Изъяснение псалма 83-го. Пс.83:1 .  Начальнику хора. На Гефском орудии. Кореевых сынов. Псалом. «О точилех, сыном Кореовым». Пророчество псалма двоякое, ибо предвозвещает не только призвание Иудеев, но и спасение целой вселенной. Точилами же, как говорили мы уже прежде, Пророк называет церкви, потому что в них и духовный виноград приносит плод свой, и мы приуготовляем спасительное вино, подлинно веселящее сердца верующих. Пс.83:2 .  Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Пс.83:3 .  Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. «Коль возлюбленна селения Твоя Господи сил». «Желает и скончавается душа моя во дворы Господни». И живущие в Вавилоне обучаемы были говорить это, чтобы возбуждалось в них желание возвратиться и стремление совершать Богослужение по закону; сему то должны обучаться и мы, улучившие спасение и пожинающие для себя пользу в оградах Божиих. Да и преимущественно к нам относится сие пророчество, потому что предрекает многия будущия селения, именует многия точила и упоминает также о многих жертвенниках, тогда как Иудеи имели один храм, а подобно и один жертвенник. Каждое речение в сказанном воспламеняет сердце Божественною любовию, потому что селения Божии называет возлюбленными и вожделенными, и говорит, что не только желает, но и «скончавается во дворы Господни». Согласно же с этим и следующее за сим. «Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе». Не одна душа веселится и радуется, но и тело приобщилось радования, прияв надежду воскресения. Сие дает разуметь пророческое слово, а потому и назвало Бога живым, как подателя жизни. Поскольку боги вавилонские и боги наших предков были не одушевленные и совершенно безчувственные, то освободившиеся от них весьма справедливо Бога истиннаго именуют живым. Пс.83:4 .  И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой! «Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя». Акила же перевел так: «и птица нашла себе дом, и воробей гнездо, где положить детей своих». Ибо как воробьи, горлицы, равно и другия птицы, не имея еще гнезда, летают с места на место, а устроив его, в нем обыкновенно проводят время и выкармливают собственных своих птенцов: так и мы древле скитались, а ныне, призванные Твоею благодатию и обретши Твои селения, при Твоих жертвенниках обучаем птенцев своих, при Тебе постоянно пребывая с детьми своими и от Тебя приемля духовную пищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Желание счастья Почему мы все так стремимся к счастью, желаем радости, ищем блаженства? Подобно подсолнуху, который всегда обращается листьями к солнцу, сердце человека стремится к духовному свету. В этом мире много развлечений, забав. Но по насыщении себя ими внутри почему-то остается неудовлетворенность, словно не хватает чего-то самого главного. Преподобный Силуан Афонский , который прошел жизненный путь от крепкого, разгульного молодца до умудренного афонского старца, писал: «Хоть в мире все красиво, но ничто земное не занимает меня, и душа жаждет только Господа. Познавшая Бога душа ничем не может удовлетвориться на земле, но все стремится ко Господу и кричит, как малое дитя, потерявшее мать: «Скучает душа моя по Тебе, и слезно ищу Тебя " ». Дело в том, что душа каждого из нас слишком драгоценна и уникальна, чтобы ее могло насытить хоть что-то земное. Как в храме царит удивительный мир, покой и тихая радость, так и душа, стяжавшая Божию благодать, имеет в себе сокровище вечных благ, несет в себе несказанную радость, становится на самом деле счастливой. «Ибо, – говорил святитель Игнатий Брянчанинов , – как «жизнь тела – от присутствия в нем души», так и «жизнь души – от присутствия в ней Святаго Духа». И нет для человека в этом мире ничего более дорогого и ценного, чем общение с Господом. Однажды преподобный Серафим Саровский , еще будучи иеродиаконом, служил Литургию в Великий Четверг. Когда после Малого входа Преподобный возгласил в Царских вратах: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны!», а затем, по порядку службы, обратившись к народу, произнес: «И во веки веков!» – его вдруг озарил свет более яркий, чем солнечный. Взглянув на это сияние, он увидел идущего по воздуху от западных церковных врат Самого Господа Иисуса Христа – во славе, сияющего неизреченным светом, окруженного Небесными Силами. Уникальное, неведомое нам впечатление произвело это явление на преподобного Серафима. А благодатный свет, бывало, сиял и в лице самого угодника Божия, который всем приходящим к нему с удивительной любовью говорил: «Радость моя, Христос воскресе!»

