В первые годы своего существования Академия художеств, созданная по указу императрицы Елизаветы от 6 ноября 1757 года, не имела своего здания и, соответственно, храма. Церковь академисты посещали по воскресным и праздничным дням (это был ближайший к Художественной школе тогда еще деревянный Андреевский собор), занятия по катехизису у них проводил иеромонах из Кадетского корпуса, расположенного по соседству. В январе 1765 года в Правительствующий Синод была доставлена просьба снабдить Академию " походной церковью со всею принадлежащей ей утварью " . Прошение было удовлетворено, к присланной церкви был определен иеромонах Иосиф (Зеленский). Уже в ночь с 2 на 3 апреля 1765 года в Академии состоялось первое Пасхальное богослужение с большим крестным ходом и литургией. Первая походная церковь прослужила Академии более пятидесяти лет. 28 июня 1765 года, в годовщину восшествия на престол императрицы Екатерины II , с пышной торжественностью была совершена закладка здания Академии с домовым храмом, который первоначально собирались посвятить преподобному Иоанну Дамаскину, защитнику икон в период иконоборчества ( VIII в.). Торжество по закладке церкви возглавили митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов) и архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий). В фундамент церкви под пение певчих " Тебе, Бога, хвалим... " собственноручно императрицей Екатериной была заложена вызолоченная " скрынка " , дощечка с надписью о совершавшемся событии, камень " из порфира российского сделанный " с вензелем императрицы. Увы, из-за нехватки средств строительство основанной церкви было закончено лишь через несколько десятилетий. Особенно долго длились эпопеи по созданию купола и внутреннего убранства храма. Было сделано несколько проектов, среди авторов которых такие известные имена как А.Ф. Кокоринов, Ю.М.Фельтен, А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, но завершить строение было суждено другому выдающемуся архитектору - Константину Тону. В 1829 году К.Тон наряду с другими архитекторами предоставил свой проект отделки церкви на " высочайшее усмотрение " . Николай I одобрил тоновский вариант, к работам над которым приступили в 1832 году, через год церковь была отстроена вчерне, а в 1837 г. - закончена и освящена в честь небесной покровительницы основавшей её императрицы.

http://ruskline.ru/analitika/2005/12/07/...

В течение пяти лет образ святителя Николая находился, как было записано в монастырской летописи, «не в своем доме». В 1728 году из Суздаля в Москву прибыла инокиня Елена (Лопухина Евдокия Федоровна), первая супруга императора Петра I, сосланная в Покровско-Суздальский монастырь. По возвращении в Москву она поселилась в Новодевичьем монастыре. Узнав историю резной чудотворной иконы, она забрала образ из палат Синода в Новодевичий монастырь. 20 января 1728 году настоятелю монастыря архимандриту Гедеону пришло предписание явиться в Москву и взять образ святителя Николая в Николо-Радовицкий монастырь. В 1729 году в колокольне храма Рождества Богородицы случился сильный пожар, во время которого расплавились колокола, а здание колокольни вместе с храмом прп. Михаила сильно пострадало. В 1730 году императрица Анна Иоанновна, сочувствуя постигшему горю, пожертвовала монастырю тысячу серебряных рублей. В 1753 году по благословению епископа Рязанского и Муромского Димитрия (Сеченова) началось строительство монастырской колокольни с надвратным храмом на средства московского купца Ивана Демидова. Освящен надвратный храм в честь святых апостолов Петра и Павла епископом Рязанским и Шацким Палладием (Юрьевым) в 1770 году. В 1761 году настоятель монастыря игумен Антоний II испросил благословение епископа Рязанского и Муромского Палладия (Юрьева) на построение нового храма на острове Святого озера. Через год деревянный храм был построен и освящен в честь святителя Николая. В 1779 году в Богородицерождественском храме над левым приделом святого Иоанна Крестителя, на месте бывшей ризницы, был устроен храм в честь Сретения Господня. В 1780 году с северной стороны от монастырской колокольни был построен каменный двухэтажный братский корпус. В верхнем этаже устроены шесть келий. В нижнем этаже - четыре братских кельи, просфорня и комнаты для наемных рабочих. В 1783 году обгоревшая во время пожара первоначальная колокольня вместе с храмом прп. Михаила была разобрана. В 1784 году над алтарем Рождества Богородицы был устроен второй этаж под ризницу.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Радовиц...

в храме венчались принцесса Анна Леопольдовна и принц Антон Ульрих Брауншвейг-Люнебургский, 21 авг. 1745 г.- вел. кн. Петр Феодорович и вел. кнг. Екатерина Алексеевна, 29 сент. 1773 г.- вел. кн. Павел Петрович и вел. кнг. Наталия Алексеевна (в храме хранились их брачные венцы). Имп. Елизавета и вел. кнг. Наталия Алексеевна преподнесли храму в дар облачения, впоследствии перенесенные в ризницу К. с. Здесь 28 июня 1762 г. состоялось провозглашение архиеп. Димитрием (Сеченовым) вел. кнг. Екатерины Алексеевны императрицей Всероссийской Екатериной II, а ее сына - наследником цесаревичем. Ежегодно с 1743 по 1858 г. по распоряжению имп. Елизаветы Петровны в день заключения Ништадтского мирного договора и перенесения мощей св. Александра Невского в С.-Петербург (30 авг.) от Рождественского храма в Александро-Невский мон-рь шел первый общегородской и крупнейший в городе крестный ход (в 1763-1765 и 1771 в нем принимала участие имп. Екатерина II). В 1790 г. был установлен еще один крестный ход - к ц. Владимирской иконы Божией Матери. В храме отмечались также победы в русско-тур. и русско-швед. войнах. 22 окт. 1798 г. на литургии, возглавляемой митр. Гавриилом (Петровым), в Рождественской ц. молился имп. Павел I. Еще в 1773 г. при помощи франц. худож. Юбера Робера гр. А. С. Строганов составил под влиянием масонских идей художественную программу, главным пунктом к-рой было строительство подобия «св. Петра» на Неве. Выбранный участок на Невском проспекте между Екатерининским каналом (ныне канал Грибоедова) и Б. Мещанской ул. (ныне Казанская) находился поблизости от дворца гр. Строганова на Невском проспекте. В 90-х гг. XVIII в. гр. Строганов построил зап. корпус дворца с расчетом на предстоящее строительство храма (в 1805 он пристроил к этому корпусу «масонский храм», т. н. Физический кабинет, с видом на собор). Имп. Екатерина II не одобрила программу гр. Строганова. Однако в 1782 г., еще до вступления на престол, вел. кн. Павел Петрович высказал пожелание иметь в столице храм, который бы мог соперничать по значению с рим.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

Возницын Прокофий Богданович – дьяк (с 1681), дипломат, член Великого посольства в Европу (1697–1698), посол России в Оттоманской империи (1698–1700). Вяземский Александр Алексеевич (1727–1793) – князь, действительный тайный советник, генерал-прокурор Сената (1764–1792), один из ближайших сотрудников Екатерины II. Голицын Александр Николаевич (1773–1844) – князь, сенатор, обер-прокурор Св. Синода (1803–1817), министр духовных дел и народного просвещения (1816–1824), президент Библейского общества. Голицын Василий Васильевич (1643–1714) – князь, возглавлял Посольский приказ (с 1682); при Петре I в опале, был лишен боярства, имущества и сослан в Каргополь. Горбачёв Михаил Сергеевич (род. 1931) – Генеральный секретарь ЦК КПСС (1985–1991), Президент СССР (1990–1991). Горохов Иван Сивинович (?–1686/87) – государственный деятель, дипломат, дьяк в приказе Калмыцких дел (1661–1662), вел переговоры с калмыцким ханом Мончаком о принятии калмыками русского подданства. Гусейнов (Хусейнов) Мухамеджан (1788–1824) – русский дипломат и разведчик на Кавказе и в Центральной Азии, член Вольного экономического общества, первый Оренбургский муфтий. Димитрий (Сеченов; 1708–1767) – в сане архимандрита в 1740 г. возглавил миссию в Поволжье для обращения в христианство мусульман и язычников, архиепископ (с 1757), митрополит (1762) Новгородский, совершил чин коронования императрицы Екатерины II. Дионисий (?–не ранее 1604) – митрополит всея Руси (1581–1587), боролся против попыток Ватикана навязать унию Русской Церкви; обвинен Борисом Годуновым в участии в заговоре против него и лишен кафедры. Дмитрий Иванович (1350–1389) – Великий князь Московский (с 1359), за победу над монголо-татарами на Куликовом поле (1380) именуемый Донским. Доржиев Агван Лобсан (1853/54–1938) – буддийский богослов, полномочный представитель Тибета при Правительстве России (с 1901), затем – при Правительстве СССР; организатор строительства буддийского храма в С.-Петербурге; противостоял разгрому буддийских святынь в Ленинграде и в Бурятии; в 1937 г. арестован, умер в тюремной больнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Восстановленное Новгородским архиеп. Димитрием (Сеченовым ; с 1762 митрополит) в 1758 г. Кексгольмское и Ладожское вик-ство с местопребыванием викария в Варлаамиевом Хутынском мон-ре под Новгородом прекратило существование в 1764 г. в связи с передачей городов Кексгольм и Нов. Ладога из Новгородской епархии в С.-Петербургскую. Вместо него на основании пункта 4 манифеста имп. Екатерины II Алексеевны «О подведомстве всех Архиерейских и монастырских крестьян Коллегии Экономии, и штатов по духовной части» от 26 февр. 1764 г. было учреждено О. и К. в.: «Для вспоможения в Новогородской Епархии оставили по прежнему Викарием одного Епископа, которому жительство определили в Олонце». На содержание Олонецкого архиерейского дома отпускалось 4030 р. 80 к. в год. В 1764 г. викарная Олонецкая епархия включала 3 города - Олонец, Каргополь и Устюжну. За время ее существования были учреждены новые уездные города: Вытегра (1773), Петрозаводск (1777), Онега (1780), Повенец (1782), Лодейное Поле, Пудож и Кемь (1785) в Олонецкой провинции, а также Весьегонск (1776) в Тверском наместничестве. Церковь свт. Николая Чудотворца (Рождества Пресв. Богородицы) в дер. Бережная Дуброва. 1678 г. Фотография. 1900 г. Фото: В. В. Суслов Церковь свт. Николая Чудотворца (Рождества Пресв. Богородицы) в дер. Бережная Дуброва. 1678 г. Фотография. 1900 г. Фото: В. В. Суслов 28 апр. 1764 г. митр. Димитрий представил Синоду кандидатом в викарии келаря Троице-Сергиевой лавры иером. Антония (Ферапонтова) из числа выпускников Новгородской ДС 1754 г. (1-й выпуск). Однако доклад, содержавший одного кандидата в сане иеромонаха, имп. Екатериной II утвержден не был. В новом варианте доклада указывался 2-й кандидат, настоятель Хутынского монастыря архим. Иоанн (Никитин; 1721 - 13 окт. 1799). Высочайшее повеление архим. Иоанну быть епископом Олонецким и Каргопольским последовало 18 июня 1764 г.; хиротония была совершена 15 июля в Петропавловском соборе С.-Петербурга. Особым указом Синод потребовал от Коллегии экономии, чтобы в 1764 г.

http://pravenc.ru/text/2578349.html

Иеромонах Пахомий, подвизавшийся на Камчатке, получил от святителя Павла деньги, церковную утварь и книги для устроения тринадцать камчатских школ. Его же старанием в Тобольске и Красноярске постоянно велась проповедь начал веры для просвещения обращенных в Православие и одновременно для научения всего местного духовенства искусству проповеди. Он распространил в Сибири указ от 16 августа 1760 года, осуждавший «внутренних врагов, предпочитавших беззаконную прибыль присяге, долгу и чести». По его приказу духовенство назидало народ проповедями, основанными на идеях вышеупомянутого указа: «несытая алчба корысти превратила места правосудия в торжище лихоимства...», именно поэтому преосвященный обрел множество врагов из «служивого люда». В 1764 году в Иркутске были обретены мощи святителя Иннокентия (Кульчицкого)1. Это событие явилось последней радостью митрополита Павла во время его земной жизни. Святитель Павел был сторонником идей Ростовского митрополита Арсения (Мацеевича)2. Он выступил против секуляризации церковных имений, предложив свое мнение Синоду, чем вызвал неудовольствие императрицы Екатерины II. 22 июня 1767 года состоялось заседание Синода, на котором Новгородский митрополит Димитрий (Сеченов) объявил повеление императрицы о вызове Тобольского митрополита в Москву. Существует предание, что накануне заседания митрополит Павел явился во сне митрополиту Димитрию и с гневом произнес ему на латинском языке: «Некогда отцы наши, и в числе их некоторые святые, даровали Церкви разные земные удобства, и неприкосновенность тех пожертвований утвердили заклятиями. Я, человек грешный, недостойный епископ Церкви Христовой, не своими устами, но поистине устами отцов моих проклинаю тебя, предателя церковных имуществ, и предрекаю тебе нежданную смерть». 2 апреля 1768 года митрополит Павел прибыл в Москву и подал просьбу об «увольнении от епархии и от правления епаршеских дел в Киево-Печерскую Лавру на обещание». Святейший Синод осудил святителя на лишение архиерейского сана, но императрица не утвердила этого столь жестокого приговора и предлагала митрополиту Павлу возвратиться к управлению Тобольской епархией. Но святитель отвечал: «Я лишен епархии по приговору Синода и потому не могу возвратиться в нее».

http://pravicon.com/info-3134

Митрополит Павел заботился о просвещении народа через пастырей, а потому, прибыв в Тобольск, прежде всего обратил внимание на усовершенствование духовной семинарии. Семинария существовала в Тобольске уже 20 лет, но классов в ней было немного. Преосвященный не замедлил открыть богословский класс и сам непосредственно наблюдал за преподаванием. При митрополите Павле было построено 20 каменных храмов в Тобольске и других городах. Он был стойким противником отчуждения монастырских земель и за непоколебимое отстаивание своего мнения был присужден Святейшим Синодом к лишению архиерейского сана, но приговор не был приведен в исполнение. Согласно указу императрицы Екатерины II, митрополит Павел ушел на покой в Киево-Печерскую лавру. Существует и такое мнение, что причиной увольнения митрополита Павла на покой явилась клевета Савватия Исаиевича. На покое святитель жил с великим смирением и простотой. Спал на деревянных нарах, вместо подушки имел кирпич под головой. Двери его жилища, как и двери его сердца, были открыты для всех и каждого. Повествуют, что в ночь накануне синодального суда подсудимый святитель во сне явился синодальному члену митрополиту Димитрию (Сеченову, † 1767) и сказал ему: «Некогда отцы наши, в числе коих некоторые святые, даровали Церкви разные земные удобства и неприкосновенность тех пожертвований утвердили заклятиями, и я, человек грешный, недостойный епископ Церкви Христовой, не своими поистине устами, но устами отцов моих предсказываю тебе, попечителю церковных имуществ, позорную и нечаянную смерть». При отъезде из Санкт-Петербурга митрополиту, по воле императрицы, давали какие-то деньги, несколько тысяч рублей. Преосвященный Павел не принял их, говоря, что это огонь. Послали их с надежным человеком, сопровождавшим митрополита. Наместник лавры предложил святителю: «Примите этот дар, по крайней мере, для святой лавры; мы устроим на них что-нибудь богоугодное». Павел спросил: «А що ты устроищ, отче, на сей огонь?» Наместник ответил: «Позолотим чрез огонь церковные главы». «Се добре», – отвечал Павел. Деньги были приняты.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Монастырь был основан, но просуществовал недолго. Эта обитель в красивом глухом лесу привлекала разбойников и грабителей. Четырежды подвергался монастырь их нападению. Легко ускользали разбойники от властей в непроходимых арзамасских лесах. Иноки решили оставить его, а все монастырское имущество, ризницу, колокола перенесли в Арзамасский Троицкий монастырь. По одним данным это произошло в 1731 году, по другим в 1734 году. Обитель опустела, а вскоре и вовсе была разрушена. Запустение длилось около девяти лет. В 1743 году, во время правления Елизаветы Петровны, жители Арзамаса вновь обратились в Святейший Синод, прося благословения на возобновление обители. Они просили вернуть прежнее имущество и поручить монастырь ведомству Арзамасского духовного правления под наблюдением настоятеля Спасского монастыря. Епископу Нижегородскому и Алатырскому Преосвященному Дмитрию Сеченову 18 марта 1743года последовал указ – перевести прежних монахов в Высокогорскую пустынь, а в случае их смерти отправить надлежащее число братии туда из Спасского монастыря. Возобновленный монастырь был построен не на старом месте, а на самой вершине горы, в глубине леса. В 1745 году здесь была сооружена теплая трехпрестольная каменная Вознесенская церковь с приделами в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» и благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских. Монастырь был назван Высокогорской пустошью, а по главному престолу храма – Вознесенской. Много усилий для восстановления обители приложили арзамасские помещики, благотворители арзамасского уезда, обустроившие почти всю пустынь за свой счет. В это время Высокогорская пустынь не имела никаких материальных выгод: ни жалованья, ни руги, ни вотчин, ни земель, ни пустошей, ни лесных и сенных угодий, ни рыбных ловель, ни соляных варниц. Число братии было 8 человек. 25 июля 1759 года после ремонта была освящена теплая каменная церковь в честь Вознесения Господня. 13 декабря 1763 года освящен в этой церкви придел во имя мученников Флора и Лавра (ранее не упоминаемый, возможно вместо придела в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», который был перенесен во вторую церковь). В 1767 году освящен придел во имя благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских чудотворцев. В 1768 году освящена вторая каменная церковь в честь новоявленного святителя Димитрия Ростовского чудотворца (позднее – Покровская церковь). В 1774 году вторично отремонтирована и освящена церковь в честь Вознесения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=13896

На запрос Синода о том, нет ли «нужды в присылке экзаменаторов» для ставленников в Казанской епархии, преосвященный ответил отрицательно; он же усиленно хлопотал об увеличении жалованья духовенству Оренбурга (основан на новом месте в 1743) и служащим Оренбургского духовного правления. При Л. в 1740 г. были достроены 3 каменных семинарских корпуса на ул. Воскресенской (ныне Кремлевской). Перевод духовной школы из Зилантова мон-ря в город, в «семинарские нижние апартаменты», состоялся 18 окт. 1738 г. (Там же. Т. 17. 32. Стб. 55). Осенью 1740 г. Казанскую семинарию посетил астроном и картограф акад. Ж. Н. Делиль, в 1725-1747 гг. работавший в С.-Петербурге. Студенты разных классов приветствовали его речами на лат. и рус. языках. Л. предоставил гостю свою карету, пригласил на архиерейское богослужение в день памяти свт. Гурия Казанского (4 окт.), а на прощание подарил кость мамонта, хранившуюся в Зилантовом мон-ре. В 1742 г. сгорели семинарские корпуса, к-рые впосл. были восстановлены как 2-этажные. Епископ добился от Синода крупной субсидии (3 тыс. р.) на восстановление зданий, а также пожертвовал Казанской ДС более 1,5 тыс. томов из своей б-ки (книги сгорели во время пожара в 1815). Центральный корпус семинарии именовался Лукинским в честь Л., к-рому принадлежала главная заслуга в строительстве. К нач. XX в. в семинарии и в Раифском в честь Грузинской иконы Божией Матери монастыре хранились его прижизненные портреты с надписями: «Лука Конашевич, епископ Казанский и Свияжский, основатель семинарии и библиотеки, любитель наук». По прошению настоятельницы казанского Богородицкого монастыря игум. Марфы (Соловцовой) Л. выдал ей «шнурованную за секретарскою скрепою» книгу для сбора пожертвований и способствовал восстановлению ограды и др. монастырских построек, пострадавших в 1742 г. во время городского пожара. С первых месяцев пребывания на Казанской кафедре Л. активно занимался миссионерскими делами. Новокрещенская комиссия, под рук. архим. Алексия (Раифского) пребывавшая в Свияжском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре , при Л. была преобразована в Контору новокрещенских дел. Она по-прежнему подчинялась Синоду, но роль Казанского архиерея в ее деятельности усилилась. В дек. 1738 г. по инициативе Л. архим. Алексий (Раифский) был уволен на покой, а вместо него на миссионерское служение назначен иером. Димитрий (Сеченов) , сторонник жестких адм. мер.

http://pravenc.ru/text/2110812.html

Но основное, что доставило митрополиту Арсению известность и что явилось причиной его трагической судьбы, была его борьба против изъятия земель и крестьян у монастырей и архиерейских домов. Обрекши себя на жертву за право собственности духовенства, митрополит Арсений действовал не тайно, не ухищренно, но прямо и открыто, писал и говорил смело, потому что смотрел на дело свое, как на дело Божие. По словам секретаря митрополита Арсения, еще во время царствования императора Петра III митрополит писал ему какое-то послание, подтвержденное ссылками на пророческие книги Священного Писания. По-видимому, письмо это было составлено не только умно, " вышним разумом " , но и очень резко, так как Петр III, выслушав его, пришел в крайнее раздражение. Схимонах Лука, которому было поручено отвезти письмо, поплатился за это несколькими неделями заключения под караул, а о митрополите Арсении в то время никакого решения не было. По восшествии на престол императрицы Екатерины II митрополит Арсений писал и ей. Секретарь митрополита Иван Волков не раз предупреждал его об опасной попытке изменить планы правительств, но всегда получал ответ митрополита, что он решил действовать именно таким образом. При этом митрополит намекал, что надеется на поддержку других лиц, но каких именно, не называл. Дело кончилось тем, что в Ростов были посланы солдаты под командой гвардии поручика Дурново, и вечером накануне Вербного воскресения митрополит Арсений был взят под стражу и отправлен в Санкт-Петербург. Увезли его так быстро, что " едва ли успели положить для дороги и самонужнейшие вещи и платье " и в дороге обращались с ним с большой грубостью, не позволяя сойти с саней даже по естественной надобности. На суде митрополит Арсений держался твердо, в ответах был находчив, смел и даже весьма резок. Говорили, что он в это время прозорливо предсказал участь своего главного противника митрополита Новгородского Димитрия (Сеченова) и других своих судей. Императрице Екатерине II он сказал, что она не удостоится христианской кончины. (Она, как известно, умерла внезапно).

http://pravoslavie.ru/5201.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010