Состоял членом Археографической комиссии, Церковно-археологического об-ва при Киевской ДС, почетным членом Археологического ин-та и мн. др. С окт. 1887 г. страдал нервным расстройством, в марте 1889 г. был уволен с должности. Последние дни жизни провел в лечебнице для душевнобольных на ст. Удельная. Соч.: Очерк жизни прот. И. И. Григоровича//Странник. 1861. 6. С. 303-339; Открытие Комиссии, высочайше утвержденной 6 дек. 1865 г. СПб., 1866; Обзор учреждения в России архиерейских правосл. кафедр и способов содержания их, со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1866). СПб., 1866; Обзор общих законоположений о содержании правосл. приходского духовенства в России, со времени введения штатов по духовному ведомству, 1764-1863. СПб., 1867; Избрание Георгия Конисского во еп. Белоруссии//Странник. 1868. 3. С. 83-92; 50-летний юбилей служебной деятельности архиеп. Василия (Лужинского)//Голос: Газ. 1869. 235; Обзор учреждения в России правосл. мон-рей, со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1869). СПб., 1869; Степанов В. С. , Григорович Н. И. В память 100-летнего юбилея имп. военного ордена св. вмч. и Победоносца Георгия (1769-1869). СПб., 1869; [Архивы упраздненных судебных мест С.-Петербургской губ.]//Голос: Газ. 1871. 301; Канцлер князь А. А. Безбородко в связи с событиями его времени. СПб., 1879-1881. 2 т. (СбРИО; Т. 26, 29). Публ.: Автобиогр. показание Арсения Мацеевича//Осмнадцатый век. М., 1868. Кн. 2. С. 361-365; Имп. Николай I в Святейшем Синоде//РА. 1869. 5. Стб. 739-752; Ириней, архиеп. Псковский//Там же. 7/8. Стб. 1103-1126; Письмо кн. Антиоха Кантемира к архиеп. Феофану Прокоповичу о пасторе Мильярде//Там же. 9. Стб. 578-581; Из бумаг митр. Новгородского и С.-Петербургского Гавриила//Там же. 10. Стб. 1569-1650; Анатолий Мелес, еп.: (Ист. очерк)//Там же. 1870. 4/5. Стб. 689-743; Письма (13 рескриптов) имп. Екатерины II к обер-прокурорам Святейшего Синода//Там же. Стб. 744-766; Азбучный указ. личных имен к ПСЗ за царствование имп. Павла I//Там же. 1873. 6. Прил. Стб. 1-124; Отзыв итальянца о гл. правительственных лицах во 2-ю пол. екатерининского царствования//Там же. 1875. 6. Стб. 113-125; Азбука гражданская с нравоучениями: Правлена рукою Петра Великого. СПб., 1877; Переписка и бумаги гр. Б. П. Шереметева: 1704-1722 гг. СПб., 1878. (СбРИО; Т. 25); Письма митр. Гавриила к архиеп. Амвросию//РА. 1895. 3. Стб. 289-312; 4 письма имп. Екатерины II к Димитрию (Сеченову), митр. Новгородскому (1763-1766)//Там же. 1896. 2. Стб. 196-202; Именные указы, объявленные Святейшему Синоду и непомещенные в ПСЗ//Там же. 1906. 1. Стб. 5-62.

