Императрица ехала в заложенной восемью неаполитанскими лошадьми карете. У последних триумфальных ворот Екатерину II встретил московский митрополит Тимофей 10 с духовенством и сказал императрице поздравительную речь... Чин коронования происходил 22 сентября, в воскресенье. Утро было пасмурное. В пять часов утра с Красной площади раздался залп из 21-й пушки – знак, по которому все назначенные к церемонии персоны начали съезжаться в Кремлевский дворец 11 . В восьмом часу около соборной церкви и всей Ивановской площади построились войска. В десятом затрубили трубы и забили в литавры, и по этому сигналу двинулась процессия в церковь . В это время духовник государыни протопоп Благовещенского собора Феодор стал кропить святой водой путь государыни. Как только Екатерина II вышла из дворца на Красное крыльцо, начался звон во все колокола и «военная салютация». У входа в Успенский собор государыню встретил весь церковный синклит во главе с архиепископом Новгородским и Великолуцким Димитрием (Сеченовым) 12 . Архиепископ поднес государыне для целования крест; митрополит Московский окропил святыню водой. Под колокольный звон и пение хора ступили в храм. Посередине собора, на возвышении, под балдахином кармазинного 13 бархата, поставлен был старинный трон персидской работы, украшенный драгоценными камнями. Государыню повели к нему. Началась Божественная литургия, по окончании которой отворились Царские врата и архиерей просил Екатерину И для свершения Таинства миропомазания шествовать прямо к амвону. «Архиерейской рукой» он должен был ввести ее в алтарь. Но неожиданно, к изумлению священнослужителей, государыня нарушила чин коронования. «После миропомазания вошедши своею только персоною в Царские врата и приступя к престолу Господню, из потира приобщиться изволила Святых Таин... Потом, выйдя из алтаря, вступила на прежних царей церковное место, имея на голове корону и державу и скипетр в руках». Служба закончилась, но смятение от происшедшего у священнослужителей осталось. Такого на Руси прежде не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Многие специалисты по-прежнему следуют традиционным принципам медицинской этики, которые основаны на неизменных и объективных нравственных нормах, не допускающих конвенционального переопределения. Из этих принципов следует глубокое уважение к человеческой жизни, отрицательное отношение к абортам, эвтаназии, экспериментам на человеческих эмбрионах, репродуктивному и терапевтическому клонированию, использованию эмбриональных стволовых клеток, постнатальному инфантициду и т.п. Однако в последние годы все в большей мере распространяется и пропагандируется иной подход, лишенный каких-либо объективных этических оснований, отрицающий традиционные принципы медицинской этики, абсолютизирующий принцип индивидуального самоопределения и, в результате, приводящий к релятивизации ценности человеческой жизни и к одобрению медицинских и околомедицинских манипуляций, несовместимых с объективным достоинством человеческой личности. Сторонники этого «неолиберального» подхода не просто считают перечисленные объективно безнравственные действия допустимыми, но и, ошибочно и произвольно, рассматривают их в качестве новых «прав человека». Это ведет к тяжелым нарушениям подлинных принципов медицинской этики и действительно общепризнанных прав человека, таких как право на жизнь. Участники конференции единодушно сошлись во мнении, что предложение медицинского сообщества , высказанное ректором Первого МГМУ им. И.М. Сеченова академиком РАН П.В. Глыбочко на встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с преподавателями и студентами медицинских и фармацевтических вузов России, может быть реализовано посредством активизации деятельности и обновления состава Церковно-общественного совета по биомедицинской этике, объединяющего представителей Русской Православной Церкви и медицинского сообщества, и имеющего многолетний плодотворный опыт принятия обоснованных решений биоэтических проблем, значимых для общества, здравоохранения и медицинского образования России. Отдельные доклады направления «Христианская семья — домашняя церковь», будут выложены в записи на сайте Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства и в видеоблоге протоиерея Димитрия Смирнова. Пресс-служба Патриаршей комиссии по вопросам семьи /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5372032.ht...

Но если биографические сведения об Арсении, дошедшие до нас, и не настолько подробны, насколько это было бы желательно, за то не много можно найти в нашей истории личностей, нравственная физиономия которых и характер их стремлений были бы до такой степени ясны и определенны, а вместе с тем, с точки зрения беспристрастной объективной истории, столь почтенны, как нравственная физиономия и характер стремлений Арсения Мациевича. В самом деле, в ту злополучную и позорную для русского государства эпоху его истории, когда господствующее в государстве вероисповедание русского народа было преследуемо и гонимо, Арсений является энергическим и замечательно компетентным борцом за дело православия, об руку с приснопамятным исповедником православия Феофилактом Лопатинским. Литературная деятельность его открывается блестящей апологией «Камня Веры» против пасквиля лютеранского на этот труд Стефана Яворского 160 . Далее следует весьма тяжеловесный, по справедливости столь высоко ценимый в нашей противораскольнической литературе, полемический труд его: «Дополненное обличение ответов выгорецких пустосвятов, данных иеромонаху Неофиту» 161 . Затем заслуживает внимания ряд докладов, подробно и с замечательной ученостью мотивированных: о лучшем устройстве синодального управления церкви (доклад этот составлен и подан императрице Елисавете Арсением вместе с Амвросием Юшкевичем), о форме присяги для духовенства и архиереев, доклады Св. Синоду по поводу проекта отобрания монастырских и церковных имений в казну; – для того времени это целая духовно-юридическая литература. Затем, в патриотическое царствование императрицы Елисаветы, Арсений занимает одно из видных мест в той блестящей плеяде проповедников-публицистов, к числу которых принадлежат Амвросий Юшкевич, Кирилл Флоринский, архимандрит Владимир Каллиграф и сам Дмитрий Сеченов. Наконец, по удалении в Ростов, он занимается неустанно проповедованием слова Божия своей пастве, организацией духовного образования в епархии, полемикой с расколом. Двенадцать толстых рукописных томов 162 его проповедей и заметок разного содержания представляют весьма красноречивое свидетельство о весьма почтенных его трудах и на этом поприще. Это ли «недостаток высоких духовных стремлений св. Димитрия», в котором обвиняет Арсения г. Соловьев?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

он совершил погребение в соборе архиеп. Феофана, после его смерти настойчиво просился в Москву для печатания собственных сочинений на груз. языке, но был оставлен на прежнем положении до назначения на Новгородскую кафедру архиеп. Амвросия (Юшкевича) . В окт. 1740 г. архиеп. Иосифу разрешили уехать в Москву. Архиеп. Амвросий восстановил в должности настоятеля Юрьева мон-ря архим. Маркелла (Радышевского) , много претерпевшего за обличение архиеп. Феофана (Прокоповича). Архим. Маркелл стал первым ректором Новгородской ДС и был назначен викарием Новгородского архиерея. 10 янв. 1742 г. в С.-Петербурге состоялась его хиротония во епископа Корельского и Ладожского, 29 нояб. того же года еп. Маркелл скончался и был похоронен в Юрьевом мон-ре. Победа в русско-швед. войне 1741-1743 гг. расширила владения России в Вост. Финляндии. Указом имп. Елизаветы Петровны от 14 янв. 1744 г. была образована Выборгская губ., в состав к-рой вошел Кексгольмский у. До 1758 г. Корельское вик-ство не замещалось. При его возобновлении викарный епископ получил титул «Кексгольмский и Ладожский». Все 4 архиерея с этим титулом были викариями Новгородского архиеп. Димитрия (Сеченова ; с 1762 митрополит). 17 апр. 1758 г. викарием Новгородской епархии был назначен Иоасаф (Хотунцевский) , архим. московского Высокопетровского во имя свт. Петра, митр. Московского, мон-ря , его хиротония состоялась в С.-Петербурге 24 мая 1758 г. Еп. Иоасаф скончался 29 апр. 1759 г., погребен в Юрьевом мон-ре, т. к. являлся его настоятелем. С 6 нояб. 1759 по 7 марта 1761 г. епископом Кексгольмским и Ладожским являлся Парфений (Сопковский) , за которым было сохранено настоятельство в Варлаамиевом Хутынском мон-ре, и этот мон-рь стал местопребыванием викариев. После перевода еп. Парфения на Смоленскую кафедру епископом Кексгольмским и Ладожским 17 апр. 1761 г. настоятелем Хутынского мон-ря был утвержден ректор Тверской ДС св. Тихон Задонский , хиротонисанный 13 мая 1761 г. в С.-Петербурге. В связи с отъездом членов Синода из С.-Петербурга в Москву для участия в короновании имп.

http://pravenc.ru/text/1684117.html

По кончине же покровителя его, Преосвященного Стефана, Архиепископа Новгородского (случившейся в 1755 году, сентября 16), поскольку Новгородская Епархия пребывала тогда без Пастыря целые четыре года, то он решимость свою отложил на несколько времени. А когда в 1751 году Октября 22 переименован был из Рязанского Епископа Архиепископом в Новгород Преосвященный Димитрий Сеченов, присутствовавший тогда в Святейшем Синоде и живший в Санкт-Петербурге, то Тимофей объявил, посланной к нему просьбой, давнее свое желание вступить в монашество. Итак, по благословению сего Преосвященного, пострижен он, вместе с соучеником, бывшим тогда Философии учителем, Стефаном Лаговским, 1758 года, Апреля 10, в самую Лазареву субботу пред Литургией, Ректором Семинарии Новгородской и Архимандритом Антониева монастыря Парфением Сопковским, (который после был Смоленским Епископом) и в пострижении наречен Тихоном. На следующей седмице Пасхи, по повелению преосвященного Димитрия, отправился он с упомянутым товарищем Лаговским, в Санкт-Петербург, где оба посвящены были: Лаговский – во Иеромонаха, а Тихон – во Иеродиакона; в самое Фомино Воскресенье; и потом отпущены обратно в Новгород. Во время следующей летней вакации, Тихон, опять будучи призван в Санкт-Петербург, посвящен был во Иеромонаха. В том же 1758 году, с Августа 21, возложены на него новые, по Семинарии, труды. Ибо, когда бывший дотоле Философии учитель Стефан Лаговский, по пострижении в монашество нареченный Симоном 5 , произведен на место бывшего Ректора Парфения Сопковского, Ректором Семинарии Новгородской и учителем Богословия, то Тихон, из Риторического класса, поступил на место его – в Философский; а 13 января 1759 года, наименован и Префектом Семинарии. Но недолго трудился он в звании сем, и Провидение вскоре позвало его к высшему. Ибо Преосвященный Афанасий, Епископ Тверской, довольно знавший дарования, просвещение и добродетель Тихона, испросил его у Преосвященного Новгородского Архиепископа Димитрия в свою Епархию; и потому, 26 Августа 1759 года последовал из Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Предсказывал он и смерть митрополита Димитрия (Сеченова) такими словами: «Язык твой для меня был острее меча, им задохнешься и умрешь». Дело кончилось тем, что был послан донос, в котором говорилось, что архимандрит монастыря почитает монаха Арсения за первого члена Синода, целует его руку, даже приказывает читать в церкви его слова, поучительные его сочинения с некоторыми толкованиями оскорбительными. В результате этого доноса, по приказанию императрицы, Арсений был лишен и монашества и под именем Андрея Враля заключен в Ревельскую крепость, в каземат на водяных воротах, представлявший из себя почти могилу в 10 футов длины и 7 ширины. Его одели в арестантский халат. Здесь он и скончался. Народ сострадал о нем как о несчастном пастыре, считал его правдивым, благочестивым, ревностным поборником Православия. О нем сохранилось несколько преданий, одно из них мы здесь приводим. В 1772 году Арсений сильно заболел и велел позвать священника. Последний, войдя в каземат, в страхе выбежал оттуда и сказал: «Вы мне сказали, что надо исповедовать и приобщить преступника, а передо мной стоит на коленях архипастырь в полном облачении». Тогда пристав вошел со священником в тюрьму. На койке лежал арестант, который сказал духовнику: «Сын мой, пред тобой не митрополит, а недостойный раб Арсений, идущий отдать отчет Богу в своей жизни. Виденное тобою чудо есть знамение неизреченной милости Божией. Это значит, что душа моя скоро отлетит от скорбного тела». В связи с тем, что митрополит Арсений был лишен святительского сана по политическим мотивам, на последней сессии Поместного Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 15/28 июня 1918 года, он был восстановлен в сущем сане. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года митрополит Арсений был причислен к лику святых. Труды: Увещание бывшему Мошенскому игумену Иоасафу, за раскол в Соловецком заключении содержащемуся, мною нижайшим в той же обители Соловецкой сочиненное//Православный собеседник. – 1861, т. 3. Обличение неправды раскольническия. – М., 1745.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С. 519). В сер. XVIII в., при настоятеле (1744-1756) Юрьева мон-ря архим. св. Павле (Конюскевиче) , по сторонам ц. Рождества Пресв. Богородицы возведен комплекс деревянных построек. В 1750 г. к северо-западу от церкви была построена надвратная деревянная колокольня с 3 колоколами. В 1751 г. к западу от собора возвели деревянные одноэтажные братские кельи, к юго-востоку, над Волховом, в сторону Ильменя,- настоятельские кельи со службами. Мон-рь был окружен оградой, за к-рой располагались постройки конюшенного двора. По штатам 1764 г. П. Р. м. был упразднен, на его месте при Юрьевской слободе возник приход ц. Рождества Пресв. Богородицы с 2 дворами причта. По распоряжению митр. Новгородского и Великолуцкого Димитрия (Сеченова) все деревянные постройки были разобраны и перевезены в Юрьев мон-рь, где они, согласно описям 1764 и 1768 гг., частично сгнили ( Секретарь. 2011. С. 279). Рождественской ц. принадлежали 171 четв. пахотной земли, сенной покос на 652 копны. В 1813 г. у нее осталось 88 дес. 1201 саж. земли, в т. ч. «неудобной» - 6 дес. (ИРИ. Ч. 5. С. 520). Согласно церковной ведомости 1819 г., к приходу Рождественского храма относилось 26 дворов крестьян экономического ведомства, служители Юрьева мон-ря, жившие в Юрьевской слободе, а также 2 отставных солдата - всего 62 чел. К 1827 г. рядом с каменной церковью появилось неск. деревянных строений: 2 крытых соломой двора церковного причта, диаконский и пономарский, а также невысокая колокольня на 2 деревянных столбах с 3 небольшими колоколами. Эти постройки вместе с церковью с 3 сторон окружала фашинная изгородь. Храму принадлежало 88 дес. 1201 саж. земли ( Секретарь. 2011. С. 279). В 1827 г. по прошению архим. Фотия (Спасского) церковь была вновь приписана к Юрьеву мон-рю. На Перыни устроили скит с составленным самим архим. Фотием строгим уставом по примеру древних палестинских скитов, когда «ежедневно совершаются утреня, часы и вечерня, неумолкно читается псалтирь с поминовением усопших, а литургия бывает только по субботам, воскресным и праздничным дням» ( Макарий (Миролюбов).

http://pravenc.ru/text/2580066.html

Свияжский Успенский монастырь являлся самым богатым и влиятельным из всех монастырей Казанской епархии, в середине XVIII века ему принадлежало около 50 сел и деревень с населением в несколько десятков тысяч человек (в том числе с. Мамадыш). По штатам 1764 года монастырь был зачислен в первый класс. Мощи святителя Германа, главная святыня монастыря, были вскрыты в 1923 году, как и многие мощи русских святых в этот период, с целью антирелигиозной пропаганды. По преданию, сразу после вскрытия мощей на острове начался смерч, заставивший присутствовавших в ужасе разбежаться. Вскоре после осквернения святых мощей монастырь пришел в запустение и был закрыт. В советские годы в нем находились: концлагерь, колония для малолетних преступников, психоневрологическая лечебница, выведенная с территории монастыря в 1993 году. Монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви в 1997 году. Первым наместником возрожденного монастыря стал игумен Кирилл (Коровин). На торжественном открытии монастыря присутствовал Святейший Патриарх Алексий Второй, посещавший с пастырским визитом Казанскую епархию 31 августа — 2 сентября 1997 года. Среди наиболее знаменитых настоятелей Успенского монастыря были: игумен Авраамий Палицын (1594-1598), впоследствии знаменитый деятель Смутного времени, церковный писатель; архимандрит Димитрий Сеченов (1738-1742), впоследствии — митрополит Новгородский, венчавший на царство императрицу Екатерину II; архимандрит Платон Любарский (1787-1787), впоследствии епископ Астраханский, известный историк и краевед; епископ Амвросий Гудко (1917-1918), бывший викарий Вятской епархии, расстрелянный красноармейцами 27 июля 1918 года без суда и следствия, один из первых новомучеников Казанского края, канонизирован в 1999 году. Свияжский Успенский монастырь представляет собой уникальный историко-архитектурный комплекс. В настоящее время часть монастырского ансамбля передана обители, часть принадлежит историко-архитектурному музею-заповеднику " Свияжск " . С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.

http://sobory.ru/article/?object=01000

Синода на кафедре епископа переяславского и дмитровского, на каковую кафедру Амвросий был переведен в том же 1753 г. (29 октября), не отъезжая в Вологду. Назначавшиеся на кафедры ближайшим к Петербургу и Москве епархий лица обыкновенно сохраняли звания синодальных членов или получали оные вновь. Арсений (Могилянский), епископ переяславский и дмитровский, по назначении его настоятелем Троице-Сергиевой Лавры на место умершего Кирилла Флоринского назначен на его место членом Св. Синода. Симон Тодорский, архимандрит ипацкий, по назначении в 1745 г. костромским и галицким епископом оставлен членом Св. Синода. Платон (Григорович), архимандрит Воскресенского монастыря, по назначении его крутицким архиепископом в 1748 г. на место Платона (Маленовского) призван присутствовать в Св. Синоде. Платон (Петрониевич), архимандрит Рождествена, что во Владимире, монастыря, бывший с 1742 г. (10 мая) членом Св. Синода, с назначением в епископа владимирского, оставлен по-прежнему членом Св. Синода. Гавриил (Кременецкий), архимандрит новоспасский, по назначении епископом коломенский, оставлен по-прежнему присутствовать в Св. Синоде. Гаврил получил звание синодального члена в 1743 г. при назначении его архимандритом новоспасским. Заседавшие в Синоде члены из архимандритов и архиереев не непрерывно в нем присутствовали, -напротив, по требованию нужде монастырских и дел епархиальных были увольняемы к местам их служения или на определенное время, или впредь до обратного вызова. Таким образом в последнее время царствования Елизаветы Петровны в составе Святейшего Синода входили следующие лица: Димитрий (Сеченов) архиепископ новгородский, Вениамин (Григорович) архиепископ с-петербургский, Гедеон (Гриновский) епископ псковский, Амвросий (Зетрис-Каменский) архиепископ крутицкий, Палладий епископ рязанский, Порфирий (Крайский) епископ коломенский и Лаврентий архимандрит Свято-Троицкой Лавры из придворных иеромонахов. Лаврентий и скончался в звании архимандрита. В поименованном составе своих членов Святейший Синод закончил царствование Елизаветы Петровны и встретил вступление на престол Императора Петра III.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

снисходительное отношение к расколу законодательства Екатерины II, общественное бедствие 1771 года, талантливость основателей Преображенского и Рогожского кладбищ и пр. Этим объясняется то, почему мероприятия Платона, несмотря на всю действенность, не имели полного успеха. Пятая глава посвящена деятельности митр. Платона по учреждению единоверия. По счету это – последняя глава, а по объему самая обширная. Автор начинает установкою понятия единоверия, что идея единоверия имеет православный характер, так как обрядовая сторона христианской веры не составляет чего-либо существенного, неизменного, и всегда зависела от усмотрения церковной власти. По словам автора, так смотрел на дело патриарх Никон и после него патрарх Иоаким, преподобный Исаакий, основатель Саровской пустыни, астраханский преосвященный Иларион, новгородский митрополит Димитрий Сеченов и псковский епископ Гедеон Криновский . Приводя об этих лицах историческую справку, автор заключает, что „мысль о возможности единения старообрядцев с церковью при соблюдении старых книг и обрядов высказывалась гораздо ранее митрополита Платона“, но высказывалась „не вполне в ясной и определенной форме и не имела настоящего своего практического приложения“. Платон первый с ясностью развил положения, из которых с необходимостью вытекала идея возможности принятия отпадших в лоно церкви на началах любвеобильного снисхождения и первый произвел сильное влияние на осуществление этой мысли в действительности, особенно благодаря благопрятному собственному настроению старообрядцев. Первые ходатаи о единоверии в своих прошениях опираются на „Увещание“ митрополита Платона. Но из ближайших действий митрополита Платона видно, что Платон в прошениях старообрядцев отыскивал одного, – это чистосердечности и искренности к единению с церковью. Поэтому когда московские старообрядцы в 1799 году обратились с просьбою на высочайшее имя об устройстве их общины, Платон заподозрил неискренность их и предначертал основания для должного разрешения вопроса об учреждении единоверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010