Под одеждою внешнего благочестия черствое и холодное сердце часто билось в иудейской груди. И эти иудейские холодность и черствость сердечные и выявляет Господь в образе священника и левита, которые, проходя, увидели «впавшего в разбойники,» посмотрели, и «прошли мимо.» Не то видим мы у милосердного самарянина. Он не задается вопросом: «кто есть ближний мой ? Он увидел страждущего ближнего, «сжалился» над ним и явил ему необходимую помощь. Он возлил на его раны елей и вино, посадил на своего осла, привез в гостиницу и, уезжая, позаботился о нем, дав гостиннику две серебряные монеты и до конца исполнив долг любящего сердца. Этого милующего сердца, этой сердечной теплоты милосердного самарянина не доставало очень и очень многим из сынов Израильских. И именно это было одним из препятствий, не допустивших огню Божественной любви, принесенной Сыном Божиим, загореться в иудейских сердцах. Посему Господь, нарисовав пред законником образ живого милосердия и деятельного сострадания, обращается к нему, и в лице его ко всему Израилю: «иди, и ты поступай также …» Но не только для иудейского народа, братие, но и для всех последующих веков необходим пример милосердного самарянина. Он образ истинного человеколюбца, не знающего «ближних и дальних.» Его сердце – отзывчивое и любящее – поистине достойно названия «милующего сердца.» «Я был спрошен, – говорит один подвижник Церкви Христовой, – что такое сердце милующее, и сказал: возгорение сердца человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них, очи человека исторгают слезы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого сострадания умиляется сердце его и не может он видеть какого-либо вреда, или малой печали, претерпеваемой тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были помилованы, а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу» (преп. Исаак Сириянин).

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Воспитай, Владычице, чад моих (имена) достойна Небеснаго Царствия и наследниками вечных благ их сотвори. Кондак 8 Странствующе в юдоли сей земной многоскорбной и многомятежной, чада мои, идеже обретут отраду и утешение, аще не в Тебе, Пречистая, спутешествуй же и настави их на путь истинный, да зовут Богу: Аллилуия. Икос 8 Всем еси Мати милующая Ты, Владычице, и хощу да пребудеши Ею чадом моим. Се вручаю их в руце Твоя и во смирении прошу Тя: Воспитай чад моих бодрствующими и молящимися, да не внидут во искушение; Воспитай чад моих милосердными, якоже Отец Небесный милосерд есть. Воспитай чад моих во умилении младенчестем, яко детей есть Царство Божие; Воспитай чад моих меньшими всех, да будут пред Богом велики. Воспитай чад моих соблюдающими Слово Божие, причастниками блаженства райского их содевая; Воспитай чад моих благонадежными для Царствия Небеснаго. Воспитай, Владычице, чад моих (имена) достойна Царствия Небеснаго и наследниками вечных благ их сотвори. Кондак 9 Всякого добра души и сердца их исполни, отгоняя от них духа злосмраднаго безбожия, подающа от щедрот Твоих всем, но коегожде по потребе, да зову Богу: Аллилуиа. Икос 9 Ветие суемудренных общению, глаголющих лжу на Твое всемощное заступление, избави их и призри на мя, верно вопиющую: Воспитай чад моих зело противящимися безбожникам; Воспитай чад моих крепко стоящими противу богоненавистных учений. Воспитай чад моих ложныя наставления неверующих учителей отвергающа; Воспитай чад моих не приемлющими духа сынов противления. Воспитай чад моих бегающими утех мира и прелестей мира сего; Воспитай чад моих уклоняющимися от зла и творящими благо. Воспитай чад моих любящими и молящимися о вразех своих; Воспитай, Владычице, чад моих (имена) достойна Небеснаго Царствия и наследни ками вечных благ их сотвори. Кондак 10 Спасти хотя мир, Сын твой преиде с небесе призвати не праведников, но грешников на покаяние. Сего ради взмолись Сыну Твоему и скажи о чадех моих, да спасеннии Тобою воззовут Богу: Аллилуиа. Икос 10 Стеною несокрушимою стани, Небесная Царице, чадом моим, да под Твоим блаженным Покровом возмогут содеяти множество благих дел, да и с ними зову Тебе сице:

http://pravicon.com/info-1164

Кого же помиловать и кого наказать, Я увижу тогда. Кто достоин будет милости, того помилую, и прочее. Святой Златоуст влагает в уста Господа такие слова: «не твое, Моисей, дело знать, кто достоин человеколюбия; предоставь это Мне». Таким образом из всего этого обстоятельства видно, что Господь как милует, так и наказует, судя по тому, чего кто достоин, или по делам уже сделанным, или по предвиденной их жизни впереди. И таков именно смысл слов: «помилую, егоже аще помилую» и прочее. Амвросиаст так перефразирует место сие: «милостию, говорит, помилую того, над кем смилуюсь, то есть того помилую, о ком предувижу, что он обратится и пребудет верен Мне, и щедроты Свои явлю тому, о ком предуведаю, что он от заблуждения обратится ко Мне правым сердцем. Это значит: давать тому, кому следует дать, и не давать тому, кому не следует давать». А Экумений, применяя сие к течению речи Апостола, так говорит: «и в отношении к нынешним иудеям Бог не неправедно действует; но и ныне которые достойны, спасаются, потому что веруют, и которые недостойны, погибают, потому что не веруют. «Помилую, егоже аще помилую», – как бы так: Я знаю, которые достойны спасения и которые недостойны. Если Моисей не знал, какие достойны и какие недостойны; нам ли знать причины бывающего? Божии суды кто исследует?» Таким образом здесь мы можем видеть третий пример того, как Бог одних принимает, а других отвергает. И это уже из среды сонма сынов Израиля. То есть избрание к наследию обетования есть дело ни хотящего, ни текущего, но милующего Бога. Чтобы понять, откуда привзошли термины: «хотящаго и текущаго», – надо обратиться к предыдущему. Речь идет об избрании Иакова и отвержении Исава еще прежде рождения их. Это решение Божие основывалось на предведении, что один достоин того, а другой недостоин. Тот и другой оправдали это жизнию своею и своим нравом. Между тем по ходу дел следовало Исаву получить обетование наследия, и Исаак уже решил так сделать и уже послал его «уловити лов» и приготовить себе снедь, чтобы, вкусив ее, благословить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избранней Богом от человеческаго рода послужити воплощению предвечнаго Слова, преблагословенней Деве Богородице, достойно воспеваемой от Ангел на Небеси, мы грешнии на земли дерзаем приносити хвалебное пение; еже милостиво от нас приемши, всемилующая Царице Богородице, от всяких бед нас спаси и вечных мук свободи, да зовем Ти: Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице. Икос 1 Архангел Гавриил с небесе послан бысть от Тебе, Богородице, к смиренному послушнику горы Афонския, в пустынней келии воспевавшему Ти хвалебныя песни пред святою Твоею иконою, да научит его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели в Сионе горнем. Темже и мы дольнии, воспоминая таковое Твое о людех благопромышление, со благодарением вопием Ти сице: Радуйся, достойно восхваляемая от Архангел и Ангел; радуйся, ублажаемая от всех небесных сил. Радуйся, Присноблаженная и Пренепорочная; радуйся, Мати Бога нашего. Радуйся, честнейшая Херувим; радуйся, славнейшая без сравнения Серафим. Радуйся, без истления Бога Слова рождшая; радуйся, воистину сущая Богородице. Радуйся, величаемая на небеси и на земли; радуйся, воспеваемая горними и дольними. Радуйся, едина благословенная в женах; радуйся, израстившая нам плод живота. Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице. Кондак 2 Видев послушник пустынный дивнаго пришельца, в келию его пришедшаго и песнь пресладкую Тебе, Владычице, воспевшаго, не уразуме в нем Ангела быти, но зело усладися пением его небесным и проси, да напишет ему словеса поемыя песни; егда же узре, яко под перстом его каменная дска умягчися, и пишемая словеса на ней углубишася, яко на песце, позна в сем чудесное действо и возопи к рождшемуся от Тебе Богу Слову: Аллилуиа. Икос 2 Разумом богоозаренным новую песнь открывая, рече Архангел послушнику, яко тако воспевают Тя, Богородице, Ангелов лицы в обителех горних, и повеле ему, да возвестит человеком словеса песни небесныя и научит их ангелоподобно пети Тебе:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

жены и мученики, будут радоваться и веселиться, а те, коих дела злы, подобно мне грешному, будут плакать и стенать, но, увы без всякой пользы. Где тогда родители? Где отец и мать? Где сродники и други? Где величавость царей и сила вельмож? – Где тираны и властители? – Где рабы и рабыни? – Где нарядность одежд и красота лиц? – Где вообще вся пышность мирская? – Где неверующие часу тому, и говорящие: да ямы и пием, утре бо умрем? Где говорящие: дай мне ныне и возьми завтра? – Где говорящие: насладимся здесь, а о тамошнем посмотрим после? – Где говорящие: человеколюбив Бог, и не будет мучить грешников? – Сколько будут раскаяваться говорящие так? Восплачут, и не будет утешающаго, возстенят, и не будет милующаго! – Сами себя начнут они обличать, говоря: увы! увы! Погубили мы себя! Слушали слова, и не внимали; были учимы, и не уразумели; положились на разум, и заблудились. Праведен на нас суд Божий. Достойно и праведно предает Он нас мукам, что ради суетной и тленной славы презирали славу Божию. – Напротив, добрая госпожа моя, тогда возрадуются ни во что вменявшие все мирское: восторжествуют истончившие плоть свою пощением и бдением, очистившие душу безмолвием и молитвою, и обогатившиеся всеми добродетелями. Тогда плакавшие здесь о грехах своих будут там веселиться вечно: а нерадивые и безпечные отыдут в муку вечную. – Потому, госпожа моя, покаемся достойно и мы, прежде нежели постигнет нас последний конец, чтоб и нам не вопиять вместе с неразумными теми: увы! – ныне же покаемся; ибо не знаем, что родит находящий день. – Убезмолвимся, прежде нежели придет тать душ наших, то есть, смерть. – Потечем, добрая сестра моя, пока есть время; пробудимся от сна безпечности и нерадения о душах наших; воздеем руки свои к могущему спасти нас, и скажем: Иисусе! спаси ны, погибаем! – Потщимся, – прежде нежели зайдет солнце, прежде нежели заключится дверь, прежде нежели застигнет ночь. Поздно будет браться за дело, когда постигнет конец жизни. Потечем убо! Нужно тещи, и тещи быстро, да постигнем, – чтоб опоздавши не услышать и нам: не вем вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Минь. Т. VIII. С. 150 Творения Т. VIII. С. 165 753. Раздражительность в беседе и гнев с криком не достойны христианина Беседа XXVI . Беседуя кротко с Никодимом, Христос и нас побуждает к кротости и научает, чтобы мы, беседуя с кем-либо и не убеждая, не досадовали и не раздражались. Человек раздраженный не только ни в чем не может успеть, но и делает других еще более недоверчивыми. Поэтому надобно удерживаться от гнева, и в своих словах убеждать других не только без гнева, но и без крика, так как крик – пища гнева… Гнев есть сильный, все пожирающий огонь; он и телу вредит, и душу растлевает, и делает человека на вид неприятным и постыдным. Если бы человек разгневанный мог видеть себя во время своего гнева, то он уже не имел бы нужды ни в каком другом увещании, потому что нет ничего неприятнее лица раздраженного... Постараемся только не кричать, – и мы сами найдем лучший путь любомудрия. Потому Павел внушает подавлять не только гнев, но и крик, говоря: всяк гнев и клич да возмется от вас (ср.: Еф. 4:31 ). Будем же повиноваться этому учителю всякого любомудрия и, когда гневаемся на слуг, помыслим о собственных своих согрешениях и устыдимся их кротости. Когда ты бранишь его, он молча переносит брань; таким образом, ты бесчинствуешь, а он любомудрствует. Прими же это вместо всякого увещания. Хотя он и слуга, но он человек, который имеет и душу бессмертную, и такими же, как и мы, дарами украшен от общего всех Господа. Если же он, будучи равночестен нам в высших, духовных преимуществах, с такою кротостию переносит от нас огорчения, потому только, что мы имеем некоторое незначительное и маловажное преимущество пред ним, то какого прощения или извинения достойны будем мы, которые не можем или, лучше, не хотим любомудрствовать ради страха Божия, как любомудрствует он из страха к нам? Итак, воображая все это, будем стараться всегда говорить кротко, чтобы обрести своим душам покой. Минь. Т. VIII. С. 156 Творения Т. VIII. С. 171, 172 754. Распятый по любви к миру спасает его Беседа XXVII . Чтобы кто не сказал: как могут верующие в Распятого спастись, когда Он и Сам одержим смертию? – вот Он Сам приводит нас к древней истории. Если иудеи спасались от смерти, взирая на медное изображение змия, то, конечно, тем большее благодеяние могут получить верующие в Распятого. Распятие совершилось не по немощи Распятого и не потому, что восторжествовали над ним иудеи, а потому, что возлюбил Бог мир ( Ин. 3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Радуйся, без истления Бога Слова рождшая; радуйся, воистину сущая Богородице. Радуйся, величаемая на небеси и на земли; радуйся, воспеваемая горними и дольними. Радуйся, едина благословенная в женах; радуйся, израстившая нам плод живота. Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице. Кондак 1 Избранней Богом от человеческаго рода послужити воплощению предвечнаго Слова, преблагословенней Деве Богородице, достойно воспеваемой от Ангел на Небеси, мы грешнии на земли дерзаем приносити хвалебное пение; еже милостиво от нас приемши, всемилующая Царице Богородице, от всяких бед нас спаси и вечных мук свободи, да зовем Ти: Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице. Молитва О пресвятая и премилостивая Владычице Богородице! Припадающе к святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе: вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша и, яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам безпомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего, да не погубит нас за беззакония наша, но явит нам человеколюбно Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение, и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, православному воинству нашему на вся враги победу и одоление. И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника афонскаго, воспевавшего Тя пред пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели, тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое. О Царице всепетая! Простри ко Господу богоноснеи Твои руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла. Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие наследити Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Впрочем, всецелое устремление ко злу, свойственное падшим духам, не свойственно падшему человечеству. В нем зло смешано с добром. Сердце есть та «необъятная бездна» в которой содержатся не только все виды зла, но и все виды добра. «Сердце, — говорит преп. Макарий Великий, — малый сосуд, но там есть змии, там есть львы, там есть ядоносные звери, там все сокровища порока, там пути негладкие и стропотные, там пропасти, но там также и Бог, там ангелы, там жизнь и царство, там свет и апостолы, там сокровища благодати, там есть все» Есть «все» и в женском естестве. Женщина имеет великую силу не только для порока, но и для добродетели Можно привести достаточно примеров таких женщин, которые проявляли необыкновенную добродетельность, доказывая тем самым, что движения сердца могут быть не только худыми, но и добрыми. Великое человеколюбие, например, показала та богатая соманитянка, которая упросила мужа своего сделать горницу для пророка Елисея, где бы он мог отдыхать и подкрепляться пищей (4Цар. 4; 9-10). Достойна похвалы и та нищая вдовица, которая, несмотря на скудость свою, накормила пророка Илью, отдав ему последнее свое (3Цар. 17;12). Женскому естеству по природе свойственны сострадание и милосердие, как свойственны они сердцу непорочному, чистому. Чистое сердце есть сердце милующее, жалостливое. Такое сердце не может без скорби «слышать или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью» Не может видеть и слышать того же женщина, живущая по закону Божию, написанному в сердце ее. Вообще, ее душевная сфера, как и телесная, отличается нежностью организации Ткань ее нервов нежна и податлива Женщина, чье сердце не трогает вид горя, лишена одного из главных качеств, составляющих основу женского естества. Если душа мужская в идеале обладает такими качествами, как твердость, независимость, крепость, сила, мужество, то идеальными качествами женской души считаются — нежность, мягкость, уступчивость, робость и слабость. Эти качества женской натуры пробуждают в мужчине самые благородные черты его природы — мужество и ответственность — и смягчают черты резкие и грубые. Жена способна успокаивать растревоженного мужа своего, разгонять его излишние и тяжелые мысли, потому что женское естество наделено бесценным даром сочувствия, деликатности и умением вдохновлять. В записках св. царицы-мученицы Александры можно найти ту мысль, что власть истинной женственности состоит в ее чистоте и целомудрии, а сила ее — в мягкости

http://bogoslov.ru/article/506019

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010