«Любезнейший собрат мой, Иван Михайлович! Не с правилами политики, а с сердечными чувствами ответствую вам на усердное письмо ваше ко мне, полученное сего сентября 10 в 9 час. утра. По оному, я имел скорый случай (перед крестным ходом) братии собора и всем любящим вас возвестить о новом вашем звании, и все, слыша, поблагодарили, порадовались, пожелали вам счастливых успехов. Спешу переслать вам надлежащий доход по 10-е сентября, 45 р. ассигнац. Вам, на новом поприще, повторяю из 3 соборн. послания Иоанна предыдущее: и паче всех молюся о тебе, благоспеятися тебе, здравствовати, якоже благоспеется тебе душа (1 гл., ст. 2). Мир тебе, целуют тя друзи (ст. 15). Обнимаю и я с семейными моими полнотой любви и почтения к вам». В ответ на это писал я от 17 числа. Благополучно прошел месяц моей академической жизни. 2 октября подано было мной профессору в. А. Голубинскому первое академическое сочинение на помянутую выше тему; а 5 числа даны были нам по классу опытной философии следующие две темы: 1) «Какое влияние на нравственность имеет самонаблюдение?» и 2) «Постепенное развитие человеческой души до сознания и пробуждение сознания». Я писал сочинение на первую тему, и вот какой отзыв сделан был об этом сочинении бакалавром Д.Г. Левицким: «Просто, ясно, хорошо». Первые впечатления академической жизни очень хорошо изъяснил мой товарищ и земляк Г.П. Быстрицкий в письме к другу своему, студенту Киевской духовной академии Николаю Ивановичу Флоринскому от … числа октября: «Я пишу к тебе из нового мира – академического; да – это новый для нас мир, потому что все в нем иное; если нечто не новое, само в себе, то в новых видах представленное. Со мной поступили в академию Б.Ф. Взоров, Ф.М. Остроумов и Я.А. Беневоленский. Вот уже нас ввели в неведомую нам прежде область философии: сколько в ней пищи для разума! Вот уже нас познакомили с различными взглядами на историю и указали ту высокую гору, с которой можем смотреть на различные царства и народы, разделенные временем и пространством, языком и религией, как на стройное целое.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Н. О. Лосский также признается, что чтение «Столпа и утверждения Истины», способствовало его переходу от «абстрактной религиозности» к конкретной церковности». Личность и учение отца Павла Флоренского еще недостаточно изучены. Но даже теперь можно утверждать, что Флоренский был одной из самых значительных фигур в русской религиозной философии XX века. Н. М. Зернов 834 . Русское религиозное возрождение XX века. Гл. IV. Расцвет литературы и искусства (фрагмент) 835 Религиозное пробуждение, начавшееся в Петербурге, развивалось параллельно в Москве, но имело там менее яркие, и менее революционные формы. Владимир Соловьев вел долгую и одинокую борьбу против враждебности интеллигенции к Церкви, и оставил после себя несколько убежденных учеников. Из них наиболее знамениты москвичи-философы: Сергей Николаевич Трубецкой (18621905), брат его Евгений (18631920) и Лев Михайлович Лопатин (18551920). Продолжая традиции своего учителя и друга, они личным примером свидетельствовали против глубокого предрассудка русской интеллигенции, полагающей, будто всякая религия несовместима с критическим разумом. Вначале, подобно Соловьеву, три философа оставались одинокими фигурами, однако в первые годы XX века их влияние обратило к православию еще несколько молодых людей из среды интеллигенции. Самыми яркими из них были Флоренский, Эрн, Ельчанинов и Свенцицкий. Первые трое – выходцы из Тифлиса, из «светских» семейств. Вместе начали они служение Церкви, но впоследствии их пути разошлись. Священник Павел Александрович Флоренский (18821943) – самый значительный из них. В свое время в Московском университете он изучал математику под руководством профессора Бугаева, отца Андрея Белого, но окончив факультет, поступил в Московскую Духовную академию, после блестящего окончания которой был назначен профессором