И делом благодати Божией является не только само обожение (gr. sanctificans или efficax), но и его пробуждение в человеке (gr. praepararns). Разумеется, провести эту границу конкретно невозможно, потому что как приуготовляюшая, так и освящающая благодать имеют один и тот же источник и содержание, они пробуждают и обновляют в человеке его собственный, ему принадлежащий образ, «истлевший страстями», и помогают ему в борьбе с грехом за собственное духовное существование. Порогом, разделяющим жизнь ветхого и нового человека, являются такие акты, каково новое рождение или воцерковление в таинствах крещения и миропомазания. Здесь человек впервые получает силу стать самим собой, явить свое собственное естество. И вся его новая жизнь осуществляется на путях благодатного обожения, как через таинства, так и помимо их, многократно и многообразно. Мера благодати не знает для себя границ, потому что она есть обожение, осуществляемое богочеловечество, жизнь в Боге, которая имеет неисчерпаемую глубину и никогда не завершится ни в сем веке, ни в будущем. Человек же есть посредник, сообщающий благодатную силу и всему миру, пророк, царь и первосвященник творения, ведущий его к славе, т. е. к обожению, тогда «будет Бог все во всем». Поэтому-то основной аксиомой учения о благодати должна оставаться ее неисчерпаемость и неопределимость: «дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» ( Ин. 3, 8 ) Благодать есть совершающееся Богочеловечество, церковь in асти. Она более всеобъемлюща, нежели всякое ее проявление как в таинствах, подающих отдельные ее лучи, так и вне их. И уже из этого одного следует, что Церковь , понимаемая как установление или организация таинств, не совпадает с этим более общим понятием благодатной жизни, ее не исчерпывает. Савл призван был Христом не сакраментально, но прямым воздействием, и язычник Корнилий имел явление ангела Божия, а ветхозаветный Валаам, будучи вне церкви, пророчествовал, как и Мельхиседек и все ветхозаветные облагодатствованные герои веры, о которых говорит 11 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Упомянув затем о реформаторских соборах в Кон- —124— станце и Базеле (в 15 столетии), которые во всем подчинили папу вселенскому собору 101 (при неоднократном и торжественном согласии, заявленном папою); упомянув о галликанских ученых и богословах 17-го столетия, которые защищали относительную самостоятельность национальной церкви против римского папы; далее о (немецких епископах 18-го столетия, которые ради национальной самостоятельности (тезисы в Эмсе), стремились освободиться из под гнетущей руки «универсального епископа» римского, – упомянув обо всем этом, патриарх Анфим пишет затем буквально следующее: ««В текущем столетии – в век науки и критики – пробудилась в 1870 г. совесть христианская в лице славных духовных лиц и богословов Германии по поводу папского догмата, обнародованного на ватиканском соборе и явно имеющего характер новшества. Из этого пробуждения возникли особо организовавшиеся религиозные общества старокатоликов, которые, отвергая заблуждения папизма, существуют независимо от него во всех отношениях»». Что общины старокатоликов в Голландии, Швейцарии, Германии и Австрии имеют епископов (епископальное устройство) – этого патриарх Анфим еще не знает; 102 но всё же он знает о них больше, вернее и лучше, чем проклинающий их «святой отец» Лeb XIII ». Заозерский Н.А. Юридическое и каноническое значение религиозного элемента в раскольничьем браке: [По поводу ст.: Бердников И. Заметка о раскольничьем браке]//Богословский вестник 1896. Т. 1. 1. С. 125–137 (2-я пагин.). (Начало.) —125— (По поводу статьи Проф. И. Бердникова : Заметка о раскольническом браке. Правосл. Собеседник 1895 г. Октябрь). В брацех не токмо повеленнаго, но и благолепное взыскаем (Кормч. кн. гл. 48, грань VII, 16). В наше время, конечно, нет нужды выяснять, что одна из задач юриспруденции, или науки права, состоит в логическом анализе действующего законодательства, в выяснении и определении его юридической материи с целью подведения её обобщающею деятельностью разума под общие логические схемы, или понятия. Глубокая важность этой научной деятельности общепризнана и даже официально возложена на юридические учебные учреждения. Занимается этим делом и свободная литература. В массе текущего законодательства при свете этой деятельности разрешаются наприм., следующие вопросы: как относится новый закон к прежним? Отменяет их, или только дополняет, или на ряду с ними установляет нечто, элементарно новое? Если оказывается последнее, то юристу предлежит еще дальнейшая работа – решить вопрос: не влечет ли за собой привнесение этого элементарно нового закона в действующее право какой-либо дисгармонии, или не требует ли каких-либо еще новых узаконений для обеспечения благотворного воздействия на жизнь этого вновь установленного закона.