Сталин попросил митрополитов высказаться об имевшихся у Русской Церкви и у них лично назревших, но нерешенных вопросах. Митр. Сергий сказал, что самый главный вопрос - о центральном руководстве РПЦ, что он почти 18 лет является Патриаршим Местоблюстителем и думает, что едва ли где-то еще возможна такая ситуация, при к-рой с 1935 г. в Церкви нет Синода. Митр. Сергий просил разрешения собрать Архиерейский Собор, к-рый изберет Патриарха и образует при главе Церкви Свящ. Синод как совещательный орган в составе 5-6 архиереев. Согласившись с предложением митр. Сергия, Сталин спросил о возможном сроке созыва Собора. Митр. Сергий ответил, что Собор можно созвать через месяц. Этот срок, очевидно, не соответствовал видам Сталина, и он спросил: «А нельзя ли проявить большевистские темпы?» - поинтересовавшись мнением Карпова на этот счет. Карпов ответил, что если помочь митр. Сергию транспортом, предоставить самолеты, то Собор можно созвать через 3-4 дня. Договорились, что А. С. соберется в Москве 8 сент. Допустив возможность избрания Патриарха, правительство признало несбыточность большевистских планов полного разгрома Церкви и устранения ее из жизни народа. По существу, были заключены условия своего рода «конкордата», к-рый в основных чертах гос. власть соблюдала вплоть до начала хрущёвских гонений (см. Хрущёв Н. С.). А. С. состоялся через 4 дня после встречи в Кремле в новом здании Патриархии в Чистом пер. в Москве. В его деяниях участвовало 19 архиереев - все, кто в это время находился на кафедрах на не оккупированных нем. войсками территориях: митрополиты Сергий (Страгородский), Ленинградский Алексий (Симанский), Киевский Николай (Ярушевич), архиепископы Красноярский свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , Сарапульский Иоанн (Братолюбов) , Казанский Андрей (Комаров) , Куйбышевский Алексий (Палицын) , Уфимский Стефан (Проценко) , Горьковский Сергий (Гришин) , Ярославский Иоанн (Соколов) , Рязанский Алексий (Сергеев) , Калининский Василий (Ратмиров) , Новосибирский Варфоломей (Городцов) , Саратовский Григорий (Чуков) , епископы Молотовский Александр (Толстопятов) , Курский Питирим (Свиридов) , Кировский Вениамин (Тихоницкий) , Ульяновский Димитрий (Градусов) и Ростовский Елевферий (Воронцов) .

http://pravenc.ru/text/76500.html

Архиепископ Димитрий (Градусов) Когда три мечтателя, встретившись с владыкой Димитрием, стали по очереди подходить к нему за благословением, то, благословляя первого, владыка сказал: «Здравствуйте, Ваше Высокопреосвященство! Как Вы поживаете? Как спасается Ваш многочисленный клир и паства?» - это был Боря Ротов, будущий митрополит Ленинг радский и Новгородский Никодим, Патриарший Экзарх Западной Европы, председатель ОВЦС - один из самых выдающихся церковных иерархов Российского Православия XX века и наставник нынешнего первосвятителя Святейшего Патриарха Кирилла . Второй отрок услышал от владыки вопрос: «Как там Ваши монахи, досточтимый отец игумен? Как Вы спасаетесь о Господе?» Это был будущий архимандрит Авель. Ему владыка Димитрий впоследствии категорически запретил становиться архиереем (видимо, зная, что ему не раз представится такая возможность), всячески подчеркивая, что Господом уготовано ему старческое служение. Из-за этого владыка не разрешил батюшке получать духовное образование и в весьма юных летах постриг его в схиму с именем Серафим (так как схимник по канонам Русской Православной Церкви не может стать архиереем). Помимо этого, пострижение в схиму было вызвано сердечным заболеванием, из-за которого врачи давали юному иеромонаху Авелю буквально несколько лет жизни. Третий мальчик, подойдя под благословение, услышал от прозорливца грозное внушение: «Что же это Вы, отец диакон? Утром на обедне - вечером в театре? Вы уж определитесь, кому Вы служите...» Впоследствии этот человек стал диаконом, но светская жизнь затянула его, и он, в свое время не вняв предостережениям старца, второй раз женился, оставив, согласно канонам, свое служение навсегда. С внуком этого несчастного неудавшегося диакона я потом учился в университете на одном курсе... Стоя с Евангелием в руках, юный иеродиакон грустно думал: куда же ему идти после бдения? Ответ пришел быстро. А будущий батюшка по настоянию своего старца владыки Димитрия в сложнейшее время гонений становится диаконом и постригается в мантию (в 18 лет!), после чего его родной брат, опасаясь преследований властей, попросил оставить их дом... Батюшка, заменявший своим рано осиротевшим (лишившимся отца и матери) четверым братьям и сестрам отца, ушел, не имея в своем сердце и тени обиды. На всенощной, стоя во время полиелея с Евангелием в руках, юный иеродиакон грустно думал: куда же ему идти после бдения? Ответ пришел быстро: сразу после службы к иеродиакону Авелю подошла пожилая прихожанка, всем известная своим тяжелым характером, и предложила ему остаться у нее, так как ее дом находится рядом с храмом. Батюшка на некоторое время поселился у этой женщины, которая потом ему призн а ется: «Стою я во время полиелея, а ты, отец иеродиакон, Евангелие держишь. Тут так жалко мне тебя стало... Думаю: ну куда он пойдет на ночь глядя после службы; предложу-ка я ему переночевать у себя...»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

— Нет, ну и что? Это же все равно не значит, что вы были проходной. Сам факт, что гражданин России с такой уникальной биографией, еще не законченной, вдруг себя таким образом проявил. С одной стороны, я понимаю, тут и гротеск, и есть элемент шутовства, и режиссура хорошая. Все было очень вкусно сделано. Но, на мой вкус, хотелось бы это подержать еще. — У меня не было сверхзадачей само голосование. Я об этом говорил прямо, они не умеют слушать. — Может быть, я тоже прозевал это. — Нет, Вы не уследили по занятости. Дело в том, что я, во-первых, предупреждал, что Церковь (зная хорошо социальную концепцию Русской Православной Церкви) вряд ли разрешит мне баллотироваться. Но думал, а почему бы и нет, в запрете человек, может быть, оно и хорошо, идея такая вроде позитивная. Если бы это произошло, то это было бы беспрецедентно, так же, как, собственно, это мероприятие в Лужниках. Это самый большой стадион самой большой страны в мире. Кто допустил, чтобы с белой пирамиды человек бил в гонг и кричал: русские, нас нет, мы умираем! — Говорят, собралось тысяч 35. — Ровно по турникету – 32, ушло 4830 с чем-то. Мне предлагали, как обычно предлагают: давай солдатиков нагоним. Я говорю: нет, ребята. Вот организаторы. А им казалось, что, чем больше, тем лучше… Я говорю: давайте сделаем честно. — Но все равно, я думаю, что ни один человек, кроме каких-то певцов наших эстрадных, не собрал столько народу. — Никто и не освоил в итоге. На 360 градусов не работал YouTube. Пытались работать. Там проблема, знаете, в чем… — Я картинку поглядел и немножко послушал. Там, правда, мелко было, но все равно… — Но это после Олимпиады. Если вкладывается что-то в память человеку, то после Олимпиады я не вспомню, чтобы такое яркое мероприятие было на этом стадионе. В силу того, что я баллотировался, пресса до этого никогда бы меня не стала рекламировать. Она придала торгашескую нотку, и она вынуждена была, по сути, рекламировать Доктрину. Иван Охлобыстин. Фото Юлии Маковейчук И моей сверхзадачей являлось не президентство. Там парадокс просто случился, что в какой-то момент (я-то думал как пиарщик обычный, технолог) президентство я на Доктрину переведу, они почитают мои предвыборные программы, и они буду ее освещать бесплатно. У меня нет таких денег, чтобы еще и телевидение покупать. Я то, что заработал на бизнесе, на шоу, я кинул в это мероприятие странное. Но, с другой стороны, один раз в жизни живем. Я довел все до того уровня, чтобы не раздражать Церковь, все-таки Церковь беречь, Церковь – мать родная, надо дистанцироваться, чтобы ее волна против меня не коснулась. Я дождался самого яркого выступления Чаплина на самой смотрибельной передаче, сразу выложил у себя в социальной сети, что смиряюсь перед мнением — отказываюсь от идеи стать президентом. Ну вы же знали, я же предупреждал.

http://pravmir.ru/protoierej-dimitrij-sm...

Что касается богослужений, то основная часть служб проходит в Донском храме обители, полностью расписанном фресками. На фресках – сцены из жития благоверного князя Димитрия Иоанновича, вышедшего с Донской иконой в поход против монголо-татарского войска Мамая; лики многих русских князей, святителей и преподобных, а также белгородских святых, среди которых – лик священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского, расстрелянного чекистами в декабре 1918 года. При постриге меня нарекли его именем... А каждую субботу, в день, установленный Церковью для поминовения усопших, в Свято-Троицком пещерном храме, где в любое время года одна и та же температура – плюс восемь градусов, служатся литургия и панихида, на которых поминаются прежде почившие священнослужители, монахи и все православные христиане. Надвратный храм с редким по красоте керамическим иконостасом пока не освящен, но мы к этому идем... За всеми храмами нужно ухаживать, держать их в чистоте и порядке. Работы у братии в этом плане наверняка хватает. Какие еще послушания у них?      Главное послушание – это молитва – стержень монашеской жизни. Недавно ушел в мир иной отец Нестор, очень благочестивый монах, которого я не устаю ставить насельникам в пример. В миру офицер, подполковник, он похоронил жену, детей, пришел в монастырь, принял монашество и, что называется, жил, дышал храмом. После Литургии отец Нестор оставался на панихиду, чтобы помянуть родных. Всенощные не пропускал. Есть у нас еще один монах, перешагнувший 80-летний рубеж, – отец Садок, который тоже живет храмом, постоянно пребывает в молитве. Если говорить о других послушаниях, то, помимо послушаний бытового плана, включающих уборку, готовку, работы на огороде и подсобном хозяйстве с его живностью – овцами, коровами, козочками, курочками (плюс еще пасека); помимо ловли рыбы в летний период в реке Оскол, где однажды кто-то из братии даже большущую щуку поймал, каждое лето мы косим траву и убираем могилы на кладбище. Оно, хотя и является муниципальным, но находится на территории монастыря. В советское время, когда монастырь был закрыт и вход в пещеры завален, местные жители продолжали хоронить на этой горе своих близких, чтобы те были как бы ближе к храму. Теперь кто-то из родственников переехал, кто-то стал слаб и немощен, и мы взяли на себя послушание ухаживать за могилками. Ухаживаем и за братской могилой советских воинов, погибших в боях с фашистами.

http://pravoslavie.ru/99838.html

Владыка Никодим был олицетворением того монашества, которое, образно говоря, шло в бой за веру и Отечество, за наши святыни. Он был пострижеником владыки Димитрия (Градусова). Собратом митрополита Никодима на заре монашеского становления был известный молитвенник и аскет архимандрит Авель (Македонов), впоследствии настоятель Афонского Русского Пантелеимоновского монастыря . Их роднила тесная духовная дружба. И хотя дальнейшие обстоятельства не позволили им подвизаться вместе, они остались единомышленниками и собратьями до конца своих дней. Несмотря на то, что владыка Никодим был активно вовлечен во внешнюю жизнь Церкви — бесконечные симпозиумы, переговоры, поездки по всему миру, встречи на высоком уровне, — мало кто знал, какой глубокой была его внутренняя духовная жизнь. В книге «Человек Церкви» есть воспоминания о том, с каким трепетом митрополит Никодим служил Божественную литургию — истово, благоговейно… На проскомидии всегда поминал много имен. Люди, которые сослужили ему, ощущали это необыкновенное молитвенное чувство и долго не могли забыть его. Не все знают и о том, что благодаря митрополиту Никодиму был спасен Русский Афон. Приехав на Святую Гору, владыка увидел, в каком страшном запустении находится эта обитель и понял, что еще немного, и она может быть окончательно разорена. В ней почти не оставалось насельников, и греки уже присматривались к Руссику, сохранившему огромное количество святынь, духовных и исторически всемирно значимых культурных ценностей. Митрополиту Никодиму пришлось приложить колоссальные усилия, чтобы убедить советское правительство принять участие в сохранении монастыря. Он добился от греческих властей и от Константинопольского Патриархата разрешения на въезд наших монахов на Афон. А ведь Фанар уже почти считал его своим, будучи уверенным в том, что СССР не будет вступаться за эту обитель. По протекции митрополита Никодима отец Авель уехал на Афон, став игуменом Русского Пантелеимонова монастыря. Опубликованная в наши дни переписка владыки со старцем Авелем раскрывает нам образ митрополита Никодима как человека, свято исполнявшего монашеский подвиг, несмотря на столь трудное церковное послушание.

http://patriarchia.ru/db/text/5818278.ht...

     Одно из теплых воспоминаний: батюшка приглашает в свой рабочий кабинет, который был смежным с его кельей (это в нынешнем доме-музее его памяти), кого-то из братии и просит помочь ему ответить на письма, поступавшие на его имя в большом количестве. Диктует ответ и, отвечая на вопрос писавшего, нередко разрешает внутреннюю проблему того брата, которого пригласил. Иногда брата «осеняло» сразу же, иногда значительно позже, но главное – он находил ответ на то, что его беспокоило. Можно сказать, что и таким способом батюшка духовно окормлял братию. А его любовь к братии и пастве, его глубочайшее смирение в полной мере проявились в те декабрьские дни 2006 года, когда батюшка Авель лежал на смертном одре. В праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы он почувствовал, что пришел конец его земной жизни и сказал об этом келейнику Сергию: «Все, отхожу». Тот ему: «Батюшка, а не страшно умирать?» – «А чего мне бояться? Придет Ангел Господень и заберет меня». Сергий же ему говорит: «Батюшка, ну праздник же великий. Все радоваться будут, а тут горе такое. Нельзя праздник портить». Отец Авель слегка улыбнулся и сказал: «Послушание – дело большое. Еще подожду, но не больше двух дней». Прошло два дня и 6 декабря, рано утром, батюшка позвал келейника: «Сережа!» В его голосе слышались бодрость и неподдельная радость. Будто бы он хотел показать послушнику что-то светлое, поделиться чем-то высоким и благостным. Сергий, который был за стеною, подбежал через несколько секунд, но батюшка уже отошел. Глаза его смотрели в одну точку, лицо было радостным, а тело – уже бездыханным. Наивная укоризна прозвучала в его молитвенном обращении к Божией Матери      Благой Промысл Божий свел сельского парнишку Колю с дивным архипастырем – человеком высокообразованным, тонким, воспитанным, дворянского происхождения. Это архиепископ Рязанский и Касимовский Димитрий (Градусов), (в схиме Лазарь), получивший благословение на священство от святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. С детства Коля мечтал стать монахом и во время своего иподиаконства рассказал о своей заветной мечте владыке.

