Часть III. Житие, деяния и чудеса святого и Преподобного отца нашего игумена Сергия Преподобный отец наш Сергий родился у родителей благородных и благоверных – отца, звавшегося Кириллом, и матери по имени Мария, которые были божиими угодниками, праведными пред Богом и людьми; и исполненными и украшенными всякими добродетелями, что Бог любит. У раба божия Кирилла, о котором уже говорилось, было три сына – первый Стефан, второй Варфоломей, третий Петр; отец воспитывал их, всячески наставляя в благочестии и чистоте. Стефан и Петр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не сразу овладел чтением, он учился медленно и плохо. Наставник прилежно обучал Варфоломея, но отрок не понимал его, плохо учился и отставал от товарищей, занимавшихся вместе с ним. За это его часто бранили родители и строго наказывал учитель. А товарищи укоряли. Отрок наедине часто со слезами молился Богу, говоря: «Господи! Дай мне выучить грамоту, научи и вразуми меня». Его ревность по Боге побуждала его молиться о том, чтобы получить знание от Бога, а не от людей. Однажды отец послал его искать пропавшего жеребенка. На своем пути он встретил некоего черноризца, незнакомого ему старца, святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился. Увидев его, отрок сначала смиренно поклонился, затем подошел и встал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Помолившись, старец взглянул на отрока, прозревая в нем духовными очами избранный сосуд Святого Духа. Он с любовью подозвал Варфоломея к себе, благословил его, поцеловал, по христианскому обычаю, и спросил: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо» Отрок сказал: «Душа моя желает более всего знать грамоту, для этого я отдан был учиться. Сейчас душа моя печалится о том, что я учусь грамоте, но не могу ее одолеть. Ты, святой отче, помолись за меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте». Старец воздел руки, возвел очи к небу, вздохнув пред Богом, усердно помолился и после молитвы сказал: «Аминь». Бережно достав из кармана, он, как некое сокровище, тремя пальцами подал Варфоломею нечто похожее на анафору, с виду маленький кусок белого пшеничного хлеба – святой просфоры, и сказал ему: «Открой уста свои. Чадо, возьми это и съешь – то тебе дается в знамение благодати божией и понимания Священного Писания. Хотя и маленькой кажется частица, которую я даю тебе, но велика сладость вкушения от нее». Отрок открыл уста и съел то, что ему было дано, – и была сладость во рту его, как от сладчайшего меда. И он произнес: «Не об этом ли сказано: грамоты больше, чем у твоих братьев и сверстников», – поучил его на пользу души. «Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим, и душа моя весьма возлюбила их». Старец ответил ему: «Если веруешь, больше этого увидишь. А о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне господь дарует тебе хорошее знание».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мне суждено быть епископом Церкви Христовой» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил наречение архимандрита Сергия (Булатникова) во епископа Клинцовского и Трубчевского 12.06.2013 704 Время на чтение 4 минуты Вчера, 11 июня, в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Свято-Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил наречение архимандрита Сергия (Булатникова) , клирика Брянской епархии, во епископа Клинцовского и Трубчевского, сообщает Патриархия.ru. При наречении архимандрит Сергий обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. «Промыслом Божиим и изволением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода, - отметил отец Сергий, - мне суждено быть епископом Церкви Христовой в ставшем для меня родным Брянском крае, где я пребываю уже около 20 лет. В юности я возжелал монашеского жития, стремясь поступать по послушанию. Благословение Святейшего Патриарха я воспринял как послушание Церкви. Ныне, предстоя перед вами в смущении и трепете сердечном, я с радостью свидетельствую, что жизнь моя с детства связана со Святой Церковью Христовой. Богу было отдано мое сердце, Ему служила моя воля, Ему радовалась душа моя. И если иногда согрешал я, как человек, всегда вспоминал слова молитвы: «Господи, аз же яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея» (молитва на сон грядущим 7-я, св. Иоанна Златоуста)». «Полагаю, что в минуты призвания на архиерейское служение пред каждым ставленником проносится вся его жизнь. Мне вспомнилась моя коленопреклоненно молящаяся дорогая мать, которая вложила в мое детское сердце семена веры и любви к Богу. Это чувство укрепляло и утешало меня в трудное для верующих время, когда Церковь наша задыхалась в тисках гонений, и наставляло быть твердым в своем исповедании. Мое духовное образование начиналось в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры, где я окончил Московскую духовную семинарию, и завершилось в Ленинг радской духовной академии. Однако подлинной академией Духа явилось для меня знакомство с праведными пастырями и святителями Церкви и духовное окормление у них. Это были епископ Феодор (Текучев), проживавший на покое в Псково-Печерском монастыре, архимандрит Алипий (Воронов), который принимал меня послушником в Псково-Печерский монастырь, архимандрит Серафим (Тяпочкин), благословивший меня на монашество, архимандрит Модест (Кожевников) и многие другие подвижники веры, которых я встретил на своем жизненном пути», - считает пастырь.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/12/mn...

составитель Сергей Фомин «А любовь и по смерти не умирает». Мария Тимофеева Господи, благослови молитвами Пречистыя Твоея Матери, Св.Николая Чудотворца, преп. отца нашего Феодосия Тотемского, преп.Сергия Радонежского, преп. отца нашего Серафима, Саровского чудотворца написать мне о Батюшке старце моем и о пребывании с ним. Приход мой к Батюшке был чудным Промыслом Божиим. Когда я была еще ребенком, моя мама говаривала: «Манюшка моя какая-то особенная, не как мои остальные дети: все тянется к Богу. Она у меня вымоленная бабушкой». А бабушка наша, как мама рассказывала, была святой человек, и она, помимо святых мест в России, побывала в старом Иерусалиме, поклонялась Гробу Господню. С детства, как помню себя, моя душа особенно тянулась к Богу и искала святыню. Учась в школе, я очень любила Закон Божий и у меня всегда по этому предмету были отличные отметки. Особенно любила я батюшек, и когда встречалась с ними на улице, падала перед ними на колени, испрашивая благословение. Идя в школу, я каждое утро и вечер заходила в часовню преп.Серафима 177 (рядом с которой мы жили) и усердно молилась. А до молебна я рано потихоньку вставала и уходила к ранней обедне в наш приходской храм Филиппа митрополита, Московского чудотворца 178 (на 2-й Мещанской), а потом бежала к утреннему молебну преп.Серафиму. С вечера я усердно молилась Царице Небесной и ангелу-хранителю, чтобы он разбудил меня к Божественной литургии. Возвращаясь из школы, я вновь заходила в часовню преп.Серафима (где монахини подворья совершали свое правило) и отстаивала всю пятисотницу молитв Иисусовых с поклонами, а потом молебен. А если где совершалась всенощная, то уходила ко всенощной и поздно возвращалась домой. Конечно, мама моя безпокоилась обо мне, но не препятствовала мне. Уроки я учила ночью, а утром опять бежала в храм к Литургии, затем к молебну, после чего шла в школу. Удивительное было у меня призвание еще в раннем детстве. Когда я была еще маленькой девочкой и еще не знала и не умела различать изображения угодников Божиих, явился мне преп.Серафим, благословил меня и велел мне открыть ему дверь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Иерусалим Иерусалим – сердце Палестины, центр политической и религиозной жизни иудейского народа. Вся «страна Израиля» была святою, ибо она только одна могла приносить Богу первые плоды, или же первородных, или «постоянные» хлебы предложения. Но окруженные стенами города этой земли были еще священнее, чем она сама. Ни один прокаженный не пропускался в них, а тело, вынесенное для погребения из города, не могло уже быть принесено обратно. Иерусалим же – «святой град» по преимуществу, ибо в нем находились великие святыни: гора со всеми священными зданиями, и храм – в священнейшем месте ее. А в этом священном месте было еще более страшное по своей святости место – именно Святое Святых, где некогда был Ковчег Завета со скрижалями заповедей Божиих и другими священными предметами, где пребывала Шехина видимо. Храм был венцом религиозной системы, славою и утешением Израиля: как растения к солнцу, так и сердца евреев влеклись к храму; в своих синагогах и молитвенных домах, рассеянных по всей земле, они во время каждой службы обращали свои взоры ко храму. Иерусалим и храм были предметом постоянной и пламенной любви евреев. На реках вавилонских, повесив на прибрежных вербах свои органы, евреи плакали, вспоминая о Сионе, и в слезах восклицали: «Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя» ( Пс. 136, 5 ). Со всех концов вселенной, где бы ни жили иудеи, всегда раздавался тот же вопль, который вырвался из груди изгнанников при источниках Иордана. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому живому: когда прийду и явлюсь пред лице Божие! Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: где Бог твой? Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма» ( Пс. 41, 1–4 ). Та же самая горячая любовь к Иерусалиму выражается и теперь в безумной надежде, высказываемой в Таргуме (на Песн. песн. VIII, 1), на то, что тела праведных иудеев, умерших на чужой стороне, проложат себе путь под землею к Масличной горе, и воскреснут из мертвых именно там. Иерусалим – град Божий, град Царя Великого, когда прешла сень законная, сделался «Материю Церквей» (воскр. стих. 8 гл.), прообразом Иерусалима небесного, «Церкви первородных, на небесех написанных» ( Евр. 12, 22–23 ). Здесь совершилась великая искупительная жертва за род человеческий: смерть, воскресение, вознесение на небеса Господа нашего Иисуса Христа и сошествие Св. Духа на Апостолов, которые, облеченные силою свыше, «изшедше проповедаша всюду, даже до последних земли» благовествование спасения нашего ( Мрк. 16, 20 . Деян. 1. 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Преподобный Исаак Сирин говорит: «Никогда не приступай к чтению Писания, не помолившись, да не раскаешься». Как хорошо, что Евангелие о страданиях Христовых в храме звучит среди общей церковной молитвы. Но, как бы мы ни молились, надо чтобы мы всегда обращались ко Господу подобно первым ученикам Христовым: «Господи, научи нас молиться». Мы помним ответ Господа: «Молитесь же так» и все знаем наизусть молитву «Отче наш», предлагаемую Им. Мы называем ее «молитвой Господней». Она — поистине образ всех молитв. В центре этой молитвы — слова: «Да будет воля Твоя». Точно так же как в центре тайны Боговоплощения — молитва Пречистой Девы: «Да будет Мне по глаголу Твоему». Чтобы лучше понять, как мы должны молиться молитвой Господней, постараемся увидеть, как молится в час Своих решающих испытаний Сам Господь. Потому что даже святейшая молитва «Отче наш», если она произносится нами одними устами, может быть не услышана. Мы видим, как после общей молитвы с пением псалмов Христос снова молится один — как до этого в течение стольких ночей. Но Он позволяет сейчас быть рядом с Собой трем ученикам, которым дано было узнать благодать молитвы в иных обстоятельствах, в особенности на горе Преображения, — Петру, Иакову и Иоанну. Несмотря на то, что неоднократно их побеждает сон, они становятся свидетелями этого ночного сражения Господа. Евангелие от Марка повествует, что Господь «начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте» (Мк. 14, 33—34). Призыв к бодрствованию уже звучал при восхождении Господа в Иерусалим, и теперь он звучит с абсолютной неотложностью. Однако, будучи связанным именно с этим часом, этот призыв заранее обращен к будущей истории христианства. В течение веков сонливость учеников будет благоприятным обстоятельством для сил зла. Эта сонливость — оцепенение души, которую не трогает торжество сил зла в мире со всей его неправдой и страданиями, опустошающими землю. Речь идет о нечувствии, предпочитающем ничего не замечать. Успокаивающем себя тем, что на самом деле все не так страшно, и можно продолжать жить жизнью, исполненной благодушия и самодостаточности. Но это нечувствие души, это отсутствие внимания как по отношению к близкому присутствию Бога, так и по отношению к угрожающей силе зла, есть не что иное, как передача власти над миром диаволу. Господь говорит ученикам, не особенно отягощающим себя ночным бдением: «Душа Моя скорбит смертельно». Это слова созвучны словам псалма: «Вскую прискорбна еси, душе моя?» (42, 5). И во время Страстей — на горе Елеонской и на Кресте — Господь молится псалмами. Эти слова становятся Его словами. Они абсолютно соответствуют Его Крестным испытаниям. Они написаны ради Него. Его личная молитва и слова молитв страждущего богоизбранного народа соединяются на все века в христианской молитве.

