VIII. ЦЕРКОВЬ И ПРОСВЕЩЕНИЕ I. Цесаревна Елисавета II. Достижение престола III. Эпоха силы и влияния Лестока IV. Могущество Бестужева V. Эпоха событий, подготовлявших Семилетнюю войну VI. Эпоха Семилетней войны VII. Государственное управление при императрице Елисавете Петровне VIII. Церковь и просвещение IX. Внутренний быт при Елисавете Петровне. Хозяйство, ремесла и торговля X. Болезнь и кончина императрицы Елисаветы Петровны Меры к распространению христианства между восточными народами. - Димитрий Сеченов. - Новокрещены и некрещеные. - Недоразумения с мордвой и чувашами. - Монастыри. - Преследование раскола. - Хлыстовщина. -Недостатки духовного воспитания. - Академия наук; ее члены. - Сухопутный кадетский корпус и морская академия. - Основание московского университета. Императрица Елисавета Петровна с самого вступления на престол показывала большую набожность, и все ее распоряжения клонились более или менее к расширению между ее подданными православной веры и к унижению иноверства. Посланный еще при Анне Ивановне для обращения восточных инородцев Димитрий Сеченов доносил, что новокрещены не хотят выселяться на новые места, отдельно от некрещеных своих единоплеменников, остаются на прежних местах и даже ропщут, говоря, что как будто их за крещение наказывают, выгоняя из тех дворов, где жили их деды и предки. На такое представление последовал указ - не понуждать новокрещенов к переселениям, а объявить им другие милости, например, трехлетнюю льготу от всяких податей и повинностей, которые за них повелено собрать с некрестившихся, сверх того, крепостной магометанин делался свободным, приняв св. крещение; но если мурза, его помещик, принимал крещение, то подданные снова поступали к нему в зависимость. Трудно было выдумать закон более неудобный, потому что нет ничего несправедливее и опаснее, как объявить рабам свободу и тут же ставить их в возможность потерять ее снова. К числу льгот для новокрещенов была и такая, что арестованный по уголовному делу магометанин мог избавиться от наказания принятием христианства .

http://sedmitza.ru/lib/text/443426/

Дмитрий, митрополит Новгородский и Великолуцкий (Сеченов Даниил Андреевич) Родился 6 декабря 1709 года в дворянской семье. Образование получил в Московской Славяно-греко-латинской академии. В конце 1729 года или в начале 1730 года, еще студентом, пострижен в рясофор с именем Дисидерия и рукоположен во иеродиакона. 17 марта 1731 года пострижен в мантию с именем Димитрия и 24 ноября того же года рукоположен во иеромонаха. По окончании курса обучения оставлен при академии учителем. 29 сентября 1738 года назначен академическим проповедником. С 4 декабря 1738 года – настоятель Свияжского Богородицкого монастыря и управляющий делами новокрещеных Казанской епархии. 11 сентября 1740 года возведен в сан архимандрита и назначен управляющим делами новокрещеных Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний. 14 сентября 1742 года хиротонисан во епископа Нижегородского. 9 августа 1748 года по болезни, согласно прошению, уволен на покой в Казанскую Раифскую пустынь. 24 февраля 1752 года вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. С 21 июня 1752 года – епископ Рязанский и Муромский. 22 октября 1757 года возведен в сан архиепископа и назначен в Новгород. 8 октября 1762 года возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого. В ноябре того же года назначен членом духовной комиссии о церковных имениях и о составлении духовных штатов. 30 июня 1767 года награжден драгоценной панагией и назначен депутатом от Святейшего Синода и всего русского духовенства в Комиссию по созданию свода законов вместо Уложения 1649 года. Скончался 14 декабря 1767 года. На долю преосвященного Димитрия выпал жребий служения великому и трудному делу обращения в Православие инородцев: татар, чуваш, черемис, мордвы и вотяков. Дело это он исполнял в продолжение 10 лет честно, с мужественным самоотвержением и большим успехом. При назначении его епископом Нижегородским и Алатырским ему снова было поручено трудиться над просвещением инородцев. Продолжая миссионерскую деятельность в сане епископа, преосвященный Димитрий строил церкви, открывал школы, крестил более 5 000 инородцев и добился для них различных льгот.