Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Волховский [Вольховский] I; † 15.02.1776, Ростов Вел.), еп. Ростовский и Ярославский. Род. в Полтавской губ., из духовного сословия. Обучался в Харьковском духовном коллегиуме, затем в Киевской академии, по окончании к-рой был назначен учителем в Харьковский коллегиум, вскоре вызван в МДА в качестве проповедника. В мае 1745 г. в ТСЛ принял постриг с именем А. и в том же году был назначен префектом только что учрежденной Троицкой семинарии, с 1748 г. профессор богословия и ректор семинарии. С дек. 1749 г. келарь лавры. 23 февр. 1753 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем ТСЛ. 23 апр. 1758 г. хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского (в лит-ре встречаются также др. даты хиротонии). 18 июля 1762 г. на созванном по повелению императрицы Екатерины II совместном заседании Сената и Синода, на к-ром обсуждались способы обеспечения содержания духовенства, А. вместе с др. архиереями-малороссами не поддержал проект Сената. Проект предусматривал сохранение за Церковью имений, при этом половина доходов с них должна перечисляться в казну. А. предложил сохранить за Церковью свободное управление имениями при условии ежегодной выплаты гос-ву 300 тыс. р. В нач. марта 1763 г. А. вместе с др. архиереями подписал доклад императрице, в к-ром послание Ростовского митр. сщмч. Арсения (Мацеевича) , содержавшее протест против конфискации церковных имений, расценивалось как «оскорбление Ее Императорского Величества». После подачи доклада императрице против митр. Арсения было начато дело и он был арестован (по преданию, священномученик обличил А., предсказав ему мучительную смерть). А. стал преемником митр. Арсения на Ростовской и Ярославской кафедре (26 мая 1763). Вероятно, в это же время А. был назначен членом Святейшего Синода. Вместе с митр. Новгородским Димитрием (Сеченовым) и митр. Московским Тимофеем (Щербатским) , сопровождавшими императрицу из Ростова в Москву в мае 1763 г., А.

http://pravenc.ru/text/76882.html

Нижегородская Учреждена 24 марта 1672 года Нижегородская и Алатырская Филарет митрополит, рукоположен со 2.06.1672 по 7.03.1686 на покое; † 29.09.1694 Павел митрополит, рукоположен с 7.03.1686 † 26.09.1696 Трифилий (Инихов) митрополит, рукоположен с 17.05.1697 по 20.07.1699 митр. Крутицкий Исаия митрополит, рукоположен с 23.07.1699 по 2.09.1708 отрешен от кафедры † 24.11.1720 Сильвестр (Холмский) митрополит, рукоположен с 14.09.1708 по 5.03.1719 митр. Смоленский и Дорогобужский Питирим епископ, рукоположен. с 23.03.1719 архиепископ с 24.05.1724 † 8.05.1738 Иоанн (Дубинский) епископ, рукоположен с 25.02.1739 по 1.09.1742 на покое; † 21.01.1743 Димитрий (Сеченов) епископ, рукоположен с 14.09.1742 по 9.08.1748 на покое; с 21.06.1752 еп. Рязанский и Муромский Вениамин (Пуцек-Григорович), епископ, рукоположен с 14.08.1748 по 2.03.1753 еп. Тверской и Кашинский Феофан (Чарнуцкий) епископ, рукоположен с 14.03.1753 по 1.07.1773 на покое; † 8.03.1780 Антоний (Герасимов-Зыбелин), епископ, бывший еп. Архангелогородский и Холмогорский с 9.07.1773 по 25.04.1782 архиеп. Казанский и Свияжский Иоасаф (Заболоцкий) епископ, рукоположен с 16.05.1782 по 22.09.1783 еп. Тверской и Кашинский Дамаскин (Семенов-Руднев) епископ, бывший еп. Севский и Брянский, викарий Московской епархии с 22.09.1783 по 12.01.1794 на покое; † 18.12.1795 Павел (Пономарев) епископ, рукоположен с 12.02.1794 по 26.10.1798 еп. Тверской и Кашинский Вениамин (Краснопевков-Румовский), епископ, бывший еп. Архангельский и Олонецкий с 26.10.1798 по 16.10.1799 переименован еп. Нижегородский и Арзамасский Нижегородская и Арзамасская С 16 октября 1799 года Вениамин (Краснопевков-РумовскиЙ), епископ, бывший еп. Нижегородский и Алатырский с 16.10.1799 архиепископ с 11.11.1804 † 16.03.1811 Моисей (Близнецов-Платонов) епископ, бывший еп. Пензенский и Саратовский с 28.05.1811 † 10.01.1825 Самуил (Запольский) епископ Костромской и Галичский в 1825 временно управлял Мефодий (Орлов-Соколов) епископ, рукоположен с 28.02.1826 по 19.10.1826