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

b) Но ярче всего и соблазнительнее всего - это молитвенная практика католицизма. Мистик-платоник, как и византийский монах (ведь оба они по преимуществу греки), на высоте умной молитвы сидят спокойно, погрузившись в себя, причем плоть как бы перестает действовать в них, и ничто не шелохнется ни в них, ни вокруг них (для их сознания). Подвижник отсутствует сам для себя; он существует только для славы Божией. Но посмотрите, что делается в католичестве. Соблазненность и прельщенность плотью приводят к тому, что Дух Святой является блаженной Анджеле и нашептывает ей такие влюбленные речи: " Дочь Моя сладостная Мне, дочь Моя храм Мой, дочь Моя услаждение Мое, люби Меня, ибо очень люблю Я тебя, много больше, чем ты любишь Меня " Святая находится в сладкой истоме, не может найти себе места от любовных томлений. А Возлюбленный все является и является и все больше и больше разжигает ее тело, ее сердце, ее кровь. Крест Христов представляется ей брачным ложем. Она сама через это входит в Бога: " И виделось мне, что нахожусь я в середине Троицы... " Она просит Христа показать ей хоть одну часть тела, распятого на Кресте; и вот Он показывает ей... шею. " И тогда явил Он мне Свою шею и руки. Тотчас же прежняя печаль моя превратилась в такую радость, и столь отличную от других радостей, что ничего и не видела, и не чувствовала, кроме этого. Красота же шеи Его была такова, что невыразимо это. И тогда разумела я, что красота эта исходит от Божественности Его. Он же не являл мне ничего, кроме шеи этой, прекраснейшей и сладчайшей. И не умею сравнить этой красоты с чем-нибудь, ни с каким-нибудь существующим в мире цветом, а только со светом тела Христова, которое вижу я иногда, когда возносят его " Что может быть более противоположно византийско-московскому суровому и целомудренному подвижничеству, как не эти постоянные кощунственные заявления: " Душа моя была прията в несотворенный свет и вознесена " эти страстные взирания на Крест Христов, на раны Христа и на отдельные члены Его тела, это насильственное вызывание кровавых пятен на собственном теле, и т.д., и т.д.? В довершение всего Христос обнимает Анджелу рукою, которая пригвождена была ко Кресту а она, вся исходя от томления, муки и счастья, говорит: " Иногда от теснейшего этого объятия кажется душе, что входит она в бок Христов. И ту радость, которую приемлет она там, и озарение рассказать невозможно. Ведь так они велики, что иногда не могла я стоять на ногах, но лежала, и отымался у меня язык... И лежала я, и отнялись у меня язык и члены тела "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/309/...

Собеседование 16 на псалом 83 Пс.83:1 .  В конец. О точилах. Сынам Корее вым. Псалом. 1. Что сыны Кореевы, подобно Асафу, были псалмопевцами, по­лучавшими от Давида пророчество для пения под звуки псалтирей, об этом мы сказали раньше, ровно как и о том, что под точилом разумеются тайны страданий Христа, Который, перенося их, как бы топтал точило, и попранием смерти как бы наполнил его. Поэтому другие переводчики перевели надписание этого псалма так: победная песнь о точилех. Но хорошо перевели и семьдесят: «в конец», так как Христос, о котором сказано это, – конец закона. " Как возлюбл енны жилища Твои, Господи сил!» ( Пс.83:2 ). Селениями Господа называются не только храмы и молитвенные места, но и все те, кто старается чрез освящение сделать себя храмом обитания Божия, в особенности с тех пор, как пришел Христос, который обитает в нас по причине Своего человеколюбия. Вот почему и Иоанн Богослов на­писал: «и Слово стало плотию, и обитало с нами» ( Ин.1:14 ). Такие селе­ния вожделенны для Бога, потому что Сам Он в них обитает, вожделенны и для нас, потому что чрез них мы можем прибли­жаться к неприступному Богу. «Всемерно желает душа моя (войти) во дворы Господни, сердце мое и плоть моя возрадовались о Боге живом...» ( Пс.83:3 ). «Желает душа моя (войти)» – не от слабости, а от чрез­мерной любви, подобно тому как изнемогают горячо любящие, когда их на некоторое время отлучат от предмета любви. Тоже самое, говорит пророк, чувствует он и по отношению ко дворам Бо­жиим, чувственным ли, иди духовным. И вполне естественно: там бедняк находит утешение, обижаемый – терпение, счастливый – вразумление, всякий из нас находит все: одни лекарства от стра­стей, другие – средства, оживляющие и укрепляющие добродетель. «Сердце мое и плоть моя возрадовались о Боге живом». Сначала чувствует радость о Боге сердце, а потом уже плоть. Когда мы предадим душу Богу, то плоть, управляемая ею, уже не радуется более пьянству, блуду и невоздержанию, а радуется о Боге живом, и стремится к тому, что свойственно истинной жизни, в любомудрой надежде по некотором времени достигнуть нетления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

178. Беседа по крестном ходе (Напечатана в Твор. Св. Отц. 1844 г. и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 650 1843 год Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему: предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему. ( Nc. XCIV. 1–2 ). Праздновать праздник дело столь обыкновенное, и столь, по видимому, простое, что не легко придет кому нибудь мысль подозревать себя в неумении праздновать. Вид пришедших на сей праздник, если не обманываюсь, более показывает удовольствие, что празднуют, нежели заботу, так ли празднуют. Но не случалось ли вам когда нибудь читать, или слышать в церковном чтении, что говорил Бог чрез Пророка Исаию некоторым празднующим о некоторых праздниках? – «Праздников ваших ненавидит душа моя» (Иса. I. 14)! Незаботливо ли это для празднующих? Что может быть несчастнее праздников, которые Бог ненавидит? И что это за несчастные праздники? Не Вааловы ли? Не Молоховы ли? Не другие ли идольские и языческие? – Совсем нет! Бог негодует на праздники Иудейские, истинному Богу посвященные, и даже Самим Богом установленные. «Новомесячий ваших, и суббот, и дне великаго не потерплю; поста, и праздности, и новомесячий ваших, и праздников ваших ненавидит душа Моя» ( Uc. I. 13–14 ). И пусть бы так уничижаемы и отвергаемы были праздники Иудейские тогда, как сень законная прешла, и явилась благодатная истина; тогда как загадочныя жертвы овнов и тельцов разгаданы крестною жертвою Христовою, и безполезно стало повторять загадку разгаданную; тогда как ветхий Завет уступил место новому, храм Иерусалимский Церкви Христианской, служение Богу обрядовое поклонение духом и истиною. Но нет! Бог чрез Исаию возгремел против праздников Иудейских, когда Закон Моисеев господствовал, ветхий Завет был в своей силе, храм Иерусалимский стоял, и праздники Иудейские столько же важны были для истинной церкви Иудейской, как нынешние наши праздники для истинной церкви Христианской. Так посему может случиться, что и на наши праздники падет подобный приговор: «не потерплю; – ненавидит душа Моя?» – Да. В сем-то и состоит забота.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1. Беседа по Крестном ходе, говорённая синодальным членом, высокопреосвященнейшищ Филаретом, митрополитом Московским Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему: преварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему. Пс.94:1–2 . Праздновать праздник – дело столь обыкновенное, и столь, по-видимому, простое, что не легко придёт кому-нибудь мысль подозревать себя в неумении праздновать. Вид пришедших на сей праздник, если я не обманываюсь, более показывает удовольствие, что празднуют, нежели заботу, так ли празднуют. Но не случалось ли вам когда-нибудь читать, или слышать в церковном, чтении, что говорил Бог Чрез Пророка Исаию некоторым празднующим о некоторых праздниках? – Праздников ваших, ненавидит душа Моя (Иса.1:14)! Не заботливо ли это для празднующих? Что может быть несчастнее праздников, которые Бог , ненавидит? И что это за несчастные праздники? Не Вааловы ли? Не Молоховы ли? Не другие ли идольские и языческие? – Совсем нет! Бог негодует на праздники Иудейские, истинному Богу посвящённые, и даже Самим Богом установленные. Новомесячий ваших, и суббот, и дне великаго не потерплю; поста, и праздности, и новомесячий ваших и праздников, ваших ненавидит, душа Моя. И пусть бы так уничижаемы и отвергаемы были праздники Иудейские тогда, как сень законная прешла, и явилась благодатная истина; тогда, как загадочные жертвы овнов и тельцов разгаданы крестною жертвою Христовою, и бесполезно стало повторять загадку разгаданную; тогда, как Ветхий Завет уступил место Новому, храм Иерусалимский – Церкви Христианской, служение Богу обрядовое – поклонению духом и истиною. Но нет! Бог чрез Исаию возгремел против праздников Иудейских, когда закон Моисеев господствовал, Ветхий Завет был в своей силе, храм Иерусалимский стоял, и праздники Иудейские столько же важны были для истинной Церкви Иудейской, как нынешние наши праздники для истинной Церкви Христианской. Так посему может случиться, что и на наши праздники падёт подобный приговор: не потерплю; – ненавидит душа Моя? – Да. В сем-то и состоит забота.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мы будем утешены! Исход от Ислама к Православию Помнишь, как билось у меня сердце, когда я встречал Твое имя в персидских стихах? Хафиз и Руми упоминают о множестве людей, но лишь при Твоем дивном Имени, Иисусе, душа моя трепетала от неведомой радости. Пусть тогда я не знал Тебя умом, пусть кривое зеркало исламской мистической литературы изображало Тебя обычным человеком, мое сердце различило в Тебе красоту, много выше человеческой. 5 января, 2010 Помнишь, как билось у меня сердце, когда я встречал Твое имя в персидских стихах? Хафиз и Руми упоминают о множестве людей, но лишь при Твоем дивном Имени, Иисусе, душа моя трепетала от неведомой радости. Пусть тогда я не знал Тебя умом, пусть кривое зеркало исламской мистической литературы изображало Тебя обычным человеком, мое сердце различило в Тебе красоту, много выше человеческой. Пролог …Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:14–17). Я всегда Тебя любил! Иногда больше, иногда меньше, иногда со всем напряжением душевных сил, иногда – нет, иногда мучительно, иногда радостно, порой безумно, порой спокойно, но любил всегда, с тех самых пор, как Тебя узнал. Помнишь, как билось у меня сердце, когда я встречал Твое имя в персидских стихах? и Руми упоминают о множестве людей, но лишь при Твоем дивном Имени, Иисусе, душа моя трепетала от неведомой радости. Пусть тогда я не знал Тебя умом, пусть кривое зеркало исламской мистической литературы изображало Тебя обычным человеком, мое сердце различило в Тебе красоту, много выше человеческой. Было ли то наитие Святого Духа, или Твой образ во мне, поврежденный, но не уничтоженный, узнал свой прообраз, когда я увидел Твое благодатное имя? Или, может быть, сердце, намного опередив разум, узнало в Тебе своего Создателя? Знаю только, что я ликовал, видя Твое благословенное имя. Помнишь, в 1984 году, через пять лет после Исламской революции, я, тогда еще подросток, встречался с другом на площади Фирдоуси в Тегеране? Я пришел слишком рано и чтобы убить время, решил посидеть в кино и посмотреть фильм – все равно какой. Этим фильмом оказался «Иисус, сын Марии» – урезанная цензурой версия «Иисуса из Назарета» Франко Дзеффирелли! Помнишь, как я позабыл про весь мир, поглощенный Тобой, несмотря на то, что власти сознательно изуродовали эту ленту? Помнишь, как там, в Иране, я хотел пойти в церковь, и каким духовным огнем зажигалось мое сердце при виде Твоего храма? Помнишь, как в 1989 я впервые осмелился переступить порог церкви – католической, в центре Карачи – и как разочаровался, не найдя Тебя там? Я не знал, что Ты в своей безграничной любви хранишь меня для той благодати, которую дает истинно Твоя, Православная Церковь.

http://pravmir.ru/my-budem-utesheny/

Перечитывая записки преподобного Силуана Афонского , всегда останавливаюсь на одном и том же удивительном месте. «Скучает душа моя о Боге всегда и молится день и ночь», – писал святой. Что здесь удивительного? Оказывается, можно молиться день и ночь и при такой молитве… скучать о Боге. Молитвенное делание днем и ночью, упоминаемое преподобным, именуется у древних отцов «самодвижущейся молитвой». Так называлось непрерывное богообщение, которого достигали немногие избранные святые. И вот преподобный Силуан, годами великого духовного труда стяжав такую молитву, признается, что ему… мало Бога. «Скучает душа моя о Боге», – вздыхает старец. На недостаточность богообщения сетует тот, кому являлся Христос; тот, кто имел множество благодатных даров Святого Духа. Больше всего поражает слово «всегда». Допустим, мы тоже иногда скучаем о Господе. Особенно когда согрешили и потеряли благодать. Или когда долго не посещали храм – и тоже лишились благодати. Но вот мы пришли на службу, исповедались, причастились, согрелись церковной молитвой. Мы снова чувствуем Божие присутствие в нашей жизни, нам хорошо и радостно, и мы идем домой – «отдохнуть». А преподобный Силуан ежедневно был в храме, причащался часто, молился непрестанно и все же при этом говорил: «Скучает душа моя о Господе всегда». Как это? Ничего не понятно. Мысль останавливается в недоумении, чувствуя великую тайну святости. Всех святых объединяет некая ненасытимость в богопознании: им всегда было мало Бога! Пожалуй, всех святых объединяет некая ненасытимость в богопознании. Например, преподобному Александру Свирскому мало было в юности убежать из дома на Валаам, мало было подвизаться в общежительном монастыре со строжайшим уставом. Недостаточным для него оказалось и отшельничество на уединенном острове, где для памяти смертной он выкопал себе могилу и в редкие часы отдыха ложился в нее. Но и это не удовлетворило преподобного: он нашел небольшую щель в скале, куда прятался для сугубой молитвы. Там его божественный голод находил благодатное насыщение.