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Большой и малый придворные соборы в зимнем дворце История их Зимний дворец, составляющий резиденцию, Государя Императора заложен в1754 году архитектором графом Растрелли. Императорское семейство начало жить в нем с 1762 года; хотя окончательно он был достроен только в 1767 году. После пожара 1837 года, здание это отделано еще с большей роскошью, чем прежде, но главнейшие черты внутреннего расположения оставлены в прежнем виде. Одновременно с помещением Императорского семейства во Дворце в 1762 году, устроена в здании его придворная соборная церковь , и освящена в том же году, 6 апреля, новгородским архиепископом Димитрием Сеченовым, во имя Воскресения Господня 49 . На подвижном амвоне, на оборотной его стороне находится медная дощечка с надписью: «устроен 1762 г., возобновлен 1837 г.» В следующем году, при перенесении в собор древнего образа Христа Спасителя на Убрусе, храм сей, по воле Императрицы Екатерины II, освящен вновь 12 июля 1763 года, преосвященным Гавриилом, архиепископом С.-Петербургским и Шлиссельбургским – во имя Спаса Нерукотворного образа, как видно из книги церковной описи. Антиминс за подписью этого преосвященного хранится в ризнице. По возобновлении, после пожара 1837 года, храм освящен в 1839 году 25 марта во имя Нерукотворного же образа, высокопреосвященным Филаретом, митрополитом Киевским и Галицким. В том же здании Зимнего Дворца на северо-западе от большого собора находится второй храм – малый собор, или малая церковь комнатная Императорского семейства. Престол в ней во имя Сретения Господня, первоначально освящен в 1768 году 10-го января, как видно из книги церковной описи, преосвященным Димитрием, архиепископом Новгородским. После пожара 1837 г., эта церковь возобновлена и освящена во имя Сретения же Господня, Филаретом, митрополитом Киевским и Галицким в 1839 году 1-го февраля; за подписью сего преосвященного хранится в ризнице и святой Антиминс. 1. Большой собор. Описание большого собора Храм во имя Спаса Нерукотворного образа одно-престольный. Антиминс на престоле новый, священнодействован Леонтием, епископом Ревельским, викарием С.-Петербургским. В ризнице собора хранятся прежние, обветшалые Антиминсы, с обыкновенными надписями и священными изображениями, именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Закрыть itemscope itemtype="" > Учиться у Сталина Советский вождь создал систему русоцентризма, соединявшую социалистическую идею с русским патриотизмом 28.09.2020 13446 Время на чтение 15 минут В среде российских антисоветчиков всех мастей неизменно популярным (относительно, конечно, ибо этой тенденции уже больше тридцати лет!) является утверждение: тридцать лет Советским Союзом правил держиморда-грузин, ненавидевший всё русское. Так ли это? Попробуем разобраться. Некоторые авторы, даже позиционирующие себя как русские историки, ничтоже сумняшеся, утверждают, что лишь военная угроза коммунистическому режиму заставила лидера ВКП(б) сменить риторику с интернационалистской на почвенную, патриотическую, не от хорошей жизни, мол. Действительно. Речи Сталина в ноябре 1941 г. звучат именно как державно-патриотические. «И эти люди, лишённые совести и чести, люди с моралью животных имеют наглость призывать к уничтожению великой русской нации - нации Плеханова и Ленина , Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, Глинки и Чайковского, Горького и Чехова, Сеченова и Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова!.. Немецкие захватчики хотят иметь истребительную войну с народами СССР . Что же, если немцы хотят иметь истребительную войну, они её получат. Отныне наша задача, задача народов СССР, задача бойцов, командиров и политработников нашей армии и нашего флота будет состоять в том, чтобы истребить всех немцев до единого, пробравшихся на территорию нашей Родины в качестве её оккупантов. Никакой пощады немецким оккупантам! Смерть немецким оккупантам!» - провозгласил Сталин на торжественном заседании 6 ноября 1941 года, когда нацистские немецкие войска стояли на расстоянии менее 100 км до Москвы , а во всём мире считали дни до её сдачи. На следующий день, на параде 7 ноября (ни одна бы другая страна в мире не рискнула проводить военный парад в условиях, когда вражеская армия стоит под стенами столицы) вождь ещё более конкретизировал свою мысль, обращаясь к воинам своей армии: «Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойными этой миссии! Война, которую вы ведёте, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/28/uc...

VII. К истории законодательных работ по духовному ведомству в царствование Императрицы Екатерины II В 1767 г. Св. Синод, приступая, по воле Императрицы Екатерины II, к составлению наказа назначенному от Синода депутату в учрежденную Императрицей комиссию для составления нового Уложения, нашел нужным предварительно испросить от каждого из своих членов, как бывших на лицо в Св. Синоде (присутствовавшем в то время в Москве), так и отсутствовавших, отдельные соображения о том, какие, по его мнению, желательны были бы, для блага церкви, преобразования и новые законоположения в области церковного и гражданского законодательства в России. Соображения эти от присутствовавших на лицо требовались изустные, от отсутствующих – письменные, изложенные раздельно по пунктам; по обсуждении тех и других в общем собрании Св. Синода, они должны были войти в состав того наказа, какой Синод имел в виду дать своему депутату. На лицо в Св. Синоде в то время присутствовали преосвященные: Димитрий (Сеченов), архиепископ Новгородский и Великолуцкий, Иннокентий, епископ Псковский и Рижский, Амвросий, архиепископ Крутицкий и Можайский, Палладий, епископ Рязанский и Шацкий и архимандрит Новоспасский Симон. Прочие члены Св. Синода преосвященные: Гавриил (Кременецкий), архиепископ С.-Петербургский и Ревельский, Афанасий, епископ Ростовский и Ярославский, Сильвестр, епископ Переяславский и Дмитровский, и Порфирий, епископ Белгородский и Обоянский – находились в отсутствии, в своих епархиях и, соответственно указу Св. Синода, прислали письменное изложение своих соображений. В библиотеке рукописей С.-Петербургской духовной академии сохранился обширный рукописный том, содержащий в себе черновые бумаги «митрополита Новгородского Гавриила, относящиеся до депутатства его в комиссии по составлению нового Уложения» (как известно, преосв. Гавриил после смерти преосв. Димитрия, последовавшей в конце 1767 года, заступил его место в Екатерининской комиссии, в звании синодального депутата). В этой рукописи (по каталогу 415) находятся как наказ и пункты, данные синодальному депутату в комиссии, преосв. Димитрию, так и пункты помянутых четырех преосвященных, и кроме того разного рода сведения, неизвестно откуда собранные, о количестве епархий и церквей, о размерах приходов по количеству душ, о количестве получаемого приходским духовенством содержания – в католических государствах западной Европы и два дополнительных к наказу и пунктам, данным преосв. Димитрию, указа Св. Синода относительно полномочий его в комиссии. Статистические данные, собранные преосв. Гавриилом, относительно материального быта духовенства в иностранных государствах, указывают на то, что Св. Синод или по крайней мере депутат его, преосв. Гавриил, свои планы об улучшении быта духовенства в России имел в виду мотивировать в комиссии указанием на положение духовенства в других государствах Европы, что в царствование Екатерины II, так много придававшей значения во всем примеру запада, должно было иметь особенное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Владимир Русак Скачать epub pdf Распространение веры Миссионерство Со времени петровской реформы отношение государства к религии определялись принципом свободы вероисповедания. В одном из своих указов в 1702 году Петр писал: “Совести человеческой приневоливать не желаем и охотно предоставляем каждому на его ответственность пещися о спасении души своей”. Этот принцип был положен и в деле христианской миссии среди иноверцев империи. Сначала Петр хотел вообще отменить принятые до него поощрительные меры при обращении инородцев, но вскоре отказался от этой мысли и восстановил отписку крещенных крепостных от их не крещенных помещиков. В 1720 году всем новокрещенным дарована была трехлетняя льгота от податей и рекрутства. Петр повелел отбирать у мурз, как скоро они не хотят принимать