> Дело дня: Помогите ребёнку <

Дионисий Ареопагит

  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017  018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028
Тема иконопочитания в древнерусской литературе ...Искать в Источникеpravmir.ru
... Великого и Григория Богослова (в жанре “слов”) , Иустина Философа (“О правой вере”) , Исидора Пелусиота (“О едином”) , Григория Нисского, трактаты “О Святой Троице” Кирилла Александрийского и Феодорита Киррского, фрагменты из трудов Максима Исповедника. Любопытно, что Кирилл Туровский в своем “Слове в Неделю первую по Пятидесятнице” косвенным образом свидетельствует о знакомстве его и с такими авторами, как Климент Александрийский и “премудрый Дионисий” ( то есть псевдо-Дионисий Ареопагит ) 13, хотя славянские переводы сочинений последнего, которые могли бы относиться к столь ранней эпохе, нам пока не известны. Не позднее, по-видимому, второй половины XI в. на Русь попадают также богословские трактаты св. Иоанна Дамаскина в переводе Иоанна, экзарха Болгарского (в частности — “Богословие”) и собственный труд последнего — “Шестоднев”. В некоторых из этих текстов встречаются фрагменты, так или иначе касающиеся тем непосредственно эстетического характера или даже прямо затрагивающие вопросы православного иконопочитания. Так, об истории иконоборчества древнерусский читатель узнавал из житийной литературы — из синаксарных чтений Пролога, славянский перевод ... далее ...
Изображения Бога. Иконы Иисуса Христа. Святые ...Искать в Источникеpravmir.ru
... — На сочетании этих двух основных цветов, красного и синего, и строится вся композиция, — говорит Ирина Языкова. — Они символизируют соединение во Христе — милости и истины, божественной и человеческой Его природы, непознаваемости и воплощения. Красный нижний квадрат означает землю. В четыре конца земли проповедуется Евангелие Царства, и в четырех уголках квадрата изображаются символы евангелистов: ангел символизирует евангелиста Матфея, телец — Луку, лев — Марка, орел — Иоанна. Следующая фигура — синий круг означает небесную сферу, мир бесплотных сил или ангельских чинов, как их называет Дионисий Ареопагит. Все, что изображено вокруг фигуры Христа и даже сам престол, — изображения различных небесных сил. Фигура Самого Христа окружена красным ромбом. В отличие от «нижнего» квадрата, также красного, этот «верхний» ромб обозначает огонь, сходящий с небес, огненную природу Божества — «ибо Господь, Бог твой, есть огонь поядающий » ( Втор. 4: 24 ) . Бог говорит с молящимся из среды огня. Обычно Спаситель облачен в одежды красного и синего цвета, но иногда и в золотые, что обозначает сияние Его славы. Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу. — ... далее ...
Великая Пятница в 2019 году – 26 апреля | ...Искать в Источникеpravmir.ru
... солнце”. Это не могло быть обыкновенное солнечное затмение, так как на еврейскую Пасху 14 Нисана всегда бывает полнолуние, а солнечное затмение случается только при новолунии, но не при полнолунии. Это было чудесное знамение, которое свидетельствовало о поразительном и необычайном событии – смерти возлюбленного Сына Божия. Об этом необыкновенном затмении солнца, в продолжении которого даже видны были звезды, свидетельствует римский астроном Флегонт. Об этом же необыкновенном солнечном затмении свидетельствует и греческий историк Фалос. Вспоминает о нем в своих письмах к Аполлофану св. Дионисий Ареопагит, тогда еще бывший язычником. Но замечательно, как подчеркивает св. Златоуст и блаж. Феофилакт, что эта тьма “была по всей земле”, а не в какой-либо части только, как это бывает при обычном затмении солнца. Видимо, эта тьма последовала вслед за глумлениями и насмешками над распятым Господом; она же и прекратила эти глумления, вызвав то настроение в народе, о котором повествует св. Лука: “И весь народ, сошедший на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь” ( Лук. 23: 48 ) . “В девятом часу возопил Иисус громким голосом: “Или, Или! Ламма савахфани? ” ... далее ...