http://pravoslavie.ru/98371.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 73  голоса:  4.7 из  5) Оглавление Книга посвящается тем, кто жил, живет и будет жить для ближних своих Санкт-Петербург, 2012 Эти воспоминания я писала по благословению моего духовного отца. Постаралась описать все, что было близко и любо мне в юные годы. Меня всю жизнь тянуло к пустынникам. Жажда уединения жила в моей душе с младенческого возраста, с тех пор, как мама устроила для меня летнюю комнатку в чулане по соседству с курами. Описала все то, чего искала душа и что было ей созвучно. В одиночестве так хорошо молиться или даже просто молчать и радоваться жизни. «Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу Его. Как мне Тебя не искать? Ты прежде взыскал меня и дал мне наслаждаться Духом Твоим Святым. И душа моя возлюбила Тебя» (Св. Силуан Афонский ). Сколько счастья и радости Господь посылает среди бурь земной жизни! Кажется, вот и все, конец приходит… всему доброму. Но вдруг все трудности, неприятности рассеиваются, и опять: «Свете Тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небесного, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе». Господь любит нас, оттого и наказывает. Слава Ему за все! Крест — это наше счастье. Дай, Господи, нам терпения! Слава Тебе, Господи, что дал мне сил написать эти воспоминания! В них в каждой строчке, в каждом слове — самое ценное, что у меня есть, — моя жизнь в Боге. Теперь только их перечитываю, радуюсь за юность свою и скорблю за свою старость… Зенкова Е. Ф. Кресту Твоему поклоняемся, Владыко. — СПб. НИКА, 2012.-432 с., илл. Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим. Начало нашей семье было положено 14 октября 1918 года, в Покров Пресвятой Богородицы. В этот день в селе Болдино Нижегородской губернии венчались мои родители. В Санкт-Петербурге был голод. Предки мамы моей по ее матери до отмены крепостного права были дворовыми крестьянами у А. С. Пушкина. Там жил мамин дядя, брат нашей бабушки. Папа сказал маме: «У меня родни тут в Петербурге полно, у тебя мало, и голод такой. Какая нам тут свадьба? Едем к твоим родным в Болдино».

http://azbyka.ru/fiction/krestu-tvoemu-p...

Разделы портала «Азбука веры» Сказание о прокименах и еже како на всяк день должно есть чести Апостол в седмицах всего лета В Избранное В НЕДЕЛЮ ПАСХИ. Прокимен, глас 8: Сей день, егоже сотвори Господь,/возрадуемся и возвеселимся вонь. Стих: Исповедайтеся Господеви яко благ, яко в век милость Его. Апостол в Деяниих, зачало 1. Аллилуиа, глас 4: Ты Господи воскрес, ущедриши Сиона. Стих: Господь с небесе на землю призре. В ПОНЕДЕЛЬНИК СВЕТЛЫЯ НЕДЕЛИ. Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их,/и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Апостол в Деяниих, зачало 2. Аллилуиа, глас 1: Исповедят Небеса чудеса Твоя, Господи. Стих: Бог прославляемь в совете святых. ВО ВТОРНИК СВЕТЛЫЯ НЕДЕЛИ. Прокимен, глас 3, песнь Богородицы: Величит душа Моя Господа,/и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение рабы Своея: се бо от ныне ублажат Мя вси роди. Апостол в Деяниих, зачало 4. Аллилуиа, глас 8: Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея. Стих: Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея. В СРЕДУ СВЕТЛЫЯ НЕДЕЛИ. Прокимен, глас 6: Помяну имя Твое/во всяком роде и роде. Стих: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое. Апостол в Деяниих, зачало 5. Аллилуиа, глас 2: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение рабы Своея: се бо от ныне ублажат Мя вси роди. В ЧЕТВЕРТОК СВЕТЛЫЯ НЕДЕЛИ. Прокимен, глас 3: Пойте Богу нашему, пойте,/пойте Цареви нашему, пойте. Стих: Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Апостол в Деяниих, зачало 6. Аллилуиа, глас 4: Наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости, и правды. Стих: Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие. В ПЯТОК СВЕТЛЫЯ НЕДЕЛИ. Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их,/и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. И Богородицы, прокимен, глас 3: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/skazanie-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010