Глава 19 Третье апостольское путешествие св. Апостола Павла: прибытие его в Ефес, крещение учеников Иоанновых (1-7). Чудеса Павла в Ефесе и их действие (11-20). Предположения Павла о дальнейшем путешествии (21-22). Мятеж в Ефесе против христиан, произведенный Димитрием Сребреником, и укрощение его (23-40). Ап. Павел в Ефесе (19:1-20) Из Антиохии в Ефес самая краткая и наменее трудная дорога была морем, но св. Ап. Павел предпочел более трудный сухопутный путь по гористым провинциям Малой Азии, так как хотел посетить основанные им там прежде церкви. В то время, когда Аполлос уже был в Коринфе, Павел, пройдя Галатийскую страну и Фригию, прибыл в Ефес. Ефес - свободный город империи, построенный на берегах реки Кайстра между Милитом и Смирной, знаменитый своей торговлей, своим храмом Дианы и своей ревностью к культу " его великой богини, " был митрополией проконсульской Азии. Жители Ефеса были пристрастны к удовольствиям и к магии, и трудно было найти в другом месте больше фанатизма и суеверия. Первое пребывание св. Павла в этом городе, при возвращении его из второго миссионерского путешествия было непродолжительно (18:19-21), но Апостол возвратился туда скоро и пребывал там два года и несколько месяцев, то есть более продолжительное время, чем в каком-нибудь другом месте. Основанная Ап. Павлом в Ефесе церковь сделалась потом знаменитой христианской митрополией, дав целый ряд славных епископов, и там четыре столетия спустя происходил третий вселенский собор, низложивший Нестория. Апостол Павел, занимаясь по прежнему своим ремеслом, мог присоединиться к своим сотрудникам из Коринфа, дом которых также сделался мало-помалу местом собрания верующих (1 Кор. 16:19 ). Здесь Апостол нашел учеников Иоанновых, вероятно, иудеев, недавно переселившихся в Ефес. Они держались вместе с христианами, и Павел, заметив в них неполноту ведения пути Господня, установил, что они крещены только крещением Иоанновым, то есть лишь подготовительным крещением покаяния, и крестил их крещением христианским, после чего возложил на них руки, и они исполнились благодатных даров Св. Духа: стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати.

http://sedmitza.ru/lib/text/430562/

Глава VI. Школа молитвы Как ничто не сравнится с Богом, точно так же нет служения или труда, которые быи сравнились с собеседованием с Богом в безмолвии. II/30,1 Молитва является, несомненно, наиболее часто обсуждаемой и наиболее детально разработанной аскетической темой у преп. Исаака. Читая его творения, можно не только составить достаточно полное представление о том, как молились он сам и другие члены Церкви Персии его времени: можно получить подробные сведения о теории и практике молитвы во всей вообще восточно-христианской традиции. Писания Исаака были школой молитвы для его современников: они оставались и продолжают оставаться такой школой для многих христиан в разных частях мира, где читают Исаака и следуют его советам. Для удобства изложения представляется целесообразным выделить основные темы в учении Исаака о молитве. После рассмотрения его теории молитвы как важнейшего христианского делания мы будем говорить о различных внешних аспектах молитвы, остановившись особо на распространенной в сирийской традиции практике молитвы перед Крестом. Затем мы скажем о чтении Писания как одном из видов молитвенного делания и о ночном бдении. Мы укажем на универсальный характер молитвы у Исаака и на его учение о молитве за ближних, за Церковь и за мир. Будет также рассмотрено учение Исаака о молитвенном правиле. В заключительных разделах речь пойдет о богомыслии и о высших стадиях молитвы, когда молитва прекращается и ум человека входит в созерцание. Молитва «Молитва есть беседа ума с Богом», – писал Евагрий 569 . Для Исаака Сирина беседа (enyana) ума с Богом есть наивысшее делание христианина, с которым не может сравниться никакое другое делание: Ничто так не угодно Богу и не досточестно в очах ангелов, ничто так не смиряет сатану и не страшно для демонов, ничто так не заставляет трепетать грех и не возращает знание, ничто так не