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Сегодня нужно бодрствовать духом, чтобы не прельстил кто-либо, не ввел в заблуждение. Враг – он коварен. Без лжи он не может достигнуть своей цели...» Отец Виктор посетовал на глубокий духовный кризис в сегодняшней деревне: «Многим людям телевизор заменил все! На чем же строить разговор с неверующим человеком, для которого язык Евангелия закрыт и непонятен?» Отец Кирилл, пройдя несколько шагов молча, ответил: – Внимание такого человека надо обратить на сохранение своей нравственности. Я думаю, что это каждому понятно, для каждого серьезно, чтобы сохраняли люди чистоту внутреннюю, любовь, уважение; смиренномудрие по отношению друг к другу, кротость, терпение. Эти добродетели имеют ценность в глазах каждого человека. Даже если он и далек от Церкви, но все равно совесть у каждого есть. Совесть – это тоже Закон Божий. И она укажет человеку, что плохо, что хорошо, где зло, где добро. И человек будет всегда стремиться к Добру. Бог – есть любовь. Это близко сердцу человека. Революцию совершили и добились успеха люди, которые взяли христианские лозунги! Что надо делать сегодня человеку? Надо очистить себя изнутри. С этого начни каждый. Главная задача – посеять Бога у каждого в душе. Будет Бог в душе, и Он будет так премудро все устраивать, хранить и помогать. У нас пусто в душе. Бога вытравили из наших сердец. Вернем в сердца людей Бога – вернем достойную и праведную жизнь...» На этой высокой ноте отец Кирилл расстался с нами и пошел вверх по тропинке уверенным, бодрым, солдатским шагом. Постукивание его посоха я слышу до сих пор. Как призыв к бодрствованию, пробуждению от духовной спячки и стремлению к высшему идеалу – Богу в наших сердцах. Эта, казалось бы, незамысловатая мысль дает каждому из нас, верующему и неверующему человеку, четкие ориентиры для дальнейшей жизни. Храни Вас Господь, дорогой наш батюшка! Андрей Печерский, гл. редактор газеты «Русь Державная» Любвеобильный архимандрит Рука Господня подарила Нашей обители святой Смиренного отца Кирилла – С душою кроткой и простой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Опасность такого самообмана состоит в том, что плотно заполненное расписание дня позволяет хоть как-то отвлечься от собственной внутренней опустошенности. Такая активность тем разрушительнее, что прикрывается самыми возвышенными чувствами, и от этого становится неуязвимой. Чем дольше она длится, тем более разрушительными оказываются ее последствия. Ибо рано или поздно наступает страшный момент пробуждения. И тогда либо в упадке духа бросают все то, в чем до сих пор находили смысл жизни, либо ищут спасения во всевозможных развлечениях» (Бунге, с. 72). Цит. по: Бунге, с. 50. «Всецело находясь в области алогичного, уныние как феномен в высочайшей степени иррационально. Конкретно это проявляется в том, что впавший в уныние негодует против всего, что ни попадается ему на пути (ярость) и тоскует обо всем, чего он лишен (вожделение)… Все доступное – ненавистно, все недоступное – вожделенно» (там же, с. 54). Бунге, с. 57. Цит. по: Епископ Иларион (Алфеев). Духовный мир преподобного Исаака Сирина. Гл. 3:2. Ср.: «Дух уныния гонит монаха из жилища его; а кто имеет терпение, тот всегда пребывает в безмолвии» (преп. Нил Синайский, Добротолюбие. Т. 2, с. 257). «Не должно во время искушений, оставлять келлии, изобретая какия-нибудь благословные предлоги; но надо сидеть внутри и терпеть, мужественно встречая всех нападающих» (Евагрий, Добротолюбие, т. 1, с. 573.) Подобное происходит и с монашествующими: см. случай с Палладием: « Однажды я шел к духовному отцу Келлии Макарию Александрийскому, удрученный унынием, и говорю ему: «Отче, что мне делать, ибо я осаждаем помыслами, которые мне внушают: ты ничего не делаешь! Уходи прочь!» И авва ответил: «Скажи им, я остаюсь в этих стенах ради Христа!» (Бунге, с. 66). См. «Подвижническое слово старца Симеона благоговейного», Добротолюбие, т. 5, с. 61. Бунге, с. 59. Софроний (Сахаров), архим. Духовные беседы. «Паломник», 2003. Т.2, с. 26. Цит. по: Архиепископ Иларион (Алфеев). Духовный мир преподобного Исаака Сирина. СПб., из-во Олега Абышко, 2010.

http://pravmir.ru/krizis-pastyrskogo-slu...

13. 34, 35) и соотносительны с литургией. Смысл поста как времени созидания Церкви и ее духовного обновления и возрастания в любви Христовой с особенной ясностью раскрывается в богослужениях Прощеного воскресенья - последнего подготовительного дня перед началом Великого Поста. Апостольское чтение на литургии возвещает наступление времени духовного пробуждения для всей Церкви: Наступил уже час пробудиться нам от сна… Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света (Рим. 13. 11, 12). Евангельское чтение указывает на смысл и содержание этого духовного пробуждения – взаимное прощение и примирение друг с другом: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6. 14). Примирение христиан друг с другом накануне первого постного дня – нечто несравненно большее, чем всего лишь необходимое условие примирения каждого из них с Богом. Прощение и примирение воссоздают Церковь в ее первоначальном замысле – как единое Тело Христово, призванное возрастать в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4. 13). Субъектом поста является не хаотическое множество разрозненных индивидуумов, но Церковь как собрание любви. Именно и только Церковь способна встретить воскресшего Христа и вновь принять от Него дар новой жизни, и поэтому постится в ожидании Воскресения тоже вся Церковь, примиренная и собранная в единении любви.   Такое понимание поста нашло свое выражение и в стихирах Вечерни Недели сыропустной, помещенных в «Триоди постной». В первой стихире на «Господи воззвах» свт. Иосиф Студит проводит параллель между Церковью, собранной воедино для прохождения Великого поста, и общенародным постом жителей Ниневии. «Молитвами и слезами Господа спасающего нас взыщем, и забвение злобы всеконечное сотворим, вопиюще: согрешихом Ти, спаси, якоже древле ниневитяны Христе Царю, и общники ны сотвори Небеснаго Царствия Благоутробне» . В стихире подчеркивается соборный характер пощения, примиряющего постящихся и возводящего их как единый народ в Царство Божие, которое есть Царство любви.

http://bogoslov.ru/article/1245492

архимандрит Захария Захару Скачать epub pdf Пробуждение сердца через стыд, в таинстве исповеди 26 В раю наши прародители Адам и Ева «были оба наги, и не стыдились» ( Быт. 2, 25 ). Они носили нетленную одежду, и их дух был устремлен к Богу, к их Архетипу. Но когда Адам перевел свой взгляд к сотворенному миру, нарушая тем самым заповедь Божию, то был лишен светлых риз Божественного дуновения. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» ( Быт. 3, 7 ). Тогда в их жизнь вошел стыд, а духовную славу, которой наслаждались до тех пор, они потеряли. Не в состоянии больше находиться пред Лицом благого Бога, они «скрылись от Его лица» ( Быт. 3, 8 ). Человек настолько удалился от Бога и отпал от Божественной жизни, что уподобился скотам несмысленным (пс. 48, 13) и в ожесточении сердца сказал: «Нет Бога!» ( Пс. 13, 1 ). Ещё в раю, с падением Адама, человеческая природа была смертельно ранена и подверглась тлению. Христос именно для того пришел в мир, чтобы исцелить от болезни человеческую природу. Он пришел смиренно, в человеческом образе, взял на Себя наш стыд и Своим Воскресением снова одел нас в святые и праведные ризы Своей славы, не имеющие пятна или порока ( Еф. 5, 27 ). Удалил от нас любой намек на стыд, поскольку, как говорит Писание, все «злословия злословящих Его (Бога Отца) пали на Него (Бога Сына)» ( Рим. 15, 3 ). Христос, желая исцелить и спасти нас, не пожалел Себя, но «вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление» ( Евр. 12, 2 ). Иными словами, претерпев позор Креста, Христос смыл наш позор и спас нас. Он открыл на земле Свой смиренный путь так, чтобы каждый, кто будет по нему следовать, получил полное исцеление, и поэтому Господь Сам призывает к покаянию всех грешников и больных ( Мф. 9, 12 ). Таким образом, покаяние, посредством которого мы приобретаем исцеление и спасение, тесно связано с путем Господа, Который добровольно принимает позор. Но для того, чтобы покаяться и исцелиться от греха, человек должен сначала свой грех увидеть. Когда человек далек от Бога, он бродит в темноте и не понимает, как низко он пал. Но когда с верой во Христа он принимает от Господа слово, в то же время он принимает в сердце и небесный огонь Божественной благодати, приобретает внутреннее просветление и новое, двойное видение ( θεωρα). С одной стороны, огонь благодати запечатлевает в сердце верующего небесный Образ Слова, Которое его сотворило. С другой стороны, этот огонь обнаруживает духовную нищету и темную бездну, в которой лежит падший человек. Это видение является бесценным небесным даром, который не перестает внушать человеку непрерывное покаяние. Оно рождает в нем жгучее желание оставить «всякую нечистоту и остаток злобы» ( Иак. 1, 21 ) и вернуться с покаянием к дому своего Отца, Который на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Иногда развитие духовной жизни начинается в христианине после крещения с детства вместе с развитием тела и души. Так развивалась духовная жизнь, например, у преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. В других случаях, при крещении взрослых, новая духовная жизнь начиналась уже в созревшем телом и душой человеке, после дарования ему веры по благодати Божией в Таинстве Крещения. В третьих случаях, духовная жизнь, зародившаяся во младенчестве при крещении, не имела соответствующей духовной среды для своего развития и поэтому замерла, не развиваясь. Только после какого-либо душевного потрясения или духовного пробуждения она получила по благодати Божией новый импульс и условия для своего развития. После духовного рождения в душе человека начинает идти процесс отмирания " внешнего " человека с перерождением его во " внутреннего " . Однако в первом случае этот процесс не так заметен, как во втором и третьем случаях. РОСТ " ВНУТРЕННЕГО " , " ДУХОВНОГО " , ЧЕЛОВЕКА Мы же все, открытым лицем как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа. 2 Кор. 3, 18. РОСТ " ВНУТРЕННЕГО " , " ДУХОВНОГО " , ЧЕЛОВЕКА Мы же все, открытым лицем как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа. 2 Кор. 3, 18. При этом процессе преображения, как пишет далее ап. Павел: " Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется " (2 Кор. 4, 16). А блаж. Диадох сравнивает образ Божий в нас с " рисунком, на котором мы накладываем краски в течение жизни нашей, все более уподобляясь в приближении к Богу по мере стяжания нами Св. Духа Божия " . В этом процессе наблюдается близкая аналогия с таким природным процессом, как дыхание головастика у лягушки. Головастик некоторое время живет и в воде и на воздухе, одновременно дышит еще не отмершими жабрами в воде и, вместе с тем, еще не вполне развившимися легкими - на воздухе. Также постепенно отмирает " внешний " , " душевный " человек по мере роста " внутреннего " , " духовного " , переходя из сферы воды - мирских интересов - в сферу воздуха - жизни горним миром.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1116...

Трезвение души – одна из самых необходимых составляющих духовной борьбы, то есть от человека требуется быть бодрствующим, не спать, ум его должен быть бдительным, чтобы человек не был окраден сатаной, чтобы человек не дремал и не совершал грех, сам того не чувствуя. Подвиг трезвения – это целая наука, одна часть которой – труд, напряжение человека, но есть в ней и иная составляющая – Божия благодать. Мы говорим, что дары Евхаристии – во трезвение души, потому что когда мы причащаемся, мы приобщаемся животворящей энергии Святого Духа. Жизнь, которую Христос дает нам, входит в нас, и тогда мы духовно бодры. Божия благодать – это энергия, страшная энергия, которая окружает и покрывает всего человека, защищает его, предупреждает его, направляет его внимание ко всему тому, что посещает его с той целью, чтобы прельстить. Наша же важнейшая обязанность – понимать, что надо всегда бодрствовать. Противоположным трезвению, которое служит признаком того, что мы духовно живы, является бесчувствие души. И по опыту своей собственной жизни, и жизни людей вокруг нас мы знаем, что до того, как открыть для себя Христа, то есть в то время, когда мы были еще духовно незрелы, мы совершали много разного и мало что понимали. Совершали и те грехи, и другие, жили в небрежении, безразличии и ничего не понимали. Только с виду все было спокойно. Как будто ничего у нас и не было – ни брани, ни беспокойства, ни тревоги, ни помыслов, ничего. Почему? Потому что мы находились в упоении, во сне, в глубоком сне. Вокруг нас и в нас происходило такое, а мы и понятия не имели, а нам и дела до этого не было, равно как и до того, что мы сами творили. Когда же Божия благодать посетит душу и начнется пробуждение ее к духовной жизни, тогда нам постепенно становится понятным, что такое мы совершаем, – разные наши грехи, и мы начинаем осознавать, что вот это неправильно, это грех, что Бог не желает этого. Мы начинаем чувствовать скорбь из-за преступлений, которые совершили. Наша совесть постепенно становится более чувствительной, начинает обличать нас, угрызать, не оставлять в покое, беспокоить, чтобы мы мало-помалу не только исправились, но и более того – приобрели покаянное чувство.

