Когда мы говорим о русском севере, я вспоминаю одно удивительное место: древлехранилище Пушкинского Дома. Это собрание, в основном рукописных, или старопечатных книг, которые были вывезены, в основном, в 60е годы, экспедициями Пушкинского Дома с севера. В этих экспедициях принимал участие дорогой мне человек, Александр Михайлович Панченко, впоследствии академик. Вместе с коллегами они ездили по этой умирающей земле (тогда умирание только началось), и им просто выносили удивительные духовные книги. В каждой северной избе были когда-то эти книги, их читали и переписывали. По ним жили. Но теперь они были в общем-то не нужны, и если бы сотрудники Пушкинского дома их не собрали, они бы просто погибли. Это говорит о том, что дух от русского севера уже тогда отлетал. И вот теперь мы имеем опустевший север и хранящиеся в Питере его духовные сокровища. Но я глубоко убежден, что все разговоры о судьбе русского севера надо начинать в древлехранилище Пушкинского Дома. Вот, ребята, смотрите, с помощью чего можно русский север обживать, а если у вас этого нет, то — извините… Фотография Ольги Гороховой      И еще один образ стоит у меня перед глазами: я как-то был внизу храма Христа Спасителя, там, где зал церковных соборов. И там есть фотографии по истории Русской Православной Церкви. И вот одна из них запечатлела Голгофо-Распятский Скит на острове Анзер на Соловках. Это был страшный изолятор в советское время. Жуткий изолятор. В храме, конечно, стояли кровати, и в алтаре храма умер новомученик митрополит Петр Зверев. Мощи его обретены там же, под горой. Так вот, на фотографии было множество следов Русской Голгрфы: обшарпанные стены, надписи… Ныне ничего этого уже нет, там сделан некий «евроремонт», иначе не скажешь. Все стены побелили… Зачем? Я считаю, что это было сделано неправильно. Стоило поступить как-то иначе… Но молиться нужно было в этих катакомбах.. Память о них для нас драгоценна. Стремление начать новую жизнь в наших обстоятельствах… Это как-то неуместно. Новая жизнь бывает только в голубых городах. В советское время такое было: куда-нибудь на целину, обязательно где-нибудь в чистом поле, в тайге. Для нормального сознания все эти города — это очень тяжелая среда обитания.

http://pravoslavie.ru/95419.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Выставка " Библия в красках Палеха " открылась в Пушкинском доме 28.04.2006 В Пушкинском доме открылась выставка " Библия в красках Палеха " . Она приурочена к 100-летию Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН и 75-летию члена-корреспондента Российской академии наук Николая Скатова. Выставка входит в программу XV Пасхального фестиваля, сообщил " Росбалт " . В залах Пушкинского дома представлены 136 иллюстраций к книгам Священного Писания Ветхого и Нового Завета, выполненные творческим коллективом под руководством народного художника России, лауреата Государственной премии России Бориса Кукулиева. Художники-палешане не просто талантливо исполнили свою работу, но и бережно сохранили православные традиции и каноны как иконописи, так и древних иллюминированных манускриптов. Мастерами Палеха впервые в истории проиллюстрированы все книги Библии. Уникальный издательский проект осуществлен Международным Пушкинским фондом " Классика " , Всероссийской ассоциацией международных и гуманитарных связей, Общественным советом по содействию Троице-Сергиевой лавре и Московской духовной академии. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II высоко оценил работу творческой мастерской " Палешане " , отметив, что эти иллюстрации " достойно украшают Священную Библию " и благословил труд русских иконописцев и издателей. Почетное место на выставке занимает Палехская Библия - подарок Патриарха, в связи со 100-летним юбилеем Пушкинского Дома, с рукотворным приветствием Святейшего. На выставке можно увидеть уникальные издания древних книг из собрания Древлехранилища Пушкинского дома. Это семь Библий XV-XVII веков, в том числе рукописный фолиант Франциска Скорины , знаменитая Острожская Библия Ивана Федорова 1621 года и редчайшие старообрядческие издания. На открытии выставки выступили директор Пушкинского Дома Ю.Прозоров, главный режиссер Пасхального фестиваля В.Павлов и духовный наставник Пасхального фестиваля протоиерей отец Владимир Фоменко. Русская линия Редакция текста от: 28.04.2006 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/512.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ ПУШКИНСКОГО ДОМА В. И. Малышев. Фотография. Нач. 70-х гг. XX в. В. И. Малышев. Фотография. Нач. 70-х гг. XX в. им. В. И. Малышева, собрание рукописей, в основном русских, хранящихся при Ин-те рус. лит-ры РАН (Пушкинском Доме) в С.-Петербурге, одно из крупнейших архивохранилищ России; насчитывает более 12 тыс. манускриптов, древнейший из к-рых датируется XII в. (фрагмент греч. Евангелия от Иоанна). Д. П. Д. было создано В. И. Малышевым , к-рый положил основание коллекции 32 рукописями XVI-XIX вв., привезенными в 1949 г. из археографической поездки в с. Усть-Цильма на Печоре. Археографические экспедиции, чаще всего в сев. районы с преобладанием в прошлом старообрядческого населения, стали основой собирательской работы Д. П. Д. и определили специфику коллекции, главную часть которой составляют старообрядческие рукописи XVIII - нач. XX в. («большая крестьянская библиотека»). Под рук. Малышева были проведены 72 археографические экспедиции, часто предпринимались совместные поездки сотрудников Пушкинского Дома и студентов Ленинградского ун-та, впосл. общее число экспедиций превысило 100. С 1976 г. зав. Д. П. Д. и руководителем археографических экспедиций является В. П. Бударагин, ученик Малышева. Все поступающие рукописи помещаются в соответствующие территориальные собрания Д. П. Д.: Белорусское, Вологодское, Гуслицкое, Карельское, Керженское,Красноборское, Латгальское, Ленинградское областное, Мезенское, Новгородско-Псковское, Печорское (включает Верхнепечорское, Усть-Цилемское и Усть-Цилемское новое собрания), Пинежское, Причудское, Северодвинское. Наряду с тем, что в территориальных собраниях Д. П. Д. представлены мн. редкие памятники древнерус. письменности, важным оказалось и то, что эти собрания позволили аргументированно говорить о существовании местных книгописных традиций в России в XVIII-XX вв. Значительную часть фондов Д. П. Д. составляют личные коллекции, крупнейшая из к-рых -коллекция акад.

