Второй пример широко известен. Однако… Это псалом 136-й. «На реках Вавилонских». Текст настолько известен, что его положила по-своему на музыку даже такая группа, как «Boney M» (будет интересно, послушайте). В конце псалма в уста угнанных в плен и крайне униженных еврейских переселенцев вкладываются такие слова: « Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! » Этот текст можно посчитать подлинным кошмаром и призывом к преступлению против человечности, если бы у этих слов не было вполне конкретного духовного смысла. Смысл следующий: вавилонские младенцы – это греховные помыслы. Их нужно вырывать пораньше, до превращения младенцев в юношей. Потом вырывание крайне затруднится или станет невозможным. Так и сорняк легче вырывать в виде травы, а не в виде кустов. Камень же – это одно из известнейших имен Христа. « Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла. Камень преткновения и камень соблазна » (1 Петр 2:6-7). Так говорит Верховный Петр. Павел говорит еще проще: « Все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос » (1 Кор 10:4). Таким образом, в псалме говорится о том, о чем пишет Иоанн Лествичник: «Бей врагов именем Иисуса. Сильнее оружия не найдешь ни на небе, ни на земле». И картина складывается целостная: грех прогневил Бога, лишил народ силы. С грехом теперь и воевать надо. Бить именем Господа начатки греховных движений, не позволяя им вырасти и усилиться. Ясно, что при буквальном прочтении, как и в случае с мытьем ног и рук в чужой крови, получается нечто кровожадное и бесчеловечное. Еще пример. Это 100-й псалом. Он у нас читается в конце первого часа. Вот его окончание: « С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие ». На это место Писания святой Василий Великий говорит, что совершенно невозможно царю Давиду ежедневно с раннего утра ходить по городу с обнаженным мечом и разить грешников. Нужно докопаться до иного, не буквального смысла. Если же будем считать «городом Господа» сердце человеческое, а «делателями беззакония» – злые помыслы, в сердце живущие, то получится призыв на ежедневную внутреннюю борьбу с грехом. Начинать ее как раз и надо сразу по пробуждении. Вот и Иеремия говорит: « с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит » (Иер 21:12).

http://pravoslavie.ru/111939.html

Заслуга свт. Феофана Затворника , безусловно, состоит в том, что он провел обширную работу по систематизации всех написанных ранее аскетических святоотеческих творений и изложил их в удобной, простой форме, понятной не только для его современников, но и для человека XX и XXI вв. Квинтэссенция этого учения изложена, как известно, в книгах «Начертание христианского нравоучения», «Путь ко спасению», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». В данном докладе будут рассмотрены ступени духовного возрастания человека и как этому способствует память о конечных судьбах мира. Свт. Феофан выделяет три этапа развития в человеке христианской жизни: начальный, то есть обращения к Богу, затем – очищения, совершенствования и наконец освящения, достижения совершенства c. 13]. В двух первых этапах тоже можно выделить некоторые ступени: на первом сначала пробуждение от греховного состояния, потом утверждение в решимости оставить грех , посвятив себя богоугождению, и завершается этот этап восприятием благодати Божией в церковных таинствах Покаяния и Евхаристии c. 141]. На этапе очищения, совершенствования действие благодати также происходят поступательно, как об этом говорится в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: ибо сначала она пойдет с ним путями извилистыми, наведет на него страх и боязнь и будет мучить его своим водительством, доколе не уверится в душе его и не искусит его своими уставами; но потом она выйдет к нему на прямом пути и обрадует его, и откроет ему тайны свои ( Сир.4:18–21 ). Здесь тоже можно выделить три ступени: начальное действие благодати, ощущаемое человеком, затем период неявного, сокровенного ее действования, который завершается явным, ощутимым для человека восприятием благодатных даров Святаго Духа c. 324]. Таким образом, мы видим, что духовная жизнь человека – это непрестанное движение, восхождение к своему Творцу, стремление достичь Недостижимого. На этом пути, по свидетельству свт. Феофана, необходимо постоянное «возгревание» c. 408] духовной жизни, к чему есть немало пособий, которые должен употреблять в дело сам подвижник. Одним из них является памятование об эсхатологической перспективе нашего бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«Ему назначили гроб с злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу было угодно поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он увидит потомство долговечное, и воля Господня успешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; через познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Поэтому Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу» ( Ис. 53:9–12 ). Заключительные слова этого пророчества прямо говорят о том, что Мессия после Своих спасительных страданий и смерти оживет и будет прославлен Богом Отцом. О воскресении Христа предсказал также царь Давид в 15-м псалме, в котором от лица Христа Давид говорит: «Всегда я видел пред собою Господа, ибо Он одесную (по правую руку) меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании (надежде), ибо Ты не оставишь души моей в аду и не дашь святому Твоему видеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» ( Пс. 15:8–11 , см. также Деян. 2 ; Деян.13:35 ). Таким образом, пророки заложили в своем народе основу веры в пришествие и воскресение Мессии. Вот почему апостолы с таким успехом распространяли среди еврейского народа веру в воскресшего Христа, несмотря на препятствия, со стороны религиозных вождей еврейского народа. Духовные Плоды Воскресения Христова «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор. 15:22 ). Эти апостольские слова говорят не только о физическом воскресении людей, но, первую очередь, о духовном возрождении. Как смерть бывает двоякая – духовная и физическая, так и воскресение бывает двоякое – духовное и физическое. Духовная смерть Адама, состоявшая в утрате общения с Богом, предшествовала его физической смерти. От Адама смерть, как результат нравственного повреждения, перешла на всех людей. Воскресение Христово является началом нашего духовного воскресения, пробуждения в нас духовных стремлений, а также нравственного возрождения. Об этом духовном воскресении верующих Господь говорил: «наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» ( Ин. 5:25 ). Это есть то «первое» воскресение, о котором говорится в книге Апокалипсис ( Откр. 20:5 ). Заключается оно в том, что люди, уверовав в Сына Божия, в таинстве Крещения рождаются для духовной жизни, становятся способными жить высшими интересами и воспринимать высшие ощущения. Благодать Божия помогает христианам совершенствоваться в добродетелях, духовно расти. Поэтому апостолы утешали христиан напоминанием о том, что они, в противоположность неверующим язычникам, уже «воскресли с Христом» ( Кол. 3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Наконец, космоургия может стать и путем богоборчества, сатанинской вражды к Богу и оказательством знамений власти человеческой, человекобожия. И так как человеческий дух при известной пробужденности не может оставаться нейтральным, то осознанная сила и достигнутая мощь становятся престолом «царства зверя», т.е. богоборчества. В космоургическом процессе борются и одновременно сосуществуют все три образа отношения человека к миру. Та духовная борьба, которою раздирается мир, та его духовная трагедия, которая составляет содержание истории, раскрывается и здесь, в человеческой космоургии. Космоургия также принадлежит церкви, как и вся человеческая жизнь. Естественная космоургия должна быть сделана христианским чудотворением, чрез подчинение ее духу Христову. Вот что означают для нас евангельские чудотворения, о чем они говорят, к чему зовут: к действенному отношению к миру, к космоургии, во Имя Божие. «И если чего попросите (у Отца) во Имя Мое, то Я сделаю» (Иоанн. 14, 14). Спасение проповедано Господом «при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Св. по воле Его. Ибо не ангелам Бог покорил будущую вселенную» ( Евр. 2, 3–5 ), но человеку. «Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же не видим, чтобы все ему было покорено» (2, 8). Здесь можно остановиться. Евангельские чудеса представляют собой отдельные благотворения, отклики на человеческую скорбь и нужду, «исцеления и благотворения». И для всего человеческого космоургического пути они дают образ благотворения во имя милосердующей любви. И этого уже более чем достаточно для того, чтобы освятить и осмыслить человеческое делание. IV. О Воскресении Христовом Чудеса суть дела Божии, которые даны человеку. Однако, возникает еще следующий и последний уже вопрос: эти дела в их разрозненности могут ли быть отнесены к некоему общему и единому делу, которое все в себя включает и себе подчиняет? И не это ли общее дело, которое, как таковое, превосходит своей общностью все отдельные дела, указует Господь, когда говорит: «Дела Мои сотворите и больше сих сотворите»? Что может быть больше сотворенного Им? Здесь, разумеется, конечно, различие не количественное, а качественное.