Комментарии УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ – Библиотека Российской Академии наук (Санкт-Петербург) – Библиотека литературы Древней Руси – Государственный архив Тверской области – Государственный архив Архангельской области – Государственный исторический музей (Москва) – Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург) – Императорское православное палестинское общество – Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук (Санкт-Петербург) МГАМИД – Московский Главный архив Министерства иностранных дел НБ ГМИР – Научная библиотека Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург) – Общество любителей древней письменности – Российская государственная библиотека (Москва) – Российский государственный архив древних актов (Москва) – Российский государственный исторический архив (Москва) – Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург) – Сборник отделения русского языка и словесности Академии – Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук ЦНБ АНУ Центральная научная библиотека Академии наук Украины Сказания об Иосифе прекрасном в обработке крестьянина-старообрядца И.С. Мяндина Иван Степанович Мяндин (1823–1894) – крестьянин-старообрядец из старинного села Усть-Цильма, основанного при Иване Грозном новгородским кречатником Ивашкой Ласткой на берегу Печоры при впадении в нее рек Цильмы и Пижмы. В настоящее время селения по берегам этих рек входят в Усть-Цилемский район Республики Коми, известный фольклористам, историкам древнерусской и старообрядческой книжности, этнографам и историкам старообрядчества как уникальный «заповедник» народной культуры, сохранивший до наших дней большое количество памятников устного народного творчества и древнерусской литературы. В семейных библиотеках печорских, пижемских и цилемских крестьян сохранились как старинные рукописи XVI–XVII веков, попавшие на Печору из центральных и северных районов Руси, так и списки древнерусских и старообрядческих сочинений, переписанные самими печорскими крестьянами. Основной массив доступных для изучения печорских рукописей (около 1000) сейчас хранится в Институте русской литературы (Пушкинском Доме) РАН в двух печорских собраниях, созданных в середине XX века благодаря неустанной собирательской работе ленинградского ученого, создателя Древлехранилища Пушкинского Дома, известного исследователя творчества протопопа Аввакума Владимира Ивановича Малышева, его учеников и коллег по Пушкинскому Дому и студентов-филологов Ленинградского университета под руководством Н. С. Демковой. Другой значительный фонд печорских рукописей сейчас хранится в Научной библиотеке Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина (270 рукописей). Он создан в результате археографической работы в Усть-Цилемском районе студентов-филологов Сыктывкарского университета под руководством автора этой публикации в 70–90-е годы XX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЛЫШЕВ Владимир Иванович (10.07.1910, г. Наровчат Пензенской губ.- 2.05.1976, Ленинград), археограф, литературовед, основатель Древлехранилища Пушкинского Дома . Самостоятельную трудовую жизнь начал в Наровчате в 1925 г. После переезда в Ленинград, с сент. 1928 по сент. 1931 г. работал шлифовщиком оптического стекла на «Лензосе». В 1932 г. окончил рабфак и поступил на курсы по подготовке в вуз при Ленинградском ин-те лит-ры и истории (впосл. филологический фак-т Ленинградского гос. ун-та), с сент. 1932 г. студент. По состоянию здоровья с мая 1934 по сент. 1936 г. работал сотрудником краеведческого музея в г. Боровске Московской обл., после чего вернулся в Ленинградский ун-т, к-рый окончил в 1939 г., получив диплом «литературоведа-русиста». С янв. по сент. 1940 г. работал старшим библиотекарем в Отделе рукописей БАН, с сент. 1940 г. по 3 авг. 1941 г. был научным сотрудником Карело-Финского научно-исследовательского ин-та культуры и преподавал в Петрозаводском ун-те. Во время Великой Отечественной войны воевал на Ленинградском фронте, был трижды ранен. С февр. по июль 1946 г. работал старшим библиотекарем Государственной публичной б-ки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (ныне РНБ), с 20 июля 1946 г.- научный сотрудник Ин-та русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. Канд. дис. «Повесть о Сухане (из истории русской повести XVII в.)» защитил 29 марта 1956 г., докторскую - «Исследования и разыскания по литературному наследию Древней Руси» (по совокупности трудов) - 11 янв. 1968 г. В 1972 г. М. было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР. Похоронен на Серафимовском кладбище в Ленинграде. Первая научная публикация М. относится к 1940 г. Все основные работы ученого связаны с открытием и исследованием новых рукописей и памятников древнерус. литературы («Слово о погибели Русской земли», повести о Сухане, об осаде Пскова Стефаном Баторием, о дворянине Карле и др.). Большое внимание М. уделял обследованию и описанию малоизвестных гос. архивов и частных коллекций.

http://pravenc.ru/text/2561754.html

Моя приятельница, однажды посетившая Васк-Нарву, рассказала следующее. Как только батюшка запер двери, со всех сторон стали раздаваться стоны, крики, жуткие звуки и, как она выразилась, «звукоподражания котам, петухам, собакам и прочим тварям». Батюшка громко приказал: – А ну тихо! Кто тут у вас главный бес? И вдруг субтильная дама, стоявшая рядом с ней, громоподобным басом проревела: – Ленин. Это было и смешно, и страшно. В конце семидесятых годов так не шутили. А если и шутили, назвав Ленина бесом, то прямехонько попадали в мордовские лагеря для политических. Батюшка иногда рассказывал о войне, но мне не пришлось услышать эти рассказы. Знаю только, что его, как и всех более-менее здоровых молодых людей, живших в Эстонии, немцы призвали в армию. Но служил он в каких-то вспомогательных частях и в боях не участвовал. Расспрашивать о войне эстонских жителей было небезопасно. Одну часть успела забрить в солдаты отступавшая Красная армия, другая часть попала в немецкие войска. Некоторые даже служили в СС. Несколькими годами раньше приезда в Васк-Нарву я проехал по старообрядческим деревням с моим другом – сотрудником древлехранилища Пушкинского Дома Глебом Маркеловым. Он надеялся найти старообрядческие рукописные книги. Улов оказался скромным. В одной из деревень мы встретили поэта Евгения Рейна, сопровождавшего своего приятеля – собирателя икон и живописи. Рейн смешно рассказал о постигшей его спутника неудаче. Тот накануне их поездки в Эстонию приобрел две картины Куинджи. Оказалось, что этот «Куинджи» живет в городе Изюме Харьковской области и выдает в день по нескольку шедевров. С этим коллекционером и Рейном мы провели вечер в каюте стоявшего на приколе катера. Они пытались разузнать у хозяина плавсредства, у кого есть ценные древности. Достали водку. Вскоре подошел еще один потенциальный информатор из местных русских. Насколько я понял, ничего путного узнать от них не удалось. Зато после третьей выпитой честной компанией бутылки мы стали свидетелями старой «разборки».

http://pravoslavie.ru/52877.html

Лит. (избр.): Кольцов А. В. Ученые Ленинграда в годы блокады (1941-1943). М.; Л., 1962. С. 101-102; Лурье Я. С. Лихачев Д. С.//СИЭ. 1965. Т. 8. Стб. 741; Робинсон А. Н. Лихачев Дмитрий Сергеевич//БСЭ. 19733. Т. 14. С. 569; Покровский Н. Н., Шмидт С. О. Археографическая деятельность Д. С. Лихачева//АЕ за 1976 г. М., 1977. С. 121-128; Баскаков В. Н. Пушкинский Дом, 1905-1930-1980: (Ист. очерк). Л., 1980. С. 134-143; Князевская Т. Б. Д. С. Лихачев о культурном наследии//Проблемы изучения культурного наследия: Сб. М., 1985. С. 9-13; она же. Д. С. Лихачев//Русское подвижничество/Сост.: Т. Б. Князевская. М., 1996. С. 7-12; Ronchetti В. Teoria della letteratura nel pensiero di D. S. Lichaev//Ricerche Slavistiche. R., 1985/1988. Vol. 32/35. P. 137-211; Балашов Д. Слово о Лихачеве//Север. Петрозаводск, 1986. 10. С. 100-102; Дмитриев Л. А., Творогов О. В. Д. С. Лихачев - исследователь «Слова о полку Игореве»//Альманах библиофила. М., 1986. Вып. 21. С. 27-35; Пиотровский Б. Б., Дмитриев Л. А., Янин В. Л., Шмидт С. О. 80-летие акад. Д. С. Лихачева//ВИ. 1986. 11. С. 116-121; Князевская О. А., Толстой Н. И. Вопросы палеографии и кодикологии в трудах акад. Д. С. Лихачева: (К 80-летию со дня рожд.)//АЕ за 1986 г. М., 1987. С. 143-147; Маркелов Г. В. Д. С. Лихачев - «вкладчик» в Древлехранилище Пушкинского Дома//Исследования по древней и новой лит-ре. Л., 1987. С. 345-348; Панченко А. М. Дорогу осилит идущий: (О творчестве Д. С. Лихачева)//Там же. С. 6-17; Гранин Д. А. В служении отечеству: (О Д. С. Лихачеве)// Он же. Милосердие. М., 1988. С. 41-50; Лихтенштейн Е. С. Корректор - академик Д. Лихачев//Литература и искусство в системе культуры. М., 1988. С. 11-16; Lesourd F. Dmitri Likhatchov, historien et théoricien de la littérature// Likhatchov D. Poétique historique de la littérature russe du Xe au XXe siècle. Lausanne, 1988. P. 255-328; она же (Лесур Ф.). Дмитрий Лихачев, историк и теоретик лит-ры// Лихачев Д. С. Ист. поэтика рус. лит-ры: Смех как мировоззрение. СПб., 1997. С. III-LXXIII; Дмитриев Л.

http://pravenc.ru/text/2110621.html

398 В рукописи Ундол. 668 представлена обширная компиляция из различных печатных и рукописных книг: одним из источников был «Духовный регламент». Компиляция отличается тем, что для некоторых грехов указываются гражданские наказания, в том числе смертная казнь. Анализ в издание исповедных текстов в этой рукописи см. и книге: Алмазов. Т. 1. С. 583–584; Т 3. С. 288–296. Компилятивный характер носят исповедные тексты в рукописи Q. I.235. 399 Q.I 268, л. 51–88 См.: Алмазов. Т. 1. С. 568–573. О книге И. Гизеля «Мир с Богом» см. Перетц В.Н. Исследования и материалы по истории старинной украинской литературы XVI–XVIII веков. М.; Л., 1962 С. 183–205. 406 Слова дружество, обхождение используются здесь в значении союз, совместная деятельность, которое получило широкое распространение только в XVIII в. (Словарь русского языка века. СПб., 1992. Вып. 7. С. 16–17) В XVI–XVII вв. слово дружество употреблялось только в значении дружба, дружеские чувства (Сл.РЯ XI-XII вв М., 1977 Вып. 4. С. 363). 407 Друж. 8, л. 85–85 об. Описание рукописи: Сочинения писателей-старообрядцев первой половины XVIII века/Сост. Н.Ю. Бубнов//Описание рукописного отдела Библиотеки Российской Академии наук. СПб., 2001. Т. 7. вып. 1. С. 85. См. также Дружинин В.Г. Писания русских старообрядцев. Перечень списков, составленный по печатным описаниям рукописных собраний. СПб., 1912. 14. С. 141. Г.В. Маркелов считает Устав не авторским произведением, а соборным постановлением, см.: Маркелов Г.В. Писания выговцев: Каталог-инцинитарий. Тексты. По материалам Древлехранилища Пушкинского Дома. СПб., 2004. С. 104–105, 366–368. 408 Подробнее см.: Корогодина М.В. Исповедь в старообрядческой рукописной традиции XIX в.//Историография и источниковедение отечественной истории. Сб. науч. статей. СПб., 2003. Вып. 3. С. 58–77. 409 Каргоп. 165, л. 1–33, Белокр. 142, л. 5–38. Белокр. 209, л. 1–49 об., Белокр. 218. л. 1–23 об., Беломор. 53. л. 117 об.–132 об.. Чуван. Р-364, л. 29–31 об. и 47 об.–56. 414 Смирнов 7, л. 18–114, 130–131 об. Подробно об этой рукописи, с публикацией покаянных текстов для иконописцев, см.: Маркелов Г. В Старообрядческая исповедь для иконописца//ТОДРЛ СПб., 2001 Т. 52. С. 745–753. Из-за большого объёма вопросников у нас нет возможности привести все вопросные тексты из этой рукописи; в качестве образца в Приложении, в разделе «Тексты» публикуются несколько небольших текстов купцам (Торг-Смирнов 7: Смирнов 7, л. 47–47 об.), нищим (Нищ–Смирнов 7: Смирнов 7, л. 53), судьям (В-Смирнов 7: Смирнов 7, л 54–54 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Один, сам собой разумеющийся, – путь книжной культуры. Медленно, но верно великое наследие Древней Руси начинает входить в культурный обиход современного человека (правда, в первую очередь это касается общепризнанных шедевров – Слова о полку Игореве и Жития протопопа Аввакума). Для Федора Абрамова, филолога по образованию, этот путь был более чем доступен: к тому же долгие годы дружбы связывали его с двумя подвижниками и пропагандистами древнерусской культуры – академиком Д. С. Лихачевым и основателем Древлехранилища Пушкинского Дома В. И. Малышевым. Но для Ф. А. Абрамова, как и для его писателей-земляков, уже по праву рождения был с младенчества открыт и другой путь к сокровищам древнерусской культуры. Так исторически сложилось, что Русский Север оказался чудом уцелевшим уголком Древней Руси в ее первозданном, не замутненном ни монголо-татарским игом, ни крепостным правом виде. Русский Север стал оплотом дониконовского православия и одновременно прибежищем последних скоморохов, и потому он остается благодатным краем для этнографов, фольклористов, археографов, просто любителей русской старины. Здесь в суровом труде, в борьбе и единении с могучей и прекрасной природой, ничего не дававшей даром, сложился особый севернорусский тип национального характера. В этом характере соединились истовость в работе и веселье, глубоко развитое чувство собственного достоинства, своеобразное отношение к окружающему миру, природе и Богу, в котором православие причудливо соединилось с элементами язычества (например, культом Матери-Земли). И Федор Абрамов всегда помнил о своем родстве с миром Русского Севера (на встрече в Останкино, говоря о людях, оказавших на него сильное влияние, он вспомнил не только своего школьного учителя, но и «тетку Иринью», человека бесконечной доброты и глубокой внутренней культуры, книжницу, знатока житий святых и апокрифических сказаний) 238 . Как известно, каждый народ, принявший христианство , с течением времени выработал свой национальный вариант этой мировой религии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

Вскоре Заволоко стал одним из самых видных собирателей. Его богатейшая коллекция теперь находится в древлехранилище Пушкинского Дома. Передавал он ее по частям через сотрудника и ближайшего ученика Малышева Г.В.Маркелова. Старики, знавшие Малышева, зачастую не спешили расставаться со своими сокровищами, поскольку знали, что если отдадут все сразу, то больше Малышева не увидят. А им так по сердцу были беседы с ним. Многих своих знакомых он сделал друзьями на всю жизнь. Он помнил имена их детей и внуков, привозил гостинцы, необходимые в хозяйстве вещи, которые можно было достать только в Москве или Питере, заказывал очки, доставал редкие лекарства. Его знало областное и районное начальство, капитаны и матросы кораблей и катеров, летчики местной авиации, лесники и рыбаки. Его приезд воспринимали, как праздник многие люди. О его экспедиции сообщали по радио и в местных газетах. Эти малотиражные газеты он никогда не оставлял без внимания. Всегда писал для них статьи. Первую поездку на Мезень и в Пустозерск – бывшую столицу Печорского края – где был сожжен в срубе мятежный протопоп Аввакум, он совершил за свой счет. Начальство и слышать не хотело о финансировании этой экспедиции. Ему пришлось работать по ночам грузчиком. Вернулся он из этой экспедиции с тридцатью рукописями. Это было настоящим открытием рукописно-книжного мира Русского Севера, как феномена культуры и кладезя книжности. Впоследствии, отсюда каждая экспедиция возвращалась с богатым уловом.   Собирательская деятельность Владимира Ивановича была сопряжена со многими трудностями. Некоторые села Печорского края удалены друг от друга на десятки километров при полном отсутствии регулярного сообщения. Приходилось договариваться с владельцами моторных лодок, лошадей, оленей. Однажды он вместе с будущим академиком А.М.Панченко собирался прыгать с парашютом, чтобы попасть в глухое селение. Малышев совершал рискованные поступки и в военное время. В 1945 году он вызвался сопровождать в Сибирь демобилизованных солдат. Эту воинскую командировку он превратил в научную. Владимир Иванович сумел разыскать и описать хранившиеся в разных местах рукописные книги. Только чудом он избежал трибунала, так как мог надолго засесть в Тобольске из-за разлива рек. Время было строгое, и его могли счесть за дезертира.

http://radonezh.ru/analytics/zhitie-vlad...

Вып. 1. С. 275-291; Гурьянова Н. С. Дополнение к «Истории Выговской старообрядческой пустыни» И. Филиппова//Публицистика и ист. соч. периода феодализма. Новосиб., 1989п. С. 221-245; она же. «Описание о нелепых случаях и необычных пустынному житию действах, внесшихся от своевольников»//Рус. об-во и лит-ра позднего феодализма. Новосиб., 1996. С. 225-246; Ромм Ж. В Выговском мон-ре/Подгот. текста и примеч. М. В. Пулькина//Краевед Карелии. Петрозаводск, 1990. С. 152-159; Демкова Н. С. Вновь найденный подлинник «Дела об олонецком раскольнике Терешке Артемьеве» 1695 г.//Старообрядчество в России (XVII-XVIII вв.). М., 1994. [Вып. 1]. С. 176-189; Юхименко Е. М. Первые офиц. известия о поселении старообрядцев в Выговской пустыни//Там же. С. 163-175; она же. Изветные челобитные на выговских старообрядцев 1699 г.//Там же. С. 190-206; Выго-Лексинский летописец/Подгот. текста и прим. Е. М. Юхименко//Выговская поморская пуст. и ее значение в истории России. СПб., 2003. С. 309-322; Описание Выго-Лексинского общежительства//Там же. С. 328-331; Маркелов Г. В. Писания выговцев: Каталог-инципитарий. Тексты: По мат-лам Древлехранилища Пушкинского Дома. СПб., 2004. Лит.: Барсов Е. В. Описание рукописей и книг, хранящихся в Выголексинской б-ке. СПб., 1874; Смирнов П. С. Выговская беспоповщинская пуст. в первое время ее существования: (Особенности учения и важнейшие события)//ХЧ. 1910. Май/июнь. С. 638-674; Июль/авг. С. 910-934; он же. Лексинская беспоповщинская пуст. в первое время ее существования//ХЧ. 1910. Февр. С. 145-172; Март. С. 310-333; Дружинин В. Г. Словесные науки в Выговской поморской пуст. СПб., 1911; он же. Поморские палеографы нач. XVIII ст.//ЛЗАК за 1918 г. Пг., 1923. Вып. 31. С. 1-66; Островский Д. Выговская пуст. и ее значение в истории старообрядческого раскола. Петрозаводск, 1914; Любомиров П. Г. Выговское общежительство. М.; Саратов. 1924; Crummey R. The Old Believers and the World of Antichrist: The Vyg community and the Russian state, 1694-1855. Madison (Milwaukee); L., 1970; Понырко Н.

http://pravenc.ru/text/161059.html

XV в.) список седмичных поучений Григория Философа , синодик Иосифова Волоколамского мон-ря 1479 г., «Слово о погибели Русской земли» в списке XVI в., кн. «Рай», переписанная в 1511 г. в окрестностях Ферапонтова Мартинианова Белозерского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , списки сочинений «роспевщика» XVI в. Феодора Христианина , Архангелогородский и Пинежский летописцы, Повесть о Сухане, гадательная «Книга, глаголемая Зверинец», лицевой сборник житий Новгородских святых XVII в., Евангелие, переписанное царевной Софией Алексеевной и украшенное мастерами Оружейной палаты. В Д. П. Д. хранятся автографы старообрядческих первоучителей: «Пустозерский сборник Заволоко» содержит автографы жизнеописаний протопопа Аввакума и его «соузника» и духовного отца Епифания с единственным известным полемическим рисунком Аввакума, отдельно сохранившийся автограф 2-й ч. Жития Епифания, Сборник уставных статей с автографами основателей Выголексинского общежительства братьев Андрея и Семена Денисовых , Даниила Викулина , Петра Прокопьева , Мануила Петрова. Отдельного внимания заслуживает половина листа в составе Евангелия-апракос XVI в. с «водяным знаком», воспроизводящим титулатуру Иоанна Грозного (полный вариант знака представлен только на царской грамоте, хранящейся в Датском королевском архиве), а также обнаруженные в составе рукописной Цветной Триоди XVI в. 11 листов «безвыходного» издания Цветной Триоди - данное издание известно только по этим листам. С 1976 г. Д. П. Д. носит имя своего основателя, с 1977 г. проводит ежегодные Малышевские чтения, посвященные главным образом проблемам источниковедения. Лит.: Малышев В. И. Древнерусские рукописи Пушкинского Дома: Обзор фондов. М.; Л., 1965; он же. Древлехранилище Пушкинского Дома: Лит-ра, 1965-1974. Л., 1978; Рукописное наследие Древней Руси: По мат-лам Пушкинского Дома: Сб. ст./Отв. ред.: А. М. Панченко. Л., 1972; Древнерусская книжность: По мат-лам Пушкинского Дома: Сб. науч. тр. Л., 1985; Древлехранилище Пушкинского Дома: Мат-лы и исслед.

http://pravenc.ru/text/180419.html

В Пушкинском доме открылась выставка «Библия в красках Палеха» 28 апреля 2006 г. 14:46 В Пушкинском доме открылась выставка «Библия в красках Палеха», сообщает «Росбалт». Она приурочена к 100-летию Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН и 75-летию члена-корреспондента Российской академии наук Николая Скатова. Выставка входит в программу XV Пасхального фестиваля, сообщили организаторы мероприятия. Как рассказал главный режиссер Пасхального фестиваля Валерий Павлов, в залах Пушкинского дома представлены 136 иллюстраций к книгам Священного Писания Ветхого и Нового Завета, выполненные творческим коллективом под руководством народного художника России, лауреата Государственной премии России Бориса Кукулиева. Художники-палешане Сергей Адеянов, Владимир Бушков, Николай и Калерия Кукулиевы не просто талантливо исполнили свою работу, но и бережно сохранили православные традиции и каноны как иконописи, так и древних иллюминированных манускриптов. Мастерами Палеха впервые в истории проиллюстрированы все книги Библии. Уникальный издательский проект осуществлен Международным Пушкинским фондом «Классика» (генеральный директор Владимир Кузин), Всероссийской ассоциацией международных и гуманитарных связей (президент Владимир Мелентьев), Общественным советом по содействию Троице-Сергиевой лавре и Московской духовной академии. Всемерную поддержку в подготовке и издании Библии оказали Общественный совет издания (сопредседатели — архиепископ Истринский Арсений , викарий Московской епархии, и президент Международного Пушкинского Фонда «Классика» Николай Скатов), Попечительский совет (председатель Николай Буханцов). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II высоко оценил работу творческой мастерской «Палешане», отметив, что эти иллюстрации «достойно украшают Священную Библию» и благословил труд русских иконописцев и издателей. Почетное место на выставке занимает Палехская Библия — подарок Патриарха в связи со 100-летним юбилеем Пушкинского Дома, с рукотворным приветствием Святейшего. На выставке можно увидеть уникальные издания древних книг из собрания Древлехранилища Пушкинского дома. Это семь Библий -XVII веков, в том числе рукописный фолиант Франциска Скорины, знаменитая Острожская Библия Ивана Федорова 1621 года и редчайшие старообрядческие издания. На открытии выставки выступили директор Пушкинского Дома Юрий Прозоров, главный режиссер Пасхального фестиваля Валерий Павлов и духовный наставник Пасхального фестиваля протоиерей Владимир Фоменко. Под сводами Пушкинского дома в исполнении мужского хора Синодальной резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II под управлением Георгия Сафонова прозвучали духовные песнопения Русской Православной Церкви. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/108571.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010