http://pravenc.ru/text/180419.html

В XX в. усилился интерес к истории раскола. Активную работу по собиранию рукописей и старопечатных книг, сохранившихся в старообрядческой среде, ведут археографические центры МГУ (Поздеева Н.В., Кашкарова И.Д., Леренман М.М. Каталог книг кириллической печати XV-XVII вв. Научной библиотеки Московского университета. М., 1980), Пушкинского дома (Древлехранилище Пушкинского дома. Л., 1978; Древлехранилище Пушкинского дома: Материалы и исследования. Л., 1990). Сотрудниками Сибирского отделения АН СССР под руководством Н. Н. Покровского найдены новые материалы о старообрядцах в Сибири, опубликованные в ряде работ коллективов авторов: Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода: Археография и источниковедение Сибири. Новосибирск, 1982; Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосибирск, 1982; Публицистика и исторические сочинения периода феодализма. Новосибирск, 1989. Материалы по истории Русской Церкви публикуются в издаваемом ИМЛИ сборнике «Герменевтика в древнерусской литературе» (8 вып.). Исследования по отдельным отраслям и проблемам церковной истории. Из обобщающих сочинений XIX в. по русской агиографии следует назвать труд архиепископа Филарета (Гумилевского) «Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описаний их» (Чернигов, 1861–1865. 12 кн.) и исследование архиепископа Димитрия (Самбикина) «Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем Отечестве» (1878–1883; 2-е изд. Вып. 1–4: Сентябрь-Декабрь. Каменец-Подольск, 1892–1895; Вып. 5–12: Январь-Август. Тверь, 1897–1902). В рамках работы над приложениями к новому изданию «Истории Русской Церкви» в 90-х гг. ХХ в. игуменом Андроником (Трубачевым) был осуществлен опыт создания полного хронологического списка русских святых и подвижников благочестия. В XIX в. жития русских святых стали предметом изучения светских ученых. Начало было положено В.О. Ключевским , который в монографии «Древнерусские жития святых как исторический источник» (М., 1871, 1988р) впервые дал обзор редакций ряда житий. Эта работа была продолжена Н.П. Барсуковым (Источники русской агиографии. СПб., 1882. Leipzig, 1970р). Е.Е. Голубинский издал специальное исследование, посвященное канонизации русских святых, – «Историю канонизации святых в Русской Церкви» (М., 1903, 1998р).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1664 В последние десятилетия были опубликованы дневники красноборца – жителя деревни Пермогорье И. С. Карпова, тотемского крестьянина А. А. Замалеева, печорского старообрядца С. А. Носова, заонежского бондаря П. Т. Ананьина, крестьянина села Вашки в Белозерском крае Д. И. Лукичёва и других (см.: Карпов И. С. По волнам житейского моря/Публ. С. С. Гречишкина, Г. В. Маркелова. Вступит, статья Г. В. Маркелова/Новый мир. 1992. 1. С. 7–76; Дневник тотемского крестьянина А. А. Замалеева (1902–1922)/Публ. подгот. В. В. Морозов, Н. И. Решетников. М.. 1995; Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов: видения, письма, записки/Подгот. текста, вступ. статья и примечания М. В. Мелихова. М , 2005; Текст дневника П. Т. Ананьина/Подгот. публ. В. П. Ершова, И. В. Мельникова/Кижский вестник. Петрозаводск, 2013. Вып. 14. С. 17–149; Мужской род. Первое лицо. Единственное число: Дневники Д. И. Лукичёва и Д. П. Беспалова/Подред. С. Б. Адоньевой. СПб , 2013). Краткий обзор крестьянских дневников в рукописных собраниях Древлехранилища Пушкинского Дома был сделан Г. В. Маркеловым (см.; Маркелов Г. В. Крестьянские архивы в Древлехранилище Пушкинского Дома/ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 46. С. 493–502). 1667 Маркелов Г. В. Жизнеописание пермогорского крестьянина И. С. Карпова # ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 47. С. 423–429. 1668 Рукопись была найдена на Мезени во время экспедиции Пушкинского Дома в 1967 г. Краткую характеристику содержания дневника впервые дал Г. В. Маркелов (Маркелов Г. В. Крестьянские архивы... С. 500). 1671 Эти документы, хранящиеся в Государственном архиве Архангельской области (ф. 760: фонд Мезенского уездного суда; ф. 189: фонд Мезенского нижнего земского суда), опубликованы и прокомментированы: Новиков А.В. Ущельский монастырь (история обители в документах). Архангельск, 2018. С. 156–172. 1674 Новиков а.В. 1) Лешуконье XV–XIX вв. История края. Архангельск, 2003. С. 693; 2) Деревни Лешуконья... С. 261. 1675 См.: Новиков А.В. Лешуконские храмы: очерки истории церквей, часовен, монастырей, пустынь и скитов на территории средней Мезени. Архангельск, 2015. С. 200–201.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А мы с Ширмаковым направились к нему ночевать, и там ещё до полночи вникал в купринскую публицистику, мне дотоль неизвестную. А наутро Павел Петрович обещал сводить меня в Древлехранилище Пушкинского Дома. Древлехранилище Пушкинского Дома – собрание жемчужин этого академического института, драгоценных памятников словесности Древней Руси, обретённой в подлинниках давнего времени. Рассказывает нам хранитель этих сокровищ Владимир Бударагин. Он подводит нас к роскошно переплетённой рукописи Писания, и мы вглядываемся в тексты, трепетно и с величайшей тщательностью написанные от руки. Это, говорит, переписывала Царевна Софья для своего дружка Василия Голицына, в знак непритворных чувств. Сколько сладостного усердия, сколько благоговения в многодневном труде. И всё ради отважной любящей души. Разглядывая этот беспримерный памятник, мне невольно вспомнилась «Суламифь» Александра Куприна – вдохновенный пересказ книги Соломона «Песнь Песней», самой жгучей поэмы Библейского канона. Она о высоких помыслах, приближенных к земле – о любви и надежде. В мастерском переложении всё это сохранено вплоть до передачи аромата. Александр Иванович был поистине большой художник слова и прекрасный стилист. Второй век живёт его пересказ «Суламифь», а воспринимается в первоначальной свежести. Куприн – замыкающий классик великой нашей литературы, облагораживает и теперь народный характер. Ещё одно дивное диво Древнехранилища – подлинник рукописи огнепального Аввакума. Она, как святыня сберегалась старообрядчеством и вот сквозь лихие годы дошла до наших дней. А всё благодаря исследователям, ищущим и просвещённым, водимым Владимиром Ивановичем Малышевым, основателем этого отдела в Институте русской литературы. Автограф «Жития» протопопа Аввакума энергичен, будто он сам в неукротимой воле и стремлении к правде. Рукопись облечена в камус, сыромятную кожу с шерстью, словно только что снятую с ноги оленя. В фондах Древлехранилища представлено много славных имён, чьи деяния не забыты в нашей истории. И, конечно, здесь представлено богатейшее собрание редкостных сборников для церковного и светского употребления, сказания о святых угодниках и богослужебные тексты. Всё, чем жила Родина от века, здесь хранят достойно и со знанием дела.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/30/...

А утром я показал оператору, где живет Семеныч и попросил подойти через час со звукооператором. Видиокамер тогда не было. Я представил, как смутится Семеныч, когда затарахтит наш «конвас». Но его еще надо уговорить. А в успехе я не был уверен.  Семеныч встретил меня прохладно – будто и не было вчерашней молитвы. Он был смущен: опускал глаза, отвечал односложно. Было видно, что он раскаивается во вчерашней слабости. Пришлось снова искать пути к его сердцу. Я рассказал ему, как в институте русской литературы проходят конференции, посвященные старообрядчеству. Как на них делают доклады ученые из разных университетов, старообрядцы, наставники общин разных толков. Приезжают они из Прибалтики, Москвы, Румынии и даже из Америки. Возможно, и с Алтая приезжают. - Америка-то чево? Нешто там наши есть? - Там есть целые деревни, и даже район в штате Орегон, где компактно проживают старообрядцы. У них есть большая церковь, молельные дома. Они издают свой журнал, хранят традиции и ходят в русской одежде, как в семнадцатом веке. Семеныч слушал молча. На его лице, быстро меняющем выражение, можно было прочесть и удивление, и упрямое нежелание верить услышаному. Но когда я ему рассказал о том, что Заволоко – главный собиратель старообрядческих книг, живший в Латвии, передал древлехранилищу Пушкинского дома подлинную рукопись «Жития» протопопа Аввакума, Семеныч застонал и замотал головой, как от нестерпимой боли. - Просто вы живете очень далеко от столиц и не знаете, какие изменения происходят в духовной и культурной жизни. Если вы скажете несколько слов о том, как нужно жить современному человеку, я обещаю ничего не вырезать и не прибавлять. И греха в этом никакого нет. Грех там, где он есть. А если на экране благочестивый старообрядец скажет о том, как его предки заповедали хранить веру и жить по заповедям, то какой в этом грех. Это самая действенная борьба с грехом. Думать иначе может только очень темный человек. Темным быть Семеныч явно не хотел. Я продолжал его уговаривать, просил просто пройтись по двору, если можно, то в косоворотке и в светлых льняных портках, заправленных в сапоги. Погода позволяла. Светило солнце, с крыш капало. Просто подойти к поленице, набрать дров и занести их в избушку.

http://radonezh.ru/analytics/altay-11179...

Действительно, в Мацуяма 3,069 больных и здоровых пленных. Где же управиться одному с таким числом? Поэтому, не колеблясь, разрешил...» 554 В 1905 г. после боя в Цусимском проливе, где балтийская эскадра адмирала Рождественского потерпела сокрушительное поражение от японцев, в числе множества захваченных японцами в плен русских моряков оказался матрос Афанасий Павлович Лобанов, в прошлом и будущем пинежский крестьянин (из Архангельской губернии), земляк о. Иоанна Кронштадтского . Он вел иногда дневник в тетрадке, которая ныне хранится в древлехранилище Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге (ИРЛИ, Пинежскоесобр., 39). О начале своей службы Афанасий Павлович пишет: «1898 новобранцом миня пригнали в Питербурх. Нась погнали въ Кронштад 29 декабря – 7 флockiй екипажш. А потом нашо судно перевели в II-й флockiй екипажш, так мы жили в Краншати». О настоятелекронштадтского собора о. Иоанне, которого Афанасий Лобанов должен был видеть и слышать, никаких упоминаний в его дневнике нет. О церковных же службах японского православного священника в лагере для русских военнопленных он упоминает: «30-го числа нась посетил яnohьckiй священик. 7го, четверг, отслужил обедню. 21-го числа была обедня» (л. 16); «4го августа была отслужена обедня и панахида об погибших Моряковъ» (л. 16 об.). Из дневников святителя Николая мы знаем отзыв одного русского офицера (Георгия Гавриловича Селецкого) о служении для русских военнопленных одного из японских православных священников: «Присылка вами отца Сергия Судзуки и его служение, отличающееся таким благолепием, которое не встретишь везде и у нас в России, делает нас еще более религиозными, чем мы до сих пор были. Не знаю, особенность ли нашего положения или действительно выдающееся служение отца Сергия заставляет меня и многих других во время служения забывать все и помнить только о молитве. Чудная проповедь, сказанная отцом Сергием на слова “Да святится имя Твое”, произвела на меня и многих других редкое впечатление и, я уверен, на всю жизнь останется у меня в памяти и всегда будет служить для меня путеводной звездой при моих скитаниях по земному шару.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

525 Использование Жития митрополита Алексия и Жития Димитрия Прилуцко-го в качестве источников первой части Антониевской редакции (по списку Вол., 490) показано в книге Г. Ленхофф (p. 99–109). 526 Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба: (Старшая редакция жития митрополита Алексея) Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 245. 530 Ср.: Украинская Т. Н. Житие Димитрия Прилуцкого – памятник вологодской агиографии Древлехранилище Пушкинского Дома: Материалы и исследования. Л., 1990. С. 26. 541 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. С. 173: «По выражениям автора можно только догадываться, что он писал в Ярославле». 545 Синицына Н. В. Книжный мастер Михаил Медоварцев Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972. С. 288. 546 Великие Минеи Четьи, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Сентябрь, дни 14–24. СПб., 1869. Стб. 1255–1261. 547 По этому списку текст опубликован: Т ам же. Стб. 1261–1282. Не ясно, по какому списку выполнена другая публикация: Благоверные князья Ярославские Феодор, Давид и Константин: (Житие и чудеса от святых мощей их). Ярославль, 1879. 552 Следующий текст от слов преже бысть великии князь Всеволод Констянтино-вичь до слов князю Федору; и тако написан на нижнем поле со знаком вставки. 557 О писце Георгии Комынине см.: Турилов А. А. Комынин (Камынин, Комо-нин) Георгий Евсевиев Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 2. СПб., 1993. С. 180–181. 558 О писце Георгии Комынине см.: Турилов А. А. Комынин (Камынин, Комо-нин) Георгий Евсевиев Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 2. СПб., 1993. С. 180–181. 560 Об этой рукописи см.: Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII веков: Автореф. дисс. … докт. ист. наук. М., 1988. С. 24. Читать далее Источник: Избранные труды/Клосс Б.М. - М.: Яз. рус. культуры, 1998-. Т. 2: Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI веков. - 2001. - 488 с. ISBN 5-7859-0087-4 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Здесь предание следует понимать не как сказание и легенду, а как истину, открытую Святым Духом. Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу//Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – XVI века. – М. – Л., АН СССР, – 1955. – С. 348. Перевод: «Пострадал, пребывая в двух естествах: плотию на кресте вися, плотию пострадал, плотию умер, Божество же Его пребывало бесстрастным, хотя и умер, бессмертный, плотию, и Божественная Его душа от пречистого Его тела отошла, но Божество пребывало неразлучно от плоти: Сам Он всемогущий Бог был с Отцом на престоле, и с телом в гробе, и с душою в ад сошел и проповедал душам, всем бывшим в аде, путь, ведущий к вечной жизни, и веровавших в Отца и Сына и Святого Духа возвел с Собою, а неверовавших оставил в аде...» Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. – М., 1914. – С. 37. Показательны примеры народных представлений о событиях сошествия и воскресения. Из сказа на Пасху калики-перехожего: « Умерл бо (Христос – И.П.): но днесь (на Пасху – И.П.) от гроба воскрес и нас с Собою из ада вознесе…» (Цит. по: Коринфский А.А. Народная Русь. – Смоленск, 1995. – С. 215). Из полесской легенда: «Ну, Бог васкрес и пашол у пекла и стал тягнуть из пекла людей из ямы. Адин руку падае – а усих рук багата. Так он нестерпеу и па–руски загнул матам. И Исус Христос его не взял, и он зделался чортом…» (Цит по: Успенский Б.А. Избранные труды. Т. II. – М., 1996. – С. 78). Аввакум, протопоп. Книга толкований и нравоучений//Древлехранилище Пушкинского дома. Материалы и исследования. – Л., «Наука», 1990. – С. 125. Древние иконы старообрядческого кафедрального собора при Рогожском кладбище в Москве. – М., 1956. – С. 13. Также в сочинении анонимного автора-старовера «Возвещение от сына духовного ко отцу духовному» (1676) (предполагаемый адресат – протопоп Аввакум) среди прочего рассказывается об инсценировках евангельских событий при дворе Алексея Михайловича; показателен порядок деяний Христа в этом документе: «…в играх было учинено: и распятие Христово, и погребение, и во ад сошествие, и воскресение, и на небеса вознесение» (Цит. по: Успенский Б.А. Раскол и культурный конфликт XVII века//Он же. Этюды о русской истории. – Спб., 2002. – С. 313 – 360. – С. 344).

http://bogoslov.ru/article/2542025

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010