21 алтын с деньгою и по 412 четвертей с осминой ржи и овса (ДАИ. Т. 10. 32. С. 91). Также в доход мон-ря поступал оброк с бобыльских и нищенских «келейшок», стоявших на монастырской земле (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 43). Наконец, у обители имелись и земельные владения, полученные, в частности, по грамотам царей Алексея Михайловича (от 15 сент. 1653) и Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича (от 17 авг. 1688) ( Храмцовский. 2005. С. 330). На протяжении всей своей истории Зачатиевский мон-рь страдал от пожаров. 17 мая 1520 г. «погоре посад до Зачатья девичья монастыря» ( Шайдакова. 2006. С. 132-133; Гациский. 1866. С. 30-31). 29 июня 1685 г. обитель сгорела: «...и церкви, и кельи все без остатку згорели же». 25 июня 1715 г. возгорание в мон-ре стало причиной пожара, истребившего большую часть Н. Новгорода ( Гациский. 1866. С. 88, 97). После пожара 1743 г. каменную Зачатиевскую ц. по причине ветхости и из-за подмывавших ее основание родников посчитали непригодной к восстановлению, как и др. постройки обители. Инокини-погорелицы бедствовали и добывали себе средства к существованию подаянием. Нижегородский и Алатырский еп. Димитрий (Сеченов) перевел мон-рь на новое место - к Георгиевской ц., располагавшейся близ Георгиевской башни Нижегородского кремля. После 1743 г. мон-рь также назывался Георгиевским. На новом месте были выстроены кельи и поставлена церковная ограда. Известны игумении Зачатиевской обители: Адриана (1622), Юлия (1635), Наталия (1643-1646), Варсонофия (1653-1662), Мелания (1664), Александра (1666-1670), Капитолина (1678), Анисия (1680-1682), Марфа (1700), Феодосия (1737-1743), Дорофея (1743-1744), Тавифа (1764) ( Строев. Списки иерархов. Стб. 621; Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 372; ДАИ. Т. 10. 32. С. 91). В 1764 г. мон-рь был упразднен и присоединен к соседнему Крестовоздвиженскому (до 1716 именовавшемуся Происхожденским) мон-рю. Точное время основания Воскресенского жен. мон-ря неизвестно. Сообщения об упоминании обители в Нижегородской сотной грамоте 1621 г.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

6 . Димитрий (Сеченов) (1757–1767) (с 1757 по 1762 годы – архиепископ, с 1762 года – митрополит). 7 . Гавриил (Петров) (1775–1800) (с 1775 по 1783 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 по 1799 годы – митрополит Новгородский и Петербургский, с 1799 по 1800 годы – митрополит Новгородский) (с 1775 по 1898 гг. епархия Новгородская соединена с Петербургской, с короткими перерывами). б) митрополиты Петербургские (первенствующие в Синоде с 1775 года) 1 . Никодим (Сребницкий) (1742–1745) (архиепископ). 2 . Феодосий (Янковский) (1745–1750) (архиепископ). 3 . Сильвестр (Кулябка) (1750–1761) (архиепископ). 4 . Вениамин (Пуцек-Григорович) (1761–1762) (архиепископ). 5 . Гавриил (Кременецкий) (1762–1770) (архиепископ). 6 . Гавриил (Петров) (1770–1799) (с 1770 г. по 1775 годы – архиепископ Петербургский, 1775–1783 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 года – митрополит). 7 . Амвросий (Подобедов) (1799–1818), (1799–1800 годы – архиепископ Петербургский, 1800–1801 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1801 года – митрополит). 8 . Михаил (Десницкий) (1818–1821). 9 . Серафим (Глаголевский) (1821–1843). 10 . Антоний (Рафальский) (1843–1848). 11 . Никанор (Клементьевский) (1848–1856). 12 . Григорий (Постников) (1856–1860). 13 . Исидор (Никольский) (1860–1892). 14 . Палладий (Раев) (1892–1898). 15 . Антоний (Вадковский) (1898–1912). 16 . Владимир (Богоявленский) (1912–1915) (с 1914 года – митрополит Петроградский). 17 . Питирим (Окнов) (1915–1917) (Петроградский). 18 . Вениамин (Казанский) (1917–1922) (Петроградский). г) митрополиты Киевские 1 . Варлаам (Ясинский) (1690–1707). 2 . Иоасаф (Кроковский) (1708–1718). 3 . Варлаам (Вонатович) (1722–1730) (архиепископ). 4 . Рафаил (Заборовский) (1731–1747) (1731–1743 годы – архиепископ, с 1743 года – митрополит). 5 . Тимофей (Щербацкий) (1748–1757). 6 . Арсений (Могилянский) (1757–1770). 7 . Гавриил (Кременецкий) (1770–1783) (архиепископ). 8 . Самуил (Миславский) (1783–1796). 9 . Иерофей (Малицкий) (1796–1799).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

6) Игумен Филарет, известный по грамоте Царя Алексея 1663 года и по спору о земле 1675–1681 годов, также и по синодику. 7) Игумен Моисей, о котором говорит грамота 11 марта 1685 года. Так как и в грамоте 1651 года поминается Игумен Моисей; то вероятно, что он на время удалялся от управления обителью, уступив место Филарету. 8) Игумен Исаакий, известный по синодику, как предшественник Иосифа. 9) Игумен Иосиф упоминается в Указах 1715–1717 годах. В синодике замечено о нем: «1718 года июня в 27 день преставился». 10) Игумен Иаков, по синодику пред Аароном. 11) Игумен Аарон, известен по грамоте Рязанского Архиепископа Алексея, данной в 1738 года на построение каменного соборного храма. 12) Игумен Вениамин Турченев. 13) Игумен Евфимий, по синодику после Аарона и Вениамина. При сих игуменах совершалось созидание Собора; но преимущественным Соиздателем его был благочестивый строитель Феодор. Надобно заметить, что строителями Черниева монастыря назывались помощники игумена по хозяйственной части, каковым был при игумене Артамоне, старец Тихон. 14) Архимандрит Марк, упоминаемый в синодике. начальствовал с 1754 года и по грамоте Рязанского Епископа Димитрия Сеченова, освящал соборный храм в феврале 1756 года. 15) Игумен Антоний, по синодику. 16) Архимандрит Досифей, управлявший с 1762 года по 1772 год. 17) Строитель Иеромонах Алексей, поступил в 1772 году и в том же году помер. 18) Строитель Иеромонах Стефан с 1774–1797 года. 19) Строитель Иеромонах Гавриил 1797–1801 года. 20) Строитель Иеромонах Акакий 1801–1819 года, заботливый о строгом чине монашеской жизни; он же хлопотал об усвоении монастырю архимандрии и Указом 9 марта 1819 года монастырь введен в штат. 21) Архимандрит Николай, 1819–1822 года, инспектор Семинарии. 22) Архимандрит Акакий 1822–1833 года, тот самый, который был прежде строителем; муж духовной жизни, скончавшийся в глубокой старости, на покое 1835 года. 23) Архимандрит Никанор 1833–1835 года, инспектор Семинарии. 24) Архимандрит Лаврентий 1835–1840 года, инспектор Семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Академия вскормила и воспитала целую плеяду иерархов, которым суждено было стать у церковного кормила и оставить след в церковной истории. Среди них мы видим имена архиепископа Новгородского Димитрия (Сеченова), митрополита Киевского Евгения (Болховитинова), а также несколько первенствующих членов Святейшего Синода в сане Петербургских митрополитов: Михаил (Десницкий), Амвросий (Подобедов), Серафим (Глаголевский) и Гавриил (Петров). В конце XVIII века стал вопрос о реформировании высшего образования в целом и о преобразованиях в Московской академии и университете, в частности. Духовная школа должна была самостоятельно искать пути дальнейшего развития, и этот путь был найден выдающимся иерархом XVIII столетия митрополитом Платоном (Левшиным). В то же время кроме внутренних преобразований Московская академия нуждалась и в расширении своих площадей — скромные помещения Заиконоспасского монастыря давно перестали удовлетворять все ее нужды. Разговоры о переводе Академии в другое, более свободное место велись всю вторую половину XVIII века, однако вопрос был окончательно решен лишь в ходе знаменитой «Александровской» реформы в начале XIX века. В 1802-04 годах было учреждено Министерство народного просвещения, а в 1808-14 годах была выстроена реформа духовных учебных заведений. Флагманом этой реформы стала Московская академия, которая после фактически полного уничтожения зданий Заиконоспасского монастыря в наполеоновском пожаре была переведена в Троице-Сергиеву Лавру. Так произошло окончательное размежевание богословской и светской науки, однако весь XIX век продемонстрировал, насколько плодотворным может быть сотрудничество этих двух течений. Но что явилось залогом становления богословской науки? Как писал один из биографов митрополита