Исполнены плодов правды, как «древо, насажденное при исходищах вод, еже плод свой даст во время свое» ( Пс. 1,3 ) В ком есть означенные совершенства, в том не бывает неправых дел, ни слов, ни мыслей. Стоя сознанием пред Богом, всякий шаг свой делают они так, чтоб он благоугоден был Богу. На это у них есть свое духовное рассуждение, которое то же, что «чувствия обучена». Оно сказывает верно, что должно делать. Трезвенная, бодренная, неленостная, чуждая всякого небрежения ревность любви тотчас берет то указание себе в закон – и исполняет его. Так ежеминутно,– с того момента, как откроется сознание по пробуждении от сна, до того, как закроется в заснутии. И самый сон у них обращается в дело правды. Так до гроба. Как не быть им исполненными плодов правды?! «Иисус Христом». От Него все плоды правды. Ибо Он Сам сказал: «якоже розга не может плода творити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете. Яко без Мене не можете творити ничесоже» ( Ин. 15, 4 – 5 ). Крестившиеся во Христа облекаются. Причащаясь же Святых Христовых Тайн, имеют Его в себе живущим. Так прилепляющийся Господу становится един дух с Господом. Как же его плоды правды не будут плодами Иисус-Христовыми?! «Бог есть действуяй в нас и еже хотети и еже деяти о благоволении» ( Флп. 2, 13 ). Это очень глубоко и искренно сознают совершенные христиане. «В славу и похвалу Божию». Тут последняя цель и частных деяний, и всей жизни. Даже ястие и питие так вести надлежит, чтобы и они обращались в славу Божию. Никто так не умеет этого устроить, как те, коих живот сокровен есть со Христом в Боге. У них все идет от Бога и все к Богу возвращается. Сами же они исчезают. Сознание Бога всевидящего не позволяет что-либо из дел восхитить себе и не в славу Божию обращать. И как к себе что-либо присвоит тот, кто сознает, что действует не он, а благодать, которая с ним, и что если он чувствует себя мощным, то потому, что «вся» может о укрепляющем его Господе? Сознавая это, все Ему и отдает. Похищение славы Божией возможно, пока не станет кто сознанием пред Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Именно это и случилось с Ноем, который выпил вина гибельного, вина, произведенного от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских, не заметив, что ягоды их ягоды ядовитые и грозды их горькие, а вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов ( Втор. 32:32–33 ). Вкусив такого вина посредством неестественного употребления помыслов, он опьянел греховным опьянением и, ниспав с высоты небесного созерцания, лежал обнаженным от всякого вида богопознания в состоянии плотском как в шатре своем ( Быт. 9:21 ). И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего ( Быт. 9:21 ). Хам – одно из Ноевых порождений, дело которого состоит в служении Господу. Характер этого служения напрямую зависит от настроя Ноева. Когда Ной ведет себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, когда облекается в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращает в похоти ( Рим. 13:13–14 ), тогда и Хам служит Господу со страхом и радуется Ему с трепетом ( Пс. 2:11 ). Когда же Ной лишается свойственного ему облачения Господня, когда, обнаженный от умного различия, он как вымытая свинья идет валяться в грязи нечестия своего ( 2Петр. 2:22 ), тогда и безукоризненное служение Господу превращается в нелепое идолослужение, состоящее в служении плотским страстям ( Кол. 3:5 ). Но когда об этом узнают братья Хамовы, дело которых состоит в знании Бога и любви к Нему, тогда они, говоря – мы ходим верою, а не видением ( 2Кор. 5:7 ) – берут одежду утерянного Ноем благочестия и ею покрывают наготу отца своего, с терпением ожидая пробуждения его от сна греховного ( Быт. 9:23 ). Когда истрезвившийся от вина своего Ной узнал, что сделал над ним меньший сын его, то сказал: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» ( Быт. 9:24–25 ). Ханаан, будучи потомком Хама ( Быт. 9:18 ), символизирует собой духовное жительство, которое необходимо ставить в полную зависимость от истинного познания Бога и нелицемерной любви к Нему, ибо сказано, что благословен Господь Бог Симов и да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых, так как степень боголюбия зависит от степени богопознания, Ханаан же будет рабом им ( Быт. 9:26–27 ). Рабство Ханаана заключается в добровольном подчинении богопознанию и боголюбию, ибо только в таком случае оно будет богоугодным. Выход же из такого подчинения отрицательным образом сказывается на жительстве духовном, превращая служение Богу в служение идолу, как это видно на примере хананеев – потомков Ханаана. Вавилон