О Святом Причащении | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... чин, является таинством вхождения в Церковь, но это вхождение не будет полным, если человек не причащается Святых Христовых Таин. Следовательно в каком-то смысле таинство Крещения является путем к Евхаристии. То же можно сказать и об исповеди. В современной практике она напрямую связана с Евхаристией, в древней же практике такой связи не было. Но смысл исповеди в том, чтобы человек принес покаяние за свои грехи, очистился, а это очищение нужно, опять же, для участия в Евхаристии. Можно сказать, что Евхаристия есть вершина всей таинственной жизни христианина в Церкви. Не случайно Дионисий Ареопагит называл ее “таинством таинств”. – Какая связь между Литургией и временем? Что такое “литургическое время”? – Когда мы погружаемся в стихию Литургии, мы выходим из стихии времени, становимся неподвластны времени. Литургическое время течет совершенно по-иному, чем время обычное. Каждая Литургия длится, конечно, какое-то время, полтора-два часа, но это время несоизмеримо с другими полутора-двумя часами, которые мы проводим в ином месте. Это можно сравнить с ощущениями космонавтов в космосе. Мы считаем их время по нашему календарю, а у них оно течет по-другому. Преемство ... далее ...
Феофан, или о божественной природе и о ...Искать в Источникеpravmir.ru
... Бог, или Дух, или Божество, мы не всегда имеем в виду одно и то же, то есть Божественную Сущность или в особенности одну из Ипостасей Святой Троицы, но иногда все, иногда множество, иногда Одну из Них. Ведь когда великий Дионисий называет Божество богорождающим и источником Божества 136, то разве мы не понимаем, что это говорится только об Ипостаси Отца? Феот. : Благодаря этому мы теперь легче, чем они, смиряем спесь латинян, с которыми они, кажется, согласны, [латинян], которые посредством тождества Их имен смешивают, скорее же соединяют [все] в одно. Феоф. : Когда же в другом месте он (Дионисий Ареопагит. — Пер.) снова говорит, что “богоначальное блаженство, Божество по природе, начало обожения, из которого происходит обоживание для обоживаемых” 137, [разве] он говорит не о Триипостасной сущности? Феоф. : Когда же он говорит, что само обожение есть начало обожения для обоживаемых и называвает Божество и начало Божества, и начало благости обожествляющим даром, о котором говорит, что Бог его превосходит, как Превосходящий всякое начало 138, [то разве] не боготворящую энергию только и благодать именует Божеством? Феот. : Как же в Трех Ипостасях покланяемый Бог превосходит ... далее ...
ПроповедиИскать в Источникеpravmir.ru
... Масличную, откуда Господь Иисус Христос вознесся на небеса. Там предавалась Она благоговейным воспоминаниям и размышлениям, беседе с Богом в молитве. Слава Богоматери вместе с проповедью христианства распространялась по вселенной, и новые христиане стремились видеть Ее. Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, говорит в письме к апостолу Иоанну Богослову: “Много жен у нас только о том и думают, чтобы поехать к вам и видеть Матерь Иисусову. Достойные доверия люди поведали нам, что в Ней, по Ее великой святыне, человеческое естество кажется соединенным с ангельским”. Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, приезжавший из Греции в Иерусалим, чтобы видеть Богоматерь, писал о своих впечатлениях святому апостолу Павлу: “Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Когда я с апостолом Иоанном был приведен пред лице Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Передо мною заблистало какое-то Божественной сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни ... далее ...
Любовь и пустота | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... до отцов византийской эпохи, и употребляли без оглядки на тёмные стороны его биографии. Ареопагит цитирует священномученика Игнатия Смирнского: Ð ™μός œρως ™σταύρωται ( Рим 7: 2 ) ‘моя любовь [к миру] распята’. Заметим: мученик Эросом называет Христа! Встречается этот термин и в творениях таких “надёжных” Отцов, как святители Григорий Богослов (Сarm. II, 34, 151: ”Eρως δέ θερμός δυσκαθεκτός τε πόθος ‘любовь есть пламенное, неудержимое желание’) и Иоанн Златоуст (Филипп., омилия 1, 8 πνευματικός œρως ‘духовный эрос’) 24. Этого термина не чуждаются святитель Григорий Нисский, святой Дионисий Ареопагит, преподобный Макарий Египетский, святой праведный Николай Кавасила и преподобный Симеон Новый Богослов. В трактате “О Божественных именах” Дионисий Ареопагит посвятил несколько строк защите термина œρως: «пусть те, кому не нравится имя Любовь (œρωτος) , послушают следующее: “полюби её, и она сохранит тебя”, “огради её, и она вознесёт тебя; почти её, чтобы она обняла тебя” ( Притч 4: 6, 8 ) , и прочее, что богословие поёт, используя образ любви. Ведь и некоторым нашим священнословам даже более божественным представляется имя Любовь, нежели имя Приязнь. Пишет ведь ... далее ...
