Увидев тебя, твой ближний восклицает: «Какой хороший человек! На твоих устах улыбка!» – или замечает тебя лишь только с кислым лицом? Думаю, что если бы мы сейчас спросили Христа: «Господи, почему Ты пришел на землю? Что ты нам этим хотел показать? Для чего совершил все эти спасительные вещи? Чего Ты хочешь от нас?» – наверное, Он бы ответил: «Я пришел, чтобы вас сделать радостными. Я вам говорил о Боге, творил чудеса, явил Самого Себя. Зачем? Чтобы видеть вас счастливыми, спокойными, чтобы вы наслаждались жизнью. Через радость вы сможете чтить Бога». Сияя радостью, тебя друг спросит: «В чем тайна твоей радости?» И ты ответишь: «Моя тайна – это Христос мой». Твоя лучшая проповедь перед окружающими, когда благовестием Христа наполнена вся твоя жизнь. Вот почему пришел Спаситель: чтобы мы светились от радости и счастья. В проповеди Господа доказательством присутствия Духа Христова будет не изреченное устами, а то, как ты проводишь свою жизнь, твое выражение лица, твои движения, твоя улыбка… Это вовсе не значит, что следует смеяться без причины. Улыбаюсь, потому что знаю, в Кого верю, знаю, что значит Бог в моей жизни. Христос коснулся моей жизни, она изменилась, душа моя умиротворилась, поэтому я радуюсь. Робею, когда читаю фразу Ганди: «Мне нравится Христос. Мне нравится Его учение, проповедь, Евангелие… При виде христианина разочаровываешься, понимая, что и я таким стану в Церкви, буду ходить с кислым лицом. Что я буду делать в Церкви?» Ближний, увидев тебя, расцветает? Раскрывается ли его душа? Или он думает: «Зачем я привязался к нему?» Радуйся всегда. Во всех жизненных обстоятельствах пусть радость будет самым лучшим ответом, что бы ни случилось. Христос сказал, что будем иметь скорби в этом мире. Эти скорби – внешние различные давления. Скорбь значит давление. Скорби сопряжены с расходами, долгами, то есть всем тем, что извне. Твоя душа не скорбит, если ты сам этого не хочешь. Только ты лично даешь разрешение внешним скорбям войти в твою душу. А можешь, несмотря на все проблемы, улыбаться.

http://pravoslavie.ru/110755.html

Без помощи благодати Божией человек не может сделать ничего доброго Душа моя яко земля безводная ( Пс.142:6 ). Земля хотя бы имела весьма хорошую почву, хотя бы с прилежанием была возделана земледельцем и засеяна добрыми семенами, не может принести плода, если ко всему этому не приимет в себе достаточно влаги водныя, и весь труд земледельца всуе погибает; потому что от трудов своих не может он собрать никаких плодов и во время зимы принужден бывает истаявать гладом. Подобное сему точь в точь бывает и с душой нашей. Она по природе своей наделена Творцом всеми дарами, способствующими ей возращивать в себе, яко на доброй земле, все добродетели. Но все эти природные дары могут остаться совершенно бесплодными, если человек не будет напояем благодатью Святого Духа. Благодать же св. Духа подается только тем, кои жаждут сей благодати, сознают свою немощь и, подобно пророку, взывают: «возжада душа моя к Богу крепкому живому» ( Пс.41:3 ); подается благодать тем, кои к действию благодати не ленятся приложить свой личный труд и все усердие. Без труда же с нашей стороны, и труда усиленного, благодать Божия содействующая никому не подается; потому что хотя Господь всем хощет спастися, но спастися желает не туне – не даром, а требует усилия с нашей стороны: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 ). Ради сего царствия св. мученики предавали свою плоть на раздробление и раны, а преподобные самовольно терпели всякия лишения и распинали плоть свою воздержанием и трудами; да и вообще – все святые всех времен получили благодать Духа Святого, а с нею и Царствие небесное, усиленным трудом и теплою к Богу молитвою. Посему весьма ошибаются те, кои очень высоко ценят сами себя, свою собственную природу, и не стараются быть в общении с Богом – Источником истинной жизни и бессмертия, отвергают Богоустановленные Православной Церкви таинства, чрез которые подаются нам дары Духа Святого, без чего мы, как земля иссохшая, не можем принести ни единого доброго плода, разве только терние греха и волчцы богоненавистной гордости, которая и самого светлого ангела свергла с неба и вринула его в глубину адского мрака.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dusha-...