1854 год 1 Я в Петербурге Октябрь. Вечером второго дня октября, в субботу прибыл в Петербург и остановился в гостинице, что супротив Павловского кадетского корпуса. 3, воскресенье. Пишу о своем первом свидании с митрополитом Никанором. Он принял меня сухо и, проговоривши: «Давно мы ожидаем вас», – спросил: «зачем вы ездили в Рим?». – Я ответил: «Туда увлекло меня желание поклониться мощам святых апостолов Петра и Павла и изучить древнейшие памятники христианского зодчества и иконописания». «Но вам не было позволено ездить туда», – возразил он деспотически и отпустил меня с наказом, чтобы я с просьбами моими обращался к его наместнику. Наместник указал мне две грязные кельи в верхнем жилье подле лаврского собора у южной стороны его. В одной из них поместился я, а в другой служивший при мне в Иерусалиме студент семинарии Петр Соловьев. Нас разделяли холодные сени. Моя поездка в Рим, как сдается, взбудоражила духовное начальство. За неудовольствием его скрывается что-то таинственное. Не явился ли в Питер дьявол ранее меня и не нашептал ли, что я в Риме сделался католиком? Время раскроет сию тайну. 4, понедельник. В час пополудни я по долгу службы явился в азиатский департамент министерства иностранных дел. Директор его Николай Иванович Любимов принял и проводил меня весьма ласково, расспросив о политическом проявлении умов в Италии и Австрии. Товарищ же канцлера Лев Григорьевич Сенявин через Любимова просил меня придти к нему в середу, во втором часу пополудни. В министерстве мне два теплых ветра веют и два солнца греют. 6, Середа. А в духовном ведомстве обдал меня холод. Обер-прокурор Протасов, выслушав вызванный им самим рассказ мой об аудиенции моей у папы, и только этот рассказ, простился со мною, отвернувшись от меня по-солдатски направо кругом. За то и душа моя стала к нему задом. Директор канцелярии его, Сербинович, принял меня и отпустил, ни о чем не спросивши и извинившись каким-то недосугом. А милый Сенявин обласкал меня, как нельзя лучше, и обещался поддерживать всеми силами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

29. Слово в неделю всех Святых, при посещении города Коломны (Говорено в тамошнем Успенском Соборе, маия 28 дня; напечатано в собраниях 1822, 1835, 1844 и 1848 гг.) Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин. Матф. Х, 37 . 1822 По неисповедимым судьбам Божиим, видя себя вновь посреди сего града, в котором суждено было мне в первый раз увидеть свет, и от котораго течением происшествий увлечен я был так, что никогда уже видеть его не чаял, – сверх чаяния, вновь находясь посреди братий и ближних, в сообществе которых получил первыя приятныя ощущения жизни, – желал бы я совершенно предаться сильному влечению любви к отчизне, – любви, по которой, как изъясняется некто из Иерусалимлян, дети Иерусалима «благоволиша камение его, и персть его ущедрят» ( Ncaл. CI, 15 ), то есть, самые камни отечественнаго града им любезны, мил даже прах путей его. Сердце мое готово теперь воспевать сему граду песнь, которую они воспевали своему Иерусалиму: «вопросите, яже о мире Иерусалима: и обилие любящим тя! Буди же мир в силе твоей, и обилие в столпостенах твоих. Ради братий моих и ближних моих, глаголах убо мир о тебе» ( Ncaл. CXXI, 6–8 ). Но что слышу? Сию сладкую песнь пресекает грозный глас заповеди Христовой, которая, как будто по особенному намерению, ныне оглашает меня среди сего храма. «Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин» ( Мф.10:37 ). Что же буду делать? Восприиму иную песнь песнопевца Израилева: «не Богу ли повинется душа моя» ( Ncaл. LXI, 2 )? Покорю любовь к ближним и братиям, – покорю любви к Богу и Христу; «забуду люди моя, и дом отца моего» ( Пс. 44:11 ), и потщуся помнить токмо людей Господних и дом Отца небеснаго. В сем расположении духа и прерванную Иерусалимскую песнь продолжать мне позволено: «дому ради Бога нашего взысках благая тебе» ( Ncaл. CXXI, 9 ), Боголюбезный граде! Ради святыя Церкви, которая есть дом Божий, ради православных чад ея, которые суть присные Богу, желаю я тебе благ; и поелику желаю для Бога, то и благ желаю Божественных, «мира Божия, превосходящаго всяк ум, веры Божией», которая есть «Божий дар, любви Божией, изливающейся в сердца наши Духом Святым».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