http://moral.ru/passia_matfei/

Скачать epub pdf 22.09 Служба святым новомученикам и исповедникам Казахстанским На велицей вечерни На Г осподи воззвах: стихиры воскресны – на 4 и святым – на 6 Гл. 3. Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит,//яко у тебе очищение есть. Да радуется днесь Церковь Православная Казахстанския страны,/Пустынная Невеста Агнца Божия,/и да красуется светло собор святых Ея/Духа Святаго нетленною красотою./Стецемся, вернии, узрим землю иже бе неплодна иногда,/како ныне цветы райския прозябла есть,//новомученицы и исповедницы преславныя. Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое,//упова душа моя на Господа. Во иерарсех светила три великая/от словес учительных веру составиша древле./Вы же, святителие, градовом Российским Ангели,/в пределы Казахстанския апостольски притекше, веру проповедали есте,/алчуще, труждающеся, яко немощнии вменилися и безчестнии,/да крепко и славно явится стадо новособранное./И ныне слышим глас ваш тепле взывающий:/О чада, стойте и держите предания,//печать бо апостольства нашего вы есте о Господе. От стражи утренния до нощи, от стражи утренния//да уповает Израиль на Господа. Дивны подвизи ваши, отцы преподобнии,/ ихже ради исполнилися есте Духа, якоже древнии./Тии бо безмолвным житием яко гласом проповедания/собраша инок множества во грады обительныя./Вы же всякому злостраданию навыкше послушания ради,/в землю сию страдания вселилися/и яко звезды возсияли есте в нощи неведения блуждающим,/Христовы ученики я сотворяюще силою Христовою.//С ними же ныне вас ублажаем. Ины стихиры, гл. 8: Яко у Господа милость и многое у Него избавление//и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. Отца сирых и Заступника вдовиц служители/за любовь яже ко Христу многия скорби прияша:/овии от престола яты быша и заклани яко агнцы,/овии в заточениих и горьких работах изнемогоша./Сего ради глас Господень услышаша призывающий:/Приидите, благословеннии,/внидите в Небесное Мое Царство:/взалках бо и дасте Ми ясти,/странен бых и введосте Мя, болен бых и посетисте Мене,/еще же и души за овцы Моя положисте,/любве Моей подражающе,//темже приимите правды венец неувядаемый.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Апория 18. Толкование на Анну и Самуила (1 Цар 1:20). Так и блаженная Анна, мать великого Самуила, будучи бесплодной и бездетной, испросив у Бога плод чрева и в [усердной] молитве в храме с жаром дав обет, что дитя, которое будет ей даровано, воздаст и угодит дарующему и угождающему Богу, таинственно научила, что всякая душа, свободная 1 от плотских наслаждений, ради Божиего [наслаждения] нуждается в семенах добродетелей, чтобы, зачав в разуме и родив, она смогла принести послушное Слово Божие, способное в благочестивой созерцательной молитве познавательно видеть предстоящее, рассуждая, что великий и драгоценный долг – не иметь ничего своего, дабы показать, что только Бог дарует и принимает, как сказано где-то в законе: Дары Моя, деяния Моя, приносы Моя … соблюдите приносити Мне ( Чис 28:2 ) 2 , поскольку из Него и в Нем все благое и начинается и завершается. Ибо Слово Божие, в ком родится, [в том] по своему обыкновению уничтожает движения плоти, сдерживает душу от стремления к ним и наполнят [ее] всяким истинным распознанием. Апория 19 Толкование на запирающего нечистый дом ( Лев 14:38 ). И действительно, слыша о священнике, вступающем согласно предписанию закона в каким бы то ни было образом нечистый дом, запирающем его и дающем повеления его владельцам относительно очищения, я думаю, что под ним подразумевается Первосвященник-Слово, Которое вступает в душу словно чистейший свет и раскрывает преступные намеренья и замыслы вместе с виновными деяниями и мудро предлагает способы обращения и очищения. Более мудро