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Внешний облик – это маленькая проповедь о том, Какой наш Бог» Разговор с православным стилистом Еленой Масальцевой 17.11.2023 123 Время на чтение 17 минут Источник: Православие.ру В преддверии Рождественского Поста наш корреспондент встретилась с прихожанкой Спасского собора, мамой четверых детей. Несмотря на занятость дома, у Елены множество увлечений – например, пение в народном хоре. Когда дети подросли, Елена Масальцева стала стилистом и сейчас учит женщин достойно одеваться. Елена рассказала о своем пути к вере, о традициях встречи Рождества и святочного времени, которые существуют в их многодетной семье, а также поделилась с нашими читательницами своим профессиональным видением, как и для чего православной женщине выглядеть красиво в современном мире. Семья Масальцевых Душа чувствовала – Елена, хочется начать разговор с традиционного вопроса: как вы пришли к вере? – Когда я была маленькой, я понимала, что есть большая сила, которая создала этот мир, моя душа чувствовала, что Господь есть. Кроме того, я в детстве боялась темноты, и мне нужна была какая-то сила, которая меня защитит ночью. И когда после Крещения я узнала молитву Господню «Отче наш…», то ощутила в ней особую мощь. И с тех пор, свернувшись ночью клубочком под одеялом, молилась. Приняв Таинство Крещения и молясь вот так, по-детски, я поняла, что двигаюсь в правильном направлении, что православная вера открывает то, чего всегда требовала моя душа. – А крестили вас в сознательном возрасте? – В двенадцать лет. Мои родители работали и до сих пор трудятся на заводе «Авитек», но прежде, в советское время, крестить было нельзя: имели место и доносы, и выговоры, и увольнения. А когда обстановка в стране поменялась, родители сами повернулись в сторону веры и решили крестить своих детей. Так нас с братом – двух подросточков – привели в единственный на тот момент действующий в Кирове храм – Серафимовскую церковь. Крестил нас отец Серафим Исупов. У купели батюшка сказал: «Наша девочка». У моего папы волосы зашевелились на голове от страха – что бы это означало? Он невесть что подумал, так как, будучи человеком советского времени, на тот момент оставался очень далек от храма и не готов был увидеть дочь всецело отданной на церковное служение.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/17/vneshn...

С духовным отцом - архимандритом Гурием (Кузьминым). Санкт-Петербург 2015 год Эту тайну стал открывать нам гроб. Преодолены смертные врата, и навсегда сомкнуты уста, и не излучают тёплого света раскрытые и не видящие глаза; маска смерти сковала только что жившее лицо... Холод и мрак... Но и тут же – присутствие чего-то нового, освобождённого от телесной зависимости, ясного и прямого, требующего от тебя действия значимого, существенного. Имя ему – рождённая в вечность Душа. Так началось новое знакомство меня и моей мамы. Думала ли я, уходя в монастырь, что и мама будет последние дни проводить под покровом обители?! Торжественная и спокойная, даже радостная, лежала она, облачённая в монашеские одежды, посередине храма. Тихо отошла ко Господу ее душа. Сбросила свою ветхую одежду. Облеклась в новую и засмотрелась в зеркало вечности. «Неужели это я »? – говорила ее душа. Где боль, мучение и скорбь ? Они остались там, за порогом. И, озаренная тихим светом, неузнанная самой собой, она предстала перед всеми. Где, ад, твоя победа? Где, смерть, твоё жало? Хочется сказать словами апостола: «Нет их!» Смиренная, кроткая и все знающая свидетельница Божией славы, предстала она перед изумленными нами. Как по тропе, шли мы вслед за ней к ее последнему вздоху, нежно и бережно поддерживая ее в трудных и малопроходимых местах. По дороге, известной только Путеводцу Богу. И не было минуты, чтобы, открыв глаза, она не встречала обращённый на неё взгляд и протянутую для помощи руку. Сестры, священники и прихожане, как одна семья, сопровождали этот корабль, отходящий в вечность. Сергей и Зоя Афонины 1950-е годы День за днём идёт наша жизнь, и нет в этой череде ничего лишнего, ничего случайного, чего бы не сотворил Господь. Полтора года назад брат Константин привез маму ко мне в монастырь. Думала ли я, уходя в монастырь 30 лет назад, что и моя мама будет последние свои дни проводить под покровом обители?! А Господь судил именно так. Рождённая в первые годы революции, в далеком 1921-м году, моя мамочка не была воспитана в церковной среде.