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Во-вторых, навык в добре, постоянное упражнение в нем, как духовное, внутреннее, так и внешнее, действенно-активное, сопровождается образованием привычки, 31 которая становится «второй натурой» и создает своего рода иммунитет, препятствующий искушениям воздействовать на душу, не дающий греховной инфекции проникать в душу. Если инфекция все же в душу внедряется, она не находит там подходящих для ее развития условий и погибает точно также, как погибает болезнетворный микроб, проникнувший в здоровый, обладающий иммунитетом организм. Именно к такому состоянию, доведенному до идеала, относятся слова св. Иоанна Богослова: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем, и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин.3:9 ), а рождение от Бога есть, согласно последующим словам того же святого писателя, осенение и проникновенность любовью, создающей неспособность к греху ( 1Ин.3:10–11 ). «Мы знаем, – пишет он далее, – что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти»( 1Ин.3:14 ). Значит, именно любовь, высшая степень совершенства, облекает человека ( Кол.3:14 ) как бы в броню, делая его постепенно все более и более непроницаемым для греха. Необходимо подчеркнуть, что такая способность не может образоваться сразу, в результате мгновенного «призвания», «возрождения», «пробуждения», как об этом часто мы слышим в протестантской среде (от пиетистов, пятидесятников, от некоторых баптистов). «Царствие Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 ). Это и другие свидетельства Св. Писания, наряду с указаниями, что ничто нечистое не войдет в Царство Божие ( Откр.21:12 ) и с призывами к уже возрожденным и к принадлежащим к «царственному священству» и к «святому народу» – «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» ( 1Пет.2:9–11 ), убеждают всякого беспристрастного читателя Слова Божия в необходимости для каждого христианина повседневного постепенного возрастания в добре и одновременной борьбы с грехом. «Духовное действие Божией Благодати в душе совершается великим долготерпением, премудростью и таинственным смотрением ума, когда и человек с великим терпением подвизается в продолжение времени и целых лет. И дело благодати тогда уже оказывается в нем совершенным, когда свободное произволение его, по многократном испытании окажется благоугодным Духу и с течением времени покажет опытность и терпение». 32 «Рожденный от Бога не делает греха» ( 1Ин.3:9 ) – это состояние, к которому нам нужно стремиться, а для этого следовать словам другого Апостола, который призывает: «Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» ( Евр.12:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

«Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1.18). Увидеть Бога Отца невозможно, «потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33.20). Эта возможность открывается только через Сына: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14.6).   Христос также говорит: «Я и Отец одно» (Ин. 10.15), «видевший Меня, видел Отца» (Ин. 14.9). Таким образом, здесь мы имеем изображение совсем не однозначное — если можно так сказать, мы на Отца смотрим через Сына. Но все-таки благословляющий «отеческий» жест среднего ангела заставляет нас думать, что акцент поставлен на образе Отца («Сын есть Образ Отца»).   Одесную Бога Отца сидит Сын. Об этом в Библии говорится неоднократно: например, «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (Пс. 109.1), или: «вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы» (Мк. 14.62), или: «Христос умер и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8.34) и т. д. Одежды второго ангела подтверждают такое толкование: телесного цвета гиматий прикрывает небесного цвета хитон, так как плотью человеческой Христос, сошед на землю, прикрыл свое Божество. Его жест означает приятие той чаши, которую благословляет Отец, это жест полного послушания воле Отца ( «быв послушен, даже до смерти, и смерти крестной» . Фил. 2.8). За его спиной возвышаются палаты — это символическое изображение жилища Авраама, но также, и в большей степени, это символ божественного домостроительства. Христос — краеугольный камень (Пс. 117.22; Мф. 21.42). Он созидает свою Церковь, которая есть Его Тело (Еф. 1.23).   Напротив второго ангела сидит третий, который облачен в одежды синего и зеленого цвета. Это третье лицо св. Троицы — Святой Дух. Зеленый цвет в иконописной символике означает вечную жизнь, это цвет надежды, цветения, духовного пробуждения. Линия его склоненной головы повторяет линию склоненной головы среднего ангела. Дух вторит Отцу, ибо Он от Отца исходит, согласно Никео-Цареградскому символу веры. Жест его руки словно способствует скорейшему принятию решения, Дух вдохновляет, освящает и утешает. Дух Святой в Писании назван Утешителем (греч. Παρακλητος) и он приходит и свидетельствует о Нем (Ин. 14.26; 16.7). За спиной третьего ангела изображена гора — это не просто элемент иконописного пейзажа, а гора духовного восхождения (Пс. 120.1), о которой Давид в Псалмах восклицает:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

В этом высоком и священном песнопении Давид оплакал свое духовное падение. Словами смирения и сокрушения сердца он просит Господа помиловать, очистить и омыть его. Поэтому и  Церковь полагает этот псалом в начале покаянных молитвословий, чтобы кающийся возгрел в себе чувство истинного покаяния по высокому образцу покаяния Давидова. 177 Покаянное чувство возникает в человеке из глубины его духа и вовлекает в покаянный процесс все его душевные силы: ум, чувства и волю. Ум человека может проявлять себя как способность анализа, исследования чего-либо по законам логики. Тогда он именуется рассудком. Сам по себе рассудок «ни холоден, ни горяч» ( Откр. 3:15 ), но, подчиняясь эгоизму человека, он становится гордым, кичливым, заносчивым. В этом случае он содействует вредной, безнравственной деятельности человека и сильно мешает его покаянию. Рассудком человек никогда не поймет, что такое радость или горе, красота или безобразие. Эти чувства следует пережить сердцем и дать им правильную оценку совестью, нравственным чувством, разумом. Господь всегда зовет согрешивших людей к Небесным озарениям. «Адам, где ты?» – слышал еще в раю голос Божий первый человек ( Быт. 3:9 ). Об этом же говорит Бог Каину: «Почему ты огорчился? Отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» ( Быт. 4, 6–7 ). Средоточием деятельности ума является разум. Он проявляется как способность к отвлеченным суждениям, обобщениям и оценкам, как способность интуитивного усмотрения и созерцания. В покаянном делании очень важно, чтобы разум кающегося выявил свое согласие с требованием нравственного чувства, совести, долга и разумно-духовных требований жизни. «Только ум, достигший духовного разума, – говорит преподобный Иоанн Лествичник , – непременно облечен и в духовное чувство… Когда оно явится, тогда внешние чувства всячески перестанут обольстительно действовать на душу». 178 Покаянный псалом пророка Давида, читаемый на исповеди, способствует пробуждению духовного чувства кающихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Скачать epub pdf БЛАГОДАРЕНИЕ Жертва хвалы Такой жертвы требует от нас Бог: Тебе принесу жертву хвалы ( Пс. 115, 8 ). Эта жертва Ему угодна, как говорит Пророк: «Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии, и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец» ( Пс. 68, 31–32 ). Эту жертву должны приносить христиане вечером, утром и в полдень, по примеру Псалмопевца: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять» ( Пс. 54, 18 ). Лучше же во всякое время благословлять Господа, как тот же Пророк Божий говорит о себе: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих» ( Пс. 33, 2 ). Если кто хочет хвалить Бога в вечной жизни, тот да не прекращает хвалить и славить Его здесь. Святитель Тихон Задонский ( 104, 40 ). Каждый день являет нам бесчисленные благодеяния, желаем мы того или не желаем, знаем о них или не знаем. Бог не требует от нас ничего, кроме признательности Ему за все дарованное, чтобы за это дать нам еще большее воздаяние. Святитель Иоанн Златоуст ( 38, 560 ). Прошел ли день благодари Даровавшего нам солнце для исполнения дневных дел и Давшего огонь освещать ночь и служить для прочих житейских нужд ( 8, 62 ). Надеваешь хитон – благодари Давшего; облекаешься в плащ усугуби любовь к Богу, даровавшему нам покровы для зимы и лета, сохраняющие нашу жизнь. Святитель Василий Великий ( 8, 62 ). По Божией милости благ всякого рода у нас много, для воздаяния же за них мы имеем только одно молитву и благодарение. Думаю, что если и целую жизнь продлим свое собеседование с Богом, пребывая в благодарении и молитве, то воздаяние наше будет так же малоценно, как если бы мы еще не позаботились положить ему начало. Святитель Григорий Нисский ( 17, 386 ). Всякое благо, какое имеем, и всякое добро, какое делаем, есть Божии и от Бога. Поэтому на нас лежит долг благодарить Его за все, за всякое благо, получаемое от Его щедрой десницы, явное или неявное; за всякое доброе деяние или подвиг, за всякую победу над врагами нашего спасения, как нам заповедано: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». ( 1Фес. 5, 18 ). Позаботься же возгревать в себе чувства благодарения к Богу с момента пробуждения во весь день и засыпай со словами благодарности на устах, потому что ты погружен в Божии благодеяния, в числе которых и самый сон. Преподобный Никодим Святогорец ( 64, 229 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Об Адаме 2. Адам самым именем своим проображает Рождество Господа. Ибо на языке еврейском Адам – это то же, что по-гречески ge pyrra, а по-латыни «земля пламенная» 1 , Писание же часто именует плоть человеческую землею. Каковая плоть, чрез Духа во Господе от Девы рожденная и в новый, чуждый ей образ перемененная, была соделана сообразною славе духовной 2 , по слову Апостола: «Второй человек – от неба и Адам небесный» 3 , – так как перстный Адам есть образ Адама грядущего 4 . Поэтому и мы, заручившись поддержкою столь великого мужа, без опасения понимаем имя Адама в смысле некоего предуготовления будущего. 3. Далее повествуется, что, покуда Адам спит, из кости от ребер его рождается Ева. А за его пробуждением следует такое пророчество: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего], ...и будут [два] одна плоть» ( Быт. 2:23–24 ). Здесь я не встречаю никаких затруднений, ибо Апостол, припомнив это пророчество, говорит: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Ефес. 5, 32 ) 5 . Однако мы читаем, что из Адама изъята была только кость; отчего же тогда сказано: «плоть от плоти моей»? Но ведь это могло быть сказано и применительно к настоящему положению дел, ибо, поскольку кость, взятая от ребер его, Тем Богом, для Которого все возможно, облечена была плотию в женское тело и поскольку кость, из плоти исторгнутая и сызнова в плоть облаченная, соделалась телом, то она есть как кость от кости, так и плоть от плоти. Господь же в Евангелиях, когда иудеи искушали Его о том, дозволительно ли разводиться с женою, указует, что сие было сказано более о Нем Самом, нежели об Адаме, говоря: «Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их и сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью?» ( Матф. 19, 4 ). Ведь это следует сразу же за словами плоть от плоти моей. Стало быть, пророчество следует из того, что свершалось в Адаме. Ибо когда Господь, сотворивший мужчину и женщину, таковое изрек, – что сие кость от кости его и плоть от плоти его, – то этим через Адама Он Сам возвестил о том, что во всей полноте осуществилось во Адаме, но, не умаляя подлинности свершившегося, явил в нем и прообраз того, что свершалось в другом 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

«Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 15, 18). Возлюбленные верующие! В Священном Писании Бог называется Отцом милосердия (ср. 2 Кор. 1, 3), потому что всегда милосерден к грешникам, всем сердцем обращающимся к Нему с истинным покаянием. Бог говорит через пророка Исаию: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло, и если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1, 16–18). Эта истина произошла и с блудным сыном из Святого Евангелия, которое читалось сегодня. Сначала он пришел в себя, затосковал по тому счастью, которое у него было в доме отца, и потом сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода» (Лк. 15, 17).Такими были слова блудного сына, когда он пришел в себя, то есть стал сознавать тяжесть своих грехов. Без этого осознания и пробуждения никто из грешников не может обратиться всем сердцем к Преблагому Богу. Он пришел в себя, то есть стал сознавать тяжесть своих грехов. Без этого осознания никто из грешников не может обратиться к Богу Что же за голод был у блудного сына, сказавшего: «А я умираю здесь от голода?» О телесной ли пище думал он? Нет, Бог говорит через святого пророка Исаию: «Вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа» (Ис. 65, 13–14). Таким был великий голод блудного сына. Он вспомнил то время, когда жил в доме отца своего, еду и то духовное услаждение, которое у него всегда было. И когда стал сторожить свиней в чужом краю, вдали от Бога, голод души вынудил его по правде сказать: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!» Какой же была его пища, пока он жил в отчем доме? Это была та пища духовная, которой он теперь лишился, а составляли ее его добрые дела: вера, надежда, любовь, молитва, воздержание, чистота и иные добродетели, воистину служащие пищей для души. Спаситель в беседе с самарянкой у колодца Сихемского напитал ее Своей благодатью и приобрел ее душу. Поэтому, когда апостолы стали просить Его поесть, Он сказал им:

http://pravoslavie.ru/137626.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010