Закрыть itemscope itemtype="" > Русский обычай Очерк о языческом и христианском в народном календаре. Часть 6 27.02.2019 1259 Время на чтение 22 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 КРЕСТЬЯНСКО-ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. Продолжение Илья пророк (IX в. до Рождества Христова; память: 2 (20) июля)... Неисповедимыми путями российский мужик в череде святых выделил и возлюбил пророка Илию, поселил его в русской земле, одарил русским нравом; но если русское простолюдье любило Николая Чудотворца эдакой ласковой, безстрашной любовью, яко выходца из пахотных крестьян, то любовь к Илие пророку была преисполнена благодатного Божиего страха. «...Таков по воззрениям народа Илья-пророк, олицетворяющий собой праведный Гнев Божий. Повсюду на Руси он именуется «грозным» и повсюду день, посвященный его памяти (...) считается одним из самых опасных. Во многих местах крестьяне даже постятся всю ильинскую неделю, чтобы предотвратить гнев пророка и спасти от его стрел поля, свои села и скотину». (С. Максимов). Да, в крестьянском воображении Илия пророк - самый суровый христианский святой: Сердитый, Грозный, Громовник, Громобой, Громовержец ...на Ильин день случались грозы с раскатами грома ... но суровость пророка была, словно суровость отца в благочестивой, домостройной семье, который строг, но справедлив и за которым домочадцы, как за каменной стеной. Крестьяне полагали: Млечный путь - Божия дорога, по которой Бог и святой Илия ездят на колеснице, везомой огненными конями... «На огненной колеснице могучий седой с грозными очами разъезжает из конца в конец по беспредельным небесным полям, и карающая рука его сыплет с надзвездной высоты огненные каменные стрелы, поражая испуганные сонмы бесов и преступивших Закон Божий сынов человеческих. (...) Даже сам сатана трепещет перед грозным Ильей и, застигнутый пророком в облаках, пускается на хитрости, чтобы избежать могучих ударов. «Я в христианский дом влечу и сожгу его», - грозится сатана. А Илья гремит ему в ответ: «Я не пощажу дома, поражу тебя». И ударяет в ту пору своим жезлом с такой силой, что трещат небесные своды и огненным дождем рассыпаются каменные стрелы. «Я в скотину влечу, я в человека войду и погублю их, я в церковь Божию влечу и сожгу ее», - снова грозится сатана. Но Илья неумолим: - «Я и церкви святой не пощажу, но сокрушу тебя», - гремит он опять, и все небо опоясывает огненной лентой, убивая скотину, людей, разбивая в щепки столетние деревья и сжигая св. храмы. (...) Народ представляет себе Илью не только как вестника Небесного гнева, но и как благодетеля человеческого рода, дарующего земле изобилие плодов и прогоняющего нечистую силу, эту виновницу человеческих несчастий и болезней. По-народному поверию, для нечистой силы страшен не только сам Илья, но даже дождь, который проливается в его день, имеет великую силу: ильинским дождем умываются от вражьих наветов, от напусков и чар». (С. Максимов). |
Закрыть itemscope itemtype="" > Там, где шумят струи Арагвы и Куры 16.08.2018 776 Время на чтение 10 минут ...Там, где, сливаяся, шумят,//Обнявшись, будто две сестры,//Струи Арагвы и Куры,//Был монастырь. Из-за горы//И нынче видит пешеход//Столбы обрушенных ворот,//И башни, и церковный свод... Такой увидел православную Грузию великий поэт Михаил Лермонтов. Благодаря его поэме «Мцыри» прославился в русской литературе грузинский монастырь Джвари. Поговаривают даже, что в этом монастыре писатель встретил старого монаха, рассказ которого и послужил основой для поэмы. Святыни Грузии веками привлекали не только мастеров пера, но и паломников из разных частей света. В связи с политическими событиями последних десятилетий поездки в эту гостеприимную страну из России стали реже. Но некоторым паломникам всё же удается посетить Грузию, и она открывается им как большое и доброе сердце, наполненное светом и любовью. О Священной Иверии наш сегодняшний рассказ. Очень много тепла О поездке по святым местам Грузии Вера Анатольевна Косенко - библиотекарь саратовского храма Казанской иконы Божией Матери и гид паломнической службы - узнала от своей знакомой из Самары. Набиралась совмещенная группа паломников из разных городов, и женщина решила не только поехать сама, но и пригласить прихожан из своего и других городских храмов. Времени на сборы было мало - всего две недели. Развесили объявления по храмам Саратова - откликнулось всего несколько человек. Организовали небольшую группу и отправились в путь. - Дорога предстояла неблизкая, полная искушений, душевных и физических трудностей. Но с молитвенной поддержкой священника (сопровождал паломников протоиерей Александр Пушин из храма святителя Николая Чудотворца города Уральска.- Авт. ) длинную дорогу преодолели легко и на одном дыхании, так как нас ждала Иверия - первый удел Пресвятой Богородицы. Мы много молились, читали акафисты Божией Матери, Николаю Чудотворцу... Мы волновались, но, как оказалось, напрасно. В Грузии мы встретили настоящую братскую любовь, - рассказывает моя собеседница. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Туровец - слава и чудеса Пресвятой Богородицы 26.09.2007 840 Время на чтение 6 минут Есть уголок, возле врат райских и на богоспасаемой Архангельской земле. Туровец, издревле почитаемое православным русским народом место - высокая нерукотворная лесная горка, а на ней два храма Богородичный и Богоявленский, рядом маленькая изба-просфорня с кельями для паломников. Всё вокруг - творение Божье, многовековые леса, поля, реки благовествуют об ином, горнем мире, вышедшем из рук Творца, а не испоганенном человеческим беззаконием... Слава Богу, за всё! Приносит еще плод добрый виноградник Земли Русской. И ради него бережет Господь страну Российскую. Как бы тяжело мы сегодня не жили, в каком бы угрожающем положении не находились - нас никогда не должна оставлять забота и печаль о нашей Родине. Вот она Россия - Отечество земное, Небесный дар, страна, где промыслом Божьим мы как православный род-народ утверждаем Отчизну Небесную. Святая Русь, Иерусалим Небесный, град Китеж, Земля Русская - таким видели предстояние России пред Отцом небесным наши предки, сохранившие для нас её святость. Где-то там, в дремучих лесах, среди рек и озер Вера народная помещала сокрытый до времени от очей людских Земной рай. Не многие могут видеть его, но каждый взявший на себя иго Христово может поселиться... нет ни в самом раю, а возле врат его. Человек добрый освящает все вокруг, дорога к земному раю одна: " глас вопиющего в пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему " . Земной рай - это чудо, призыв к покаянию, милость Божья, укрепление в Вере перед испытаниями, ибо в немощи совершается сила Господня, а не в крепости. Есть уголок, возле врат райских и на богоспасаемой Архангельской земле. Туровец, издревле почитаемое православным русским народом место - высокая нерукотворная лесная горка, а на ней два храма Богородичный и Богоявленский, рядом маленькая изба-просфорня с кельями для паломников. Всё вокруг - творение Божье, многовековые леса, поля, реки благовествуют об ином, горнем мире, вышедшем из рук Творца, а не испоганенном человеческим беззаконием. |
Закрыть Изгнать беса чужеумия… Святочный рассказ Н.С. Лескова «Чертогон» Алла Новикова-Строганова 22:00 09.01.2024 934 Время на чтение 11 минут Святки - святые вечера - в православной традиции и в русском народно-поэтическом сознании знаменуют торжество Солнца правды - Христа - над тьмой, победу над нечистой силой. Однако в наши дни сакральный смысл Святок многим либо неведом, либо намеренно попирается. И не секрет, что череда зимних праздников сегодня нередко превращается в бесовский пьяный разгул, безбожную вакханалию. Придя в чувство после такого гульбища иные, у кого ещё не атрофирована совесть, стыдятся самих себя, глаза не смеют поднять на окружающих. Душа мертвеет, холодеет, выстуживается. Бывает ей и студно, и стыдно; жаждет она и прощения, и очищения, изгнания разрушительного чужебесия. 135 лет назад Николай Семёнович Лесков (1831 - 1895) создал к святкам рассказ «Чертогон». Впервые рассказ был опубликован в рождественском номере ежедневной газеты «Новое время» от 25 декабря 1879 года под названием «Рождественский вечер у ипохондрика». Сам писатель был доволен своим произведением и, отвечая на поздравления с праздником в письме к издателю и редактору «Нового времени» А.С. Суворину, с одобрением отозвался о святочном номере газеты в целом: «И Вас с праздником, мой старый коллега! слава Богу, хорош. Я его нетерпеливо ждал увидеть. Я, кажется, не хуже людей» . «Рождественский вечер у ипохондрика» утверждает мысль «о превосходстве веры над неверием» (X, 653) и по законам жанра закономерно завершается обращением к празднику Рождества Христова. В соответствии с учением православной аскетики и антропологии Лесков имел ясное представление о двойственной природе человека, богоподобной, но омрачённой грехопадением и призванной к восстановлению через христианскую веру, покаяние, деятельную любовь к Богу и ближнему. Согласно религиозной концепции, и последнему грешнику не закрыта дорога к спасению. В повести-«рапсодии» «Юдоль» (1892) Лесков, взяв за основу евангельскую образность, художественно выразил христианское упование на Того, «Кто жалеет об утрате одной овцы и, хватившись её, оставит 99 овец, идущих своею дорогою, и ищет в кустах и тернии потерявшую путь одну овцу, и находит её, берёт её на Свои священные руки, и несёт, и радуется, и даёт радость всем» . Писатель горячо верует в преображение падшей («оскотиненной») человеческой природы. Основной сюжет христианского сознания: падение - восстановление, смерть - возрождение, воскресение. Такова художественная логика святочного рассказа «Зверь» (1883), «апокрифического рассказа» « Пути мец» (1883), повести «Заячий ремиз» (1894) и множества других лесковских произведений. |
И.П. Ювачев IX. Бейрут Восточные порядки. – Греческий храм. – Георгиевский госпиталь. – Мусульмавские женщины. – Молебен у источника св. Георгия. – Учительница Назира N. – В церкви за богослужением. – Молитвы M. А. Черкасовой. Рейсы парохода вдоль Сирийского берега, мне кажется, очень удачно распределены для туриста. Заснув в Триполи, он просыпается в Бейруте, и опять почти целый день в его распоряжении для осмотра города. Бейрут в торговом отношении главный город Сирии. Отсюда идет дорога в Дамаск через Ливанские горы, которые и здесь красуются своими снежными вершинами. Город окружен пахучими садами. На первом плане видно много домов с европейскими крышами. В 8 ч. утра со мной опять съехала на берег вчерашняя компания паломников. На этот раз, если мы и не встретили·запертых ворот, все же толпа сирийцев с грубыми криками попробовала загородить нам путь. Среди нас была родная сестра моряка – героя последней китайской войны. – Что на них смотреть! – крикнула она нам и решительно прошла между сирийцами. За нею последовали и другие. Так как я старался держать себя корректно и не рвался напролом, то сирийцы успели задержать меня и моего товарища по каюте Ф. A. А. Пробившиеся спутники махнули нам не слушать их и идти вперед, что мы и сделали. Это был хороший нам урок, как понимать турецкие порядки на востоке вообще. Потом я видел, что для англичан, например, здесь закон не писан. Они идут вперед, несмотря ни направо, ни налево, как у себя дома. Даже больше того, иногда они расчищают себе дорогу хлыстом и тем только возбуждают к себе большее уважение… «Святые места» Бейрута связаны с именем св. великомученика Георгия. Небольшими группами мы направились по главной улице за город, где указывают источник Георгия Победоносца. По дороге прежде всего зашли в греческий храм. В нем, как и вообще во многих греческих церквах, было подвешено множество лампад, блестящих шаров и страусовых яиц, что должно напоминать вселенную, наполненную звездами и планетами. Очень представительного вида грек-священник давал нам объяснения на французском языке. |
И.П. Ювачев XX. Галилейское море От Фавора до Тивериады. – Кочевые бедуины. – Мрачный вид становища. – Библейское значение суши и воды. – Тивериадское озеро – колыбель христианства. –Греческий монастырь. – Рыбацкая лодка. – Разъезды Христа к озеру. – Храм нерукотворенный. – Чтение Евангелия. – Галилейские рыбаки. – Соединение церквей. От Фавора до Тивериады около двадцати верст. Дорога пробирается на северо-восток между галилейскими горами. Вчера здесь прошел большой караван паломников, и мы решили нагнать его на берегу Тивериадского озера, чтобы дальнейший путь в Кану и в Назарет сделать в толпе русских богомольцев. Часто попадались нам хлебные поля, почти готовые к жатве. И это в двадцатых числах марта! Встречных было очень мало. Когда сталкивались с туземным крестьянином феллахом, мы спешили приветствовать его заученным ,,мархаба!» – здравствуйте! Селений по пути немного. Местами натыкались на бедуинские становища. Если я мечтал прийти от чего в восторг, так это от палаток кочевых арабов. С раннего детства, по ярким раскрашенным картинкам библейской истории, у меня составилось светлое представление о кочевой жизни Авраама, Исаака и Иакова. Зеленые пастбища, лазурное небо, яркое солнце, разнообразный мелкий и крупный скот, гостеприимные шатры, веселые ребятишки, наконец, сами кочевники, ласковые, сердечно зазывающие в гости всякого путника. На них яркие пестрые одежды, величественная поступь, величавые речи... На самом деле далеко не так! На голом грунте стоят черные длинные палатки, с покрышкою в два-три перелома. Чем-то суровым веет от темных дырявых войлоков. Скота поблизости не видно. Дети держатся издали и смотрят исподлобья. Взрослые закутаны в одежды темного цвета. Что-то мрачное, угрюмое казалось мне в картине становища бедуинов. И это, может быть, только потому, что нас разделяет религиозная рознь. Вероятно, бедуины со своими черными палатками вызывали бы у меня более радостное настроение, если бы они были христианами и с радушием Авраама предлагали бы свое гостеприимство; но даже мой спутник в бедуинском костюме, и тот с некоторым опасением обходил подальше от шатров потомков Авраама. |
Иерусалим - Новый город. Монастырь Илии Пророка. Мар Элиас Монастырь. Действует. ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Илии Пророка Год основания:приблизительно 500 - 1160. Адрес: Израиль, Иерусалим, Хевронское шоссе Координаты: 31.73484, 35.21099 Проезд:Из центра Иерусалима или от Центральной автобусной станции автобусами 71, 72, 74, 75, 30 до остановки у бензозаправки " Алон " (таханат делек Алон) перед поворотом налево в район Хар-Хома (Хомат Шмуэль). Далее пешком 500-700 м по ходу автобуса вдоль Хевронского шоссе. Монастырь будет виден слева. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Традиционная привязка к месту отдохновения Илии Пророка Монастырь Мар-Элиас расположен на высоте 817 м над уровнем моря, на полпути от Старого города Иерусалима к Вифлеему, к востоку от древней дороги, связывавшей два города. По-сирийски и на палестинском диалекте арабского Мар-Элиас означает «святой Илия». По преданию, на этом месте Илия Пророк остановился на отдых, по дороге к горе Хорив, куда он бежал из Самарии, спасаясь от преследований безбожной царицы Иезавели. В Библии это описывается так: «…он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там. А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь. И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул. И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь; ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива» (3-я Царств, 19:3-8). Топографически местоположение монастыря плохо согласуется с этим описанием, поскольку Вирсавия (Беэр-Шева) явно отстоит от него много дальше, чем на один день пути; кроме того, чтобы попасть сюда, дойдя до Вирсавии, Илии пришлось бы возвращаться назад, на север, тогда как путь его лежал на юг, на Синай. |
Из нас никто сюда его не звал, Сюда, откуда Ты ушел, Спаситель!.. Мать Потемнела от горя икона... Крестит спящих детишек рука, Три земных, неподъемных поклона За пропойцу кладет муженька. «Кого любишь – того наказуешь, Будто родный отец, и потом Ко спасению путь указуешь Ты своим милосердным крестом. Сохрани нас небесная сила! Все-то наши грехи отпусти. Моего-то я, Боже, простила... Ты прости! И Егорку и Марью в придачу... А себя до последнего дня Уж сама отпою и отплачу, Ты прости и помилуй меня». В жарком кашле заходятся дети, Что ж так долго – все нету врача. Задремала от слез на рассвете, Догорела ночная свеча. И ни вздоха, ни вопля, ни стона... Крестит спящих детишек рука. Потемневшая в доме икона Материнской молитвой крепка. Все небесной награды взыскуем А живем никого не любя, Мы до смертного часа рискуем Потерять безвозвратно Тебя. В той награде спасения ищет Не душа, а погибшая плоть, Но безсмертную с каждого взыщет Даровавший нам душу Господь! Колокольня Среди неба, среди огнеликого Чистым звонам Твоим поклонюсь, С колокольни Ивана Великого Вижу всю Православную Русь. Там, где небо, – ей мало простора, Там, где бездна, – и бездны ей нет... Продолжение Божьего взора – Белый свет на две тысячи лет. Купола подо мною собора Голосами возносятся хора, В тихом звоне Твоем схоронюсь, Высока же ты, матушка-Русь! И под сводами этого звона, Будто в храме небесном стою. Вместо солнца сияет икона И всю Родину видит мою. Что там во поле светится За полуденным окном – В небе солнце колосится, Золотым звенит зерном! Переспевшая пшеница, А снопы его лучей В связке стали горячей! Сколько света, сколько хлеба! От сиянья благолеп, Это Он, сошедший с неба, Хлеб насущный. Божий Хлеб! Красная горка Помню в детстве – на Красную горку Всей родней мы на кладбище шли. И дорога казалася долгой, уходящей до края земли. И навстречу нам в день поминанья, На могилках родных погостив, Люди шли со святого свиданья, Все обиды друг другу простив. Шли нарядные взрослые, дети, И смотрела земля веселей. |
Историческое описание монастыря по документам и преданиям со времени его основания по настоящее время Да призрит на место сие и снабдит е от враг ненаветно. Слова препод. Саввы «Яко же небесный рай, благовонными насажден цветы, сие место обрет и зело возлюби е» Так инок Маркелл, по прозванью Безбородый, восхваляет то место, которое обрёл и возлюбил преподобный Савва. И действительно, местоположение Саввина Сторожевского монастыря необычайно красиво. С горы, на которой монастырь построен, открывается превосходный вид на Москву-реку, на город Звенигород и на окрестные сёла. Гора сторожевская, весной и летом, усыпана множеством благоухающих растений. Она, как уже сказано выше, и самому преподобному Савве показалась «небесным раем, насажденным благовонными цветами». Знаменитый наш историограф, Н.М. Карамзин , посетив Саввин монастырь, в своих письмах, между прочим, говорит: «Нигде не видел я такого богатства растений: цветы, травы и деревья исполнены какой-то особенной силы и свежести. Липы и дубы прекрасны. Дорога оттуда в Москву есть самая приятная для глаз, гориста, но какие виды“. Монастырь Сторожевский основан преподобным Саввой Сторожевским, чудотворцем Звенигородским, в конце XIV века, в 1398 – 1399 году. Таким образом, в 1898 году монастырю исполнилось 500 лет со времени его основания. Саввин Сторожевский монастырь находится в пятидесяти верстах от Москвы, к Западу, и в версте с половиной от города Звенигорода. Стоит он на левом берегу Москвы-реки и речки Разварни. Название «Сторожевского» современно основанию монастыря, и усвоено ему от горы «Сторожи», на которой он построен. Во времена литовских набегов, для наблюдения за движением неприятелей, на этой горе стояла воинская стража. Литовцы, обыкновенно, проходили к Москве по старой Смоленской дороге, за Можайском уклонявшейся влево к Звенигороду от прямой Смоленской дороги. Литовские войска в XIV и XV веках ходили к Москве не по прямой Смоленской дороге потому, что по неустроенности дорог того времени, часто проложенных через густые леса, легко можно было сбиться с пути. Неприятели, не знавшие хорошо местности, избирали верный путь к Москве по течению Москвы-реки, которая от Можайска идёт к Звенигороду, и отселе к Москве. |
Кирюшино. Церковь Параскевы Пятницы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Параскевы (Пятницы) в Кирюшино Кирюшино – село в Городецком районе. Памятник градостроительства и архитектуры – Пятницкая церковь. Датировка объекта – 1897 год. Документ о принятии на госохрану 22. Кирпичная церковь в псевдорусском стиле, близкая к образцовым проектам, построенная в 1888-1897 гг. Двусветный четверик, завершённый крупной луковичной главкой, двухпридельной трапезной связан с трёхъярусной колокольней, вероятно, имевшей шатровое завершение. Приделы Рождества Христова и Казанский. Закрыта не позже 1930-х гг., в настоящее время пустует, начат ремонт. В Кирюшино Зиняковской сельской администрации от автотрассы Городец – Н.Новгород можно пройти с двух концов. И обе дороги не минуют храма в честь Рождества Христова, который стоит в самом центре села и является молчаливым свидетелем жизни многих поколений кирюшинцев и жителей близлежащих деревень. Когда-то путь до Балахнинской переправы шёл через село. С той поры осталась грунтовая дорога, обсаженная столетними березами. И из-за берез вдруг выглядывают луковичные купола каменного храма, словно шлемы трех богатырей, поставленных на страже земли русской. Сносились шлемы, стерлась с них позолота, проросли на крыше храма березки, разрушается каменная ограда, но все еще мощно поднимаются к небу своды, все держится православный крест на главном куполе... В стародавние времена, в XVIII веке в селе Кирюшино Балахнинского уезда стояли две деревянные церкви, теплая Христорождественская, построенная в 1787 году, и холодная во имя Святой мученицы Параскевы, выстроенная еще раньше, в 1762 году «обещаниями прихожан». Во второй церкви было два придела: главный в честь Святой мученицы Параскевы (Пятницкий) и в честь Казанской Божией Матери. Кирпичная церковь в псевдорусском стиле, близкая к образцовым проектам, построенная в 1888-1897. Двусветный четверик, завершённый крупной луковичной главкой, двухпридельной трапезной связан с трёхъярусной колокольней, вероятно, имевшей шатровое завершение. |
| |