> Дело дня: Помогите ребёнку <

Дионисий Ареопагит

  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
«Филоксения Авраама»: библейская святыня и ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... миниатюры Почитание святых на Руси. Материалы IV Макарьевских чтений. Вып. IV, Ч. П. Можайск, 1996. С. 110. [32] Книга Паломник. Сказание мест святых во Царьграде Антония, архиепископа новгородского, в 1200 г. Под ред. X. М. Лопарева ППС. Т. XVII. Вып. 51. СПБ., 1899. С. 19-20, 43 (приложение) , 80-81 (прил. II) . [33] О. Георгий Флоровский. Храмы святой Софии (резюме доклада « Христос Премудрость Божия в византийском богословии») Resumes des Rapports et Communications, Sixieme Congres International dEtudes Byzantines. Paris, 1940. [34] Сократ Схоластик. Указ. соч. С. 68. [35] Св. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1995. С. 303-309. [36] В пользу нашего вывода свидетельствует так называемое «осеннее» отклонение азимута алтаря Святой Софии - 120 градусов. [37] Приводится в ряде святоотеческих сочинений, в том числе у преподобного Иосифа Волоцкого: Просветитель. М., 1993. С. 182-183; Великие Минеи Четии. Собр. Всерос. Митр. Макарием Изд. Археограф. Комис. Ноябрь, дни 23-25. М., 1916 (1917) . [38] Епископ Порфирий (Успенский) . Указ. соч. С. 262. [39] Архиепископ Сергий (Спасский) . Полный месяцеслов Востока. Т. III, Ч. ... далее ...
Духовный мир сквозь призму религии : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... видятся как вестники божественной воли, тем не менее, имея природу отличную от божественной и человеческой, должны иметь свою волю. Значит, передавая божественную волю человеку, неизбежно её искажение. Однако в Писании не говорится о таком искажении, что свидетельствует об отсутствии своей воли у ангелов. Итак: ангелы имеют (по природе) свою волю, но не применяют её. Вообще, получается, что человек подвержен воздействию только двух воль, хотя таких воль, как соответствий многим природам, должно быть больше. Александр, Северодонецк 20. 08. 2013 в 20: 11 При всём уважении к автору, но " Св. Дионисий Ареопагит в своем учении «О Небесной иерархии», в целом принятом Православной Церковью, пишет о разделении ангелов на девять чинов – три триады по три чина в каждой " . Весьма спорное утерждение. Я бы сказал так: не отвергнутое. Критики не выдерживает именно учение Ареопагита о жёсткой иерерхичности небесных сил. Буд-то высшие чины Ангелов обязяны подчиняться низшим из-за своей опосредованности. Писание говорит об обратном (проверьте) . Неоплатонизм чистой воды. То, что Ареопагита любили вплоть до Максима и Паламы, не говорит о том, что Св. Дионисий принят Церковью " в целом " . Так ... далее ...
Христологические основания православного учения ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... обожения [2]. «Идея обожения была центральным пунктом религиозной жизни Востока, вокруг которой вращались все вопросы догматики, этики и мистики. Исповедовать веру, соблюдать заповеди, молиться, участвовать в таинствах — все это необходимо… для достижения обожения, в котором и заключается спасение человека» [3]. Идея обожения как содержания и конечной цели жизни во Христе явным образом присутствует уже в творениях таких известных христианских авторов II–V вв., как свщмч. Ириней Лионский [4], свят. Афанасий Александрийский [5], свят. Григорий Богослов [6], свят. Григорий Нисский [7], псевдо-Дионисий Ареопагит [8] и др. Несмотря на это идея обожения не была усвоена преданием нехалкидонитов [9], и это различие между сторонниками и противниками Халкидона в понимании сущности духовной жизни и спасения во Христе может служить хорошей иллюстрацией того, как последствия догматических различий проявляются на сотериологическом уровне. Наиболее авторитетный нехалкидонитский богослов ХХ столетия проф. В. Ч. Самуэль, убежденный последователь и интерпретатор учения Севира Антиохийского, отмечает, что причины неприятия нехалкидонитами концепции обожения лежат в именно в области ... далее ...