http://pravoslavie.ru/94432.html

Двух мальчиков благословил дружить и всегда помогать друг другу на жизненном пути необыкновенной, святой жизни владыка Димитрий (Градусов), архиепископ Рязанский (впоследствии схиархиепископ Лазарь), у которого они иподиаконствовали. Коля Македонов был пострижен в монашество владыкой Дмитрием в 1945 г. С 1970 г. проводил монашеское – послушание на Афоне в св. Пантелеимоновском монастыре, выполняя поручение владыки Никодима, тогда возглавлявшего Внешнецерковное ведомство. Братия монастыря вскоре определила ему быть настоятелем монастыря. На Афоне арх. Авель пробыл до 1978 г., когда по состоянию здоровья вернулся на родину. Здесь с его именем связано возобновление Иоанно-Богословского монастыря под Рязанью. Здесь он долгие годы был настоятелем. В марте 2004 года архимандрит Авель ушел на покой по состоянию здоровья. При этом Священный Синод Русской Православной Церкви выразил архимандриту Авелю благодарность за понесенные труды по возрождению обители. Благодаря опыту отца Авеля Иоанно-Богословский монастырь взял как высший образец устроения иноческой жизни общежительные монастыри Афона. По благословению отца архимандрита в устав монастыря был внесен ряд положений, сближающих весь строй жизни обители с афонскими тысячелетними традициями. Скончался архимандрит Авель 6 декабря 2006 г. на 80-м году жизни. Погребен отец Авель на территории Иоанно-Богословского монастыря. Владыка Дмитрий со своими духовными детьми. Слева – Борис Ротов, далее Николай Македонов Вид Иоанно-Богословского монастыря Архимандрит Авель   Последние годы жизни Шли годы. Конечно, болезни и возраст брали свое. Но для близких это было почти незаметным. Ну чуть–чуть больше сутулится. Ну ходит с палкой, но ведь гололед…Ну побаливает сердце, а у кого оно не болит… Казалось годы остановились для Н.В. Он по прежнему много и плодотворно работал. События в стране, перемены как к лучшему – в отношении к церкви, так  и к худшему — общий развал страны, не оставили его равнодушным. Вот что писал престарелый маститый ученый за несколько месяцев до смерти в работе «Что бы я сказал, если бы выступил в Государственной Думе». Здесь приводится весь текст работы без сокращений.

http://pravmir.ru/ya-vrag-naroda-ili-uch...

Служба кончилась. Мама стала подвигаться к выходу. Но я не мог уйти. Я хотел узнать, куда можно пойти учиться, чтобы вот так же петь в церкви. Более того, меня изумило еще то, что с хоров стали спускаться и направляться к выходу молодые люди моего возраста. Я оставил мать на паперти и вернулся в храм. Я хотел у кого-нибудь спросить, где можно на все это выучиться. В это время из алтаря вышел какой-то важный священник. Это был архиерей, но тогда я этого не знал. Он был со своей свитой, а на груди у него виднелась круглая иконка. Я прорвался к нему и спросил, где можно научиться быть церковником. Тот терпеливо выслушал меня, посмотрел на мою форму и сказал: «Если вы пожелаете и вас отпустят с работы, вы можете поступить на богословские курсы, которые мы только что открыли в Новодевичьем монастыре». И дал мне адрес монастыря». Прямо из собора Владимир отправился в Новодевичий. Его принял старый священник и рассказал, что поступать на курсы молодой человек может только в следующем, 1948 году, так как учебный год уже начался. Но поступать надо будет в Троице-Сергиеву Лавру, куда в следующем году переведут Богословские курсы, реорганизованные в Московскую духовную семинарию. «Старик этот такой ласковый был, – рассказывал позже Владимир. – Все объяснил, напоил меня чаем». Несколько месяцев потребовалось на то, чтобы уйти с работы. Отец был против намерений Владимира, но мать поддержала сына. Они вообще были очень близкими по духу людьми. Все лето Владимир ходил в Ярославский кафедральный собор, где его уже знали. Однажды он пришел к матери и сказал: «Оденься получше, тебя зовет к себе наш архиерей». Позднее Валентина Андреевна вспоминала: «Я очень испугалась: как это я к такому важному человеку пойду?» Правящим архиереем епархии в те годы был архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий (Градусов) 7 . Он расспросил Валентину Андреевну, не против ли она выбора своего сына Владимира, который решил посвятить свою жизнь служению Богу. Она ответила: «Совсем нет, только рада». На это владыка сказал: «Тогда вот здесь, при мне, благослови его на священническое служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А я ему: «Воистину воскресе!» Он повернулся молча и прочь ушел в алтарь. А после службы мне с ним поговорить-то не довелось, ведь я на первый автобус побежал. Что-то, матушка, он как чудно сказал-тο... Я ведь в Лавру приехал по его страшному слову, поговел, хоть и Пасха, исповедался, а сейчас от причастия. Всех простил, может, и меня Господь простит. Не знал Никандр, что в ту пасхальную ночь мой отец, протоиерей Владимир Недосекин, служил Божественную литургию за 200 километров от нашего села – в храме святого великомученика Георгия в городе Рыбинске Ярославской епархии. Через неделю Никандр скончался...» 43 Новые скорби В 1950–1960-е годы на Ярославской кафедре сменилось несколько правящих архиереев. После ухода на покой владыки Димитрия (Градусова) временно управляющим митрополией с июля 1954 года стал митрополит Херсонский и Одесский Борис (Вик), затем епископ Угличский Исаия (Ковалев); его сменил с октября 1960 года епископ Подольский Никодим (Ротов), в течение полугода епархией управлял митрополит Рижский и Латвийский Леонид (Поляков); с мая 1964 года по сентябрь 1967 года – архиепископ Сергий (Ларин). С октября 1967 года правящим архиереем стал упоминавшийся уже нами митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд) . Отец Павел Недосекин вспоминает: «Я помню, с какой радостью отец всегда принимал митрополита Ярославского Иоанна (Вендланда) и приезжавшего из разных своих епархий сначала епископа, впоследствии митрополита Никодима (Ротова). Тогда мы отправлялись всей семьей, а владыки – с секретарями – в лес за грибами, которых в те времена в лесах было видимо-невидимо... Церковь была тогда гонимой, и это сплачивало духовенство...» Но были, конечно, и тревожные моменты. Государство душило Церковь налогами. В 1961 году отец Владимир отправляет на имя архиерея Никодима (Ротова) прошение о ссуде из епархиальных средств для уплаты налога в 4436 рублей 98 копеек за 1959–1960 годы (огромная сумма для бедного сельского храма!). «Описаны вещи и наложен арест на дом,.. – пишет настоятель храма отец Владимир. – Я ежемесячно уплачиваю по 200 руб., других возможностей не имею» 44 . (Зарплата священника была 160 рублей.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Старинное село Алексино, в котором поселилась семья Недосекиных, расположено на берегу реки Тошмы. Сельский храм в честь Покрова Божией Матери в советские годы не закрывался 34 . Прихожане Покровской церкви в Алексино скоро полюбили нового молодого священника, служившего в храме всегда с великим благоговением. Через год его служения благочинным Переславского округа протоиереем Александром Владимировым отцу Владимиру была дана такая характеристика в его анкете: «Священник Недосекин Владимир Парменович – примерный пастырь, отличного поведения, трезвый и исполнительный в отправлении пастырских обязанностей» 35 . Желая скрасить в провинции жизнь молодых батюшки с матушкой, прихожане Покровского храма приносили им плоды своих трудов. Это были овощи, фрукты, молоко, сметана и творог, в общем, все, чем богаты местные жители. Бог одарил молодую семью первенцем: в 1954 году у Недосекиных родилась дочь Ольга. 31 июля 1954 года, согласно прошению, был уволен на покой архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий (Градусов). Он скончался 10 апреля 1956 года в городе Ярославле и там же был погребен. Почитавший архиепископа Димитрия отец Владимир всю жизнь молитвенно поминал владыку. На место владыки Димитрия был назначен епископ Угличский, викарий Ярославской епархии Исаия (Ковалев), который принял решение перевести отца Владимира поближе к Ярославлю. В селе Смоленском около Ярославля, куда перевели отца Владимира, он стал вторым священником Троицкой церкви. Жить семье опять было негде: то снимали 12-метровую комнатку, то жили в вагончике... В Троицком храме отец Владимир служил недолго – с 14 марта 1955 года по 3 декабря 1956 года. Здесь, в Ярославле, в семье Недосекиных 14 февраля 1956 года родился второй ребенок, при крещении названный в честь святителя Николая (будущий епископ Тихон). Рыбинский приход отца Владимира В трудное для Церкви время атеистического гнета, когда не хватало духовенства, молодые священники назначались правящими архиереями в храмы, где в тот момент была в них острая нужда.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010