Певцы: Господи, помилуй (12). Возглас: Милостию и щедротами: По 9-й песни Достойно есть: Трисвятое. Отче наш: По возгласе Тропарь, глас 4: Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, славяще Тя, хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благосердие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе. Слава: Кондак, глас 3: Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Всещедрый. И ныне. Богородичен, глас тойже: Богородице христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, едина вскоре предстательствующая. Ектения сугубая: Помилуй нас Боже: Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, Твоему благосердию, Спасе и Владыко наш Господи, о Твоих благодеяниях, ихже присно обильно изливаеши на нас недостойных, припадаем и славословие Тебе яко Богу приносим и умильно вопием: избави от всех бед братий наших, чрез нихже Ты благодетельствуеши нам и всегда яко Милостив исполни ко благу желания их и наши, прилежно молимся Тебе, услыши и помилуй. Якоже ныне милостиво услышал еси молитвы наши, Господи, и чрез благодетелей наших явил еси на нас богатство милосердия Твоего, тако и на будущее время не презирая, исполни в славу Твою все благая желания верных Твоих и яви всем нам богатую милость Твою, все наша согрешения презирая, молимся Тебе, услыши и помилуй. Благоприятно, яко кадило благовонное и яко всесожжения тучныя, да будет Всеблагий Владыко благодарение сие наше, пред величеством славы Твоея и ниспосли всегда яко Щедр рабам Твоим, милостыню нам ныне сотворившим и всем благодетелям нашим, милующим и питающим нас, заповедавшим и о нихже заповедано нам молитися, богатые милости и щедроты Твои, домы их и имения от всякаго зла избави, молимся Тебе, Всещедрый Царю, милостивно услыши и скоро помилуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всматриваясь же в характер Его чудес, мы не можем не признать, что это такие дела, которых, по свидетельству самого Совершителя их, «ин никтоже сотвори» ( Ин.15:24 ). Характеристические черты Его чудесных дел, ставящие их на неизмеримую высоту сравнительно с чудесами обыкновенных божественных посланников, ясно свидетельствуют, что такие дела мог совершать только Бог; только полное обитание божества в Иисусе Христе Спасителе нашем и может объяснить Его чудесные действия. В самом деле, мог ли быть простым смертным Тот, одно слово Которого уничтожало телесные слабости людей, изгоняло болезни, утишало все телесные и душевные муки людей, очищало прокаженных, восстановляло расслабленных, слепых делало зрячими, слабых, – сильными, успокаивало бушующее море, прекращало бурю и грозу, вызывало мертвых из гробов, изгоняло злых духов, – одно прикосновение к Которому было достаточно для исцеления от неизлечимых болезней. Это был, по истине, Господь всей твари и природы, Владыка жизни, смерти и преисподней; Бог , спасающий и милующий людей. Творец и Создатель всего. Если Он давал людям то, чего недоставало им от рождения, то ясно, что Ему было подчинено и само рождение, а отсюда уже несомненно и Его Божество. Величайшее из чудес Господа Иисуса Христа, – Его собственное воскресение, – представляет достойное заключение Его богочеловеческой жизни и деятельности; оно есть самое блестящее доказательство Его божественного достоинства, подтверждение и завершение всех Его чудес. Итак, могущество Господа нашего Иисуса Христа, проявившееся в Его чудесах, вполне самостоятельное, не заимствованное свыше, как особый дар, – постоянная, внутренняя присущая Ему сила чудотворений, жившая и действовавшая в Нем, Его власть и господство над миром физическим и нравственным, жизнью, смертью и преисподней, – высокая степень любви и милосердия к страждущему человечеству, обновление и пересоздание грешного человеческого естества, – путем обращения на истинный путь покаяния и веры, фактически засвидетельствованное Им право прощения грехов, принадлежащее одному Богу и разрешение совести грешников, – требование веры, как условия совершения чудес, исключающее всякую возможность предположения о лжи и богохульстве со стороны того, нравственная личность Которого составляет величайшую загадку в истории человечества, если видеть в нем лишь простого смертного, – все это с неизбежной логической необходимостью вынуждает нас видеть в Господе Спасителе нашем личность божественную.