> Дело дня: Помогите ребёнку <

Дионисий Ареопагит

  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Православие - Православная электронная библиотека ...Искать в Источникеpravmir.ru
... “Брак есть таинство любви”. Перед лицом латинского определения prolis est essenialissimum in matrimonio (потомство есть главная сущность брака) и matrimonii finis primarius est procreatio atque educatio prolis (первая цель брака есть воспроизведение и воспитание потомства) православное учение утверждает, что исходный смысл или конечная цель брака заключается в супружеской любви, в такой полноте единства супругов, которая делает из них домашнюю Церковь. Возможно, что брак может быть полезным обществу, – тем не менее, его собственная независимая ценность царственно пребывает в нем самом. Псевдо-Дионисий Ареопагит пишет: “Афиняне называли брак τέλος, т. к. именно он венчает человека для жизни”. Дети вносят новое качество – отцовства и материнства, – но это является излиянием той полноты, которая как таковая пребывает в самой себе. Даже различие полов, которое наполняет всю совокупность человеческого бытия и далеко выходит за пределы собственно полов, обретает все свое значение независимо от проблемы рода, являющейся только вторичной. Значение брака Грехопадение извратило человеческую онтологию, разделив ее на дурную мужественность и дурную женственность и погрузив их в ... далее ...
Евхаристия - Православная электронная библиотека ...Искать в Источникеpravmir.ru
... и произносят те же слова. При соборном служении предстоятель в это время отходит со своего места перед престолом несколько вправо, давая тем место остальным священникам подойти к месту перед престолом, приложиться к сосудам и также отойти в сторону, несколько дальше старшего священника. Этот обычай взаимного целования — очень древнего происхождения. О нем упоминают ранние христианские писатели: святой Иустин Философ) 1 Апол. 65 (, святой Климент Александрийский) Педаг. III, II, § 81 (, Ориген) Толкование на посл. к Римлянам, 10: 33 (, святой Кирилл Иерусалимский) Катехеза 23: 3 ( , псевдо-Дионисий Ареопагит ) О Церк. Иерар., гл. 2 (и Иоанн Златоуст во многих произведениях своих святой. Предписания давать друг другу целование в этот момент Литургии находим и в чинах литургии египетских церковных постановлений, Апостольских постановлений VIII книги, греческой апостола Иакова, сирийской, апостола Марка, Несторианской апостолов Фаддея и Мария [) 2], и оно вошло таким образом по исторической преемственности и в наши Византийские литургии. В древности это лобзание мира происходило не только среди клириков, но также и среди мирян: мужчины с мужчинами, женщины с ... далее ...
Трактат о раеИскать в Источникеpravmir.ru
... Божества и простекши свыше " (Св. Григорий Богослов. Собрание творений. Т. 1. С. 208) , также и преп. Максим Исповедник в Амбигве (PG 91. 1080ВС) при толковании на указанное место св. Григория Богослова Об этом смотри в исследовании С. Л. Епифановича (Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие М., 1996. С. 62, 36-37. Главы " Тайна творения, промысла и суда " и " Ареопагитики ") , где данное воззрение увязывается с учением Ареопагита о причастности Богу всего тварного мира бытием, жизнью и движением, но более всего причастны Его разумом существа разумные (Дионисий Ареопагит. О Божественных именах 1: 5 Восточные отцы и учителя Церкви V века. М., 2000. С. 264; PG3. 593ВС) В 47 гл. трактата преп. Никита употребляет αμοιροι πάντη Πνεύματος αγίου υπάρχοντες - " во всем лишенные причастия Святого Духа " в отношении еретиков. 115. Быт. 2: 16. 116. της υλικης δυάδος -o философский термин " плотская двоица " или " материальная дуада " , обозначающий деление на материю и вид, но в данном случае преп. Никита его трактует иначе, в аскетическом плане, как " раздражение и вожделение " . 117. ο θυμός και η επιθυμία - раздражение и вожделение, понятие ... далее ...
Православие. Том 1: Имена Божии | Библиотека | ...Искать в Источникеpravoslavie.by
... но и из некоторых божественных видений, озаривших посвященных или пророков в священных храмах или в других местах; превосходящую всякое имя Благость они называют именами то одной, то другой причины и силы, придавая Ей то человеческие, то огненные, то янтарные формы и вид». Отсюда многочисленные в Библии антропоморфические описания Бога, в которых Бог предстает как имеющий очи, уши, волосы, лицо, руки, спину, крылья, плечи и ноги, как снабженный венками, престолами, кубками, чашами «и другими полными таинственного смысла вещами». Изложив учение об именуемости и неименуемости Бога, Дионисий Ареопагит разделяет Божественные имена на две категории — объединяющие и разделяющие. «Объединяющие» имена относятся ко всем трем Лицам Святой Троицы: таковы а (имена «Сверхдоброе», «Сверхбожественное», «Сверхсущественное», «Сверхживое», «Сверхмудрое» и т. п., выражающие превосходство Троицы над всем существующим; б) все отрицательные имена, указывающие на трансцендентность Троицы всему существующему; в (все «понятия причинности», как-то: «Благое», «Красота», «Сущее», «Порождающее жизнь», «Мудрое», т. е. катафатические имена Бога, заимствованные из Его действий. Что же касается ... далее ...
Разные сочиненияИскать в ИсточникеИсточник
... называется же она „Люцидариус " , то есть, „Просветитель " . Содержание этой книги называется „ауреагемма " , что значит золотой бисер (золотая гемма) . «Максим говорит: » Не „ауреагемма " , но в сущности она есть „аргенто–пукконмикксого " , что значит медь, с небольшою примесью серебра; правильнее же—не „лусидариус " , а „обтенебрариус " , что значит „помрачитель " , а не просветитель. Мое слово, исходящее из моих уст, расплывается в воздухе и не пребывает существенно в ушах слышащих. Божество же существом своим находится всюду, а не в известном месте помещается, как говорит великий Дионисий Ареопагит, ибо никаким местом оно не может быть определено. «Люцидариус: » Бог был не един, но с ним было сотворение миpa. «Максим: » Это выражение платоновское и аристотелевское, а не христианское; те говорят, что мир соприсносущен Богу. Если „сотворение миpa " было с Богом и потому Он был не один, то это значит, что мир всегда с Ним, то значит, что он соприсносущен Ему; а это—хула. «Люцидариус: » В Боге суть три естества: власть, мудрость и великая благость. «Максим: »И это слово хульное. Ибо в Боге одно существо и одно естество и царство, как мы научаемся от святых богословов, а ... далее ...
Взгляните на лилии полевые…Искать в ИсточникеИсточник
... воинствами небесными, оставшимися послушными Господу духами. Сияет неизреченным блеском и светом Престол Царя Славы, и предстоят Престолу Мария Дева и Иоанн Предтеча, — се дивный «Деисус», — возносящие молитвы за весь мир и предстательствуют честные небесные Силы Бесплотные за человеческий род. Кто изочтет их? Кто опишет их? Никто! Разве может кто из мудрейших звездочетов переписать и сосчитать все звезды на ризе Господа Царя? Разве может кто из ученейших богословов исчести воинство Небесного Владыки? В дивной гармонии, порядке и стройности предстоят Богу Небесные Силы. Божественный Дионисий Ареопагит тайнозритель, повествует нам о девяти чинах ангельских, и все они, упомянутые в Священном Писании, имеют свое назначение и цель, не до конца, впрочем, откровенные нам: 1 ряд: Серафимы ( Ис. 6, 2 ) , Херувимы ( Иез. 9, 3 ) , Престолы ( Кол. 1, 16 ) . 2 ряд: Господствия ( Кол. 1, 16 ) , Силы ( Еф. I, 21 ) , Власти ( Еф. I, 21 ) . 3 ряд: Начала ( Кол. 1, 16 ) , Архангелы ( 1 Сол. 4, 16 ) , Ангелы (1 Петр 3, 22) . И богослужебные книги, разделяя небесную иерархию, воздают каждому чину по его значению и славе так: «Престоли, первое исполняюще удобрение (т. е. ... далее ...
Григорий Палама. Антирретики против АкиндинаИскать в ИсточникеИсточник
... 77, 1133С. 735 Ср. : Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 9, PG 94, 837В, op. cit., 9, 2–6. 736 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 57 (5, 55) , PG 91, 1188А. 737 Василий Великий, Против Евномия, 2, PG 29, 648А. 738 См. : Евномий. Απολογητικόν, 28 — PG 30, 868; Василий Великий. Против Евномия 2, 32 — PG 29, 645 слл. Ср. также: Григорий Богослов. Слово 38 на Богоявление 7; Слово 45 на Святую Пасху 3 — PG 36, 317D; 628А. 739 Максим Исповедник, Главы о любви 1, 100, PG 90, 981D–984A. 740 Григорий Богослов, Слово 38, 7; Слово 45, 3 — PG 36, 317С; 628А. 741 Дионисий Ареопагит, О церковной иерархии, 3, 4, PC 3, 429D. 742 Иоанн Синаит, Лествица, 7, PG 88, 813В. 743 Григорий Богослов, Слово 38, 11; Слово 45, 3 — PG 36, 324А; 632В. 744 Ин. 14: 15, 21, 23. 745 Григорий Богослов. Слово 39, 8 — PG 36, 344А. 746 Ин. 14: 23. 747 Ин. 14: 21. 748 Цитата полностью не идентифицируется. Слова «делает их другими солнцами» принадлежат Григорию Нисскому. См. : его In sextum Psalmum, McDonough (ed.) , Gregorii Nysseni opera, vol. 5, Leiden, 1962, p. 189. 749 Ср. : Пс. 4: 7: «знаменася на нас свет лица Твоего, Господи». 750 Ин. 1: 18. 751 Иоанн Дамаскин, ... далее ...
ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА МОНАСТЫРЬ НА ПАТМОСЕИскать в Источникеpravenc.ru
... к этой фазе росписей (ок. 1200, согласно Хадзидакису, кон. XII в., согласно Коллиасу, 1-я пол. XIII в., согласно Орландосу) , находятся на зап. стене и части сев. стены (на вост. сохр. незначительные фрагменты) . На сев. стене изображено «Гостеприимство Авраама», на сев. части зап. стены - «Умовение ног», «Взятие Христа под стражу», «Моление о чаше», «Причащение апостолов», а также «Явление Христа апостолам на озере Тивериадском» и «Чудесное умножение рыб и хлебов» ( дублирующие сюжеты 1-й фазы росписей ) , свт. Григорий Акрагантский, сщмч. Киприан, свт. Амфилохий Иконийский и сщмч. Дионисий Ареопагит. Художник 2-й фазы росписей работал в духе «динамичного» течения позднекомниновского стиля, к к-рому относятся фрески в Курбинове (Республика Македония) и в Кастории, в ц. св. Бессребреников. Третья фаза росписей (в южной части западной стены) относится ко 2-й пол. XIII в. (согласно Орландосу) или к посл. четв. XIII в. (согласно Коллиасу) . В тимпане над дверью в западной стене расположены композиции «Распятие» и «Несение Креста», а на внутренних сторонах арки - «Осуждение Христа на смерть синедрионом», «Отречение ап. Петра», «Отослание апостолов на проповедь», ... далее ...
Над строками Нового завета | КатехеоИскать в Источникеkateheo.ru
... Я уже говорил раньше, что, рассказывая о том, как белы стали в момент Преображения одежды Иисуса, евангелист Марк восклицает: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» ( Мк 9: 3 ) . Зачем в таком мистическом рассказе, где всё действительно сияет нетварным светом, вдруг вспоминать о белильщике, который, видимо, в каком-то специальном резервуаре щёлоком или ещё чем-то отбеливает полотно? Апостол — простой галилейский рыбак, не привыкший ко всяким литературным красотам. Он не может описать этот свет так, как потом его опишет Дионисий Ареопагит или аббат Сугерий во Франции. Он использует самый простой бытовой образ, который и превращает этот рассказ в подлинное, живое свидетельство. Совсем по-другому описано Преображение в Евангелии от Луки. В нём нет слова «Преображение». Рассказывая о событии, Лука говорит: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» ( Лк 9: 29 ) . Лука — грек. В отличие от тех апостолов, которые проповедовали в одной только Палестине и не были знакомы с великой греческой литературой, он — образованный человек, укоренённый в античной культуре. ... далее ...
НИ-КА | Страсти телесного сладострастия: пьянство ...Искать в Источникеni-ka.com.ua
... Синаит ( О безмолвии и молитве, ст. 9 ) : «Действие благодати есть сила огня Духа, которая в радости и веселии сердца движет, укрепляет, согревает и очищает душу…» Василий Великий ( Толкование на пророка Исаию, гл. 5 ) : «Господь есть как свет ( см. : Ин. 8, 12 ) , так и сладость для разумно вкушающих Его, и доставляет им сладостное и исполненное великого веселья наслаждение. Посему вкусивший Его и опытно изведавший сладчайшее и приятнейшее наслаждение говорит: «Вкусите и видите, яко благ Господь» ( Пс. 33, 9 ) . Итак, не верующий в Господа Иисуса глаголет «сладкое горькое». Дионисий Ареопагит (Письмо к священноначальнику Титу…) : «Как у нас опьянение, принимаемое в худом смысле, есть непомерное исполнение себя вином и исступление ума и чувств, так в Боге, понимаемое в хорошую сторону, оно есть не что иное, как чрезмерная полнота всех благ, соединенных в Нем от века. Последующее же за опьянением исступление ума и чувств есть выражение Божией высоты, недосягаемой для нашего мышления, мыслимости и бытия; оно выходит из области ума. Но, как Бог называется как бы опьяненным и исступленным всеми возможными благами потому, что всеми преисполнен, и преисполнен ... далее ...
  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Дионисий Ареопагит
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера