Отчего страхи смущают меня пред сильными мира во время богослужения? Оттого, что во мне нет искренней к ним любви. Любовь вон изгоняет страх, ибо страх имеет мучение Я вообще скуден, нищ любовию. Господи! Даруй мне истинную и нелицемерную любовь. Славлю Господа, многократно избавившего меня сегодня от скорбей, теснот и срамоты греховных, страстных движений сердца, когда я взывал к Нему в покаянии, с верою и упованием, и даровавшего мне победу над страстями и мир с свободою духа и дерзновением. Всё, что есть верного, праведного, твердого, постоянного, истинно сладостного, животворного – всё это в Боге и только в Нем одном. В мире же нет ничего верного, постоянного – всё преходит, как сон и тень, люди неверны, суетны, лукавы, несправедливы: Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего Слава Живоначальному Духу, каждый день благотворящему мне благоволением Отца Присносущного, благодатию и щедротами Сына Его Соприсносущного, милующего, избавляющего меня от бед и скорбей, очищающего все беззакония мои, избавляющего от истления живот мой, венчающего меня милостию и щедротами [ Пс.102:3–4 ], отъемлющего от меня тяжкое бремя грехов и страстей и лютых скорбей и возлагающего на меня благое иго Христово и легкое бремя Его, утешающего меня верою и упованием, окружающего меня радостями избавления, помогающего мне во всех делах благих, отгоняющего от меня державно злых невидимых супостатов, ищущих на всяк день погубить меня. Благодарю Господа, спасшего меня вчера в квартире отца Петра Преображенского от тайного некого недоброжелательства ему и корыстно-лукавого расположения сердца моего. Я втайне покаялся в этом тайном действии греха и злобы во мне лукавого как разоритель евангельской заповеди о любви, и Господь снял с меня вину мою, очистил грех мой, успокоил меня. Как много во мне разных грехов! Как я окаянен! Но научи, умудри меня, Господи, свидетелю и ведче сердца моего, любить ближнего, яко себе, искренно ему доброжелательствовать, искренно его любить, сорадоваться ему в радости, сострадать в скорби, сочувствовать успехам его. Убей во мне, Господи, плотское самолюбие, которое все блага хочет привлекать к себе, отъемля у других, хотя Твоею только благодатию я и не отнимал – разве, впрочем, у нищих часто отнимал то, что им назначено было от данного мне Тобою имения, не подавая некоторым из них милостыни. Прости, Господи, и умудри любить Твое создание и достояние, как себя. Видел я вчера труды великие, в Академии бывшие, подъятые отцом Петром П. Преображенским по составлению курсового сочинения, не моим трудам чета, и удивился его стойкости и терпению. Если бы мне иметь такую стойкость и такое терпение! Уважай его глубоко как достойного пастыря и законоучителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«По прочтении (тайном) Символа веры я, – говорит батюшка, – прибавляю от себя следующую молитву: – «Утверди в вере сей и верою сею сердце мое и сердца всех православных христиан, и сего чаяния достойно жительствовати вразуми! Соедини в вере сей все христианския великия общества, бедственно отпадшия от единства Святыя Православныя, Кафолическия и апостольския Церкви, яже есть Тело Твое, и ея же Глава еси и Спаситель тела; низложи гордыню и противление учителей их и последующих им, даруй им сердцем уразуметь истину и спасительность Церкви Твоея и нелестно ей соединиться! Совокупи... и недугующих невежеством, заблуждением и упорством раскола, сломив силою благодати Духа Твоего упорство их и противление истине Твоей, да не погибнут люте в своем противлении... К сей вере привлецы вся языцы, населяющия землю, да единым сердцем и едиными усты вси языцы прославляют Тебя Единого всех Бога и Благодетеля. В сей вере и нас всех соедини духом кротости, смирения, незлобия, простоты, бесстрастия, терпения и долготерпения, милосердия, соболезнования, сорадования». «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами!» Как нельзя более благовременно это благожелание апостольское произносится священнодействующим именно в это время, т. е. пред совершением Таин. «Благодать Иисуса Христа» – милующая, очищающая, спасающая, просвещающая, укрепляющая душу нашу, нужна во всякое время. А теперь, в эти страшные небесные минуты, когда с нами служит множество воинств небесных, с трепетом окружающих престол Божий, – благодать Божия, просвещающая и укрепляющая слабые, рассеянные силы духа, особенно нужна для возможного понимания высоты и важности предстоящего Таинства. – «Любы Бога и Отца». В эти минуты надобно всем восчувствовать беспредельную любовь к нам грешным Бога и Отца, Который «так возлюбил мир, что и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный», и самим «должно возлюбить Его со Единородным Сыном и Духом Святым, отвергнув все житейские пристрастия». «И причастие Святаго Духа» необходимо нам наипаче в это время, потому что без сего причастия не можем мы возлюбить Бога Отца, ибо только Духом Святым можем взывать к Богу с искреннею любовию: «Авва Отче!» ( Рим. 8, 15 ), ибо только благодать Святого Духа предочищает, освящает, просвещает, умиротворяет, и укрепляет нас к достойному и благоплодному предстоянию во время святейшего Таинства».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И поэтому, чтобы ничего не говорить и не делать просто так, «ибо они говорят и не делают» 47 , потому что «много нас, говорящих, но мало делающих, много поучающих, но мало поучающихся, каждый, конечно, как избирает его сердце» – нужно, «поспешая и бдя», упорно прикладывать личный труд и усилие со многим терпением и молением, с духовной радостью, твердой надеждой и жертвенной любовью, чтобы не «хвалиться без меры чужими трудами» и «готовым». 48 Впрочем, то, что говорит о нас и убеждает других – это то, что мы есть, а не то, что по дурной страстной лицемерной привычке мы говорим и представляем. Следует, подвизаясь, преподносить себя «угодными Богу и достойными одобрения людям» 49 , незлопамятными, благодетельными, человеколюбивыми, тогда «будет возрастать вера наша и умножаться любовь каждого друг ко другу между всеми вами». 50 «Чтобы едиными устами и единым сердцем, соединенные узами любви, мы творили угодное Богу как сопричастники и сонаследники, чтобы удостоиться обретаться в уготованных нам на Небесах вечных узах со всеми истинно возлюбившими Тебя». «Не бегущего, не желающего, но милующего Бога» 51 и «ибо все наше спасение есть великая твоя милость, Господи», поэтому, приклонив шею и колено души и тела, будем взывать с самопознанием, благой надеждой и страхом Божьим, с умилительными слезами «от души сокрушенной и смиренной» с истинным и благодарным сердцем к бездонным глубинам и сострадательному милосердию щедрот Божиих из глубины нашего беззакония. И будем повторять смиренное молитвенное прошение того святого, который говорил: «Я, Господи, как человек, согрешил, Ты же, как Бог , прости». «Не будь неумолимым, излей в сердце наше дух Твоей любви». Таким образом, у нас будет сила и дерзновение, и мы будем приносить неизреченную радость нашему отцу, преподобному старцу Порфирию, чтобы он мог воскликнуть Христу Жениху нашему: «Се я и чада моя, что дал мне Господь... в любви Его мы укоренились и утвердились». Предстательствуй, преподобный старче, чтобы мы не отпали от твоего чаяния!

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Икос 2 Разумом богоозаренным новую песнь открывая, рече архангел и послушнику, яко тако воспевают Тя, Богородице, ангелов лицы в обителех горних, и повеле ему, да возвестит человеком словеса песни небесныя и научит их ангелоподобно пети Тебе: Радуйся, благодатная Марие; радуйся, яко Господь с Тобою. Радуйся, благословенная в женах; радуйся, неискусоб­рачная Родительнице Бога Слова. Радуйся, непорочное селение Духа Святаго; радуйся, зачатие несказанное явившая. Радуйся, рождество нетленное показавшая; радуйся, Матерью и Девою пребывшая. Радуйся, во обою непорочно и свято себе сохраньшая; радуйся, ангелов чистотою Твоею превозшедшая. Радуйся, горних умов непрестающее удивление; радуйся, человеческаго рода возвышение. Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице. Кондак 3 Силою Божиею Гавриил архангел твердый камень в мягкий воск претвори и на нем перстом своим написа словеса песни хвалебныя Тебе, Богородице, да вси познают великое чудо и несомненно уверуют, яко тако воистину воспевают Тя горе силы небесные, имже подражающе, и мы поем величия Твоя, Дево, и в радости духовней вопием прославльшему Тя Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имея простоту душевную и непороч­ное сердце, послушник смиренный сподобися ангельския беседы и лицезрения чиноначальника горних сил, мы же, лукавством и злобою потемненнии, со трепетом взирающе на свя­тую икону Твою, Владычице, молим Ти ся прилежно, обрати ны от злоб наших и научи нас во смирении и кротости духа глаголати Тебе: Радуйся, гору Афонскую освятившая Твоим благодатным присутствием; радуйся, холмы и дебри ея исполнившая славою Твоих чудес. Радуйся, ангельскаго явления сподобльшая пус­тынножительство афонское; Радуйся, обители иноческия в нем умножившая во спасение душ человеческих. Радуйся, и всем в посте и молитве пребывающим обещавшая Твое заступле­ние; радуйся, от треволнения моря житейскаго спасающая кающихся. Радуйся, благодать Сына Твоего и Бога низводящая на места, Тебе посвящаемая; радуйся, рай мысленный пока­завшая храмы Божия. Радуйся, пристанище небурное содевающая в онех ищущим спасе­ния; радуйся, всем потребным ко благочестию нас снабдевающая. Радуйся, жительствую­щим богоугодно Подательнице благ временных и вечных; радуйся, Ходатаице нам Царствия Небеснаго. Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Далее, Господь Иисус Христос совершал свои чудеса так, что решительно невозможно было предполагать в них каких-либо естественных сил или тайного искусства. Он совершал их без всяких приготовлений, внезапно, как только представлялся случай; совершал одним словом, нередко одним прикосновением, или даже мыслию и желанием ( Лк.6:19 , Ин.4:50–54 , Мф.8:8–13 и мн. др.),– совершал не в одном каком-либо месте и не в одно какое-либо время, а напротив, – всегда и везде, открыто и всенародно. Сами враги Спасителя, фарисеи и саддукеи, книжники и священники, признавали подлинность Его чудес, как поразительных и необычайных явлений и только не хотели видеть в них действий Божественного всемогущества. «Что сотворим, яко Человек Сей многа знамения творит? – говорили они между собою, – аще оставим Его тако, вси уверуют в Него» ( Ин.11:47–48 ). Сам Господь указывал, на свои чудеса, как на важнейшее доказательство своей Божественности. «Аще не творю для Отца, – говорил Он пред всеми, – не имите Ми веры; аще ли творю, аще и Мне не веруете, делам Моим веруйте» ( Ин.10:27–28 ). «Дела, Яже Аз творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец Мя посла» ( Ин.5:36 ). Ясно, что Господь приписывал Себе способность творить чудеса только как Богу. Только полное обитание Божества в Иисусе Христе, Спасителе нашем, и может объяснить Его чудесные действия. В самом деле, мог ли быть простым смертным Тот, одно слово Которого уничтожало телесные слабости людей, изгоняло болезни, очищало прокаженных, восстановляло расслабленных, слепых делало зрячими, слабых сильными, утишало бушующее море, прекращало бурю, вызывало мертвых из гробов, изгоняло злых духов,– одно прикосновение к Которому было достаточно для исцеления от неизлечимых болезней? Это был поистине Господь всей твари и природы, Владыка жизни, смерти и преисподней, Бог спасающий и милующий людей, Творец и Создатель всего. Если Он давал людям то, чего недоставало им от рождения, то ясно, что Ему было подчинено и самое рождение, а отсюда уже несомненно и Его Божество. Величайшее из чудес Господа Иисуса Христа – Его собственное воскресение – представляет достойное заключение Его богочеловеческой жизни и деятельности; оно есть самое блестящее доказательство Его Божественного достоинства, подтверждение и завершение всех Его чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Всяк земнородный да взыграется Духом просвещаемь и освящаемь от цельбоносныя святыни Твоея. Радосте наша и Похвало да не умолчит никогда силы Твоя глаголати, аще и не­достоин есть, пред величеством славы Твоея; сего ради и мы преславная глаголем о Тебе, Неизглаголанная Тайно; приими сицевая от нас, яко от глубин духа нашего возносимыя хвалы и благо­дарения: Радуйся, Хранительнице наша в настоящем ве­це. Радуйся, Предстательнице наша в будущем. Радуйся, жестокость и окаменение сердца нашего любовию Своею умягчающая. Радуйся, чистым и благим сердцем познавати Тя научающая. Радуй­ся, яко страсти наша Тобою побеждаем. Радуйся, яко жало греховное страстию Сына Твоего и Бога в себе умерщвляем. Радуйся, скорая Утешитель­нице и Целительнице, любовь Свою и милосердие нам являющая. Кондак 9 Всякое естество человеческое удивися преславному чудеси, явленному исперва последи же и всем явленным и являемым зде и на всяцем месте от святыя иконы Твоея, Преблагословенная Матерь живота, всяку похвалу от земли превосходит небесная слава Твоя: не точию зем­ли нашея, но и иных стран любомудрие и врачевство преклоняются смиренне и честне пред вели­чеством непостижимыя тайны исцелений от Твоея силы источаемых. И мы грешнии в недузех и скорбех отягченнии, не вемы иныя на земли Заступницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о, Богомати: ко Твоему благосердию припадая во умилении сердца за премногую милость к нам, недостойным, возсылаем Богу милующему и спасающему всех нас Тобою: Аллилуиа. Икос 9 Витийство человеческое не возможет достойно воспети Тя, о, Всепетая Мати, всему миру и стране нашей во святыни икон Твоих неис­числимая знамения и чудеса явльшую; мы же, просвещаемии, сиянием таковыя славы и богатством милостей Твоих недостоинству нашему, непрестанно тщимся хвалу Ти воздати молении сими: Радуйся, Царице Небесе и земли, Престолу Господню предстоящая. Радуйся, Заступнице вечная, Христа за ны умоляющая. Радуйся, Мати чадолю­бивая, всех охраняющая. Радуйся, заблуждших от пути истины к покаянию призывающая.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице. Кондак 9 Вси Ангели небеснии немолчными похвалами Тя ублажают, Царице и Владычице всея твари, мы же земнии и перстнии кую похвалу достойную принесем Ти, Всепетая? Обаче, надеющеся на милосердие Твое неисчетное, любовию к Тебе понуждаеми, поем чудеса Твоя, проповедуем благодеяния Твоя, славословим имя Твое и, усердно припадая ко святей иконе Твоей, рабски вопием изображенному на ней вкупе с Тобою Богомладенцу Христу: Аллилуиа. Икос 9 Витий риторстии глаголы не довольни к пению чудес Твоих, Богородице, обаче благая сущи, веру нашу вместо риторскаго благословесия милостиво приими, веси бо и любовь нашу, еюже сердца наша к Тебе исполнены. Темже благоутробно услыши нехитростныя наша песни, имиже дерзаем благохвалити Тя сице: Радуйся, сопрестольное Отцу Слово в ложеснах Твоих вместившая; радуйся, Свет незаходимый рождшая. Радуйся, жизнь вечную миру даровавшая рождеством Твоим; радуйся, Превечнаго, яко Младенца, на руку Твоею носившая. Радуйся, граде одушевленный Всецаря; радуйся, скиние освященная живаго Бога. Радуйся, нижняя сочетавшая с вышними; радуйся, миротворице, Божественнаго мира преисполненная. Радуйся, добрых виновная; радуйся, злых пременение. Радуйся, оружие на враги всекрепкое; радуйся, щите верных несокрушимый. Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице. Кондак 10 Спасительное прибежище от сует мира прелестнаго явися жребий Твой земный, святая воистину Гора Афонская, Богородице Дево, ознаменованная многими Твоими чудесы. Но и на всяком месте с любовию призывающих Тя услыши и заступи, Сына же Твоего умоляти не престай, Всеблагая, да не отступна пребывает благодать Его от мест, идеже в собрании верных поется Ему хвалебная песнь: Аллилуиа. Икос 10 Стена еси девственником, Преблагословенная Дево, и столп крепок от лица вражия всем подвижником благочестия: Тебе бо дадеся велия сила темныя адския силы побеждати и от искушений их душепагубных человеки избавляти, наипаче же тех, иже целомудренно и свято на земли пребывают. Сего ради девства и целомудрия рачители согласно Тебе зовут:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Напротив, вышедшие отсюда (из темницы) не подвергнутся ничему такому, а приобретут глубокое спокойствие и безмятежность. Скорбь, произведенная зрелищем узников, потушает всякий такой огонь. Кто вышел от узников, с тем если бы и встретилась какая-либо блудная и бесстыдная женщина, она не причинит ему никакого вреда. Сделавшись уже как бы невинным, он не будет уловлен сетями ее взоров, потому что вместо бесстыдных ее взоров будет тогда пред очами его страх суда. Потому-то испытавший все роды удовольствий и говорил: благо ходити в дом плача, нежели ходити в дом пира ( Еккл. 7:3 ). Не будем же пренебрегать таким делом и занятием. Пусть мы не можем принести пищи или пособить деньгами; но можем словом утешить и ободрить унылую душу, и оказать много иной помощи. Если скажешь, что там содержатся не честные, добрые и кроткие люди, но убийцы, грабители могил, воры, прелюбодеи, люди распутные и злодеи, то и в этом опять укажешь мне побуждение, почему необходимо посещать такие места. Не то нам заповедано, чтобы миловать добрых и наказывать злых, но – всем оказывать человеколюбие. Будьте, сказано, подобны Отцу вашему, иже есть на небесех, яко солнце свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и неправедныя (ср.: Мф. 5:45 ). Итак, не осуждай строго других, и не будь жестоким судьею, но кротким и человеколюбивым. Ведь и мы, если не виновны ни в прелюбодеянии, ни в расхищении могил, ни в воровстве, зато имеем другие согрешения, достойные многих наказаний. И брата часто называли глупцом, а это подвергает нас геенне; и на женщин смотрели невоздержными очами, – а это равняется совершенному любодеянию; но – что всего хуже – не участвуем достойным образом в Таинствах, что делает нас повинными Телу и Крови Христовой. Не будем же строгими исследователями чужих дел, но станем помышлять о своих собственных, и тогда мы не будем так бесчеловечны и жестоки. Кроме того, нужно и то сказать, что там мы найдем много и добрых людей, стоящих часто целого города. И в той темнице, где был Иосиф, находилось много порочных, однако обо всех заботился этот праведник; да и сам содержался там вместе с другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Применим это к самим себе; когда из нас кто извращает совесть свою, омрачает правоту ума и сердца, начинает лукавствовать пред Богом и человеками: тогда не обращаем ли мы добро в зло лицемерием, не переменяем ли свет во тьму, скрывая истину во мраке, и неправду выказывая как истину? Не переменяем ли сладкое в горькое, чувства свободные, мирные, утешительные обращая в рабские, мутные, беспокойные и мятежные? Будем молить Господа, чтобы не попустил нам уклониться в мысли, слова и дела порочные до того, чтобы не видеть своего лукавства и лицемерия ( Пс.140:4 ). В 3-х поражаются горем те ( Ис.5:21–23 ), которые в собственных своих глазах разумны ( Прит.3:7 ), а особенно предающиеся пиршествам ( Ис.5:11,56:12 ) и в жару веселостей производящие как будто ратоборство, кто кого превзойдет в большем употреблении пьянственных напитков. После поражения горем тех, которые явными беззакониями неминуемо навлекали на себя наказание, Пророк делает общее предвозвещение о том, что неминуемо постигнет таковых нещадное истребление. Как огонь поедает солому, а пламя истребляет изгребие, так корень 102 их обратится в гнилость, цвет в прах, их постигнет все губительство, они также будут рассеянны, как от гнилого пня, восхищенный стремительным вихрем, прах рассеивается по воздушному пространству и исчезает. Но вот ужас! Горы содрогнутся и вострепещут от крепости наказующей беззакония руки Господней, а эта гневная рука и еще поднята на казни. Возопием к Господу о самих себе в страхе и трепете: Господи! если Ты будешь взирать на беззакония паши Твоею правдою, без милующей благости: то кто устоит пред лицом правосудия Твоего! ( Ис.129:3 ). Накажи нас правдою Твоею, но помилуй благостью. Паремья 103 1-я на вечер. Сред. 2-й Н. П. Быт. 4:16–26 заключает в себе две части, в 1-й говорится о распространении племени отверженного ( Быт.4:16–24 ), во 2-й о распространении племени благословенного ( Быт.4:25–26 ). 1) Каин удалился от лица Божия, и однако же тотчас обратился к семейственному наслаждению и приобретению чадородия. Дело чадородия есть дело естественное. Но вот что в удалившемся от лица Божия преступника достойно осуждения: раздражив Бога, и ни мало не примирившись с Ним раскаянием, он удалился от лица Божия, а между тем приступает к рождению детей. Что же будет из детей, рожденных от не благословенного ложа, происшедших от отверженного родоначальника? Очевидно, что и дети должны быть не благословенные, и потомство наследовать отвержение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Эта светлость и чистота составляют отраду жизни по заповедям, несмотря на все притрудности, внешние и внутренние. В ней – опора такой жизни; в ней же и дерзновение пред Богом. Как невинное дитя, смело ходит пред Богом чистый совестию и без смущения обращается к Нему в молитве своей. Да молитва и не может иначе зачаться и созреть, как под сознанием чистоты совести. Ее все истинные подвижники и поставляют водительницею или дверию молитвы. Такое-то состояние усматривается в пророке, когда он смело взывает к Богу: «суди суд мой». Хочешь достигнуть возможности и самому так же смело взывать? – Сохрани совесть свою чистою во всем. Но надежду, что ты будешь услышан, полагай не в этом, а в одной милости Божией; потому-то пророк и прибавляет дальше: «словесе ради Твоего живи мя». «Живи мя» – то же, что «избави мя». Внешние скорби делают человека словно неживым, потому и говорится: «убитый человек». Избавление от скорби есть оживление убитого горем. Пророк молится оживить его чрез избавление от того, что делало его убитым. Ради чего? – «Словесе ради». Какое же это слово? – Слово обетования Божия – быть покровом для тех, кои верны Ему не внешне только, но по свидетельству совести своей. Слово же обетования таково: «воззовет ко Мне, и услышу его, с ним есмь в скорби, изму его... и явлю ему спасение Мое» ( Пс.90, 15–16 ). Памятуя сие обетование, пророк и воззвал: «словесе ради Твоего живи мя». Совесть уверяла его, что он ни в чем не виноват, но так как помилование не заключено в этом уверении совести, а находится в милующей деснице Божией, то к ней и взывает он: избавь, как обещал Ты, Господи, ибо хоть совесть моя в ни чем не укоряет меня, но, может быть, око ее не так остро зорко, чтобы все увидеть до малейших подробностей, среди коих может укрываться что-нибудь и достойное укора. Только очи Божии, «светлейшии паче солнца», прозревают сокровеннейшее ( Сир.23, 27 ). Потому пророк хоть и не боялся суда Божия, по суду своей совести, но, помянув, что она может иногда и без покривления своего ненамеренно не видеть какой-нибудь неисправности, всю надежду свою возлагает на милостивое обетование Божие. «Ничесоже в себе свем, но ни о сем оправдаюся» ( 1Кор.4, 4 ). Таково должно быть состояние и расположение возревновавших истинно угождать Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010