37. Слово в день Сретения Господня 107 Приникнем своей мыслью, юные сестры во Христе и чада, к тем урокам, которые преподает сегодня святая Церковь . Этих уроков немало, но мы остановимся лишь на некоторых из них. Ныне святая Церковь напоминает нам о том, как Христос Спаситель «от Девы, яко младенец четыредесятодневен, Материю вольне приносится в церковь законную» 108 для того, чтобы «представить Его пред Господа» ( Лк. 2, 22 ). Это принесение во храм означало, что с первых дней детства жизнь младенца посвящается Господу. Действительно, из земной жизни Господа мы знаем, что уже с детства она была посвящена исполнению воли Отца небесного: уже двенадцатилетним отроком Господь говорит Иосифу и Пречистой Своей Матери: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» ( Лк. 2, 49 ). Отрок Христос уже желал находиться в доме Отца Своего гораздо охотнее, нежели наслаждаться счастьем обычной земной жизни в доме мнимого отца своего Иосифа в Назарете. Так и каждый из нас в сороковой день по рождении приносится в храм для «воцерковления». Этот обряд святой Церкви напоминает прежде всего о том, что и каждый человек должен был бы с таким влечением сердца и желанием стремиться к храму и пребывать в нем, как говорит псалмопевец: «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. Желает и скончавается душа моя во дворы Господни. Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе... изволих приметатися (т. е. быть у порога) в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениях грешничих» ( Пс. 83:2–3, 11 ). Конечно, впрочем, не одно внешнее, хотя бы и частое, пребывание во дворах Господних требуется от нас: необходимо самое сердце сделать храмом для обитания Бога, внешнее же пребывание в храме ценно в очах Божиих лишь тогда, когда является последствием преискренней любви ко Христу, свидетельствует о пламенном желании быть всегда в общении с Богом и посвятить Ему всю жизнь. Таким-то именно настроением и исполнен был двенадцатилетний Божественный отрок Иисус, когда, находясь в храме, сказал: «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» ( Лк. 2, 49 ). Пример подобного пламенного желания быть в общении со Христом представляют нам и святые мученики и все святые, из которых назовем, например, святого Игнатия Богоносца . Он, по словам церковной песни, «желаемаго Христа вперсив» (т. е. восприняв в свое сердце), настолько пламенно желал соединиться со Христом и «идти ко Отцу», что совершенно не взирал на предстоящие ему страдания, охотно предпочитая, как пшеница, быть измолотым зубами зверей, чем остаться в живых, и умоляя братию не отдалять от него мученического венца.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

I. О Всенощном бдении Часто мы слышим в храме слова пророка Давида: «Как вожделенны жилища Твои, Господи! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни: сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому»! И действительно, как счастлив и угоден Богу тот, кто в праздничные и воскресные дни, несмотря ни на какие затруднения, спешить в храм Божий, и здесь, с глубоким благоговением, забывая все житейские тревоги и суету, обращается всеми своими мыслями к своему Создателю. Этим он исполняет заповедь Господню, повелевающую нам шесть дней недели трудиться для удовлетворения своих нужд, а седьмой – посвящать молитве Богу. Да и как нам не молиться нашему Создателю, когда от Него мы получили все, что имеем: и самую жизнь нашу, и все, что нужно для поддержания этой жизни. Им одним мы существуем и живем. «Непрестанно молитеся», говорит апостол. И, действительно, ни одного дня, ни одной минуты мы не должны бы жить без памятования о Господе Боге, без молитвы к Нему: ничто не спасет нас, если Господь отвратит от нас лице Свое, отнимет от нас милость Свою: вот почему нам нужна постоянная помощь Божия. Наши предки сложили прекрасную поговорку: «Богат Бог милостью». Приходя из храма Божия, они обыкновенно говорили: «Бог милости прислал» и этим показали нам добрый пример с усердием посещать храмы Божии, спешить накануне праздников и в самые праздники в дом Божий, как только заслышим удар колокола, который призывает верующих к «общественной молитве. Если мы последуем этому примеру, поспешим в храм Господень и там с полным вниманием будем следить за Божественной службой, мы увидим, с какою нежною любовью святая Церковь снисходить к своим детям – верующим, как она употребляет все меры, чтобы расположить их к молитве, в каких прекрасных чертах изображает она всю историю спасения рода человеческого чрез пришествие Сына Божия на землю, и как ясно показывает она нам, в продолжение службы, близкую связь между событиями церкви ветхозаветной, до пришествия Иисуса Христа, и новозаветной, после Рождества Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Биографические, дружеские, поздравительные, благодарственные и просительные письма 1. Письмо Антонию, архиепископу Воронежскому и Задонскому Высокопреосвященнейший владыко! Его превосходительство Ф. обрадовал меня вашим благословением; известил о прославлении славимого Самим Богом святого чудотворца святителя Митрофана и тем спасительно утешил мое унылое сердце, взывающее: яко пришельствие мое продолжися: Царю мой и Боже мой! векую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? Но и в скорби распространил мя еси, и возрадовася дух мой, яко по множеству болезней моих возвеселися сердце мое о Господе, спасающем меня. Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Удиви, Господи, на мне милость Твою. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Да постыдятся и посрамятся ищущие злая мне, ищущий пожрети душу мою и свести во ад живу. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимские: «тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая. Жертва Богу дух сокрушен...» (Из псалмов) Любовь же к Богу от всей души и любовь к ближнему, как к самому себе, более всех всесожжении и жертв. Сие исповедал пред Господом иудейский законник, и Господь за исповедание сие объявил ему, что он близок есть к Царствию Божию. Господь отверг разумы разумных мира сего. Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу: во исповедание и в велелепоту облеклея еси... Дивна дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси... Человек суете уподобися, и дни его, яко сень, преходят: Ты же снисходиши к нему, ищеши его, и призываеши к Себе во упокоение вечное! О, коль велика благость Твоя, о, коль возлюбленна селения Твоя, Господи, идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную!.. Ты бо еси истинный Свет, просвещали и освещаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки... Но что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми! Чашу спасения прииму и имя Господне призову: воздам Господеви молитвы моя пред всеми людьми Его: исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя: яко умножил еси милость Твою на избранных Твоих: ныне указуеши на гробы их, видением, откровением и чудесами, яко покоющиися в них живы суть пред Тобою; и молитвы людей Твоих, приносимые пред ними, приятны Тебе, прославляющему их дарованием исцелений всяких болезней и недугов в людех Твоих. Слава Тебе, показавшему нам и ныне показующему свет, в самой сени смертней возсиявший.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Вероучительные и литературные памятники 1 . Архимандрит Никодим. Повесть душеполезная Никодима типикариса Соловецкого о некоем брате 28 Из книги старописменныя в десть, Сергиева монастыря. Повесть душеполезна, прочти со вниманием, и зело ползуешися. Поведа нам Никодим типикарис о некоем брате сице глаголя. Живущу ми рече во обители преподобных отец наших киновиах Зосимы и Саватия, иже близ сущи понта окиана соловецкого отока, и тамо пребывающю ми лета доволна и типикардную службу хранящу. В то время прииде некий брат в той же монастырь, юн сый леты, добр возрастом. Поведа мне о себе повесть страшну исполнь сущу пользы и умиления, и слезам достойную, могущую слышащих удивити и устрашити, и во умиление привести. Сам же со многими слезами, со воздыханием и рыданьми глагола ми сице. Бысть рече в лето 7146, при державе благочестиваго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича, всея Русии самодержца. Сущу ми во обители Пресвятыя Живоначалныя Троицы Сергиева монастыря, близ сущи царствующаго града Москвы. Тамо пребывающу ми во всяком небрежении о своем спасении, и свою жизнь зле провождающу и о душевном своем спасении нимало пекущуся, и заповеди Божия преступающу, и во всякой нечистоте и пиянстве пребывающу, и о своем спасении не радящу, и иноческаго пребывания обещание забывшу, и во все презревшу, и яко скоту невоздержно живущу: и спроста рещи яже суть Богом любима сих отвращахся. А яже Бог ненавидит сия любима Быша мне, и сими душю мою помрачах. И тако ми пребывающу, абие посылается ми жезл наказания за грехи моя. Внезапу бо пострадах зле, и мзду поделом моим восприях. И аще не Господь помогал бы ми в мале вселилася бы во ад душа моя. Но яко чадолюбия отец всех наказует, но обаче с милостию по реченному, накажет мя праведник милостию и обличит мя, не хощет бо смерти грешному, но еже обратитися и живу быти ему. Хощет бо всем спастися и в разум истинный приити. И тако ми рече во едину от ноще, во дни пентикостия, близ праздника Духа Святаго сошествия, во мнозе пиянстве пребывающу, по реченному, спящии бо в нощи спят, и упивающиися в нощи упиваются, приспе время спати, и от пиянства душегубителнаго престати.