Через Христа мы начинаем видеть очами веры во всяком ближнем человека, того, что достойно любви. Ведь подлинное счастье состоит в том, чтобы научиться делать счастливыми других. Счастье – это СО-ЧАСТИЕ, т.е. совпадение частей, гармония между моей частью, долей, участью и вечным смыслом, Соучастие с ним в божественном творчестве: со-творчестве. Обращение ко Христу есть сдвиг от своего «я» – того, что нас всех разделяет – к Богу, переход от эгоцентризма к теоцентризму; замена маленького партийного «я» большим вселенским «Аз есмь»: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:20 ). Другая цель миссии Христа в мире – это примирение с тварью. «Что есть сердце милующее?» – спрашивали святого подвижника Исаака Сирина . «Сердце милующее – это горение сердца о всей твари...» Наше примирение становится полным лишь тогда, когда мы восстанавливаем общение со всем – с Богом, с человеком, и с тварью вообще. Христианство должно быть не только храмовым или личным, но должно быть вселенским, космическим. «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мрк. 16:15 ). Ведь «тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих» ( Рим. 8:19 ). «Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим. 19:22 ). Не это ли вселенское мироощущение, усматривающее за всем премудрость Божию, следы Логоса, отражается и в незаписанном изречении Христа (аграфон): «Разруби дерево, и ты найдешь Меня там, разбей камень, Я – там». Ведь Им все стоит, «все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Христос есть Смысл (Логос) всех вещей. В отчуждении от Него мы видим лишь маску природы: солнце светит, но не радует, птицы поют, но не для нас... Предстоящий измеряет себя именно тем, чему он предстоит. Предстоящий Богу измеряет и оценивает себя лучами Божественного. Предстоящий совершенству судит себя высшим критерием. Предстоящий совершенству подъемлет сначала взор, потом сердце, потом волю. Все это вызывает новый строй мыслей, новое понимание того, что мы не в хаосе, а в космосе – в гармонии с миром и окружающими.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Следовательно, Бог справедлив и по отношению к нам, язычникам, и по отношению к иудеям. Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Присовокупляет, как и выше сказано, и другое изречение из Ветхого Завета, доказывая, что один Бог знает, кто достоин чести и кто наказания. Хотя все равно согрешили, когда слили тельца, однако Бог одних помиловал, а других предал левитам на убиение. И Моисей, великий пред Богом, не знал причины этого, а ты доведываешься причины, почему язычники предпочтены иудеям, хотя были грешниками? Впрочем, Павел мог высказать причину эту, как и высказал в другом месте, что израильтяне думали, что они оправдываются делами, а язычники полагали, что они оправдываются верой и благодатью; однако не высказывает ее теперь, с избытком заграждая уста любопытных и убеждая не испытывать судеб Божиих. Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Исаак хотел благословить Исава; но Иаков поспешил на поле, чтобы, наловив дичи, получить от отца благословение, а Бог по праведному суду сделал, что Иаков, как совершенно достойный, получил благословение. Здесь апостол, казалось бы, уничтожает свободную волю; но на самом деле нет. О доме говорим, что он весь есть дело мастера; хотя мастеру нужны и вещество, и помощники в постройке, однако, поскольку она зависит от него, говорим, что он построил весь дом. Так и о Боге говорим, что все — Его дело, хотя Бог имеет нужду и в нашем произведении. Он совершает. Он и венцы дает, Он и осуждает; поэтому и говорим, что все дело Бога. Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле. Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

«И Тебе Самой оружие пройдет душу» ( Лк. 2:35 ), – говорит праведный Симеон Деве Марии. Кому, кажется, более приличествовало в беспрерывной радости провождать жизнь, как не Пресвятой и Преблагословенной Деве Марии – Матери Спасителя, Источника и Подателя вечной радости? Но Симеон предвещает Ей не удовольствия и веселие, а скорби, которые, подобно острому мечу, проникнут всю святую Ее душу: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». И чьи скорби и страдания могут сравняться с болезнью материнского Ее сердца, когда Она, стоя при Кресте Спасителя и Сына Своего, была зрительницею Его беспредельных страданий и поносной смерти? Как же после сего мы, бедные грешники, оскверненные беззакониями, можем жаловаться, когда милующая десница Божия посещает нас бедствиями и скорбями, спасения ради душ наших? «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» ( Евр. 12:6 ; Притч. 