http://pravenc.ru/text/168115.html

Суд приговорил митрополита Арсения к лишению сана. С него в присутствии императрицы сняли архиерейские одежды и сослали его в Никольский Корельский монастырь Архангельской губернии простым монахом. Но и там, отданный под стражу, с запрещением давать ему бумагу и чернила, он не смирился. Обаянием своей сильной личности он привлек на свою сторону не только архимандрита с братией, но и приставленный к нему караул с их начальником подпрапорщиком Алексеевским. В их присутствии он говорил " крамольные речи " о том, что императрица Екатерина II " наша не природная, да и не тверда в законе нашем и не надлежало ей престола принимать " . Говорил о правах на престол Иоанна Антоновича, замечая при этом: " Лучше было, кабы ее величество за него вступила в супружество, то бы-де ей уже и престол следовал, а ее величество с ним не в ближнем родстве... И Синод бы дозволить мог " . Лучше-де ей за Иоанна Антоновича идти, нежели за Орлова " . Предсказывал он и смерть митрополита Димитрия (Сеченова) такими словами: " Язык твой для меня был острее меча, им задохнешься и умрешь " . Дело кончилось тем, что был послан донос, в котором говорилось, что архимандрит монастыря почитает монаха Арсения за первого члена Синода, целует его руку, даже приказывает читать в церкви его слова, поучительные его сочинения с некоторыми толкованиями оскорбительными. В результате этого доноса, по приказанию императрицы, Арсений был лишен и монашества и под именем Андрея Враля заключен в Ревельскую крепость, в каземат на водяных воротах, представлявший из себя почти могилу в 10 футов длины и 7 ширины. Его одели в арестантский халат. Здесь он и скончался. Народ сострадал о нем, как о несчастном пастыре, считал его правдивым, благочестивым, ревностным поборником православия. О нем сохранилось несколько преданий, одно из них мы здесь приводим. В 1772 году Арсений сильно заболел и велел позвать священника. Последний, войдя в каземат, в страхе выбежал оттуда и сказал: " Вы мне сказали, что надо исповедывать и приобщить преступника, а передо мной стоит на коленях архипастырь в полном облачении " . Тогда пристав вошел со священником в тюрьму. На койке лежал арестант, который сказал духовнику: " Сын мой, пред тобой не митрополит, а недостойный раб Арсений, идущий отдать отчет Богу в своей жизни. Виденное тобою чудо есть знамение неизреченной милости Божией. Это значит, что душа моя скоро отлетит от скорбного тела " .

http://pravoslavie.ru/5201.html

Церковная политика имп. Екатерины II предусматривала реформирование системы духовного образования с целью повышения уровня подготовки духовенства. М. и секретарь императрицы Г. Н. Теплов были назначены членами комиссии, к-рая должна была разработать план для решения данного вопроса. М. занимался составлением «семинарского регламента». В именном указе от 6 июня 1763 г. Церкви предписывалось устройство больших епархиальных уч-щ с б-ками и малых монастырских уч-щ, Синоду - содержание церковной типографии и издание новых книг. «Православное учение веры» (1765) архим. Платона (Левшина) было переведено на англ. язык, поощрялись публикации его и архиеп. Гавриила (Петрова). По предложению М., в 1765-1766 гг. 12 семинаристов с инспекторами были отправлены в Оксфордский, Гёттингенский и Лейденский ун-ты для изучения философии, истории, географии, математики, богословия и языков. Дважды в год им предписывалось ездить в лондонскую церковь для исповеди и причастия. В дальнейшем предполагалась их служба, прежде всего гражданская, в коллегии иностранных дел. Студенты вернулись в 1773 г. и успешно сдали языковой экзамен. М. инициировал отмену телесных наказаний для священно- и церковнослужителей за неправедное поведение и соблазн паствы (указы 1767 г. относительно священников и 1771 г.- низших клириков). 2 мая 1771 г. вышел указ имп. Екатерины II об отмене телесных и применении лишь духовных и экономических наказаний для всех священнослужителей. За непорядочное поведение они исключались из причта. 2 сент. 1765 г. по предложению М. была упорядочена выплата жалованья служащим Синода. В связи с составлением проекта нового Уложения М. в июне 1767 г. подготовил для рассмотрения на заседании Синода «Пункты» (предложения) о желательных преобразованиях в греко-российской Церкви (РГАДА. Ф. 18. Оп. 1. Д. 225). Они предназначались единственному представителю духовенства в Комиссии по составлению нового Уложения - депутату от Синода митр. Новгородскому и Великолукскому Димитрию (Сеченову) и были сформулированы в виде вопросов, которые он должен был внести в Наказ.

