Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.8 из  5) Оглавление Киевская повесть Прекрасный друг минувших светлых дней , Надёжный друг дней мрачных и тяжёлых, Вина всех дум, и грустных и весёлых, Моя жена и мать моих детей! Вот песнь моя, которой звук унылый, Бывало, в час бессонницы ночной, Какою-то невидимою силой Меня пленял и дух тревожил мой! О, сколько раз я плакал над струнами, Когда я пел страданье Чернеца, И скорбь души, обманутой мечтами, И пыл страстей, волнующих сердца! Моя душа сжилась с его душою: Я с ним бродил во тме чужих лесов; С его родных днепровских берегов Мне веяло знакомою тоскою. Быть может, мне так сладко не мечтать; Быть может, мне так стройно не певать! - Как мой Чернец, все страсти молодые В груди моей давно я схоронил; И я, как он, все радости земные Небесною надеждой заменил. Не зреть мне дня с зарями золотыми, Ни роз весны, ни сердцу милых лиц! И в цвете лет уж я между живыми Тень хладная бесчувственных гробниц. Но я стремлю, встревожен тяжкой мглою, Мятежный рой сердечных дум моих На двух детей, взлелеянных тобою, И на тебя, почти милей мне их. Я в вас живу, — и сладко мне мечтанье! Всегда со мной моё очарованье. Так в тёмну ночь цветок, краса полей, Свой запах льёт, незримый для очей. 17 сентября 1824 г. Санкт-Петербург 1 За Киевом, где Днепр широкой В крутых брегах кипит, шумит, У рощи на горе высокой Обитель иноков стоит; Вокруг неё стена с зубцами, Четыре башни по углам И посредине Божий храм С позолочёнными главами; Ряд келий, тёмный переход, Часовня у святых ворот С чудотворящею иконой, И подле ключ воды студёной Журчит целительной струёй Под тенью липы вековой. 2 Вечерний мрак в туманном поле; Заря уж гаснет в небесах; Не слышно песен на лугах; В долинах стад не видно боле; Ни рог в лесу не затрубит, Никто не пройдет, — лишь порою Чуть колокольчик прозвенит Вдали дорогой столбовою; И на Днепре у рыбаков Уж нет на лодках огоньков; Взошёл и месяц полуночный, И звёзды яркие горят; Поляны, рощи, воды спят; Пробил на башне час урочный;

http://azbyka.ru/fiction/chernec-kozlov-...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог аудиокниг, песен, молитв Самое популярное Сейчас в разделе 1976  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1130 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию ( 35  голосов:  4.4 из  5) Хор Московского Сретенского монастыря. Регент — игумен Амвросий (Ермаков). Запись произведена в Соборном храме Сретенского монастыря в марте 2004 года. –:– 03:57 Стоп через «Объятия Отча» Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно иждих мое житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою. Перевод: Объятия отцовские раскрыть мне поспеши: блудно растратил я мою жизнь, безучастно смотря на неисчерпаемое богатство милостей Твоих, Спаситель! Не презри теперь моего обнищавшего сердца. Ибо Тебе, Господи, в умилении кричу: согрешил я, Отец, против неба и пред Тобою. «Се, Жених грядет в полунощи…» Се, Жених грядет в полунощи,/и блажен раб, егоже обрящет бдяща,/недостоин же паки, егоже обрящет унывающа./Блюди убо, душе моя,/не сном отяготися,/да не смерти предана будеши/и Царствия вне затворишися,/но воспряни зовущи:/Свят, Свят, Свят еси, Боже,//Богородицею помилуй нас. Перевод: Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас! «На реках Вавилонских» (Псалом 136) На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. Аллилуиа. На вербиих посреде его обесихом органы наша. Аллилуиа. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении. Аллилуиа. Воспойте нам от песней Сионских. Аллилуиа. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аллилуиа. Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Аллилуиа. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. Аллилуиа. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль, глаголющия: истощайте, истощайте до оснований его. Аллилуиа. Дщи Вавилоня окаянная. Блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Аллилуиа. Блажен иже имет, и разбиет младенцы твоя о камень. Аллилуиа.

http://azbyka.ru/audio/velikij-post-i-st...

Скачать epub pdf Речь при наречении во епископа, в зале заседаний Святейшого Синода, 1 мая 1887 года. Ваше святейшество, богомудрые архипастыри и отцы! Предстоя теперь пред вашим священным собором, предызбранный и предназначенный к рукоположению во епископа, я побуждаюсь и самым существом дела, и принятым обычаем, и собственною внутреннею потребностию дать отчет вашему святейшеству о тех мыслях и чувствах, которыми переполнена душа моя в виду ожидающого меня высокого, многотрудного и ответственного служения в Церкви Христовой, служения епископского. Отчасти и по самому порядку времени, в которое я призываюсь к этому служению, отчасти же и по особенным внутреннейшим основаниям моя мысль настойчиво привлекается в настоящия минуты одним из знаменательнейших событий евангельской истории, совершившихся в это же время, т. е. между воскресением Христа из мертвых и вознесением Его на небо. Я разумею явление воскресшого Господа семи ученикам Своим при море Тивериадском (Ин. гл. 21). То, что здесь совершилось, нельзя ли признать в известном отношении наречением апостола Петра вместе с прочими апостолами во епископа? Все подробности этого явления, по мысли отцов Церкви, полны глубокой таинственности. Самая обстановка, при которой оно совершилось, как и все в жизни и делах Господа, проникнута особенным присутствием божественного величия. Было утро. Красота природы, пробуждающейся после ночного отдыха, зеркальная поверхность моря, освещенного светлыми лучами восходящого солнца, горящие по берегу моря костры с пекущеюся на них рыбою, неожиданное явление Господа, сначала не узнанного, чудесная ловля рыбы, чудесная же трапеза, – все это наполнило сердца присутствовавших здесь апостолов особенным священным трепетом, так что они не дерзали ничего говорить ( Ин. 21:12 ). Все молчали. Раздавался один только божественный, властный голос Господа. Он повелевает закинуть сеть по правую сторону лодки, приказывает принести пойманной рыбы, приглашает апостолов к трапезе, и здесь-то, наконец, обращается к апостолу Петру с знаменательным троекратным вопросом и ответом: Симоне Ионин, любиши ли Мя? Паси овцы Моя.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Скачать epub pdf Сентябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Наума [Наум. 3:5–3:19]/Пер. И. П. Казанской); под ред. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1894. Т. 3, 9. С. 227–239 (1-я пагин.). (Окончание.) —227— опустошён и пал подобно тому, как и жалкая Ниневия. Бог всяческих, как я сказал, восстал против синагоги иудейской и за беззаконие против Христа подверг её праведному наказанию, явив её нагой и гнусной и совершенно лишённой вышнего облачения, и об этом предвозвестил устами Осии, говоря: обращусь и возму пшеницу мою во время ея, и вино мое во время его, и отъиму ризы моя, и плащаницы моя, да не покрывает студа своего: и ныне открыло начистоту ея пред похотниками ея, и никто же отъимет ея от руки моея ( Ос.2:9–10 ). Церковь же из язычников будет славословить, говоря: да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения и одежду веселия ( Ис.61:10 ); эта же напротив, как я сказал, оказывается обнажённой, гнусной и безобразной и лишённой украшения божественных дарований; и обратилась она в притчу и стала весьма отвратительной и страдающей всяким видом мирской нечистоты. Ст. 7. И будет всяк видяй тя снидет с тебе, и речет: окаянная Ниневиа, кто постенет по ней? откуду взыщу утешение ей? Если бы, говорит, кто-нибудь из прежде знавших твоё могущество увидел бы твоё падение и разорение; то пролил бы много слёз и со страхом удалился бы, говоря следующее: кто постенет по ней? Но так как нет никого, или не осталось даже и одного человека, кто бы мог только посмотреть на это; то он и говорит так. К этому премудро присовокупил: откуду взыщу утешение ей? Смысл этих слов следующий. Когда постигают город или страну война и битва; то жители частью подвергаются бедствиям, а частью —228— спасаются и убегают от победителей, что и бывает утешением для жителей; или не весь сжигается город и остаётся часть его не опустошённой, или некоторые пали, а другая значительная часть (жителей) осталась невредимой. А Ниневии кто может подать утешение? Или каким способом можно ободрить её? Она вся разрушена, вся опустошена и все в ней погибли. Слова: кто постенет по ней? можно понимать и иначе, как будто кто-нибудь говорит: найдётся ли столь искусный в составлении плачевных и похоронных песней, чтоб мог сказать что-либо вполне достойное этих событий, и пролить слёзы вполне соответствующие бедствиям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что такое κανν τς ψαλμωδας, так нередко упоминаемый в жизнеописании прп. Саввы Освященного? Источник Что такое κανν τς ψαλμωδα, так нередко упоминаемый в жизнеописании препод. Саввы Освященного? – Движение вопроса о помощи и призрении бедных и участие в этом деле нашего духо­венства. – Забота пастыря Церкви о людях, подверженных опасности совращения. – Объяснение названий месяцев. – Церковные известия и заметки. В настоящее время мы можем дать более или менее точные сведения на этот вопрос, так как в наших руках имеется описание одной очень древней рукописи VIII-IX в., виденной нами на Синае в библиотеке. Рукопись эта для нас имеет особенное значение своим надписанием, устанавливающим связь порядков в ней излагаемых с обителью препод. Саввы ρολ γιον κατ τν καν να τς λαρας το αγ ου πατρς μν Ζββα – вот полное заглавие ее. Рукопись эта характеризует главным образом порядки анахоретской жизни отшельников или келлитов монастыря св. Саввы, но не лишена значения и для истории церковно-богослужебного чина, практиковавшегося в самом монастыре, так как суточный порядок его бесспорно был во многом сходен. В Часослове отсутствуют службы: полунощница, утреня и повечерие, которое заменено последованием в «первый час ночи». В качестве предваряющего молитвословия в Часослове положена первая кафизма с разделением на три славы, а далее идут службы для для часов первого, третьего, шестого и девятого и для вечерни. Каждая из этих служб по составу значительно разнится от тех же служб нашего времени. После девятого часа совершалось причащение преждеосвященными дарами ( ες τν μετληψιν) которые келлиоты брали с собою, уходя в безмолвие. Эта служба сходна с современным «последованием изобразительным». Начинается «Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии твоем», все блаженства, слава; «Помяни нас, святый, егда приидеши во царствии твоем»; «Лик небесный поет тя», слава;: «Верую», «Отче наш», «Господи помилуй» 3-жды, «Един свят», «Вкусите и видите, яко Христос Господь Аллилуия. Благословлю. Господа на всякое время ради всего, хвала его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат, кротции и возвеселятся», слава, молитва по причащении: «Приял тело твое святое вместе и кровь твою честную во оставление всех грехов, яже согрешили тебе, едине, Человеколюбче. Исполни уста моя хваления, Господи, сам бо еси хвала моя, и спаси мя» : «Буди имя Господне». Молитва причащения: «Благодарим тя, Господи Боже мой, яко сподобил нас причаститися».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

37. Слово В день Благовещения Пресвятыя Богородицы (Говорено в Благовещенской Церкви Чудова Монастыря 25 марта; напечатано отдельно и в собраниях 1835, 1844 и 1848 гг.) 1824 И рече Мариамь: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение рабы Своея: се бо отныне ублажат Мя вси роди. Лyk. I, 46–48 . Наконец безмолвная Мариамь говорит; и слово Ея, исполненное духом, как река, течет и играет, как фимиам, восходит и благоухает, как молния, сияет и озаряет. Прочитанное теперь начало торжественнаго слова, произнесеннаго Ею, когда Елисавета в первый раз приветствовала Ее наименованием «Матери Господа» ( Лк. 1:43 ), как много уже в себе заключает! Она славит Бога, и возносит к Нему не глас, но самую душу Свою: «величит душа Моя Господа». Радуется, и радость Свою превращает в молитву и жертву духовную: «возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем». Смиряется, и проповедует снисхождение Всевышняго: «призре на смирение рабы Своея». Пророчествует, и пророческий взор Ея проницает сквозь все времена до самаго конца их: «отныне ублажат Мя вси роди». Так и надлежало соделаться плодовитой словом Той, в Которую отныне вселилось Слово; прежде нежели Оно изыдет из Нея, как плод чрева, Оно является в Ней, как плод устен, исповедающихся Господеви: «рече Мариамь». Дивно слово Мариами: но величественно и Ея молчание. Предоставим благоговейным и внимательным, самим углубляться в разум слова Ея, которое так часто слышится в Церкви: обратим внимание на то, что не столь открыто вниманию. Вслушаемся в молчание Мариино, и поучимся от Нея бережливо употреблять сокровище слова. О безмолвии, в котором Пресвятая Дева возрасла и воспитана, говорить не буду: потому что сие закрыто молчанием Святых Евангелистов. Кто слышал, что говорит о сем предание: тот имеет образ совершеннейшаго благочестиваго воспитания, и может судить, соответствует ли сему образу, и обещает ли благословенные плоды, разсеянность, столь охотно позволяемая детям в наше время. День «Благовещения», то есть, радостнаго возвещения о предстоящем воплощении Сына Божия, начинает открывать сокровенную в Боге жизнь Богоматери. Слово Ангела обнаруживает в Ней добродетель молчания. Внезапно входит он в Ея уединение, и говорит Ей: «радуйся, благодатная: Господь с Тобою; благословенна Ты в женах» ( Лк. 1:28 ). Сколько вопросов представлялось при сем удивленной Мариами! Кто сей неизвестный? Какое имеет он право, нарушать уединение Девы? Что значит неслыханное приветствие, которое безвестную Деву поставляет превыше всех жен в мире? Но ничто не выводит Ея из обычнаго Ей безмолвия. Она чувствует движение духа: но уста Ея не движутся. Не спешит Она ответствовать на приветствие; молчит, и размышляет. «Смутися о словеси его, и помышляше» ( Лк. 1:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

     В детстве Кирси Мариту Ритониеми, финскую девочку, крещенную в лютеранской вере, возили к бабушке и дедушке в деревню, находившуюся недалеко от границы. Дедушка показывал внучке сосну вдалеке и говорил: «Видишь ее? Это уже Советский Союз!» Повзрослев, Кирси пожила какое-то время в США, затем немного в Англии, но Промысл Божий привел ее в страну, которая в тот момент по молитвам множества небесных ходатаев – новомучеников российских – постепенно освобождалась от оков воинствующего атеизма. У россиян укреплялась живая связь с Богом. Стали открываться храмы и монастыри. А ей, иностранной студентке филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, так же ищущей и жаждущей Истины, помогли прийти к православной вере и обрести Христа в сердце два духовных светильника нашего времени – старец Наум (Байбородин) и блаженная Любушка Сусанинская. «По благословению отца Наума я несколько раз ездила к старице в Сусанино Ленинградской области, – скажет моя собеседница и добавит: – Потом, когда она перед смертью переехала в нашу епархию, мы часто у нее бывали. Сейчас тоже ездим к ней на могилку в Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке. Постоишь, помолишься, попросишь молитв и дальше живешь…» Сегодня игумения Иулиания (Ритониеми) возглавляет Свято-Екатерининский женский монастырь в Твери – обитель, которая уже более двух десятилетий несет серьезную