3:12 ). Прилепимся, братие, всею силою веры и любви нашей к Богу и Спасителю нашему, да будет Он нам на восстание в жизни сей: от веры – в веру, от силы – в силу, а по кончине нашей – в жизнь Вечную. Аминь. Слово II Многие из великих мужей изумляются девству, и оно действительно достойно удивления, так как сродно ангелам, беседует с горними силами и свойственно существам бестелесным. Оно – светильник Святой Церкви. Оно победило мир, попрало страсти, укротило желания и не приобщилось Еве. Оно удалилось от скорбей, достигло чистоты и освободилось от страданий, так как на девство не простирается приговор, гласящий: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» ( Быт.3:16 ). Итак, девство действительно достойно удивления как непорабощаемое стяжание, как свободы жилище, как аскетическое украшение, как высшее человеческого естества, как освобожденное от необходимых страданий, как вошедшее вместе с Христом-Женихом в чертог Царства Небесного. Вот какие и подобные им прославления девства. Но и честной брак превосходит всякий земной дар, так как он – многоплодное древо, изысканнейший цвет и корень девства. Он – насадитель разумных и одушевленных ветвей. Он – благословение на умножение мира, утешитель рода, созидатель человеческого существа и живописец Божественного образа. Он получил благословение Господа и удерживает собой весь мир. Он – сопроводитель Того, Кого он убедил вочеловечиться, так как может с дерзновением сказать: Вот, я и дети, которых дал мне Бог . Разрушь честной брак и не найдешь цвет девства, потому что именно от брака, а не от чего-либо иного, ты соберешь цвет девства. Говоря это, мы не вносим вражду между девством и браком, но выражаем изумление перед тем и другим, как необходимыми друг для друга. Поскольку Господь есть Промыслитель каждого из них, Он не противопоставляет одно из них другому, потому что и девство, и брак в равной степени причастны страху Божию. Ведь без благочестного страха Божия и девство нецеломудренно, и брак нечестен.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Ikon...

Возлюбленные о Господе братья и сестры, умение следить за состоянием своей души и видеть свои грехи необходимо для нас во всякое время и, в особенности, святым Великим постом. Вознесем же Богу наши усиленные молитвы, чтобы Милостивый Господь дал нам это умение и видение, возвысил погрязший в грехах ум до высоты покаянного рассуждения. И пусть плоть при этом враждует, зато наш дух будет торжествовать. Почаще вспоминайте, братья и сестры, мудрые слова святого апостола Павла: Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную ( Гал.6:7–8 ). Аминь. Слово 25. О благости Господней. В среду 1й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится. Песнь на Великом входе Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Достойно изумления и восхищения благочестие древних христиан. Всю земную жизнь свою стремились они превратить в живое общение с Господом, всей душою сливаясь с Возлюбившим и Возлюбленнейшим. Вознесение Спасителя в Отчее Царствие не означало расставания нет, святой союз Сына Божия с верными сделался еще теснее, проницая до глубины человеческие души. Преломив хлеб и предложив ученикам чашу Евхаристии, Господь наш заповедал: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу… подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). С той поры к Святой Чаше стекается весь род христианский, обретая таинственное единение с Господом Милующим. Древние христиане в своем благочестивом рвении стремились за каждой Литургией приобщаться Святых Таин. Совершаемое на Божественных службах величайшее и страшное таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Господа вызывало в их сердцах ни с чем не сравнимое ликование. Однако в земной жизни христианина чувство духовной радости должно чередоваться с принесением покаяния, иначе душе человеческой невозможно очиститься от греха. И в дни Великого поста, в дни плача и покаянных молитв, Церковь дозволяет совершать торжественное принесение Евхаристической Жертвы лишь дважды в неделю, по субботам и воскресеньям. Но древним христианам казалось невыносимым хотя бы несколько дней не причащаться Плоти и Крови Господа, хотя бы на краткий срок разлучиться с Иисусом Сладчайшим. В знак уважения к их пламенному Боголюбию и святому рвению была учреждена Литургия Преждеосвященных Даров, за которой верные приобщались Христовых Таин, пресуществленных на воскресных служениях.