http://pravoslavie.ru/111693.html

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание Сказанная в Великую седмицу о том, почему эта седмица (страстная) называется великою, и на слова: «Хвали, душа моя, Господа» (Пс.145:1), и о темничном страже, упоминаемом в Деяниях.Увещание к усиленному духовному бодрствованию во время Страстной недели. — Почему она называется Великою и чем христиане и христианские цари ознаме­новывают ее? — «Хвали душа моя Господа». — Как внутренности наши могут благословлять Господа? — Почему в Пс.145-м призывается к этому только душа? — Великая сила песнопений Богу. — Апостолы ничего не делали на показ и к ним привлекали верующих не только чудеса их, но еще прежде чудес жизнь их. — Великая сила молитвы, соединенной с постом и благодарностью Богу. — Когда молитва соединена бывает с благодарностью? — Увещание — совершать молитву с благоговейным вниманием. — Как поддерживать внима­ние во время молитвы?   1. Мы совершили плавание поста и по благодати Божией достигли наконец пристани; но не будем беспечными потому, что мы достигли пристани, а напротив потому самому, что мы достигли конца, будем еще более ревностными. Так посту­пают и кормчие: когда они готовятся ввести в устье пристани корабль с грузом, наполненный до верху пшеницею и другими товарами, то бывают особенно деятельными и осторожными, чтобы корабль после долгого плавания не разбился здесь о какую-нибудь скалу и не потопил всех товаров. Так и мы теперь должны быть особенно деятельными и осмотрительными, чтобы при конце не лишиться воздаяния за труды; потому нам и нужно усилить ревность. Так поступают и бегающие на ристалищах: когда они видят, что они уже недалеко от места наград, тогда особенно ускоряют бег свой. Так и борцы, когда, после многих усилий борьбы и многократных побед, приближаются к венцам, тогда особенно ободряются и напря­гают свои силы. То же самое сделаем теперь и мы. Что для кормчего — пристань, для бегающих — место наград и для борцов — венцы, то для нас — настоящая седмица, начаток благ и приближение к венцам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3403...

Скачать epub pdf Какие дары благодати Божией нужны пастырю! И слово огненное, и действие решительное, и любовь покоряющая, и смирение привлекающее, и разум господственный, и чистота дерзновенная, и простота мужественная, и надежда твердая, и вера живительная, и мысль возвышенная, дабы сердца и души человеческие привлекать ко Христу. Страшно это служение. Моисей и Исаия боялись его, хотя оно и предлежало им, как чрезвычайное. Но как они дерзали Тобою, Господи, Тобою будучи призваны к своему служению, – так и я дерзаю Тобою. Ты меня призвал к Себе, Чудный Любовию и Святостию, в дни отрочества моего, и душа моя не может больше ничем насытиться, как только Тобою. И Ты просвещаешь мой ум, очищаешь мое сердце, исполняешь меня любовию и иными дарами Святого Духа. Даруй мне обогатиться ими обильно, дабы всех к Тебе приводить. Будь же со мною, Господи, не ради меня только, но ради Твоей Славы, пастырством являемой, ради молитв Пречистой Непостижимой Матери Твоей. Да будет благословенно и славно Имя Твое. 1920 г. Троки (Город Троки – современное название – г. Тракай.) Веди меня Сам, Господи, как Тебе угодно. Ты Премудрость, Могущество и Любовь . Ты хочешь только большего нам блаженства и умножения даров Святого Духа. Я не могу найти на своем бедном языке тех слов любви со всею силою и нежностию ее для выражения тех чувств к Тебе, которыми глубоко живет душа моя, и удивляюсь Твоему непостижимому снисхождению и долготерпению. Приведи их во мне в полноту и совершенство. 1920 г. Троки Какая радость жить для Христа и во Христе! В Нем все ясно для ума; чувство Им освещается и утешается, желание Им насыщается, все силы душевные, таким образом, с избытком удовлетворяются, вся душа живет полной, возвышенной, радостной, святой жизнью, а в сердце как бы журчит ручеек этой жизни, полной любви, радости, покоя и света. Научи и даруй мне, Господи, жить всегда в Тебе и для Тебя. В Тебе – все. Опыт. 1920 г. Троки Как сладко становится на сердце при воспоминании об Иисусе Христе! Уже одно Имя Его производит где-то в глубине сердца полноту радостной, неземной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Слово на Преображение Господне «Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный...» По мере приближения Своих спасительных страданий Господь наш Иисус Христос все чаще, беседуя с учениками наедине, разъяснял им действительную цель Своего пришествия в мир, неизбежность и, в то же время, добровольность предстоявшей Ему искупительной жертвы. Желая укрепить их веру в Свое богочеловечество и, тем самым, помочь им в часы грядущих страшных испытаний понять глубину божественного снисхождения и «страдание уразумети вольное», Он возвел троих из них однажды на Фаворскую гору и показал им в чудном видении Свое преславное преображение. " Взяв Петра, Иоанна и Иакова,– говорит святой евангелист,– взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился (ибо оно «просияло... как солнце» – Мф. 17:2 ), и одежда Его сделалась белою, блистающею (как снег – Мк. 9:3 ). И вот два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия... Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но пробудившись увидели славу Его, и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии« ( Лк. 9:28–33 ). Другой евангелист прибавляет при этом по поводу слов апостола Петра: »Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе» ( Мк. 9:6 ). Душа человека, созданная по образу Божию и предназначенная для вечной жизни в царстве Божием, естественно стремится к возможно полному для нее богообщению, ясно чувствуя и сознавая, что не может быть ни истинного счастья, ни просветленно-радостной духовной жизни вне Источника жизни и блаженства, то есть в удалении от Бога, Которым все мы «живем и движемся и существуем» ( Деян. 17:28 ). О жажде богообщения, свойственной чистой душе верующего, ярко и вдохновенно свидетельствуют восторженные слова псалмопевца – царя и пророка Давида: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда прийду и явлюсь пред лице Божие!» ( Пс. 41:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

455. Слово по возвращении к своей пастве из Санкт-Петербурга (Говорено в Московском Успенском Соборе августа 15 дня). 1823 Что мне сказать? Откуда начать, или куда обратить слово, которому и предшествующее время, и настоящий день и побуждение сердца, и обязанность служения, вдруг представляют многие предметы; и указывают различные пути. Первее всего – «благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя Имя Святое» ( Ncaл. CII, 1 )! Благословен сохраняющий полноту Церкви Своей, Небесный Пастырь, и Посетитель душ, и в отсутствии земных пастырей пасущий стадо Свое; и пастырей, яко агнцев, водящий жезлом невидимым, призывающий и посылающий, удаляющий и возвращающий, разлучающий и паки соединяющий! Величает душа моя и Тебя, Благословенная Матерь Божественного Агнца и Пастыря, дивно некогда Успением Твоим собравшая полный Собор Апостолов, и ныне к сему торжественному воспоминанию Твоего Успения сподобившая меньшего из служителей Церкви сея приити в полноту сего священного собора. Обращаюсь к вам, Боголюбезные братия и чада Церкви сей, не умолчу ныне о том, о чем умолчал здесь за год пред сим, – о скорби разлучения с вами, которую тогда понес отсюда в стесненном сердце; не хотел я прикосновением раздражать рану, которой не мог уврачевать. Поелику не в моей было власти отвратить самое разлучение: то не стал уже я расточать слова бесполезнаго сетования о том; и в безмолвной покорности вручил недавно восприятое стадо благодати Пастыреначальника и молитвам пастырей: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, которых помощь также благодарно исповедую и паки призываю к соблюдению стада, с вящшим преспеянием, даже до дня Иисус Христова. Что касается до продолжительности отсутствия моего, скажу со Апостолом: «не хощу... не ведети вам, братие, яко множицею восхотех приити к вам, и возбранен бых доселе» ( Puм. I, 13 ). Чем возбранен был? Возбранен тою же священною властию, тем же законом послушания, которые и в начале меня сюда привели и вскоре отсюда воззвали; возбранен бых тем же самым делом служения, которым возбуждалось и желание приити к вам. Неволя святая! Беззаконно было бы рваться из нее в свою волю с нетерпеливостию, или упорством.