На старом фундаменте Отец Михаил Женочин после рукоположения По запискам самого батюшки можно представить, каким смелым, даже дерзким стало его решение строить в Гдове новый храм. Ведь шла середина 80-х годов, КПСС ещё правила страной. Он писал: «Совершая пастырское служение в маленькой церкви села Кярова, – вспоминал о. Михаил, – я наткнулся на письмо, написанное карандашом председателю Совета Министров Косыгину. В нём около 500 человек слёзно умоляли разрешить строительство церкви в Гдове. Никого из этих людей давно уже нет в живых, но я, пробираясь на приход про пояс в снегу (совершал я богослужение при температуре минус семнадцать градусов), мечтал о построении храма во Гдове. Не за деньгами, а за духовным советом я поехал к старцу Николаю Гурьянову на остров Залит (Талабск). Вместе со мной было два священника с прихода Кобыльего Городища. Батюшка приветливо встретил нас, усадил за самоварчик, и я ещё не произнёс ни слова, а он неожиданно для всех нас спросил: “А храм-то во Гдове строится?” От такого вопроса мы чуть не потеряли сознание, ибо стали свидетелями явного дара прозорливости старца. Он ушёл в свою маленькую комнату и, вернувшись, дал мне пожелтевший пакет, в котором лежала одна тысяча рублей (по курсу того времени – более одной тысячи долларов). Я принял его с верою, как залог того, что храм будет и деньги не оскудеют, как масло в кадке Наинской вдовы времён Илии Пророка. Возвращаясь к самовару, старец неожиданно насыпал мне в кружку до самого верха сахара. “Что, батюшка, горького много будет мне в жизни, – спрашиваю я, – что так усладить хотите?” Внешняя уверенность старца укрепляла мои силы...» Отец Михаил Женочин со старцем Николаем Гурьяновым Строить храм отец Михаил решил на месте собора вмч. Димитрия Солунского. В своё время в нём хранилось множество святынь и древностей. В том числе семь древних Евангелий, три колокола времён Ивана Грозного и, конечно, старые иконы. На одной из них была такая надпись: «1340 года из Пскова ходили воевать 50 человек за Нарову...

http://pravoslavie.ru/47287.html

Икона «Покров над Россией» была написана в 2004 году к пешему крестному ходу Псков – Прохоровка – Куликово поле, но, как видим, своими глубинными смыслами она тесно связана с Крымом. Ведь именно здесь, в Херсонесе – Корсуни русских летописей – на заре христианской эры проповедовал апостол Андрей и оставил на камне отпечаток своей стопы, а через тысячу лет здесь же крестился великий киевский князь Владимир. Отсюда, согласно преданию, святой апостол прошел с проповедью до Киевских гор и Ладоги, а князь Владимир вернулся в свой стольный град и повелел крестить всю языческую Русь от днепровских порогов до Пскова и Новгорода.      И вот в этом году, можно сказать по стопам апостола, по крымской земле прошли три десятка учеников Христовых, приехавших в Крым из разных городов России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Молдовы. Именно они составили основную, постоянную группу крестоходцев, которые прошли всю эту тысячу верст вокруг полуострова, совершая переходы до тридцати километров в день, а также преодолевая собственную усталость и изнуряющий солнечный зной (до 40 градусов в тени). Именно они стали теми «расслабленными» (вспомним о дне начала крестного хода), которых Господь воздвиг с одра болезни (и некоторых в буквальном смысле), укрепил Своею благодатью, благословил и отправил на духовный подвиг, как некогда апостолов. Неся святые хоругви, иконы и святыни, крестоходцы во главе с Андреем Анатольевичем Бардижем посетили Алупку, Алушту, Ялту, Судак, Коктебель, Феодосию, Керчь, Джанкой, Евпаторию, Саки, Симферополь и другие большие и малые города и селения Крыма.      Примечательно, что в пути крестоходцы молитвенно отметили двунадесятые праздники Вознесения Господня (6 июня) и Пятидесятницы (16 июня), а также память святых апостолов Иоанна Богослова (21 мая), Симона Зилота (23 мая), Варфоломея и Варнавы (24 июня), Иуды, брата Господня (2 июля), св. равноапостольных учителей Словенских (24 мая) Мефодия и Кирилла (в IX веке тоже побывавшего в Таврии по дороге в Хазарию), блгв. царевича Димитрия Угличского и Московского (28 мая), благоверного великого князя Дмитрия Донского (1 июня), святителя Луки Крымского (11 июня), память Всех святых (23 июня) и Всех святых, в земле Русской просиявших (30 июня).

http://pravoslavie.ru/122946.html

Батюшка и митрополит Никодим (Ротов) Лучшим другом, а точнее сотаинником, то есть самым духовно близким и родным человеком, для отца Авеля был митрополит Никодим (Ротов), с которым они были знакомы с детства, вместе иподиаконствуя и окормляясь у архиепископа Димитрия (Градусова). Батюшка не просто уважал и любил владыку Никодима, но и почитал его как выдающегося подвижника, который, как он верил, не просто спасся, но и обрел благодать перед Богом. Возможно, зная, какая непростая миссия предстоит будущему владыке Никодиму, вынужденному впоследствии неоднократно блестяще лавировать между советским агрессивно-безбожным правительством и международным сообществом, отстаивая интересы Церкви (что и принесло ему славу одновременно «гиперэкумениста» и «агента КГБ»), прозорливый владыка Димитрий назвал его в постриге в честь Никодима – тайного ученика Спасителя. Наверное, владыка Никодим где-то и совершал ошибки. Известно, что он действительно был «филокатоликом» в том смысле, что ему нравилось, насколько слаженно работает Ркц как единый административный механизм. Но ясно одно – на служении Матери-Церкви он сгорел как свеча, абсолютно не жалея себя, свою репутацию и здоровье. Как-то раз он признался отцу Авелю, что мечтает уподобиться своему любимому святому – апостолу Павлу , и это отчасти исполнилось, ведь преставился он в 49 лет от шестого инфаркта, находясь на послушании (святые отцы говорят: «Кровь, пролитая на послушании, – кровь мученика») и встретив смерть, как первоверховный апостол, в Риме, в среде, по большому счету, недружелюбной святому Православию. Жизни отца Авеля и митрополита Никодима тесно переплелись навсегда. Не без влияния выдающегося митрополита отец Авель, пламенный проповедник и молитвенник, уезжает на Афон, где его вскоре избирают по жребию, из трех кандидатов, игуменом русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Позже, в 1979 году, он приезжает в СССР на похороны своего лучшего друга и собрата во Христе – владыки Никодима, чтобы прочитать ему на отпевании разрешительную молитву, и его больше не выпускают обратно на Афон, так как таможня «потеряла» его греческий паспорт.

http://pravoslavie.ru/75634.html

Во всех официальных биографиях это 15 октября 1929 г. , а в двух анкетах рукой владыки указано 16 октября 1929 г. Первую анкету будущий митрополит заполнил в ноябре 1955 г. Здесь он указал, что закончил 10 классов: «учился в разных школах г. Рязани с 1 по 10 классы» по июнь 1947 г. С сентября 1947 г. по ноябрь 1949 г. обучался в Педагогическом институте г. Рязани (факультет естествознания) . «Во время обучения в рязанском Педагогическом институте был избираем членом, а затем заместителем председателя профкома факультета естествознания», — указал иеромонах Никодим в 1955 г. Еще 19 августа 1947 года, на праздник Преображения Господня, архиепископом Ярославским и Ростовским Димитрием (Градусовым) пострижен в монашество с именем Никодим и рукоположен во иеродиакона с причислением к ярославскому архиерейскому дому . 20 ноября 1949 года архиепископ Димитрий рукоположил его во иеромонаха, это и было причиной его ухода из института. Как написал отец Никодим в анкете, «отчислен из института ввиду того, что перешел на работу по духовному ведомству» . Сразу же иеромонах Никодим был назначен настоятелем Христорождественской церкви с. Давыдово Толбухинского района Ярославской области, затем был переведен вторым священником в Покровскую церковь г. Переяславль-Залесский Ярославской области, где служил по август 1950 г., когда был назначен настоятелем Димитриевской церкви г. Углич, где прослужил до января 1952 г., будучи благочинным Угличского округа . В январе 1952 г. архиепископ Димитрий назначил иеромонаха Никодима в кафедральный Феодоровский собор г. Ярославля, где до декабря 1954 г. его положение в штате определялось как «4-й, затем 3-й священник» . 11 ноября 1953 г., докладывая Патриарху Алексию о скоплениях богослужебных книг в музеях Ярославля и Ростова, архиепископ Димитрий сообщал, что «быв. Углический благочинный (о. Ротов) докладывал, что такое же, аналогичное ростовскому скопление книг ему пришлось видеть и в Угличе, в музейном подвале» . С декабря 1954 г. иеромонах Никодим – «и.о.

http://bogoslov.ru/article/485916

Помню, когда я оказался в Пощупово, отец Авель нас в домовую деревянную церковку повел. – А это мы тут Патриарха, – говорит, – ждем. Смотрим: посох святителя Луки Крымского там стоит… Древнейших, в том числе чудотворных, икон – от потолка до плинтуса. В каждой иконе – мощи. Так отец Авель нам еще святыни из алтаря выносил-выносил-выносил… Мы к ним прикладывались-прикладывались… Это что-то невообразимое. Просто уже с головы до ног – в благодати. Потом отец Авель куда-то заторопился, кто-то его ждал, видимо: – Подождите, ребята, сейчас я приду. И вот мы вдвоем с отцом Сергием Сальцовым, он там в Рязани служит, на какое-то время остались, я стал его донимать: – Вот бы с отцом Авелем сфотографироваться, а? – Ну, ты что, не видишь: он же босичком, в подрясничке стареньком, – разве его можно так фотографировать? Он же наша церковная история! Я нос повесил. Тут отец Авель заходит… И знаете, о чем он начал говорить? О фотографии! – Вот, у меня тут был наставник – владыка архиепископ Димитрий (Градусов), его перевели потом из Рязани в Ярославль, и я к нему ездил, когда мне было уж очень тяжело, уполномоченный мучил… Я плачу-плачу, возьму в руки фотографию владыки Димитрия, прикладываюсь к ней. Потом приехал как-то к нему, а он мне и говорит: «Что ж ты, ангел мой (он его ангелом называл), так плачешь, убиваешься? А ты знаешь, что от твоих слез моя фотография испортиться может?» Вот так приободрил! Такая школа была у отца Даниила. Университеты! Еще, конечно, – владыка Симон (Новиков), правящий архиерей Рязанской епархии… Рыбка от митрополита Про владыку Симона отец Даниил, помню, рассказы тамошних рязанских батюшек пересказывал нам: – Раньше как? Скажут: «Симон вызывает!» Так это ж я к отцу родному еду! Всю семью соберу: матушку, детишек. Он нас по-свойски так, в валеночках, принимает, угощает, расспросит обо всем, поможет, если в чем нужда. А потом дети мои долго еще вспоминают: «А когда мы снова к владыке поедем?» Вот такие были рабочие приемы у правящего архиерея! Архимандрит Даниил (Воронин)

http://pravoslavie.ru/129116.html

В заключение беседы Сталин предложил Молотову составить проект коммюнике для радио и газет. В обсуждении текста коммюнике участвовали Сталин, митрополиты Сергий и Алексий. Текст был опубликован на следующий день в «Известиях». Сталин проводил митрополитов до дверей своего кабинета, а митрополита Сергия, взяв «под руку, осторожно, как настоящий иподиакон, свел его по лестнице вниз и сказал ему на прощание: «Владыко! Это все, что я в настоящее время могу для вас сделать». И с этими словами простился с иерархами» 414 . Момент в истории Русской Церкви был поистине исторический. Правительство, допуская избрание Патриарха, открытие приходов и духовных школ, откровенно признавало несбыточность большевистских планов полного разгрома Церкви и устранения ее из жизни народа. По существу были заключены условия своего рода «конкордата», который в основном государственная власть соблюдала вплоть до начала хрущевских гонений. Архиерейский Собор состоялся через четыре дня после встречи в Кремле – 8 сентября 1943 г. в новом здании Патриархии в Чистом переулке. Это был первый Собор после 1918 г. В его деяниях участвовало 19 архиереев – все, кто в это время находился на кафедрах на неоккупированных территориях: митрополиты Сергий, Алексий и Николай, архиепископы Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий) , Сарапульский Иоанн (Братолюбов), Казанский Андрей (Комаров), Куйбышевский Алексий (Палицын), Уфимский Стефан (Проценко), Горьковский Сергий (Гришин), Ярославский Иоанн (Соколов) , Рязанский Алексий (Сергеев), Калининский Василий (Ратмиров), Новосибирский Варфоломей (Городцев), Саратовский Григорий (Чуков), епископы Молотовский Александр (Толстопятов), Курский Питирим (Свиридов), Кировский Вениамин (Тихоницкий), Ульяновский Димитрий (Градусов) и Ростовский Елевферий (Воронцов). На Собор многих архиереев доставляли на военных самолетах. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки. Архиепископ Сарапульский Иоанн (Братолюбов) и епископ Молотовский Александр (Толстопятов) были освобождены незадолго до Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