http://pravenc.ru/text/2562888.html

Далее в этом определении говорилось, что сочинение книги, указанной в 1724 г. императором Петром I-м, – «дело не малого труда и рассуждения, и должно быть поручено такому, который «не токмо-б протчих языков был ученый, но и в делах церковных достаточный, и известно засвидетельствованный, – того ради надлежит, изыскав к тому способнаго, иметь рассуждение впредь». Относительно, упоминаемой в Регламенте, книги – «о главнейших спасительных догматах веры и о заповедях Божиих» – замечено, что «об оном особливыя книжицы уже имеются, коих и определено в московской типографии знатное немалое число напечатать, тако-ж и в указе 1724 года упомянутыя краткия поучения разумеются о воспомянутых ныне сочинением определяемых» 5 . Намеченные Св. Синодом к делу составления душеполезных книг высокопросвещенные лица, уже при чтении синодального определения, стали отказываться от возлагаемого на них поручения. Состоявший при «новокрещенских делах» архимандрит Димитрий Сеченов в данный момент Высочайшим повелением вызван был в Москву, ожидал там «пришествия» Её Величества и 16 июля 1742 г. был назначен епископом Нижегородским. «Когда буду иметь покойное и способное место, – писал он, – и довольство книг иметь же, по силе моей готов буду ко исполнению онаго послушания». Отказывался и архимандрит Иларион: «а я ныне, никаких книг у себя неимеющий и в несовершенном находящийся здравии, еще же и хлопотнейшаго ради многочисленной, хотя и ненастоящей, оскуделаго Саввина монастыря доимки, отправляемыми нуждами утесняемый и связуемый, сего благого и многим душам могущаго принести пользу спасительную мне налагаемаго ига понести не в состоянии сущий, прошу меня уволить». Прошло всего четыре месяца со времени возбуждения князем Шаховским вопроса о сочинении книг, а он уже вновь напоминал Св. Синоду: «понеже довольно известно, сколько нужно есть, дабы священники в церквах для лучшаго подтверждения людям христианскаго закона и показания истиннаго ко спасению пути поучениями, проповедию слова Божия из священнаго писания почасту употребляли, ибо простой и подлой народ, многие, не имея в сердцах страха Божия ни надлежащаго к добрым делам наставления, преклоняются в многое зло, а именно: впадают в леность, в пьянство, в татьбы, разбои и в протчия тому подобныя богомерзския дела и чинят протчим людям разорения, и от того многие страждут телом и душею погибают, но точию, как и по справкам значится, что священники (не токмо неученые, кои-б и без правила наук выбирая из священнаго писания приличное к доброму в жизни человеческой наставлению в церквах в пристойныя времена читали, но и определенные за достоинства наук в разные священные чины) никто, как в монастырях, так и в протчих приходских церквах, того не употребляют.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

При существовании церковного тягла все архиереи дорожили числом своих церквей. Тоже случилось со Св. Синодом, когда он взял в свое управление бывшую Патриаршую область. При открытии Переяславль-Залесской, Костромской и Владимирской епархий он нашел иной выход, отдав на содержание тамошних архиереев с их штатами средства местных богатых монастырей, переименовав их в кафедральные. Не иным чем, как нежеланием епархиальных архиереев поступаться своими церквами можно объяснить многовековую неупорядочность епархиальных границ и даже их черезполосность, как это наблюдалось целые века в Коломенской и Крутицкой епархиях (города Орел, Кромы, Чернь и Ливны). Перед желанием сохранить неприкосновенными кафедральные средства удобства по епархиальному управлению отступали на второй план. После 1764 года дело с упорядочением епархиальных территорий упростилось и стремление архиерейских кафедр сохранить неприкосновенными свои приходские церкви утратило прежнюю напряженность и остроту. Приходы с их храмами и духовенством для архиереев не представляли прежнего интереса. При большем или меньшем количестве приходских церквей кафедры одного класса получали одинаковые штатные оклады, служившие основным фондом содержания архиерейских домов после 1764 года. Вполне естественно, что вслед за учреждением штатов последовал Высочайший указ распределить города с уездами по епархиям по сравнительной их близости к кафедральным городам и способности управления ими. Составлением расписания городов занялись присутствовавшие в Комиссии синодальные члены Димитрий (Сеченов), митроп. новгородский, и Гавриил (Кременецкий), архиеписк. петербургский. Составленное ими расписание было рассмотрено Комиссией о церковных имениях, а затем поднесено для Высочайшей конфирмации. Утверждение доклада с расписанием последовало 14 июня 1764 года. 687 Как были расписаны города по епархиям в 1 764 г. видно из ниже прилагаемой ведомости: Расписание городов и уездов по епархиям по Высочайше утвержденному докладу о церковных имениях от 14 июня 1764 года (Полн. Собр. Закон. Рос. Империи, т. XLIV, ч. II, кн. штатов, стр. 40–43; Арх. Св. Синода, дело 1764 г. 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Теперь Вольтер, облагодетельствованный Екатериной и льстивший ей, получив речь Платона, писал ей: «Сия речь, обращенная основателю Петербурга и Ваших флотов, есть, по мнению моему, знаменитейший в свете памятник. Я думаю, что никогда и ни один оратор не имел столь счастливого предмета к основанию своего слова, н е исключая и греческого Платона. Поскольку Вы в Петербурге уже имеете своего Платона, то я уверен, что графы Орловы заменяют собою в Греции Мильтиадов и Фемистоклов». К слову, прием, использованный отцом Платоном, почерпнут из церковной истории. Достаточно вспомнить знаменитое Слово митрополита Илариона пред гробницей святого Владимира: «Встань от гроба твоего, честная главо!». Отец Платон уже тогда подбирал материалы для своей «Краткой российской церковной истории» и среди рукописей его времени мог читать слово митрополита Илариона и восхищаться им. Екатерина, конечно же, не знала ни о «Слове митрополита Илариона», ни о нем самом. Ее, политика, интересовало другое – важно было лишний раз привлечь внимание Европы к своему двору. Трудно даже предположить, что у архимандрита Платона в ту пору могли найтись недоброжелатели. Но таковые – и весьма высокие – нашлись в церковной среде. Отцу Платону следовало быть членом Синода, поскольку «определено всегда архимандритам Троицкой Лавры быть в Синоде членами» 90 . Но лишь через год, в начале января 1768 года, при отъезде двора в Петербург, на тридцатом году жизни, он был введен в состав Святейшего Синода. Этому долго противился первенствующий в Синоде митрополит Димитрий (Сеченов), дружески, впрочем, обходившийся с архимандритом. Зная вольнолюбивый характер отца Платона, он считал, что «от него по делам может последовать какое-либо затруднение». И не ошибался. При этом не станем упускать из виду и следующее: будучи весьма осведомленным, он не мог не знать об истинном отношении государыни к Платону. Екатерина II, напомним, не признавала принципа равноправия двух властей – духовной и светской. Подобное двоевластие для нее было неприемлемо, и она не скрывала своего взгляда. Считая себя «главой Греческой (т.е. Русской) Церкви», в смысле власти, которой церковные иерархи должны безусловно подчиняться 91 , она особенно ценила в архиереях отсутствие «нелепого» (по ее словам) признания «двух властей». Синоду как Высшему Церковному управлению надлежало быть покорным исполнителем монаршей воли, не говоря уже о прочих священнослужителях, отношения к которым в своем кругу Екатерина не скрывала, называя их ханжами и святошами. Отца Платона не могло не возмущать такое презрительное отношение к священнослужителям. Недаром в одной из своих проповедей он скажет: «Может быть, у некоторых едва ли есть человек униженнее, как совершитель Божественных тайн. Презренный смехотворец, (шут) развратного зрелища, удостаивался большего почтения, нежели священник» 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы По предложению патриарха Московского и всея Руси Кирилла создал Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы. Совет создан в целях обеспечения координации усилий церковных и светских инициатив, направленных на преодоление алкогольной угрозы в странах, находящихся на канонической территории Московского патриархата, сообщает сайт Московской патриархии. Сопредседателями совета назначены наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), в течение долгого времени работающий над проектом « Общее дело » и писатель Валентин Распутин. Со стороны Церкви в совет вошли также председатель Отдела по взаимодействию Церкви с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов, профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев, настоятель храма во имя благоверного царевича Димитрия при 1-й градской больнице протоиерей Аркадий Шатов, секретарь Одесской и Измаильской епархии протоиерей Андрей Новиков, председатель Всероссийского Иоанно-Предтеченского православного братства «Трезвение» иерей Игорь Бачинин. Со стороны общественности в совет по согласованию входят главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко, директор научного Центра сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева Лео Бокерия, ректор Московской медицинской академии имени Сеченова Михаил Пальцев, трехкратная абсолютная чемпионка мира в спортивной гимнастике и депутат Госдумы Светлана Хоркина, художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин. Общецерковная аспирантура По предложению Патриарха создана общецерковная аспирантура. Синод постановил в целях повышения образовательного уровня и уровня специальной подготовки управленческих и церковно-дипломатических кадров Московского Патриархата преобразовать филиал аспирантуры Московской духовной академии при Отделе внешних церковных связей в общецерковную аспирантуру. Согласно решению Синода Святейший Патриарх Кирилл принимает на себя обязанности Председателя Наблюдательного совета аспирантуры.

http://pravmir.ru/kadrovye-resheniya-per...

Экспонаты музея – А есть ли какие-то особые предметы в расписании? – Среди дополнительных предметов церковного профиля есть уникальный предмет, который владыка Пантелеимон назвал «ДОМ» – духовные основы милосердия. Его преподают в основном священники. Получая духовное образование, учащиеся помогают даже тем пациентам, которые находятся на грани жизни и смерти. Многие больные крестятся перед смертью и умирают православными христианами. Священники храма Благоверного Царевича Димитрия каждый день ходят по всем отделениям, напутствуя, причащая, соборуя больных. Сейчас разрешается даже в реанимацию приходить. А помогают им наши требные сестры. Они ходят по больнице, узнавая, кто хочет причаститься. В отделениях, где получившие травмы люди временно обездвижены или парализованы, сестры по уходу стараются ответить на их духовные вопросы, помогая в лечении и тела, и души, как это делали при жизни святая преподобномученица Елисавета и святитель Лука Крымский. – Говорят, святитель Лука имел отношение к Первой Градской. – Да, на втором этаже больницы, где было глазное отделение, теряющий зрение святитель Лука лечился в 1936-м году. Мы молимся ему, и он очень помогает нам в работе. Сохранились фотографии кабинетов, где до сих пор стоят печи с изразцами. Раньше это были операционная, дезинфекционная, а сейчас – большие аудитории. Присутствие святителя ощущается в стенах этого исторического здания, которому более 220 лет, до сих пор. Его построили по проекту Матвея Казакова. Это жемчужина архитектуры. В войну 1812 года здесь были французы, так что мы невольно соприкасаемся с историей нашей страны. Нам удается сохранять традиции московских медицинских школ, которые были сосредоточены в стенах больницы. В нашем корпусе были офтальмологическое, урологическое и отоларингологическое отделения. Когда снимались документальные фильмы про архиепископа Луку, Склифосовского и Пирогова, многие экспонаты брали в нашем музее. – Расскажите немного о себе. – У меня три образования – была строителем, стала медицинской сестрой, а затем педагогом. Второе образование получила в медицинском училище при Первом Московском Государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова. Работала в реанимации отделения хирургии Городской клинической больницы 1 им. Н.И. Пирогова и параллельно преподавала в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия (позже преподавание стало моей основной работой). Приходилось работать и в приемном отделении Первой Градской больницы, и с детьми.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/02/tri_pr...

уже полны миссионерских подвигов. В 1731 г. в г. Свияжске для ведения всего миссионерского дела в Казанско-Нижегородском крае учреждена была особая Комиссия новокрещенских дел, действовавшая, впрочем, не очень радиво. Так, например, она не вела даже списка новокрещёных, благодаря чему некоторые из них ради подарков крестились по 2–3 раза, далее, раздавала новокрещёных в крепость разным людям под предлогом восприемничества и т.п. В 1738 г. Казанским епископом делается прославившийся в истории Русской церкви своею необычайною ревностию в вере Лука Конашевич: он отметил собою целую эпоху в миссионерском движении (1738–1755 гг.). При личном участии его в 1740 г. Комиссия была преобразована в Контору новокрещенских дел в Свияжском Богородицком монастыре, которая по силе указа 11 сентября 1740 г. получила особые права и положение. Душою дела стал местный архимандрит Димитрий Сеченов, помощниками его назначены два Казанских протопопа и пять священников-переводчиков, и кроме того, шесть лиц для канцелярии и услужения. К сожалению, миссионеры вели дело проповеди не в духе христианской любви, и тут особенно отличался Димитрий Сеченов. В бумагах покойного П. И. Мельникова (Печерского) сохранилось описание одного из его подвигов на этом поприще. Возведённый из архимандритов Свияжского Богородицкого монастыря в епископа Нижегородского, он и там также ревностно принялся просвещать магометан и язычников. В Нижегородской губернии, в 67 вёрстах от города, находится Терюшевская волость, принадлежавшая грузинскому царевичу генерал-лейтенанту Бакару. Она почти вся была населена мордвой и считалась очень зажиточной. Неподалёку от Терюшевской волости находился Оранский монастырь, основанный в XVII в., любимое местопребывание Нижегородских владык, где преосвященный Димитрий всегда находил себе желательный отдых после своих апостольских и проповеднических трудов. С самого основания монастыря у монахов происходили с мордвой постоянные ссоры, тем более что монастырь имел царскую грамоту 1664 г., в которой было сказано, что если монастырю понадобится лесу и дров, то въезжать в мордовские леса беспрепятственно; да тому ж монастырю было отмежёвано земли, пашни, и сена, и лесу, и всяких угодьев 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/o...

7-го июля, того же года, Гавриил сделан ректором Троицко-Сергиевской семинарии и учителем Богословия, а 14-го августа – наместником лавры. Жизнь он вел трудолюбивую и чрезвычайно воздержную: то готовился к классу, то шел к службе, или в канцелярию, а потом опять к службе и вечером вкушал кашицу с сухарями. При своей воздержности Гавриил не мог быть расточительным в содержании братии и служащих. За эту строгость он терпел упреки; но подчиненные, поняв добрые намерения настоятеля, впоследствии оставались благодарны ему. В 1761 году, 8-го августа, Гавриил сделан ректором и учителем Богословия в московскую академию. В том же году, именным указом, ему дано право «в рассуждении знатной степени и ректорства, иметь на мантии скрижали и посох с яблоками». Как преподаватель, Гавриил составлял богословские уроки, коими пользовался потом Феофилакт Горский. В 1761 году он напечатал исправленное им, по поручению Св. Синода и Высочайшей воле, «Последование в неделю православия». Кроме того напечатаны: в Московских ведомостях – Слово его на день восшествия на престол Петра 3, и при Московском Университете – Слово на день коронования Екатерины 2-й. В 1763 г. напечатан, сделанный им с латинского, перевод книги: «Стихи, избранные из священного писания, служащие к утешению всякого христианина, неповинно претерпевшего злоключения». Им же написано предисловие к книге. Ученая деятельность и строгая жизнь Гавриила обратили на него внимание светских и духовных знатных особ. Граф Панин предлагал его в законоучители Павлу Петровичу; Димитрий Сеченов, на обеде у одного генерала, сказал Гавриилу: «вы хорошо учите; Синод знает это и хочет сделать вас архиереем». И он вскоре назначен епископом в Тверь. Немного после, за смертию Гедеона Криновского , сделалась праздною кафедра Псковская. Когда на эту кафедру представили кандидатами: Могилевского Георгия Конисского и Костромского Симона Тодорского, Екатерина сказала: «Георгий нужен в Польше, Симон не нравится; пусть новых представят». Когда недоумевали, кого избрать, Потемкин сказал Сеченову: «я наслышан, что хвалят московской академии ректора»; Сеченов ответил: «Бог устами вашими глаголет». Хотя Гавриил был представлен вторым кандидатом, но Императрица утвердила Гавриила.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010