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

«Кровью мучеников созидалась Церковь Христова первых веков христианства. Кровью мучеников и исповедников созидается и наша Русская Православная Церковь , которая, выйдя из эпохи гонений и преследований, совершает духовное и нравственное обновление нашего народа» (Святейший Патриарх Московский Алексий II). 1.3.5. Экклезиологическое основание миссии «Миссия (свидетельство) – проповедь для пробуждения веры – присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк. 16.15 ). Она направлена на спасение каждого человека. Православная Церковь именуется Апостольской не только потому, что члены Церкви «утверждены на основании апостолов» ( Еф. 2.20 ), но и особенно потому, что через нее проповедь апостолов Иисуса Христа продолжается до сего дня. Она непрерывно растет как единосущная той Церкви, которая родилась в День Пятидесятницы, когда крестилось «душ около трех тысяч» ( Деян. 2.41 )». «Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18.19–20 ) – в этих словах первичное основание Церкви, как молитвенного «собрания» во имя Христово. Отсюда « Церковь » – греч. εκκλησα – общее, народное собрание. После сошествия Духа Святого Церковь становится живым богочеловеческим «организмом», в котором люди объединены с Богом и между собой по четырем признакам: единству, святости, соборности и апостольству. Единство во Христе является мировоззренческим и онтологическим принципом; святость – целью жизни; соборность – административно-организационным принципом существования Церкви; апостольство – реализацией проповеди о новой реальности, открывающейся во Христе Духом Святым. Церковь есть «Тело Христово», «полнота Наполняющего все во всем» ( Еф. 1.23 ), и вхождение в эту «полноту» возможно лишь через новое рождение человеческой души, осуществляемое в акте крещения: «Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3.5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Они суть пища небесная, пиршества значения духовного. «Любовь все покрывает, всему верит, всего надеется; все переносит» ( 1Кор. 13:7, 8 ); блажен, кто «вкусит хлеба в Царствии Божием!» ( Лк. 14:15 ). Но тягчайшее изо всех падении есть то, когда непреходящая любовь, эта жительница и дитя неба, бывает низвергаема с неба на землю, в суповые блюда. Понимаешь ли, что вечерями любви нельзя считать пиршества, которые будут отменены? «И если я раздам все имение мое, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы», говорит апостол ( 1Кор. 13:3 ). Всецело на ней утверждаются закон (ветхий завет) и слово (Логос, новый завет). И если ты любишь Господа Бога твоего и ближнего твоего, то это праздничное и блаженное общественное собрание, имея свойства небесные, оно происходит уже как бы на небесах. Земное же столованье называется только обедом, как из Писания следовало. Без сомнения и земными пиршествами предполагается любовь, но не они суть сама эта любовь; и это не вечери любви, а являются они лишь обнаружениями любвеобильного, щедродательного чувства. «Да не хулится ваше доброе» ( Рим. 14:16 )! Ибо «Царствие Божие», говорит апостол, «не пища и питие», дабы ты не разумел, под оным проходящие вечери, но «праведность, и мир, и радость в Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). Кто, себе на счастье, сумеет принять участие в такой вечере, тот примет участие в наиблаженнейшем, в Царстве Божием, потому что он еще здесь на земле был озабочен участием в священном собрании любви, (какое будет) в Церкви небесной. Итак, вечери любви суть нечто чистое и Богу угодное; цель их – помощь. Вся забота «воспитания» должна быть направлена «на пробуждение любви», говорит Книга Премудрости; и о той же любви она свидетельствует: Любовь «есть хранение и законов премудрости» ( Прем. 6:18 ). Радости вечерей любви вследствие совместного принятия пищи на христианскую любовь действуют в некотором роде оживляющим образом; они суть предчувствие радостей вечных. Сущность вечерей любви потому заключается не в пиршестве; угощение есть акциденция их.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Там уж более не будет греха, там откроется новосозданный Христом вечный храм Богу, и в нем будет свободно царить лишь вечная воля небесного Бога Отца. Поэтому все люди, желающие и способные быть царями и священниками Бога и Христа (Апок. 1, 6; 5, 10; 20, 6), естественно найдут наконец в этом храме полное удовлетворение всех своих духовных стремлений. Те же люди, которые остаются теперь враждебными Христу или даже просто только не веруют в Него, естественно могут принести в этот храм вечной славы и силы Христа одну только земную ветхость свою, а потому они могут, разумеется, только пожалеть о своем невольном пробуждении от безмятежного покоя смерти. Но как праведные ревнители Бога не могут и не будут печалиться о том, что Бог медлит теперь совершением спасения их, так и все грешники не могут и не будут потом жаловаться на Бога, что будто Он поспешил с откровением Своего царства и не дал им времени одуматься, чтобы войти в разумение Его истины. На самом деле время для разумения дано. Божия воля была ясно возвещена людям в евангельской проповеди И.Христа и вполне обстоятельно была раскрыта в апостольской проповеди о Божием спасении людей. В одну из торжественных минут Своей человеческой жизни, когда Спаситель открыто объявил перед иудеями Бога Отцом Своим и таким образом показал Себя равным Богу, Он в самых ясных и точных выражениях возвестил Своим слушателям: " Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут; ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе, и дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын человеческий. Не дивитесь сему, ибо наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения " (Иоан. 5, 25-29). Эта ясная проповедь о воскресении в то время сильно смущала богословское суемудрие саддукеев, и в жизни Спасителя был такой случай, когда саддукеи пытались представить Ему идею воскресения как совершенно несообразную со здравым человеческим смыслом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Следовательно, в основе своей несторианство низвело источник спасения к человеку, то есть к твари. Но положение, что тварь спасает людей, это такой диссонанс, какого не может выносить “слух кафолический”, руководящийся проповедью Евангелия» [цит. по: 53, с. 111 – 112]. Справедливости ради нужно отметить, что учителя и сторонники несторианства заходили в своих умопредставлениях чрезвычайно далеко; и не просто подчёркивали духовные преуспевания Христа по человечеству (по мере Его Служения), но и «разделяли» Его на «двоицу сынов». Православные же богословы, отмечающие целесообразность утверждения человечества Спасителя в добре, хотя и могут смутить религиозное чувство (и порою, смущают), однако в подобные крайности не впадают. И ни в коем разе не «заслуживают» ярлыка «несторианствующих». Завершить исследование означенного аспекта Домостроительства спасения хочется ровными примиряющими словами профессора Михаила Тареева . Вот эти слова: «На вопрос, достигнута ли в действительности цель, назначенная Богом человеку, мы, христиане, с полною уверенностью отвечаем: достигнута в Господе Иисусе Христе, Сыне Божием. Вся мировая жизнь, вся человеческая история имеет смысл, потому что жил на земле Господь Иисус Христос. Он – смысл мира и истории. Так как в Его лице человек исполнил то, что от него требовалось правдою Божиею, то Бог превознёс Его, и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп. 2, 9 – 11 ), Бог дал чрез Него всем людям Свою вечную жизнь» с.130 – 131]. Некоторые соображения на тему Крестных страданий, смерти, Воскресения и Вознесения Христа как на утверждение веры, дарование надежды и пробуждение любви. Выше, в отделе о показательном значении служения Христа, было сделано замечание о том, что Своими Крестными страданиями, смертью и последовавшими за ними Воскресением и Вознесением на Небо Спаситель даровал верующим неувядаемую надежду и на их воскресение и возможное спасение, подтвердил обетование о наследовании достойными Царствия Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

1 . Пробуждение духовного, или «большого» ума в сердце. 2 . Пробуждение духовных чувств. 3 . Пробуждение духовных понятий и «умопредставлений» по Исааку. 4 . Пробуждение внутреннего слова, логос эндиатетос. 5 . Пробуждение умного чувства. 6 . Пробуждение сверхразумности и сверхсознания. 7 . Пробуждение божественной Софии и Эроса-Агапэ. Силу человеческого духа с Логосом явил христианский дух в несравненных образцах мученичества и тауматургии (чудотворении). Психизм, как и плотскость, суть антитезы духовности. Психизм означает полную изоляцию души от света и жизни сперматического и ипостасного Логосов. Только полное молчание души и душевного ума (в умном делании) пробуждает Логоса в сердце. Приняв своего Небесного Жениха, душа одухотворяется Им, и тогда вся огромная энергия души присоединяется к энергии обновленного духа и Логоса, и у верующего «из чрева потекут реки живой воды» ( Иоан. 7, 38 ). Когда свет Логоса принят духом и душою, тогда он пронизывает все тело человека и осуществляется то, что ап. Павел называет переходом «тела душевного в тело духовное» ( 1Кор. 15, 44 ). Душевность тела означает полное порабощение тела душою, когда тело служит только низшим душевным движениям: страстям и аффектам. В обычных условиях тело связано теснее с душою, чем с духом, и этот факт психосоматического единства признан и в современной науке. При духовности осуществляется пневмосоматическое единство, тело как бы освобождается от психических тисков и начинает служить и духу. Фаворский свет Логоса осуществляет реинтеграцию духа, души и тела, метаморфоз (преображение) всей тримерии, с актами уподобления, усыновления и богочеловечества. Ум уподобляется уму апостолов, становится «умом Христовым» ( 1Кор. 2, 16 ), перед которым открывается покрывало Св. Писания ( 2Кор. 3, 14 ), пробуждаются «чувствования Христа» ( Филип. 2, 5 ), восстанавливаются первозданные, архетипические Агапэ и София в человеке, и человек становится участником божественной Метусии (Сверх-субстанции) и обретает в ней подлинное бытие и всю полноту бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Пробуждение! Тогда встали все девы те и поправили светильники свои ( Мф. 25:7 ). Да, для человека, кажется, нет лучшей минуты, лучшего мгновения в жизни, как пробуждение от глубокого спокойного сна. Пробуждение в тихое солнечное утро. Какая невыразимая радость жизни сияет в его очах, какой свежий приток новой жизни наполняет его сердце! Пробуждение – радость и ощущение светлой жизни. Но бывает пробуждение и не в тихое солнечное утро, а в глухую, темную, тревожную ночь. Когда небо колеблется от страшных раскатов грома, когда молния огненным змеем коробит и режет ночную тьму. Человек в страхе просыпается. Он пробуждается в трепете от близости дыхания смерти. Но всё это мы говорим о сне и пробуждении обычном, физическом, телесном, которые бывают с нами каждое утро, каждый день. Это пробуждение несет человеку или временную радость светлой жизни и счастья, или, наоборот, страх временной жизни и невыразимого тревожного ощущения. Но вот нам в этом вступлении хочется сказать об ином «пробуждении», об ином сне, именно о сне не физическом, а духовном, о пробуждении не от сна обыкновенного, а от более страшного сна – греховного. Есть очень сильное желание «пробудить» верующего, но уснувшего грехом – душу человеческую от ее греховного сна, от нравственной спячки, от совершенно беспечной и суетной жизни. Тем более что никто не может о себе сказать: «О, я совсем не нуждаюсь в пробуждении. Я довольно бодрственно живу и не думал еще духовно засыпать». Сказать так – значит грубо солгать, обмануть себя и других и наклеветать на Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго ( Пс. 13:3 ). И святой апостол Петр говорит: «Покажите всё старание свое, всю веру, терпение, воздержание, любовь, милосердие, – если в ком нет этого, тот слеп, закрыл глаза и забыл об очищении грехов своих» (ср. 2Пет. 1:5–9 ). Каждая душа способна весьма часто забываться, засыпать в греховных увлечениях, и ее надо будить, пробуждать к духовной жизни, ко спасению. «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается» (Великий канон, кондак).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010