приводит к состраданию, не смывает грех , не помогает человеку приобрести смирение, не умудряет сердце, не подает утешение и не собирает ум, как постоянная молитва отшельника, преклоняющего колена к земле. Это гавань покаяния, в которую все собрание умилительных помыслов собрано со слезами, ибо это сокровищница силы, омовение сердца, путь чистоты, дорога откровений, лествица ума. Такая молитва делает ум подобным Богу, уподобляет его движения тем, что свойственны будущему веку. Она возмещает долг продолжительного небрежения в краткий срок. Она вмещает в себя различные и многообразные делания 570 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Д. С. Московская. «Я нашел в жизни то, что искал» 212 Она посмотрела на меня и прошептала: «Папочка, Бог с тобой!» – «Что ты хочешь сказать, доченька?» – Она подняла ручку и сказала: «Ну Бог , что на небе, Он с тобой». И эти слова врезались в мою душу, и с ними в душе я прожил свою жизнь. С ними вышел победителем из всех испытаний. Η. П. Анциферов. Воспоминания «Путь моей жизни» («1919 год»). Единственное зло, которое я действительно боюсь и для себя, и для детей, и для тебя, для всех, кого люблю, – это моральное зло. Все остальное пройдет – одна правда останется. Из письма Η. П. Анциферова С. А. Гарелиной. 30 января 1939 г. Хабаровский край, город Бикин. Амурлаг. 17-е отделение. Колонна 189. Николай Павлович Анциферов – историк литературы и общественной мысли, теоретик литературы, историк-медиевист, урбанолог, краевед-экскурсионист, писатель-мемуарист. Наибольшую известность его имени принесли книги, посвященные духовной и материальной культуре Санкт-Петербурга: «Душа Петербурга», «Петербург Достоевского», «Быль и миф Петербурга». Запрещенные в конце 1920-х и в советское время не переиздававшиеся, они впервые были воспроизведены в 1991 г. 213 и с тех пор стали настольными для ученых-гуманитариев, учителей, краеведов, экскурсионистов и всех, кому дорога историческая память. Посвятивший себя изучению и сохранению городской культуры Анциферов не был по рождению горожанином: родиной его детства был дивный сад в украинских степях. Здесь, в бывшей усадьбе князя Феликса Потоцкого Софиевке в семье инспектора Уманского сельскохозяйственного училища Павла Григорьевича Анциферова он был произведен на свет. Так вышло, что долгие годы жизнь Николая Павловича была связана с парками и дворянскими усадьбами. Софиевку сменил Никитский ботанический сад на Южном берегу Крыма, куда директором был назначен Павел Григорьевич. Оттуда, после смерти отца, семья переехала в Польшу, в имение Чарторижского (Ново-Александрию), где располагался Сельскохозяйственный институт: здесь возглавлял кафедру двоюродный брат Павла Григорьевича Николай Михайлович Сибирцев, выдающийся ученый-естествоиспытатель, вместе с В. В. Докучаевым создавший новую фундаментальную дисциплину – почвоведение. Затем, после переезда в Киев, местом детских игр и учения мальчика оказался Ботанический сад: здесь директорствовал отец его друзей С. Г. Навашин. В Москве центром притяжения стали дом и парк бывшего имения графа Разумовского (Петровское-Разумовское), где поселились друзья детства, сыновья А. Ф. Фортунатова. И все же главными в жизни Анциферова были парки Петербурга и его дворцов-пригородов: Петергофский, Павловский и «прекрасный Царскосельский сад», с которым он хотел бы не расставаться до конца дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Как найти православную церковь на Западе Духовный листок «Дорога домой. Выпуск ДД-39.2 Самая большая проблема на Западе это духовное одиночество. К счастью существуют православные церкви, в которых даже не очень верующий, может найти себе убежище. Русскому человеку ближе всего Русская Православная Церковь. Если нет русской, то подойдет и любая другая православная церковь. Этот выпуск был разработан по просьбе одной из читательниц наших электронных страниц. Содержание: (1) Проблемы эмиграции, (2) Церкви на Западе, (3) Кто создал русские церкви? (4) Кто ходит в церковь? (5) Чем занимаются церкви? (6) Какие существуют церкви? (7) В каких местах находятся церкви? (8) Как найти православную церковь на Западе? Заключение. 1. Проблемы эмиграции. Любая эмиграция не проходит безболезненно. Это путь к денационализации - медленной потери своих национальных корней, качеств и принятии местных - хороших и плохих. Детям иммигрантов с одной стороны легче, так как они быстрее денационализируются и чувствуют в новой стране хорошо. С другой стороны хуже, потому что они, в трудный формативный период своей жизни, теряют контакт со своими родителями. Самая большая проблема на Западе это духовное одиночество. К счастью существуют православные церкви, в которых даже не очень верующий, может найти себе убежище. 2. Церкви на Западе На Западе, церкви не только духовно окормляют своих членов, но и являются местом встречи единомышленников и соотечественников. Западное общество состоит из самых различных групп иммигрантов и поэтому есть большая нужда в таких объединениях. Существует много разных религий и сект. 3. Кто создал русские церкви? Первая, белая эмиграция, потеряв все что она любила, всюду создавала церкви, для своих нужд. В 1940-ых годах появилась вторая эмиграция, из Советского Союза. Многие из них примкнули к церквам. Другие не смогли сделать этот шаг и они постепенно растворились в море иностранцев. Церкви создавались на свои деньги, которых было мало. Сейчас первое и второе поколение почти что все ушло в лучший мир и члены церкви изменились.

http://zavet.ru/a/rss_1274335446.html

Задонск. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1630. Ссылки:   Адрес: Россия, Липецкая обл., г. Задонск, ул. Коммуны, 14, Задонский Рождество-Богородицкий монастырь Координаты: 52.392252, 38.917839 Проезд: Добираться до Задонска можно по-разному. Можно, например, ехать на поезде из Москвы (с Павелецкого или Курского вокзалов) до Липецка, оттуда в Задонск ходят автобусы и маршрутные такси. Как вариант: поездом до Ельца, а далее тоже автобусом. Но наиболее удобно, видимо, ехать от Павелецкого вокзала на ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Добираться до Задонска можно по-разному. Можно, например, ехать на поезде из Москвы (с Павелецкого или Курского вокзалов) до Липецка, оттуда в Задонск ходят автобусы и маршрутные такси. Как вариант: поездом до Ельца, а далее тоже автобусом. Но наиболее удобно, видимо, ехать от Павелецкого вокзала на междугородном автобусе «Москва — Воронеж» — он имеет остановку в Задонске. В самом городе заблудиться трудно — он небольшой, и кресты Задонского монастыря видны со всех его точек. На автомобиле нужно выезжать из Москвы по федеральной дороге М-4 «Дон» (расстояние около 400 километров). Задонск хорошо виден слева от трассы — на него следует уходить по указателю. По мосту через Дон дорога выводит прямо к Задонской обители. Если вы хотите посетить святые источники, то, не доезжая до монастыря, на перекрестке нужно свернуть налево. Сразу за городом будет Тюнинский Богородице-Тихоновский монастырь с источником; если ехать по этой дороге далее, то указатель (налево) укажет вам путь к источнику близ Свято-Тихоновского Преображенского монастыря . Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Из исторических источников известно, что вследствие склонности к невозмутимому уединению в 1620 году два благочестивых старца московского Сретенского монастыря Кирилл и Герасим пришли за реку Дон, в безлюдную пустыню, в лесах которой обитали только хищные звери и птицы, и, выбрав удобное место, поселились здесь, имея при себе твердую охранительницу, драгоценное сокровище – святое изображение с чудотворной иконы Владимирской Богоматери, оригинал которой находился в Москве в Кремлевском Успенском соборе. Именно эти старцы и явились первыми основателями Задонского монастыря. Они избрали правый берег по течению реки Тешевки и навсегда поселились здесь. В дошедших до нашего времени копиях писцовых книг говорится: «За рекою Доном монастырь Тешевский.., а церковь поставлена, и в церкви образа местные, книги и ризы, у церкви колокола, и все церковное и монастырское строение двух старцев Кирилла и Герасима».

http://sobory.ru/article/?object=00450

Закрыть itemscope itemtype="" > В храме свт. Николая Миссионерского отдела РПЦ состоялось крещение японского борца Токаши Киши Чин Крещения совершил клирик храма иерей Валерий Буланников 15.09.2012 2029 Время на чтение 3 минуты Двенадцатого сентября в храме Святителя Николая Миссионерского отдела РПЦ по благословению Председателя отдела митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна был совершен чин Крещения над японским борцом Токаши Киши. Интересен и поучителен его путь к Православию, который показывает нам еще раз, что Дух Божий дышит, где Он хочет. Со школьных лет Токаши занимался разными видами восточных единоборств. В процессе занятий он постепенно осознал, что только знание техники и приемов борьбы не может удовлетворить его желания стать по-настоящему сильным. Он стал задумываться, откуда и кем дается эта сила, ведь она не есть, по его ощущениям, только результат занятий физическими упражнениями. Мышцы только проводники этой силы, а не ее источник. Он, скорее, лежит вне человека. Токаши обратился к изучению традиционных восточных религий, прежде всего, буддизма и его учению о жизни как некоей дороги. Куда ведет это дорога и откуда черпает силы человек, чтобы ее пройти? У него было немало хороших учителей-буддистов, но четких ответов на свои вопросы Токаши так и не получил. Обратился он и к христианству, о котором еще в школе читал немало книг. Но и христианство для него предстало как очередное религиозное и моральное учение, которое предлагает лишь правила добропорядочной жизни. Оно показалось ему всего лишь неким подобием все того же буддизма. Но наряду с религиозными поисками он продолжал интересоваться и различными видами борьбы и единоборств. В своих поисках он наткнулся на систему единоборств Древней Руси Рябко. Ему сразу показалась она необычной, не похожей на все прежние единоборства и виды борьбы. Необычными были не сами приемы рукопашного боя, а как протекал сам бой. Во многих видах восточных единоборств огромную роль играет настрой бойца, его характер, где агрессивность - одна из главных черт и особенность таких боев. Именно в агрессивном настрое участники таких единоборств черпают свою энергию и силу. Это хорошо было знакомо Токаши, и его сразу поразило, что в системе Рябко такая агрессивность абсолютно отсутствует. При этом эффективность защиты была очень высокой. Он приехал в Россию, стал принимать участие в тренировках и увидел то, что прежде никогда не встречал среди коллег-единоборцев - высокую собранность духа, необычную выдержку и стойкость и опять же полное отсутствие агрессии в отношении противника. Общаясь и тренируясь со своими русскими коллегами, он почувствовал, что в нем растет желание познакомиться и с их религией и верой. Из простых объяснений новых друзей он понял, что главное - вера в Господа Иисуса Христа, следование Его учению и заповедям и общение с Ним через Таинства и молитву.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/15/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > К вопросу о Царской дороге: две существенные ошибки эксперта Л.А. Лыковой 26.02.2018 1137 Время на чтение 21 минут Вероника Нестерова Введение для знакомства с проблемой Воистину, «идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать» (Рим 5:20). Почти столетие отделяет нас от страшного злодеяния, которым печально «прославилась» Уральская земля. Эхо этого преступления до сих пор отдаётся в названии нашей области, носящей имя организатора убийства, в топонимах проспектов, улиц, площадей и в монументах идолов, воздвигнутых на месте разрушенных Храмов. И в то же время Екатеринбург - город, которому Господь, после всех испытаний минувшего века, явил три великие равночестные святыни: Храм-на-Крови на Вознесенской горке, возведенный на месте мученического подвига Августейшей Семьи и Её верных Слуг, Царскую дорогу и монастырь на Ганиной яме - место Воскресения святой Руси Царская дорога - это путь, которым под утро 17 июля 1918 г. цареубийцы везли на грузовике честные тела свв. Царственных Мучеников и Их верных слуг. Она проходит от Вознесенской горки (Храм-на Крови) до Ганиной ямы и имеет общую протяженность 20 км. Именно по этой дороге идёт ежегодный Великий Крестный ход в Царские дни. Сегодня речь пойдёт о Северном, завершающем участке этого пути (последние 7 км на подходе к монастырю). Этим путем следует еженедельный Малый Крестный ход до монастыря на Ганиной яме. Находясь вне пределов городской застройки, этот фрагмент во многом сохранил историческую обстановку Царской дороги 1918 г. Своё начало этот участок пути берёт не от абстрактной точки, а от храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, который был воздвигнут как раз на границе выхода Царской дороги из Екатеринбурга. Над идентификацией всего маршрута Царской дороги многие годы трудился Анатолий Михайлович Верховский (1944-2014). Деятельность, скорее даже, служение этого удивительного человека, исполняющего Божий замысел, оказала настолько большое влияние на утверждение наших святынь, что нельзя не сказать несколько слов о его трудах.