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXI. Епархия Нижегородская Нижегородская епархия учреждена в 1672 г. Третья из третьеклассных. I. Митрополиты Нижегородские и Алатырские 1. Филарет хирот. 24 мар. 1672 из ар-хим. Владимиро-Рождественского монастыря; в 1686 оставил, за болезнью, епархию; † 28 сент. 1694, в Желтоводском мнтре. Погребён в Кафедральном соборе. 2. Павел хирот. 7 мар. 1686, из казначеев Нижегородского архиерейского дома; † 26 сент. 1696. Погребён в Кафедральном соборе. 3. Трифиллий Инихов хирот. 17 янв. (sic) 1697 из архим. Новоспасского монастыря; 20 июля (sic) 1699 перев. на Крутицкую епархию. 4. Исаия 23 июля 1699 хирот. из архим. Новоспасского монастыря; в июне 1708 сослан в Белоезерский Кириллов; отвезён 2 сент. (sic) и там † 24 нояб. 1720. 5. Сильвестр Холмский (Волынец) хи-рот. 14 сент. 1708 из архим. Троице-Сергиевой Лавры, а 5 мар. 1719 перев. в Смоленск. II. Епископы Нижегородские и Алатырские 6. Питирим хирот. 23 мар. 1719 из архим. Кержебельбашского монастыря; 24 мая 1724 пожалован в архиепископа; † 8 мая 1738. Погребён в Кафедральном соборе. 7. Иоанн Дубинский хирот: 25 февр. 1739, из игум. Домницкого монастыря; 1 сент. 1742 уволен, за болезнью; † 21 янв. 1743. Погребён в Кафедральном соборе. 8. Димитрий Сеченов хирот. 12 сент. 1742 из архим. Свияжского Богородицкого монастыря; 9 авг. 1748 уволен, за болезнью; с 21 июня 1752 епископ Рязанский. 9. Вениамин Пуцек-Григорович 14 авг. 1748 хирот. из архим. Спасского Казанского монастыря; 28 февр. 1753 перев. в Тверь. 10. Феофан Чарнуцкий 14 мар. 1753 хирот. из наместн. Троице-Сергиевой Лавры; 1 июня 1773 уволен на покой в Киево-Печерскую Лавру и там † 8 мар. 1780. 11. Антоний Герасимов-Зыбелин 9 июля 1773 перев. из Архангельска, а 25 апр. 1782 – в Казань. 12. Иоасаф Заболотский хирот. 16 мая 1782 из архим. Петергофской Сергиевой пустыни; 22 сент. 1783 перев. в Тверь. 13. Дамаскин Семенов-Руднев 22 сент. 1783 перев. из викариев Московских; 12 янв. 1794 уволен на покой в Московский Покровский мнтрь; † 15 дек. 1795.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феофан, епископ Нижегородский и Алатырский (Чарнуцкий Федор) Епископ Феофан родился около 1710 года в городе Чарнухи, недалеко от Киева. После домашнего воспитания, около 1732 года, обучался в Киевской духовной академии. В августе 1735 года определён учителем в Московскую духовную академию. В 1740 году пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре. В 1742 году определён учителем пиитики в Московскую духовную академию. В 1743 году назначен игуменом Серпуховского Владычного монастыря. С 1744 года – игумен Николо-Угрешского монастыря. Через несколько месяцев в том же году назначен казначеем и келарем Троице-Сергиевой лавры. С 1749 года – наместник Троице Сергиевой лавры. Помогал в управлении настоятелю лавры Арсению (Могилянскому; 1770), бывшему одновременно архиепископом Переславль-Залесским. 14 марта 1753 года в Москве, в Успенском соборе, игумен Феофан был хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского. В течение двадцатилетнего управления Нижегородской епархией много потрудился над её благоустройством, не оставляя без внимания и просвещение инородцев. По примеру своих предшественников, епископов Димитрия (Сеченова; † 1767) и Вениамина (Пуцек-Григоровича; † 1785), он имел у себя проповедников, знавших языки просвещаемых народов. Для лучшего просвещения инородцев христианскою верою, он требовал, чтобы в семинарию ежегодно посылались три человека от каждой иноверческой нации. Таким образом, в семинарии обучались татары, мордва, чуваши и черемисы (марийцы); некоторые из них по окончании обучения принимали духовный сан. Епископ Феофан заботился об устройстве семинарии и принимал самое живое участие во всех её нуждах. В 1762 году к семинарской церкви пристроили двухъярусную каменную колокольню. В начале своего правления епископ Феофан открыл в семинарии класс философии, впервые началось преподавание французского языка. Кроме того, он преобразовал самоуправление семинарией: с 1772 года ею начали управлять ректоры, а до этого семинарией управляли только префекты. Лучших учеников по окончании семинарии преосвященный Феофан направлял для обучения в духовные академии Москвы и Санкт-Петербурга, а также в Московский университет. До 1765 года владыка Феофан устраивал и содержал семинарию на одни лишь доходы, собираемые с епархиального духовенства. По распоряжению императрицы Екатерины II, с 5 января 1765 года Нижегородской семинарии положен был годовой оклад в размере 816 рублей 93 копейки и 3 полушки.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Церковь отмечает обретение и перенесение святых мощей святителя Василия, епископа Рязанского 23 июня, 2014. Новостная служба К нему прибегают как к «присному заступнику своему, в скорби и напасти помощнику». Обретение и перенесение святых мощей святителя Василия, епископа Рязанского (память 3 июля), было совершено Рязанским архиепископом Феодоритом (1605–1617). В Смутное время Промыслу Божию угодно было прославить святителя Василия: 10 июня 1609 года состоялось открытие его святых мощей и перенесение их в Успенский (впоследствии Рождественский) собор в Кремле Переяслава Рязанского, который со времени епископа Рязанского Ионы II (1522–1547) был кафедральным. Мощи святителя Василия были положены под спудом на левом клиросе, подле иконостаса. Тогда же были составлены тропарь и кондак святителю. С этого времени имя святителя Василия «поминается во всех церквах Рязанской епархии». К нему прибегают как к «присному заступнику своему, в скорби и напасти помощнику». При архиепископе Моисее (1638–1651), в 1638 году над мощами святителя Василия была устроена каменная гробница, а над ней помещен муромский образ Пресвятой Богородицы – «Моление Василия». Известно, что в это время в рязанских храмах совершались молебны святителю Василию. 10 июня 1645 года при архиепископе Моисее впервые торжественно праздновалось перенесение мощей святителя. Особенно усердным почитателем Рязанского Первосвятителя считается архиепископ Мисаил (1651–1655). По его повелению в 1653 году была сделана надпись на большой серебряной водосвятной чаше: «Сия чаша в Переяслав Рязанский, в соборную церковь Успения и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и иже во святых отца нашего Василия, епископа Рязанского, чудотворца». В 1655 году святитель Василий был изображен на серебряном кресте вместе со святым Иоанном Предтечей и святителем Ионой, митрополитом Московским. В 1712 году при митрополите Стефане Яворском над местом первоначального погребения святителя Василия, у Борисоглебской церкви, была устроена каменная часовня усердием подъячего Никиты Алтухова. В 1722–1723 годах при императоре Петре I состоялось формальное расследование о святителе, после которого святитель Василий был изображен на иконе вместе с другими русскими святыми. Митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов) в бытность епископом Рязанским (1752–1757) составил службу святителю Василию, «взявши во внимание прежде написанные тропарь, кондак и канон». При нем же над мощами святителя Василия была сделана новая гробница наподобие раки с иконой святителя.

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-obre...

Отошел ко Господу руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов 25.04.2023 16:19:08 МОСКВА 25 апреля 2023 года, на 59-м году жизни, после продолжительной болезни отошел ко Господу протоиерей Максим Обухов, клирик храма мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине г. Москвы, руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь», член Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, председатель Общероссийской общественной организации «За жизнь и защиту семейных ценностей», отец восьмерых детей, сообщает Патриархия.ru . Отец Максим также исполнял послушание настоятеля храме мученика Вонифатия при Московской областной психиатрической больнице на ул. 8 Марта г. Москвы и духовника сестричества во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы при больнице им. Спасокукоцкого (ГКБ 50), занимался анализом этических проблем современных биомедицинских технологий. Протоиерей Максим Обухов был постоянным участником программ Радио «Радонеж» и автором материалов на нашем сайте. Его сотрудничество и неизменная братская помощь неоценимы, также как и неустанная его деятельность в защиту жизни и против абортов. Отпевание новопреставленного священнослужителя состоится 27 апреля в храме благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине по окончании ранней Божественной литургии. Начало Литургии в 7.00.   Родился 17 октября 1964 г. Окончил фармацевтический факультет Первого Московского медицинского института имени И.М. Сеченова (ныне Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова) по специальности фармация. В течение нескольких месяцев работал провизором, затем исполнял послушание алтарника в храме Крестовоздвижения в с. Алтуфьево г. Москвы, где в то время служил о. Димитрий Смирнов. После назначения протоиерея Димитрия Смирнова настоятелем открывшегося в 1990 г. храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской г. Москвы исполнял послушание алтарника в этом храме, после рукоположения в сан диакона служил там диаконом, после иерейской хиротонии, которая состоялась 3 июня 1993 г., назначен штатным клириком храма.

http://radonezh.ru/2023/04/25/otoshel-ko...

Развитие высоких технологий – суицидальный тренд или очеловечивание общества? Сообразить на троих: новая техника ЭКО  — новый большой конфликт науки и религии? 5 июня, 2015 Сообразить на троих: новая техника ЭКО  — новый большой конфликт науки и религии? 4 июня кафедра истории медицины, истории отечества и культурологии Первого МГМУ имени И.М. Сеченова и Фонд развития новых медицинских технологий провели первую встречу дискуссионного Клуба Versus. На пилотной встрече была предложена тема: «Сообразить на троих: новая техника экстракорпорального оплодотворения — будет ли новый большой конфликт науки и религии?» В обсуждении данной темы участвовали: Иеромонах Димитрий (Першин), председатель комитета по биомедицинской этике синодального отдела по делам молодежи московского патриархата Дмитрий Алексеевич Балалыкин, российский историк медицины, заведующий кафедрой истории медицины, истории отечества и культурологии Первого московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, доктор медицинских наук, доктор исторических наук, профессор Елена Владимировна Брызгалина, кандидат философских наук, специалист по биоэтике, философским проблемам биологии и медицины, истории биологии и медицины, преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова Марина Евгеньевна Ланцбург, психолог, кандидат биологических наук, доцент «Психология образования» МГППУ, руководитель курса профессиональной переподготовки по специальности «Перинатальная психология» Предыстория вопроса: Парламент Великобритании разрешил внедрение технологии рождения ребенка от трех родителей. Новая техника экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) подразумевает так называемый дизайн яйцеклетки или эмбриона человека перед переносом в матку. После этапа оплодотворения «в пробирке» из яйцеклетки женщины извлекают ядро, в котором находится ядерная ДНК обоих родителей. Его переносят в яйцеклетку другой женщины. Получается, что плод начинает развиваться в окружении генов «чужой тети». В результате ребенок унаследует генотип от троих людей.

http://pravmir.ru/razvitie-vyisokih-tehn...

Вознесенский кафедральный собор (Касимов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Вознесенский кафедральный собор - один из прекраснейших храмов города Касимова и всей Рязанской Епархии. Находится в центре города на Соборной площади. Был возведен в 1854-1862 годах. Его колокольня была самой высокой в городе, но ее разобрали в 60-х годах прошлого столетия. Содержание История [ править править код ] В 1571 году Касимов описывается в писцовых книгах Петра Воейкова как деревянный город, в котором упоминается деревянная соборная церковь Вознесения Христова с приделом в честь Усекновения честной главы Иоанна Предтечи. Однако упоминаемая в писцовых книгах церковь 3 июня 1679 года сгорела, как видно из челобитной соборного священника к преосвященному Иосифу, митрополиту Рязанскому. Соборные иконы уцелели и были перенесены в Пушкарскую Николаевскую церковь. Точных указаний на то, когда же был возведен новый храм, в документах не имеется, но историки относят строительство нового собора к XVII столетию. Но вначале XVII века и этот храм сгорел. Построение каменной пятиглавой соборной Вознесенской церкви с приделом в честь Ионна Предтечи недалеко от деревянной, было начато по благословению преосвященного Алексия Титова. Строительство шло на средства и старанием Касимовского воеводы Василия Михайловича Ховрина и началось 27 марта 1748 года. 13 июня 1754 года собор был освящен по храмосвятной грамоте, данной митрополитом Димитрием Сеченовым. В 1779 году была построена каменная колокольня вместо деревянной на шести столбах. Средства на нее дал Василий Андреевич Губарев. В 1876-1878 годах в храме произошли ремонтные работы. Был построен новый расширенный алтарь, устроен новый иконостас и расписаны стены храма. 8 августа 1787 года состоялось освящение храма архимандритом Солотчинского монастыря Иоанникием и соборным протоиереем Федором Ипатьевым. К 1790 году в храме, усердием В.А.Губарева, вместо одного было устроено два придела. На правой стороне во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и святителя Василия Великого, а на левой - во имя святителя Димитрия Ростовского чудотворца и святой Екатерины Великомученицы. Храм был освящен в 1790 г, на антиминсах, выданных из Успенского кафедрального собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_к...

Крестовоздвиженский женский монастырь (Нижний Новгород) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Крестовоздвиженский монастырь основан во второй половине XIV века. Принадлежит Нижегородской и Арзамасской епархии Русской Православной Церкви. Не следует путать Крестовоздвиженский женский монастырь в Нижнем Новгороде с Крестовоздвиженским женским монастырем в посёлке Красные Мары Нижегородской области . Престольный праздник — 27 сентября (Воздвижение Животворящего Креста Господня). Содержание История [ править править код ] Между 1355 и 1365 годами супругой Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича Анастасией (в иночестве — Васса, в схиме — Феодора) был основан у подножия Нижегородского кремля Зачатьевский монастырь. После разгрома в 1478 году Новгорода Иваном III в монастыре насильно постригли в монахини новгородскую посадницу Марфу Борецкую. В пожарах 1685 и 1715 годов старый деревянный монастырь выгорел «без остатку», к тому же бившие из-под горы родники постоянно разрушали строения. Поэтому в середине XVIII века епископ Димитрий (Сеченов) перевёл инокинь в Происхожденский женский монастырь, стоявший над обрывом Дятловых гор между Георгиевской башней кремля и одноимённой церковью. Туда же владыкой Нижегородским Питиримом была переведена община из сгоревшего Воскресенского монастыря, находившегося у Никольской башни кремля. В итоге, во время церковной реформы 1764 года все три нижегородских женских монастыря (Зачатьевский, Воскресенский и Происхожденский) были объединены в одну обитель. В 1814 году после очередного пожара монастырь был перенесён к Арзамасской заставе (нынешняя площадь Лядова) и переименован в Крестовоздвиженский. В тот же год были возведены стены монастыря, колокольня со Святыми вратами, две палатки при них, восемь корпусов, вне стен монастыря — гостиный двор. В 1814—1823 годах строится Крестовоздвиженский собор (перестроен в 1848). В 1815 году при одном из корпусов освящена больничная Скорбященская церковь. В 1838 году при монастыре открыто училище для девочек.

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

Милосердие и война: как это было 100 лет назад Четырехлетний Юра Степанов вместе с матерью собирал пожертвования солдатам на улицах столицы 15 октября, 2014 Четырехлетний Юра Степанов вместе с матерью собирал пожертвования солдатам на улицах столицы Выставка «Милосердие в истории. Русский вклад. От Крымской войны до Великой» открылась 14 октября в музее Марфо-Мариинской обители милосердия (Москва). Выставка приурочена к 150-летию со дня рождения великой княгини Елизаветы Федоровны и 150-летию подписания Женевской конвенции Красного Креста. «Замечательно, что в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Марфо-Мариинской обители открылась выставка, посвященная этим датам, — отметил присутствовавший на церемонии открытия епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. – Она показывают, что в нашей жизни соединены трагедия – следствие греха – и любовь». Организаторы подчеркнули, что, приурочивая выставку в том числе и к 100-летию начала Первой мировой войны, они призывают вспомнить прежде всего не жестокость, а подвиги любви, явленные в то время. Так, игумения Марфо-Мариинской обители Елисавета отметила: «Возвращение к истокам – православию – дает возможность увидеть, что такое русское самосознание: русский человек не может просто убивать бездумно, в его сердце должно быть милосердие. Без милосердия это уже не русский человек». Она подчеркнула, что на выставке представлены материалы, свидетельствующие о проявлении заботы и милосердия даже к врагам, причем с обеих сторон: фотографии зафиксировали, как в русских госпиталях лечили японских и немецких солдат, а немецкие военные помогали русским. Игумения Марфо-Мариинской обители Елисавета Экспонаты для выставки предоставили Центральный исторический архив г. Москвы, Государственный архив кинофотодокументов, Музей истории медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, Музей Свято-Димитровского училища сестер милосердия, Православный информационно-библиотечный центр «Рязановский дом» (Екатеринбург), монастырь св. равноап. Марии Магдалины (Иерусалим), храм Иверской иконы Божией Матери на Большой Полянке, частные коллекционеры, Российское военно-историческое общество.

http://pravmir.ru/miloserdie-i-voyna-kak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010