Беседа 83 «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». ( Мф. 26:36–38 ) Образ и цель молитвы Спасителя. – Страдание Христа не следствие Его вины или необходимости, а дело божественного промышления. – Снисхождение и кротость Христа усиливает вину предателя. – Сребролюбие подвергает опасностям и скорбям, лишает удовольствий и усиливает недуги телесные и душевные. – В чем состоит истинное украшение и истинное безобразие дома. 1. Так как ученики неразлучно были со Христом, то Он и говорит им: «Посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там». Он имел обыкновение молиться без них. Делал же это Он для того, чтобы и нас научить доставлять себе во время молитвы безмолвие и совершенный покой. С Собою берет только троих, и говорит им: «Душа Моя скорбит смертельно». Для чего Он не взял всех? Для того, чтобы они не подверглись падению, и взял только тех, которые были зрителями Его славы. Но и этих он оставляет. «И, отойдя немного», молится, говоря: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» ( Мф. 26:39–41 ). Не без причины Он обращается особенно к Петру, тогда, как и другие ученики также спали; но и здесь укоряет его по той же причине, которую я указал раньше. Потом, так как и прочие то же самое говорили, – когда Петр сказал: «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя», свидетельствует евангелист: «Подобное говорили и все ученики», – то обращается ко всем и обличает их слабость. Те, которые прежде решались умереть с Ним, теперь не могли бодрствовать и сострадать Ему в Его скорби, но побеждены были сном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В чем смысл жизни? Как найти смысл жизни? Жил один человек, у него были большие духовные запросы, он стремился к духовной жизни, культуре, эстетике. Он — в ужасе: «Я больше не могу!!! Моя душа жаждет эмоций — духовных… культурных… а тут — пошлятина и ме­щанство и на работе, и дома». И он лезет в петлю. 31 мая, 2010 Жил один человек, у него были большие духовные запросы, он стремился к духовной жизни, культуре, эстетике. Он — в ужасе: «Я больше не могу!!! Моя душа жаждет эмоций — духовных… культурных… а тут — пошлятина и ме­щанство и на работе, и дома». И он лезет в петлю. Содержание статьи Смысл жизни? В чем смысл жизни, как найти смысл жизни — этот вопрос приходит к человеку очень рано, и дальше до конца жизни человек может искать смысл своей жизни. счастливы те, кто смысл жизни находят. Трагично, когда уже на склоне лет человек оглядывается назад и понимает, что смысл его жизни был неправильным и посвятил он всю жизнь пустому. Но никогда не поздно смысл найти. Отрывки из бесед со старцем Борисом Старком Публикуем отрывки из бесед со старцем Борисом Старком. Протоиерей Борис Старк родился в 1909 году. Сын адмирала Георгия Карловича Старка, командира Сибирского флота, он с детства, как и многие другие русские люди, оказался в годы Гражданской войны в изгнании. Технический институт в Париже, карьера инженера, позже – участие в Русском студенческом христианском движении, интерес к богословию – и, наконец, в 1937 году рукоположение митрополитом Евлогием (Георгиевским) в священный сан. Отец Борис служил в Никольской церкви в Сент-Женевьев де Буа до 1952 года и вернулся на Родину. Кострома, секретарь епархиального управления в Херсоне, профессор в Одесской семинарии, благочинный Рыбинского благочиния Ярославской епархии, где он и скончался в 1996 году – таков путь отца Бориса. В чем смысл жизни? Вечный вопрос — Вечный вопрос: не как жить, а для чего? В чем смысл человеческой жизни здесь, на земле? Отец Борис: Семьдесят лет назад по французскому радио я услышал рассказ. Жил один человек, у него были большие духовные запросы, он стремился к духовной жизни, культуре, эстетике.