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Отец Мефодий услышал меня» Моя благодарность России и нашему Президенту 16.01.2024 870 Фото: Предоставлены автором Мы уже сообщали, что ветеран боевых действий, серб Ратко Самац, выдачи которого требовали власти Боснии и Герцеговины, получил недавно гражданство России . Сегодня мы публикуем материал его супруги члена Союза писателей России Елены Кибиревой. На Валаам я ехала (плыла пароходом и мыслями) с надеждой. Кажется, и не собиралась… Просто приехала с Урала – помолиться Матрёнушке-Босоножке в её часовенке возле церкви подворья Зеленецкого мужского монастыря в Санкт-Петербурге и попросить помощи у местночтимого молитвенника Матвея Татомира, что погребен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. Они и направили меня на остров Божий Валаам. «Обязательно посмотрите фильм о приснопамятном батюшке Мефодии, его здесь особо почитают…». Эти слова прозвучали из уст родных людей как призыв, и за день до поездки, несмотря на то, что меня мучили сильные боли в ногах, и я страшилась немощи, моя поездка была оплачена и все сомнения развеяны. За несколько часов нашлось всё необходимое: чемодан, теплая одежда и подарки для монастыря. Как будто я давно собиралась именно на этот остров, стоящий на семи ветрах. Фильм об отце Мефодии накануне паломничества я, конечно, посмотрела в первую очередь. Поразили меня в этом фильме слова Святейшего Патриарха о том, что архимандрит Мефодий, устроитель монастыря, ещё при земной жизни сподобился святости. И особенно в сердце легли слова о том, что приехал монах Мефодий на Валаам с далеких Балкан, из Македонии. Мы всегда страждем помощи Божией, испрашивая молитв у святых, стоящих у Его Престола, и ищем на земле молитвенников-старцев, не надеясь на свои слабые молитвы. «Кто поймёт мои чаяния? – вопрошала и я, отправляясь в чудное паломничество. – Несомненно, балканский молитвенник…». Как только пароходик причалил к сказочным берегам, ещё не успев даже зайти в главный храм, я поспешила на игуменское кладбище, как будто главным для меня было в эту минуту – припасть молитвенно к могильному кресту отца Мефодия. Я не знала батюшку при его земной жизни, но душа моя рвалась к нему, как будто он давно ждал меня и был самым родным человеком. У меня и сейчас, когда я снова наполнила себя воспоминаниями о встрече с отцом Мефодием, захолонуло сердце теплой любовью, и звучат в нём слова: «От Меня это было…». А в тот день я тихонько склонила голову у подножия креста и изложила свою горькую кручину: «Батюшка, ты сам родом с Балкан и понимаешь чаяния изгнанных с родины сербов. Помоги получить гражданство сербскому офицеру, воевавшему за сербские православные земли, гонимому, преследуемому, инвалиду, изрешечённому натовскими пулями. Как волка гонят, пули вслед летят. Россия этим пулям – щит и бронь, здесь знают, кто враг, а кто герой. Укрой его, спаси и защити. Все документы с просьбой о Российском гражданстве уже в кабинете у Президента. Вымоли, отче…».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/16/ot...

Предисловие В самом начале Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон святого Андрея Критского . Он разделен на четыре части и читается в первые четыре дня поста вечером, за Великим повечерием. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха и потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. С великим искусством святой Андрей переплетает великие образы – Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, Давида, Обетованную Землю и, выше всего, Христа и Церковь – с исповеданием грехов и раскаянием. События священной истории явлены как события моей жизни, дела Божии в прошлом – как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены – как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него. Канон начинается с глубокого личного вопля: «С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?» Один за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу. История первого грехопадения – это моя личная история: я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и Его вечного Царства сладости из-за моих грехов... «Я потерял Божественные дары. Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне вначале соткал Зиждитель, и поэтому я наг...» И так в течение четырех вечеров девять песней канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время – история и моей души. Слова канона призывают меня к ответу, ибо они говорят о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа – единственная и неповторимая – проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью. Значение и цель Великого канона именно в том и состоят, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010