б) Что же устрашило Гергеся н. Не страх веры, в котором выражается любовь к устрашающему нас силой и величием Божьим, но страх неверия и невежества, вследствие которого они стараются, как можно скорее, удалить от себя устрашивший предмет. Гергесяне, как видно, так предались обыкновенным своим заботам, что вовсе не думали о своем духовном просвещении и спасении. Чудо, соединенное с вещественной для них потерей, возбуждало в них опасение, что в присутствии такого лица никто не мог считать себя безопасным. Не имея в себе желания и потребностей истинной веры, они не заботились узнать — Кто этот Чудотворец и с какой целью посетил их? и потому « просили, чтобы Он отошел от пределов их .» 2. Как поступок Гергесян, хотя не так явно, повторяется между нами? а) Мы так иногда привыкаем к жизни плотской и чувственной , что делаемся совершенно равнодушными ко всему, не касающемуся наших вещественных нужд. В этом состоянии мы думаем только о том: « что нам есть? или что пить? » ( Мф. 6:31 ), а не о том, « что … делать, чтобы наследовать жизнь вечную » ( Мар. 10:17 ). б) Для пробуждения нашей души от такого усыпления Господь сам посещает нас и совершает над нами, или перед нами чудеса своего всемогущества. в) Во всех этих случаях мы нередко встречаем посещение Господа также, как и Гергесяне. Трепет объемлет наши сердца, но в этом трепете нет истинного страха Божьего. Нам тяжело в присутствии Господа, потому что это или мешает нашей обычной беспечности, или заставляет нас изменить заведенный порядок греховной жизни. Посему мы не желаем, чтобы посещение Господа продолжалось и, не испытав цели Его пришествия, молим, « чтобы Он отошел от пределов их .» г) Следствием такого нашего отношения к Иисусу Христу бывает то же самое, что и с Гергесинскими жителями. Спаситель, по замечанию Евангелиста, услышав просьбу Гергесян об удалении, « переправился обратно и прибыл в Свой город » (гл. 9:1). Он оставляет нас и идет к своим, которые приемлют Его. Мрак духовного невежества « И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их .»

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

Человек постольку и человек, поскольку он пребывает в Боге, – и потому смерть есть лишь освобождение от того, что стесняет духовную жизнь человека 1912 . «человек есть не то, что в нем умирает, а то, чем он живет». А живет человек тем, что связывает его с Богом – со Всеединым… Эта религиозная интерпретация гегелевского «интуитивизма» 1913 , конечно, больше, чем «вариант» гегельянства… Несмотря на постоянное звучание имманентизма в религиозных высказываниях Бакунина, несмотря на то, что он ищет единства веры и знания, что у него так часто встречаются мотивы трансцендентализма, он всё же покидает почву гегельянства в своих персоналистических упованиях, в защите личного бессмертия. И у П. Бакунина, как и у Чичерина, как раньше у Герцена, Белинского, мотивы персонализма, признание абсолютной ценности личности слишком серьезно отклоняют его от Гегеля. На этом закончим наше беглое изложение построений Бакунина. О том течении позднейшего гегельянства, которое связано с русским неомарксизмом и так наз. «советской философией», мы говорим дальше в особой главе (ч. IV, гл. I). ГЛАВА VII. НЕОЛЕЙБНИЦИАНСТВО В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. КОЗЛОВ. АСКОЛЬДОВ. ЛОПАТИН. ЛОССКИЙ § 1. Введение – § 2–5. Алексей Александрович Козлов (1831–1900) – § 6–7. Сергей Алексеевич Аскольдов (1871–1945) – § 8–12. Лев Михайлович Лопатин (1855–1920) – § 13–18. Николай Онуфриевич Лосский (род. в 1870) – § 19. Николай Васильевич Бугаев (1837–1903) 1 . Нам уже приходилось отмечать влияние Лейбница в философских исканиях Радищева; с известным основанием можно разыскивать влияние Лейбница и в дальнейших явлениях русской философии, поскольку в них заметны мотивы философского персонализма. Но во второй половине XIX в., точнее – в последней его четверти, несколько сильных и оригинальных русских философов неожиданно дали в своих трудах построения, продолжающие, по существу, гениальные идеи Лейбница. Надо, впрочем, сказать, что пробуждению у русских мыслителей интереса к Лейбницу очень много способствовал выдающийся последователь Лейбница (и Лотце) Teichmubller (Тейхмюллер Густав (1832–1888), немецкий философ-лейбнианец) – немецкий философ, который был профессором в русском университете в Юрьеве (Дерпте), где лекции читались по-немецки (почему Teichmubller, принадлежащий всецело к немецкой философии, и мог преподавать там).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