http://pravmir.ru/v-chem-smysl-zhizni/

Великий канон: история и иконографические параллели «Бодрствуй, душа моя, совершенствуйся, – призывает преподобный Андрей, – дабы приобрести тебе дело по разуму, дабы обогатиться видящим Бога умом, в созерцании проникнуть в неприступный мрак, стать великим приобретателем» 7 марта, 2011 «Бодрствуй, душа моя, совершенствуйся, – призывает преподобный Андрей, – дабы приобрести тебе дело по разуму, дабы обогатиться видящим Бога умом, в созерцании проникнуть в неприступный мрак, стать великим приобретателем» Богослужебные тексты Великого поста – неиссякаемая сокровищница воздержания плодов. Ведя своих чад поприщем Святой Четыредесятницы, обращаясь к духовному опыту преждепокаявшихся, Церковь дает им разум спасения, во оставление грехов. Но среди множества прекрасных великопостных песнопений, несомненно, самое любимое и известное – читаемый на 1-й и 5-й седмицах Великого поста Великий канон, творение преподобного Андрея Критского. Все исследователи, в разное время занимавшиеся изучением творчества святого Андрея, единодушны во мнении, что Великий канон «представляет драгоценность литургического богословия Православной Церкви» Великий канон Состоящий из 250 тропарей, Великий канон «велик не только по числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей, по глубине чувств и силе выражений» Духовно созерцая чреду событий и лиц Ветхого и Нового Заветов, преподобный Андрей побуждает нас к строгому трезвению, научает высоким духовным истинам, призывает, имея глубокую скорбь о своих грехах, не терять упования на Бога, всегда готового принимать кающихся грешников. Преподобный Андрей обогатил Церковь многими творениями: «Блаженный Андрей, сияющий светом Святой Троицы, ты воспел священные песни благозвучно, явился миру светилом светлейшим солнца… Ты верное правило богословия, ясно открывающее славу всеславной Троицы… Матерь Господа воспел ты медоточивыми словами, святых апостолов и сословие блаженных мучеников» (из службы святому Андрею, 4 июля). Биографические сведения о святом Андрее Критском довольно скудны Современные агиографы считают, что он родился около 660 г. в Дамаске, а скончался 4 июля 740 г. в Эресосе, на острове Лесбос. Основным (и наиболее ранним из сохранившихся) источником о жизни святого Андрея является житие, написанное не позднее 843 г. патрикием и квестором Никитой; переработанный текст этого жития включил в свои Великие Минеи Четьи святитель Макарий. Это житие содержит биографические сведения, но ничего не говорит о гимнографическом творчестве составителя Великого канона. Второе по значимости житие было написано монахом Макарием Макрисом в 1422 г. и переведено на новогреческий язык святым Никодимом Святогорцем (в составе «Нового сборника», Neon Eklogion), – здесь святой Андрей именуется ритором, гимнографом и мелургом, автором многих канонов и тропарей.

http://pravmir.ru/velikij-kanon-istoriya...

Глава 42. Кроткий Отрок Господень, как Судья народов, Основатель завета, Просветитель язычников и Спаситель всех 1. Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. (Иаков отрок мой, восприиму и: Израиль избранный мой, прият его душа моя, дах дух мой нань, суд языком возвестит). 64 Именем благочестивого и благословенного предка Иакова называет Господь «Отрока своего», т.е. обетованного Потомка Иакова, Спасителя мира. Отрока своего, имеющего явиться на служение делу спасения людей, воспримет Господь под особое свое покровительство и руководство, подобно тому, как некогда принял он патриарха Иакова, при его страннической, трудовой и бедственной жизни. И как Иаков, гонимый родным братом, с покорностью воле Божией и с кротостью переносил свое гонение, так перенесет свое и Мессия-Спаситель. Избранный Богом, как основатель нового завета и просветитель язычников, Отрок Божий будет «принят душей» или приятен для души Господа, – как Иаков, которого также избрал Господь и сделал носителем своих благословений и обетований. Отроку своему Господь даст Дух Свой, а именно все семь даров святого Духа. Эта полнота даров Духа Божия необходима для Отрока Божия, ибо Он должен суд языкам возвестить, т.е. Он не только откроет правду, но и даст право на оправдание и все средства спасения. Он должен будет судить не по молве людской о людях, а по всесовершенному ведению их сердец и жизни; Он должен будет очищать совесть и укреплять их волю не внешними знаками только обрядовых священнодействий, но и открывать для них таинственно сам источник благодати, непосредственно оживотворяющей душу. 2. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. (Не возопиет, ниже ослабит, ниже услышится вне глас его). Обыкновенные вестники царской воли и определений царского суда нередко сопровождали свои объявления окриками толпы народной, оскорбительными упреками, страшными угрозами или гордым самохвальством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 42 Общей темой данной главы служит пророчество о явлении кроткого «Отрока Господня», о цели Его пришествия и результатах Его деятельности. Вся глава делится на три, приблизительно равных части. 1–9. В первой части излагается самое пророчество о явлении «Отрока», определяется Его отношение к Богу, описывается Его внешний вид и излагаются цели и задачи Его пришествия. 10–16. Вторая часть отзывается благодарственным гимном Богу за дарование «Отрока», а затем изображает Его отношение к язычеству и иудейству. 18–26. Третья и последняя часть в довольно мрачных красках пророчески рисует судьбу вероломного Израиля. 1–3. Явление возлюбленного «отрока Господня», его кроткий, смиренный вид. 4–9. Цель и значение Его пришествия в мир. 10–12. Благодарственный гимн Господу за такое Его благодеяние. 13–16. Господь – Бог отмститель и преобразователь. 17–21. Посрамление язычников и снисхождение к Израилю. 22–25. Вероломство Израиля и наказание его Богом. Ис.42:1–9 . Предшествующая речь Господа (40–41 гл.) содержала в себе, главным образом, возвещение близкого Суда Божия над различными народами, не исключая и израильского. Новая речь, начинающаяся с данной главы, преимущественно говорит о проявлении Божественной личности, имеющей обильно излиться, после праведного суда, на все человечество. Посредником и проводником этой милости выступает «Раб Всевышнего», в котором, по удачному выражению одного экзегета (Orelli), как бы «воплощен, известным образом, добрый гений всего богоизбранного народа». Ис.42:1 . Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избран­ный Мой, к Которому благо­волит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и воз­вестит народам суд; 50 «Вот, Отрок Мой... избранный Мой, к которому благоволит душа Моя». LXX и славян. текст имеют здесь вставки слов: «Иаков» (в самом начале) и »Израиль» (перед словом избранный). Но еще Ориген и блаженный Иероним протестовали против такой вставки; последний, между прочим, говорил: «Иакова и... Израиля» в настоящем отделе нет, что не поставил и евангелист Матфей ( Мф.12:18 ), который говорит об Иисусе Христе «Отрок Мой» – в значении Сын Мой!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 7 Мих.7:1 . У, люте мне, понеже бых аки собираяй сламу на жатве, и яко пародок во объимании винограда не сущу гроздию, еже ясти первоплодная вожделе душа моя. Уподобился я, говорит к Пророк, подбирающим ускользнувшие из рук у жнецов колосья, или отыскивающим малые кисти, оставленные собиравшими виноград; потому что не нашел я ни одного грозда благопокорности, хотя и крайне желал найти что-либо вожделенное и годное для начатков. Ибо сие выразил словами: «еже ясти первоплодная вожделе душа моя». Поелику первородные приносимы были Богу; то справедливо достойное любви нарек первоплодным. И сие иносказательное выражение желая привести в ясность, Пророк присовокупил: Мих.7:2 . У, люте мне, душе! яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть. Потом перечисляет грехи, и говорит: судящие произносить на невинных несправедливый приговор, и отваживаются на беззаконные убийства: а прочие, каждый желая большего, присваивают принадлежащее соседу. Кто поставлен судить по законам, тот по жадности к взяткам не ждет, когда принесут ему, но сам просит дара. Мих.7:3 . Князь просит, и судия мирная словеса глагола; желание души его есть: Ибо, взяв дар с обидчиков, обещает им желанную победу. Посему говорит Бог у Пророка: и отъиму благая их Мих.7:4 . яко моль поядаяй, и ходяй по правилам в день стражбы. Подобно моли, которая пролагает себе путь внутрь дерева, и все повреждает зубами своими, и тебя истребит приговор, произнесенный на тебя в день наказания. Ибо наказание назвал Пророк «стражбою», то есть, Божиим в день сей пришествием. Потом, подобно человеколюбивому Отцу со слезами наказывающему, продолжает: У, люте! у, люте! отмщения твоя приспеша, ныне будут плачы их. Когда будет это, говорит Пророк; друг не защитит друга, царь не позаботится о подданных, супруга не приложит попечения о муже: но каждый заботиться будет о собственном спасении, высматривая, где найти убежище от бедствий; даже сын не окажет должной чести отцу, дочь не воздаст почтения матери, невестка не порадеет о свекрови; все сделаются далекими между собою, не обратят и внимания друг на друга, едва позаботятся промышлять и о собственном спасении. В таком будут они состоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Е. Кустовский В Неделю святыя пятидесятницы Знаменает последования ради коленопреклонения. Начинает иерей: Благословен Бог наш: И глаголет учиненный чтец: Царю Небесный: и предначинательный псалом. Таже диакон, аще есть, аще же ни, священник глаголет ектению великую: Миром Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. ( На каждое прошение.) О свышнем мире: О мире всего мира: О святем храме сем: О великом господине и отце нашем святейшем Патриархе: О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея: О граде сем: О благорастворении воздухов: О плавающих: Присовокупляет же и сие: О предстоящих людех и ожидающих благодати Святаго Духа, Господу помолимся. О приклоняющих сердца своя пред Господем и колена, Господу помолимся. О еже укрепитися нам к совершению богоугодне, Господу помолимся. О еже низпослатися богатым милостем Его на ны, Господу помолимся. О еже прияти коленоприклонения наша яко фимиам пред Ним, Господу помолимся. О требующих от него помощи, Господу помолимся. О избавитися нам: Заступи, спаси: Пресвятую, Пречистую: Лик: Тебе, Господи. Таже священник возглас: Яко подобает Тебе всякая слава: Таже поем: Господи, воззвах: и поставим стихов 6. И поем стихиры самогласны, глас 4. Стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?/Яко у тебе очищение есть. Преславная днесь видеша вси языцы во граде Давидове,/егда Дух сниде Святый во огненных языцех,/якоже богоглаголивый Лука повествует, глаголет бо:/собранным учеником Христовым, бысть шум,/якоже носиму дыханию бурну,/и исполни дом, идеже бяху седяще,/и вси начаша глаголати странными глаголы,/странными учении,//странными повелении Святыя Троицы. Стих: Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое,/упова душа моя на Господа. Преславная днесь: Стих: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния/да уповает Израиль на Господа. Дух Святый бе убо присно, и есть, и будет;/ниже начинаемь, ниже престаяй,/но присно Отцу и Сыну счинен и счисляемь;/Живот, и Животворяй;/Свет, и света Податель;/Самоблагий, и Источник благостыни;/Имже Отец познавается,/и Сын прославляется, и от всех познавается/Едина сила, Едино счетание,//Едино поклонение Святыя Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Е. Кустовский Преполовение Пятдесятницы Во вторник вечера Начало по обычаю, и кафисма рядовая. На Господи, воззвах: поставим стихов 6 и поем стихиры 3, повторяюще я. Глас 4. Подобен: Господи, возшед на Крест: Стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?/Яко у тебе очищение есть. Наста преполовение дней,/от спасительнаго начинаемых востания,/Пятдесятницею же Божественною печатаемое,/и светится, светлости обоюду имущее,/и соединяющее обоя, и приити славе предъявляющее//Владычняго Вознесения предпочитает. Стих: Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое,/упова душа моя на Господа. Наста преполовение дней: Стих: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния/да уповает Израиль на Господа. Слыша и возвеселися Сион,/благовестившуся Христову Воскресению,/вернии же его сынове возрадовашася, сего видевше,/и омывающа Духом скверну христоубийства:/готовится, торжествующи,//обоих веселое преполовение. Стих: Яко у Господа милость, и многое у Него избавление,/и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. Слыша и возвеселися Сион: Стих: Хвалите Господа, вси языцы,/похвалите Его, вси людие. Приближися Божественнаго изобильное излитие на всех,/якоже написася, Духа:/предузаконение проповедует, преполовившееся/по Христове смерти, и погребении, и Воскресении,/от Него данну сущу учеником неложному обещанию,//Утешителево показующу явление. Стих: Яко утвердися милость Его на нас,/и истина Господня пребывает во век. Приближися Божественнаго: Слава, и ныне, глас 6: Празднику преполовляющуся/Твоего, Христе, Воскресения/и Божественнаго пришествия Святаго Твоего Духа,/сошедшеся, чудес Твоих воспеваем таинства,//воньже низпосли нам велию милость. Вход. Свете тихий: Прокимен дне: Милость Твоя, Господи: Чтения три: Пророчества Михеина чтение ( глава 4): Тако глаголет Господь: от Сиона изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима, и судит посреди людей многих, и обличит языки крепкия даже на долзе, яко вси людие пойдут кийждо своим путем: мы же пойдем именем Господа Бога нашего в век. Тако глаголет Господь Вседержитель: услышите, холми, суд Господень, и дебри, основания земли, яко суд Господеви к людем Его, и со Израилем сопрится, глаголя: людие Мои, что сотворих вам? Или чим опечалих вас? Отвещайте Ми: зане возведох вы от земли египетския, и из дому работы избавих вас, и послах пред лицем вашим Моисея, и Аарона, и Мариам. Людие Мои [помяните убо], что совещаша на вас сопротивнии? Кто возвести тебе? Возвестих бо тебе, человече, что добро или что Господь ищет от Тебе, разве творити суд, и любити милость, и готову быти, еже ходити с Господем Богом твоим: зане в крепости возвеличится Господь и упасет стадо Свое в мире, даже до конец земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > Небесные вестники Бывальщины о птицах 08.04.2021 1282 Время на чтение 15 минут В народных поверьях и в русской поэзии птица является символом бессмертной души. Расскажу вам несколько бывальщин о птицах. СИНИЦА Меж тем, как вечной жизни знак, В дупельце пестрая синичка, Сложив янтарное яичко, Звенела бисерным органцем... Николай Клюев Утром звонит мне Инна, моя молодая сотрудница, и плачет: – Умерла мама …ночью… Как могла, я стала её утешать. Хотя трудно найти нужные слова, когда внезапно теряешь самого близкого человека. Немного придя в себя, Инна попросила: – Мама верила в Бога, последнее время молилась дома, в церковь ей уже трудно было пойти. А я ничего не знаю о церковных обрядах. Скажите: что мне теперь делать? Я тоже опечалилась. Жалко было ещё не старую женщину, рано потерявшую здоровье и так неожиданно ушедшую в мир иной. Инне я предложила пойти в церковь и заказать панихиду и сорокоуст. Ещё сегодня успеем помолиться на панихиде. Был уже десятый час, когда мы пришли в храм. В церковной лавке служительница сначала предложила нам заказать панихиду на завтра, сегодня, наверное, уже поздно. Однако я стала умолять принять записку на сегодня. Для новопреставленного очень важна церковная молитва. Инна стояла рядом и плакала. Тогда добрая женщина посоветовала самим передать священнику записку на панихиду. Мы так и сделали и, слава Богу, успели в последний момент. Батюшка принял нашу записку, и панихида началась. Моя молодая сотрудница в церкви была впервые, сначала смущалась. Но потом любовь к матери и горе утраты невольно родили в её душе искреннюю молитву. Она почувствовала, что душа матери жива, и через молитву можно выразить ей всю свою любовь. Выйдя из храма, мы расстались с Инной. Я пришла домой, а муж мне говорит: – Странное дело, к нам в квартиру залетела синичка. Как она могла попасть? Ведь открытая форточка затянута сеткой. Смотри: летает под потолком. У меня сердце стукнуло, и какое-то удивительное умиление окутало душу. Ведь это мне весть! Это живая душа матери из иного мира благодарит меня за то, что я привела дочь на панихиду.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/08/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Он был человеком Божиим Протоиерей Вадим Буренин о памятном вечере «Душа моя болит о России: К 25-летию кончины приснопоминаемого митрополита Иоанна» 05.11.2020 3506 Время на чтение 3 минуты В понедельник, 2 ноября, православный Санкт-Петербург вспоминал митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. На могиле владыки весь день совершались панихиды. По знакомой всем православным тропинке вдоль стены Никольского кладбища шли и шли верующие, чтобы помолиться почившему старцу-митрополиту в 25-ю годовщину его упокоения. А вечером в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры прошёл памятный вечер «Душа моя болит о России: К 25-летию кончины приснопоминаемого митрополита Иоанна». Настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи протоиерей Вадим Буренин поделился в интервью «Русской народной линии» впечатлениями о вечере: Для меня 2 ноября 2020 года — значимый день, день памяти, потому что в этот день исполнилось 25 лет, как не стало с нами всероссийского Архипастыря Владыки Иоанна (Снычёва). Небольшой срок, с 1990 по 1995 год, он был правящим архиереем Санкт-Петербургским и Ладожским, и все эти годы его служения прошли на моих глазах. В этот период времени я являлся студентом Санкт-Петербургской духовной семинарии, был рукоположен Владыкой во дьяконы, а потом и в пресвитеры. Владыка Иоанн назначал меня на разные места служения. Важно, что его голос, который в те времена был лучшим в Церкви, помогал и лично мне, и всем ощущать необходимость жизни во Христе. То, о чём говорил Владыка, было всем очень понятно. Более того, всем было ясно — то, что говорит Владыка — это непреходящие вещи. Посмотрев на события, которые произошли за этот период времени, можно сказать точно, что Владыка Иоанн был выдающейся личностью, выдающимся архиереем. Очень важно, что он говорил то, что считал нужным, не оглядываясь по сторонам. Современному священству есть чему поучиться у Владыки. Он уделял много внимания именно святоотеческому знанию тех духовных основ, которые необходимы во все времена.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/05/on...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010