Иконография ангелов, иконы ангелов (+ фото, видео)Искать в Источникеpravmir.ru
... Христова. Греческий апокриф, который называется «Откровение Варуха», был создан в I-II веках нашей эры и рассказывает нам о восхищении главного героя на небо: последовательно, от первого до пятого неба, где он наблюдает движение небесных светил, которые сопровождают Ангелы, следящие за порядком во всем космосе, во всем мироздании. Самые подробные данные об ангелах встречаются в апокрифическом Евангелии Варфоломея. Это тоже раннехристианское литературное произведение, оригинал которого написан по-гречески, датируется примерно III веком нашей эры. На него ссылались в свое время и Иероним, и Псевдо-Дионисий Ареопагит, о котором мы будем сегодня говорить. Апостол Варфоломей, согласно апокрифическому Евангелию, задает несколько вопросов воскресшему Господу, до того, как Господь вознесся на небеса. Первая часть вопросов связана с Искупительной Жертвой, вторая часть вопросов – это обращение к Богородице с вопросами о том, как произошло воплощение Спасителя, и третья часть вопросов – Варфоломей просит Господа показать дьявола, которому он задает вопросы об устройстве ангельского мира. Падший ангел подробно рассказывает ему об этом, называя имена всех ангельских чинов, в том числе ... далее ...
Преподобный Максим Исповедник и его эпоха в ...Искать в Источникеpravmir.ru
... инициатором которой был константинопольский патриарх Сергий. Более того, в лице пап Евге­ния I (654–657 гг.) и Виталиана (657–672 гг.) , унаследовавших кафедру после святителя Мартина, но пошедших на компромисс с монофелитами, Рим нанес предательский удар в спину преподобному Максиму и всем исповедникам Православия. Лишь при святителе папе Агафоне (678–681 гг.) было восстановлено православное реноме Рима. Таким образом конфессиональное пристрастие Бальтазара и в этом плане искажает историческую истину. Наконец, можно отметить, что основные истоки богословских взглядов преподобного Максима (Дионисий Ареопагит, “очищенный” Ориген, святитель Григорий Богослов и др.) намечаются в работе Бальтазара в целом верно, хотя, на наш взгляд, в книге С. Л. Епифановича эти истоки очерчены более полно, тонко и изящно 13. Оставляя на совести автора совершенно искусственную гипотезу касательно некоей мифической “азиатской традиции”, в которой якобы представлена “основа человеческой религиозности”, следует констатировать, что более тщательный анализ истоков миросозерцания преподобного — дело будущего 14. Но важно подчеркнуть, что в том богословском синтезе, который был создан богопросвещенным ... далее ...
Сэр Джон Тавенер - православный британский ...Искать в Источникеpravmir.ru
... имела для него особое значение, как образ порога между земным и небесным. Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что я, и как музыкант, и как священник, так хорошо знаю «драматическую линию» литургии, что мне кажется невозможным что-то выделить. При этом есть очевидные «пики» на этой линии, такие как Херувимская Песнь, Песнь Богородицы и гимн Хвалите Господа с небес, а также, в греческом варианте, – Трисвятое, не приобретшее столь важного музыкального значения в русском обиходе. – Также Джон Тавенер говорил об огромном влиянии на него творений святых отцов, называл такие имена как Дионисий Ареопагит, Святой Исаак Сирийский, Григорий Нисский, его приводили в восторг слова Иринея Леонского «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Как вы думаете, почему для композитора так важна интеллектуальная составляющая, в том числе в музыке, почему, как говорил Джон Тавенер: «композиторы должны обладать высоким уровнем интеллекта»? – Тавенер всегда вспоминал идеал исихастов – «разум, погруженный в сердце». Он не считал, что интеллект просто является способом понимания в мирском смысле, но понимал, как и Отцы Церкви, что интеллект должен быть в нашем сердце, тогда через ... далее ...
  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017  018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Дионисий Ареопагит
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера