Перейти к основному содержанию Мобильное приложение 07:50 08.04.2024 Музейная классика Путешествие по старой Москве влечет нас памятниками патриархальной старины, старомосковского быта. В это путешествие во времени нас поведет журналист Елена Смирнова. 01.02.2024 19:25 Надвратные образы Спасской башни Кремля. Искусствовед Н.Ю. Маркина. Передачу ведет Е. Смирнова 18.05.2023 22:22 Программа «Музейная классика». Автор и ведущая — журналист Елена Смирнова. Передача о доме-музее великого драматурга А. Островского 20.04.2023 23:14 Музейная классика Образ Спасителя в русской живописи XIX века. Е. Смирнова беседует с К.А.Шальме, кандидатом искусствоведения, сотрудницей Третьяковской галереи 27.02.2020 20:01 Музейная классика Образ Спасителя в русской живописи XIX века 21.02.2019 20:01 " Музейная классика " программа Е. Смирновой записана в музее св блж Ксении в Санкт-Петербурге 16.01.2019 23:00 Музейная классика. Цикл передач журналиста Елены Смирновой. Репортаж с выставки Архипа Куинджи 16.08.2018 22:02 «Музейная классика». О Древлехранилище Александро-Невской Лавры - гл. хранитель Р.Катаев. Ведущая цикла - Елена Смирнова. Ч.2. 07.08.2018 22:00 Музейнвя классика. Древлехранилище Александро-Невской Лавры. Рассказывает Р.Катаев. Ведущая цикла - Елена Смирнова. Ч.1. 29.03.2018 22:00 «Музейная классика». Об экспозиции Музея " Новый Иерусалим " рассказывает зав. историческим отделом М.А.Крючкова. Ведущая цикла — Елена Смирнова Программа «Музейная классика». О Сергиево-Посадском музее-заповеднике, об отделе " Русское народное и декоративно-пркладное искусство 18-21 вв. рассказывает Светлана Горожанина. Ведущая — журналист Елена Смирнова 31.08.2017 22:29 «Музейная классика». О русской матрешке и других ярких изделиях старинных промыслов в экспозиции Сергиево-Посадского музея рассказывает С.В.Горожанина. Ведущая цикла - Елена Смирнова 28.08.2017 22:00 «Музейная классика». По литературному музею Псковского отделения СП " Кабинет писателя " ведут поэты Н.Лаврецова и Н.Камянчук. Ведущая -журналист Елена Смирнова 04.05.2017 22:11 Об истории и экспонатах комплекса Сергиево-посадского музея-заповедника - С.В.Николаева.

http://radonezh.ru/Музейная классика

Вследствие этого библиотечная книга лишилась и прежней охраны: если допетровское время было эпохою исторического процесса собирания рукописей, то XVIII–XIX века были временем раздробления старинных книгохранилищ. Когда с XVIII в. допетровские библиотеки порвали свою давнишнюю связь с текущею религиозною жизнью, рукописи оказались для церквей и монастырей излишними вещами. Они отрываются от своего места хранения, кочуют чрез частные руки до тех пор, пока не гибнут или находят себе оседлость в каком либо учено-общественном древлехранилище. Такое блуждание книг, к несчастию, не завершилось и до настоящего времени. Почти все недавние рукописные собрания составились именно чрез коллекционирование церковно-монастырских книг, оторванных от своего прежнего местожительства, причем следы этого происхождения оказываются нередко совсем затушевыванными. Понятно, сколь трудные и сложные задачи вытекают отсюда для историка допетровской книжности. Прежде всего настоятельно необходимо, по возможности, скорее приостановить продолжающееся отчуждение рукописей из церквей и монастырей или путем охранительных мер, или путем собирания в одно общее древлехранилище с точной регистрацией мест их первоначального хранения, или путем тщательной каталогизации рукописей, оставшихся еще не расхищенными из церквей и монастырей.–Необходимо, во-вторых, привести в известность все рукописи, собранные в более поздних частных и общественных библиотеках, для того, чтобы иметь воз­можность разыскивать здесь книги, удаленные с их ро­дины, и воспользоваться ими для восстановления истории отдельных допетровских книгохранилищ. Предстоит, в-третьих, собрать и издать старинные описи церквей, монастырей, их библиотек и архивов, а также описи библиотек, относящиеся в XVIII–XIX векам за то время, когда еще не завершился окончательно процесс разгрома древней книжности. Нельзя упускать из виду, что число таких описей с каждым годом сокращается, а вместе с тем пропорционально увеличивается затруднительность древнерусского библиотекоизучения. Путем сопоставления старинных описей с наличными рукописями следует, затем, восстановить историю отдельных местных библиотек и последовательное осложнение их состава новыми текстами и списками. Наконец, необходимо привести в известность все списки каждого из сочинений русского пера. Тогда станет возможною научная история допетровской общерусской литературы (духовной и светской), построение которой в настоящее время опирается на мало обоснованные факты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В 1930-е гг., находясь в фондах научной библиотеки Псковского окружного музея Ленинградской области, рукописная Книга указов 1724 г. получила инвентарный номер 544. Позднее, в годы Великой Отечественной войны, она была вывезена при эвакуации части музейных ценностей в город Советск, благодаря чему и сохранилась. По окончании войны русские рукописные документы без потерь вернулись в Псков. В августе 1949 г. заведующая научной библиотекой Музея краеведения З. С. Зорина завела новые инвентарные книги, которые должны были отражать послевоенное состояние рукописных фондов. Согласно новому учету, подшивка наряда входящих указов за 1724 г. получила инвентарный номер 372 по книге рукописей. Запись была сделана одной строкой: «Книга указов (подлинная) полученных Пск. Дух. Консист. 1724 г. 227 л. 10. Скороп. Старый инв. Никакого описания при этом сделано не было. Впоследствии археограф Л. А. Творогов, упорядочивая материалы архивного собрания Псковского музея и его научной библиотеки, распределил все сберегаемые рукописи и книги по фондам первоначального происхождения и в 1958 г. создал Древлехранилище. Тогда книга наряда указов за 1724 г. была отнесена к фонду Псковской духовной консистории, где и хранится теперь. С 2008 г. автором этих строк проводилась работа по выявлению и научному описанию наличного состава документов XVI–XVIII вв. в собрании Древлехранилища Псковского музея. Результатом ее стало издание полного обозрения старинных актовых материалов этого архива. В нем были описаны 1219 документов из 192 фондов . При исследовании рукописных сокровищ Древлехранилища были открыты новые списки 1732 г. с прежде неизвестных псковских харатейных грамот XV в., происходивших из вотчинного архива Елеазарова монастыря. Грамоты были обнаружены в январе 2008 г. при внимательном рассмотрении нижней крышки картонного переплета рукописи «Книга входящих указов в Псковскую Духовную Консисторию от Государя, Синода, Сената и Монастырского Приказа за 14 января — 31 декабря 1724 г.» . Переплет представлял собой самодельный канцелярский картон из склеенных мучным клеем бумажных листов, для чего использовались черновики и признанные ненужными бумаги из делопроизводства Псковской духовной консистории.

http://bogoslov.ru/article/6195871

В последнее время с разрешения Епархиального Начальства в Древнехранилище поступило на хранение до 450 старых антиминсов, из которых будет составлено несколько альбомов. Наконец, к этому нужно еще присоединить, что в Древлехранилище имеются некоторые экземпляры общей археологии края, как напр. наконечники стрел, кремневые изделия, могильные бусы, глиняный горшочек. Кресты нательные, небольшие складни, стрелы и бусы размещены на особых таблицах. Все древние вещи хранятся в угольнике и в особом шкафу. § III Если Древлехранилище не блещет редкостями, или ценными, как в материальном, так и в археологическом отношении, предметами, то это и неудивительно, потому что собранию донских древностей собственно положено только начало, между тем Церковно-Исторический Комитет, соответственно главной своей задаче – дать описание церквей и приходов Донской епархии, озабочен был приобретением прежде всего нужных для этой цели материалов и заведением своей библиотеки. В этих видах Комитетом приобретено было свыше 500 листов – копий с древних актов, касающихся вообще устройства и починки донских церквей. Как необходимое дополнение к ним, в непродолжительном времени будет сделано новое приобретение: «Материалы по описанию 114 станиц войска Донского», расположенных в 9 округах области. В библиотеку Древлехранилища поступило также до 250-ти фотографий донских церквей: из них приобретено покупкой 40 и получено из Донской Духовной Консистории свыше 200. К сожалению, среди фотографий немало дубликатов. Имеются снимки с 31 станичной церкви, 20 слобод, 6 хуторов, 10 поселков и 3 церквей на рудниках: Богодуховская Успенская, Трехсвятительская на руднике Маркова и Николаевская походная на Берестово-Богодуховском руднике. Все имеющиеся в Древлехранилище снимки с донских церквей составляют лишь 12-ю, много 15-ю часть последних. Комитет, однако, надеется с течением времени приобрести так или иначе снимки со всех донских церквей и составить из них отдельные альбомы. В библиотеке Древлехранилища находится налицо немало исторических книг, как общего содержания, напр. «История государства Российского» Карамзина, издание 2-е, печатные экземПляры дух. регламента, так и касающихся, в частности, донского края в его прошлом и настоящем. Большая часть последних – пожертвованы областными учреждениями и частными лицами. Так, Областное В. Д. Правление прислало в дар Древлехранилищу 4 книги «актов, собранных г.-м. Лишиным», Областной Статистический Комитет прислал Памятные Книжки по Области за все годы их издания и 10 выпусков своего издания под заглавием «Сборник Областного Войска Донского Статистического Комитета». Ожидается поступление Донских Епархиальных Ведомостей из редакций оных, по возможности, за все время их существования, с указателем. Значительным дополнением к ним могут служить газетные сшивы, получившиеся из отдельных нумеров местных изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kirillo...

Определили: Принять к сведению. XIV. Отношение Совета Общества Любителей Духовного просвещения, от 27 сентября за 93: «Совет Общества Любителей Духовного Просвещения приносит свою глубокую благодарность Императорской Московской Духовной Академии за ее теплое участие в юбилейном торжестве Общества, выраженное в ее приветственной телеграмме и личном присутствии на оном трех достойнейших ее представителей, и просит принять в Академическую Библиотеку Исторический очерк жизни Общества за 50 лет и указатель к журналу «Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения» с 1880–1912 гг. Определили: 1) Принять к сведению. – 2) За приносимые в дар академической библиотеки издания выразить Совету Общества благодарность. XV. Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что от Императорского Московского Румянцевского Музея им получен в дар для академической библиотеки один экземпляр юбилейного издания Московского Публич- —561— ного и Румянцовского Музеев: «Архангельское Евангелие 1092 года», каковой и сдан по принадлежности под расписку г. библиотекаря Академии. – Музею за ценное пожертвование выражена благодарность отношением от 31 октября за 572. Определили: Принять к сведению. XVI. Отношения: а) Управления Императорской Публичной Библиотеки, от 8 октября за 2142, с уведомлением о получении возвращенной Советом Академии рукописи под 268 (Сборник конца XVIII – нач. XIX века). б) Того же Управления, от 16 октября за 2325 с препровождением на трехмесячный срок, для научных занятий проф. стипендиата Н. Кочанова, книг: 1) Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft 1882 и 2) Revue des etudes juives – 31. в) Того же Управления от 18 октября за 2344, с пре­провождением на трехмесячный срок, для научных занятий доцента Н.Л. Туницкого, следующих рукописей: 1) Q. I. 1406 – Сборник XV в., 2) Q. I. 1187 – Сборник XV–XVI в. 3) Из Древлехранилища Погодина 1024 – «Златая Матица» XV в: и 4) Из Древлехранилища Погодина, 798 – Сборник XVI в. г) Императорского Московского Румянцовского Музея, от 14 октября за 1333, с препровождением для научных занятий экстраординарного профессора Д.И. Введенского , книги: 1) Osburn, Monumental History of Egypt.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

64. О скоморошестве как явлении патриархального быта см.: Туляков, 26–43. 65. Ср. исключение, касающееся сербского диора: Даничич), 5. 66. Для характеристики культурной ситуации конца XVII в. это по­слание впервые привлек Д. С. Лихачев [см. Лихачев, Панченко, 1976, 10]. 67. Эта мысль принадлежит Д. С. Лихачеву и была им высказана на заседании сектора древнерусской литературы Института русской литера­туры (Пушкинский дом) 14 апреля 1982 г. 68. Имеется в виду шведский автор, который был в русском плену и потом выпустил книгу «Северная и восточная часть Европы и Азии» («Nord-und ostlicher Theil von Europa und Asien», 1730), где, в частности, изложил взгляды оппозиции (по выражению И. Голикова, «некоторых тогдашних московских бояр»). 69. Наряду с календарем и титулатурой краеугольными камнями легенды стали европейское платье, рекрутчина и подушная подать (она смущала даже такого умного поклонника преобразователя, как И. Т. Посошков, который считал, что «душа вещь неосязаемая и умом непостижимая»). 70. ИРЛИ. Древлехранилище. Собр. Смирнова. Л. 171 об. 71. Как мы помним, еще «Кириллова книга» (М., 1644) грозила концом света п 1666 г. Потом критическая дата не раз переносилась традиционалистами — равным образом на 1699 г. (прибавляли 33 года земного служения Иисуса Христа). Назывались и другие годы, в частности 1700–й. Однако последняя дата, скорее всего, появилась задним числом, как реакция на уже состоявшееся поновление календаря. Эсхатологические ожидания были в России повсеместно распространены, и недаром тот же Стефан Яворский, по обязанности местоблюстителя патриаршего престола, первенствующего архипастыря, вынужден был опровергать их в специально по этому поводу написанной книге «Знамения пришествия антихристова и кончины века» (М., 1703). Историко–культурный комментарий к этому сочинению см. в кн.: Пекарский, т. 2, 78–82. 72. «Он в церкве торжественно принял титлу от всего народа российская Отца Отечества… и восхитил власть патриаршескую» (ИРЛИ. Древлехранилище. Собр. Мезенское. Л. 41 об.); «Именова себя Отец Отечества и глава Церкви Российския… уничтожи патриаршее достоинство» (ГИМ. Собр. Хлудова. Л. 39). Ср.: Гурьянова, 140–141.

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Обычно такие наряды указов, то есть подшивки из документов, собранных за год, облекались еще в обложки из льняной крашенины или кожи. В данном случае был подобный переплет, о чем свидетельствуют остатки приклеенного тонкого серого холста, уцелевшие на корешке деформированного блока книги. Но позднее ткань была сорвана с картона, и оттого бумажные корочки обложки сильно пострадали от внешних воздействий при истирании о поверхность столов и книжных полок за долгое время своего существования. В результате от верхней и нижней крышек обложки остались сильно загрязненные, расслоившиеся и потрепанные средние части картона с утраченными краями. Сквозь грязь и пятна проступали строки текстов, которые, судя по архаичному слогу, относились к древним документам эпохи независимого существования Псковского вечевого государства. Вернуться к их изучению автор смог лишь по завершении работы, связанной с каталогизацией рукописных документов XVI–XVIII вв. в собрании Древлехранилища. Но прежде чем обратиться к таинственному источнику, его необходимо было отправить на реставрацию для расслоения листов склеенной картонной обложки переплета. Наконец, в июне 2015 г. документы были отданы в реставрационный отдел Псковского музея с целью выделения их из переплета рукописи и последующей консервации. Приятным долгом считаю высказать благодарность сотруднице реставрационного отдела Псковского музея-заповедника Юлии Юрьевне Колосовской, выполнившей качественную и бережную работу по консервированию этих ветхих бумаг. Собрание копий с харатейных грамот некогда представляло собой единую тетрадь из восьми листов, которая была склеена в картонной обложке с тремя другими листами иного содержания. После разбора документов по содержанию и физическому расположению листов в нужной последовательности была проведена их постановка на музейный учет с записью в инвентарной книге и присвоением шифров хранения. По заведенной археографом Л. А. Твороговым практике наименования и комплектования фондов Древлехранилища Псковского музея по принципу первоначального происхождения материалов документы были отнесены к двум фондам, исходя из содержания.

http://bogoslov.ru/article/6195871

В XIX в. донское духовенство проявило себя и на литературном поприще. Слова В.А. Бердинских о том, что «близость и сопричастность ко всем крестьянским праздникам превращала его [священника], в определенной мере, и в этнографа, превосходно знавшего все местные обычаи и обряды» 359 , как нельзя лучше подходят к священнику Николаевской церкви станицы Мариинской Стефану Терентьевичу Пивоварову. Уроженец станицы Каргальской, он оставил записи своих наблюдений и воспоминаний о жизни казаков, которые вел с 1847 по 1859 гг. Записки назывались «Из Донской старины» и содержали воспоминания и предания, охватывающие период целого столетия. В 1890-х гг. эти записки опубликовал известный в то время журнал «Казачий вестник» 360 . В 90-х гг. XIX в. началось широкое движение изучения и сбора памятников старины. Во всех губерниях учреждались научные церковно-исторические организации, древлехранилища и музеи. По мнению Святейшего Синода, древлехранилища учреждались «для собирания местных исторических памятников и для развития в местном обществе, в духовенстве и среди воспитанников духовно-учебных заведений археологического интереса и знаний, и оказания благотворного влияния на разработку исторических памятников, относящихся к истории России и, в частности, к истории русской церкви» 361 . В июле 1884 г., по просьбе Императорской археологической комиссии, обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев просил донского Преосвященного «о содействии духовных властей, для противодействия, совместно с гражданскими властями, кладоискательству на церковных землях» 362 . В октябре 1886 г. к Высокопреосвященнейшему Митрофану (Вицинскому), архиепископу Донскому и Новочеркасскому обратился председатель Императорской археологической комиссии граф А.Бобринский с просьбой «о новом благосклонном с Вашей стороны распоряжении к сохранению отечественных древностей от бесследного уничтожения». В обращении граф А. Бобринский особенно подчеркнул, что «Императорская археологическая комиссия пришла к заключению, что почти единственным орудием, посредством которого можно было бы несколько противодействовать злу, является содействие в этом деле духовенства» 363 . В ответ на обращение Донская духовная консистория «предписала» донскому духовенству «пастырскими мерами оказать содействие в важном деле сохранения отечественных ценностей» 364 . Таким образом, по инициативе высшей власти донское духовенство было вовлечено в церковно-историческое движение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В круг занятий Церковно-Исторического Комитета входили: I) описание донских церквей и приходов, с краткой историей города Новочеркасска, II) устройство Епархиального Древлехранилища и III) заведение библиотеки при нем. § I Трудна и тяжела была работа Комитета в отмежеванной им себе области, в силу множества неблагоприятно сложившихся обстоятельств и скудости материальных средств, тем более что общественная жизнь, бившая ключом чуть не с самого момента возникновения Комитета, мало представляла возможности уходить в даль прошлого и углубляться в недра земли и архивную пыль. Тем не менее Комитет, насколько позволяли обстоятельства, торил себе дорожку к осуществлению своих предначертаний и в 1906 году выпустил в свет первое свое издание, под названием «Донская Церковная Старина». Сочувственно принят был этот труд печатью, но он не дал Комитету тех средств, на какие тот рассчитывал. В то же время многие из членов донского духовенства отнеслись вполне сочувственно к циркулярно разосланной просьбе Совета сделать описания своих приходских церквей. Таким образом намечен был, по мнению Комитета, правильный путь и положено крепкое начало взаимообщению Комитета и духовенства, заинтересованности последнего в задачах и целях первого. В октябре месяце 1907 года исполнилось трехлетие существования Донского Епархиального Церковно-Исторического Комитета. Предстояло переизбрание комитетского Совета на общем собрании его членов. Комитет начал было готовиться к своему первому торжественному собранию, имея в виду устроить это собрание во время общеепархиального съезда духовенства Донской епархии. Предполагалось, помимо генерального отчета, предложить вниманию ожидавшихся посетителей собрания два реферата. Но, по не зависящим от Комитета обстоятельствам, не пришлось дать ни только ни одного реферата, но даже и отчета, хотя съезд духовенства и состоялся в тот год и происходил в здании семинарии. Жизнь Комитета постепенно замирала, средств никаких не было на лицо, ожидать материальной помощи нельзя было ниоткуда. Встретились даже затруднения в приискании помещения не только для Комитета, но и для нарождавшегося Древлехранилища с библиотекой при нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kirillo...

Кроме общих рассуждений и выработки общих положений для всех консисторских архивов, Комиссии по тем или иным поводам приходилось иметь суждение о разборе, порядке хранения и уничтожения дел в архивах консисторий: Архангельской, Вологодской, Белорусской. Вятской, Курской. Нижегородской, Новгородской, Орловской, Пермской, Рязанской, С.-Петербургской и в особенности Харьковской, куда был командирован даже делопроизводитель Комиссии. В последнее время предпринято собирание сведений о консисторских архивах. Из прилагаемой ведомости (см. ниже стр. 41 и дал.) обнаруживается, что только половина консисторских архивов хранит жалкие остатки делопроизводства XVIII ст. Причиной этому является прежде всею взгляд на «архивы старых дел» (будто бы они никому ненужны), а затем несоответствующие целям архивные помещения и способы хранения дел. В присылаемых из епархий отчетах об архивах попадаются иногда такие замечания: «дела старых лет, в коих нет надобности», хранятся в таком-то монастыре (вологодская, где есть древлехранилище); «много ветхих документов и дел старого времени» (Екатеринославская, открытая всего в 1775 г.); «много отрывков из дел прежнего времени» (Казанская); «архивы старых дел хранятся особо» (Киевская и Полтавская, ср. «Киев. Старина» 1905 г. 2); «архив богат историческими материалами, но с 1721 г. многое истлело» (Рязанская, где есть древлехранилище); «помещение архива тесно, сыро, темно, – дела портятся» (Томская, открытая в 1882 г.), и проч. Все архивы жалуются на обременение метрическими, исповедными и клировыми ведомостями, на хранение которых и обращается главное внимание. Новы и интересны эти собранные сведения о консисторских архивах. Из прилагаемой, в первый раз и с большим трудом составленной ведомости видно, что консисторские архивы хранят в себе самые разнообразные зачастую весьма ценные материалы; из них самым и единственно полным считается Петербургский. Несметное количество метрических книг и копий с них (Казан.), восходящих до 1642 г. (униат. Литов.), 1701 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010