господь дает вразумление для того, чтобы я могла пройти свой трудный путь. Разве не чудо, что год назад Бог дал мне силы пережить смерть любимого мужа, которая совпала со Светлым Христовым Воскресением? Те дни были трудными для всех, т.к. многие потеряли своих родственников. Душа моя рыдала, но я не плакала. Скорбела и о муже, и о других замечательных людях. Мы всем приходом молились об их выздоровлении, уповая на волю Божию. Муж 10 дней лежал в больнице под аппаратом ИВЛ с поврежденными легкими, с болезнью ног и с другими болячками.

http://pravoslavie.ru/139193.html

1830 г. 1830-й год был роковым годом в моей жизни. 14 марта, в пятницу на четвертой неделе Великого Поста, скончалась моя мать Стефанида Ивановна, вследствие продолжительной, восьмимесячной болезни. А ее болезнь была последствием ее чрезмерной материнской любви ко мне. Матушка, почти каждую неделю, как было уже замечено, посещала меня в Шуе. 7 июля 1839 года она, по обычаю, пришла ко мне и, переночевав на моей квартире, на другой день, – это был вторник – базарный день в городе, – должна была отправиться домой. Спутницей ей на этот раз была тетка – Татьяна Васильевна – вдова, о которой мной было уже упомянуто. День был очень жаркий. Обе они верхнее свое платье и даже обувь отдали знакомому крестьянину свезти домой, а сами пошли пешком босые. Вдруг среди пути застигает их грозная туча с градом, на несколько верст покрывшим землю; и они, бедные, промокшие до костей, должны были, босые, идти по земле, покрытой градом. Старушка – Татьяна Васильевна была крепкого здоровья и без особых последствий перенесла это опасное путешествие; но моя мать, не отличавшаяся крепким телосложением, не вынесла такого путешествия, слегла в постель и более уже не вставала с одра болезни. Дня за два до ее смерти меня вызвали из Шуи, и я был свидетелем ее мирной, тихой кончины. 14 марта, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы с зятем ходили к утрени в церковь помолиться о болящей, но наша усердная молитва не отвратила рокового часа ее смерти. После утрени к постели умирающей собрались ближайшие родные, в том числе и ее брат, а мой отец крестный, диакон Петр Иванович. Матушка спросила старинную икону святителя Николая Можайского, и благословивши меня ею, обратилась к Петру Ивановичу, со следующими, до сих пор звучащими в моих ушах словами: «Батюшка братец, не оставь моего Иванушку»... И это были ее последние слова на земле. Тут же она закрыла глаза, и ее душа мирно оставила ее изнуренное столь продолжительной болезнью тело. Затем, естественно, последовал горький плач трех, совершенно осиротевших существ, оставшихся без всяких почти средств к жизни. На другой день кончины матушки, 15 числа мне исполнилось лишь 11 лет от рождения, – и с 12-тилетнего возраста я начал вести совершенно странническую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010