http://pravoslavie.ru/48548.html

Спасение души Когда много народа собралось около Господа нашего Иисуса Христа, сказал Господь такие слова: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? ( Мф.16:26 ) И еще Он сказал: Или какой выкуп даст человек за душу свою? Это значит, что душа человеческая имеет цену большую, чем весь мир видимый. А когда человек утратит полноценную душу, то чем может заплатить – за что может снова ее купить? Ни за что на свете. Даже если бы весь мир отдал, не мог бы выкупить утраченную душу. Блажен тот, кто это знает и хранит душу свою как наибольшее богатство свое. Блажен тот, кто постоянно следит за душой своей и не допускает, чтобы ей наносился хоть какой-то вред. Ибо кто душу спасет – спасет все; а кто душу утратит – утратит все. В одном небольшом городке жил весьма богатый человек. А домик у него был малый и ветхий. Богач не хотел строить новый дом, а все средства свои накапливал и берег. Но однажды вечером дом его загорелся. Он вскочил с постели, не одеваясь, побыстрее схватил свое накопленное богатство и выскочил наружу. Дом превратился в пепел, но хозяин об этом ничуть не жалел. Он со своим богатством перебрался в большой город, построил прекрасный новый дом и зажил там радостно, без особых забот. Каков смысл этой притчи? Небольшой городок означает этот мир, в котором люди, как гости, живут кратковременно. Малый и ветхий дом означает тело человеческое, дом души человека. Богатый человек – это разумный христианин, который услышал, понял и в сердце свое положил слова Христовы: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Накопленное богатство означает богатую душу разумного христианина, всю жизнь старающегося жить по закону Христову и накапливающего в душе все те добродетели, которые ценнее золота, серебра и драгоценных камней. Духовное золото и серебро, великое богатство духовное, это: вера и надежда на Бога, любовь к Богу, молитвенность, милосердие, доброта, миролюбие и братолюбие, кротость и чистота. Что означает пожар, уничтоживший дом? Это смерть тела. Внезапный пожар ночью означает неожиданную смерть телесную, дня и часа которой не знает ни один смертный человек. Пробуждение богатого человека от сна во время пожара и переселение в большой город означает освобождение души от тела во время смерти и переселение в иной мир. Большой город – вечное Царство Христово, в котором обитают Ангелы и праведники. Прекрасный дом в большом городе означает обиталище каждой праведной души в том мире, в Царстве вечном и бессмертном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Как правильно? Вопрос соблюдения поста это проблема соблюдения своего внутреннего человека — день за днем мы должны следить за состоянием своей души, за своими поступками, словами и мыслями. Это должен делать христианин в любое время года — и в пост и на пасху, но пост более удобен хотя бы для того, чтобы начать это духовное упражнение. Пост — святая четыредесятница — святые, отличные от других дни, и мы должны бы отнестись к этому именно так. Это не время, когда Церковь хочет нас загнать в некий духовный концлагерь, лишая пищи, пития (то есть выпивки — в наших российских реалиях) и развлечений. Не раз уже сказано, что пост это весна души, это время творческого пробуждения лучших сил в человеке, период активного сотрудничества Богу. «Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоанн. 15:5). По учению Спасителя пост должен быть во всех случаях тайным, внутренним расположением человека в его отношениях к Богу, постом, воздержанием для Бога, а не для человека. «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцем твоим, который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Как древние в знак радости помазывали себя елеем после омовения, так и ты показывай себя радующимся. Но под елеем разумеется и милостыня, а под главой нашей — Христос, которого должно умащать милостынями. «Умывать лице» — значит омывать чувства слезами, разъясняет евангельские слова блаженный Феофилакт Болгарский. Продолжим наше духовное путешествие. Наступает пост . Труден путь первой седмицы, но в конце его радостный праздник — Торжество Православия . Не вдаваясь в подробности, я бы хотел отметить, что это торжество взято нами взаймы у будущего. Мы конечно же вспоминаем 7-й Вселенский Собор, установление церковного празднования Торжества Православия, мы вместе со святыми отцами и известными богословами вправе говорить о торжестве Бога в сердцах любящих Его, прославялть святых мучеников и исповедников, отстоявших Церковь в годы гонений. Но главное торжество впереди, это тайна будущего века. Митрополит Петроградский Вениамин на процессе 1922 года, уже будучи приговоренным к расстрелу, в своем последнем слове сказал примерно такие слова своим судьям-большевикам: «Может быть на данном этапе вы победили, но в конце всех победителей победит Христос!»

http://pravmir.ru/velikij-post-trud-vosx...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010