философии (1908 г.). В 1911 году он принял сан священника. В 1914 году в Москве вышла его книга «Столп и утверждение Истины» (1 Посл. к Тим.3:15), с которого началась новая эра в русском богословии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Слово Божие, проникая в души христиан, содействует их научению, обличению, исправлению и ведет их к спасению во Христе Иисусе ( 2Тим. 3:16–17 ). По этой причине, куда бы ни приходили с благовестием Апостолы, они прежде всего своих слушателей старались просветить словом истины. Это Слово разгоняло мрак заблуждений в людях и подготовляло в них добрую почву для принятия веры Божией. Такое духовное пробуждение от проповеди Слова Божия пережили некогда жители Самарии. Слушая проповедь диакона Филиппа, они «единодушно внимали» ей и испытывали «радость великую». Однако обращение ко Христу самарян тем не закончилось. По проповеди Филиппа, они крестились. Через крещение они вступили в Церковь Христову. Но им не доставало благодати Духа для укрепления в новой духовной жизни. И вот – читаем в 8-й гл. кн. Деяний – «находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышавши, что самаряне приняли Слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши. помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил ни на одного из них, а только были они крещены во Имя Господа Иисуса» ( Деян. 8:5–16 ). Из этого свидетельства книги Деяний видим, что истинная Христова Церковь состоит не из тех людей, которые лишь «веруют» в Слово Божие, и даже не из тех, которые только «крещены по вере», а истинные сыны истинной Церкви непременно должны быть напоены и благодатью Пресвятого Духа. Без такой благодати христиане – что кирпичи в доме, не связанные между собой цементом. Следовательно, непременным же свойством истинной Христовой Церкви надобно считать её облагодатствованность от Духа Божия. Эта облагодатствованность подается христианам в особых священнодействиях, которые в слове Божием называются «таинствами» ( 1Тим. 3:8 ). Таинства веры – это такие священнодействия, в которых под видимой и чувственной формой христианам подается невидимая и таинственная Сила Духа Святого, укрепляющая и помогающая им успешно совершать свое спасение во Христе Иисусе через Церковь . В таинствах, мы сказали, благодать Святого Духа подается людям, через видимое священнодействие. Например: водное крещение по внешности своей видимо; но происходящая в крещении духовная смерть крещаемаго для жизни плотской и греховной – это невидимая и таинственная сторона в нем. Также руковозложение, замененное потом Апостолами миропомазанием ( 1Ин. 2:27 ; 1Кор. 1:21 ). По внешности оно видимо. Руки на крещаемых мог возложить и диакон Филипп, но это не было бы таинством Церкви, а простым родительским благословением духовных детей. И потому для того, чтобы руковозложение стало таинством церковным, нужно было из Иерусалима притти в Самарию Апостолам. Они, помолившись, возложили руки на самарян, – и те приняли Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Они вполне заслуживают выслушать те укоры, которыми некогда упрекал своих современников св. Иоанн Златоуст . «Ныне, говорит» он, больше пекутся о конях, нежели о детях, ибо, избирая возницу, рачительно смотрят: не глуп ли он, не пьяница ли, не вор ли? А когда нужен руководитель их детям, – принимают, кто встретится, и отнюдь не примечают: нет ли в нем безбожного головокружения, не заразит ли он юную душу духовным пьянством, не украдет ли у детей обеты, данные Богу при святом крещениии право на вечное блаженство?» (Бес. LX на Иоанна). Так сколько бы родители сами ни были благочестивы, и сколько бы ни старались освятить сердца детей своих в их младенчестве; но если потом предоставят их руководству нечестивого учителя, – соблазн и погибель неминуемы. Юлиан от родителей получил хорошее воспитание; но привязавшись потом к языческим учителям, до того был ими развращен, что не только сделался