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Гордость есть причина первоначального падения и главное начало болезни. Гордость чрез Люцифера, низверженного за нес, вкравшись потом в первосозданного (Адама), произвела слабости и поводы ко всем порокам. Ибо когда он думал, что может приобрести славу Божества свободою произвола и своим старанием, то потерял и ту, которую получил по благодати Творца (прп. Иоанн Кассиан , 56, 145–146). Источник. Гордость есть столь великое зло, что заслуживает иметь противником не Ангела, не другие противные ей силы, но Самого Бога. Надобно заметить, что не сказано, что Бог противится подвергшимся прочим порокам, например: чревоугодникам, блудникам, гневливым или сребролюбивым, но одним гордым. Ибо эти пороки падают только на согрешающих или на их участников, т. е. других людей по видимому касаются, а эта касается собственно Бога, потому особенно и достойна иметь Его противником (прп. Иоанн Кассиан , 56, 146–147). Как можем победить гордость? Итак, мы можем так избегать сетей этого злейшего духа, если во всех добродетелях, в каких будем сознавать, что преуспеваем, будем говорить с Апостолом: благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною ( 1Кор. 15, 10 ). Бог производит в вас и хотение и действие, по Своему благоволению ( Флп. 2, 13 ). И Сам Виновник нашего спасения говорит: Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15, 5 ). Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не сохранит города, напрасно бодрствует страж. Напрасно вы рано встаете (ср.: Пс. 126, 1–2 ). Помилование зависит не от желающаго, и не от подвизающагося, но от Бога милующаго ( Рим. 9, 16 ) (прп. Иоанн Кассиан , 56, 148). Источник. ...Всякая душа, одержимая гордостью, предается умственным сириянам, т. е. духовным непотребствам, запутывается плотскими страстями, чтобы по крайней мере униженная плотскими пороками сознала себя нечистою и оскверненною через плоть, тогда как во время холодности духа не могла прежде сознать, что через возношение сердца она сделалась нечистою пред взором Божиим; чтобы таким образом человек униженный позаботился выйти из состояния холодности и, пристыженный бесчестием плотских страстей, постарался возбуждать в себе горячую ревность к духовным подвигам (прп. Иоанн Кассиан , 56, 156–157). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Достойно есть: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Таже поем велегласно и косно, на глас 6: В праздники поем кондак праздника, в иные же дни: Тропарь, глас 6 Господи сил, с нами буди,/иного бо разве Тебе/помощника в скорбех не имамы:/Господи сил, помилуй нас. Господи сил, с нами пребудь,/ибо мы иного, кроме Тебя,/помощника в скорбях не имеем;/Господи сил, помилуй нас. И отвещает тожде другий лик. Другой лик повторяет. И поет наченший лик. Стих 1: Хвалите Бога во святых Его,/хвалите Его во утвержении силы Его. Первый лик. Стих 1: Хвалите Бога во святых Его,/хвалите Его на тверди силы Его. Господи сил, с нами буди: повторяюще на каждый стих. Господи сил, с нами пребудь: – повторяем после каждого стиха. Вторый лик. Стих 2: Хвалите Его на силах Его,/хвалите Его по множеству величествия Его. Второй лик. Стих 2: Хвалите Его за могущество Его,/хвалите Его по множеству величия Его. Стих 3: Хвалите Его во гласе трубнем,/хвалите Его во псалтири и гуслех. Стих 3: Хвалите Его со звуком трубным,/хвалите Его на псалтири и гуслях. Стих 4: Хвалите Его в тимпане и лице,/хвалите Его во струнах и органе. Стих 4: Хвалите Его на тимпане и в хороводе,/хвалите Его на струнах и органе. Стих 5: Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания:/всякое дыхание да хвалит Господа. Стих 5: Хвалите Его на кимвалах благозвучных, хвалите Его на кимвалах звонких./Всё что дышит, да восхвалит Господа! Таже оба лика вкупе: Хвалите Бога во святых Его,/хвалите Его во утвержении силы Его. И оба лика вместе: Хвалите Бога во святых Его./Хвалите Его на тверди силы Его. Господи сил, с нами буди,/иного бо разве Тебе/помощника в скорбех не имамы:/Господи сил, помилуй нас. Господи сил, с нами пребудь,/ибо мы иного, кроме Тебя,/помощника в скорбях не имеем;/Господи сил, помилуй нас. Слава: Господи, аще не быхом святыя Твоя имели молитвенники,/и благостыню Твою милующую нас:/како смели быхом Спасе, пети Тя,/Егоже славословят непрестанно Ангели;/Сердцеведче, пощади души наша.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikoe-p...