социальную нагрузку и занимается просветительской работой. Как Всемилостивый Господь указывает человеку путь ко спасению и ставит его на то место, где он может служить Богу и людям, – об этом мы беседовали с матушкой Иулианией Матушка, в нашем разговоре нельзя обойти вниманием тот факт, что в стране еще не закончилась эпоха госатеизма, а Вы – студентка-иностранка – принимаете православную веру. Объяснение этому следует искать во встречах с архимандритом Наумом (Байбородиным) из Троице-Сергиевой лавры? В Москве через общих друзей я познакомилась с профессором Духовной Академии Алексеем Ивановичем Сидоровым и его супругой Светланой Викторовной, которая вскоре повезла меня к отцу Науму. К тому времени душа моя настрадалась в поисках Истины. Так хотелось понять, для чего мы живем! Я стала ездить к батюшке и при этом все время плакала. Однажды он даже спросил у Светланы Викторовны: «Что она все время плачет?» А плакала я, потому что увидела: есть человек на земле – между тобой и Богом, и он говорит тебе, как надо жить. Но вдруг я чего-то не пойму (русский язык тогда еще плохо знала) и не так сделаю? Отсюда и слезы, переживания…

http://pravoslavie.ru/114764.html

     Не потомок – и всё тут. Потому и звучит так скандально. Много читал я на эту тему, но веры в теорию эволюции как не было, так и нет. Еще скажу, что на странице в «ВКонтакте» одной православной девушки написана прекрасная мысль: «Мне не стыдно, что я – дочь Небесного Отца. Пусть стыдятся те, чьи предки – обезьяны». И вот мне тоже не стыдно, что я – сын Небесного Отца (пусть и грешный, но сын, есть ведь и в Евангелии блудный сын – сын, не отвергнутый отцом его), ну не принимает душа моя эволюционной теории. Мне стыдно, когда мне пишут собратья-священники, которые убежденно говорят: «Эволюция – доказанный факт, это знают все школьники, это же очевидно! Как можно так безграмотно отвергать очевидность?» Иной раз они же шлют статьи и материалы на эту тему. Но всё как об стенку горох: как не принимала, так и не принимает душа моя этой теории. Почему-то убедительней звучат слова преподобного Паисия Святогорца и святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Один – неученый в мирском отношении, но стяжавший Духа Святого и потому обретший дар прозрения, другой – величайший ученый, досконально знавший организм человека. И вот оба как один говорят про лживость теории эволюции. И если бы только они. Это общая святоотеческая интуиция, будь то святитель Феофан Затворник или преподобный Серафим Саровский (коим напрасно приписывали эволюционные взгляды, видимо, так и не прочитав страницы полностью, а взяв лишь отдельные слова), будь то новомученики и исповедники Церкви Русской: священномученик Владимир (Богоявленский), священномученик Николай (Покровский), преподобномученик Варлаам (Никольский), святитель Макарий (Невский) и многие другие. В Греческой Церкви – святитель Нектарий Эгинский, а в Сербской Церкви – святитель Николай (Велимирович). Что ни святой, то – неприятие эволюции. Тот же святитель Феофан открыто писал об идеологах эволюции: «Нагородили они себе множество мечтательных предположений, возвели их в неопровержимые истины и величаются тем, полагая, что уж против них и сказать нечего. На деле же они так пусты, что и говорить против них не стоит. Все их мудрования – карточный дом: дунь – и разлетится. По частям их и опровергать нет нужды, а достаточно отнестись к ним так, как относятся к снам… Точно такова теория образования мира из туманных пятен, с подставками своими – теорией произвольного зарождения, дарвиновского происхождения родов и видов и с его же последним мечтанием о происхождении человека. Всё как бред сонного. Читая их, ходишь среди теней. А ученые? Да что с ними поделаешь?! Их девиз: не любо – не слушай, а лгать не мешай» .

