Закрыть itemscope itemtype="" > Русский обычай Очерк о языческом и христианском в народном календаре. Часть 6 27.02.2019 1259 Время на чтение 22 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 КРЕСТЬЯНСКО-ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. Продолжение Илья пророк (IX в. до Рождества Христова; память: 2 (20) июля)... Неисповедимыми путями российский мужик в череде святых выделил и возлюбил пророка Илию, поселил его в русской земле, одарил русским нравом; но если русское простолюдье любило Николая Чудотворца эдакой ласковой, безстрашной любовью, яко выходца из пахотных крестьян, то любовь к Илие пророку была преисполнена благодатного Божиего страха. «...Таков по воззрениям народа Илья-пророк, олицетворяющий собой праведный Гнев Божий. Повсюду на Руси он именуется «грозным» и повсюду день, посвященный его памяти (...) считается одним из самых опасных. Во многих местах крестьяне даже постятся всю ильинскую неделю, чтобы предотвратить гнев пророка и спасти от его стрел поля, свои села и скотину». (С. Максимов). Да, в крестьянском воображении Илия пророк - самый суровый христианский святой: Сердитый, Грозный, Громовник, Громобой, Громовержец ...на Ильин день случались грозы с раскатами грома ... но суровость пророка была, словно суровость отца в благочестивой, домостройной семье, который строг, но справедлив и за которым домочадцы, как за каменной стеной. Крестьяне полагали: Млечный путь - Божия дорога, по которой Бог и святой Илия ездят на колеснице, везомой огненными конями... «На огненной колеснице могучий седой с грозными очами разъезжает из конца в конец по беспредельным небесным полям, и карающая рука его сыплет с надзвездной высоты огненные каменные стрелы, поражая испуганные сонмы бесов и преступивших Закон Божий сынов человеческих. (...) Даже сам сатана трепещет перед грозным Ильей и, застигнутый пророком в облаках, пускается на хитрости, чтобы избежать могучих ударов. «Я в христианский дом влечу и сожгу его», - грозится сатана. А Илья гремит ему в ответ: «Я не пощажу дома, поражу тебя». И ударяет в ту пору своим жезлом с такой силой, что трещат небесные своды и огненным дождем рассыпаются каменные стрелы. «Я в скотину влечу, я в человека войду и погублю их, я в церковь Божию влечу и сожгу ее», - снова грозится сатана. Но Илья неумолим: - «Я и церкви святой не пощажу, но сокрушу тебя», - гремит он опять, и все небо опоясывает огненной лентой, убивая скотину, людей, разбивая в щепки столетние деревья и сжигая св. храмы. (...) Народ представляет себе Илью не только как вестника Небесного гнева, но и как благодетеля человеческого рода, дарующего земле изобилие плодов и прогоняющего нечистую силу, эту виновницу человеческих несчастий и болезней. По-народному поверию, для нечистой силы страшен не только сам Илья, но даже дождь, который проливается в его день, имеет великую силу: ильинским дождем умываются от вражьих наветов, от напусков и чар». (С. Максимов).

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/28/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Там, где шумят струи Арагвы и Куры 16.08.2018 776 Время на чтение 10 минут ...Там, где, сливаяся, шумят,//Обнявшись, будто две сестры,//Струи Арагвы и Куры,//Был монастырь. Из-за горы//И нынче видит пешеход//Столбы обрушенных ворот,//И башни, и церковный свод... Такой увидел православную Грузию великий поэт Михаил Лермонтов. Благодаря его поэме «Мцыри» прославился в русской литературе грузинский монастырь Джвари. Поговаривают даже, что в этом монастыре писатель встретил старого монаха, рассказ которого и послужил основой для поэмы. Святыни Грузии веками привлекали не только мастеров пера, но и паломников из разных частей света. В связи с политическими событиями последних десятилетий поездки в эту гостеприимную страну из России стали реже. Но некоторым паломникам всё же удается посетить Грузию, и она открывается им как большое и доброе сердце, наполненное светом и любовью. О Священной Иверии наш сегодняшний рассказ. Очень много тепла О поездке по святым местам Грузии Вера Анатольевна Косенко - библиотекарь саратовского храма Казанской иконы Божией Матери и гид паломнической службы - узнала от своей знакомой из Самары. Набиралась совмещенная группа паломников из разных городов, и женщина решила не только поехать сама, но и пригласить прихожан из своего и других городских храмов. Времени на сборы было мало - всего две недели. Развесили объявления по храмам Саратова - откликнулось всего несколько человек. Организовали небольшую группу и отправились в путь. - Дорога предстояла неблизкая, полная искушений, душевных и физических трудностей. Но с молитвенной поддержкой священника (сопровождал паломников протоиерей Александр Пушин из храма святителя Николая Чудотворца города Уральска.- Авт. ) длинную дорогу преодолели легко и на одном дыхании, так как нас ждала Иверия - первый удел Пресвятой Богородицы. Мы много молились, читали акафисты Божией Матери, Николаю Чудотворцу... Мы волновались, но, как оказалось, напрасно. В Грузии мы встретили настоящую братскую любовь, - рассказывает моя собеседница.

