Ребенку такая логика простительна, поскольку он еще не знает законов физики, а невыносимый страх смерти компенсирует теми способами, которые ему доступны. Но взрослому человеку необходимо понимать, что у греховной жизни тоже есть своя инерция. Привычка ко греху формируется годами, иногда — десятилетиями. И шансов внезапно отказаться перед смертью от ставшего привычным греха у человека примерно столько же, сколько у автомобилиста, который разогнал машину до двухсот километров в час и отчаянно жмет на тормоз в двадцати метрах от внезапно возникшего на дороге препятствия. С точки зрения покаяния вся наша сознательная жизнь по сути как раз и является «тормозным путем», достаточным для остановки греховного разгона, исправления своей жизни, своего сердца. И, откладывая этот длительный и непростой процесс на последние часы своей жизни, человек может обмануть разве что самого себя, но никак не Бога. Два разбойника Так может ли человек покаяться перед смертью и обрести спасение? Да, несомненно, может. Евангелисты, описывая распятие Христа, упоминают о двух казненных вместе с ним людях, называя их разбойниками или злодеями. Наиболее полный рассказ об этом приводится у евангелиста Луки: Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону… Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:32–43). Этого разбойника Церковь называет благоразумным. Пример его спасения очень ярок и убедителен. Действительно, человек покаялся уже на кресте, когда никакой надежды исправить свою жизнь у него не было. И Господь принял у него это покаяние и ввел его в рай. Но вот вопрос: если это действительно — один из «рабочих» вариантов пути ко спасению, то почему же второй распятый разбойник не воспользовался этим способом? Неужели он просто не хотел попасть в рай и поэтому хулил Иисуса даже перед смертью? Справедливые и доброжелательные слова его товарища по общим страданиям не пробудили в нем ни разума, ни совести. Он так и умер на кресте в своей ожесточенности, не придя в себя, не раскаявшись, не открыв свое сердце призывающей и милующей благодати Христовой.

http://pravoslavie.ru/82118.html

Итак, видимым следствием грехопадения является суд Божий, завершающийся проклятием земли: «Проклята земля за тебя» ( Быт. 3:8–19 ) и изгнанием грешников из Эдема ( Быт. 3:23 ). «Достойно из Едема изгнан бысть Адам, яко не сохранив единой Твоей, Спасе, заповеди», – говорит нам Св. Церковь в каноне св. Андрея Критского , который читается Великим Пост ом. Изгнание из Эдема повлекло отлучение человека от Древа жизни и смерть. Поэтому Господь говорит Адаму, что он умрет в тот день, когда вкусит от древа познания. Однако из библейского повествования мы видим, что человек не умирает сразу, так что в Библии речь идет прежде всего о смерти духовной, которая есть грех. За смертью духовной последует также и смерть телесная. В смерти телесной многие богословы видят проявление Правды Божией, не столько карающей, сколько милующей. В смерти они видят милосердие Божие, потому что именно смерть ограничивает пагубные следствия греха. Смертью Бог преграждает человеку путь к более глубокому ниспадению, потому что внешнее благополучие при внутреннем расстройстве человека привело бы его ко все большим и большим злоупотреблениям. И телесное бессмертие в таком случае только утверждало бы в нем владычество духовной смерти, как и происходит сейчас в мире падших Ангелов. Адам не выполнил своего призвания. Согрешив, он не сумел достичь единения с Богом и обожения тварного мира. Вместо прямого восхождения к Богу, воля Адама и Евы пошла противоположным путем, ведущим к смерти. Отныне вся история человека будет непрерывной борьбой с темным началом, которое вторглось в жизнь человека. Об этом сказал Достоевский: «В мире диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Борьба с диаволом на протяжении всей истории человека это прямое исполнение обетования, данного Богом прародителям: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт. 3:15 ). [По другому чтению: «и между Семенем ее; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту».] Эти слова называются в богословии Первоевангелием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Видите ли, что собственная наша духовная польза необходимо требует прославления святых Божиих, тем паче прославления и благодарения нами Самого Бога, бесконечно много и непрестанно нам благодеющего, нас сохраняющего, спасающего, исцеляющего, милующего, оживляющего, любящего, прославляющего! . Женские врата – царские. 