идолопоклонником, но и опаснейшим врагом христианства. (Созом. кн. 3, " Феодорит. кн. 3 гл. 2). б) Второй урок, который мы извлекаем из жизни св. великомученицы Ирины, состоит в том, что мы должны веровать в постоянное попечение о нас премудрого и всеблагого промысла Божия. Не случайно, но по распоряжению промысла Божия влетели в горницу Ирины голубь, орел и ворон и опустили на стол маслячную ветку, венок из цветов и змею. Все это должно было убедить Ирину принять христианство и жить согласно правилам св. веры. в) Наконец, жизнь св. великомученицы Ирины, посвященная на распространение христианской веры между язычниками, учит и нас, по мере наших сил, содействовать проповедникам истинного христианского учения молитвою за них, любовию к ним и пожертвованиями на дела благовествования, – кроме того помогать людям восставать от своих нравственных падений пробуждением у них чувства сознания своего опасного нравственного состояния. (Свящ. Г. Дьяченко ). Читать далее Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т./Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897./Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Св. прав. Иоанн Кронштадтский : «Впрочем и всякая иная церковь христианская, во все продолжение спасительного периода св. крещения (или первого воскресения, именуемого Блаженным тысячелетним царствованием Иисуса Христа на земле), привлекала и будет привлекать к себе обращающихся иудеев в награду за сохранение Слова Истины, ибо Светильник Истины дает Себя знать издалека и видится теми, которые искали Его» («Начало и конец нашего земного мира», часть 1). Свт. Тихон Задонский : «Так и грешник, когда очувствуется и от грехов к Богу обращается, уже как бы лицом к Нему стоит, и воздает Ему почитание, как Богу и Создателю своему, внимает святым Его устам, и что в Писании Святом говорит, то все и исполнять старается, и везде, где ни находится, душевными очами и верою видит перед собой Бога, а всякого греха в деле, слове и помышлении опасается, чтобы не прогневать Его. Об этом говорит пророк: «Всегда видел я пред собою Господа» ( Пс.15:8 ). Это истинное обращение, истинное пробуждение от греховного сна, истинное покаяние, истинное воскресение душевное! Блажен человек, который так воскреснет и пребудет в том до конца! Воистину такой воскреснет в последний день не в смерть, а в жизнь и блаженство вечное! «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти» ( Откр. 20:6 )» (Сокровище духовное, от мира собираемое, 71). В другом месте свт. Тихон подобным образом пишет: «Так, кто здесь воскреснет, тот непременно, если и умрет, жив будет, ибо воскреснет в общее воскресение в жизнь вечную, по неложному обещанию Господа нашего: “Изыдут творившие добро в воскресение жизни” ( Ин. 5:29 ). “Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом” ( Откр.20:6 ). Эти знаки и плоды истинно обратившегося и кающегося можно видеть как в Святом Писании, так и в церковной истории, они и ныне примечаются в обратившихся и чистосердечно кающихся» (Об истинном христианстве, ч. 2, ст. 1, гл. 5). Сщмч. Фаддей (Успенский) : «Если до Христа язычники были исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия ( Рим. 1:29 ), делали всякую нечистоту с ненасытимостью ( Еф. 4:19 ), то по пришествии Христа как процвела эта духовно мертвая пустыня! Как люди, всецело прежде сердцем привязанные к земле с ее страстями, бросали все земное по одному слову Христа: “Иди за Мной” или слагали свои достояния к ногам апостолов! Какой приток новой духовной жизни почувствовали они в себе, если никакие гонения мира, страдания и смерть не могли отнять у них радости Христовой ( Ин. 16:22 )! Это – “воскресение первое”, духовное ( Откр. 20:5 ), от умерщвляющих дух страстей» («Слово в Неделю 23-ю по Пятидесятнице»).