Платона и святителя Филарета в начале XX века: «Попробуйте разобрать по составным элементам нашу наличную богословскую науку, наличный строй духовной школы, … и вы откроете, что то идет от Платона, а то от Филарета… Дело Платона-Филарета лежит всюду краеугольным камнем». Митрополит Платон созидал фундамент систематического образования, создавал механизмы научного подхода в богословии, святитель Филарет же строил на этом фундаменте и с помощью этих механизмов само здание богословия. Если митрополит Платон создал орудия духовной учености, то святитель Филарет блестяще их применил. Более того, святитель Филарет задал тон дальнейшему процессу развития духовной школы, выявил главный ориентир ее созидания — подлинная церковность. Это — еще одно завещание наших великих предшественников.

http://patriarchia.ru/db/text/1299094.ht...

Архимандрит Платон не умел вполне скрывать личного отношения к событиям и не проявлял той полной послушности господствующим влияниям, как то было желательно лицам Высшего Церковного управления. Мог ли митрополит Димитрий (Сеченов) после этого обходиться не без осторожности с таким человеком? Владыку отличала полная уступчивость желаниям императрицы в церковных делах, даже предвосхищение их. Как главе Синода ему весьма не хотелось иметь в составе послушного ему Синода независимого сочлена. Отца Платона всегда отличало усердие в делах. Став членом Синода, он, как и прежде, «горел ревностью ко благу Церкви и духовного чина» 93 . Ревность эта была врожденною. Новое поприще, на которое он вступил, стало, однако, для него источником многих огорчений и неприятностей. Едва Платон начал вникать в синодальные дела, как натолкнулся на препятствия, которые «смущали и оскорбляли его, останавливали в лучших его намерениях» 94 . Уже на первых порах архимандрит «многие узрел затруднения, притупляющие его ревность ко благу Церкви». Некоторые члены Синода, при всей их доброте и благорасположенности, оказались слабыми духом. Их бесчисленные неоправданные уступки власти смущали и оскорбляли отца Платона. Сам он как член Синода был вынужден подписывать то, с чем был не только не согласен, но что считал бесполезным или вредным для Церкви. Нисколько не удивительно, что режим, проводимый И. И. Мелиссино, а затем П. П. Чебышевым 95 , ставшим обер-прокурором в 1769 году, не пришелся ему по сердцу. Да и как не содрогнуться, когда тот же Чебышев не стеснялся при большом стечении народа, разговаривая с кем-то, афишировать свой атеизм: «Да никакого Бога нет!» – выкрикивал он. Бывший бригадир был столь злобен и груб, что когда члены Синода, не соглашаясь с его мнением, подписывали свое решение, то он, разумеется, «про себя», но все-таки, чтобы было слышно, провожал каждую подпись члена Синода «гнилым словом». Увидел Платон, что и духовник государыни, придворный протопоп Иоанн Панфилов 96 член Святейшего Синода, принципиальный враг монахов и архиереев, симпатичен Екатерине II, и она, по его подсказке и протекции, склонна решать все церковные дела в интересах белого духовенства, а не черного. Особенно заносчиво держало себя пред своими «владыками» московское духовенство, опираясь на всесильного царского духовника 97 . Почувствовав бессилие, архимандрит Платон охладел к синодальной деятельности и искал удобного случая избавиться от нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

В этой церкви три престола: главный – в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и придельные в трапезе: правый – во имя св. благов. князя Александра Невского, а левый – во имя св. и чудотв. Николая. Из икон в Похвалинской церкви особенно замечательна древняя чудотворная икона Похвалы Пресвятой Богородицы, по преданию, чудесно уцелевшая в пожаре 1715 г. и найденная невредимою в пепле сгоревшей дотла деревянной Похвалинской церкви. Икона эта украшена богатою сребропозлащенною ризою с дорогими камнями. Она пользуется глубоким почитанием жителей Нижнего Новгорода, берется ими в дома для молебствий и носится во всех общественных крестных ходах. Из древностей в этой церкви замечателен напрестольный крест XVII века; он вложен в икону, на которой написаны изображения святых, частицы мощей которых имеются в этом кресте. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г. Похвалинская церковь находится на правой стороне в Похвалинской улице, в 80-ти саж. от Похвалинского съезда, недавно устроенного для проезда на ярмарку. Церковь каменная, с одним приделом. Главный престол - во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, а придел теплый – во имя св. благов. великого князя Александра Невского и Афанасия Афонского. Построение нынешней Похвалинской церкви относится к 1742 г., строителем ее был губернский секретарь Григорий Семенович Рогожников; по другим записям она построена не им одним, но «тщанием Пыскорского монастыря секретарями Глушковым и Рогожниковым». Нынешний придельный престол освящен по благословению преосвящ. Димитрия Сеченова, Спасопреображенским протоиереем Иаковом 23 ноября 1742 г. Настоящий престол во имя Похвалы Пресвятой Богородицы освящен 4 ноября 1749 г. преосвящ. Вениамином Пуцек-Григоровичем. К достопримечательным вещам Похвалинской церкви относятся: - Напрестольный восьмиконечный сребропозлащенный крест с 52 частями св. мощей разных угодников Божиих. Он находится в главной церкви и вложен в икону, на которой изображены те угодники Божии, коих мощи имеются в кресте.

http://sobory.ru/article/?object=01865

Вместе с определением в учители, велено было, по старанию лаврского архимандрита Гедеона, бывшего в то время в С. Петербурге придворным проповедником и членом св. синода, постричь Петрова в монахи. Петров и на этот раз не хотел изменить принятому прежде намерению. Между тем и Гедеон решился достигнуть исполнения своего желания. По его настоянию, последовал второй указ о пострижении учителя Петрова. Вместе с этим указом Гедеон объявил от себя, «что уже отговоркам внимать не будут». Петров увидел, наконец, неизбежную необходимость покориться воле начальства, чрез которое, видимо, Промысел Божий указывал ему истинное его призвание. Вслед за изъявлением согласия, он был вызываем для пострижения в С. Петербург на Троицкое подворье. Чтоб избежать суеты и рассеянности, несовместных с приготовлением к иночеству, но казавшихся Петрову неизбежными при путешествии, он, в ответ на вызов, решился писать к настоятелю и просить, чтобы разрешено было постричь его на месте службы, в Троицко-Сергиевой лавре. Желание его на этот раз было исполнено; Гедеон выслал указ о пострижении его в лавре. Но Промысл судил Петрову быть постриженным в том граде, где было предназначено ему 30-летнее служение церкви и отечеству. Между тем как указ о пострижении Петрова в лавре был еще на пути, он, спустя несколько времени, опасаясь гнева, отправился в С. Петербург. Здесь-то на Троицком подворье (на Фонтанке), в домовой церкви, 28 июня 1758 года, он был пострижен на 29 году в монашество от архимандрита Гедеона и наречен Гавриилом, как бы в предзнаменование той силы и твердости, явил он в себе при содействии силы Божией 26 . Чрез день после сего, 30 июня он посвящен в иеродиакона, а 1 июля в домовой церкви на Карповке 27 в иеромонаха от Новгородского архиепископа Димитрия Сеченова 28 . Глава II Возвращение Гавриила из С. Петербурга в Троицкую лавру и определение его ректором семинарии и наместником лавры. Усердные занятия его по сим должностям и отношение его к Платону Левшину и к Гедеону Криновскому . Назначение его в ректора Московской академии; занятие его учеными трудами; доброе мнение о нем светских и духовных сановников.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Во внимание к помощи Успенскому мужскому монастырю Саровская пустынь были наград удостоены: Верующим были вручены иконки Успения Божией Матери с Патриаршим благословением. В 1730 году в Сарове стали строить первый каменный храм. 25 августа 1744 году он был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы епископом Нижегородским и Алатырским Димитрием (Сеченовым). 27 августа в церкви освятили придел в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Первоначально одноглавая Успенская церковь, построенная на средства московского купца Демидова и поэтому в обиходе именуемая Демидовской, имела достаточно скромные размеры — длина здания была не более 15 метров. В 1777 году по проекту послушника Саровской пустыни архитектора Ивана Федорова был построен Успенский собор больших размеров: 55,7х27,2 метра, высота до верха креста составляла 60 метров. Особенно необычным в Успенском соборе было то, что старая Демидовская Успенская церковь не была разрушена; большой новый храм был как бы пристроен к ней с западной стороны, и старая церковь стала его алтарем. А в алтаре старой церкви устроили ризницу. Такое оригинальное решение позволило сохранить в Сарове его первую каменную церковь, одновременно вдохнув в нее новую жизнь. Отличительной особенностью интерьера храма был пятиярусный резной позолоченный иконостас с иконами византийского письма, высота которого посередине равнялась 19 метрам, а по краям — 27. По легенде, рисунок этого иконостаса сделал архитектор Растрелли. В начале 1777 года все работы в новом храме были закончены, но его освящение было проведено только 15 августа 1778 года. Успенский собор был летним, то есть неотапливаемым. В холодное время года, до праздника Пасхи, службы проводились в церкви иконы Божией Матери «Живоносный Источник» («зимнем соборе»). После того, как в Успенском соборе были помещены мощи преподобного Серафима, встал вопрос об устройстве в храме отопления, чтобы паломники, число которых после 1903 года многократно увеличилось, могли посещать собор круглый год.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5480176...

Воцарившийся после ее смерти император Петр   III по происхождению и воспитанию был иностранцем, которому были чужды Россия и ее Церковь. Он был лютеранин по крещению и до 14 лет жил в герцогстве Голштиния (Германия), откуда императрица Елизавета вызвала его в Петербург. Здесь 29 июня 1742 года он перешел в Православие, но открыто выражал презрение к Православной Церкви и ее обрядам. Однажды в беседе с Новгородским архиепископом Димитрием (Сеченовым), император высказал желание, «чтоб из всех образов, находящихся в церквах, оставлены были в них одни изображающие Христа и Богородицу, а прочих бы не было; также чтоб всем попам предписано было бороды свои обрить и вместо длинных ряс носить такое платье, какое носят иностранные пасторы» с. 188]. Не любивший Православия, иерархии и монашества, Петр III подписал указ о полной секуляризации недвижимых церковных имуществ с передачей синодальной Коллегии экономии, ведавшей ими, в ведомство Сената. В указе обобранным церковным владельцам с издевкой цитируются евангельские слова: «взгляните на птиц небесных... и на полевые лилии». 28 июня 1762 года произошел дворцовый переворот, в результате которого на престол вступила императрица Екатерина II . Воспитанная в строго протестантском духе, она так и не стала православной, как никогда не была и искренней лютеранкой. Ее конфессиональная принадлежность оставалась для нее делом внешним. Она всегда рассматривала церковные и религиозные вопросы с точки зрения государственных интересов. В вопросе церковной собственности императрица была убежденной сторонницей ее изъятия в пользу государства. Перед народом она подчеркнуто демонстрировала свою принадлежность Православию: охотно называла себя «благочестивой императрицей», даже «главой греческой Церкви» с. 192], ходила из Москвы пешком на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру, целовала руки духовенству, ездила в Киев и поклонялась печерским угодникам. При этом современники отмечали, что она «была совершенно равнодушна ко всему священному» с. 78]. В одном из писем к Вольтеру сама императрица писала: «Что касается свидетельств об исповедании, они для нас не важны... Мы позволяем каждому верить в то, что ему нравится» с. 191]. Щекотливую для себя проблему престолонаследия императрица решила ссылкою на то, что взошла на трон ради защиты Православной веры с. 490].