http://ruskline.ru/opp/2018/avgust/2018-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Туровец - слава и чудеса Пресвятой Богородицы 26.09.2007 840 Время на чтение 6 минут Есть уголок, возле врат райских и на богоспасаемой Архангельской земле. Туровец, издревле почитаемое православным русским народом место - высокая нерукотворная лесная горка, а на ней два храма Богородичный и Богоявленский, рядом маленькая изба-просфорня с кельями для паломников. Всё вокруг - творение Божье, многовековые леса, поля, реки благовествуют об ином, горнем мире, вышедшем из рук Творца, а не испоганенном человеческим беззаконием... Слава Богу, за всё! Приносит еще плод добрый виноградник Земли Русской. И ради него бережет Господь страну Российскую. Как бы тяжело мы сегодня не жили, в каком бы угрожающем положении не находились - нас никогда не должна оставлять забота и печаль о нашей Родине. Вот она Россия - Отечество земное, Небесный дар, страна, где промыслом Божьим мы как православный род-народ утверждаем Отчизну Небесную. Святая Русь, Иерусалим Небесный, град Китеж, Земля Русская - таким видели предстояние России пред Отцом небесным наши предки, сохранившие для нас её святость. Где-то там, в дремучих лесах, среди рек и озер Вера народная помещала сокрытый до времени от очей людских Земной рай. Не многие могут видеть его, но каждый взявший на себя иго Христово может поселиться... нет ни в самом раю, а возле врат его. Человек добрый освящает все вокруг, дорога к земному раю одна: " глас вопиющего в пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему " . Земной рай - это чудо, призыв к покаянию, милость Божья, укрепление в Вере перед испытаниями, ибо в немощи совершается сила Господня, а не в крепости. Есть уголок, возле врат райских и на богоспасаемой Архангельской земле. Туровец, издревле почитаемое православным русским народом место - высокая нерукотворная лесная горка, а на ней два храма Богородичный и Богоявленский, рядом маленькая изба-просфорня с кельями для паломников. Всё вокруг - творение Божье, многовековые леса, поля, реки благовествуют об ином, горнем мире, вышедшем из рук Творца, а не испоганенном человеческим беззаконием.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть Изгнать беса чужеумия… Святочный рассказ Н.С. Лескова «Чертогон» Алла Новикова-Строганова   22:00 09.01.2024 934 Время на чтение 11 минут Святки - святые вечера - в православной традиции и в русском народно-по­этическом сознании знаменуют торжество Солнца правды - Христа - над тьмой, победу над нечистой силой. Однако в наши дни сакральный смысл Святок многим либо неведом, либо намеренно попирается. И не секрет, что череда зимних праздников сегодня нередко превращается в бесовский пьяный разгул, безбожную вакханалию. Придя в чувство после такого гульбища иные, у кого ещё не атрофирована совесть, стыдятся самих себя, глаза не смеют поднять на окру­жающих. Душа мертвеет, холодеет, выстуживается. Бывает ей и студно, и стыдно; жаждет она и прощения, и очищения, изгнания разрушительного чужебесия. 135 лет назад Николай Семёнович Лесков (1831 - 1895) создал к святкам рассказ «Чертогон». Впервые рассказ был опубликован в рождественском номере ежедневной газеты «Новое время» от 25 декабря 1879 года под названием «Рождественский вечер у ипохондрика». Сам писатель был доволен своим произведением и, отвечая на поздравления с праздником в письме к издателю и редактору «Нового времени» А.С. Суворину, с одобрением отозвался о святочном номере газеты в целом: «И Вас с праздником, мой старый коллега! слава Богу, хорош. Я его нетерпеливо ждал увидеть. Я, кажется, не хуже людей» . «Рождественский вечер у ипохондрика» утверждает мысль «о превосходстве веры над неверием» (X, 653) и по законам жанра закономерно завершается обращением к празднику Рождества Христова. В соответствии с учением православной аскетики и антропологии Лесков имел ясное представление о двойственной природе человека, богоподобной, но омрачённой грехопадением и призванной к восстановлению через христианскую веру, покаяние, деятельную любовь к Богу и ближнему. Согласно религиозной концепции, и последнему грешнику не закрыта дорога к спасению. В повести-«рапсодии» «Юдоль» (1892) Лесков, взяв за основу евангельскую образность, художественно выразил христианское упование на Того, «Кто жалеет об утрате одной овцы и, хватившись её, оставит 99 овец, идущих своею дорогою, и ищет в кустах и тернии потерявшую путь одну овцу, и находит её, берёт её на Свои священные руки, и несёт, и радуется, и даёт радость всем» . Писатель горячо верует в преображение падшей («оскотиненной») человече­ской природы. Основной сюжет христианского сознания: падение - восстановле­ние, смерть - возрождение, воскресение. Такова художественная логика святоч­ного рассказа «Зверь» (1883), «апокрифического рассказа» « Пути ­мец» (1883), повести «Заячий ремиз» (1894) и множества других лесковских произведений.

