Радуйся, благодатная Марие; радуйся, яко Господь с Тобою. Радуйся, благословенная в женах; радуйся, неискусобрачная родительнице Бога Слова. Радуйся, непорочное селение Духа Святаго; радуйся, зачатие несказанное явившая. Радуйся, рождество нетленное показавшая; радуйся, Матерью и Девою пребывшая. Радуйся, во обою непорочно и свято себе сохраньшая; радуйся, Ангелов чистотою Твоею превозшедшая. Радуйся, горних умов непрестающее удивление; радуйся, человеческаго рода возвышение. Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице. Кондак 3 Силою Божиею Гавриил Архангел твердый камень в мягкий воск претвори и на нем перстом своим написа словеса песни хвалебныя Тебе, Богородице, да вси познают великое чудо и несомненно уверуют, яко тако воистину воспевают Тя горе силы небесныя, имже подражающе, и мы поем величия Твоя, Дево, и в радости духовней вопием прославльшему Тя Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имея простоту душевную и непорочное сердце, послушник смиренный сподобися ангельския беседы и лицезрения чиноначальника горних сил, мы же, лукавством и злобою потемненнии, со трепетом взирающе на святую икону Твою, Владычице, молим Ти ся прилежно, обрати ны от злоб наших и научи нас во смирении и кротости духа глаголати Тебе: Радуйся, Гору Афонскую освятившая Твоим благодатным присутствием; радуйся, холмы и дебри ея исполнившая славою Твоих чудес. Радуйся, ангельскаго явления сподобльшая пустынножительство Афонское; радуйся, обители иноческия в нем умножившая во спасение душ человеческих. Радуйся, и всем, в посте и молитве пребывающим, обещавшая Твое заступление; радуйся, от треволнения моря житейскаго спасающая кающихся. Радуйся, благодать Сына Твоего и Бога низводящая на места, Тебе посвящаемыя; радуйся, рай мысленный показавшая храмы Божия. Радуйся, пристанище небурное содевающая в онех ищущим спасения; радуйся, всем потребным ко благочестию нас снабдевающая. Радуйся, жительствующим богоугодно Подательнице благ временных и вечных; радуйся, Ходатаице нам Царствия Небеснаго.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

8:20; Ин.1:51 ). – После того духовный взор молящегося усматриваем еще более важное несоответствие земного бытия человека его небесному идеалу по отношению к его долгам или обязанностям пред Небесным Отцом, т.е. в его частных преступлениях божественной правды (ст. 14) пли грехах ( Лк.11:4 ). Но обращаться за оставлением —19— наших частных падений и отступлений от идеала правды: к любви и милости Небесного Отца мы можем только тогда, когда общую и постоянную основу нашей нравственной жизни составляет Правда Божия и искреннее стремление к богоуподоблению. Частное: мы не можем искренно сознавать себя достойными милости и любви Небесного нашего Отца, благодеющего добрым и злым, праведным и неправедным, если сами не являем милость и любовь к своим собратьям, детям Небесного Отца; ибо не любящий брата своего, коего видит, как может любить Бога, Коего не видит ( 1Ин.4:20 ). Обращение к божественной любви и ненависть к брату своему есть служение Богу и Мамоне, безнравственный фарисеизм и лицемерие. Милуя других, мы уподобляемся Небесному нашему Отцу, любящему и милующему в нас Свой образ. Таким образом не око за око и долг за долг, но милость за милость и прощение за прощение 1068 и получаем мы от любви Божией, излившейся на нас чрез Воплотившегося Сына Божия Единородного (ср. 18:23–35; Иан.1:16; Рим.3:24 др.). Под тяжестью сознания своих отступлений от идеала Правды Божией молящийся как бы еще ниже приникает к земле и с трепетом созерцает здесь облегающее весь мip зло и страшную опасность для грешного человека подпасть искушению зла, на место истины и любви поставить ложь и самолюбие и обоготворить Мамону неправды и чувственности вместо служения и поклонения одному только Богу в духе и истине (ср. 4:10; 6:24; Лк.16:9–13 ; Ин.4:24 др.). В виду такой опасности христианам естественно обращаться к своему Небесному Отцу с молитвою о том, чтобы Он не допустил злу ввести нас, по немощи нашей плоти, в искушение (ср. 26:41; Мк.14:38 ; Лк.22:40:46 ), но, чтобы в этих, на человеческую немощь рассчитанных диаволом, искушениях Бог не дозволил быть нам искушенными свыше того, что можем (преодолеть), и вместе с искушением дал и такой исход, чтобы мы могла перенести иску- —20— шение ( 1Кор.10:13 ; 2Пет.