17 Казахстан в 30-х и 40-х годах нашего столетия сделался краем мучеников. Как на севере были Соловки, так на юге был Казахстан. Столица Казахстана город Верный, теперь переименованный в Алма-Ату, был пересыльным пунктом ГПУ, куда отправляли заключенных со всей страны. Кого гнали этапом по степям, кого привозили в поездах. Многие погибали от жары, зимой – от холода. Край с необъятными степями, безлесый и безводный, с морозами до 60 градусов был заселен с 1925, 1929, 1930 и 40-х годов ссыльными украинцами и жертвами «чисток». Наиболее тяжелой лагерной работой была добыча угля и руды в Караганде. Для каждого ссыльного это слово звучало угрозой – живыми оттуда не возвращались. Бесчисленные сонмы новомучеников Российских окончили там свой подвиг и получили мученические венцы. Земля Казахстана сделалась свидетельницей трагедии русского народа 19 Письмо отца Серафима публикуется по рукописи. В некоторых местах карандаш стерся и строчки неразборчивы. 20 Стефан Васильевич – староста церкви Великомученицы Варвары в Карноуховке, Анастасия Ивановна его жена, Ольга – их дочь, просфорница храма, жила с родителями (ей сейчас более 90 лет), Мавра – родная сестра Екатерины, проживала вместе с семьей сестры, в свое время она являлась духовной дочерью Иоанна Кронштадтского . Отец Димитрий снимал у них комнату. 21 Епископ Иоасаф (Лелюхин Виталий Михайлович; 1903–1966) – сын священника, в 1942 г. рукоположен во иерея, служил в храмах г. Днепропетровска и области. С 1950 г. – секретарь Днепропетровского епархиального управления, в 1958 г. рукоположен во епископа Сумского, с 1959 по 1961 г. – епископ Днепропетровский, с 1964 г. – митрополит. 22 Епископ Стефан (Никитин; 1895–1963) – по образованию врач, с 1927 г. – священник, в 1952 г. пострижен в монашество. В 1960–1962 гг. был епископом Можайским и председателем Хозяйственного управления Московской Патриархии. 23 Со временем владыка Леонид (Поляков; 1913–1990) стал духовным чадом отца Серафима, их связывала двадцатидвухлетняя братская дружба. Родился он в Петербурге, до 1949 г. работал врачом, был на фронте. В 1949 г. рукоположен во диакона. В 1952 г. закончил Ленинградскую Духовную академию со степенью кандидата богословия и в Псково-Печерском монастыре принял постриг с именем Леонид. В 1955 г. рукоположен во пресвитера. Был доцентом Ленинградской и инспектором Московской Духовных академий. В 1959 г. хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. С 1966 г. – архиепископ Рижский и Латвийский. С 1979 г. – митрополит. Погребен в Рижской Спасо-Преображенской пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Угличский район. Заозерье. Александра Невского, часовня Ярославль, город. Ярославль. Никиты мученика (Никитского прихода), церковь Первомайский район. Кукобой. Спаса Нерукотворного Образа, церковь Ярославский район. Курба. Неизвестная часовня Рыбинск, город. Рыбинск. Николая Чудотворца на бывшем подворье Югской Дорофеевой пустыни, домовая церковь Борисоглебский район. Спас-Подгорье. Неизвестная часовня Ярославль, город. Ярославль. Николая Чудотворца при бывшем училище Градусова, домовая церковь Брейтовский район. Горинское. Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь Рыбинск, город. Рыбинск. Александра Невского при бывшей Биржевой больнице судорабочих, часовня Ярославль, город. Ярославль. " Знамение " иконы Божией Матери в Знаменской башне, церковь Рыбинск, город. Рыбинск. Александра Невского при тюрьме, церковь Угличский район. Углич. Димитрия царевича, часовня Некоузский район. Шелдомеж. Шелтомежский Шестоковский Вознесенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной Даниловский район. Горушка. Казанский Даниловский женский монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери г. Москва Центральный административный округ (ЦАО). Тверской. Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке, церковь Центральный административный округ (ЦАО). Красносельский. Ново-Алексеевский женский монастырь. Церковь Алексия, человека Божия в Красном селе Западный административный округ (ЗАО). Ново-Переделкино. Спаса Преображения в Переделкине, церковь Центральный административный округ (ЦАО). Мещанский. Богородице-Рождественский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери Центральный административный округ (ЦАО). Басманный. Николая Чудотворца в Подкопаях, часовня Центральный административный округ (ЦАО). Тверской. Николаевский Греческий монастырь. Часовня Николая Чудотворца Восточный административный округ (ВАО). Сокольники. Благовещения Пресвятой Богородицы при штабе ВДВ в Сокольниках, церковь Восточный административный округ (ВАО). Сокольники. Троицы Живоначальной при больнице святого Владимира, церковь

http://sobory.ru/mapsearch/?style=39

Таким образом, мы можем заключить, что концепция «умеренного употребления алкоголя», действительно господствовавшая в древней Церкви, была применима в конкретных исторических условиях – в странах Средиземноморья в древности и в раннее Средневековье. В это время разбавленное вино употреблялось в качестве пищевого продукта, народами, традиционно обладающими стойким иммунитетом к алкоголю. В современной России ситуация обстоит ровно наоборот – народ, не имеющий иммунитета к алкоголю, употребляет его как наркотическое средство. При этом, ни о каком разбавленном вине и умеренном употреблении речи не идет – россияне употребляют искусственно полученные путем перегона алкогольные напитки, содержащие большие дозы этилового спирта (водку, виски, самогон). Употребление слабоалкогольных напитков (в первую очередь пива) в нашей ситуации не менее опасно, т.к. его потребители успешно компенсируют недостаток «градусов» количеством выпитой жидкости и частотой ее употребления. Русская Церковь, в лице своих учителей и святых, давно предложила единственный действенный способ избавления от этого недуга – трезвость. Хочется надеяться, что вся наша российская православная общественность поймет правильность этого решения и сделает для себя соответствующие – практические – выводы. Другие публикации Игоря Бессонова: - Обыденность подвига: Есфирь, Асенеф, святая Екатерина - Ветхозаветные истоки чуда Благодатного Огня 21 мая 2011, 11:35 1Спасибо за статью! Христос Воскресе! Огромнейшее спасибо за статью! Очень полезная информация, дала ответы на многие вопросы. Вопрос к автору: Прошу Вас рассмотреть доклад священномученика Владимира (Богоявленского) под названием «Против ли нас (абстинентов) Библия?» 1912г. Ссылка: http://trezvenie.org/news/full/729.shtml, и дать на него свой отзыв. Возможно в этой теме появятся новые аргументы. Спаси Вас Господи! Димитрий 26 мая 2011, 19:13 2пить или не пить? Правильная статья.Все бы так мыслили.Потому что нет границы между умеренным питием и алкоголизмом,все очень зыбко.Даже единожды напившийся человек бывает очень неприятен.