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/15/...

И.П. Ювачев IX. Бейрут Восточные порядки. – Греческий храм. – Георгиевский госпиталь. – Мусульмавские женщины. – Молебен у источника св. Георгия. – Учительница Назира N. – В церкви за богослужением. – Молитвы M. А. Черкасовой. Рейсы парохода вдоль Сирийского берега, мне кажется, очень удачно распределены для туриста. Заснув в Триполи, он просыпается в Бейруте, и опять почти целый день в его распоряжении для осмотра города. Бейрут в торговом отношении главный город Сирии. Отсюда идет дорога в Дамаск через Ливанские горы, которые и здесь красуются своими снежными вершинами. Город окружен пахучими садами. На первом плане видно много домов с европейскими крышами. В 8 ч. утра со мной опять съехала на берег вчерашняя компания паломников. На этот раз, если мы и не встретили·запертых ворот, все же толпа сирийцев с грубыми криками попробовала загородить нам путь. Среди нас была родная сестра моряка – героя последней китайской войны. – Что на них смотреть! – крикнула она нам и решительно прошла между сирийцами. За нею последовали и другие. Так как я старался держать себя корректно и не рвался напролом, то сирийцы успели задержать меня и моего товарища по каюте Ф. A. А. Пробившиеся спутники махнули нам не слушать их и идти вперед, что мы и сделали. Это был хороший нам урок, как понимать турецкие порядки на востоке вообще. Потом я видел, что для англичан, например, здесь закон не писан. Они идут вперед, несмотря ни направо, ни налево, как у себя дома. Даже больше того, иногда они расчищают себе дорогу хлыстом и тем только возбуждают к себе большее уважение… «Святые места» Бейрута связаны с именем св. великомученика Георгия. Небольшими группами мы направились по главной улице за город, где указывают источник Георгия Победоносца. По дороге прежде всего зашли в греческий храм. В нем, как и вообще во многих греческих церквах, было подвешено множество лампад, блестящих шаров и страусовых яиц, что должно напоминать вселенную, наполненную звездами и планетами. Очень представительного вида грек-священник давал нам объяснения на французском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И.П. Ювачев XX. Галилейское море От Фавора до Тивериады. – Кочевые бедуины. – Мрачный вид становища. – Библейское значение суши и воды. – Тивериадское озеро – колыбель христианства. –Греческий монастырь. – Рыбацкая лодка. – Разъезды Христа к озеру. – Храм нерукотворенный. – Чтение Евангелия. – Галилейские рыбаки. – Соединение церквей. От Фавора до Тивериады около двадцати верст. Дорога пробирается на северо-восток между галилейскими горами. Вчера здесь прошел большой караван паломников, и мы решили нагнать его на берегу Тивериадского озера, чтобы дальнейший путь в Кану и в Назарет сделать в толпе русских богомольцев. Часто попадались нам хлебные поля, почти готовые к жатве. И это в двадцатых числах марта! Встречных было очень мало. Когда сталкивались с туземным крестьянином феллахом, мы спешили приветствовать его заученным ,,мархаба!» – здравствуйте! Селений по пути немного. Местами натыкались на бедуинские становища. Если я мечтал прийти от чего в восторг, так это от палаток кочевых арабов. С раннего детства, по ярким раскрашенным картинкам библейской истории, у меня составилось светлое представление о кочевой жизни Авраама, Исаака и Иакова. Зеленые пастбища, лазурное небо, яркое солнце, разнообразный мелкий и крупный скот, гостеприимные шатры, веселые ребятишки, наконец, сами кочевники, ласковые, сердечно зазывающие в гости всякого путника. На них яркие пестрые одежды, величественная поступь, величавые речи... На самом деле далеко не так! На голом грунте стоят черные длинные палатки, с покрышкою в два-три перелома. Чем-то суровым веет от темных дырявых войлоков. Скота поблизости не видно. Дети держатся издали и смотрят исподлобья. Взрослые закутаны в одежды темного цвета. Что-то мрачное, угрюмое казалось мне в картине становища бедуинов. И это, может быть, только потому, что нас разделяет религиозная рознь. Вероятно, бедуины со своими черными палатками вызывали бы у меня более радостное настроение, если бы они были христианами и с радушием Авраама предлагали бы свое гостеприимство; но