http://pravoslavie.ru/114983.html

архимандрит Еммануил (Каливас) Глава I. Папство – это ересь 1. Богословские заблуждения-ереси папства 1) Рационалистическое схоластическое богословие Папство – это попытка главенствования человеческого разума над божественным и подчинение воплощенного Логоса, Богочеловека разуму папы. Папа ставит себя выше Святого Писания и святого Предания, выше Церкви Христовой, выше даже самого Христа, потому что считает, что заменяет Его на земле. Папское богословие и в общем вся система католицизма строится на рационализме схоластического богословия и пытается «доказать все свои основные положения откровением во Христе и строгим его следованием верному слову « 25 . Для определения схоластического богословия папы подходят слова Василия Великого : » Люди не богословствуют, а упражняются в искусном словоплетении » 26 . Верно подмечает Иосиф Вриенний : «...если мы позволим измышления в делах веры, то вера наша растворится...уверуем мы тогда не в Бога, но людей...Я верую и не отбрасываю непостижимое; я верую, а не измеряю неизмеримое; и если уверую, душу свою верой освящу, если же допущу что-то лишнее, сам себе затуманю рассудок. Но если уверую правильно, душа моя вознесется до небес , если же допущу что-нибудь лишнее, душа моя низвергнется в бездну...Уверься в том, что учение и догматы наши просты: их вручил Христос наш, распространили Апостолы, а укрепили учители, – и этим удовлетворимся» 27 . Так что православие исследует с верой и святостью, в то время как католичество -с опасным измышлением. 2) Смешение понятий сущности и энергий (деяний) Божьих Православие различает понятия сущность и энергия Божьи , считая сущность недосягаемой и неучастной, а энергии Бога – не созданными, но досягаемыми и участными. Василий Великий говорит: «Ведь энергии эти на нас исходят, но сущность Его остается недосягаемой» 28 . Напротив, папство смешивает эти 2 понятия и считает Бога удаленным , замкнутым в самом себе, без личного общения с миром 29 . Взаимодействует же Он с миром через созданные, тварные энергии, а вовсе не посредством естественных, несозданных сущноподобных Его энергий.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/osuz...

архимандрит Херувим Карамбелас Часть 9. Отец Филарет, игумен Констамонита Возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне 319 . Душа жаждет Бога, и потому народ наш жаждет своей веры православной, которую делом и словом 320 выразили святые монахи Востока, эти воистину философы, посвященные в божественные и сокрытые отзвуки небесной и таинственной жизни во Христе. Эта жажда нашего православного народа проявилась в последнее время в неутолимом стремлении к отеческой мудрости и в том воодушевлении, с которым были приняты первые части книги «Образы современных святогорцев». Книга эта, понятно, далеко не полная. Добродетельные отцы, эти благоухающие райские цветы, которые источали свой пьянящий аромат в Саду Пресвятой Богородицы в первой половине XX века, являют бесчисленное множество неизвестных подвижников духа. Мы выбрали лишь некоторых из них, тех, о которых сумели найти достаточные биографические сведения. Книга была начата в 1968 году приснопамятным святогорским старцем архимандритом Херувимом, и до его в 1979 году в Боге успения вышло восемь ее первых частей. После его кончины многие христиане уговаривали и просили нас не оставлять этого духовного труда, действительно нашедшего отклик как в широких слоях нашего народа, так и у единоверных братьев за границей. Именно об этом свидетельствуют переводы на родные языки, которые делаются и уже сделаны ими. Итак, спустя восемь лет после появления восьмой части книги «Образы современных святогорцев», мы получили счастливую возможность продолжить ее, причислив к «собору» этих образов еще одну звезду с афонского небосвода – отца Филарета из монастыря Констамонит. Отец Филарет не принадлежал к числу образованных монахов. Насколько нам известно, он закончил только три класса начальной школы. Но он получил диплом... келейного «университета»! В этом «университете» он, благодаря молитве и аскезе, трезвению и очищению сердца от страстей, овладел науками самопознания и богопознания. Старец был лишен мирской мудрости, но стяжал Божественное просвещение, введшее его в ряд тех благословенных людей, чьим руководителем и учителем является Святой Дух, Который неграмотных научил премудрости, рыбарей соделал богословами...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010