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Выход Екатерины II из храма был не менее торжествен – все войска при виде ее в короне и порфире произвели «салютацию». Государыня направилась в Архангельский собор, где поклонилась усопшим предкам, побывала в Благовещенском соборе, где приложилась к святым мощам и затем возвратилась во дворец. Цесаревич Павел Петрович не присутствовал на торжестве коронования. Народ, не видя наследника, беспокоился. Несколько раз вместо того, чтобы радостными криками приветствовать царицу, солдаты начинали кричать около самого дворца: «Да здравствует император Павел Петрович!» Офицерам с трудом удавалось заставить их молчать. 6 Линь де Шарль-Иосиф (1735–1814) – принц из старинной бельгийской фамилии. Служил во Франции, Австрии, Пруссии. В 1782 г. послан с поручением к Екатерине II. Заслужил ее благосклонность. Находился в свите во время ее путешествия по России. Автор популярных писем и сочинений. 7 Мало известно, что Екатерина не совсем немка... Если вы помните, ее имя – София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская. Очень трудно произнести этот Цербст. Если вы напишите по-латыни и произнесете по-русски, то увидите, что она Ангальт-Сербская. Это онемеченный славянский род//Махнач В. Л. Знаменательные события российской истории времен жизни митрополита Платона. – Платоновские чтения. 1 декабря 2005 г. М, 2006. С. 36–37. 8 Вольтер (21 ноября 1694 – 30 мая 1778; урожденный Франсуа Мари Аруэ) – один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII в., поэт, прозаик, историк, публицист. 9 Рюльер К.К. История и анекдоты революции в России 1762 г.//Россия XVIII в. глазами иностранцев. Лениздат, 1989. С. 308. 10 Тимофей (Щербацкий) – митрополит; 22 октября 1757 г. переведен из Киева; скончался 18 апреля 1767 г. Погребен в Чудове монастыре. 11 В 1753 г. было завершено строительство Кремлевского Зимнего дворца по проекту архитектора В. В. Растрелли на месте обветшавших парадных палат (Средней, Золотой, Столовой и Набережной) старого дворца. 12 Димитрий (Сеченов; 1709–1767) – 8 октября 1762 г. пожалован в митрополиты; замечательный проповедник XVIII в., воспитанник Славяно-греко-латинской академии; с 1730 г. преподавал в ней красноречие; в 1732 г., приняв монашество, стал архимандритом Свияжского монастыря. В 1740 г. возглавил миссию по обращению в христианство магометан и язычников Казанской и Нижегородской губерний, которая ему блестяще удалась. В 1742 г. назначен епископом Нижегородским. В 1748 г. ушел по болезни на покой, но с 1752 г. вызван в Петербург для присутствия в Синоде. В 1757 г. назначен на Новгородскую кафедру. В 1762 г. совершил чин коронования Екатерины II. Главную заслугу митрополита составляют его проповеди, простые и ясные; в них часто находили отклик общественные и церковные события того времени. Деятельность Новгородского владыки была оценена императрицей Елизаветой Петровной. Екатерина II также часто искала у него поддержки в проведении того или иного постановления, считая его человеком энергичным и образованным.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010