указывая на это, та, которая приняла пророка Илию, говорила: Человек Божий, ты пришел ко мне напомнить мне о беззакониях моих ( 3Цар 17:18 ) 3 . Апория 20. Толкование на пророка Илию и Сарептскую вдову (3 Цар 17:9). Всякая вдовствующая душа, лишенная добрых дел, добродетели и ведения, когда принимает божественное и распознающее Слово Божие, вспоминая о своих грехах, научается неким образом питать хлебами добродетели питающее [нас] Слово и поить учениями истины источник жизни и самой [своей] природе предпочитать заботу о Нем, благодаря которой “кадка” ( 3Цар 17:12 ) – плоть доставит деятельную относительно добродетелей краткость, “кувшин” – ум будет непрестанно источать созерцание, сохраняющее свет ведения, а врожденный разум, как тот сын вдовы, оставив прежнюю преданную страстям жизнь, будет удостоен стать причастником Божественной и истинной жизни, даруемой Словом. Апория 32

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Стефанос Анагностопулос Скачать epub pdf Часть третья Заключение Каждый вечер в святых храмах совершается Вечерня. Это особенная служба, которая готовит нас к утрени и Божественной литургии следующего дня. Когда мы входим в пустую церковь , в ней царит тишина, мир и спокойствие. Пустой храм похож на мир до творения. Он совершенно пуст, есть только вечный Бог, живой Бог. Но со входом в храм священника начинается творение мира. «В начале сотворил Бог небо и землю…» 784 Итак, зажигаются свечи, лампады и фимиам. Храм постепенно оживает: происходит творение материального мира. Когда священник одевает епитрахиль и фелонь, он символически изображает сотворение человека с помощью первого боготканного одеяния святости, безгреховности, Благодати и божественной красоты. Поэтому, когда открыл глаза новосозданный человек, прародитель Адам, и увидел самого себя в безграничной купели безграничного храма вселенной, окруженного бесчисленными красотами, он воскликнул: «Благослови, душа моя, Господа…» Так и священник, начиная Вечерню, восклицает: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков». И тут же чтец читает Предначинательный псалом: «Благослови, душа моя, Господа. Господи, Боже мой! Ты дивно велик…» 785 . В этом псалме превозносится слава вечного Бога и творца вселенной, который «прикасается к горам, и дымятся», «призирает на землю, и она трясется». Почему же он делает это? Почему, когда он смотрит на землю, она дрожит? Потому что человек согрешил: прародитель ослушался Бога и Творца. Потому что Адам и Ева пали, и вместе с ними пало и стонет все творение. И стеная, павший человек просит Бога о милости. Поэтому в продолжение Вечерни звучит 140-й псалом: «Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне… Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое…» 786 . Адам познал красоту райского мира, но с падением своим он познал страшную уродливость этого мира. Однако в падении родилась надежда: Бог обещал, что от жены родится Спаситель мира, Мессия (которого он называет «семенем жены») 787 . О Мессии, долгожданном Спасителе, тысячи лет говорят пророки… Часто в праздничных Вечернях пророки возвещают нам о приходе Спасителя: в мир тьмы и греха пришел Свет! Пришел Христос! Об этом поет Церковь :

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