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 59. Прокимени, апостоли, аллилуиаре, Евангелиа, и причастни общи святых, ихже егда творим службу Служба Пресвятыя Богородицы На утрени прокимен, глас 7: Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Стих: Отрыгну сердце мое слово благо: Евангелие Луки, зачало 4. На литургии прокимен, глас 3. Песнь Богородицы: Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем. Стих: Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди. Апостол к филипписием, зачало 240. Или другий, ко евреем, зачало 320. Аллилуиа, глас 8: Слыши Дщи и виждь, и приклони ухо Твое. Стих: Лицу Твоему помолятся Богатии людстии. Евангелие Луки, зачало 54. Причастен: Чашу спасения прииму, и имя Господне призову. Служба святых небесных безплотных сил Прокимен, глас 4: Творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный. Стих: Благослови душе моя Господа, Господи Боже мой возвеличился еси зело. Апостол ко евреем, зачало 305. Аллилуиа, глас 5: Хвалите Господа вси ангели Его, хвалите Его вся силы Его. Стих: Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася. Евангелие Луки, зачало 51. Или Матфеа, зачало 52. Причастен: Творяй Ангелы Своя: Служба святых пророков общая Прокимен, глас 4: Ты Иерей во век по чину Мельхиседекову. Стих: Рече Господь Господеви моему седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Апостол к коринфяном, зачало 157: Другий ко евреем, зачало 214: Третий соборнаго послания Иаковля, зачало 57. Аллилуиа, глас 5: Моисей и Аарон в иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его. Стих: Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие. Евангелие Матфеа, зачало 96. И Луки, зачало 62. Причастен: В память вечную: Служба святых апостолов общая Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их: Стих: Небеса поведают славу Божию: Апостол к коринфяном, зачало 131. Аллилуиа, глас 1: Исповедят Небеса чудеса Твоя Господи. Стих: Бог прославляемь в совете святых. Евангелие апостола единаго, от Матфеа, зачало 34. Апостолов обще Евангелие Луки, зачало 50, или 51. Причастен: Во всю землю изыде вещание их:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Грех осуждения Этот грех происходит от недостатка любви к ближним 21 марта, 2014 Этот грех происходит от недостатка любви к ближним «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» В замечательной молитве святого Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего” есть следующее прошение: “Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”, что значит – даруй мне Твою благодать, дабы узреть мне и судить мои собственные ошибки, а не осуждать брата моего. С одной стороны, святой просит Бога дать ему дар самопорицания, а с другой – умоляет Его помочь не осуждать ближних. Что такое осуждение? Осуждение и порицание есть плод ненависти. Осуждение, по словам Иоанна Лествичника, болезнь тонкая, это состояние, устраняющее любовь, это нечистота сердца, утрата целомудрия. Осуждение поистине страшная вещь. Выскажем некоторые мысли по этому поводу. Господь сказал: “Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься”. Всякое слово будет свидетельствовать или за нас, или против нас. Чего греха таить, осуждение ближнего доставляет нам большое удовольствие. Когда люди получают благосклонность некоего сильного мира сего или душа их полна ненависти, они с легкостью начинают порицать и осуждать других. Древний церковный писатель Ерма, написавший книгу “Пастырь”, говорил, что не следует осуждать кого-либо, а также не надо слушать тех, кто осуждает других. Если мы с удовольствием слушаем тех, кто клевещет или обвиняет других, мы уже виновны в грехе осуждения. Осуждение является демоническим состоянием. Первый, кто впал в этот грех, был сам дьявол. Дьявол осудил и оклеветал Бога перед прародителями, а затем стал учить осуждению людей. Обычно мы злословим о ком-то, когда тот не присутствует при разговоре. “И воссели владыки и хулят против меня…” – говорит Давид. И действительно, в Ветхом Завете мы читаем, что Саул, Авенир и Ахитофел насмехались над Давидом. Стих этот имеет отношение и ко Христу. Первосвященники Анна и Каиафа тайно встречались и, в конце концов, обвинили и решили убить Его. Иисус в то время находился в Саду и говорил о Боге, а те тайно оговаривали Его. Вот почему псалмопевец восклицает: “Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими”.

