В греческом языке существует своя специфика. Термином te chnites художника называли с античных времен. Апостол Павел в Послании к евреям говорит об ожидании Авраамом «города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (11: 10), причем апостол употребляет соответственно слова technites и demiurgos . Античные греки употребляли слово demiurgos весьма разнообразно: так звали всех граждан, занимающихся своей профессиональной деятельностью за вознаграждение (в том числе и художников); в Дельфах демиургом считалось высшее должностное лицо; у Платона и Плотина демиург – творец мира из праматерии. В Деяниях апостолов technites применяется к серебрянику Димитрию, делавшему серебряные храмы Артемиды и доставлявшему художникам (тоже technites ) немалую прибыль (см.: Деян. 19: 24). Как ни удивительно, но Бог-Художник и ремесленник Димитрий названы одинаково. Дело объясняется тем, что в Древней Греции не было нынешних представлений о «высоком» и «низком» искусстве. Существует у греков и еще один термин, наиболее близкий к нашей теме: zogra phos – живописец. Он надолго перекочевал и в русский язык. Приведем цитату из трактата монахини Иулиании (Соколовой): «Художник – творец иконы – справедливо назван изографом от греческих слов “изо” ( isos ) – верный и “графо” ( grapho ) – пишу» . Киприан Шахбазян в переписке с нами заметил по этому поводу: «Изография (от isos ) – “точное воспроизведение текста, факсимиле”, по малому Брокгаузу. Насколько мне известно из русских переводов, везде дается zogra phos – живописец. Именно так у святителя Василия, у святителя Григория Нисского, у святителя Дионисия Ареопагита, у преподобного Максима Исповедника, у святителя Кирилла Александрийского, у святого патриарха Никифора, у преподобного Феодора Студита и т.д. Иосиф Волоцкий в “Послании к иконописцу” упоминает о “живописании”; также и инок Евфимий Чудовский. В “Полном церковнославянском словаре” протоирей Григорий Дьяченко сообщает: “Зографъ (греч.) – иконописец, живописец; зorpaфia (греч.) – живопись или художество живописное”, – со ссылкой на греческого канониста Матфея Властаря. Слова “живопись”, “живописец” стоят везде в текстах VII Вселенского Собора. Нельзя ведь подозревать всех переводчиков в плохом знании греческого языка. Этимологию слов “зограф” и “изограф” дает Фасмер. Нет никаких оснований ему не доверять. Основание могло бы быть одно: употребление слова isographos – равнописец (а не вернописец) в отношении художника у святых отцов». Остается поблагодарить К. Шахбазяна за внесенную ясность.

http://pravoslavie.ru/4519.html

В.К. Шохин Иоанн Скотт о несуществовании зла Учение Иоанна Скотта (fl. 3-я четв. 9 в.) о зле продолжает ту линию христианской философии, которая восходит к Платону. В большей или меньшей степени его предшественниками были Филон, Климент Александрийский , Ориген , Василий Великий и Григорий Нисский , Дионисий Ареопагит , а на Западе Амвросий Медиоланский и Августин 114 . Первое связное и, главное, открытое изложение взглядов Иоанна Скотта на проблему зла появляется в его раннем трактате О божественном предопределении. Его учение (которое развивает некоторые положения Августина) можно резюмировать следующим образом. Все «природы», поскольку они созданы благим Богом, – благи. Их не может коснуться грех , они вечны и неразрушимы 115 . Причина возникновения греха и зла лежит не в природах вещей, иначе получится, что грех и зло происходят от Бога. Грех несубстанциален, т. е. не относится к субстанции, он акцидентален для всякой природы. Грех – это следствие неверно направленного (ко злу) движения воли 116 ; кроме того, грех – это и умаление добра, и привязанность к низменному 117 , и порочность души 118 . Соответственно, когда доходит до наказания, то самих природ оно не касается: они этого не заслужили, да они и не подвластны внешним воздействиям 119 . Ни одна природа не наказывает другую природу, и не Бог накладывает наказание, хотя часто так говорят 120 . Но тогда что наказывается, и кто накладывает наказание? Наказывается злая личная воля