1887. Ч. 252. C. 312–319. 699 В одной из летописей (Царственной книге) встречается редакторская помета, указывающая на необходимость упоминания о помазании; эта помета была сделана после поставления Ивана IV на царство и не имеет исторического значения (см.: Успенский. Царь и патриарх. С. 21–22. Прим. 17). То же относится и к описанию поставления Ивана IV на царство из сборника Погодинского собрания (Российская национальная библиотека. Погод. 1567), где сообщается, что Иван «преславно венчан был на царство всея Руси... по закону совершеннаго царьскаго поставления и всесвященнаго миропомазанием [sic!] на престоле древняго достояния отеческаго... благословением и рукоположением первосвятителя преосвященнаго митрополита всея Руси кир Макария... еже бысть в лето 7055-го генваря 20» [sic!]. В этом же описании упоминается о «Царском месте», то есть о царском троне в Успенском соборе, сооруженном в 1551 году, то есть оно было составлено задним числом (Забелин И. Археологическая находка: Решение вопроса о Царском месте, или так называемом Мономаховом троне (по рукописи Погодинского древлехранилища)//Москвитянин. 1850. 11. Кн. 1. Отд. 3. С. 55). Ср. еще в «Казанской истории» о поставлении Ивана IV: «...и воцарися и поставися на царство великим поставлением царским... И помазан бысть святым миром и венчан святыми бармами и венцем Манамаховым по древнему закону царскому, яко же и римстии, и гречестии, и прочие православнии царие поставляхуся» (Казанская история/Подг. текста: Т. Ф. Волкова//Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века. М., 1985. С. 360). Протограф «Казанской истории» датируют 1564–1565 годами, то есть тем временем, когда уже существовала Формулярная редакция чина поставления на царство Ивана IV; вместе с тем дошедшие до нас рукописи содержат следы авторской обработки конца XVI века в годы правления Федора Ивановича, который, как мы знаем, был помазан на царство. Таким образом, здесь отражаются позднейшие представления о порядке поставления на царство. Равным образом исторически недостоверно и сообщение Вологодской летописи о том, что в 1547 году Иван IV «царьствия ради помазася на царьство» (Полное собрание русских летописей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

(Продолжение следует) Смирнов И. М. Указатель описаний славяно-русских рукописей отечественных и зарубежных книгохранилищ//Богословский вестник 1916. Т. 2. 7/8. С. 1–16 (4-я пагин.). (Начало.) —3— Те или другие справки частного характера о существующих «Описаниях» рукописных собраний можно получать в общеизвестных трудах: Иконникова В. С. «Опыт русской историографии», т.1, ч. 1–2; Соболевского А. И. «Лекции по истории русского языка»; Карского Е. Ф. «Очерк славянской кирилловой палеографии», изд. 1-ое; Котляревского А. «Древняя русская письменность». Сборник 2, Отд. Ак. Наук, Бокачева Н. «Описи русских библиотек»; Симони П. «Библиография русская», Энцикл. Словарь Брокгауза-Эфрона, 2-ое изд. (ср. 1-ое, т. IIIa); Перетца В. Н. «Из лекций по методологии истории русской литературы» и др. Но целесообразно-последовательное применение последних обставлено особыми условиями. Во-1-х, исчерпывающих сведений указываемые справочники не дают, даже будучи использованы во всей совокупности: частью по устарелости, а главным образом потому, что они и не преследовали подобной цели. След., требуются дополнительные указания, за которыми приходится обращаться или к повременным научным изданиям, в особенности посвященным вопросам славянской филологии; или к Отчетам Библиотек, Музеев, Древлехранилищ, – о научных командировках; или даже к Епархиальным Ведомостям и разного рода Историческим Описаниям монастырей и прочим источникам, где предполагаются какие-либо сведения относительно отдельных рукописей. Во-2-х, наиболее полные сообщения об Описаниях расположены в хронологическом порядке возникновения последних, но не согласно их топографическому распреде- —4— лению или местонахождению книгохранилищ. След. в целях удобства пользования, систематизация в последнем значении имеющегося здесь материала необходима. Выполнение подобных условий требует, помимо известных знаний, приобретаемых лишь по мере расширения научного опыта, значительной затраты времени и энергии. Цель составления настоящего Указателя – прийти на помощь лицам, начинающим самостоятельные научные исследования по рукописным источникам, и облегчить, по возможности, пользование рукописными собраниями. Дорогое время, обычно распыляемое ими вновь на побочный, но необходимый процесс составления такого рода справочника для личного употребления, может быть утилизировано на непосредственное выполнение задания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Думаю, что дело обошлось не без N. 372 , хотя Коссович и распинается за него; ведь наивность Санскритолога известна, и он не может видеть ничего дурного в главнокомандующем пятисот тысяч книг, особенно же в человеке, который купил для хранения в Москве всё древлехранилище Погодина; впрочем, за это и всякий скажет спасибо. Когда-то мы с вами увидимся? Бог весть. А очень хотелось бы прочесть вам и статью, которую я дал для Сборника, и которой вероятно никто из современников не увидит в печати, и французскую статью, которая, как я вам сказал, служит как будто введением в «Исповедание Веры». Я думаю, она могла бы быть очень полезной; она чисто полемическая против Западных исповеданий, особенно же против Католицизма. Если бы была какая-нибудь возможность её напечатать, я бы очень радовался; но, разумеется, не могу иметь на этот счёт никакой надежды, а между тем Пальмер, возвратившись из Греции, огорчённый и раздосадованный, попал в настоящую осаду. Римляне очень ловко повели нападение и просят только одного: «Съезди в Рим! Ты был в Петербурге, Афинах и Царьграде; справедливость требует, чтобы ты побывал в Риме». А уж только попадись он, так конечно он живым не выедет, разве Католиком 373 . Я к нему пишу, но не могу надеяться на успех, тогда когда все те, которые обязаны бы были содействовать доброму делу, ревностно стараются о его неудаче. 15. 11 Декабря (1853 г.) На сей раз пишу вам только несколько строк. Приехав на днях из Ивановского, узнал я про ваше горе 374 и не могу вам не сказать, что я глубоко и от всей души ему сочувствую. Более сказать нечего; но я был бы непокоен в душе, если бы этого вам не сказал. Много новых забот и, вероятно, много новых и, может быть, не совсем лёгких обязанностей должно вам будет принять теперь на себя; но вы имеете силу со всем справиться, а мы все рождены действовать по силам в том круге, в который нас Бог послал. Всякий стоит на высшей службе, и Бог вам поможет во всяком добре. Будьте здоровы и крепки. От Пальмера получил на днях письмо; брошюра печатается в Париже, по величайшему его содействию и хлопотам, в ответе на Laurentie.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии На базе Музея им. Андрея Рублева хотят создать главное церковное древлехранилище 02.03.2017 Главное церковное древлехранилище могут создать на базе Музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева , расположенного в Андрониковом монастыре Москвы . " Мы планируем создать главное церковное древлехранилище в Музее Рублева на базе братского корпуса (сейчас в нем расположен музейный депозитарий - " ИФ " ) и нынешнего хранилища икон музея. При этом не обязательно, чтобы это древлехранилище было непременно переведено в собственность Церкви. Тут нужно думать " , - сообщил глава экспертного совета Московского патриархата по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин в четверг в интервью " Интерфакс-Религия " . По его словам, важно, чтобы музейные предметы, находящиеся в негосударственной части Музейного фонда РФ, имели достаточную защиту как физическую, так и материальную. " Имеется в виду не только сохранность этих предметов, но и реставрация, экспонирование на нормальных площадях. Не может быть места лучше, чем Музей Рублева, потому что здесь есть и запасники, и квалифицированные кадры. Мы подготовим также церковные кадры и будем постепенно развивать это древлехранение уже на профессиональной основе на базе Музея имени Андрея Рублева " , - заявил священник, который также является древлехранителем Московской городской епархии. Он сообщил, что 7 марта в Музее Рублева состоится презентация концепции развития этого учреждения. В мероприятии, как ожидается, примут участие министр культуры Владимир Мединский, руководство музея и он сам как содокладчик от Церкви. " В качестве одной из главных целей в концепции намечено, что музей нужно сделать общедоступным, открытым, интересным, посещаемым. Должно быть понимание общих задач, как сделать в этом святом месте государственно-церковный кластер по изучению, популяризации, развитию древнерусского искусства, в том числе церковного. Есть замечательные, интересные идеи, которые могут быть реализованы " , - рассказал собеседник агентства.

http://drevo-info.ru/news/22021.html

Закрыть «Лаврское древлехранилище - музей в полном смысле слова» Интервью хранителя древлехранилища Свято-Троицкой Александро-Невской лавры Романа Катаева 14.09.2018 1313 Время на чтение 7 минут Ежедневно, особенно в летние месяцы, Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге наполняет разноязыкая толпа. Паломники и туристы со всех концов света сначала устремляются в Троицкий собор, а затем растекаются по церковным киоскам и сувенирным магазинчикам, гуляют по монастырской территории, любуясь старинной архитектурой. Совсем немногие из этих посетителей обращают внимание на охранную информационную доску возле увенчанного витым ажурным навесом левого крыльца Библиотечного корпуса: «Ризница, библиотека и архив Александро-Невской лавры». Вход свободный, нужно только сказать дежурному у входа, куда именно идешь. Знакомство с этим местом может многое дать пытливому уму человека, интересующегося православной историей и культурой. Роман Катаев - В нынешнем году древлехранилищу лавры исполнилось 5 лет. Что было сделано за эти годы? - Отсчет новейшей истории древлехранилища ведется с 2010 года, когда наместник лавры владыка Назарий подписал указ о его создании. Формирование фондов музея, научно-исследовательская и хранительская работа велись уже с этого времени. Пять лет назад, в 2013-м году, в древлехранилище прошла первая выставка. Организаторами выставки были не мы - лавра просто предоставила площадку, но, по сути, с этого момента началась полноценная экспозиционная деятельность. Рубежным стал январь 2017 года, когда открылась постоянная экспозиция, готовившаяся около двух лет. С тех пор лаврское древлехранилище - музей в полном смысле слова. Чудом сохранилось два священнических облачения - Сохранилось ли что-то из коллекции древлехранилища лавры, существовавшего до революции? - Нет. Из коллекции древлехранилища у нас не уцелело ни одного предмета. Есть кое-что из монастырской ризницы. Дело в том, что древлехранилище как подразделение лавры, говоря современным языком, отделилось от ризницы только в начале XX века. Мы располагаемся именно в помещении бывшей ризницы.

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/14/...

С 1891 г. по 1923 г. в А. м. размещались фонды знаменитого древлехранилища - собрание древних рукописей, книг, предметов церковной древности. Оно создавалось по благословению еп. Нафанаила II (Соборова), трудами членов епархиальной комиссии по собиранию и охране памятников древностей Архангельской губернии (с 1890 г. - Архангельский Епархиальный Церковно-археологический Комитет). Много усилий для его организации приложил И.М. Сибирцев - преподаватель Архангельской духовной семинарии (член.-кор. АН с 1928 г.). Собрание древлехранилища осуществлялось в течение 1887-1917 г., к 1912 г. в нем насчитывалось более 500 рукописей XV-XVIII в.в., более 25 000 документов, огромная коллекция предметов церковного быта, утвари, икон и др. Экспозиция размещалась в нескольких залах специального здания, отстроенного при еп. Иоанникии I (1896-1901). В 1922 г. из монастыря собрание рукописей древлехранилища перевезено в Краевую научную библиотеку, в 1927 г. - в Археографическую комиссию г. Ленинграда, в 1931-1932 г.г. - в Рукописный отдел БАН СССР. Другие вещи древлехранилища были свалены в пакгаузах Архангельской таможни, остаток коллекции перевезен в Краеведческий музей Архангельска. Главной святыней монастыря в начале XX в. считали золотой крест с частицей Животворящего Креста Господня. Эта святыня была пожертвована в ноябре 1894 г. Иерусалимским Патриархом Герасимом епископу Никанору (1893-1896) в утешение скорби о пожаре в соборном храме, случившемся 23 июля 1894 г. С крестом была прислана удостоверяющая сопроводительная грамота. Пожертвованная святыня была вложена в нижнюю часть старинного напрестольного креста, в котором также помещались частицы различных палестинских святынь. К святыням А. м. следует отнести древнюю Владимирскую икону Божией Матери. Икона принадлежала уроженцу с. Покшеньги Пинежского уезда архиепископу Воронежскому и Задонскому Игнатию (Семенову). Эта икона была духовно значима для Преосвященного Игнатия. В 1810 г., когда будущий архипастырь жил в Архангельском монастыре и учился в Духовной семинарии, он сильно заболел. И в сновидении Владыка увидел эту икону и молящихся перед ней людей. Один из молящихся укорил юношу: " А ты что не молишься, когда все молятся? " Проснувшись исцеленным, он тотчас стал искать явленный образ Божией Матери среди своих икон. Найденная Владимирская икона, по словам архиерея, впоследствии хранила его всю жизнь. В 1811 г. по молитвам пред образом Пречистой Девы Владыка вновь был исцелен от тяжелой болезни. По духовному завещанию архиепископа Игнатия Владимирская икона попала в Архангельский монастырь. Как святыни почитали древний список Владимирской иконы Божией Матери простого греческого письма в серебряной ризе, а также икону Божией Матери " Скоропослушница " , которая в описи имущества монастыря 1924 г. значилась как чудотворная.

http://sobory.ru/article/?object=37144

Музей-древлехранилище Александро-Невской лавры принял участие в Форуме малых музеев 7 октября 2017 г. 17:18 С 1 по 10 октября 2017 года в Санкт-Петербурге проходит Форум малых музеев. В мероприятии впервые принял участие музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры . 4 и 6 октября хранитель музея Роман Катаев провел экскурсии на тему «Александро-Невская лавра в послереволюционные годы». Для тематической экскурсии была обновлена часть экспозиции, посвященной новомученикам Александро-Невской лавры, появилась реконструкция тюремной камеры с ценным экспонатом — дверью из тюрьмы на Шпалерной улице. В камеру помещены иконы, которые предположительно были в местах заключения, а также изображение камеры, сделанное в 30-е годы сидельцем тюрьмы архитектором Николаем Лансере. Экспозиция рассказывает о кампании по вскрытию мощей, изъятию церковных ценностей. В блок об Александро-Невском братстве включен ценный экспонат — облачение одного из первых его руководителей протоиерея Леонида Богоявленского, позже — настоятеля Исаакиевского собора. В другом блоке представлены фотографии братии и настоятелей монастыря, вошедших в сонм его новомучеников. Завершающий стенд — современный образ обители — представлен иконой преподобномученика Льва (Егорова), фотографиями нынешней братии. В культурном пространстве Санкт-Петербурга соседствует множество музеев. С каждым годом их число растет, однако существование многих из них зачастую остается незамеченным. Уникальная возможность ознакомления с малыми музеями, создающими атмосферу города, предоставляется петербуржцам и гостям Северной столицы в рамках ежегодного Форума малых музеев. Уже семь лет он объединяет музеи, располагающиеся в труднодоступных для посещения местах — на предприятиях, в учебных заведениях, церковных приходах. До 10 октября можно посетить музеи, участвующие в форуме, и познакомиться с их программами на тему 100-летия революции 1917 года. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В 1885 г. было организовано Вологодское епархиальное правосл. братство во имя Всемилостивого Спаса, деятельность к-рого распространялась на 5 юго-зап. уездов В. е. Братство имело в ведении б-ку, школу иконописи, издавало листок «Церковное слово». В кон. XIX в. члены братства включились в пропаганду трезвого образа жизни, с 1901 г. устраивали уличные б-ки. В 1906 г. братство создало епархиальный книжный склад. При братстве работали Комиссия для собирания и изучения материалов по истории старообрядчества в Вологодском крае и епархиальное древлехранилище, к-рое открылось в 1896 г., располагалось при архиерейском доме в упраздненной надвратной Воздвиженской ц. Делами хранилища заведовала постоянная Церковно-археологическая комиссия любителей истории и древностей. К кон. 1899 г. в древлехранилище находилось 750 предметов - церковные древности, памятники истории, этнографии, археологии, собрание книг и рукописей ( Непеин С. А. Путеводитель по Вологодскому епархиальному древнехранилищу. Вологда, 1900; Суворов И. Н. Описание свитков, находящихся в Вологодском епархиальном древнехранилище. Вологда, 1899-1917. 13 вып.). Еще одно древлехранилище было создано в 1910 г. при устюжском Михаило-Архангельском мон-ре, в нем находились архив бывш. Великоустюжской консистории и духовного правления, архивы Верхомоломской пуст., Михаило-Архангельского, Гледенского, Спасского Сойгинского, Коряжемского, Николаевского Прилуцкого и др. мон-рей. Успенский мон-рь в Вологде. Фотография. 90-е гг. XIX в. (РГБ) Успенский мон-рь в Вологде. Фотография. 90-е гг. XIX в. (РГБ) В 1896 г. начало работу Великоустюжское правосл. Стефано-Прокопиевское братство миссионерской направленности, его деятельность охватывала 5 сев.-вост. уездов В. е. В епархии также действовали приходские братства: Иоанно-Предтеченское при Рощенской ц. в Вологде (с 1894), Деревянское Христорождественское (с 1895), при вологодской Благовещенской ц. (с 1896). В 1917 г. при нек-рых храмах создавались кружки и братства ревнителей Православия.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Под Ризницей, между двумя Архивами, поместилась лаврская Библиотека, – превосходное помещение, но, по-видимому, еще не проснувшееся к жизни. Образование лаврского Древлехранилища, как и упорядочение Архива, также связано с именами послушника Морозова и наместника, архимандрита Феофана. Морозов с первых же лет своего пребывания в Лавре, присматриваясь к разным вышедшим из употребления предметам в Лавре, стал собирать их, как старину, в одно помещение. Таких предметов, нашлось в Лавре достаточно и по рапорту архимандрита Феофана 17-го апреля 1909-го года владыка-митрополит утвердил предположение об образовании в Лавре археологического Музея. Духовный Собор обратился в Устроительный Комитет Всероссийского Съезда Художников за содействием к образованно Музея, и получил это содействие в лице секретаря Комитета, художника Андрея Андреевича Карелина. В течение полугода, под постоянным руководством Карелина, Музей, наименованный Древлехранилищем, был устроеи и в январе 1910-го года был уже отпечатан и каталог Древлехранилища. 16-го марта Древлехранилище посетила великая княгиня Мария Павловна, президент Императорской Академии Художеств, и в рескрипте владыке писала, что «лаврский Музей» произвел на нее «глубоко отрадное впечатление» 4103 . Древлехранилище поместилось в Юго-Западной башне. Упорядочение Архива и устройство Древлехранилища сами собою привели к сознанию желательности издания истории Лавры. Приближавшийся двухсотлетий юбилей желательность издания истории Лавры делал особенно настоятельной. Лица, интересующиеся церковной стариной, напоминали Лавре об этом и предлагали с своей стороны проекты как научно-исторического, так и художественного изданий. Лавра крепко стала на мысли, не увлекаясь модными в последнее время роскошными изданиями деталей сооружений и убранства зданий, издать историю обители. Духовный Собор обратился с предложением ко мне, пишущему эти строки. Я не имел в виду взяться за это нелегкое дело и, не принимая на себя составления книги, охотно предложил с своей стороны содействие ее изданию: указания, в случае надобности – руководство, и набросал для Собора план издания. Духовный Собор 24-го декабря 1911-го года сообщил мне, что он, с утверждения владыки-митрополита, решил поручить составление книги мне, и заключал свое сообщение словами: «Духовный Собор, с благословения и утверждения его высокопреосвященства покорнейше просить вас принять на себя лично авторский труд по составлению истории Лавры, с тем чтобы имя ваше, как автора Истории, значилось на предположенной к напечатанию книге». При встрече в Святейшем Синоде владыка-митрополит, считая вопрос решенным, сказал мне, что он очень рад, что я буду писать историю Лавры. Я принялся за работу.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Об издании книжек церковно-исторического и церковно-археологического содержания, под общим заглавием: " Тобольское церковное древлехранилище " Источник Данный труд епископа Лоллия (Юрьевского) пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Свящ. А.Ю[рьевский]. Об издании книжек церковно-исторического и церковно-археологического содержания, под общим заглавием: «Тобольское церковное древлехранилище»//Тобольские епархиальные ведомости (Отдел неофициальный). 1902. 22. С. 408–411; 23. С. 426-433. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010