http://zavet.ru/a/comment_1303385390.htm...

(Бумаги из Америки через Аян до меня доходят не ранее сентября). Из cero, Ваше Сиятельство, изволите усмотреть, что преосвященного Петра оставлять долее в Америке е не совсем полезно. В случае, если благоугодно будет Вашему Сиятельству или Св. Синоду сделать какое-либо распоряжение о Преосвященном Петре ранее 1867 года, т. е. чтобы он мог получить бумаги ранее отплытия судов в 1867 году из Ситхи в Аян, то не благоугодно ли будет приказать отправить бумаги через Главное правление Р. А. Компании, находящееся в С.-Петербурге, и никак не позже наступающего ноября, иначе Преосвященный Петр может остаться в Америке е до мая 1868 года. С совершенным почтением и таковою же преданностию честь имею быть Вашего Сиятельства покорнейшим слугою. Иннокентий, Архиепископ Камчатский Мая 18 дня 1866 . Благовещенск 407. Графу Димитрию Андреевичу Толстому. 5 августа Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь 17 ! Исполняя желание Вашего Сиятельства, изъявленное в письме Вашем ко мне от 26 мая за 3158, знать имя иеромонаха Якутского монастыря, о котором я отозвался одобрительно в последнем отчете моем, честь имею почтительнейше уведомить, что иеромонах сей именуется Порфирий, он поступил в Якутский монастырь иеродиаконом в 1855 году из Владимирского Боголюбова монастыря, по собственному его желанию. С совершенным почтением и таковою же преданностию честь имею быть Вашего Сиятельства покорнейшим слугою Иннокентий, А. Камчатский 5 Августа 1866 г. Благовещенск 408. Димитрию Васильевичу Хитрову. 8 августа Писать не о чем, здоровье мое, пока, слава Богу! Дожди, бывшие 3 дня, сегодня перестали. Утром было только 5 градусов тепла 18 . Августа 8 дня. 409. Димитрию Васильевичу Хитрову. 17 августа Возлюбленный мой о Господе Отец протоиерей Димитрий! Два письма получил я вчера от Вас от 18 июня и 2 июля; первое я прочел скоро, а последнее, писанное, кажется, табачным настоем или чем-то подобным, едва разобрал, на которые и отвечаю Вам. На место о. Димитрия к Богородице можно определить Невского таким же порядком, как некогда были Вы при Преображенской церкви, не преставая быть походным. Радуюсь и заочно благодарю Ив. Платоновича за устроение купола. Относительно формальности ведения книг я писал Владыке. Иркутская консистория слишом наградила уехавшего в Ситху священника, выдав ему 2200 руб., тогда как следовало только выдать 1100 руб. Не могу надивиться, как это она сделала? Конечно, по ошибке, да что же смотрели першие? И бедного С. Ковригина ввела в искушение и в долги. Писали об этом в Иркутскую консисторию; любопытно, что она заговорит. О св. Колябове я писал Владыке.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010