http://pravmir.ru/grex-osuzhdeniya/

Закрыть itemscope itemtype="" > Старец Иосиф Исихаст. Выражение монашеского опыта 20.05.2011 590 Время на чтение 41 минут Перевод по пятому изданию этой книги на греческом языке . ВМЕСТО ПРОЛОГА. Вспоминаю, мне было пятнадцать лет, когда я направился в Удел Божией Матери - на Святую Гору. На этот путь к монашеской жизни меня наставила моя добродетельная и монахолюбивая мать - ныне монахиня Феофания. В первые годы несчастий оккупации , когда ради работы я прервал свое обучение в гимназии, в одну из двух церквей старостильников в Волосе пришел служить священником один иеромонах святогорец. Он был монахом у Старца Иосифа Исихаста, как его называли. Этот иеромонах святогорец стал для меня в то время многоценным советником и помощником на моем духовном пути. Он стал моим духовником, и благодаря его рассказам и советам через небольшое время я начал чувствовать, как мое сердце отдаляется от мира и прилепляется к Святой Горе. Также когда он рассказывал мне о жизни Старца Иосифа, что-то воспламенялось внутри меня, и жаркими становились мои молитва и желание познакомиться с ним. Когда пришло время - двадцать шестого сентября 1947 года - кораблик не спеша переносил нас из мира на святоимянную Гору - как если кто-то бы сказал: от берега преходящего к противоположному берегу вечности. На ступеньках к Святой Анне стоял в ожидании благочестивый старец отец Арсений. - Ты не Яннис из Волоса? - спрашивает он меня. - Да, - говорю я ему, - старче, однако откуда вы меня знаете? - А, - говорит он, - Старец Иосиф знает об этом от Святого Иоанна Предтечи. Он явился ему вчера вечером и сказал: " Я несу тебе одного ягненка, прими его в свой загон " . Я всею мыслию обратился к Святому Иоанну Предтече - своему предстателю, в день рождения которого я родился. Я чувствовал глубокую признательность ему за эту его заботу. - Ну, Яннис, пойдем, - говорит мне отец Арсений, - Пойдем, потому что Старец ждет нас. Мы поднялись. Что за чувства! Сколько бы сил у кого ни было, он не смог бы описать их. В тот вечер в церквушке Святого Предтечи, которая была высечена в пещере, я сделал поклон своего вхождения в послушание. Там в едва заметном свете моя душа своим особым образом узнала светлый образ моего святого Старца.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Умерший за Царя Выдержки из книги «Эпоха Царствования Императора Николая II» 09.02.2017 1025 Время на чтение 5 минут С юных лет Григорий отличался от сверстников своей особой религиозностью, поисками Бога. «В 15 лет, - вспоминал он позднее, - в моем селе в летнюю пору, когда солнышко тепло грело, а птицы пели райские песни, я ходил по дорожке и не смел идти по середине ее... Я мечтал о Боге... Душа моя рвалась в даль... Не раз, мечтая так, я плакал и сам не знал, откуда слезы и зачем они. Постарше, с товарищами, подолгу беседовал о Боге, о приходе, о птицах... Я верил в хорошее, в доброе... и часто сиживал я со стариками, слушая их рассказы о житии святых, о великих подвигах, о больших делах, о Царе Грозном и многомилостивом... Так прошла моя юность. В каком-то созерцании, в каком-то сне... И потом, когда жизнь коснулась, дотронулась до меня, я бежал куда-нибудь в угол и тайно молился... Неудовлетворен я был. На многое ответа не находил... И грустно было». Недоброжелатели Распутина любят утверждать о его особой «греховности». Большая часть этих утверждений сознательная клевета. Но, естественно, «несть человека, который бы жил и не согрешил». Как православный христианин Г.Е. Распутин постоянно каялся в своих грехах. По преданию, святой праведный Иоанн Кронштадтский исповедовал Распутина и «был глубоко тронут его искренним раскаянием». Приблизительно в 1892 г. в душе Распутина начинает происходить перелом. По его словам, когда он работал в поле, ему явилась Пресвятая Богородица, благословила его и исчезла. Распутин отправился к подвизавшемуся в Верхотурском монастыре блаженному Макарию. Макарий объяснил явление Богородицы как указание на то, что Григорий создан для большого дела и, дабы укрепиться духовно, он должен сходить на богомолье на Афон. После этого, по воспоминаниям дочери Распутина Матрены, «в жизни моего отца что-то произошло, что изменило совершенно всю его, а впоследствии и нашу жизнь. Раньше отец жил как все крестьяне, занимаясь хозяйством. Вдруг он оставил семью и ушел странствовать. Должно быть, что-то произошло у него в душе: он перестал пить, курить и есть мясо и ушел из дома».

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/10/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010