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Август Топпэда (1740–1778) обязан был своим духовным пробуждением проповеди Веслэя. Он известен как писатель церковных гимнов. Из евавгеликалов в Валлисе особенной известностью пользовался Даниил Рооланд (1713–1790). Число причастников в его приходе превышало 2000 человек – цифра редкая для XVIII столетия. Чтобы послушать его проповедь, народ путешествовал более 70 верст. Генрих Венп (1725–1797) известен, как автор сочинения «совершенная обязанность человека», произведение кальвинистического характера. Рооланд Гилл, был скорее диссидентом и защитником кальвинизма (1715–1833). Шесть епископов отказались посвящать его, и он умер лишь в сане диакона. Но как проповедник он занимает второе место после Витфильда. В средине XVIII в. число евангеликалов было не многочисленно. Упоминавшийся выше Ромайн в 1740 году знал только семь священников, разделявших евангеликанкие воззрения; по ранее своей смерти (1795 г.), он мог насчитать около пятисот человек евангеликалов среди англиканского духовенства (А. Н. Ноте ibid. 452–455; G-G·. Perry The Student’s English Church History Load. 1887. Период 3-й, гл. VI). 215 „Апологія» Ньюмана, в которой он описывает состояние своего религиозного кризиса, напоминает забытую у нас книгу: „Сказание о странствии и путешествия по России, Молдавии, Турции и Св. Земле» инока Парсения. Парсений – раскольник рассказывает здесь, как возникшие в нем сомнения в правоте раскола привели его в конце концов к прав. церкви. „Я никогда не могу быть спокоен моим сердцем, – говорит о себе Парсений, пока не найду Св. Соб. Ап. Христову церковь ». Как не велика разница между ученым Ньюманом и простецом Паронием – их психология в сущности одна и та же. Потерянное „спокойствие» с неудержимостью влекло того и другого остановиться там, где каждый из них видел истину. Богатая, поэтическая натура Ньюмана была, очевидно, одной из тех натур, которые не могут долго жить разладом и сомнениями, для которых необходим тот, или иной исход, но исход решительный. Прекрасно знакомый с историей древней церкви, Ньюман, естественно, хотя и ошибочно, увидел в Римской церкви приближение, к рисовавшемуся в его богатом воображении, идеалу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Поэтому современные духовники не должны предлагать суровые наказания тем, которые согрешили, но давать им для исполнения добрые дела: например, купить масла для церкви, свечи, ладан, или пожертвовать средства на какие-то добродетельные дела. Епитимия влияет на душу кающегося и это душевное влияние побуждает его лучше осознать свою неправоту перед Богом и перед Церковью, она усиливает его волю, чтобы в будущем он остерегался греха, который привел его к епитимии. Для тех, кто истинно кается, епитимия служит залогом будущего выздоровления, чтобы избежать духовного осуждения. Все, что здесь сказано о епитимиях, сводится к тому, что священник при определении их должен познать тяжесть греха и степень раскаяния того, кто исповедуется, и лишь после этого определять епитимию. Если священник не будет иметь столько знаний и качеств, чтобы для каждой душевной болезни нужное лекарство рецептом епитимии прописать, то он своей цели не достигнет. «Как бы кто-то мог подготовить лекарство от болезни, если бы не знал ее природы?» – учит святитель Иоанн Златоуст (Сочинения Иоанна Златоуста , кн. 2, гл. 3). Бывают случаи, что некоторые священники определяют епитимии, но не рассматривают состояние совести кающегося и природу его греха. В некоторых местах епитимии определяют очень редко и только за самые тяжкие грехи, а в других, напротив, и за маленькие повседневные грехи налагают епитимии. И в первом, и во втором случае можно сказать, что священники поверхностно и несознательно поступают. К таким священникам народ только из обычая приходит на исповедь, и все опять остаются с холодными и не пробужденными сердцами, с какими были и до того. Совсем было бы хорошо, если бы кающемуся определяли епитимию по природе греха и давали напутствие, как он должен себя вести, чтобы епитимия пошла ему на