Многозначность термина «природа» как одна из ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... такую цель как обожение человеческой природы, то тогда конечно же нужно хорошо знать и понимать смысл термина " чел. природа " . Этот термин обобщает все многообразие испытываемого человеком опыта. Все множество опыта обозначим словом природа. В предложенной Вами классификации ему ближе всего будет соответствовать термин " общая природа " . Но в этой общей природе обязательно нужно выделить две группы явлений. Одна будет соответствовать и включать в себя все чувственно-воспринимаемые явления, а другая - умопостигаемые. Это терминология вполне христианская и традиционная. Например, св. Дионисий Ареопагит использовал ее в своих трудах. Эти две группы можно назвать: чувственно-воспринимаемая и умопостигаемая природы. Я акцентирую на них внимание, потому что годовой круг богослужений распадается на две главных части: 1-я (от Пасхи до Рождества) точнее до недели о Закхеи ( , 2-я ) от Рождества до Пасхи (точнее от недели о мытаре и фарисеи до Пасхи) . При прохождении первой части годового круга акцент делается на преображении " умопостигаемой природы " , а " чувственно-воспринимаемая природа " обоживается при прохождении второй части пути. Поэтому с практической точки ... далее ...
Преп. Никодим Святогорец: Похвальное слово ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... входили представители высшего церковного клира - епископата. В «Похвальном слове» епископ не входит в состав церковной иерархии, но находится над ней, чем еще сильнее подчеркивается особое значение его служения. [34] Συνεστῶτες - букв. «стоящие вместе». Здесь, вероятно, имеются в виду оглашенные, молившиеся на Литургии вместе с верными и покидавшие церковь перед Евхаристическим каноном, или кающиеся последнего чина, которым позволялось присутствовать на всей Литургии и молиться с верными без права причащения. [35] Ср. : 1 Тим. 2, 4. [36] Dion. Ar. De eccl. hierar. 2, 1. 70: 2-3. Рус. пер. : Дионисий Ареопагит. ЦИ. С. 29. [37] Dion. Ar. De eccl. hierar.) A. -M. Malingrey. Paris, 1980. SС 272. P. 228. TLG 2062 85 ( . Рус. пер. : «... за ) царствование (ответственность пред Богом не такова, какова за священство») Иоанн Златоуст, свт. Шесть слов о священстве. С. 417-418. См. также продолжение цитаты (Jo. Chrys. De sacerdotio 3, 5: 14-26. P. 148) : «Земные властители имеют власть связывать, но только тело; а эти узы связывают самую душу и проникают в небеса; что священники совершают на земле, то Бог довершает на небе, и мнение рабов утверждает Владыка. Не значит ли это, что Он ... далее ...
Культовое, религиозное и светское в ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... в Московской Патриархии) и др. [9] См., например, выполненную в Дионисиевом монастыре парсуну его ктитора и наследника престола Валахии Н. Басараба (1512–1521) , где он изображен со своим сыном Феодосием. [10] Тарабукин. Н. М. Смысл иконы. М., 1999. С. 56. [11] В древности ветхозаветной атеизм справедливо считался просто безумием: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”» ( Пс. 13: 1 ) . [12] Если у античных греков господствовала тенденция создания иллюзорных и натуралистических изображений (вспомним «Телку» Мирона) , то в Средние века термин «мимесис» приобретает новое содержание. Дионисий Ареопагит «неподражаемым подражанием» называет символический образ, указывающий по контрасту на умопостигаемый архетип. Потому уместен термин «ипостасный мимесис», который надо понимать не как нравственное подражание архетипу (что было бы очень похоже на тот же «природный мимесис») , а как соединение во Христе: «…все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3: 27 ) . Подтверждение этой мысли мы находим у отца Иоанна Мейендорфа: «Христианин не призван к “подражанию” Иисусу – такая имитация не более чем чисто внешний и моральный акт, – но, по словам Николая Кавасилы, ... далее ...
Христианская цивилизация: новый перелом? Статья 3 ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... ограниченности, что достигалось путем соединения тварных энергий человека и нетварных энергий Бога. В великом сонме отцов, предшественников Паламы, хранивших и развивавших православное учение как в своем богомыслии, так и в духовной практике, все же двое особо выделяются, как сияющие, недостижимые вершины подлинного духовного богомыслия, непосредственно подготовившие паламизм уже в собственном смысле – как итоговое дискурсивное осмысление православного опыта «духовного художества», преображения человеком самого себя в соработничестве со Творцом. Это, без сомнения, священномученик Дионисий Ареопагит и преподобный Максим Исповедник. «С Дионисием и Максимом, – пишет В. Н. Лосский, – мы проникаем в богословие собственно византийское. Это богомыслие предполагает различение между непознаваемой “усией” и ее проявлениями (динамическими свойствами, или энергиями) , различение, которое, вместо того чтобы ограничивать мистический взлет, ставя человеческую личность перед накрепко запертыми вратами, напротив, распахивает перед ней бесконечный путь – за гранью познания» [9]. Именно этот духовный опыт, эти мистические глубины православного богоообщения, а отнюдь не внешнее ... далее ...
Апофатика - основной метод науки XXI века / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Апофатика - основной метод науки XXI века Виктор Тростников Слово " апофатика " надо понимать здесь в том же смысле, В каком понимал его Дионисий Ареопагит. Он говорил, что есть два пути Богопознания - катафатический и апофатический. Первый путь - отнесение к Богу некоторых положительных определений, наделение Его кажущимися нам подобающими Ему предикатами, вроде " Всемогущий " , " Вездесущия " , " Благой " и так далее. Это - ответ на вопрос " Что есть Бог? " . Второй путь - осознание всех относимых к Богу предикатов как неточных или ложных и их последовательное отбрасывание с целью получении все более полного ответа на вопрос " Что Бог не есть? " и погружения в конце концов в " Божественный мрак " , из которого затем таинственным образом выступит подлинный образ Бога, невыразимый в человеческом языке. Апофатический метод, по Дионисию, гораздо выше катафатического, только эта интеллектуальная аскеза подобная экзистенциальной аскезе преподобных, может открыть нам Истину. Принято думать, что апофатика есть гносеология специально богословская, и к научному познанию она неприменима. Это большое заблуждение. Уже при самом возникновении европейской науки один из ее ... далее ...
О древнерусских иконах. «Чудо св. Георгия о змие» ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... (из архангельского с. Литвиново) ныне в Третьяковской галерее ( , перв. пол. или сер. XVI в. ; 6 ) из бывшего собрания Н. П. Лихачева (ныне в Русском музее) , нач. XVI в. ; 7 (из бывшего собрания И. С. Остроухова) ныне в Третьяковской галерее ( , перв. пол. XVI в. ; 8 ) из с. Шеменичи (северная провинция Великого Новгорода; ныне икона - в Русском музее) , кон. XVI в. И другие памятники. [3] Флоренский Павел, свящ. Избранные труды по искусству. С. 91 – 92. [4] Николаева Олеся. Православие и свобода. – М. : Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. С. 122. [5] Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии Восточные отцы и учители Церкви V века. – М. : Изд-во МФТИ, 2000. С. 350. [6] Там же. [7] Там же. [8] Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. – М. : Искусство, 1967. Т. 1. С. 161. [9] Там же. С. 158. [10] Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. – 2-е изд. – Л. : Художественная литература, 1985. С. 207. [11] Рационализм мышления, требуя «правды жизни», приводил к тому, что на Западе св. Георгий копье все-таки ломал: см. рельеф Феррарского собора, XII в. [12] См. прим. 2, пункт №7. [13] Дионисий Ареопагит. Указ. соч. С. ... далее ...
Кризис герменевтического и возможность ...Искать в Источникеmospat.ru
... пересмотреть некоторые базовые установки ее авто­ра. Для Гумбрехта абсолютной действительностью обладает вещественный мир, и именно для прямого контакта с веществен­ным миром он разрабатывает свою негерменевтическую тео­рию. Он отказывается от метафизического взгляда на мир как на двойственную реальность (духовную и материальную) . Сле­дуя довольно распространенному после Ницше, Хайдеггера и Деррида взгляду на христианство как на еще одну метафизи­ческую картину мира («платонизм для народа») , Гумбрехт ис­ключает теологическое применение своей теории. Однако у многих христианских авторов (Псевдо-Дионисий Ареопагит, святой Максим Исповедник и др.) можно найти неметафизи­ческое видение мира. И в восточном, и в западном христиан­стве до начала Нового времени существовало учение, в кото­ром отрицалось онтологическое разделение мира на «матери­альный» и «духовный» 38. Также невозможно говорить о «мета­физическом» видении мира у авторов ветхозаветных книг, по­скольку метафизика является плодом греческой культуры, с которой большинство ветхозаветных авторов не были знако­мы. Как для ветхозаветной традиции, так и для некоторых ав­торитетных святых отцов материальный мир ... далее ...
  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Дионисий Ареопагит
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера