Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь Иоанна Заволоко 28.02.2014 418 Время на чтение 12 минут О Иване Никифоровиче Заволоко я впервые услышал в Пушкинс ком Доме на берегу Невы. Его там знали все, особенно в отделе древних рукописных и старопечатных книг, и говорили с уважением и восхищением как о талантливом этнографе, знатоке древней русской культуры и собирателе древних рукописей и книг, которые он безвозмездно передавал в Древлехранилище Пушкинского Дома. Сам я с ним познакомился в 70-х годах в Риге, где он имел на ул.Межотес небольшой домик. Лет ему было на восьмой десяток, но выглядел он - богатырь богатырём, такой вот дед Гостомысл или Микула Селянинович. Зубы у него были все целые, русые волосы крупными кудрями падали на уши и лоб, лицо чистое, румяное и чудная окладистая борода. Он смотрел на мир добрым всепрощающим взглядом и, что редко бывает среди людей, не жаловался и никого не осуждал. Но вот беда: левая нога у него отсутствовала. Её ампутировал хирург в далёком таёжном лагере. Иван Никифорович родился вместе с новым XX веком в старообрядческой семье донских казаков, которые ещё при царе Алексее Михайловиче переселились в Герцогство Курляндское, где ещё раньше обосновались старообрядцы Поморского согласия. Со временем там образовалась крепкая старообрядческая Гребенщиковская община с большим храмом без алтаря, училищем, больницей и богадельней для стариков и инвалидов. Все эти учреждения занимали целый квартал, где кучно поселились старообрядцы, рослые, с породистыми русскими лицами, свято блюдущие древние православные традиции, сохраняющие иконы старого письма и другие предметы церковной культуры. Особенно они берегли переплетённые в кожу, с литыми медными застёжками, дониконовские рукописные древлепечатные книги. Книги потемнели от времени и дыма, были закапаны воском, но их блюли паче зеницы ока. С малолетства Ваню водили в моленную. Помещение было громадное, разделённое деревянной, в рост человека, перегородкой, сплошь увешанной иконами. Одесную перегородки становился на молитву мужской пол, а ошуюю - женский.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

МАЛЕВИ мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий, женский, общежительный, принадлежит Мантинийской и Кинурийской митрополии Элладской Православной Церкви 198-199 200-207 МАЛИКИТЫ последователи мазхаба, названного по имени его основателя - факиха и мухаддиса Малика ибн Анаса (ок. 713 - 795), считают Коран и Сунну единым (насс) и главным источником права, трактуют Сунну как продолжение Корана МАЛИНОВСКИЙ Николай Платонович (1861-1917), прот., богослов, автор учебников по догматическому богословию 207-209 209-213 213-214 214-215 215-220 220-221 МАЛХ († вскоре после 373), прп. (пам. 26 марта; пам. визант. 5, 20 марта, 16 апр.; пам. древнерус. 13 апр.; пам. зап. 21 окт.) МАЛЫЕ ПРОРОКИ собрание 12 пророческих книг небольшого объема, к-рое является частью канона евр. Библии и христ. ВЗ 221-229 МАЛЫЙ РАСПЕВ (меньший распев), термин, принятый в древнерус. певч. рукописях позднего периода (XVII в.) 229-231 МАЛЫШЕВ Владимир Иванович (1910-1976), археограф, литературовед, основатель Древлехранилища Пушкинского Дома 231-232 МАЛЫШЕВ Иван Матвеевич (кон. янв. 1802 - 1880), , ведущий иконописец Троице-Сергиевой лавры 2-й пол. XIX в., руководитель и преподаватель лаврской Иконописной школы, хозяин собственной иконописной мастерской 232-235 МАЛЬБРАНШ Никола (1638 - 1715), франц. религ. мыслитель, один из классиков философии Нового времени, представитель картезианства, главный теоретик окказионализма 235-242 МАЛЬДИВЫ [Мальдивская Республика, мальдивское Дивехи Радджеге Джумхурийя], островное гос-во в Юж. Азии 242-245 245-250 251-260 260-267 267-271 271-281 281-282 282-283 283-284 МАМОНИЧИ семья книгоиздателей, внесших значительный вклад в развитие кириллического книгопечатания в Литовском великом княжестве 284-286 286-290 МАМРЕ в Библии название места (рощи, дубравы), где жил и построил жертвенник Богу ветхозаветный патриарх Авраам 290-292 292-294 МАНАСИЯ (Ресава), жен. мон-рь во имя Св. Троицы (Пятидесятницы) Бранчевской епархии Сербской Православной Церкви 294-295 МАНАССИЯ старший сын ветхозаветного патриарха - прав. Иосифа, родоначальник одноименного колена израильского

http://pravenc.ru/vol/xliii.html

Позже я узнал, что Алтай – это прекрасный край с удивительной природой: величественными горами, быстрыми реками, целебными источниками и невероятно разнообразной флорой и фауной. На Алтай бежали старообрядцы в поисках сказочной страны Беловодья, где люди живут богато и привольно. Потом я прочел о Рерихе и о том, что есть немало последователей его оккультного учения, которые уезжают из центральных городов на Алтай и живут среди местного населения. А потом я обрел тестя – уроженца Алтая. Андроник Григорьевич был из старообрядцев. С детства прислуживал наставнику в молельном доме, читал Псалтирь по покойникам, пока его старший брат, ставший коммунистом, не увез его из родного села в районный центр. Там он закончил школу, а потом поступил в Иркутский педагогический институт. Советская педагогика сделала его атеистом, но этот атеист до конца дней знал наизусть несколько десятков псалмов и многие молитвы и посмеивался надо мной и своей дочерью, когда мы стали ходить в церковь. - Ну, какие вы верующие! Живете расхлябанно. Никакой строгости. Греха не боитесь. Вот я на сенокосе выпил крынку молока и вдруг вспомнил, что это была пятница. И тут же из меня это молоко фонтаном вылетело. А мне было 10 лет. Так мы боялись согрешить… Когда я приобрел старопечатный Псалтирь в кожаном переплете с бронзовыми застежками и показал его тестю, у того загорелись глаза. Он взял фолиант в руки, раскрыл его и стал читать нараспев, отбивая ритм правой ногой. Мой друг – сотрудник древлехранилища Пушкинского дома, бывший в тот день у нас в гостях, был поражен. Он стал упрашивать Андроника Григорьевича прочитать хотя бы несколько псалмов для фонограммархива, но тесть решительно отказался. Полковник-политрук оказался в нем сильнее древле православного псаломщика. Читал он, действительно, замечательно. С неожиданными ускорениями и паузами-синкопами, разделявшими текст на смысловые куски, выделяя наиболее важные места. Взяв Псалтирь в руки, он преобразился. Я никогда ни до этого случая, ни позже не видел в нем такого вдохновения.

http://radonezh.ru/analytics/altay-11179...

23 Литературу об иконографии Бориса и Глеба см.: Поппэ А. В. О роли иконографических изображений в изучении литературных произведений о Борисе и Глебе//ТОДРЛ. М.; Л„ 1966. Т. 22. С. 24–45. 25 Ср. облик Варлаама Хутынского близкой иконографии на иконах XVI в. В кн.: Антонова В. И. Древнерусское искус­ство в собрании Павла Корина... Кат. 30. Ил. 49; Русские монастыри. Ис­кусство и традиции. СПб., 1997. С. 145. Весьма близкий к нашим изображениям облик Василия Блаженного воспроизведен на иконе московского письма XVII в. См. репродукцию иконы в кн.: Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства. М., 1994. С. 23, кат. XIV. 31 О прорисях и переводах с икон, выполненных в технике гравюры на металле, см.: Маркелов Г. В. Иконные прориси и переводы в Древлехранилище Пушкинского Дома//ТОДРЛ. СПб., 1996. Т. 49. С. 486. 32 См.: Гусева Э. К. Икона «Кирилл Белозерский» конца XV–haчaлa XVI в. из собрания Государственного Русского музея//Древнерусское искусство. Художественное памятники Русского Севера. М„ 1989. С. 113–122. 34 Воспроизведение иконы Прокопия Чирина см. в кн.: 1000-летие русской ху­дожественной культуры. Ил. 134. 35 См.: Дмитриев Ю. Н. О творчестве древнерусского художника//ТОДРЛ. М.; Л., 1958. Т. 14. С. 551–556 36 На обороте этой прориси, выполненной на бумаге третьей четверти XVII в., есть приписка скорописью XVII в.: «Образец псковскаго иконописца Стапишка Рамана сына Кудецкаго». Из этой пометы можно заключить, что данный сюжет иконы был распространен в псковской иконописи. 38 Данное изображение может принадлежать и другим древнерусским подвижницам, например, Анне Кашинской. 39 Ср. икону Зосимы и Савватия XVII в. из Музея им. Андрея Рублева (воспроизведена в кн.: Преподобный Сер­гий Радонежский. Ил. 108) и икону того же извода XIX в. из Эрмитажа (воспроизведена в кн.: Косирва А. С., Победин ская А. Г. Русские иконы XVI – начала XX века с изображением монастырей и их основателей: Каталог выставки. СПб., 1996. Кат. 79). 41 Икона воспроизведена в кн.: Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. Ил. 65. См. также икону XVII в. с идентичной композицией в кн.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI – начала XX века с надписями, подписями и датами: Каталог выставки. Л., 1990. Кат. 12.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

В ряде районов К., прежде всего на нижней Печоре, сохранялись и переписывались старообрядческие книги. Поиски в К. древнерусских рукописей начал В. И. Малышев в 1937 г. В 50-х гг. XX в. археографические экспедиции Пушкинского Дома стали систематическими, их результаты отразились в работе Малышева «Усть-цилемские рукописные сборники XVI-XX вв.» (1960) и в Усть-Цилемских собраниях в Древлехранилище ИРЛИ. Наличие большого числа выговских рукописей в Усть-Цильме (не только списков, создававшихся в Выговском общежительстве для распространения среди поморцев др. регионов, но и рукописей выговского архива) подтверждает тесные связи Усть-Цильмы с Выгом. В сер. 60-х гг. XX в. состоялась 1-я экспедиция ИРЛИ на Удору, продолженная в 70-80-х гг. учеными Сыктывкарского гос. ун-та. Экспедиция выявила местную рукописную традицию и сформировала Вашкинскую книжную коллекцию ИРЛИ. В Усть-Цильме проходят Мяндинские чтения, посвященные рукописной книжности и истории края. Е. А. Агеева, В. В. Власова,Т. И. Дронова Бывшие общины Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) Община РПЦЗ появилась в К. в 1998 г. в результате выхода из РПЦ Стефано-Афанасиевского мон-ря в с. Вотча. В 1999 г. насельники мон-ря создали скит в дер. Бердыш Троицко-Печорского р-на. В 2001 г. они перешли сначала в юрисдикцию митр. Виталия (Устинова) - РПЦЗ(В), в 2006 г.- в Российскую православную церковь (РосПЦ). В результате расколов в РПЦЗ скит долгое время пустовал, в 2008 г. он был воссоздан как Андроников скит в юрисдикции РПЦЗ(В). В 2001-2007 гг. в Сыктывкаре существовала община св. Прокопия Устюжского РосПЦ. В 2006 г. в РосПЦ перешел созданный в 2004 г. приход во имя св. Царственных мучеников и всех новомучеников и исповедников Российских в с. Ыб Сыктывдинского р-на. Все общины не зарегистрированы. Римско-католическая Церковь Первые католики появились в К. в 30-х гг. XX в. в связи с депортацией советских немцев в лагеря на территории К. Имелось неск. католич. общин без священников, верующие тайно приходили на молитвенные собрания. Напр., община в Човью (ныне в черте Сыктывкара) существовала вплоть до сер. 90-х гг. XX в., когда большинство католиков уехали из К. В 2003 г. в Ухте был зарегистрирован приход св. Терезы из Лизьё, относящийся к архиепархии Божией Матери в Москве. Протестантские церкви, деноминации и секты

http://pravenc.ru/text/1841836.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вспомогательные исторические дисциплины ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА) ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ главный храм христ. мира, где заключены 2 святыни и свидетельства Воскресения Христова - Голгофа и Гроб Господень, а также др. св. места ДАНИИЛ ЛЕВООКИЙ (не позднее 70-х гг. XIV в.- не ранее 20-х гг. XV в.), серб. летописец, книгописец (возможно, нотарий) ДЕВЕР Уильям Джордж (род. 1933), один из ведущих амер. специалистов в области археологии библейской, сиро-палестинской археологии, истории Др. Израиля ДЕРЕАГЗЫ руины архитектурного комплекса (епископского, монастырского или паломнического?) в М. Азии, к северу от древних Мир Ликийских (совр. Турция, иль Анталья) ДИНОГЕЦИЯ древнее поселение и крепость в составе укрепленной границы (лимеса) Римской империи на нижнем Дунае ДИОНИСИЯ ТЕЛЛЬ-МАХРСКОГО ХРОНИКА [Хроника Псевдо-Дионисия Телль-Махрского; Хроника Зукнина], всемирная хроника на сир. языке, охватывающая события от Сотворения мира до 774 г. по Р. Х. ДМИТРИЕВ Лев Александрович (1921 - 1993), литературовед, археограф, исследователь средневек. рус. книжности, издатель и переводчик древнерус. памятников ДОЛИДЗЕ Исидор Самсонович (1915 - 1982), груз. юрист, историк права, археограф, общественный деятель, акад. АН ГССР (1960), заслуженный деятель науки ГССР (1963) ДОНЧЕВА-ПАНАЙОТОВА Невяна (род. 1945), болг. палеограф, исследователь средневек. болг. книжности и русско-болг. связей ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ ПУШКИНСКОГО ДОМА им. В. И. Малышева, собрание рукописей, в основном русских, хранящихся при Ин-те рус. лит-ры РАН (Пушкинском Доме) в С.-Петербурге ДУРЫЛИН Сергей Николаевич (1886 - 1954), свящ., поэт, прозаик (псевдоним Сергей Северный, С. Раевский и др.), искусствовед, историк лит-ры и театра, археолог, этнограф ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/122910_7.html

Публикуется текст из толкования Аввакумом псалма 44-го с обращением к царю Алексею Михайловичу по изданию: Демкова Н. С., Сесейкина И. В. Старейший (печорский) список «Книги толкований и нравоучений» Аввакума, найденный В. И. Малышевым И Древлехранилище Пушкинского Дома. Материалы и исследования. Л., 1990. С.73146 (издано по рукописи конца 16701680-х гг.: БАН, собр. Текущие поступления 105 (8779), л. 116215 об.). 1145 ...перерезал бы, что Илия-пророк... у трапезы Иезавелины! – О жестокой расправе Ильи-пророка с жрецами языческого бога Ваала, которым покровительствовала царица Иезавель (см.: Чис.31:16 ), Аввакум вспоминает неоднократно, размышляя о допустимости и необходимости для христианина расправы с еретиками. 1146 ...учение Валаамово, иже учаше Валака... в Ферапонтове... новой Валаам-блудодей, Царя... развратил... – Аввакум использует текст Апокалипсиса ( Апок.2:14 ), позволяющий ему соотнести фигуры патриарха Никона и царя Алексея с библейскими персонажами (в Книге Чисел, на которую ссылается Аввакум, рассказывается иначе: прорицатель Валаам, напротив, не подчинился требованиям царя Валака и отказался проклясть враждебный Валаку народ Израиля); Ферапонтов монастырь на Белом озере – место ссылки Никона с 1667 по июнь 1676 г. 1147 ...яко древле Артаксерксе Амана... – История казни вавилонским царём Артаксерксом вознёсшегося сановника Амана, клеветника и обманщика (сюжет библейской «Книги Есфирь»), была хорошо известна москвичам XVII в.: пересказы её встречаются в рукописях с текстом Хронографа (Книга «Есфирь» легла в основу первой пьесы, поставленной в придворном театре царя Алексея Михайловича в 1672 г., «Артаксерксово действо»). 1150 Антидор – часть просфоры, остающаяся после того, как из просфоры вынут «агнец» для причастия. 1154 ...якоже змеи ныне летают к женам... – Народные легенды и былички о бесе и антихристе в образе змея-блудника, отразившиеся в эпосе, заговорах и в русской сказке, а в трансформированном виде и в русских житиях (ср., например, Житие Петра и Февронии Муромских), Аввакум рассматривает как вполне правдоподобные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Источниковедение «АГАФАНГЕЛА ВИДЕНИЕ» (полное название – «Видение блаженного Иеронима Агафангела»), одно из многочисленных пророчеств о грядущем освобождении греков от тур. ига АМУСИН Иосиф Давидович (1910 - 1984), специалист по античности, востоковед-гебраист, основатель кумрановедения в России АННА КОМНИНА (1083-ок. 1153 или 1154 г.), дочь визант. имп. Алексея I Комнина, жена кесаря Никифора Вриенния (мл.) ВКЛАДНЫЕ КНИГИ разновидность документов, велись в крупных рус. мон-рях и нек-рых соборах в сер. XVI - нач. XX в. ГАЛЛ АНОНИМ (кон. XI - нач. XII в.), автор древнейшей польск. хроники «Хроника и деяния князей или правителей польских» ДАНИИЛ ЛЕВООКИЙ (не позднее 70-х гг. XIV в.- не ранее 20-х гг. XV в.), серб. летописец, книгописец (возможно, нотарий) ДИОНИСИЯ ТЕЛЛЬ-МАХРСКОГО ХРОНИКА [Хроника Псевдо-Дионисия Телль-Махрского; Хроника Зукнина], всемирная хроника на сир. языке, охватывающая события от Сотворения мира до 774 г. по Р. Х. ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ ПУШКИНСКОГО ДОМА им. В. И. Малышева, собрание рукописей, в основном русских, хранящихся при Ин-те рус. лит-ры РАН (Пушкинском Доме) в С.-Петербурге ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА раздел христианской лит-ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей ЖОРДАНИЯ Федор (Тедо, Тевдоре) Давидович (1853 - 1916), груз. историк, филолог, археограф, педагог, общественный деятель «ЗАКОНЫ ХИМЬЯРИТОВ» памятник восточнохрист. письменности на греч. языке, содержащий сведения о жизни христ. общин в Юж. Аравии ЗАХАРИИ РИТОРА ХРОНИКА сочинение об истории Вост. Церкви и Византийской империи, написанное в сер. VI в. на сир. языке; имя подлинного автора неизвестно ИЗБОРНИК 1076 г. [неточно - Изборник Святослава 1076 г.], четий сборник древнерусского происхождения, 3-я по древности датированная славянская рукопись ИЗБОРНИК XIII в. [Толстовский сборник толкований XIII в.], пергаменный кодекс древнерусского извода, написанный не позднее сер. XIII в. «КАРОЛИНСКИЕ КНИГИ» памятник лат. церковной письменности, составленный в поддержку иконоборчества, кон. VIII в.- см. «Libri Carolini» «MONUMENTA GERMANIAE HISTORICA» [лат. «Исторические памятники Германии»], издание материалов (в неск. сериях) по истории Германии в средние века (с V-VI по XV вв.)

http://pravenc.ru/rubrics/122912.html

И с тех пор его видели в Карелии, за Полярным кругом в Пустоозерске, на Кольском полуострове, в Крыму, на Кубани и в Молдавии. И народ везде приветливо принимал одноногого дедушку, который так интересно рассказывал о Христе, о Божией Матери и святых угодниках земли Русской. У него не было денег, не было пенсии, не было крепкой одежды, но народ взял его на свое иждивение. Зимой он не странствовал, а останавливался у добрых странноприимных людей, обычно, где-нибудь в деревне. Праздно не сидел, а, чем мог, помогал по хозяйству. Ловко орудуя ножом и скребком, резал деревянные ложки, подпершись костылем, колол дрова, топил русскую печь, задавал корм скоту. Но главное – он нес народу Слово Божие, По вечерам в избу, где он останавливался, приходили из деревни люди, и Иван Никифорович учил их Закону Божию. Кроме этого, он везде разыскивал никому не нужные старые рукописные и древлепечатные книги. Новое поколение читать по церковно-славянски не умело, и книги эти обычно были свалены на чердаках, где их точил книжный червь и грызли мыши. На те небольшие деньги, которые ему давали люди, он посылал эти рукописи и книги в древлехранилище Пушкинского дома в Ленинграде. Но особенной, заветной его мечтой было отыскать подлинник рукописи страдальца за веру – неукротимого и пламенного протопопа Аввакума. Много исходил северных дорог Иван Никифорович по приполярным селениям старообрядцев, порой едва вытаскивая костыли из болотистой земли тундры. Сердце радостно билось, когда он брал в руки пожелтевшие, ветхие листы старинной рукописи, но это все были списки, а подлинник пока не давался. Да и был ли он? В одном их глухих таежных монашеских скитов он принял по обету иночество и верно служил Господу Иисусу Христу, просвещая и неся Слово Христово в народ. Иван Никифорович был ровесником века, и время брало свое. Я получал от него письма с дороги. Он писал: Мои дела неважные, усиливаются возрастные изменения. Все чаще и чаще он зимовал в Риге. Иногда выезжал поработать в библиотеках Москвы и Ленинграда. Особенно он хвалил собрание книг в музее религии Казанского собора: Неслыханные и редчайшие богатства духовной литературы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2083...

Перед глазами батюшки расстилалась безграничная синева моря с плывущими в Босфор белыми кораблями и бездонное глубокое крымское небо. Он сидел и задумчиво смотря в окно говорил; Моя жизнь уже прожита, и я ухожу в путь всей земли, но Церковь живет, и Россия живет, и пока в храмах на Русской земле будет совершаться Божественная Литургия, Русь не погибнет. Он благословил меня, и я ушел от него. Это была наша последняя встреча. Вскоре и мне пришлось уехать из этого города. Стоя в вагоне у открытого окна, пока поезд набирал ход, я махал рукой и говорил: Прощай, прощай, милая Феодосия... Жизнь Иоанна Заволоко Почти все мои рассказы посвящены неизвестным православным подвижникам XX века, века страшного и кровавого, в котором волею судеб нам пришлось – жить, ибо как сказал поэт: Времена не выбирают, в них живут и умирают. Я думаю, что не грешу против истины, рассказывая о жизни Ивана Никифоровича Заволоко, с которым я был знаком и общался в семидесятые годы. О нем я впервые услышал в Пушкинском доме на берегу Невы. Его там знали все, и особенно в отделе древних рукописных и старопечатных книг. О нем говорили с уважением и восхищением как о талантливом этнографе, знатоке древней русской культуры и собирателе древних рукописей и книг, которые он безвозмездно передавал в древлехранилище Пушкинского дома. С Иваном Никифоровичем я познакомился в семидесятых годах в Риге, где он, потомственный житель Латвии, имел на улице Межотес небольшой собственный домик, окруженный многоэтажными каменными громадинами. Ему неоднократно предлагали перебраться в эти многоэтажки, в квартиру со всеми удобствами, но он всегда отказывался. Лет ему тогда было на восьмой десяток, но выглядел он – богатырь богатырем – такой вот дед Гостомысл или Микула Селянинович. Зубы у него были все целые, крепкие, волосы русые, крупными кудрями спадавшие на уши и лоб, лицо чистое, румяное, и чудная окладистая борода. Он смотрел на мир добрым всепрощающим взглядом и, что редко бывает среди людей, никогда не жаловался и никого не осуждал. Но вот беда, левая нога у него отсутствовала. Ее ампутировал лагерный хирург Владимир Карпенко в далеком таежном лагере.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2083...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010