и сознание 121 – результаты гордыни 122 . Злая воля – человека или падшего ангела – не наказывается чем-либо телесным извне, она казнит сама себя изнутри 123 . Собственный грех порождает себе кару. А в чем состоит наказание? Оно может быть разным. В конечном счете это отсутствие счастья и блаженства 124 : представление о них врождено природе человека, и их отсутствие вызывает страдание 125 . Кроме того, тот, кто жаждет обладать чувственными вещами, на самом деле тщится ухватить призраки, а это ведет к отчаянию и бессильной ярости 126 . Наказанием могут быть и муки совести 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

В статье ставится под вопрос тезис многих современных исследователей о том, что триадология прп. Максима Исповедника является малоразвитой и лишь копирует предшествующие классические образцы. Показывается, что важнейшими чертами прп. Максима триадологии, восходящими к предшествующей греческой богословской традиции, является учение о монархии Бога Отца, представление о том, что Бог есть одновременно и Единица, и Троица и что каждая Ипостась Троицы есть совершенный Бог и все Они вместе есть один совершенный Бог; активное использование понятий «логос бытия» и «способ существования», соответствующих традиционным понятиям сущности и ипостаси. Вместе с тем отмечается, что использование прп. Максимом различных психологических и иных тварных аналогий Св. Троицы, и связанное с ними оригинальное истолкование понятия «способа существования» в категориях «умопостигаемой триады», а также учение об исхождении Св. Духа «через Сына» сближает тринитарное учение прп. Максима Исповедника с западной богословской традицией. Как полагает один из ведущих современных исследователей богословского наследия прп. Максима Исповедника , Ж.-К. Ларше, «Максимова триадология является малоразвитой (peu développée) и следует всецело линии Великих Каппадокийцев и Псевдо-Дионисия». 1 Примерно такой же точки зрения придерживаются и другие ученые. 2 В настоящем докладе мы поставим под вопрос эту позицию и постараемся показать, в чем прп. Максим сохранил верность греческой церковной традиции, а в чем он развил ее и дополнил новыми идеями, внеся свой вклад в раскрытие тринитарного догмата. Одной из характерных черт тринитарного учения прп. Максима Исповедника является унаследованное им от свт. Григория Богослова и Ареопагитик представление о том, что Бог есть одновременно Единица и Троица. 3 Как отмечает прп. Максим, «Божество ( θετης) есть Единица, а не двоица; Троица, а не множество, как безначальная, бестелесная и не раздираемая противоречиями». 4 При этом одно отнюдь не противоречит другому, поскольку единство Бога относится к сфере сущностного бытия, а троичность – ипостасного существования:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Введение в курс наук богословских § 1. Содержание Вступая в курс Богословских наук, необходимо прежде изложить некоторые предварительные понятия, именно – показать: 1) что такое Богословие, 2) какие его начала, 3) каково его достоинство, 4) какой его состав, наконец, 5) какой метод изложения и изучения его. Понятие о Богословии § 2. Понятие о Богословии по значению и употреблению слова Богословие, Ф εо λо για, по буквальному значению своему, есть слово о Боге, по употреблению же, в различные времена, имело не одинаковое значение. Святые Отцы Церкви название сие прежде всего ( Дионисий Ареопагит ) усвояли Священному Писанию , поскольку оно есть слово о Боге и от Бога. 1 Потом именем Богословия стали называть, кроме Св. Писания, и всякое учение об истинах христианских, и в сем знаменовании оно употреблялось иногда обширнее – в приложении к учению о Боге и богопочтении вообще; иногда теснее – в приложении только к учению о Пресвятой Троице, 2 в каковом смысле св. Григорий Назианзин назван Богословом; иногда еще теснее – в приложении к учению собственно о втором Лице Пресвятой Троицы или о Боге Слове, в каковом смысле, по свидетельству св. Златоуста, назван Богословом св. Иоанн Евангелист; 3 или же еще теснее – в приложении к учению о воплощении Бога Слова (у св. Афанасия Александрийского ). Наконец уже в XII веке под именем Богословия стали разуметь в школах систематическое и учебное изложение всех христианских истин о Боге и о богопочтении. 4 § 3. Понятие о Богословии по его предмету Таким образом, как из буквального значения, так и из употребления слова, видно, что существенный предмет Богословия есть БОГ. Но как Бог может быть предметом изучения и науки? Для этого необходимо, чтобы между Богом и человеком было взаимное отношение, по которому бы, во-первых, Бог явил свои свойства и действия и открыл свою волю человеку; во-вторых, человек имел со своей стороны способность воспринять сие откровение Божие и поставить себя в должное соответствие с Его волею. И действительно есть таковое отношение между Богом и человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

ВЕРА (раздел). – С.30-43.   Школа «Фомы». Именины:   Дионисий. [Иллюстрированная информация: Значение имени. Дионисий - имя древнегреческого происхождения, переводится как «Дионису принадлежащий». В античной мифологии Дионис – бог виноделия, вдохновения и религиозного экстаза; Дни памяти : 16 октября – день памяти священномученика Дионисия Ареопагита; 17 января – Собор 70-ти апостолов; Священномученик Дионисий Ареопагит ( I век) . Подготовил Тихон Сысоев . Ил.: Икона святого и фото: Афины, Греция. Руины Ареопага и других строений;   Святые с именем Дионисий : Преподобный Дионисий Олимпийский (90-е гг. XV в. - 1541). Преподобный Дионисий Радонежский (ок. 1570-1633); Известные люди с именем Дионисий: Денис Фонвизин (1745-1792) – литератор, драматург, автор сатирических комедий «Бригадир» и «Недоросль». Денис Мацуев (род.1975) – известный российский пианист. Фото Вячеслава Прокофьева/ТАСС; Интересные факты. Ил.: Ангельские чины. Икона (по преданию Дионисию Ареопагиту принадлежит главное в святоотеческой литературе сочинение об ангелах, о девяти ангельских чинах). Фото: угол Бауманской улицы и Денисовского переулка в Москве, где в конце XVIII века жил Денис Фонвизин//Фома. - – октябрь 2017. – С.30-31. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Тихон Сысоев . Как сомневались святые? 5 историй об искренней вере: Фома, Антоний Великий, Николай Японский, Иосиф Исихаст, Лука (Войно-Ясенецкий). Рисунки Натальи Федоренковой//Фома. - – октябрь 2017. – С.32-35. – (раздел « Вера »).   Школа «Фомы». Суть вещей:   Вериги преподобного Никиты Столпника . [Вериги (старослав. верига – «цепь») – тяжелые цепи или любые металлические предметы (кресты, кольца, пластины, подошвы обуви), которые носили на себе подвижники для усмирения плоти по благословению духовного наставника. Ношение вериг – один из видов аскетического подвига; Преподобный Никита Столпник. [Жил в XII веке в Переславле-Злесском]. О нем и его подвиге; Большие вериги (с указанием, где находятся); Малые вериги ; Ил.: Преподобный Никита Столпник. Икона святого. Большие вериги. Малые вериги. Никитский мужской монастырь. Фото www.lori.ru; Кто еще носил вериги : Евфросиния Полоцкая. Преподобный Феодосий Печерский. Преподобный Иринарх, затворник Ростовский; Интересный факт: 29 января Православная Церковь празднует поклонение честным веригам апостола Петра. Святыня находится в храме апостола Петра в Риме. Подготовил Кирилл Баглай . Фото Михаила Кудрявцева//Фома. - – октябрь 2017. – С.36-37. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Суть вещей »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-174...

Восточная агиология. Приложения Приложение I. Месяцеслов при евангелии VIII-IX века синодальной библиотеки 4 449 Заглавия нет. Внизу показаны разности от него месяцеслова при апостоле импер. публичной библиотеки IX-X века Опущенные внизу числа показывают согласие обоих в памятях. Слова в тексте в скобах показывают, что их нет в апостоле, знак ап. также означает варианты апостола. Сентябрь. 450 1 Начало индикта и память Симеона столпника. 2 св. муч. Мамонта и иже во св. о. н. (ап. преп. о. н.) Иоанна Постника . 3 св. священномуч. Анфима. 4 св. священномуч. Вавилы и св. отроков. 5 св. прор. Захарии и св. муч. Фуфаила. 6 св. архистратига Михаила Хониата . 8 Рождество (Пресв.) Богородицы. 9 (св.) Иоакима и Анны. 12 Кунута (так) и Автонома. Суббота пред Воздвижением. 13 на Воздвижение честного древа (чтение). 14 Воздвижение честного креста. Суббота по Воздвижении. Неделя после Воздвижения и память Симеона, сродника Господня. 15 св. священномуч. (ап. св. мученика) Акакиеи (св. муч.) Никиты. 16 св. муч. Евфимии. 18 св. мучч. Трофима, Доримедонта и дружины их. 20 св. муч. Евстафия (и дружины его). 21 св. муч. Исаакия, еп. кипрского. 22 св. муч. Фуки (так) и дружины его. 24 св. первохуч. Феклы. 26 преставление (св.) Иоанна Богослова. 27 свв. мучч. Калутиана (калутианских) Александра, Зосимы и дружины их. 30 св. Григория великия Армении (ап. епископа Армении и иже с ним). Октябрь. 451 1 св. Домития и Романа. 2 св. священномуч. Киприана (и Иустины). 3 св. (священномуч. Ареопагита) Дионисия. 6 св. Фомы. 7 (свв.) Сергия и Вакха. 9 св. Иакова, брата Божия (?). 11 св. патриархов: Нектария, Арсакия, Аттика и Сисиния. 12 свв. мучч. Прова, Тараха и Андроника. 13 свв. мучч. Барпа, Павла и друживы. 14 свв. мучч. Гервасия и дружины. 18 св. ев. Луки. 20 св. муч. Артемия. 21 пр. Илариона. 23 Иакова, брата Божия. 24 св. Арефы и дружины. 25 свв. нотарей (Маркиана и Мартирия). 26 св. (ап. великомуч.) Димитрия. 30 свв. мучч. Кириака и Астерия. Ноябрь. 452 1 св. бессребников (ап. свв. бесср. Космы и Дамиана). 2 свв. мучч. Акиндина, Аффония, Пигасия и дружины. 6 (св.) Павла исповедника. 7 свв. мучч. в Мелитине. 8 собор арханг. Михаила. 11 муч. Мины. 13 св. (Иоанна) Златоустого. 14 св. ап. Филиппа. 15 свв. исповедн. Гурия, Самона и Авива. 16 св. ап. и ев. Матфея. 17 св. Григория Чудотворца . 20 св. патриархов Максима и Геннадия. 21 Введение Пресв. Богородицы. 25 свв. отец Климента римского и Петра александрийского . 30 св. ап. Андрея.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Г. Г. Гольц [нем. Goltz] Герман Готфрид (1.04.1946, Гера, Тюрингия - 9. 12. 2010), нем. протестант. богослов. В 1964-1969 гг. изучал богословие, востоковедение и славистику в ун-те им. М. Лютера (Галле), правосл. богословие со специализацией в области истории и богословия РПЦ - у проф. К. Онаша (ученика Н. С. Арсеньева ), основавшего вместе с проф. д-ром К. Аландом кафедру истории Православия (Institut für Konfessionskunde der Orthodoxen Kirchen). В 1972 г. защитил канд. диссертацию по греч. патристике о понятии иерархии у св. Дионисия Ареопагита. С 1975 г. пастор в евангелической церкви. В 1979 г. завершил в Галле докт. диссертацию - исследование в области славяно-рус. переводов Corpus areopagiticum, материал к к-рой был собран в 1978 г. в рукописных архивах Москвы, Ленинграда, Киева и Троице-Сергиевой лавры. С 1981 г. руководит кафедрой истории Православия на богословском фак-те ун-та им. М. Лютера. В 1988 г., несмотря на сопротивление университетского руководства, организовал Международный симпозиум по случаю 1000-летия Крещения Руси, проходивший в Галле и Кверфурте. С 1988 по 1993 г. по назначению президента Конференции европ. Церквей Алексия (Ридигера), митр. Ленинградского и Таллинского (буд. Патриарх Алексий II ), работал в должности руководителя богословского отдела Конференции европ. Церквей в Женеве. Стал одним из организаторов первой Европейской экуменической встречи (Базель, 1989), участвовал в Европейских встречах Конференции европ. Церквей и римско-католич. Совета епископских Конференций Европы (под рук. митр. Алексия и кард. Карло Мартини), в диалогах по примирению правосл. сербов, хорват. католиков и боснийских мусульман, а также в офиц. встречах Вазгена I , Патриарха и Католикоса Армянской Апостольской Церкви, и шейха Аллахшюкюра Пашазаде, главы азерб. мусульман (Монтрё, Швейцария, 1993). В это же время в сотрудничестве с д-ром К. К. Эптингом руководил проектом Комиссии европ. Церквей на тему «Общая миссия Церквей», к-рый заложил основу буд. европ. документа против совр. прозелитизма «Charta Oecumenica» (2001).

http://pravenc.ru/text/165331.html

Г. И. Беневич Два богословско-философских синтеза Ареопагитский корпус: учение о Боге и о Божественных именах (Д С. Бирюков) В состав т. н. «Ареопагитского корпуса» 1 входят четыре трактата: «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Божественных именах», «О мистическом богословии», а также десять небольших посланий 2 . Вопрос об авторстве корпуса поднимался еще в древности и является актуальным до сих пор. Сам автор корпуса называет себя Дионисием Ареопагитом , о котором идет речь в Деян. 17,34 – афинским аристократом, который был обращен в христианство ап. Павлом во время его проповеди в Ареопаге (ок. 51 г.). В 7-м послании корпуса, представленном как послание священномученику Поликарпу Смирнскому , автор повествует, что он, будучи вместе со своим другом софистом Алоллофаном в Египте, в городе Гелиополе, видел, как луна неестественным образом заслонила солнце, при том что не настали сроки для затмения, и простояла таким образом некоторое время. В трактате «О Божественных именах» (3.2–3) автор говорит о своем учителе после апостола Павла – священномученике Иерофее, епископе Афинском, которому он приписывает сочинение «Первоосновы богословия»; автор корпуса упоминает, что вместе с Иерофеем, а также с апостолами Иаковом и Петром, он присутствовал при «созерцании живоначального и богоприимного тела», что, следуя древней схолии к этому месту и исходя из данных критической агиографии, следует понимать как указание на Успение Богородицы. До VI в. Ареопагитский корпус был неизвестен. Впервые упоминания о нем появились в разгар христологических споров: в частности, трактат «О Божественных именах» цитируется Севиром Антиохийским в полемике с Юлианом Галикарнасским, и вообще монофизиты активно использовали цитату из 4-го послания Пс. – Ареопагита, где говорится о «новом Богомужном действии 3 Христа после воплощения (монофизиты толковали эту формулу в смысле «единого» Богомужного действия), доказывая, что Христос имел одно действие. Довольно быстро авторитет корпуса распространился по всему христианскому миру.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Г.С. Битбунов Успение Пресвятой Богородицы Событие праздника и его эортологическая динамика В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание, в частности такие пространные апокрифические сказания, как «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского Патриарха Модеста († 632), слова прп. Андрея Критского , Константинопольского Патриарха Германа и три слова прп. Иоанна Дамаскина . Все эти источники датируются VIII веком. Однако существуют и более ранние свидетельства. Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке об Успении Ее писал сщмч. Дионисий Ареопагит . Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает свт. Епифаний Кипрский . Если суммировать все имеющиеся сведения, информативность и достоверность которых неодинакова, можно сказать, что ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых людей вооружила против, чем были вызваны покушения на Ее жизнь. Но Бог хранил Ее от врагов. Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава III. Святитель Григорий как выразитель исихастской традиции Святой Горы В предыдущей главе мы рассмотрели жизнь святого Григория Паламы , описанную его сподвижником святителем Филофеем Коккином, патриархом Константинопольским, тоже исихастом, который принял деятельное участие в канонизации святого Григория, написав его житие и составив службу святому. Мы показали, что святитель Григорий был истинным святогорцем. Он долгие годы жил на Афоне, проникся духом Святой Горы и сам стал ее ярким представителем. При чтении творений святого Григория мы чувствуем исходящий от них афонский дух, словно запах ладана. И мы можем с уверенностью сказать, что Григорий Палама и Святая Гора тесно связаны между собой. Невозможно понять святого вне исихастской традиции Афона точно так же, как невозможно понять жизнь Афона вне жизни и учения святителя Григория. В этой главе мы рассмотрим влияние Святой Горы на учение Григория Паламы и покажем, каким образом святой стал выразителем существовавшей на Афоне исихастской традиции. Святая Гора и Православная Церковь Прежде всего следует отметить, что Святая Гора является неотъемлемой частью Церкви. Здесь особенно полно осуществляется жизнь по Евангелию во Святом Духе, которой должны жить все православные христиане. В своем труде «Триады в защиту священно-безмолвствующих» святитель Григорий, говоря о святом афонском подвижнике Никифоре, который за исповедание истинной веры был осужден к изгнанию царствовавшим тогда императором из династии Палеологов, пишет: «Он избирает строжайшую, т. е. монашескую, жизнь и поселяется в месте, чье название одноименно со святостью, на границе мира и неба – это Афон, очаг добродетели» 44 . По свидетельству святых отцов, монашество – это жизнь апостольская и мученическая, ибо в монашестве сохраняется вся сущность жизни апостолов и святых мучеников. А на Афоне монахи живут именно такой жизнью. Для того чтобы подтвердить это утверждение, рассмотрим, что святые отцы говорили об этапах духовной жизни. Святой Дионисий Ареопагит пишет, что в духовной жизни можно выделить три периода: очищение ( κθαρση), просвещение ( φωτισμς) и усовершение ( τελεωση). Подобное разделение мы находим и у других святых отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010