11-го декабря Ранняя обедня (сорокоустная) в думской церкви. Убил меня во время обедни сатана из-за пустого случая: диакон не поцеловал руки служащего иерея не один, а два раза, – потерял дерзновение, смутился, уязвился глубоко, поражен, потерян я был, слов не мог выговаривать; помрачился, ужасы напали на меня, и всю обедню после того не имел я дерзновения, хотя после диакон целовал уже руку. Это смущение, вероятно, произошло от вчерашнего ужина: ухи и рыбы с черным хлебом, а может быть и оттого, что я вчера в одном доме пил вино и ел сласти, хотя немного, и оттого, что к утрене не ходил, а дома читал молитвы ко причащению. Диакон тут не виноват – виноват я, что из-за таких пустяков я смутился сильно. О, как вредно пресыщение! Ужинать никак не должно, один чай. До сих пор я чувствую излишество в боках своих и гной там, рожны острые. Рыбы есть не надо – она крепит. Часто поминаем Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную Богородицу, как чада ласкаясь к Матери, как рабы верные прославляя достойную всякой похвалы и высшую всех похвал Царицу и Владычицу. Да святится имя Твое... Но желаешь ли действительно, искренно, чтобы чрез тебя и в тебе прославлялось имя Божие? Не хулится ли оно тобою? Да приидет Царствие Твое – а желаешь ли его искренно? Да будет воля Твоя – а хочешь ли в самом деле исполнять волю Божию? Не свои ли прихоти предпочитаешь воле Божией, и так далее? Храм – место твоего возрождения, миропомазания, покаяния, причащения. Как не любить этого места, в котором сообщаемы такие дарования? Место просвещения, [умиления]. Кто не собирает со Мною, не молится в храме Моем, тот расточает [ Мф. 12, 30 ]. В Церкви всё премудро, свято, боголепно, животворно, поучительно, – тут текут струи жизни, тут мир, радость, свобода. За что ее не любить? Аще земные матери, зли суще, умеют даяния благая даяти чадам своим и чужим, кольми паче Мати Божия дает блага просящим у Нея [ср. Мф. 7, 11 ]. 12 декабря Благодарю Господа всем сердцем за благопоспешество при служении Божественной литургии и за неосужденное, премирное, преблаженное, всеспасительное причащение Божественного Тела и Крови Его. О, любовь! О, снисхождение! О простота, о премудрость! О, всемогущество Бога моего! Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его [ Еф. 5, 30 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но что мы воздадим Тебе, Боже наш, за такие благодеяния Твои? Какие хвалы принесем Тебе за милосердие Твое? Хотя бы мы имели ангельский разум и силу, и тогда мы не могли бы воздать ничего достойного такой любви Твоей. Если бы все наши члены превратились в языки, то для принесения Тебе достойных хвалений мы оказались бы все-таки бессильными и ничтожными. Ибо превосходит всякий разум Твоя невероятная любовь, которую Ты показал нам, так как Сын Твой уподобился нам во всем, кроме греха. Восприяв не ангельское, но человеческое естество и прославив его воскресением и бессмертием, Ты в Своем лице вознес его выше всех небес, выше сонмов ангелов, выше херувимов и серафимов. Тебя славят ангелы, Тебе поклоняются господства, и все силы небесные трепещут перед Богочеловеком. В этом-то вся моя надежда и все мое упование, потому что в Самом Иисусе, Господе нашем, есть часть каждого из нас, плоть и кровь. Там, где моя часть царствует, верю, что там царствую и я, где плоть моя прославляется, там и я себя прославляемым признаю. Где кровь моя владычествует, думаю, что и я там владычествую, хотя грехи мои удерживают меня; хотя мои беззакония исключают меня, – но соединение естества не устраняет меня от спасения. Щедр и весьма милостив Господь Бог наш; и любит плоть Свою, члены Свои, утробу Свою. В Самом Боге и Господе нашем Иисусе Христе сладчайшем и милостивейшем, в Котором мы воскресли, и уже вознеслись на небо, и уже сидим вместе с небожителями, плоть наша любит нас; и мы имеем преимущество крови нашей в Нем. Мы члены Его и плоть Его, Он глава наша, от Которого все тело, как написано: «кость от костей моих и плоть от плоти моей» ( Быт. 2:23 ) и «будут два одною плотью» ( Мф.19:5 ). И: «никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» ( Еф.5:29 ). «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф.5:32 ), говорит апостол. 16. О двух естествах в Иисусе Христе, милующем нас и ходатайствующем о нас Я благодарю устами и сердцем и всею возможною силою за бесконечное милосердие Твое, Господи Боже наш, и за все щедроты Твои, которыми Ты нам, погибшим, чудесно благоволил послать помощь чрез Того же Сына Своего, Спасителя и Восстановителя нашего, Который умер за беззакония наши, и воскрес для оправдания нашего, и теперь живой сидит одесную Тебя, и ходатайствует за нас, и вместе с Тобою милует: потому что Он Бог от Тебя Отца, равновечен и соприсносущен Тебе во всем и может всегда спасти нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

К Евреям послания святого Апостола Павла чтение, зачало 324. Евангелие от Иоанна, зачало 59б. Не предай нас до конца ради имени Твоего, и не разрушь завета Твоего. Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего. Дан 3:34,35 Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство: Чтец: Аминь. Кондак, глас 8 Придите все, Распятого за нас воспоем./Ибо Мария увидела Его на Древе и восклицала:/«Хотя Ты и распятие претерпеваешь,/Ты – Сын и Бог мой». Господи, помилуй. (40) Во всякое время и на всякий час принимающий поклонение и прославление на небе и на земле Христе Боже, долготерпеливый, многомилостивый, милосерднейший, любящий праведных и милующий грешных, всех призывающий ко спасению обещанием будущих благ! Сам, Господи, прими в час сей и наши молитвы и направь жизнь нашу к заповедям Твоим: души наши освяти, тела очисти, помышления исправь, мысли очисти и избавь нас от всякой скорби, бед и муки. Огради нас святыми Твоими Ангелами, чтобы ополчением их хранимые и наставляемые достигли мы единения в вере и разумения неприступной Твоей славы, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь. Господи, помилуй (3), Слава, и ныне: Честью высшую Херувимов/и несравненно славнейшую Серафимов,/девственно Бога-Слово родившую,/истинную Богородицу – Тебя величаем. Именем Господним благослови, отче. Священник: Боже, сжалься над нами и благослови нас; яви нам свет лица Твоего и помилуй нас. Чтец: Аминь. Молитва святого Василия Великого Владыка Господи Иисусе Христе, Боже наш, долготерпеливый к согрешениям нашим и даже до нынешнего часа доведший нас, когда Ты, вися на животворящем Древе указал благоразумному разбойнику путь ко входу в рай и смертью уничтожил смерть. Будь милостив нам, грешным и недостойным рабам Твоим, ибо мы согрешили и совершили беззаконие и не достойны поднять глаза наши и посмотреть на высоту небесную, ибо мы оставили путь правды Твоей и стали ходить по желанием сердец наших. Но умоляем Твою беспримерную благость: пощади нас, Господи, по множеству милости Твоей и спаси нас ради имени Твоего святого, ибо оскудели в суете дни наши. Избавь нас из руки противника и прости нам согрешения наши и умертви наше плотское помышление, чтобы сложив с себя ветхого человека, мы облеклись в нового и стали жить для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля. И так, следуя Твоим повелениям, достигли места вечного покоя, где всех веселящихся жилище. Ибо Ты – действительно истинное веселие и радость любящих Тебя, Христе Боже наш и Тебе славу воссылаем с безначальным Твоим Отцом и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

“Избежал нас, избежал”. Тогда Макарий громким голосом ответил бесам: “Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней”». Здесь мы видим, что преподобный Макарий не до конца уверен в себе и на каждом мытарстве отвечает бесам, признавшим свое поражение, словами: «Нет, но надобно и еще избежать». Его упование всецело зиждется на вере во Христа и ни в коей мере не на своих добродетелях. Пройдя же все мытарства, он восклицает: «Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней». Это подлинно христианская позиция, ибо сказано: «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9, 16) – великий подвижник это признаёт и обретает дар спасения в Царствии Небесном. А вот что говорится в «Житии преподобных отец наших Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, сопостника его»: «Сказав это, святой (преподобный Симеон. – прот. О.С. ) вздохнул и заговорил опять: – Не знаю за собой ничего такого, что было бы достойно небесного воздаяния, ибо юродивый и лишенный разума какую может получить награду, разве задаром, по Своей благодати, помилует меня мой Владыка? но молю тебя, брат, никого из нищих, особенно из иноков, не презирай и не укоряй – да знает любовь твоя, что многие из них очищены злостраданием и, как солнце, сияют перед Богом. Так и между простыми людьми, живущими в деревнях и возделывающими землю, ведущими жизнь в незлобии и правоте сердечной, которые никого не бранят, не обижают, но от труда рук своих в поте лица едят хлеб свой, много между такими великих святых: ибо видел их приходивших в город и причащающихся Тела и Крови Христовых и сияющих, подобно чистому золоту. Всё, что говорю тебе, господин мой, не подумай, что говорю из какого-нибудь тщеславия, но твоя любовь принудила не скрыть от тебя лености моего окаянного жития. Знай же, что и тебя Господь скоро возьмет отсюда: итак, позаботься, сколько есть сил, о душе своей, чтобы иметь возможность без задержки перейти область воздушных духов и избегнуть лютой руки князя тьмы. Знает Господь Бог мой, что и я много печалюсь и имею великий страх, пока не перейду эти страшные места, где все человеческие дела и слова разбираются подробно. Потому-то и молю тебя, чадо и брат мой Иоанн, всячески старайся быть милосерд, ибо в тот грозный час милосердие может помочь нам больше всех других добродетелей, как написано: “Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь” (Пс. 40, 2). Соблюдай же и сие: не приступай к божественной службе, имея против кого-либо гнев, да не оскорбят твои грехи пришествие Святого Духа» .

http://pravoslavie.ru/94136.html

2012/05/28, 13:25:58 Царица Небесная Достойно Есть! Прости грехи мои вольные и невольные, вразуми, направь, не оставь в трудную минуту. Матушка Божия, спаси и сохрани мою внучку Мариамну, покрой ее Своим Омофором, огради от болезней и хворей. Матушка, я страдаю, душа болит и просит исцеления и помощи. Заступница наша, спаси младенца Мариамну, позволь ей достойно жить на земле, выполнять волю Господа нашего. Достойно Есть, умоли Сына Своего и Бога нашего, сохранить жизнь и здоровье младенца Мариамны. Матушка, заступись, помоги, отведи болезнь, пусть надпочечники у Мариамны будут здоровы. Матушка, прости, окажи милость по великой Своей любви, спаси Мариамну. Матушка, Ты знаешь и видишь как нам плохо, мы верим Тебе и надеемся на милость и выздоровление Мариамны. р.Б.Лариса 2012/05/16, 12:06:46 Милующая Матерь Божия! Помилуй меня грешную, умоляю прости грехи вольные и невольные, наставь на путь праведный, научи смирению, терпению, любви и послушанию. Матушка Милосердная Достойно Есть, помилуй и спаси дочерей моих Кристину и Ксению. Царица Милующая, помоги Ксении благополучно родить здорового ребенка, пусть предположения врачей не оправдаются и ребенок родится здоровым и крепким. Пресвятая Богородица, на тебя уповаю и надеюсь на великую милость, спаси ребенка находящегося во чреве Ксении, огради его от болезней и несчастий, покрой его своим Омофором, помоги в воспитании. Матушка Богородица, помоги Кристине успешно продолжать учебу, помоги ей найти хорошего мужа, создать семью, пошли душевное спокойствие и телесное здоровье, ей очень тяжело одной. Присноблаженная и Пренепорочная Матерь Божия, не оставь нас своими молитвами и заступничеством, помилуй нас, спаси и сохрани. Матушка, помоги, не оставь в беде, очисти от грехов. Матушка, на Твою помощь и милость надеемся, тебе верим и молимся. Владычица, прости грешных. Аминь. р.Б.Лариса 2012/04/21, 13:51:54 Матушка Богородица Достойно Есть! Услыши меня грешную, мои молитвы о дочери моей Валерии. Не оставь ее Матушка без твоего покрова.Помоги ей в пути, в поездке по Германии. Пошли ей свое Благословление, даруй здравия и вразумления во всем. Благодарю тебя Пречистая Дева Мария.

http://isihazm.ru/?id=428&c_pid=8

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Достойно есть» (Милующая) Празднование 11/24 июня Кондак 1 Избранней Богом от человеческаго рода послужити воплощению Предвечнаго Слова, Преблагословенней Деве Богородице, достойно воспеваемой от ангел на небеси, мы грешнии на земли дерзаем приносити хвалебное пение; еже милостиво от нас приемши, всемилующая Царице Богородице, от всяких бед нас спаси и вечных мук свободи, да зовем Ти: Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице. Икос 1 Архангел Гавриил с небесе послан бысть от Тебе, Богородице, к смиренному послушнику Горы Афонския, в пустынней келлии воспевавшему Ти хвалебныя песни пред святою Твоею иконою, да научит его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели в Сионе горнем. Темже и мы, дольнии, воспоминая таковое Твое о людех благопромышление, со благодарением вопием Ти сице: Радуйся, достойно восхваляемая от архангел и ангел; радуйся, ублажаемая от всех небесных сил. Радуйся, Присноблаженная и Пренепорочная; радуйся, Мати Бога нашего. Радуйся, Честнейшая херувим; радуйся, Славнейшая без сравнения серафим. Радуйся, без истления Бога Слова рождшая; радуйся, воистинну сущая Богородице. Радуйся, величаемая на небеси и на земли; радуйся, воспеваемая горними и дольними. Радуйся, едина благословенная в женах; радуйся, израстившая нам плод живота. Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице. Кондак 2 Видев послушник пустынный дивнаго пришельца, в келлию его пришедшаго и песнь пресладкую Тебе, Владычице, воспевшаго, не уразуме в нем ангела быти, но зело усладися пением его небесным и проси, да напишет ему словеса поемыя песни; егда же узре, яко под перстом его каменная доска умягчися, и пишемая словеса на ней углубишася, яко на песце, позна в сем чудесное действо и возопи к рождшемуся от Тебе Богу Слову: Аллилуиа. Икос 2 Разумом богоозаренным новую песнь открывая, рече Архангел послушнику, яко тако воспевают Тя, Богородице, ангелов лицы в обителех горних, и повеле ему, да возвестит человеком словеса песни небесныя и научит их ангелоподобно пети Тебе: Радуйся, благодатная Марие; радуйся, яко Господь с Тобою. Радуйся, Благословенная в женах; радуйся, неискусобрачная Родительнице Бога Слова. Радуйся, непорочное селение Духа Святаго; радуйся, зачатие несказанное явившая. Радуйся, рождество нетленное показавшая; радуйся, Матерью и Девою пребывшая. Радуйся, во обою непорочно и свято Себе сохраньшая; радуйся, ангелов чистотою Твоею превозшедшая. Радуйся, горних умов непрестающее удивление; радуйся, человеческаго рода возвышение. Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Итак, «чистота есть сердце, милующее всякое тварное естество», а «сердце милующее есть горение сердца о всем творении», когда открывается для него достойная полной любви, а потому, следовательно, вечная и святая сторона всякой твари, включая сюда даже и демонов и «врагов Истины», т. е. бесов. Покаяние ведет за собою смирение сердца, т. е. омертвение его для всего, уничтожение в нем злой самости и низшего закона тождества. Сердце очищается от той скверны, которая отъединяла его от Бога и от твари. И, подвигом отъединенное от отъединения, сердце делается целомудренным, т. е. безсамостно воспринимающим красоту твари, и воспламеняется любовью ко всему творению. Более или менее ясно, подробнее или кратче останавливаясь на том или другом переходе этого пути, это же самое говорят все подвижники. Но, конечно, полнота чистоты есть величина заданная, и не данная. Однако всякий раз, как подвижник взошел сколько-нибудь по «Лестнице рая», выступает ярко «чувство природы». Помнишь ли, что говорил об очистительном значении твари еп. Феофан Затворник ? 551 Не стану, впрочем, приводить его слов; сделаю лучше, выдержку из записок одного странника. 552 «Вот теперь так и хожу, – пишет Странник, – да беспрестанно творю Иисусову молитву, которая мне драгоценнее и слаще всего на свете. Нет у меня ни о чем заботы, ничего меня не занимает, ни на что бы суетливое не глядел, и был бы все один в уединении; только по привычке одного и хочется, чтобы беспрестанно творить молитву, и когда ею занимаюсь, то мне бывает очень весело. Бог знает, что со мною делается. – В сие время читал я мою Библию и чувствовал, что начал понимать ее яснее, не так, как прежде, когда весьма многое казалось мне непонятным, и я часто встречал недоумение. – Когда при сем я начинал молиться сердцем, все окружающее меня представлялось мне в восхитительном виде: деревья, травы, птицы, земля, воздух, свет, все как будто говорило мне, что существует для человека, свидетельствует любовь Божию к человеку, и все молится, все воспевает славу Богу. И я понял из сего, что называется в Добротолюбии « ведением словес твари», и увидел способ, по которому можно разговаривать с творениями Божиими. – Я так же опытно узнал, что значит рай, и каким образом разверзается Царство Божие внутри сердец наших». – «С месяц шел я потихоньку, – продолжает свою повесть странник, – и глубоко чувствовал, как назидательны бывают добрые живые примеры; часто читывал я Добротолюбие и поверял все то, что я говорил слепому молитвеннику. Его поучительный пример воспламенял во мне ревность, признательность и любовь к Господу; молитва сердца столько меня услаждала, что я не полагал, есть ли кто счастливее меня на земле, и недоумевал, какое может быть большее и лучшее наслаждение в Царствии Небесном. Не токмо чувствовал сие внутри души моей, но все наружное представляюсь мне в восхитительном виде, и все влекло к любви и благодарению Бога. – Все было мне как родное, во всем я находил изображение имени Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

32, 32) и как говорит блаженный Павел: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих и т. д.» (Рим. 9, 3); и еще «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас», язычников (Кол. 1, 34). И прочие апостолы за любовь о жизни людей получили смерть — во всех видах. — Высшая же степень всего этого вместе — Бог и Господь. По любви к твари, Сына Своего предал крестом на смерть …». В другом месте, авва Исаак передает следующее  : «рассказывают также об авве Агафоне, будто бы сказал он: «Желал бы я найти прокаженного и взять тело его, и дать ему свое». Видишь ли совершенную любовь? …».   Итак, «чистота есть сердце, милующее всякое тварное естество», а «сердце милующее есть горение сердца о всем творении», когда открывается для него достойная полной любви, а потому, следовательно, вечная и святая сторона всякой твари, включая сюда даже и демонов и «врагов Истины», т. е. бесов. Покаяние ведет за собою смирение сердца, т. е. омертвение его для всего, уничтожение в нем злой самости и низшего закона тождества. Сердце очищается от той скверны, которая отъединяла его от Бога и от твари. И, подвигом отъединенное от отъединения, сердце делается целомудренным, т. е. безсамостно воспринимающим красоту твари, и воспламеняется любовью ко всему творению, более или менее ясно, подробнее или кратче останавливаясь на том или другом переходе этого пути, это же самое говорят все подвижники. Но, конечно, полнота чистоты есть величина заданная, и не данная. Однако, всякий раз, как подвижник взошел сколько–нибудь по «Лествице рая», выступает ярко «чувство природы». Помнишь ли что говорил об очистительном значении твари еп. Феофан Затворник?  Не стану, впрочем, приводить его слов; сделаю лучше, выдержку из записок одного странника . «Вот теперь так и хожу, — пишет Странник, — да беспрестанно творю Иисусову молитву, которая мне драгоценнее и слаще всего на свете. Нет у меня ни о чем заботы, ничего меня не занимает, ни на что бы суетливое не глядел, и был бы все один в уединении; только по привычке одного и хочется, чтобы беспрестанно творить молитву, и когда ею занимаюсь, то мне бывает очень весело.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010