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Случилось со мной, помнится, еще большее искушение. Я готовилась к принятию Святых Таин Христовых. Исповедалась и осталась, по своему обыкновению, слушать бдение в хибарке у старца. Был канун какого-то праздника. Народу было много на нашей женской половине. Слушая службу рассеянно и предавшись разным мыслям о всем мной виденном и слышанном, я так вдруг все растеряла и так все у меня перевернулось в голове, что на минуту все забылось, что давал мне мой отец, и страшное сомнение в прозорливости старца, совсем уже ни на чем не основанное, вкралось на минуту в мою душу. Более меня опытный в духовной жизни понял бы и отогнал непрошеную мысль. Я же перепугалась и стояла рассеянно. Мысли больше и больше путались. Началось чтение кафизм. Вдруг, без предварительного уведомления келейника, показался на пороге старец в беленьком балахончике, с накинутой на плечах короткой мантийкой, как молился. И вышел он теперь не так, как делалось всегда, – помолится сначала на икону «Достойно есть», или «Милующую», и пойдет благословлять. Нет. Он на пороге остановился, взглянув куда-то выше наших голов, к печке, и стоял так с минуту. Глазки его были полны необыкновенного огня и грозны. Все мы вздрогнули, так как все до одной заметили это. Затем батюшка сошел с приступок и стал спокойно всех благословлять направо и налево. Дойдя до меня, он неожиданно сел на стул, за которым я стояла. Когда таким образом очутилась я подле старца и стала пред ним на колена, все искушение от меня тотчас отлетело, глубокое раскаяние в моей непрошеной мысли охватило меня. Батюшка же приподнял свою палочку и, постучав ею крепко об пол, сказал: «Уж я прогоню эту черную галку», – и встал. Тогда я сказала: «Батюшка! Возьмите меня на минутку – я к завтрему готовлюсь». Но старец перекрестил меня большим крестом и ласково сказал: «Ну нет, не могу: завтра придешь». Наутро приобщившись Святых Христовых Таин, я пошла к батюшке с твердым намерением рассказать все смущавшие меня против него помыслы, несмотря на то что после всего, дарованного мне им, мне было перед ним стыдно, и я не знала, как начать говорить. Старец сейчас же меня принял. Он лежал на своей постельке. Личико у него было такое светлое, веселое. Я подошла и, став на колена, сказала: «Простите меня, батюшка». Батюшка перекрестил меня и так скоро, весело мне сказал: «Бог тебя простит». Мне почувствовалось на душе легко. Батюшка не спросил меня, в чем я была виновата, и ничего не дал мне сказать. Но, приласкав меня, крепко дернул за колокольчик, а вошедшему келейнику велел позвать приехавших издалека каких-то монахинь. Меня же оставил стоять подле себя и, положив головку на мою голову, говорил с ними, а потом всех нас отпустил. Я вышла радостная, недоумевая только, почему я так легко отделалась. Батюшка до той поры всегда спрашивал, в чем я чувствовала себя виновной. А когда, бывало, скажешь: «Что вам говорить? Вы сами все знаете». – «Я-то знаю, – ответил он, – да ты-то говори». А тут батюшка прямо простил, и совесть моя успокоилась.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

И по Златоусту, хотя все, что человек не имеет и не делает доброго, не исключая и самой веры, зависит от благости Божией, но с другой стороны, оно же зависит и от самой его воли; без ее стремления к добру, при ее лености и дремоте ничего подобного быть не может, потому что хотя Бог хочет, чтобы все спаслись, но Он никого к тому не принуждает. С этой стороны и все спасение не есть дело одного милующего Бога, но в некоторой доле хотящего и текущего человека. В этом отношении и от воли самого человеке зависит как вера, пожелание и избрание доброго, так и самое совершение последнего при помощи Благодати. Если, по словам Златоуста, все в деле спасения приписывается Богу, то это объясняется тем же, почему напр., иногда постройку здания приписывают архитектору, несмотря на то, что при этом трудились многие рабочие. Бог не восхотел, чтобы все в спасении зависело от Него одного, дабы не оказалось, что Он награждает без причины, но не восхотел также и того, чтобы все зависело от нас дабы впали в гордость. Св. Отец высказывает мысль и относительно непросвещенных христианством: «… если Отец влечет, Сын руководит, Дух просвещает, то грешат ли те, которые не привлечены, не руководимы, не просвещены? Грешат, потому что они сами не оказали себя достойными получить это просвещение. Посмотри, почему это случилось с Корнилием: он не собственными силами обрел это, но призвал его Бог; потому что он (Корнилий) сделал себя того достойным… Хотя не от Него зависит привлекать и руководить, но Он ищет благопокорливой души, и тогда оказывает Свое содействие. Вот почему и Павел … говорит: «сущим по предуведению званным». Ибо не по принуждению бывает добродетель и спасение наше. Хотя большая часть и почти все зависит от Бога, но Он нечто малое предоставил и нам, чтобы назначение венцов сообразовалось с личным достоинством каждого». «Благодать, хотя она и Благодать, спасает пожелавших, а не тех, которые не хотят ее и отвращаются от нее, постоянно против нее восстают и противятся ей». Особенного внимания заслуживает учение пр. Макария Египетского о необходимости благодати и личного участия человеческой свободы. По учению Макария, падший человек был поражен такою болезнию, что от нее мог быть исцелен только силою Божеского Естества или даром Духа Святаго. Поэтому, если не сподобимся всыновления высшею помощию, то всуе будем трудиться, как далеко отстоящие от силы Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sarych...

8 . Не отвращайся от нуждающегося, но всё дели с братом твоим и не говори, что это [всё] твоя собственность, ибо если вы соучастники в нетленном, то насколько более в тленном? 9 . Не отнимай руки твоей от сына твоего или от дочери твоей, но от юности учи их страху Божию. 10 . В гневе твоём не отдавай приказаний рабу твоему или служанке твоей, надеющимся на того же Бога, дабы они никогда не перестали бояться Бога, сущего над обоими Вами, ибо Он пришёл призвать [ко спасению], не по лицу судя, а тех коих уготовал Дух. 11 . Вы же, рабы, подчиняйтесь господам своим, как образу Божию, по совести и со страхом. 12 . Ненавидь всякое лицемерие и всё, что неугодно Господу. 13 . Не оставляй заповедей Господа, но храни то, что принял, не прибавляя и не убавляя. 14 . В церкви исповедуй преступления свои и не приступай к молитве своей в лукавой совести. Этот путь есть путь жизни. Глава 5. Путь смерти 1 . Путь же смерти таков. Прежде всего он лукав и исполнен проклятия. [На пути этом] убийства, прелюбодеяния, похоти, блуд, кражи, идолослужение, волшебства, отравления, хищничества, лжесвидетельства, лицемерия, двоедушие, коварство, высокомерие, злоба, самоуправство, алчность, сквернословие, зависть, дерзость, надменность, тщеславие. 2 . На этом пути гонители добра, ненавистники истины, любители лжи, не признающие воздаяния за праведность, не привязывающиеся к добру, ни к праведному суду, внимательные не к добру, а к злу, от которых далеки кротость и терпение, любящие суету, гоняющиеся за мздовоздаянием, не милующие бедного, не труждающиеся за утруждённого, не признающие Создателя своего, убийцы детей, губители Божия создания, отвращающиеся от нуждающегося, обременяющиеся угнетённого, заступники богатых, беззаконные судьи бедных, все грешные. Удаляйтесь, дети, от всех таковых. Глава 6. Бодрствуй над собой 1 . Смотри, чтобы кто не совратил тебя с этого пути учения, поскольку таковой учит тебя вне Бога. 2 . Ибо если ты сможешь понести всё иго Господне, то будешь совершен, а если не можешь, то делай то, что можешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Икос 8 Всем верным умилительно есть взирати на святую икону Твою, Всемилостивая Владычице, Ты бо еси всех скорбящих Утешительница и бедствующих Помощница. К Тебе убо прибегаем, Богомати, пред пречестною иконою Твоею припадающе: исполни радости и веселия скорбная сердца наша, да, получивше отраду и утешение, вопием Ти: Радуйся, Путеводительнице, к Небесному отечеству нас руководящая. Радуйся, Царице Неба и земли, врата райская нам отверзающая. Радуйся, Милостивая, нас милующая. Радуйся, Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Радуйся, руно орошенное, еже Гедеон предвиде. Радуйся, блаженное чрево, невместимаго всеми Бога вместившее. Радуйся, Неопалимая Купино. Радуйся, Нерушимая Стено. Радуйся, Живоносный Источниче. Радуйся, Цвете Неувядаемый. Радуйся, умягчение сердец злых. Радуйся, умиление благих. Радуйся, Владычице, в скорбех и печалех нас присно утешающая. Кондак 9 Всякия утоляеши болезни и скорби, во обстоянии сущим руку помощи простирающи, о Всеблагая: призрела бо еси на раба Твоего Тимофея и исцеление ему даровала еси. Услади убо и наша скорби и печали, скорая Помощнице, и исцеление подаждь недугующим душам и телесем нашим, да вопием немолчно: Аллилуиа. Икос 9 Ветии многовещаннии недоумевают, киими словесы достойно восхвалити вся чудеса Твоя, Богородице, от святыя иконы Твоея бываемыя. Мы же, Твоя неисчетная благодеяния видяще, присно Тя ублажаем и хвалебно Тебе вопием: Радуйся, обрадовавшая надеянием на Тя всех христиан. Радуйся, Радосте и умирение миру. Радуйся, Подательнице Божественныя благости. Радуйся, Надеждо благ вечных. Радуйся, кораблю хотящих спастися. Радуйся, пристанище житейских плаваний. Радуйся, верная Хранительнице уповающих на Тя по Бозе. Радуйся, одеждо нагих дерзновения. Радуйся, Заступнице всех и утверждение. Радуйся, всех верных ограждение и священное прибежище. Радуйся, помоще верно молящихся Тебе. Радуйся, светлое благодати познание. Радуйся, Владычице, в скорбех и печалех нас присно утешающая. Кондак 10 Спасительное прибещиже в скорбех и бедах являешися всему роду человеческому, Мати Божия: Тя бо дарова Человеколюбец Господь погибающим в помощь, покров и утешение. Мы же, вечныя муки Твоим ходатайством избавитися уповающе, верно вопием Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.

http://pravicon.com/info-4004

Мф. 11:5 ; Лк. 4:16–22 ; сравн. Ис. 61:1–2 и друг.), – но все напрасно: злой народ свыкся со своими дурными правителями. И уничтожил я, говорит добрый пастырь, в один месяц трех пастухов, – т. е. «иудейских царей, пророков и священников; потому что, как говорит блаж. Феодорит, сими тремя чиноначалиями пасомы были иудеи» 245 – с целью сделать их достойными членами царства Мессии, – а, между тем, в конце концов оказалось, что они не только не содействовали достижению народом той цели, ради которой сами учркждены были, но еще приводили его к последствиям, совершенно противоположным 246 . И потому, говорит добрый пастырь, душа моя не терпела их (сравн. Чис. 21:5 ; Суд. 16:16 ), но и их душа не принимала меня ( Зах. 11:8 ) 247 , – так что не оставалось уже никакой надежды на спасение представителей несчастного народа. И сказал я, говорит добрый пастырь: не стану я пасти вас, прекращу для вас знамения благодати своей, так как они ни к чему не ведут более, кроме обнаружения вашей нравственной порчи 248 : пусть умирающая умирает и гибнущая гибнет, так как благодать Божия не может спасать, упорно отвергающего ее, человека, нравственно мертвого, сына погибели – не по недостатку милующей любви Божией, а по невозможности раскаяния со стороны грешника 249 ; пусть карающее правосудие Божие, которое жестоковыйный народ призывает на себя, действительно подвергнет его наказанию, которое он вполне заслужил, чтобы гибнуть в, сродном ему, безначалии, имеющем привести его, наконец, к тому, что остальные, не погибшие раньше, овцы будут, наконец, есть плоть одна другой ( Зах. 11:9 ). " Все это и исполнилось в земле Обетованной, говорит св. Ефрем Сирин , когда иудеи истреблены были римлянами, и когда оставшиеся из них, будучи осаждены и бедствуя во Иерусалиме, грабили и убивали друг друга» 250 . И взял, таким образом, я, говорит добрый пастырь, посох мой – благодать, и переломил его, уничтожая чрез то завет мой, который я утвердил со всеми оными племенами ( Зах. 11:10 ) и который состоял в том, что Господь имел поставить избранный народ Свой выше всех народов, которые Он сотворил, в чести, славе и красоте, – в том, что Израиль имел быть святым народом у Господа, Бога своего ( Втор. 26:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Знаем, что на небо вознесся наш Господь — слава и радость всего человечества. Не знаем только, насколько небо видимое может свидетельствовать о небе невидимом, но имеем несомненно-верное убеждение, что там — в необъятности и бесконечности небесной — живет бесконечный Бог. Не знаем, в какой степени земля с ее человеком принимает участие в общей жизни неба, но знаем, что там наш зиждущий, управляющий, судящий и милующий Промысл. Небо для нас, таким образом, неизбежный и неустранимый, а потому, надо думать, верный указатель и учитель о Божестве! С неба низведи взор на нашу всё еще слишком великую, но в сравнении с небом ничтожно-малую землю и пронесись испытующим взором по всем царствам бытия ее. Какая отрада разольется в душе твоей при первой мысли, что бесконечно высокий и удаленный Бог небесный есть и Бог нашей земли, что Он наложил Свой отпечаток на каждую подручную нам вещь, некогда останавливался творческой мыслью на каждом роде бытия. Грех осуетил всё, окружающее нас. Мы присмотрелись к делам Божиим до того, что часто вовсе не считаем их Божиими, заменяя Бога безотчетно (чтоб не сказать прямо: безумно) употребляемым словом природа. Но так как природа не может ни творить, ни мыслить, ни отобразить себя, то мы и не думаем видеть в предметах земных что-нибудь высшее, свидетельствующее о Боге. Неразумие и ослепление, достойное всегдашнего оплакивания! Дивный величием в небе Господь дивен разнообразием силы, жизни, красоты на земле. Смотри на него в обыденных явлениях стихий земных: водой Он всё произраща-ет, питает, очищает, огнем всё согревает, освещает и претворяет, воздухом живительно почивает над всей землей, теплотой вызывает жизнь и плодоношение; хладом укрепляет живущее и плодоносящее, дождем дает силу, крепость и свежесть всякому возрастанию, ветром разносит милующую или карающую долю суда Своего по лицу земли. Он, милостивый и грозный, присутствует в тучах и посылает молнию и гром для возбуждения сил и для уравновешения стихий земли. Везде — от поверхности земной до высоты небесной — начертывается Его промыслительный Лик.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Молитвами святых отец наших: Господу помолимся. Господи помилуй. Молитва Господи Иисусе Христе, Боже наш, Боже всякаго милосердия и щедрот, егоже милость безмерна, и человеколюбия неизследимая пучино! К Твоему величествию припадающе со страхом и трепетом, благодарение Твоему благосердию о Твоих благодеяниях на нас, рабах Твоих, бывших ныне смиренно приносяще, Тя, яко Господа, Владыку и Благодетеля нашего хвалим, поем и величаем, и припадающе паки благодарим Твое безмерное и неизреченное милосердие смиренно моляще. Да якоже до ныне во все дни жизни нашей и в мимошедший день милостями Твоими нас ущедрял еси, тако и на будущее время Твои благодеяния нам и всем верным всегда подавай; братий наших на судилищах, в темницах, узах, заточении, изгнании и горьких работах сущих (чад наших духовных) и всех вне храмов воздыхающих, всех любящих, милующих, питающих, благодеющих и служащих нам, заповедавших и о них же заповедано молиться, и всех сродников их и наших от всякаго злаго обстояния избави, мир и безмятежие всем даруй. И Тебе, со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Единосущным Твоим Духом во Едином существе славимому Богу всегда благодарение приносити и преблагая глаголати и воспети сподоби: Слава Тебе Богу, Благодетелю нашему во веки веков. Аминь. И песнь святаго Амвросия: Тебе Бога хвалим: и обычное окончание вечерних молитв: Достойно есть: Владыко Человеколюбче: и прочее. Мирянин после благодарственных тропаря, кондака и Богородична читает одно благодарственное прошение: Благодаряще со страхом и трепетом: и непосредственно за ним произносит: Господу помолимся. Господи помилуй. Затем читает молитву с опущением слов, заключенных в скобки, и поет или читает песнь святаго Амвросия, после которой продолжает вечерния молитвы. Последование благодарственного молебного пения по получении милостыни Возглашает предстоятель: Слава Святей Единосущной и Нераздельной Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный: Трисвятое. Отче наш: Господи помилуй (12). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся: (трижды).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010