пользу («Шесть книг о священстве» Иоанна Златоуста . Пер. протопресвитера Йована Вучковича. Прим. 3. Нови Сад, 1894, с. 25–28). Священник должен разъяснить кающемуся, которому определяет епитимию, чтобы он молился Богу, и на епитимию смотрел как на заслуженное наказание, и веровал, что она – повязка на рану его душевной болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Один человек, отличавшийся замечательно светлым умом, переходил через рельсы в ту минуту, когда вдруг показался поезд, приближавшийся на всех парах. Ему не оставалось ничего другого, как лечь между рельсами. И вот в то время, когда вагоны пролетали над этим обмершим человеком, чувство опасности привело ему на память все события его жизни, так что словно страничка из книги судеб развернулась перед его глазами. Совершенно так же, когда человек умирает, вся жизнь может внезапно пронестись в его сознании. Секкендорф видел во сне такие события его прошлой жизни, о которых он едва помнил, и с такой ясностью и живостью, как если бы они в первый раз имели место в действительной его жизни. С чрезвычайной ясностью он увидел себя трехлетним ребенком, причем в памяти его воскресли все мельчайшие подробности воспитания его. Каждая оценка из его школьной жизни, каждая неприятная случайность прошли в его сознании как живые. Созерцая жизнь свою в порядке действительного течения ее, он увидел, наконец, свое пребывание в Италии, где он покинул одну даму, на которой женился бы, если бы судьба не заставила его быстро уехать из этой страны. Живость испытанного им во сне чувства разлуки с возлюбленной послужила причиной его пробуждения. Если такой внезапный пересмотр всей жизни возможен у умирающего и даже во сне, то становится понятным, как на Страшном суде раскроется в нашем сознании Книга грехов». Святитель Лука приводит еще один пример – из жизни некоего Иоанна Эвердтфегера, «который после продолжительной болезни впал в длившееся несколько часов состояние мнимой смерти. Когда он открыл глаза, то сказал своему духовнику, что созерцал всю свою жизнь, все соделанные им грехи, даже такие, которые давно уже изгладились из его памяти. Все видение им было так живо, как будто он переживал его в первый раз… Поэтому необходимо признать, что, кроме мозга должен быть и другой, гораздо более важный и могучий субстрат памяти. И мы считаем таким субстратом дух человеческий, в котором навеки отпечатлеваются все наши психофизические акты. Для проявления духа нет никаких норм времени, не нужна никакая последовательность и причинная связь воспроизведения в памяти пережитого, необходимая для функций мозга. Дух сразу обнимает все и мгновенно воспроизводит все в его целостности» (Дух, душа и тело. Гл. 7. Трансцендентальные, духовные способности).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Иоанн Златоуст. «Ныне, – говорит он, – больше пекутся о конях, нежели о детях, ибо, избирая возницу, рачительно смотрят: не глуп ли он, не пьяница ли, не вор ли? А когда нужен руководитель их детям, – принимают, кто встретится, и отнюдь не примечают: нет ли в нем безбожного головокружения, не заразит ли он юную душу духовным пьянством, не украдет ли у детей обеты, данные Богу при святом крещении и право на вечное блаженство?» (Беседа 60 на Иоанна). Так, сколько бы родители сами ни были благочестивы, и сколько бы ни старались освятить сердца детей своих в их младенчестве, но если потом предоставят их руководству нечестивого учителя, – соблазн и погибель неминуемы. Юлиан от родителей получил хорошее воспитание, но, привязавшись потом к языческим учителям, до того был ими развращен, что не только сделался идолопоклонником, но и опаснейшим врагом христианства. (Созом. кн. 3, Феодорит, кн. 3, гл. 2). б)  Второй урок, который мы извлекаем из жизни св. великомученицы Ирины, состоит в том, что мы должны веровать в постоянное попечение о нас премудрого и всеблагого промысла Божия. Не случайно, но по распоряжению промысла Божия влетели в горницу Ирины голубь, орел и ворон и опустили на стол масличную ветку, венок из цветов и змею. Все это должно было убедить Ирину принять христианство и жить согласно правилам св. веры. в)  Наконец, жизнь св. великомученицы Ирины, посвященная на распространение христианской веры между язычниками, учит и нас, по мере наших сил, содействовать проповедникам истинного христианского учения молитвою за них, любовью к ним и пожертвованиями на дела благовествования, – кроме того помогать людям восставать от своих нравственных падений пробуждением у них чувства сознания своего опасного нравственного состояния. III. Будем, возлюбленные братия, стараться выполнить в своей деятельности те уроки, которые преподает нам жизнь св. великомученицы. (Прот. Г. Дьяченко) Шестой день Поучение 1-е. Св. и праведный Иов Многострадальный (О христианском терпении) I. Npabeдhый Иов, великое терпение которого прославляется в сегодняшних церковных песнопениях и чтениях, жил в Аравии за 1900 лет до Р.Х.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Прп. Амвросий Оптинский приводит учение Никиты Стифата , ученика прп. Симеона Нового Богослова (XI в.), о трех видах снов, соответствующих трем уровням духовного состояния человека. Об этом у Никиты Стифата во второй сотнице глав об очищении ума (гл. 60, 61, 62:63) с. 129–131] и у прп. Амвросия в письме девятом письмо 9, с. 15–16]. Прп. Никита различает: Мечтания. «Это суть такие сновидения, которыя не стоят неизменными в воображении ума, но которым предметы перемешиваются, одни вытесняют другие; от них никакой не бывает пользы, и самое мечтание их исчезает вместе с пробуждением; их тщательные ревнители презирать должны». Это простые психофизиологические сны. Иногда через такие сны воздействует на спящего и бесовская сила. По Никите Стифату такие сны «свойственны людям чувствительным и плотолюбивым, для коих бог чрево и укоризненное насыщение, коих ум объят тьмою, по причине нерадивой и страстьми истертой жизни, и над коими издеваются бесы посредством мечтаний». От таких сонных мечтаний должно избавляться и не должно им придавать никакого пророческого значения. В народе говорят: «Спит сном праведника». Это значит без сонных мечтаний. Видения. По прп. Никите Стифату «видения 35 суть такие сновидения, которые во все время стоят неизменными, не преобразуются из одного в другое и так напечатлеваются в уме, что остаются на многие лета незабвенными: они показывают сбытие будущих вещей, доставляют душе пользу, приводя ее в умиление... тщательнейшие ревнители должны считать такие видения драгоценными». Видения (или зрения) бывают, по Никите Стифату , «тщательным ревнителям, очищающим душевные чувства, и чрез видимое благодетельно возводимым к постижению Божественных вещей и приумножению преспеяния». Очищенные ум и сердце и во сне видят ясно и от видимого имеют для души некоторую пользу. Откровения. Только здесь начинается пророческий уровень. По прп. Никите Стифату «Откровения суть сущие выше всякого чувства созерцания чистейшей и просвещенной души, представляющие дивные некие Божественные дела и разумения, тайноводство сокровенных Божиих тайн, сбытие наиважнейших для нас вещей и общее применение мирских и человеческих дел». О таковых сказал Бог: Если будет у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним ( Чис. 12:6 ); и в книге Иоиля: И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения ( Иоиль 2:28 ), Прп. Никита находит откровения возможными для духовно чистых и просвещенных душ, в Писании акцентируется внимание на действие Божие: Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать... Духовно совершенные вполне могут не иметь никаких откровений, Господь же, изливая Духа, может открываться во сне сынам и дочерям, юношам. Это избрание и воля Божия, хотя Господь, конечно, очищает и освящает Духом Своим Своих избранников.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010