12.08.1960 г. Душа моя возлюбленная, Пресвятая Богородица да хранит тебя. Когда читал письмо Елены, то очень смеялся. Среди всего прочего, она мне пишет и следующее: младшая ее дочка никуда не пойдет, ничего не сделает, прежде чем не возьмет благословения у деда и у бабушки, поцеловав им руку. Это потому, что я ей написал: «Получив благословение родителей, хоть по горам шагай». Малых детей как научишь, так они и поступают. Смеялся, потому что и мы здесь имеем двух малых котят. Как-то ночью я пришел из Нового скита и принес им несколько рыбешек. Позвал их, и они прибежали, а в руках я держал зажженный фонарь. С той поры, если видят зажженный фонарь, кидаются на него, думают, что внутри есть рыбки... Только об одной стороне рассказал, о радостной, оптимистической. О скорбном же – когда время и нужда заставит. Ах, брат мой! А есть ли душа в этом мире, которая не скорбит и не мучается? Елена Как-то мне написала: «Вся моя жизнь черной была, пусть хоть дочки мои нарадуются». И кто провел эту жизнь в радости? Однако никто не спасется, если не будет иметь скорбей. «Путь Бога, – говорят святые Отцы, – есть ежедневное крестоношение». Скорби, муки, расстройства, различные искушения: все это одним словом называется – крестом. Никто не взошел на Небо с удобствами. Но скорбями все проверяются и познаются: когда терпят, тогда и любят Бога. Когда Господь хочет помочь измученной душе, Он не освобождает ее от скорбей, а что? Терпение ей дарует. Если углубишься в духовные откровения старца Иосифа, увидишь, что он их получал в великих скорбях. Когда задыхается душа и не может больше терпеть и готова впасть в отчаяние, тогда Бог посылает помощь. Вспоминаю, что когда монастырь и скит договорились прогнать Старца, тогда он увидел Пресвятую Деву, и Она сказала ему, чтобы он не печалился, но надеялся на Нее. То скорби и страдания, то радость и тому подобное – попеременно. Все смешано, такова жизнь человеческая. Единственное, о чем будем просить Бога, чтобы всегда исполнялась Его святая воля.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Katunaks...

1. Духовная память Содержание духовных памятей монастырям составляло пожертвование от частных лиц в монастырь на помин своей души и душ сродников своих. В архиве Данилова монастыря есть такой акт 1586 года. Он начинается словами: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа Троицу единосущную и нераздельную»; затем: Се яз раб Божий Матвей Дмитриев Пыжов пишу сее духовную память целым умом и разумом, кому что дати, и на ком что взяти и кому моя душа поминати. Приказываю свою душу поминати отцу своему духовному, Духовскому игумену Марку, да приказываю свою душу поминати Троицкому Данилова монастыря государю своему архимандриту Сергию с братьею. А дал есми в дом живоначальные Троицы и препод. Даниилу по своих родителех и по своей душе, в наследие вечных благ, на поминок, вотчину свою отца моего благословение Дмитрия Ивановича Пыжова, да дяди моего благословение Фёдора Ивановича Пыжова в Юрьеве Польском, в Кривцове стану, на р. Шахе, сельцо Микульное, да к тому селцу пустошь Бузаново, в срок без выкупа, в наследие вечных благ. Благочестивый завещатель не просто завещевает поминать свою душу; но, кроме всеобщего поминовения, назначает особые дни, в которые душа особенно нуждается в поминовении и молитвах церковных. А поминати, – говорит он далее, – моя душа архимандриту Сергию с братьею за тот вклад четыредесятницу (то есть сорокоуст) обедню служити по всяк день, а на третины и на девятины и на полусорочины обедниж служити и панихиды пети собором. Устроивши, так сказать, по себе поминовение, завещатель начинает заботиться о поминовении душ сродников своих. Да архимандритуж Сергию с братьею после моего живота впрок за тот вклад поминати деда моего Ивана, да отца моего Дмитрея и матерь мою Ульяну и дядю моего Фёдора, мои родители, и дважды в год на братью кормы чинити, и деда моего и отца моего и матерь мою и меня в сенодик написати во вседневной, и иных моих родителей написати в общей сенодик. Во вклад его в монастырь, после смерти его, могли вступиться его родственники, могли, как родовым имением, воспользоваться, отнять его у монастыря; – на этот случай в духовной помещена угроза суда божия над ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010