христианство , их крестьян. Казанскому митрополиту Тихону (Воинову) (1699–1724) даны были пособия на устроение церквей для новокрещенных. Владыка Тихон создал в Казани школу с 32 учениками. Когда за недостатком средств школа была закрыта, он продолжал обучение новокрещенных при своем доме на свои средства. Митрополичий казначей иером. Алексий (Раифский) тоже завел при Свияжском Богородицком монастыре школу. Он был председателем учрежденной в 1731 году для казанской и нижегородской губерний Комиссии новокрещенских дел. Обращено было много язычников, особенно чувашей. Упорнее были магометане. В Нижнем Новгороде ревность о просвещении иноверцев, как уже было упомянуто, проявлял епископ Питирим (1719–1738). Особенно сильно развилась миссионерская деятельность в Казанском крае при епископе Луке (Конашевиче) (1738–1755). Иногда он насильно помещал иноверческих детей в школы, ломал остатки древних зданий, считавшихся у мусульман священными, чем сильно настроил против себя местное население. В 1740 году вместо Комиссии новокрещенских дел в свияжском монастыре была учреждена Новокрещенская контора с окладом на миссионерские расходы в 10.000 рублей. Во главе ее поставлен был архимандрит Димитрий (Сеченов). В ней работали два протоиерея и пять переводчиков. Округ ее обнимал Казанскую, Нижегородскую, Воронежскую и Астраханскую губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

История С-петербургской епархии. (Продолжение). Высокопреосвященный митрополит Гавриил 1 Высокопреосвященный Гавриил был первым митрополитом с.-петербургским и управлял петербургской епархией долее всех, бывших после него (1770–1801 г.), митрополитов, исключая нынешнего, высокопреосвященнейшего митрополита Исидора. Гавриил родился в Москве 18-го мая 1730 г. и при крещении назван Петром. Отец его, также Петр, был сперва иподиаконом синодальным, а после – священником Космодамианской церкви, что в Китае-городе, в Москве. Достаточно, по тогдашнему времени, обеспеченный жалованьем (300 р.) и отличаясь доброю нравственностью, иподиакон Петр дал хорошее воспитание сыну еще дома. На 12-м году, он, по фамилии Петров, отдан был в московскую славяно-греко-латинскую академию. Через 12 лет он окончил в ней курс, с «отличным успехом» и, сохраняя о ней благодарное воспоминание, он, в 1775 и 1783 годах, пожертвовал, на содержание воспитанников ее, по 1000 р. По окончании курса Петров два года жил у отца без места; любя уединение и храм божий, он избегал брака, но не желал принять и монашества, поэтому уклонялся от должности наставника академии, обязывавшей тогда к принятию иноческого сана. В 1754 г. он был сделан «справщиком» или старшим корректором в Московскую Синодальную типографию. В 1758 г. он переведен был в Лаврскую или Троицкую семинарию учителем риторики. Архимандрит Лавры, Гедеон Криновский , бывший тогда в Петербурге придворным проповедником и членом Синода, располагал Петрова к монашеству. Он отказался; между тем и Гедеон решился достигнуть своего; последовал второй указ о пострижении Петрова, и Гедеон объявил ему, что «не станут внимать его отговоркам», так как Петров объявил, что отказывается по уважению к иноческому сану. Видя в требовании начальства перст Божий, Петров принял монашество и 28-го июня 1758 г., на 29 году жизни, был пострижен в монахи в Петербурге, на Троицком подворье; 30-го июля посвящен в иеродиаконы, 1-го июля, в домовой церкви Новгородского архиепископа Димитрия Сеченова, на Карповке – в иеромонахи. В монашестве он назван Гавриилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

К истории законодательных работ по духовному ведомству в царствование императрицы Екатерины II Источник В 1767 г. Св. Синод, приступая по воле императрицы Екатерины II, к составлению наказа назначенному от Синода депутату в учрежденную императрицей комиссию для составления нового Уложения, нашел нужным предварительно испросить от каждого из своих членов, как бывших на лицо в Св. Синоде (присутствовавшем в то время в Москве), так и отсутствовавших, отдельные соображения о том, какие, по его мнению, желательны были бы, для блага Церкви, преобразования и новые законоположения в области церковного и гражданского законодательства в России. Соображения эти от присутствовавших на лицо требовались устные, от отсутствовавших – письменные, изложенные раздельно по пунктам; по обсуждении тех и других в общем собрании Св. Синода, они должны были войти в состав того наказа, какой Синод имел в виду дать своему депутату. На лицо в Св. Синоде в то время присутствовали преосвященные: Димитрий (Сеченов), архиепископ Новгородский и Великолуцкий, Иннокентий, епископ Псковский и Рижский, Амвросий, архиепископ Крутицкий и Можайский, Палладий, епископ Рязанский и Шацкий и архимандрит Новоспасский Симон. Прочие члены Св. Синода преосвященные: Гавриил (Кременецкий) архиепископ С.-Петербургский и Ревельский, Афанасий, епископ Ростовский и Ярославский, Сильвестор, епископ Переяславский и Дмитровский и Порфирий, епископ Белгородский и Обоянский – находились в отсутствии, в своих епархиях и, соответственно указу Св. Синода, прислали письменное изложение своих соображений. В библиотеке рукописей С.– Петербургской духовной Академии сохранился обширный рукописный том, содержащий в себе черновые бумаги «митрополита Новгородского Гавриила, относящиеся до депутатства его в комиссии по составлению нового Уложения» (как известно, преосв. Гавриил после смерти преосв. Димитрия, последовавшей в конце 1767 года, заступил на его место в Екатерининской комиссии в звании синодального депутата). В этой рукописи (по каталогу находятся как наказ и пункты, данные синодальному депутату в комиссии, преосв. Димитрию, так и пункты помянутых четырех преосвященных, и кроме того разного рода сведения, неизвестно откуда собранные, о количестве епархий и церквей, о размерах приходов по количеству душ, о количестве получаемого приходским духовенством содержания – в католических государствах западной Европы и два дополнительных к наказу и пунктам, данным преосв. Димитрию, указа Св. Синода относительно полномочий его в комиссии. Статистические данные, собранные преосв. Гавриилом, относительно материального быта духовенства в иностранных государствах, указывают на то, что Св. Синод или по крайней мере депутат его, преосв. Гавриил, свои планы об улучшении быта духовенства в России имел в виду мотивировать в комиссии указание на положение духовенства в других государствах Европы, что, в царствование Екатерины II, так много придававшей значение во всем примеру запада, должно было иметь особенное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Касимов. Кафедральный собор Вознесения Господня. Вознесенский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В центре Соборной площади возвышается громадный Вознесенский собор, возведенный в 1854-1862 годах по проекту рязанского губернского архитектора Н.И. Воронихина. Его колокольня, бывшая самой высокой вертикалью города, разобрана в 60-х годах XX века. Собор построен в стиле архитектуры второй половины XIX века с применением в декоративной обработке фасадов не только ложнорусских фасадов, но и татарских. Сегодняшний Вознесенский собор был возведен на месте каменного Вознесенского собора 1748 года, который в свою очередь был построен на месте деревянной церкви Вознесения. В 1571 году Касимов описывается в писцовых книгах Петра Воейкова как деревянный город, в котором упоминается деревянная соборная церковь Вознесения Христова с приделом в честь Усекновения честной главы Иоанна Предтечи. Однако упоминаемая в писцовых книгах церковь 3 июня 1679 года сгорела, как видно из челобитной соборного священника к преосвященному Иосифу, митрополиту Рязанскому. Соборные иконы уцелели и были перенесены в Пушкарскую Николаевскую церковь. Точных указаний на то, когда же был возведен новый храм, в документах не имеется, но историки относят строительство нового собора к  XVII столетию. Но вначале XVII века и этот храм сгорел. Построение каменной пятиглавой соборной Вознесенской церкви с приделом в честь Ионна Предтечи недалеко от деревянной, было начато по благословению преосвященного Алексия Титова. Строительство шло на средства и старанием Касимовского воеводы Василия Михайловича Ховрина и началось 27 марта 1748 года. 13 июня 1754 года собор был освящен по храмосвятной грамоте, данной митрополитом Димитрием Сеченовым. В 1779 году была построена каменная колокольня вместо деревянной на шести столбах. Средства на нее дал Василий Андреевич Губарев. В 1876-1878 годах в храме произошли ремонтные работы. Был построен новый расширенный алтарь, устроен новый иконостас и расписаны стены храма. 8 августа 1787 года состоялось освящение храма архимандритом Солотчинского монастыря Иоанникием и соборным протоиереем Федором Ипатьевым. К 1790 году в храме, усердием В.А. Губарева, вместо одного было устроено два придела. На правой стороне во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и святителя Василия Великого, а на левой - во имя святителя Димитрия Ростовского чудотворца и святой Екатерины великомученицы. Храм был освящен в 1790 г., на антиминсах, выданных из Успенского кафедрального собора. В 1837 году этот храм посетил наследник престола цесаревич  Александр  Николаевич, который проезжал по Рязанской губернии.

http://sobory.ru/article/?object=00860

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (Хотунцевский (Хотунцевич); † 29.04.1759, Новгород), еп. Кексгольмский и Ладожский, вик. Новгородской епархии, миссионер. Род. в Малороссии. В кон. 20-х - 30-х гг. XVIII в. обучался в Киево-Могилянской академии, принял постриг, был рукоположен во диакона. В 1739 г. перемещен в Москву в Славяно-латинскую академию на должность проповедника. В 1741 г. рукоположен во иерея, был экзаменатором ставленников Крутицкой епархии, проживал при архиерейском доме. Главное служение И. связано с миссионерской экспедицией на Камчатку. С 1 февр. 1742 г. по определению Святейшего Синода И. стал «именоваться и писаться архимандритом Камчатским». 7 окт. 1742 г. еп. Нижегородский Димитрий (Сеченов) возвел И. в сан архимандрита. В состав Камчатской миссии, к-рую возглавил И., также вошли иеромонахи Иоасаф (Свияжцев) из Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского монастыря , Пахомий из московского в честь Богоявления монастыря , иеродиак. Александр из Донской иконы Божией Матери московского монастыря , а также студенты Славяно-латинской академии, избранные преподавать в школах для новокрещеных и письмоводства, В. Кочуров, П. Логинов, С. Никифоров, Ф. Серебряков, П. Грязный, А. Ласточкин и Д. Камшигин. 7 дек. 1742 г. Синод утвердил для миссии инструкцию из 29 пунктов, важнейший из к-рых определял: «Никаких не употреблять насильственных мер к привлечению иноверцев к крещению, но располагать к тому кротким и постоянным убеждением и объяснением заслуг Искупителя» (Инструкция архим. Хотунцевскому//Приб. к Иркутским ЕВ. 1868. 50. С. 584). Инструкция отражала не только терпимость правительства, но и боязнь бунтов «инородцев». Помимо утвари, облачений и книг миссия была снабжена нательными крестами (210,2 тыс.) и иглами (50 тыс.) для подарков. И. добился повышенного жалованья для членов миссии (100-500 р. в год) и для камчатских причтов (40-80 р.). Позже, в 1744 г., миссионеры получили «хлебную дачу» крупой и мукой; местные власти распорядились выстроить для них дома, а для обучения детей - школы, выделить для перевода проповедей толмача из солдат, а для разъездов - собак и оленей.

http://pravenc.ru/text/578110.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010