даже мой спутник в бедуинском костюме, и тот с некоторым опасением обходил подальше от шатров потомков Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иерусалим - Новый город. Монастырь Илии Пророка. Мар Элиас Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Илии Пророка Год основания:приблизительно 500 - 1160. Адрес: Израиль, Иерусалим, Хевронское шоссе Координаты: 31.73484, 35.21099 Проезд:Из центра Иерусалима или от Центральной автобусной станции автобусами 71, 72, 74, 75, 30 до остановки у бензозаправки " Алон " (таханат делек Алон) перед поворотом налево в район Хар-Хома (Хомат Шмуэль). Далее пешком 500-700 м по ходу автобуса вдоль Хевронского шоссе. Монастырь будет виден слева. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Традиционная привязка к месту отдохновения Илии Пророка Монастырь Мар-Элиас расположен на высоте 817 м над уровнем моря, на полпути от Старого города Иерусалима к Вифлеему, к востоку от древней дороги, связывавшей два города. По-сирийски и на палестинском диалекте арабского Мар-Элиас означает «святой Илия». По преданию, на этом месте Илия Пророк остановился на отдых, по дороге к горе Хорив, куда он бежал из Самарии, спасаясь от преследований безбожной царицы Иезавели. В Библии это описывается так: «…он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там. А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь. И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул. И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь; ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива» (3-я Царств, 19:3-8). Топографически местоположение монастыря плохо согласуется с этим описанием, поскольку Вирсавия (Беэр-Шева) явно отстоит от него много дальше, чем на один день пути; кроме того, чтобы попасть сюда, дойдя до Вирсавии, Илии пришлось бы возвращаться назад, на север, тогда как путь его лежал на юг, на Синай.

http://sobory.ru/article/?object=15749

Из нас никто сюда его не звал, Сюда, откуда Ты ушел, Спаситель!.. Мать Потемнела от горя икона... Крестит спящих детишек рука, Три земных, неподъемных поклона За пропойцу кладет муженька. «Кого любишь – того наказуешь, Будто родный отец, и потом Ко спасению путь указуешь Ты своим милосердным крестом. Сохрани нас небесная сила! Все-то наши грехи отпусти. Моего-то я, Боже, простила... Ты прости! И Егорку и Марью в придачу... А себя до последнего дня Уж сама отпою и отплачу, Ты прости и помилуй меня». В жарком кашле заходятся дети, Что ж так долго – все нету врача. Задремала от слез на рассвете, Догорела ночная свеча. И ни вздоха, ни вопля, ни стона... Крестит спящих детишек рука. Потемневшая в доме икона Материнской молитвой крепка. Все небесной награды взыскуем А живем никого не любя, Мы до смертного часа рискуем Потерять безвозвратно Тебя. В той награде спасения ищет Не душа, а погибшая плоть, Но безсмертную с каждого взыщет Даровавший нам душу Господь! Колокольня Среди неба, среди огнеликого Чистым звонам Твоим поклонюсь, С колокольни Ивана Великого Вижу всю Православную Русь. Там, где небо, – ей мало простора, Там, где бездна, – и бездны ей нет... Продолжение Божьего взора – Белый свет на две тысячи лет. Купола подо мною собора Голосами возносятся хора, В тихом звоне Твоем схоронюсь, Высока же ты, матушка-Русь! И под сводами этого звона, Будто в храме небесном стою. Вместо солнца сияет икона И всю Родину видит мою. Что там во поле светится За полуденным окном – В небе солнце колосится, Золотым звенит зерном! Переспевшая пшеница, А снопы его лучей В связке стали горячей! Сколько света, сколько хлеба! От сиянья благолеп, Это Он, сошедший с неба, Хлеб насущный. Божий Хлеб! Красная горка Помню в детстве – на Красную горку Всей родней мы на кладбище шли. И дорога казалася долгой, уходящей до края земли. И навстречу нам в день поминанья, На могилках родных погостив, Люди шли со святого свиданья, Все обиды друг другу простив. Шли нарядные взрослые, дети, И смотрела земля веселей.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Историческое описание монастыря по документам и преданиям со времени его основания по настоящее время Да призрит на место сие и снабдит е от враг ненаветно. Слова препод. Саввы «Яко же небесный рай, благовонными насажден цветы, сие место обрет и зело возлюби е» Так инок Маркелл, по прозванью Безбородый, восхваляет то место, которое обрёл и возлюбил преподобный Савва. И действительно, местоположение Саввина Сторожевского монастыря необычайно красиво. С горы, на которой монастырь построен, открывается превосходный вид на Москву-реку, на город Звенигород и на окрестные сёла. Гора сторожевская, весной и летом, усыпана множеством благоухающих растений. Она, как уже сказано выше, и самому преподобному Савве показалась «небесным раем, насажденным благовонными цветами». Знаменитый наш историограф, Н.М. Карамзин , посетив Саввин монастырь, в своих письмах, между прочим, говорит: «Нигде не видел я такого богатства растений: цветы, травы и деревья исполнены какой-то особенной силы и свежести. Липы и дубы прекрасны. Дорога оттуда в Москву есть самая приятная для глаз, гориста, но какие виды“. Монастырь Сторожевский основан преподобным Саввой Сторожевским, чудотворцем Звенигородским, в конце XIV века, в 1398 – 1399 году. Таким образом, в 1898 году монастырю исполнилось 500 лет со времени его основания. Саввин Сторожевский монастырь находится в пятидесяти верстах от Москвы, к Западу, и в версте с половиной от города Звенигорода. Стоит он на левом берегу Москвы-реки и речки Разварни. Название «Сторожевского» современно основанию монастыря, и усвоено ему от горы «Сторожи», на которой он построен. Во времена литовских набегов, для наблюдения за движением неприятелей, на этой горе стояла воинская стража. Литовцы, обыкновенно, проходили к Москве по старой Смоленской дороге, за Можайском уклонявшейся влево к Звенигороду от прямой Смоленской дороги. Литовские войска в XIV и XV веках ходили к Москве не по прямой Смоленской дороге потому, что по неустроенности дорог того времени, часто проложенных через густые леса, легко можно было сбиться с пути. Неприятели, не знавшие хорошо местности, избирали верный путь к Москве по течению Москвы-реки, которая от Можайска идёт к Звенигороду, и отселе к Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Кирюшино. Церковь Параскевы Пятницы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Параскевы (Пятницы) в Кирюшино Кирюшино – село в Городецком районе. Памятник градостроительства и архитектуры – Пятницкая церковь. Датировка объекта – 1897 год. Документ о принятии на госохрану 22. Кирпичная церковь в псевдорусском стиле, близкая к образцовым проектам, построенная в 1888-1897 гг. Двусветный четверик, завершённый крупной луковичной главкой, двухпридельной трапезной связан с трёхъярусной колокольней, вероятно, имевшей шатровое завершение. Приделы Рождества Христова и Казанский. Закрыта не позже 1930-х гг., в настоящее время пустует, начат ремонт. В Кирюшино Зиняковской сельской администрации от автотрассы Городец – Н.Новгород можно пройти с двух концов. И обе дороги не минуют храма в честь Рождества Христова, который стоит в самом центре села и является молчаливым свидетелем жизни многих поколений кирюшинцев и жителей близлежащих деревень. Когда-то путь до Балахнинской переправы шёл через село. С той поры осталась грунтовая дорога, обсаженная столетними березами. И из-за берез вдруг выглядывают луковичные купола каменного храма, словно шлемы трех богатырей, поставленных на страже земли русской. Сносились шлемы, стерлась с них позолота, проросли на крыше храма березки, разрушается каменная ограда, но все еще мощно поднимаются к небу своды, все держится православный крест на главном куполе... В стародавние времена, в XVIII веке в селе Кирюшино Балахнинского уезда стояли две деревянные церкви, теплая Христорождественская, построенная в 1787 году, и холодная во имя Святой мученицы Параскевы, выстроенная еще раньше, в 1762 году «обещаниями прихожан». Во второй церкви было два придела: главный в честь Святой мученицы Параскевы (Пятницкий) и в честь Казанской Божией Матери. Кирпичная церковь в псевдорусском стиле, близкая к образцовым проектам, построенная в 1888-1897. Двусветный четверик, завершённый крупной луковичной главкой, двухпридельной трапезной связан с трёхъярусной колокольней, вероятно, имевшей шатровое завершение.

http://sobory.ru/article/?object=12558

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010