Еккл.11:4 . Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать. Кто наблюдает ветер, тот не будет сеять, и кто смотрит на облака, тот не будет жать. Кто смотрит на то, кому благодетельствует и не дает всякому просящему у него, тот часто обходит достойного подаяния ( Лк.6:30 ). Иначе: кто проповедует слово Божие лишь в то время, когда народ охотно слушает и когда проповедник пользуется благоприятным мнением, тот есть сеятель нерадивый и земледелец ленивый. Ибо, и среди самых благоприятных обстоятельств, без нашего ведома, возникают неблагоприятные. Но слово Божие должно быть проповедуемо своим порядком благовременно и безвременно ( 2Тим.4:2 ), и во время веры не должно смотреть на бурю противных туч, о которой говорится в Притчах: «якоже дождь сильный не полезен, тако оставившии закон хвалят нечестие» ( Прит.28:3–4 ). Итак, должно сеять и во время бурь не смотря на тучи и не страшась ветров, и не должно говорить: то время удобно, а это не удобно, когда мы не знаем, каков путь и какова воля всеустрояющего Духа. Еккл.11:5 . Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все. Как ты не знаешь пути духа, и как кости во чреве беременной: так не знаешь дел Божиих, который делает все. Как не знаешь пути духа и души входящей в младенца, и не знаешь различных состояний костей и вен во чреве беременной, не знаешь, как из ничтожной частицы тело человеческое образуется в различные формы и члены, как из одного и того же семени одно делается мягкими мускулами, другое отвердевает в кости, иное превращается в бьющиеся вены, а иное связывается в нервы: так не можешь знать дел Божиих, Который есть творец всего. Научает этим, что не должно бояться неблагоприятных обстоятельств и что неразумно рассуждать о ветрах и тучах, о которых мы сказали выше; – неразумно, потому что сеятель должен идти своим размером и поступью, а результат предоставлять воле Господа. Ибо «ни хотящяго, ни текущаго, но милующаго Бога» ( Рим.9:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Исаак хотел благословить Исава; но Иаков поспешил на поле, чтобы, наловив дичи, получить от отца благословение, а Бог по праведному суду сделал, что Иаков, как совершенно достойный, получил благословение. Здесь апостол, казалось бы, уничтожает свободную волю; но на самом деле нет. О доме говорим, что он весь есть дело мастера; хотя мастеру нужны и вещество, и помощники в постройке, однако, поскольку она зависит от него, говорим, что он построил весь дом. Так и о Боге говорим, что все - Его дело, хотя Бог имеет нужду и в нашем произведении. Он совершает. Он и венцы дает, Он и осуждает; поэтому и говорим, что все дело Бога. Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле. Как из сливших тельца, рассуждает, одни спасены, и другие наказаны, когда один Бог знал, кто достоин спасения, и кто наказания: так, хотя много было и других порочных, однако гневу Божию подвергся один фараон. Для того самого, говорит, Я и поставил тебя, то есть выставил тебя, фараон, на вид, чтобы чрез тебя сделалась известной сила Моя и многие обуздали себя, слыша об имени Моем, как правосудном и мощном, по всей земле. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Выводит заключение и доказывает, что у Бога не должно требовать отчета. Бог кого хочет, милует, как поступил с израильтянами, слившими тельца, а кого хочет, ожесточает, как случилось с Фараоном. Что же значит ожесточает? Казалось бы, это нелепо. Но о Боге говорится, что Он сделал жестоким грязное сердце фараона подобно тому, как солнце делает жесткой грязь. Каким же образом? Долготерпением; ибо Он делал его жестоким, являя к нему долготерпение. Здесь случилось подобное тому, что бывает, когда кто имея у себя порочного слугу, обращается с ним человеколюбиво. Чем человеколюбивее обращается с ним, тем худшим делает его, не потому, будто сам научает его пороку, но потому, что слуга пользуется долготерпением его к увеличению своей порочности, потому что пренебрегает долготерпением тем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Мир с Богом и мир со своей совестью требуют от человека мира с другими людьми. Именно этим путем должна выражаться ответная любовь прощенного грешника на бесконечную милующую любовь Божию. «Мир оставляю вам, – говорил Спаситель в прощальной беседе с учениками, – мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам... Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» ( Ин. 14:27, 15:12 ). Мир внутренний, то есть «настроение, полное любви» (св. Григорий Нисский ), должен непременно проявляться во внешней деятельности сынов мира ( Лк. 10:6 ), приносить свои плоды во всех сферах человеческой жизни – в жизни личной, семейной, общественной, международной, – освещая и согревая всю совокупность и все многообразие человеческих отношений. Человек, как и всякое творение Божие, создан ради откровения в нем распространяющейся на мир вечной и преблаженной Жизни Божества. Но именно в нем, как в венце творения, это просияние неизреченной Славы Божией может достигать высочайшей степени совершенства. В результате духовно-нравственного возрастания под воздействием благодати Божией человек может достигать такого состояния, при котором каждый свободный поступок, каждое слово и каждая мысль его является прославлением Бога, поскольку в них отражается чудная красота Божественного Первообраза ( Сир. 17:8 ). Присоединяя свои хваления Родившемуся в Вифлееме Богомладенцу к восторженному гимну ангелов, мы должны прославлять Господа не только устами, но и всей своей жизнью. «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии», – говорит св. апостол Павел ( 1Кор. 6:20 ). Поклоняясь же благоговейно возлежащему в яслях Начальнику Мира ( Ис. 9:6 ), истинному Солнцу Правды ( Мал. 4:2 ), вспомним апостольское слово, внушающее, что в нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Фил. 2:5 ), и вместо дара Младенцу Рожденному принесем твердую решимость «поступать достойно звания, в которое мы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» ( Еф. 4:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 25. О благости Господней. В среду 1й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится. Песнь на Великом входе Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Достойно изумления и восхищения благочестие древних христиан. Всю земную жизнь свою стремились они превратить в живое общение с Господом, всей душою сливаясь с Возлюбившим и Возлюбленнейшим. Вознесение Спасителя в Отчее Царствие не означало расставания нет, святой союз Сына Божия с верными сделался еще теснее, проницая до глубины человеческие души. Преломив хлеб и предложив ученикам чашу Евхаристии, Господь наш заповедал: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу… подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). С той поры к Святой Чаше стекается весь род христианский, обретая таинственное единение с Господом Милующим. Древние христиане в своем благочестивом рвении стремились за каждой Литургией приобщаться Святых Таин. Совершаемое на Божественных службах величайшее и страшное таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Господа вызывало в их сердцах ни с чем не сравнимое ликование. Однако в земной жизни христианина чувство духовной радости должно чередоваться с принесением покаяния, иначе душе человеческой невозможно очиститься от греха. И в дни Великого поста, в дни плача и покаянных молитв, Церковь дозволяет совершать торжественное принесение Евхаристической Жертвы лишь дважды в неделю, по субботам и воскресеньям. Но древним христианам казалось невыносимым хотя бы несколько дней не причащаться Плоти и Крови Господа, хотя бы на краткий срок разлучиться с Иисусом Сладчайшим. В знак уважения к их пламенному Боголюбию и святому рвению была учреждена Литургия Преждеосвященных Даров, за которой верные приобщались Христовых Таин, пресуществленных на воскресных служениях.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010