б) Что же устрашило Гергеся н. Не страх веры, в котором выражается любовь к устрашающему нас силой и величием Божьим, но страх неверия и невежества, вследствие которого они стараются, как можно скорее, удалить от себя устрашивший предмет. Гергесяне, как видно, так предались обыкновенным своим заботам, что вовсе не думали о своем духовном просвещении и спасении. Чудо, соединенное с вещественной для них потерей, возбуждало в них опасение, что в присутствии такого лица никто не мог считать себя безопасным. Не имея в себе желания и потребностей истинной веры, они не заботились узнать — Кто этот Чудотворец и с какой целью посетил их? и потому « просили, чтобы Он отошел от пределов их .» 2. Как поступок Гергесян, хотя не так явно, повторяется между нами? а) Мы так иногда привыкаем к жизни плотской и чувственной , что делаемся совершенно равнодушными ко всему, не касающемуся наших вещественных нужд. В этом состоянии мы думаем только о том: « что нам есть? или что пить? » (Мф. 6:31 ), а не о том, « что … делать, чтобы наследовать жизнь вечную » (Мар. 10:17 ). б) Для пробуждения нашей души от такого усыпления Господь сам посещает нас и совершает над нами, или перед нами чудеса своего всемогущества. в) Во всех этих случаях мы нередко встречаем посещение Господа также, как и Гергесяне. Трепет объемлет наши сердца, но в этом трепете нет истинного страха Божьего. Нам тяжело в присутствии Господа, потому что это или мешает нашей обычной беспечности, или заставляет нас изменить заведенный порядок греховной жизни. Посему мы не желаем, чтобы посещение Господа продолжалось и, не испытав цели Его пришествия, молим, « чтобы Он отошел от пределов их .» г) Следствием такого нашего отношения к Иисусу Христу бывает то же самое, что и с Гергесинскими жителями. Спаситель, по замечанию Евангелиста, услышав просьбу Гергесян об удалении, « переправился обратно и прибыл в Свой город » (гл. 9:1). Он оставляет нас и идет к своим, которые приемлют Его. Мрак духовного невежества « И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их .»

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Но разбушевавшаяся плоть не легко покоряется, а на высоте подвижничества наступает настоящее «злострадание плоти». Здесь требуется «распятие тела», но это – аскетический, подвижнический идеал. Избыток телесной энергии переводится на служение духовно-душевным потребностям. «Блажен, кто не тревожит себя множеством дел, но всю телесную деятельность обратил на труд молитвенный» 254 . Вместо телесной жизни «по стихиям тела» – телесное «житие по Богу». Венец религиозной аскезы и религиозной жизни, лежащий в основе созерцания, просветления, преображения, уподобления и обожения, – молитва есть делание в значительной степени телесное. Кроме молитвы, к телесному деланию относятся: пост, бдение, коленопреклонения, чтение Писания, псалмопение и др. Телесное делание универсально, так как связано и сопровождается деланием всех духовных и душевных сил, а если сочетается с «небесным» умным деланием, то становится деланием абсолютным. Очищение тела и плоти достигается в телесном делании. Все виды телесного делания являются, по Максиму, и телесными добродетелями, в отличие от душевных добродетелей: любви, великодушия, смирения, воздержания и молитвы 255 . Исаак говорит о катартическом действии телесных добродетелей, которые «в безмолвии очищают тело от вещественного в нем» 256 , способствуя тем самым одухотворению тела и пробуждению латентного духовного в нем. Телесным и душевным добродетелям противополагает Исаак духовную добродетель созерцания, возносящую мысль от земного. 170 Исайя авва, Добротолюбие, т. 1, слова аввы, Слово двадцать пятое, гл. 1, с. 397. (По Позов с. 410). 171 Исихий, Добротолюбие, т. 2, душеполезное и спасительное слово…, гл. 1, с. 157. (По Позову с. 169). 172 Филофей Синайский, Доброолюбие, т. 3, 40 глав о трезвении, гл. 1, с. 401. (По Позову с. 443). 173 Исихий, Добротолюбие, т. 2, душеполезное и спасительное слово…, гл. 51, с. 169. (По Позову с. 455. Слова принаджат Исихию, а Филофею). 175 Филофей Синайский, Доброолюбие, т. 3, 40 глав о трезвении, гл. 3, с. 402. (По Позову с. 444).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Иов постепенно усиливает своё желание передать потомству исповедание своей веры. О, если бы можно было, хочет он сказать, записать это в книгу, или, поскольку это не очень прочно, начертать на свинцовой доске, или, поскольку и металлические доски не могут сопротивляться огню, вырезать это на скале, и таким образом сохранить на все времена! Поскольку гробы древних были в пещерах скал: то здесь должно разуметь ту скалу, где Иов (гл. 17:13) ожидал найти место своего успокоения. 476 Хотя друзья мои и почитают меня злодеем и хотя мне должно умереть, как извергу человечества, среди ужасных страданий, но меня утешает совершенная уверенность, что вечно жив Искупитель, Спаситель мой. Он придёт некогда, чтобы судить человечество. Глас Его всемогущества воззовёт к новой, лучшей жизни прах мой, истерзанный страданиями и истлевший в земле. Сын Божий, воскресивший человека в своём теле, есть Виновник всеобщего нашего воскресения. Если Патриархи, со времени данного обетования всему человечеству ( Быт. 3:15 ), возлагали своё упование на Него; то и Иов на краю гроба обращает радостный взор на то время, когда друзья добродетели. Божественною силою и благостью Искупителя, пробуждены будут к блаженной жизни в лучшем мире. Что Иов веровал в Искупителя падшего человечества и признавал в Нем истинного Бога, это видно из гл. 16:20,21; 17:3. Без веры в Спасителя Христа Иов не может быть и праведным, по учению Слова Божия о Ветхозаветных праведниках ( Евр. 12 гл.) 477 После того, как сия кожа истлеет от сокрушительной болезни, после того, как всё тело моё разрушится в земле, я все же увижу Бога. По всемогуществу Его опять восстанет моё тело из гроба; и в этом лучшем духовном теле явлюсь я к Богу и войду в блаженное бессмертие. Видеть Бога значит удостоиться царства небесного, участвовать в вечном блаженстве и созерцать Господа. Мф. 5:8 ; 1Кор. 13:12 ; 1Ин. 3:2 . При слове сие, как в 13:28, при слове – а это – должно подразумевать то, на что указывал Иов в своей речи перстом, т. е. его кости, или его тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Сей запечатленный во внешних словах Закон Божий должен быть впечатлен в нас, то есть написан в наших сердцах Духом Святым. Св. Дух должен породить в нас и привести в действие те мысли, чувства и расположения, какие требует от нас Закон; а иначе как Ветхий, так и Новый завет останется для нас только мертвящей буквой. Ибо поскольку Закон призывает нас к внутреннему послушанию Богу, а мы во всём находим себя нарушителями этого повеления, то Закон решительно возвещает нам проклятие, смерть и осуждение. Это поражает сердце страхом, печалью и отчаянием и только усугубляет мучительное пребывание человека в своей греховной смерти и бессилии. Поэтому мы не должны с неизменённым нашим сердцем ревностно браться за исполнение заповедей Писания, рассчитывая на собственные силы; но все требования Закона должны нас только привести к Иисусу, чтобы мы предали себя Ему со смиренной верой и прилепились к Нему, дабы Он обновил и изменил наше сердце и Сам совершил в нас требуемую Законом правду (Рим. гл. 8).   Закон о добре и зле неким образом имеет в себе всякая человеческая совесть, как о том говорится в Послании к Римлянам, гл. 2. Но Евангелие, то есть познание единственного средства для искупления грехов и для спасения чрез истинную веру и единение с Иисусом, даётся только из божественного откровения. Это драгоценное слово благовествования Бог изрёк в Писании однажды; мы же с Давидом должны дважды, то есть во второй раз, услышать его (Пс. 61, 12) в своём сердце, если мы хотим истинно понять и вкусить его. Священное Писание есть наилучшее и самое распространённое средство для обращения человека, его духовного пробуждения, укрепления и т.д. Но это не должно пониматься так, как будто Бог не может или не изволит действовать также и чрез другие средства, да и вовсе без средств. Бог нигде в Священном Писании не обязался действовать только так, а не иначе; также не связал Он себя никакими человеческими постановлениями. Его Дух дышит, где и как Он хочет (Ин. 3, 8). Не всегда есть возможность ходить в церковь или иметь в руках Библию – и однако это нисколько не препятствует богообщению. Многие праведники получают научение, утешение и укрепление от Бога, не думая в тот момент о словах Писания, – хотя всё, совершающееся с ними, наиточнейшим образом согласно с Писанием, как это и должно быть. 

http://bogoslov.ru/article/5086640

Достаточно сказанного для объяснения возлюбленным братиям нашим, современным инокам, сколько безрассудно внимать, тем более доверять снам, и какой страшный вред может родиться от доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается. Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно иными законами, нежели естество падшее и коснящее в своем падении. Правитель человека обновленного — Святый Дух. «На них же осияла Божественного Духа благодать, — сказал преподобный Макарий Великий, — и во глубине ума их водворилася: сим Господь яко душа есть» (Слово 7, гл. 12). И в бодрствовании и во сне они пребывают в Господе, вне греха, вне земных и плотских помышлений и мечтаний. Помышления и мечтания их, находящиеся во время сна вне управления разумом и волею человеческими, действующие в прочих человеках бессознательно, по требованию естества, действуют в них под водительством Духа, и сновидения таких людей имеют духовное значение. Так праведный Иосиф во сне был научен таинству вочеловечения Бога-Слова; во сне повелено ему бежать в Египет и возвратиться из него (Мф., гл. 1 и 2). Сновидения, посылаемые Богом, носят в самих себе неотразимое убеждение. Это убеждение понятно для святых Божиих и непостижимо для находящихся еще в борьбе со страстями. Свт. Игнатий Брянчанинов Пророческие сны Целую треть своей жизни человек пребывает во сне. В младенческий период свой он спит гораздо больше половины жизни. Сон — образ смерти, пробуждение воскресения. «Уснул, успокоился», — говорят об умершем. И молятся люди о своей непостыдной, мирной кончине, уходе из земной жизни в полной умиротворенности, молитвенной богопреданности. Наука пытается расшифровать природу сна, но она далека от объяснения этого феномена. Естественная наука может сказать лишь о некоторых происходящих во время сна физиологических изменениях или химических процессах в теле, психиатрия и психотерапия стараются проникнуть в психические законы сновидений… Но все тут остается шатким, неясным.

http://pravmir.ru/mozhno-li-verit-snam/

(Толкование воскрес. евангелий, сост. Никифором, арх. астр. и ставр. М. 1805 г. Т. 1, л. 218, 219). Эту истину подтверждают и апостолы: Петр: «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд, для наказания. ( 2Nemp. II, 4 )». И иуда: «и ангелов, несохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня ( Иуд. 1, 6 ). 145 Применительно к 37 ст. VIII гл. еванг. Луки, где говорится о неблагодарности к Господу жителей страны гадаринской. 149 Иустин мученик приводит два основания празднования воскресного дня. «В день солнца, – говорит он, – мы все вообще делаем собрание потому, что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых» (Первая апология, гл. 67). 150 Подобный способ постройки храмов в настоящее время составляет далеко не единичное явление. Так, например, в 1893 году в газете «Гражданин» сообщалось, что, подобным же образом, воздвигается храм в селе Рогачеве, Зубцовского уезда, Тверской губернии, и уже близок к окончанию. Недавно, бывший на охоте в одном из уездов Петербургской губернии барон В. В. Тизенгаузен рассказывал, что лично видел в одном селе совершенно новую церковь , только что отстроенную общим трудом прихода, причем инициатором этого дела является местный священник. 152 По поводу молитвенного воззвания прокаженных ко Иисусу Христу: «Иисусе Назарянин, помилуй ны!» 164 Современники считали его волхвователем имевшим посредством таинственных заклинаний власть над бесами. 166 Примеч. Содержание евангельского чтения этой недели сходно с положенным в неделю 6-ю по Пятидесятнице. Статьи и рассказы настоящей недели могут служить дополнением той, и наоборот. 168 Голос послышался ему на греческом языке. Пробужденный этим голосом, он встает, справляется в словаре и узнает знаменательное значение дотоле непонятного ему слова. 169 Примеч. Евангельское чтение этой недели по содержанию сходно с читаемым в неделю 10 по Пятидесятнице: статьи и рассказы, помещенные там, могут служить дополнением здесь, и обратно. Читать далее Источник: Праздничный отдых христианина Собрание общедоступных духовно-назидательных рассказов и размышлений, расположенных применительно к еванг. воскрес. и празднич. чтениям целого года : В 2 ч./Сост. свящ., магистр богословия Григорий Дьяченко. - Москва : Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1900. - 918, X с./Ч. 1: Рассказы и размышления на евангельские чтения в дни воскресные. 6-610 с.; Ч. 2: Рассказы и размышления на евангельские чтения во дни праздничные. 611-918 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

106. Что относится к сущности Молитвы Иисусовой? Правильный способ творения этой молитвы вытекает из верного понятия о Боге и об имени Иисусовом. Бог превыше постижения и изображения. Поэтому ум должен быть только в молитве и чуждым всякого воображения. А «моление именем Господа Иисуса Христа требует нравственной жизни» (Еп. Игн. Брянч. т. I, стр.122). Первое и необходимое состояние творящого Молитву Иисусову есть покаяние. Дальнейшее, если надобно, подаст Господь Бог . Сила этой молитвы «в самом призывании имени Богочеловека» (Там-же, стр. 124). Имя это Божественно и его призывание дает непрестанное врачевание, убивая греховныя страсти. «Сущность призывания имени Иисуса Христа заключается не в произнесении только слов, а в постоянном молитвенном воспоминании Христа, в постоянном молитвенном к Нему обращении, в каковом самыя слова: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», являются лишь внешним выражением их мысли и чувства» (Бес. инока с иер., стр. 12) «Молящийся в духе и истине не от сотворенных заимствует мысли к величанию Творца, но из Него Самого почерпает созерцания к воспеванию Его» (Доброт, т. II, Нил Синайск., гл. 65). 107. Как Церковь применяет Молитву Иисусову? 1) Молитвой Иисусовой, произносимой один раз, начинается текст утреннего молитвенного правила. Она произносится, когда «утишатся вся чувствия» после пробуждения. Тогда эта молитва возносится как вступительная. 2) Многократное повторение Иисусовой Молитвы вводится для усиления умно-сердечной молитвы, явившейся во время чтения молитв утренняго, вечернего и друтих молитвенных правил. Тогда повторение Иисусовой Молитвы удерживает умиление, посланное молящемуся во время произнесения той или другой молитвы правила. Произнесению среди молитв правила – Иисусовой Молитвы придается важное вспомогательное значение для всей творимой молитвы. 3) Наконец третий способ употребления Молитвы Иисусовой содержит в себе огромное, вполне самостоятельное молитвенно-нравственное значение. Способ этот заключается в долголетних усилиях для духовного усовершенствования, тесно связанного с творениями этой молитвы, качество которой возвышается благодаря благодатному воздействию Святого Духа. Тогда отдавшийся этому молитвенному подвигу человек видит себя на особом пути непрестанного творения Молитвы Иисусовой и проходит опыт умного делания.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

76. Вопрос: От чего ребенок во сне скрежещет зубами? Что касается скрежета зубами, то он происходит из-за непроизвольного сокращения мышц челюстей и указывает на недостаточную глубину сна, возбудимость ребенка. 77. Вопрос: Расскажите о православном отношении к сновидениям. Около трети своей жизни человек пребывает во сне. Младенец спит гораздо больше половины жизни. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) пишет: «Сон — образ смерти, пробуждение — воскресения. «Уснул, успокоился», — говорят об умершем. И молятся люди о своей непостыдной, мирной кончине, уходе из земной жизни в полной умиротворенности, молитвенной богопреданности. Наука пытается расшифровать природу сна, но она далека от объяснения этого феномена. Естественная наука может сказать лишь о некоторых, происходящих во время сна физиологических изменениях или химических процессах в теле, психиатрия и психотерапия стараются проникнуть в психические законы сновидений… Но все тут остается шатким, неясным. Опыт духоведения — религиозный опыт — различает три рода сновидений, вернее, три подоплеки сновидческих. Первый род сновидений, наиболее распространенный, — суетные, пустые, как бы никчемные сны, ничего не значащие ни нравственно, ни умозрительно. Они являются, по-видимому, отражением в мозгу человека его повседневных тревог и забот. Но бывают сны и определенно духовно окрашенные либо некоей беспокойной, нехорошей духовной силой, либо умиротворяющей душу. Есть устрашающие сны, лишающие душу мира, отягощающие нас или нехорошо возбуждающие. И есть сны утешающие, нечто предвозвещающие — «с неба», от Бога, от светлых сил. Исторически засвидетельствованы пророческие сны. О них неоднократно говорит Библия; эти сны чудесно предупреждают человека, вдохновляют, просвещают, поучают и утешают. Реальность их совершенно бесспорна. Пророк Иоиль сказал за несколько столетий до Рождества Христова о таких пророческих снах: «…и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (гл. 2, стих. 28).

http://azbyka.ru/zdorovie/pravoslavnaya-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010