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/26/k_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Молиться и действовать! Валентин Лебедев призвал православных принять участие в молебне равноапостольному великому князю Владимиру о воздвижении памятника в его честь 27.03.2015 398 Призываем наших православных граждан мобилизоваться и принять участие в молебне равноапостольному великому князю Владимиру о скорейшем воздвижении памятника в его честь, который должен состояться 1 апреля, в 15-00, в московском храме святой Троицы на Воробьевых горах, что у Смотровой площадки. Мы должны усиленно соборно помолиться о созидании этого монумента — символа возвращения России на свой исторический путь, к своему православному цивилизационному выбору, который и сделал ее великой православной державой и самым большим государством на планете Земля, ныне искусственно, вопреки воле народа, расчлененном нашими вековыми религиозными и геополитическими противниками. Православный выбор святого Владимира породил и великую русскую культуру, без которой невозможно себе представить человеческую цивилизацию. Необходимо ясное понимание того, что православные активисты сегодня выступают исключительно против таких разрушающих эту великую культуру явлений как кощунственная постановка «Тангейзера» в Новосибирске, а не против современных тенденций в театре и кинематографе. Кстати, в Союзе православных граждан считают своевременным вспомнить о такой исторической личности как святитель Димитрий Ростовский — покровителе русского сценического искусства, ибо он создал первый православный театр в Ростове и особенно радел о духовном образовании и просвещении. Восстановить память о святителе Димитрии Ростовском — образованном русском запорожском казаке — важно именно сейчас, когда так отчаянно проводятся все новые и новые попытки сфабриковать лживую « украинс кую» историю. Ведь все труды святителя Димитрия свидетельствуют о том, что запорожские казаки считали себя русскими и никак иначе! Защита православной веры — неизменного исторического и цивилизационного выбора святого Владимира — является долгом каждого гражданина России, которому дорога Родина, ибо за поползновениями отменить этот выбор стоит только одна конечная цель — «отменить» саму Россию. А потому, необходим был и глобальный политический проект Украины как антиРоссии, уничтожающий память о тысячелетней православной истории Южной Руси, и кощунственная выходка «Пусси Райот», призванная легитимировать удар в русское сердце — Православие; и безобразная постановка «Тангейзера», создающая благоприятную почву для возникновения сибирской версии «культурного мазепинства». Над этим можно смеяться, можно недооценивать смысл всех этих крупных и малых диверсий, но кто же верил, что в Киеве — Матери городов русских — у «них» получится?..

http://ruskline.ru/news_rl/2015/03/27/mo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не стоит " прикипать душой " к политическим баталиям 04.03.2008 399 Время на чтение 11 минут - Ваше Блаженство! Украина замерла в ожидании нового парламента, нового правительства, новой вертикали власти. Впрочем, говорят, что и будущая власть ненадолго, и вскоре надо ожидать новых выборов. Как Вы расцениваете нынешнюю общественно-политическую обстановку в государстве? - Я думаю, что и Украина, и каждый гражданин не должны " замирать " ни до, ни во время и ни после выборов. Человек должен трудиться, заниматься семьей, обустраивать с Божьей помощью свою жизнь. Не стоит " прикипать душой " к политическим баталиям. И они пройдут, а было и останется самое главное - жизнь с ее насущным хлебом, радостями и заботами. Наш многотерпеливый народ научился жить, трудиться и выживать, независимо от бурь на властном олимпе. Демократия, выборы не только должны приближать народ к власти, давать возможность постоянно оказывать на нее влияние, но и показывать, что они могут формировать власть эффективную. Если мы ежегодно меняем правительства, постоянно находимся в состоянии политического кризиса, то об эффективности власти говорить не приходится. - А какая власть эффективна? - Очевидно, та, которая видит реальные проблемы общества, может профессионально их решать, сосредоточив ресурсы, заручившись общественной поддержкой. И ведь таких проблем - множество. - А что мешает ей быть эффективной? - Отсутствие единства. Церковь уже более трех лет постоянно выступает с обращениями к государственным и политическим деятелям нашей страны с призывом к единению во имя Украины. Ведь она дорога всем, независимо от национальности, языка и места проживания. - Но сегодня пишут о том, что реальностью стал " цивилизационный раскол " на две Украины, каждая из которых - со свой ментальностью, своими приоритетами. - Это надуманная проблема. Когда в 1991 году все вместе создавали единое независимое государство, ни о каком расколе не думали. Если таковой появляется, то он рукотворный, а не естественный. Соседняя Россия состоит из десятков народов, " миницивилизаций " , с разной историей, языком, религией, и там таких расколов могло быть множество, но ведь ищут путь единства, а не разобщения. Есть история разорения Иваном Грозным Казани, что было трагедией для татар, но есть и история спасения России теми же татарами, вместе с народным ополчением Минина и Пожарского, от интервентов в 1612 году. Есть история покорения народов Кавказа, но есть и история героической защиты Брестской крепости чеченцами и другими выходцами с Кавказа. Все это - факты истории. Их надо знать, но если народы решили жить в одной стране, то надо постоянно напоминать о том, что соединяло эти народы, о братской жертвенной защите единого отечества. И вместе идти в будущее. Это общемировая практика.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Обыкновенный хохлизм А ведь когда-то была высокоразвитая республика в составе СССР, а украинцы славились трудолюбием, храбростью, склонностью к изящным искусствам 03.06.2022 1215 Время на чтение 3 минуты Источник: газета Завтра   Скажем им, звонкой матерью паузы метя, строго: Скатертью вам, хохлы, и рушником дорога. Ступайте от нас в жупане, не говоря в мундире, По адресу на три буквы на все четыре Стороны…» Иосиф Бродский о хохлах. Хохлизм или, как его ещё кличут – «украинство» имеет к Малороссии примерно то же отношение, что агрессивный сионизм – к евреям, гитлеризм – к немцам, а чума – к хомо-сапиенс, то есть это – тяжёлая болезнь, поражающая вид при неких условиях. Не все украинцы больны хохлизмом – крайней формой национальной эгоцентричности, проявленной не только в истерии, ксенофобии, скатывании в дикарство, но и в паразитическом характере. Типовой эгоцентрик, будь то человек или нация, вступившие на путь самовозвеличивания, всегда ведут себя, аки свиньи. Наивная и толерантная дура-Европа, слабо понимающая, что есть хохол, раскрыла свои щедрые объятия беженцам - тем, кто пострадал от «войны Путина против свободолюбивой Ukraine». Разве что для среднестатистического немца, чеха или болгарина эта Юкрейн – лишняя тягота в довесок к различным африканцам, висящим на шее у Ганса, Иржи и Митко. Но так уж заведено в ЕС: назвался европейцем - полезай в ярмо. Встрече беженцев предшествовала кампания в СМИ, где русских объявляли злыднями (ах, ведаете ли императора Николая I – Le gendarme de l'Europe?), а украинцев – потерпевшими. Этих-то несчастных и собирались разместить в спешно создаваемых лагерях, кормить, устраивать, жалеть. Первое отрезвление произошло уже в марте, когда беШенцы (sic!) принялись хулиганить и затевать пикеты под окнами добропорядочных бюргеров, у коих и без того житуха стала не сахарная в виду подорожания всё того же сахара, а ещё – электроэнергии, бензина и водопровода. То бишь санкции наложили на Путина, а хуже стало Гансу, Иржику и Митко, а ещё до кучи – Гастону, Джону и прочему там Франтишеку, издревле величавшему хохлов словом bydo, что, в общем-то ничего страшного – так, вилланы польских панов.

http://ruskline.ru/opp/2022/06/03/obykno...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010