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Весь тон рассказов свидетельствует о том, что те, кто трудится в приюте, совсем не ощущают себя начальниками детей, — они им служат. Каждое утро, пока дети спят, все они собираются в домовой церкви приюта и молятся о детях и о себе: “Даждь им поприще жизни сей достойно прейти, посли им ангелов Твоих хранителей, посли им наставников добрых. Огради их от всякого зла и соблазнов века сего…” “Даруй нам, Господи, любити отроковиц и младенцев сих, якоже Ты Сам возлюбил еси их. Даруй нам терпение, разум и сердце милующее…” В третьем номере завершается публикация статей об о. Николае Маркове и о служении сестер милосердия в Западной Европе. Директор воскресной школы И. Семенов пишет о вальдорфской педагогике. Автор отмечает извращенный онтологический характер антропософии: это — религия, все дела которой — земные, она пытается свергнуть Небо на землю и заставить его служить земным целям, здесь цель воспитания — научить детей не страдать, что в ряде случаев не может не означать — сделать их черствыми. В разделе “Сестрички и братики” — детские стихи и сказка на мотивы “Портрета Дориана Грея”: фея-крестная дарит злой и капризной принцессе зеркало, в котором та может видеть все безобразие своей души после учинения очередной гадости. Принцесса в гневе разбивает зеркало — и уродливые изображения множатся, полностью сохранившись в каждом осколке… Наверное, это страшная сказка, но уж не страшнее очерствения девичьей души. В четвертом номере возобладала тенденция, наметившаяся в третьем; здесь уже нет отдельных статей — все материалы вкраплены в летопись и расположены не по темам, а по датам. Это скорее хорошо, потому что, с одной стороны, соответствует удивительной целостности общинной жизни, а с другой — полностью уподобляет журнал древним летописям, то есть вводит его в русло весьма почтенной литературной традиции. И опять — богослужения и духовные беседы, паломничества и общинные праздники (именины, крестины, венчания), поздравления больных, сирот и солдат… Приезжают зарубежные друзья, проводятся святоотеческие чтения и катехизаторские беседы, свои проблемы у воскресной школы и училища. Новый год первокурсники училища встречали вместе. Было богослужение, трапеза, беседы, видеофильм о преподобномученице Великой княгине Елизавете Федоровне (ее память особо почитается в общине, что не требует комментариев), игры и поздняя ночная прогулка. А на следующий день — снова видеофильм, на этот раз — о себе, о паломничестве в Дивеево.

http://pravmir.ru/rossiya-kotoruyu-my-ve...

Я не знаю, как долго и как часто он это делал, но результаты стали сказываться. Теперь он не вспоминает о причиненном зле, а если и вспоминает, то с иронией, дескать, стоило ли так огорчаться из-за того, что кто-то что-то сказал. Бог-то, Он все видит и знает. А это главное. В те непростые для нас дни Господь протянул мне и моему ребенку Свою милующую и спасающую руку, и, приняв Ее, мы оба нашли себе и утешение, и скорое разрешение многих проблем. Настало время рассказать о том, что стало главным в нашей судьбе и теперь во многом определяет наши с сыном отношения (Господи, помоги сохранить нам сие навсегда, укрепи и направь нас, грешных!). Едва окрестившись, когда ему было всего три годика, сын заявил мне, что вырастет и станет батюшкой. Помню, что в то время мальчика покорила сама личность его крестителя. Он был, по истине, великолепен: исполинский рост, большая борода, огромные мудрые и добрые глаза, приветливая улыбка. Сын был просто очарован им и, в особенности, его черной рясой. Когда мальчик рос, мы часто вели с ним беседы на религиозные темы, ходили к исповеди и причащались. Не всегда охотно (ведь просыпаться приходилось рано и ехать далеко), но малыш семенил за мною по утру в храм, то радостно щебеча, а то и противно подвывая. Однако в храме все становилось на свои места: бывало, он помогал бабулям присматривать за подсвечниками, а наш молоденький (лет девяти) алтарник Ванечка персонально здоровался с Ильей, хотя народу в собор всегда стекалось много. Мой духовный отец, настоятель храма, вскоре предложил мне приводить моего мальчика в алтарь с тем, чтобы Ванечке выросла достойная замена. Однако Господь решил все иначе. Вскоре мы переехали. На новом месте я стала заставлять Илью учиться читать по-церковнославянски. С неохотой (ведь бегать-то хочется сильнее, чем сидеть и учить непонятные слова), но он потихоньку начал заниматься. Я ему помогала, когда видела, что он в чем-то затрудняется. В нашем (теперь уже — нашем) поселке была маленькая, древняя часовенка, Община реставрировала ее собственными силами. Вначале, то есть в советский период, часовенка была загаженным и заброшенным зданием старой почты. Ее отмыли, вычистили, выскоблили, привели в божеский вид. Достроили алтарь, оштукатурили, настелили мраморные полы (Бог послал благодетелей), вставили красивые новые рамы с узорчатыми железными решетками, а местный иконописец написал иконы. Наш храм преобразился, он был маленький, но очень благостный и аккуратненький, а стараниями общины стал таким благолепным, как пасхальное яйцо работы Фаберже. В нем постоянно служили молебны, а вскоре стали служить и Божественную Литургию.

http://pravmir.ru/o-vospitanii-malchika-...

Мысль Кассиана здесь очень ясна и точна – утверждается необходимость помощи Божией и указывается, что эта помощь Божия дается вовсе не за заслуги, а именно как благой дар милосердного Бога, как блaroдamь-gramia-no буквальному и широкому значению этого слова. Но как проявляется действие этой благодати-милосердия Божия, что она делает и что человек, об этом преп. Кассиан пока не говорит. И в следующих главах этой книги (XXII-й), говори о благодати (gratia), он только продолжает развивать ту мысль, что помощь Божия, необходимая для человека, дается даром, не за заслуги, является именно благодатью, и словом «gratia» (благодать), которое он везде почти употребляет в этой книге, означает только, так сказать, характер помощи Божией в отношении к человеку. «Если вспомнить, что два столь тяжкие и столь необыкновенные преступления царя Давида были заглажены одним словом покаяния, то увидим, что заслуги труда здесь недостаточны были для прощения такого преступления, но в преизбытке явлена благодать (gratia) Бога, Который приняв истинное покаяние с искренним исповеданием одного слова, потребил такую тяжесть грехов. Также исследуя начало спасения человеческого, находим, что мы спасены, по апостолу, благодатью (gratia), и сие не от нас, не от дел наших, а по дару Божию ( Ефес. 2, 8–9 ) и ясно можем понять, что достижение совершенства есть дело не желающего, не подвизающегося, но милующего (miserentis) Бога, Который вовсе не в воздаяние за заслуги наших трудов или подвижничества делает нас победителями пороков и не в возмездие за тщание нашей воли помогает восходить на столь трудную высоту непорочности. Никакое удручение этого тела, никакое сокрушение сердца для приобретения истинной чистоты внутреннего человека не могут быть достойны того, чтобы в состоянии приобресть такую добродетель чистоты, прирожденную одним ангелам, одним трудом человеческим без помощи (adjutorio) Божией. Ибо действие всякого дара происходит от благодати Бога (gratia Dei), Который такую долговечность блаженства с великой щедростью даровал за слабое усердие и малый подвиг 408 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Прими меня, Отче, кающегося и помилуй меня, Боже! Вопию к Тебе, Христе, Спасителю, гласом мытаря: очисти и меня, как (очистил Ты) оного, и помилуй меня, Боже! Но что будет в последнее время или что меня ожидает? Увы мне, несчастному! Увы мне! «Кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез?» ( Иер. 9, 1 ). Кто возможет достойно меня оплакать? ибо я сам не могу этого сделать. Приидите, горы, покройте меня, несчастного! Горе! Горе! Что мне сказать? О сколько добра сделал мне Бог, (добра) которое Он только знает, и сколько зла показало мое неразумие! Словом, делом и мыслию всегда прогневляю я моего Благодетеля; и насколько Он долготерпит, настолько я нерадею, окаянный и бесчувственнейший бездушных камней. Однако не отчаиваюсь, но познаю Твое человеколюбие. Покаяния не приобрел я, не приобрел и слез; потому умоляю Тебя, Спаситель, прежде конца обрати меня и дай мне покаяние, чтобы мне избавиться от муки. Господи, Боже мой! Не оставь меня. Я ничто пред Тобою, но грешен весь, и где найду я чувство многих моих зол? Самое то, что я не делаю (добра), есть для меня великое осуждение. Для меня – небо и земля. Для меня – четыре стихии и все, от них происходящее, как говорит Богослов. Об остальном же умолчу, ибо недостоин я говорить что-либо, по множеству зол моих. Оказанные мне благодеяния, превосходящие всякую меру, кто может познать, хотя бы и ангельский ум сподобился иметь. Но за нераскаянный мой нрав я всего лишусь, несчастный. И так поучающийся в этом приходит через несколько времени в третие познание, и всегда плача говорит: О третьем ведении Увы мне! Какой подвиг имеет душа, разлучаясь с телом! Увы мне! Сколько проливает тогда слез, и нет милующего ее! К Ангелам обращает взоры и напрасно умоляет. К людям простирает руки, и нет помогающего ей! Плачу и рыдаю, когда помышляю о смерти и вижу лежащую в гробах по образу Божию созданную нашу красоту – безобразную, бесславную и не имеющую вида. О чудо! Какое это таинство совершилось над нами? Как мы предались тлению? Как совокупились со смертью? Поистине Божиим повелением, как написано.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Ибо надобно, чтобы дело спасения зависело как от нас, так и от Бога. Посему сказано: ни хотящего, то есть ни одного хотящего, ни текущего только, но и милующаго Бога. Потом, поскольку и самое хотение от Бога, то справедливо апостол все приписал Богу. Течешь ли, подвизаешься ли – всё имеешь нужду в Дающем венец. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии его: и аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегущий его. ( Пс. 126:1 ). Знаю, говорит он, что не от легких в бегу зависит бег, не от сильных – война, не от ратоборцев – победа, и пристань не во власти искусных пловцов; но от Бога и победу устроить, и ладью ввести в пристань. Боюсь, чтобы не присоединилась к сему нелепая мысль, будто бы душа имела другую жизнь, а потом уже соединена с сим телом, и за тамошнюю жизнь одни получают здесь дар пророчества, а другие, жившие там худо, осуждаются. Но поскольку допустить сие крайне нелепо и несообразно с учением Церкви (хотя другие и забавляются такими учениями, но нам забавляться подобными толками небезопасно); то и в сем месте к словам имже дано есть, присовокупляй: то есть достойным; а то, чтобы стать достойными, не только получили они от Отца, но и сами себе дали. О том же св. Исидора Пелусиота Творения свв. отцов, т. 36. Тв. Исидора Пелусиота , ч. 3 Сказанное о девстве: не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть, – сказано не в том смысле, что дается сие иным по какому-то жребию (в таком случае Бог не назначил бы им в награду Небесного Царства), напротив того, сим показывается, что, во-первых, подвизающиеся сим преестественным подвигом имеют нужду в Божьей помощи; и во-вторых, совет сей сходит с неба, не законом постановляемый, но предлагаемый в виде увещания; в-третьих, девство дается тем, которые препобедили невоздержание, свыше призывают содействие, сохраняют драгоценность сию постами и бдениями; нерадением же и роскошью они предают себя зверю. А если бы давалось оно по жребию, то излишнею была бы награда. Не по милости оно дано, но дается желающим принять; а кто не хочет, тем никто и не даст.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Подобный некоторым образом страх недавно объял было и нас, когда дражайшего Наследника Нашего здравие поколебалось, так как иногда райского цвета листвие на время увядают. Божие сие было посещение, рука Всемогущая коснулася телесного Его состава, чтоб утвердить дух Его, великодушно сносить всякие и противные случаи, и расположить Его равно лобызать Отеческую Божию десницу, наказующую и милующую; ибо равно и тем и другим нам благодетельствует Он. О коликим Твое, Всеавгустейшая Монархиня! сердце страхом и печалию было пораженно, видеть любезнейший чрева своего плод, живое добродетелей Твоих изображение, видеть в подвиге болезненном! но вера Твоя к Богу достойна была того, чтоб Тебе быть обрадованной совершенным здравия Его восстановлением; ибо молитвы Твои были действительнейшим для него врачевством, в воздаяние за которые Врач душ и телес вдохновением Святого Духа возвестил Тебе: Се здрав сын Твой. Приими убо паки Его в матерние недра Твои, и укрепляй дух Его примером добродетелей своих, которого для Него ничто не может быть ни ближае ни действительнее, дабы мы имея счастие видеть храм благополучия Тобою созданный, имели надежду оный видеть им утверждаемый во веки. Ты же, дражайший Высокий Наследник наш! крепися и мужайся, и Богу посетившему Тя принеси жертву благодарности; научися из сего не ослабевать в том на Всемогущего уповании, в котором от младенчества утверждено есть сердце Твое. Сие есть действительнейшее средство привлекать на себя благословение Божие, если и противные случаи принимать с неизменяемым великодушием. Сохраняй всегда оную души Твоей непорочность, которая наибольшею радости нашей всегда была причиною: священному же сему бытия Твоего орудию, Августейшей Родительнице Твоей, спострадавшей болезни Твоей, поставь жертвенник, и возжги на нем неугасаемый огнь сыновней любви; сим-то способом достигнеши до оного славного наименования, которым почтены добрые в свете правители, то есть, утехою человеческого рода, Аминь. Сказывано в присутствии Ее Императорского Величества и Его Императорского Высочества в придворной церкви в Санктпетербурге, Сентября 20 дня 1771 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Самое отдалённое потомство оправдает их. Оно будет украшать священное имя твоё титлом великого в роды родов! Когда Владеющий царствами земными хочет народы сделать счастливыми, вручает их державе кротких, благодетельных и мудрых царей; напротив, наказуя во гневе Своём, подвергает их жестокой власти надменных, злобных и буйных обладателей. Наполеон был ужасное оружие в деснице Вседержителя, наказующее народы за их нечестие и беззакония. Александр есть благотворный посланник Неба, милующего человечество и избавляющего от тех ужасных бедствий, каким подвергло оно себя ради неправд своих. Наполеон есть тот человек, который в гордыне своей мечтал быть равен Вышнему, – который опустошал, разрушал всё и проливал реки крови. Александр, подобно Ноевой голубице, несёт к народам масличную ветвь в знамение общего мира, – в знак того, что кровавый потоп должен прекратиться на лице земли, что исчезнут тучи браней, и всюду воссияет тишина и спокойствие. – Вечные проклятья обременят главу жестокого разорителя Европы, но благотворный спаситель оной прославится во веки. – Царства и народы воздвигнут ему памятники в благодарных и признательных сердцах; в них сохранят благословенное имя его от едкости времён, истребляющих и медь, и мрамор. Сынове Сиони! возрадуйтеся о царе своем 155 . Он есть избранный Божий; да будем убо достойны его. Он с Господом, и Господь с ним; потецем убо в след его, взыщем Господа, и обрящется нам, и аще Господь будет с нами, тогда ошуюю падёт пред нами тысяча и тма одесную, к нам же не приближится 156 . Сынове Сиони! ублажая жребий свой под благотворной державой спасителя Европы, исповедайтеся Господеви; хвалитеся о имени святом Его. Воспойте Ему, и пойте Ему; поведите вся чудеса Его. Аминь. Слово по случаю заключения мира с Францией и восстановления спокойствия в Европе Говорено 21 июня 1814 года Слава в вышних Богу, и на земли мир 157 . Силы небесные сею торжественной песней восхваляли Бога при рождении Бога Слова, Спасителя мира; сим радостным гласом возвестили грядущее примирение твари с Творцом, и возведение человека в то блаженство и славу, с высоты коих низринуло его преступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Самое отдаленное потомство оправдает их. Оно будет украшать священное имя Твое титлом Великого в роды родов! Когда Владеющий царствами земными хочет народы сделать счастливыми; вручает их державе кротких, благодетельных и мудрых Царей; напротив, наказуя во гневе своем, подвергает их жестокой власти надменных, злобных и буйных обладателей. Наполеон был ужасное оружие в деснице Вседержителя, наказующее народы за их нечестие и беззакония. Александр есть благотворный Посланник Неба, милующего человечество и избавляющего от тех ужасных бедствий, каким подвергло оно себя ради неправд своих. Наполеон есть тот человек, который в гордыне своей мечтал быть равен Вышнему – который опустошал, разрушал все и проливал реки крови. Александр, подобно Ноевой голубице, несет к народам масличную ветвь в знамение общего мира – в знак того, что кровавый потоп должен прекратится на лице земли, что исчезнут тучи браней, и всюду воссияет тишина и спокойствие. – Вечные проклятия обременят главу жестокого разорителя Европы; но благотворный Спаситель оными прославится во веки. – Царства и народы воздвигнут Ему памятники в благодарных и признательных сердцах; в них сохранят благословенное имя Его от едкости времен, истребляющих и медь, и мрамор. Сынове Сионе! Возрадуйтесь о Царе своем 137 Он есть избранный Божий; да будем убо достойны Его. Он с Господом, и Господь с Ним; потецем убо в след Его, взыщем Господа, и обрящется нам: и аще Господь будет с нами, тогда ошуюю падет пред нами тысяща и тьма одесную, к нам же не приближится 138 – Сынове Сионе! Ублажая жребий свой под благотворной державой Спасителя Европы, исповедайтеся Господеви; хвалитеся о имени святом Его. Воспойте Ему, и пойте Ему; поведите вся чудеса Его 139 . – Аминь. К. Слово по случаю заключения вожделенного и винословного мира победоносной России с Францией и восстановлению свободы и стойкости во всей Европе, пред начатием благодарственного Господу Богу молебствия, произнесенное в Московском балыком Успенском соборе 1814 года, июня 21 дня Слава в вышних Богу, и на земле мир 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010